9604

Содержание предпринимательского риска

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Содержание предпринимательского риска В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от: польз...

Русский

2013-03-13

44.5 KB

9 чел.

Содержание предпринимательского риска

В соответствии с Гражданским кодексом РФ «предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от:

  •  пользования имуществом;
  •  продажи товаров;
  •  выполнения работ;
  •  оказания услуг».

С точки зрения риск-менеджмента отличительными признаками предпринимательской деятельности, которые должны учитываться при анализе и оценке последствий риска, являются:

  •  направленность на систематическое получение прибыли;
  •  видовая дифференциация;
  •  осуществление деятельности на свой риск;
  •  ответственность по обязательствам, вплоть до принадлежащего предпринимателю имущества в соответствии с законодательством;
  •  самостоятельность деятельности, т.е. необходимость принятия инициативных решений с учетом последствий риска.

Отмеченные признаки свидетельствуют о том, что положительный результат предпринимательской деятельности может быть получен путем реализации особых способностей менеджера по рациональному соединению внешних и внутренних факторов, основываясь на инновационном рисковом подходе.

Направленность и содержание отмеченных признаков предпринимательства определяют особенности отношения менеджера к риску: с одной стороны, менеджер, избегающий рисковых решений, становится опасным для организации, обрекает ее на застой, потерю конкурентоспособности; с другой стороны, главная цель менеджера при управлении риском — добиться, чтобы даже при самом худшем варианте развития событий речь могла идти только о некотором уменьшении ожидаемого уровня результата, но ни в коем случае не о возможности существования самого предприятия. С точки зрения дифференциации основными видами предпринимательской деятельности являются производственная, коммерческая и финансовая. Каждый вид деятельности имеет свой предмет:

  •  производственная - производство товаров и услуг;
  •  коммерческая - реализация товаров и услуг;
  •  финансовая - финансовые потоки.

Общим для этих видов деятельности является наличие риска, который принято называть хозяйственным или предпринимательским риском.

Появление предпринимательского риска — объективная неизбежность.

Его причинами являются:

  •  неопределенность предпринимательской среды, прежде всего —
  •  внешней;
  •  ограниченность (конечность) ресурсов предпринимательства и связанная с этим реальность их дефицита.

Из приведенных причин определяющей является неопределенность среды предпринимательства, которая обусловлена такими факторами, как:

  •  отсутствие полной и достоверной информации об окружающей среде;
  •  ограниченная способность предпринимателя воспринимать и перерабатывать поступающую информацию;
  •  случайность появления неблагоприятных событий в процессе предпринимательской деятельности;
  •  противодействие участников рынка, обусловленное действиями конкурентов, трудовыми конфликтами, нарушениями договорных обязательств.

В условиях переходных экономик риски особенно высоки именно потому, что это не полностью рыночные экономики, политически и социально неспокойные. Чем более развит рынок, чем больше активов и ресурсов являются товарами, тем выше уровень рыночной экономики и меньше абсолютная и относительная рискованность среды предпринимательства.

Факторы риска - условия, обстоятельства, в рамках которых проявляются причины риска и которые приводят к отрицательным последствиям, к нежелательным событиям. Например, наличие значительных размеров активов, которые не покупаются и не продаются (низкая товарность экономики), приводит к тому, что компенсация риска оказывается значительно ниже, чем на высоко развитых финансовых рынках.

Риск — возможность наступления рискового события под влиянием каких-либо факторов риска.

Если рассматривать риск как экономическую (финансовую) категорию, то с ней связаны следующие ситуации:

  •  опасность (угроза) полной или частичной потери ресурсов в результате предпринимаемой деятельности;
  •  недополучение доходов (упущенная выгода) по сравнению с уровнями и значениями, рассчитанными исходя из предпосылок о наиболее рациональном использовании ресурсов и принятого сценария развития рыночной конъюнктуры;
  •  появление дополнительных сверхплановых расходов при осуществлении предпринимательской деятельности.

При рассмотрении предпринимательского риска как финансовой категории важно различать понятия: расход, убытки, потери.

