96122

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Непосредственные формы реализации права. Формы реализация права. Непосредственные формы реализации права. Применение права, как особая форма реализации права. Стадии процесса применения норм права. Отличие правоприменительных актов от нормативных. Стадии процесса применения норм права. Отличие правоприменительных актов от нормативных.

Русский

2015-10-03

182.5 KB

0 чел.

PAGE  34

САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСВА И ПРАВА

Тема: «ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА».

                                                                                       

                                                                                        ВЫПОЛНИЛ:

 

                                                                                         КУРСАНТ 1 КУРСА 3 ВЗВОДА                               

                                                                                         РЯДОВОЙ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ

                                                                                         АЛИМХАНОВ А.А.

                                                                      НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                                                   

                                                                                          СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

                                                                                          КАПИТАН ВН. СЛУЖБЫ

                                                                                           КУЛАКОВ А.В.

САМАРА 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3 

Глава 1. Понятие реализации права. Непосредственные

формы реализации права

§ 1. Формы реализация права………………………………………………..….5

§ 2.  Непосредственные формы реализации права……………………………10

Глава 2. Применение права, как особая форма реализации права

§ 1. Применение права………………………………………………………….14

Глава 3. Стадии процесса применения норм права. Отличие правоприменительных актов от нормативных

§ 1. Стадии процесса применения норм права…………………………….….21

§ 2. Отличие правоприменительных актов от нормативных…………...……28

Заключение………………………………………………………………..……34

Список использованной литературы………………………………….……35 

Введение

       Под реализацией права  понимают  претворение,  воплощение  предписаний юридических  норм   в   жизни   путем   правомерного   поведения   субъектов общественных  отношений  (государственных  организаций,   должностных   лиц, общественных органов и граждан).

Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда,  когда его  принципы  и  нормы  воплощаются  в  жизнь,  реализуются   в   действиях социального  общения.  В  правовом  обществе  народ  с   одной   стороны   и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

В правовом  обществе,   принимая   новый   закон,   законодатель   обязан проследить его соответствие  конституции  и  всем  ранее  принятым  законам, более того, законодатель  должен  следовать  не  только  собственным,  но  и федеральным законам, а так же законам всех субъектов  федерации.  Во  всяком случае, он реализует их в форме соблюдения.  Право  способно  непосредственно воздействовать  на поведение  людей,  но  это  будет   идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется  там,  где право нашло свое позитивное выражение.

     Право создается  для  того,  чтобы  быть  реализованным   в  поведении, деятельности людей, чтобы  воплотиться  в  жизнь.  Без  воплощения  правовых предписаний в жизнь нормы  права  мертвы,  иначе  говоря,  они  теряют  свое социальное назначение.

     Применение права как одна из форм его реализации необходима  там,  где правоотношение, с учетом его сложности и важности  с  точки  зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано  лишь  по  решению органа, который олицетворяет государственную власть, или где  правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его  властных  органов.

История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных  велений  –  это  обещание  награды  и   угроза   физическим принуждением или лишением каких-либо благ. Иными словами – это  всем  хорошо известные методы кнута и пряника.

Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною  должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа.  Без  таких  решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать  правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

  Тема данной курсовой работы является актуальной в связи с тем, что исходной формой реализации  права  государством  является законотворчество.

  Особенно важным становится  применение  права  в  нашу  сложную  эпоху кризисов и  реформ,  так  как  только  государство  в  состоянии  обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений.

     Целью  применения  права  является   удовлетворение   потребностей   и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно  меняются  в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители  должны  в своей  деятельности   учитывать   все   то   новое,   что   необходимо   для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

Целью нашей работы является  анализ понятия реализации норм права, рассмотреть формы их реализации, стадии процесса применения норм права, а также рассмотреть основные отличия правоприменительных актов от нормативных.   

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые включают в себя пять параграфов, заключения и списка использованной в работе литературы.

Глава 1. Понятие реализации права. Непосредственные формы реализации права.

§ 1. Формы реализация права.

     Принятие законов и других нормативно-правовых актов весьма важно, решающее значение имеет осуществление в нашей жизни, на практике содержащихся в них общеобязательных требований Сформулированные в законах и других нормативно-правовых актах нормы только тогда становятся «живыми», когда они воплощаются в действительности, реализуются в сознательно-волевых поступках (действиях) людей.

Что же представляет собой реализация права и, в каких формах она проявляется? Существует огромная научная и учебная литература, посвященная рассмотрению данных вопросов. Сама реализация, как и ее формы, понимается далеко не всегда одинаково.

В одних случаях говорят о реализации права как об определенном, строго об уело в ленном процессе осуществления правовых предписаний, как о воплощении этих предписаний в поведении людей. Довольно типично при этом определение, согласно которому реализация есть «такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей». Иными словами, реализация права рассматривается как воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права, как конкретное проявление процесса правового регулирования1. Это наиболее устоявшееся и распространенное представление о реализации права

В других случаях реализация права рассматривается не только в качестве процесса или внешнего проявления процесса правового регулирования, но и в качестве его конечного результата. В данном аспекте реализация права определяется как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные по ступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий2.

