96041

Декоративно-прикладное искусство – народные промыслы

Реферат

Культурология и искусствоведение

Древнего человека археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней.

Русский

2015-10-02

54.95 KB

0 чел.

                    Реферат
«Декоративно-прикладное искусство - народные промыслы»





Древнего человека археологи находят в древних славянских курганах
бесчисленное множество черепков глиняной посуды.
Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия,
вылепленные руками, без каких либо специальных приспособлений. Такая
лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с
сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и
людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы;
часто в глиняных фигурках видели духово хранителей человека, его
жилища, скота, посевов.
На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и
в этом виде существуют и продолжают изготовлятся в наши дни.
Примерно в IX X вв. в России появился гончарный круг –
простейший станок или скорее приспособление, приводившееся
первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного
круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности,
а вместе с тем технических и художественных способностей людей.
Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и
утвари, вместе с тем работа мастера гончара не утратила своей
индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и
при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его
мастерстве, и в его воображении.
Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как
фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и
даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей
керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. 
Простейший орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в
незапамятные времена, возможно, как технический прием уплотнения
черепка для достижения лучшего его обжига, еще до появления
специальных печей. Древние развитые культуры славян уже имели целую
систему изображений на сосудах, содержание которых раскрывает
представления людей о мире и природе, связано с трудом земледельца.
Волнистые линии, например, знак воды, прямые линии условно изображали
землю и т.д. На керамике нового времени наряду со множеством
позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно
декоративном значении.
Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. Это
блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости –
лощила – покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем
высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет
поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным.
Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая –
естественного цвета красной гончарной глины. Вторая –
задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода.
Такую черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний
тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до
наших дней. 
В XVII XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду
– крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с
лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей
нередко подражали металлическим. Другой, более простой способ
украшения – обварка – состоит в том, что горячие горшки
вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку. При этом
черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются
округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя
естественный орнамент.
Один из видов облагораживания и украшения глиняных изделий –
покрытие и роспись ангобом – жидко разведенной глиной другого
цвета, чем та, из которой выполнен данный предмет.
В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую ценинную посуду – с
синей и многоцветной (желтозеленокоричневой) росписью, которую
наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью
(непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца
Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван
Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем
сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора. В конце
XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена
более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины,
покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило,
одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной
надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил
своеобразное декоративное направление у народных мастеров
керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся
к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство. В XIX
начале XX в. характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями,
процарапанным, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов.
Русские керамические промыслы в XVIII XIX вв. существовали во многих
селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой
район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов
Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция
изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на
ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали
бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков
из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая
завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для
масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для
каши, сметаны, рукомоев и т.д.
В других местах делали не мореную, а обычную красную, коричневую или
желтоватую посуду из местной глины, украшали ее горизонтальными
полосками, пятнами, коегде веточками, нанесенными белой глиной. Такого
типа гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и
других губерниях. В некоторых районах покрывали красный черепок белым
ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили несложный узор в
виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной глазури. В
Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными
налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и
желтой (железной) характерно для гончарства разных районов второй
половины XIX начала XX вв.
Художественная выразительность русской бытовой гончарной посуды
заключена не столько в цвете или орнаменте, которые, как правило,
очень скромны, сколько в пластическом решении. Нанесение цветных
поясков, желобков или рельефных жгутиков, утолщение краев,
подчеркивание низкого поддона или кольцевой ножки, ручек, которые
хорошо входят в общий силуэт вещи, все это части одного законченного
архитектурноскульптурного целого, гармонично объединяющегося с
родственным ему бытовым окружением. Основные современные промыслы
русской художественной керамики – это гжельский фарфор в
Московской области, скопинская майолика в Рязанской области,
дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в Тульской
области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская
игрушка в Пензенской области.
1.1. Гжель.
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел
– подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших
Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский
район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства
была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово,
Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских. В произведениях
майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено
искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела,
отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали
производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от
хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.
Они создали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с
кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным
изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных
округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного
отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружкишутихи, «напейся не
облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной
росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетовокоричневой
красками по белому фону.
Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости
кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица
типа журавля или цапли – тонким черным контуром с легкой
подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают легкие
условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные,
схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда
архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и
уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и
тонкость раскраски – все это указывает на чрезвычайно высокую
квалификацию и художественную одаренность мастероврасписчиков. Но не
отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опятьтаки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчикповодырь ведет нищего и т.д.
В гжельской майолике объединены пластические достижения народного
гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной
керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений.
Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с
более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще;
преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др.
Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы
и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы
русской народной керамики.
Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего
XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором.
Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой.
На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении
подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство
русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной
трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали посвоему,
отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки
приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой
глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по
всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока.
Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый
ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы
разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью
в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских
трактирах. С развитием во второй половине XIX в. капиталистической
промышленности, выделением крупных фабрик, гжельский район с его
мелкими крестьянскими мастерскими утратил сое значение, а многие
бывшие владельцы мастерских и члены их семей пополнили ряды наемных
рабочих.
Работая на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению
народной традиции в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную
роль в дальнейшем формировании русского фарфора. Скоростная свободная
кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX начале XX в.
получила название «агашка». Само же искусство гжельского промысла
пришло к этому времени в полный упадок и было предано забвению. Только
в 40=-50-х гг. благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и
работам московской художницы Н.И.Бессарабовой искусство Гжели стало
возрождаться. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской
майолики XVIII в. И полуфаянса XIX в. Роспись же была принята
одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной
полуфаянсовой
Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала
большую популярность.
1.2. Скопин.
Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел
декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области.
Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства,
стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных
свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей
города называли «скопинскими свистушниками».
До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные
черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования
скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными.
Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX начала XX в. выполнена
из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают
фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки,
хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали
процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями.
Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с
зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем,
посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в
ямном горне.
Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную
скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера
выполняли единичные фигурные предметы; льва, птицу, шар, самовар и
т.п. и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение
и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом
соревновались в сложности и фантастичности работ. Потом стали
выставлять такие диковинные фигуры и скульптурные кувшины на ярмарке
перед своим обычным товаром для привлечения к нему внимания
покупателей.
Спрос на декоративные изделия поощрил мастеров делать их уже
специально на продажу. Фигурные сосуды возили на праздничные базары в
Москву, Рязань. 
Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной
птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала
фигурка птицы, зайца или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный
корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Порой
делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в руке. Сохранились
подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и
т.д. Среди образов скопинской керамики – Полканбогатырь с
дубинкой в руке, явно пришедший из лубочных картинок. Орнамент, цвет,
сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными,
образуя целостные декоративные предметы.
Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали и просто скульптуру:
драконов, львов. Рассказывают, что один из старых мастеров, работавших
в конце XIX в., Желобов выполнял даже портретные изображения знакомых,
вытягивая их, как обычно, на гончарном круге, по памяти, и дорабатывая
детали от руки.
В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в
упадок. Возрождение его относится уже к 40-50-м гг. В это  время еще продолжали работать старые мастера скопинского промысла,
которые хорошо помнили все основные особенности и приемы исполнения
скопинской керамики. Их опыт и знания постепенно перенимают и
осваивают более молодые мастера, пришедшие в промысел.