Расходы непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы ресурсов сверх намеченных. В свою очередь потери — это снижение прибыли по сравнению с ожидаемыми величинами, которые, в зависимости от используемых ресурсов в предпринимательской деятельности, могут быть: материальными, трудовыми, финансовыми, временными, информационными, интеллектуальными и специальными. Для сопоставления указанных потерь, измеряемых в различных единицах, используют денежный эквивалент. Наиболее просто оценивать финансовые потери, представляющие собой прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг.

Таким образом, наиболее распространенными характеристиками предпринимательского риска как финансовой категории являются опасность (возможность) потерь денежных ресурсов либо получение доходов ниже ожидаемых, либо появление дополнительных расходов, сверх предусмотренных прогнозом.

Предпринимательский риск — это возможность наступления (опасность возникновения) неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение, направленное на достижение поставленной цели, теряет полностью или частично свои ресурсы, недополучает ожидаемый доход или несет не предусмотренные замыслом дополнительные материальные и финансовые расходы.

Обобщенными характеристиками предпринимательского риска являются:

  •  вид риска, определяемый действующим фактором риска или их совокупностью (кредитный, процентный и т.д.);
  •  степень риска — мера наступления нежелательного события и возможные его последствия;
  •  уровень риска (допустимый, критический, катастрофический) — соотношение степени риска (его последствий) с некоторыми базовыми показателями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80632. Урок розвитку зв’язного мовлення. Письмовий переказ тексту за складеним планом 28 KB
  Мета: Вчити учнів письмово передавати зміст тексту за складеним планом. Розвивати мовлення, збагачувати словниковий запас. Розвивати увагу, пам’ять, мислення. Виховувати любов до природи, бажання допомагати пташкам взимку.
80633. Загальне поняття про дієслово як частину мови 71.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про граматичні ознаки дієслова; формувати уміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; вчити доцільно і правильно вживати дієслова у мовленні; розвивати творчу уяву, виховувати любов до рідної землі.
80634. Рослини – обереги, символи 36.5 KB
  Обладнання: виставка українських оберегів; обереги-рослини. Діти батьківська хата мамина пісня бабусина вишиванка - усе це непересічні символиобереги нашого народу. А як виглядає вишиванка відповіді дітей А чи однаково розшиті чоловічі та жіночі сорочки відповіді дітей...
80635. Урок-конкурс знавців української мови у 3 – 4 класах 36 KB
  Мета: Виховувати любов до рідної мови, рідного краю, його традицій, почуття поваги до всього свого, українського, вдосконалювати мовну культуру учнів, збагачувати їхній словниковий запас, бажання розмовляти рідною мовою.
80636. Будівельні споруди. Виготовлення композиції «Казковий будиночок для улюбленого героя казки» 42.5 KB
  Мета: удосконалювати навички роботи з пластилі ном, природним матеріалом; закріпити знання учнів про рельєф, уміння створювати композицію; форму вати уявлення про мистецтво архітектури, професією будівельника; ознайомити з термінами – черепиця, карниз, фундамент; розвивати спостережливість, уяву...
80638. Маркетинг услуг 42.5 KB
  Маркетинг услуг Маркетинг услуг маркетинг осуществляющийся в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с маркетингом потребительских товаров или промышленном маркетинге. В современный период в развитых странах происходит переход от так называемой индустриальной экономики к сервисной что связано с повышением значимости сферы услуг и превращением её в движущую силу хозяйственного развития. В сервисной экономике многие предприятия обрабатывающей промышленности расширяют предложение услуг Toyot IBM осваивают практике лизинга...
80639. Туристический маркетинг 137.5 KB
  Туристический маркетинг Основные положения. Туристический продукт. отдыхающих внутри страны то туристический маркетинг становится потребностью населения в полноценном проведении отпусков и каникул. Туристический маркетинг совокупность методов и приемов для полного удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических и социальных факторов для рационального с финансовой точки зрения ведения дел туристическими организациями.