Реализация правовых  норм  -  это  такое  поведение субъектов права, которое  полностью  согласуется  с  предписаниями  правовых норм и исходит из них (правомерное поведение), практическая деятельность  по приобретению, использованию  прав  и  выполнению  юридических  обязанностей.

Это конечный результат правового регулирования. Нормы права, обладая социальной ценностью, являются важным инструментом воздействия на общественные отношения при условии их претворения в жизнь в результате сознательного поведения людей, поэтому реализация права — необходимая сторона его жизни.

Существует различная классификация форм реализации права. Наиболее распространено их подразделение в зависимости от характера правотворческих действий субъектов права.

По этому признаку-критерию обычно выделяют четыре основных формы реализации права осуществление (использование), исполнение, соблюдение, применение. Рассмотрим кратко каждую из этих форм реализации права.

Осуществление (использование) прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом»3. Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке.

Пример — осуществление гражданами России своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции Российской Федерации); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32)4.

Речь идет также о реализации правомочий государственными и иными органами и организациями, которые являются участниками правовых отношений. Действуя в соответствии со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия

В юридической литературе вполне обоснованно указывается на то, что имеется значительное различие в осуществлении прав гражданами и использовании правомочий государственными органами и должностными лицами.

Аксиоматичен тот факт, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав.

По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституцией России и специальным законом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции).

Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в процессе правоприменения.

В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут служить, в частности, конституционные обязанности граждан. Они содержатся в текстах самих конституций, а также других конституционных актов. Это обязанность соблюдать действующее законодательство, своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, нести военную службу. В Конституции Российской Федерации это также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В Конституции Японии — это необходимость для всех в соответствии с законом «обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их обеспечении» (ст. 26).

Исполнение обязательств путем совершения определенных действий в ряде случаев приравнивается к воздержанию от совершения тех или иных действий. Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается — путем активных действий или же воздержания от них, путем бездействия, всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

В отличие от этой формы реализации права соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Иногда соблюдение норм права рассматривают лишь как соблюдение обязанностей. Однако смысл вкладывается всегда один и тот же: воздержание от совершения действий, находящихся под запретом, запрещенных нормами права. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального Конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено: «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей». Для соблюдения зафиксированного данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключаются в том, чтобы не допустить совершения действий, которые бы причинили вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий.

Одной из важнейших форм реализации норм права является применение.

Применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1)  осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2)  имеет индивидуальный характер;

3)  направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4)  реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5)  завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Наиболее подробно эту форму реализации мы рассмотрим в следующей главе данной работы.

§ 2.  Непосредственные формы реализации права.

В нормах права аккумулированы принципы, идеалы, установки и традиции образа жизни, а также требующиеся для его утверждения субъективные права, свободы, обязанности личности Их реализация есть правовая форма жизнедеятельности, так как право закрепляет и выражает основные закономерности общественной практики.

Поскольку норма права — это единство гипотезы, диспозиции и санкции, то, естественно, ее содержание предполагает два уровня (или способа) реализации:

— реализацию диспозиции в правомерном поведении — нормальная реализация;

— реализацию санкции через принудительно навязанное правонарушителю государственной властью поведение — правообеспечительная реализация.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими. Совершенно очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

Реализация обязывающих норм — это совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер. Иначе это может быть названо исполнением. Например, исправительно-трудовое учреждение привлекает осужденного к отбыванию наказания, а осужденный, подчиняясь этому требованию, отбывает назначенное e судом наказание в виде лишения свободы. В случае уклонения от его исполнения реализация этой нормы переместится на второй уровень - принудительного привлечения со всеми дополнительными для осужденного последствиями.

Реализация запрещающих норм — воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет. По-другому это называется соблюдением. Например, воздержание от общественно опасных действии, наказания за которые предусмотрены санкциями норм уголовного законодательства. Когда эти нормы и отношении тех или иных субъектов не «сработали», вступает в действие второй уровень — реализация санкции.

Реализация управомочивающих норм — совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Такая форма еще называется использованием. Например, субъекты покупают и продают принадлежащие им вещи на праве личной собственности, используя диспозиции соответствующих норм законодательства.

Реализация будет нормальной, если субъекты совершают по ступки, дозволенные нормами права. В этих случаях другая сторона выступает в качестве субъекта, обязанного к совершению определенных действий, иначе использование дозволенного поведения окажется невозможным. Если субъекты вступают в правоотношения в соответствии с управомочивающей нормой, то она реализуется через управомоченное и обязанное поведение конкретных субъектов. В случае ее нарушений она реализуется через применение соответствующих санкций.

Следовательно, нормы права в зависимости от характера предписаний реализуются в различных формах непосредственно, через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений (индивидуальная форма реализации); опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений. В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором — их исполнение и использование.

Таким образом, соблюдение, исполнение, использование являются основными формами реализации права, которые полностью соответствуют характеру правил поведения, закрепленных в норме права.