В 60-70-х гг. предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной
скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка и
т.д. Наряду с этим создают мастера и традиционные для промысла
квасники с птицами, подсвечники, вазы для фруктов.
Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или
зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках
декоративного и прикладного искусства. Интерес к ним со стороны
ценителей, коллекционеров и просто массового потребителя не
ослабевает. Искусство скопинских гончаров вносит свой яркий штрих в
общую картину современного развития русской народной декоративной
керамики.
1.3. Дымковская игрушка.
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью
и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это
обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному
примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому
фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос,
клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются
всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу
колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках,
именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские
индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с
пышным веерообразным хвостом, конь в яркосиних яблокахкругах, у козла
красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и
видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм,
склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В
женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные
прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки,
муфты, зонтики, сумочки и т.п.
Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двухтрех
дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают.
Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в
электрических муфельных печах. Обожженные до краснораскаленного
состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем
мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую
многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В
настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце.
Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых
красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом
кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута,
намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного
прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор,
сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и
нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных,
заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные,
сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие
подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими
квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ),
наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды
военных, пышные хвосты индюков и т.д.
С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились.
Сохранившиеся от XIX начала XX вв. дымковские игрушки не так
интенсивно расцвечены.
Позднее с развитием промысла появилось много сказочных, исторических
и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики,
карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с
вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с
тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить
специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий
простор творческой фантазии авторов.
Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это –
народная декоративная скульптура. 
2. Дерево. Резьба 
Русская национальная культура тесно связана с деревом. Из него
возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строили речные и
морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы. Вместе с тем русские
мастера большое внимание уделяли художественному резному декору. В его
основу был положен геометрический и растительный орнамент, служивший
не только целям украшения, но имевший магический и ритуальный
характер. Функции оберега выполняют включенные в художественный ряд
образы и символы, такие как Древо Жизни, солярные знаки, птица, конь,
лев, мифологические существа Берегиня, Сирин, Алконост. 
В Нижегородском Поволжье сформировался свой особый стиль резьбы,
впитавший в себя древнейшие традиции русского народного искусства.
Резчики по дереву Нижегородского края были известны далеко за его
пределами. В настоящее время эти славные традиции продолжают
современные народные мастера, виртуозно владеющее художественной
резьбой по дереву и являющиеся одними из самых лучших в России. 
В систему художественных промыслов Нижегородской области входят два
предприятия в Городце и Семенове, на которых занимаются резьбой по
дереву. На фабрике "Городецкая роспись" в г. Городец работает
экспериментальная группа резчиков, среди которых замечательные мастера
Михаил Логинов и Андрей Колов. Ассортимент выпускаемых изделий
разнообразен: декоративные настенные панно и тарелки, шкатулки
сувенирные наборы для специй с резными фигурками людей и животных,
игрушки, пряничные доски резные штампы для нанесения узора на
пряничное тесто. Интересна городецкая скульптура малых форм с сюжетами
из городской и сельской жизни, выполненная с большим юмором и
фантазией. Изделия вырезаются из местных пород древесины дуба, липы,
осины, березы, вручную, с использованием инструментов резцов, ножей,
стамесок. Используется разнообразная техника резьбы
трехгранновыемчатая, контурная, скобчатая и другие. Для произведений
городецких мастеров характерно сочетание резьбы с инкрустацией мореным
дубом. Выполняются заказы на монументальные работы для оформления
интерьеров и экстерьеров общественных и частных зданий.
Второе направление художественной резьбы по дереву развивается на
фабрике "Семеновская роспись" в г. Семенове. Здесь возрожден старинный
промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские
р езные ковши и ложки, точеные бочата, чаши и вазы и поставки
цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно
украшены плоскорельефной резьбой геометрического и растительного
характера. В основе семеновских резных узоров лежат традиции
технических предметов и орнаментального строя древней нижегородской
резьбы. Резьба обогащает форму предмета, выявляет красивую текстуру и
естественный цвет дерева.
Большой вклад в развитие семеновской резьбы по дереву внесли
известные мастера Георгий Матвеев, Леонид Левин, Дормидонт Мазин,
Александр Швецов и другие. 
Помимо фабрик, в Нижегородской области работают много народных
мастеров резчиков, создающих свои произведения как в народных
традициях, так и в свободном современном стиле.
2.1. Хохломская роспись. 
Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского
народного искусства. Родина ее лесной район Нижегородского края к
северовостоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым
селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на
продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в
разные уголки России и за ее пределы в страны Азии и Европы. С древних
времен жившие тут умелые мастера изготовляли красивую деревянную
посуду, а с XVII века этот художественный промысел сложился в
современном его значении. Хохломская роспись получила всемирную
известность благодаря оригинальной технологии и традиционности древних
русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанные
специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают
вареным льняным маслом "олифой" и металлическим порошком. После этого
хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько
слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием
температуры более 100 о серебристая поверхность приобретает золотой
цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем
быту. Основные цвета хохломской росписи черный, красный, золотой. Это
классическое сочетание дополняется введением коричневого, зеленого,
оранжевого, желтого. Роспись выполняется вручную, свободной кистью,
без использования трафаретов.
Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа:
письмо "верховое", при котором красочный орнамент расположен на
золотистом фоне и письмо "фоновое", где узор золотой, а фон черный или
красный. Любимыми орнаментами хохломских мастеров являются: "травка" стилизованное изображение травы; "кудрина"
сказочный золотой цветок с завитками кудрями; "под листок" узор из
листьев и ягод клубники, смородины, рябины, крыжовника. Ассортимент
изделий составляют: отдельные чаши, вазы, "поставки" цилиндрические
сосуды с крышкой, бочата, ложки, а также мебель, наборы столовой и
чайной посуды, наборы для вина, мороженого, меда, рыбы.
В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно
развиваются на двух крупных художественных фабриках: "Хохломской
художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе
Семенове, а также ряд мелких предприятий. Известны старые
потомственные мастера Хохломы братья Красильниковы, Подоговы, Федор
Бедин, Архип Серов, Степан Веселов. Эти традиции промысла продолжают
художники Ольга Лушина, Ольга Веселова, Александра Карпова, Екатерина
Доспалова, Нина Сальникова и многие другие. Хохломские изделия
украшают быт русского человека. Они экспортируются во многие страны
мира, достойно представляют на международных выставках и ярмарках
русское народное искусство.
2.2. Городецкая роспись. 
В селениях, расположенных вокруг Городца старейшего города
Нижегородского края, в середине XIX века становится известным как
художественный промысел оригинальный вид росписи на бытовых предметах.
Это были лукошки и коробки для пряжи из коры липы, детские стульчики и
каталки, дуги для конской упряжи. Особую славу имели городецкие
расписные прялки. 
Прялка, как приспособление для прядения нити, была известна во всем
мире, в том числе и на Руси, с древнейших времен. Городецкая прялка
состоит из широкого "донца" доски на которой сидела прядущая женщина,
и вставлявшегося в донце деревянного гребня стойки, с укрепленным на
нем 
льном или шерстью. На городецких расписных прялках раннего периода мы
видим элементы древнейшей символики: Древо Жизни, птиц, всадников, а с
конца XIX века городецкие художники начали писать и жанровые сцены из
русской провинциальной жизни: чаепитие, катание в каретах, застолье,
военные баталии. 
Прялку грунтовали и расписывали клеевыми и растительными красками
собственного приготовления. Основными цветами городецкой росписи
являлись желтый, черный, зеленый, красный, синий. Роспись делали в два
приема: наложение ярких пятен краски на однородный, чаще всего, желтый
фон; разработка рисунка мазками черной и белой краски, что придавало
объем и акцентировало детали.
После росписи прялки покрывали вареным льняным маслом и просушивали.
Истоки городецкой росписи уходят в древнерусскую иконопись. В развитии
этого промысла выделялись несколько этапов. 
1930-е годы характерны переходом к масляным краскам и новому
ассортименту: мебель, ширмы, декоративное панно, токарные изделия. В
это время работали такие известные мастера, как Игнатий Лебедев, Федор
Краснояров, Игнатий Мазин, Павел Колесов и др.
Этап 1950-х годов связан с новым подъемом и возрождением этого
художественного промысла, благодаря организационной и творческой
деятельности потомственного мастера Аристарха Коновалова. В настоящее
время традиции этого художественного промысла продолжают мастера
фабрики "Городецкая Роспись". Среди них можно отметить Александру
Соколову, Лидию Кубаткину, Лилию Беспалову, Фаину Касатову.
Разнообразен современный ассортимент фабрики: декоративные панно,
ларцы, сундучки, шкатулки, хлебницы, детская и взрослая мебель,
токарная посуда, игрушки. Произведения городецких мастеров привлекают
многоцветием красок, оптимистичностью взгляда художника,
праздничностью картинок русских сказок и народной жизни. 
2.3. Полховмайданская роспись . 
Полховскомайданская роспись один из самых молодых художественных
промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский
Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут
занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек.
Полховскомайданская игрушка или как ее называют сами мастера
"тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную
игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку
от села Полховский Майдан. 
Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их
покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и
тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и
расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой,
синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого
игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок"
наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания
контрастных цветов (красный зеленый, желтый синий и т.п.) художники
добиваются особой яркости росписи.
Основные мотивы узоров этой росписи цветы: роза, мак, ромашка,
тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский
пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также
обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушектарарушек
разнообразен. Одна группа детские игрушки: матрешки, птичкисвистульки,
лошадки, игрушечная посуда, грибыкопилки, балалайки, коробочкияблоки.
Другая группа изделий традиционная русская посуда: солонки, чаши,
сахарницы, "поставки" цилиндрические сосуды для хранения сыпучих
продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и
расписывают пасхальные яйца. 
Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного
производства игрушки с фабричным. Мастеракустари работают всей семьей.
Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия,
женщины расписывают их. Дети также принимают посильное для них участие
в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи.
Среди них выделяются своим мастерством семьи Сентюраевых, Рожковых,
Бузденковых. В селе Вознесенское работает художественная фабрика
"Полховскомайданская роспись". Ее изделия носят преимущественно
сувенирный характер. Среди игрушексувениров большое место занимает
полховскомайданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни. 
Большой вклад в развитие этого промысла внесли художники Елена
Танкова, Елена Горюнова, Антонина Бабина. Яркая самобытность этой
народной игрушки, праздничноприподнятый колорит и наивная
непосредственность росписи делают ее очень популярной как в России,
так и за ее пределами. 
3. Металл. 

Казаковская филигрань. 
Филигрань или скань один из древнейших видов художественной обработки
металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов
filum нить и granum зерно; "скань" от древнеславянского свить,
скрутить. Названия указывают на особенность технологии для
изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и
"зернь", т.е. маленькие шарики. Техника филиграни состоит в следующем:
узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по
нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы
узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но
бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В
гальваническом цехе изделия покрывают серебром. 
Производством изделий из филиграни в селе Казачково Вачского района
Нижегородской области стали заниматься с конца 1930-х годов в артели
"Металлист". Организатором производства была выпускница
Красносельского училища художественной обработки металла О. И.
Тараканова. В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий. 
В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные
лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является
самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть
украшения металлического предмета, как накладка на металл. Эти изделия
целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров вещи
бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем,
в последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной
церкви оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий. 
Для казаковских изделий характерен, в основном, "белый" цвет
посеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные
произведения народных мастеров, они завораживают серебристобелым
цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей,
торжественность и чистоту морозного леса. 
Орнамент филиграни может быть геометрический зигзаги, волны, круги,
полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является
растительный. Основные мотивы цветок с вытянутыми лепестками и длинные
листья с прожилками из завитков. Главный элемент, из которого
создается узор "завивка" овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и
плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющие основу
узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более
тонкой проволоки. 
Казаковские изделия отличает чистота отделки произведения и тонкость
филигранной ручной работы. Филигрань удачно сочетают с другими
материалами эмалью, деревом, костью, резным камнем. На казаковском предприятии работают прекрасные мастера филигранного
искусства. Для развития этого художественного промысла много сделали
художники Л. А. Жесткова, супруги Блоцкие, Р. В. Балашова, В. И.
Тупичкин и другие. Филигранные изделия экспонируются на всероссийских
и международных выставках, отмечены многими наградами, их знают во
многих странах мира. 
4. Ткань 
4.1. 

Ткачество. 
Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского
населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором
женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни,
полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме
гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором.
Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила
пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей
шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и
тогда узорные ткани получались особенно нарядными. 
Крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья
и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества
активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала
1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна
и хлопка пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти,
скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и
орнаментальных полос или клеток. 
Большая роль в современном развитии промысла принадлежит художнику,
искусствоведу Ларисе Кожевниковой. Современные мастерицы освоили
сложные техники ручного ткачества многоремизную, ажурную, переборную,
браную. На произведениях ткачих, особенно на праздничных полотенцах и
декоративных салфетках, тканый геометрический орнамент сочетается с
вышивкой, что придает этим изделиям неповторимое своеобразие. 
4.2. Вышивка
Вышивка, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества,
известна на Руси с X-XIII вв. Ею украшали как будничную, так и
праздничную одежду так и праздничную одежду рубахи, фартуки, головные
уборы, а также бытовые предметы и вещи, относящиеся к декоративному
убранству жилища полотенца, столешники, подзоры, наволочки. Вышивать
умели почти в каждой русской семье как в деревне, так и в городе.
Постепенно вышивка из домашнего занятия, когда изделия делали для
собственных нужд, становится ремеслом изготовлением на заказ, а затем
и промыслом производством на продажу. Местные традиции и их глубокое
знание мастерицамивышивальщицами лежали в основе искусства вышивки.
Нижегородская губерния всегда отличалась большим разнообразием
народной вышивки, но самыми любимыми были такие виды, как тамбур,
строчка и гладь. 
Вышивка продолжает развиваться в Нижегородской области и в настоящее
время на строчевышивальных фабриках. Они расположены в традиционных
центрах народного искусства Городце, Арзамасе, Чкаловске, Катунках,
Нижнем Новгороде, Лыскове, Шахунье, Превомайске и на Бору. Эти
предприятия выпускают широкий ассортимент изделий, украшенных вышивкой, как одежды, так и предметов
домашнего обихода. В настоящее время по развитию строчевышивального
промысла и разнообразию вышивки Нижегородская область занимает одно из
первых мест в России.
В Нашей стране и за рубежом большой известностью пользуется вышивка
"нижегородский гипюр". Это сквозная вышивка выполняется на сетке с
размерами ячеек размером до 1 см, полученной на ткани за счет
выдергивания определенного количества нитей. В других регионах России
эта вышивка не встречается. Сложилась она на рубеже XIX-XX веков, ее
родоначальницами считаются катунские вышивальщицы. Рисунок узора в
гипюре складывается как мозаика в результате разных способом наложения
нитей. В гипюре получили развитие два орнамента геометрический и
растительный. Более 30 видов цветков могут выполнить мастерицы,
сохраняя при этом особенности нижегородского орнаментального стиля.
Успешно развивается в Нижегородской области традиционная золотая
вышивка. Она выполняется специально изготовленными позолоченными
нитями. Эта вышивка применяется для украшения праздничной одежды,
платков и шалей, а также предметов, предназначенных для убранства
интерьеров декоративных подушек, настенных панно. 
Изящными легкими узорами в технике белой и цветной глади расшиваются
женские блузки, костюмы и платья из натуральных хлопчатобумажных и
шелковых тканей. В глади каждая форма орнамента заполняется плотно
примыкающими друг к другу стежками. Эта вышивка применяется и для
украшения скатертей, полотенец, салфеток и др.
Легкой графичностью отличается узор тамбурной вышивки. Тамбур
представляет собой цепочку из мелких петель нитей, которая
образовывает на ткани рельефную линию узора. Изделия строчевышивальных
фабрик отличаются сочетанием современной моды и декоративной отделки в
традициях нижегородской народной вышивки. Всегда узнаваемы
своеобразные растительные узоры, образы солнечных коней, птицысчастья,
которые были у народных мастериц разнообразными по форме и глубокими
по их символической значимости. 
4.3. Кружевоплетение
В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на
коклюшках. Балахна был одним из самых известных центров
кружевоплетения в России. В XIX веке половина всего женского населения
Балахна, а также жительницы соседних селений занимались плетением
кружев. Кружево плетут по "сколку" рисунку, который наносят на бумагу
сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Сколок
закрепляют на подушке валике, набитом сеном или опилками. Выплетают
кружево с помощью коклюшек деревянных палочек, на которые намотаны
нитки. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей
золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до
200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки,
наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец,
воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные
мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей. Выработался особый вид кружева "балахонский манер", своеобразие
которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались
букеты цветов.
Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в
Балахне был открыт центр кружевоплетения, где старейшая мастерица
Варвара Быкова передавала секреты кружевного искусства молодым
художникам. В настоящее время обучение детей и взрослых
кружевоплетению проводится в центрах народного творчества
Нижегородской области. 
5. Камен. Борнуковский резной камень 


Художественная обработка камня древнейший вид народного искусства.
Широкая распространенность и легкая доступность такого материала как
камень, его природная декоративность, разнообразие цветов и узоров,
издавна привлекали к нему народных мастеров. 
В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на
фабрике "Борнуковская пещера" в селе Борнуково, расположенном на реке
Пьяне. Высокий правый берег этой реки состоит из ракушечника и
алебастрового камня. На небольшой глубине проходит пласт поделочного
цветного камня. Разливаясь весной, река размывала берег и со временем
здесь образовалась огромная пещера. В 1920-е годы в селе Борнуково
организовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра.
Одновременно с алебастром выламывался и поделочный цветной камень.
Поэтому в 1930 году было решено открыть при артели камнерезовый цех.
Сюда для организации работы пригласили уральских мастеров опытных
камнерезов. Основной ассортимент художественных изделий сложился при
участии 
уральского художника Шальнова Павла Леонтьевича. Это были письменные
приборы и пепельницы, украшенные изображениями, главным образом,
экзотических животных: львов, барсов, тигров, пантер, слонов. В тоже
время появляются первые скульптурные изображения советских людей:
красноармейца, парашютиста, шахтера, доменщика. В 1937 году
художественные изделия Борнуковских мастеров были отмечены наградой на
Парижской выставке.
В настоящее время на фабрике разработано более 70 видов
высокохудожественных изделий. Это бытовые предметы: ночники,
пепельницы, чашечки, лоточки; декоративные изделия: экраны, мелкая
анималистическая скульптура, а также разнообразные сувениры.
Анималистическая скульптура становится в Борнуково традиционной и
занимает ведущее место в ассортименте.
Изготовляют борнуковские мастера изделия мягких пород камня селенита,
кальцита, гипсового камня ангидрита. Местный поделочный камень богат
по расцветке, он может быть голубым, рыжеватым, коричневым, зеленым,
розовым. Свойства этого высокодекоративного мягкого камня определили
стилистические особенности как художественной резьбы по камню, так и
промысла в целом. В скульптурах народных мастеров видны обобщенность
форм, характерные особенности силуэтов, мягкие сочленения деталей,
умение художника точно передать повадки и характеры различных
животных. Особое место в борнуковской скульптуре занимает русский
медведь, над образом которого плодотворно работал художниккамнерез
Павел Курышев. В творчестве другого мастера Петра Минаева преобладают динамические
образы скачущего коня. Возвышенный романтизм и эмоциональная
приподнятость являются отличительными чертами борнуковского
камнерезного промысла на современном этапе. 
Литература.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.
Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. – 176 с., ил.
Моран А. История декоративноприкладного искусства. – М.:
Искусство, 1982. – 577 с., ил.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:
Знание, 1984. – 144 с.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. –
М.: Высш. Школа, 1992. – 159 с.
Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное
творчество. – 2000. №2. – С.46-47.
ХохловаЕ. Скопинское гончарство// народное творчество. – 1997.
№6. – С.38-40.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81970. Вогонь — друг, вогонь — ворог (Сценарій виступу) 35.5 KB
  Через необережне поводження з вогнем щорік гинуло все більше і більше людей. Вогонь — ворог! Він залишив свої криваві сліди в історії всіх епох і народів. Тисячі міст і сіл зникли в полум’ї вогню. Безцінні твори попередніх поколінь перетворились на порох. Вогонь згубив мільйони людей.
81971. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» 48.5 KB
  Цели урока: проверить знания учеников, развивать логическое мышление, привлечь интерес к интеллектуальным играм, воспитывать познавательный интерес, стремление к победе. Оборудование урока: вращающийся волчек со стрелкой, круг с цифрами, десять конвертов с вопросами...
81972. Захворювання статевих органів. Венеричні хвороби. СНІД 157 KB
  Зустрічаючись люди зазвичай говорят це гарне добре слово бажаючи один одному здоров’я. А що таке здоров’я За визначенням Всесвітньої організації охорони здоров’я – це не тільки відсутність хвороб але й стан повного фізичного душевного й соціального благополуччя.
81973. Доброта та жорстокість 44.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з поняттям «доброта», «жорстокість». Розвивати вміння творити добро, усувати прояви жорстокості в своїй поведінці. Виховувати чуйне ставлення до людей і всього навколишнього світу.
81974. В здоровом теле – здоровый дух 2.14 MB
  Цель мероприятия: способствовать гармоничному развитию учащихся через использование спортивных и интеллектуальных упражнений. Задачи мероприятия: Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом у уч-ся 3-4 кл. Пропаганда здорового образа жизни.
81975. Позааудиторна робота з іноземної мови 636.5 KB
  Позааудиторна робота з іноземної мови є невід’ємною часткою всього навчально – виховного процесу. Вона поглиблює соціокультурні знання студентів за рахунок охоплення великого кола проблем і питань, що виходять за межі навчальної програми та не розглядаються на занятті.
81976. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ SEMANTIC WEB 849.5 KB
  Разработка эволюционного прототипа системы для поддержки процесса планирования учебных курсов. Подход к разработке, основанный на технологиях семантической паутины, экспериментальный на ЭВМ.
81977. Дитина вдома. Побутові небезпеки 48.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із правилами небезпечної поведінки вдома; формувати вміння і навички що допоможуть уникнути побутових небезпек за відсутності батьків; спонукати учнів до виконання правил поведінки вдома; виховувати в дітей обережність.