Применение норм права есть особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций).

В отношении санкции как элемента правовой нормы следует выделять следующие формы ее осуществления:

1) установление санкции — определение в норме права вида и конкретных мер наказания, которое может последовать за нарушение той или иной правовой нормы;

2) назначение наказания — избрание компетентным органом в соответствии с законом конкретной меры наказания;

3) исполнение наказания — принятие компетентными органами мер, которые составляют содержание данного вида наказания;

4) применение наказания — выполнение правонарушителем всех требований, предъявляемых к нему в соответствии с содержанием наложенного на него наказания.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права — в общих и конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу — индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению — активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия — добровольное и принудительное осуществление права;

д) по правовому положению субъектов — гражданско-правовая и административно-правовая формы.

Глава 2. Применение права, как особая форма реализации права.

§ 1. Применение права.

Правоприменительная деятельность — это сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации права; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права есть всегда действие, акт поведения управомоченного лица, государственного органа, направленный на реализацию нормы права.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

     Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило  их  на  эту  деятельность.  Однако  это  не  означает,  что граждане не участвуют в  правоприменительной  деятельности.  Нередко  по  их инициативе осуществляется применение права (например,  заявление  гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

     Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция  в известной мере  расходится  с  той,  которая  развивалась  отечественными  и зарубежными  учеными  раньше.  Применение  права,  писал,  например,  Г.  Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных  бытовых  отношений под абстрактные нормы права»5.  Исходя из этого делался вывод  о  том,  что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать  свои  действия  с указанием права, так как для  достижения  юридического  результата  или  для уклонения  от  юридических  последствий  необходимо   «произвести   примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права».

Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению  субъектов правоприменительного процесса в первую  очередь  выделялись  все  же  агенты государственной власти, которые «выполняют задачу  управления  на  основании действующего  права»,  а  среди  них  –  суды,  в  деятельности  которых  «с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права.

     Следовательно, применить норму права  –  это  не  просто  осуществить,

реализовать ее. Это властная  деятельность  компетентного  органа,  которому государство   предоставило   полномочия   на   самостоятельную,   творческую реализацию права.

     Цель  применения  права  –  удовлетворение  не   личных   потребностей

правоприменителей,  а  потребностей  и  интересов  всего  общества.  Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной  значимостью по сравнению с другими формами реализации права.

Акты-действия завершаются принятием актов-документов. Таковы, например: приказ ректора вуза о зачислении студентов; приказ руководителя министерства, главка и другого органа распорядительного характера; приговор суда о наказании преступника; решение суда (арбитража) по спору о гражданском праве; всякого рода распорядительные визы на документах, подлежащих исполнению.

Таким образом:

1) акты применения как документы имеют различные формы, так как опосредуют многообразную исполнительно-распорядительную и охранительную деятельность государства;

2) акты применения предшествуют реализации норм права, их главное назначение — организовать ее;

3) акт применения как действие уполномоченного лица (органа государства) является стадией реализации нормы права.

Следовательно, применение права следует рассматривать в двояком смысле:

— как форму реализации права, так как существуют и другие (соблюдение, исполнение, использование);

— как стадию реализации нормы права, так как применение - это конечная стадия завершающего этапа правового регулирования, представляющего собой действие, которое предписывает последующие поступки субъектов — участников конкретного правоотношения.

Акт применения как документ обладает рядом юридических свойств:

— властное веление;

— индивидуальное веление, основанное на норме права;

— компетентное веление, вынесенное компетентным органом;

— определение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей участников конкретного правоотношения;

— установление мер ответственности за совершенное правонарушение.                                                                                      Следовательно, акт применения — это разновидность юридического факта или элемент сложного фактического состава, имеющий назначением внести организованность, упорядоченность в конкретные общественные отношения.

Акт применения права — это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное письменное или  устное решение компетентного субъекта, принятое на основе нормы права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Наряду с актами применения в практике государственного управления значительное место занимают близкие к ним по значению индивидуальные акты, особенно в сфере экономического руководства. Но они не являются актами применения конкретной нормы. Каждый акт применения права преследует определенную цель, фактическое достижение которой дает возможность считать его эффективным.

Так как применение нормы права связано с осуществлением либо се диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:

— исполнительно-распорядительную деятельность государственного органа (например, распределение материальных фондов);

— правоохранительную деятельность государственного органа (например, приговор суда по конкретному уголовному делу или - то решение по гражданскому делу и т.п.).

Совершенствование деятельности органов внутренних дел предполагает улучшение правоприменения. Если оно обосновано, то этим предопределяется верная направленность и эффективность правового воздействия. Когда на основе акта применения возникло правоотношение, то исполняется не только соответствующая норма права, но и сам акт, которым четко определены субъекты, их права и обязанности. Таким образом, единство нормы права и акта применения укрепляет юридические гарантии правомочий и юридических обязанностей. Но как бы ни было велико значение акта применения, он не влечет автоматически исполнения нормы права. Нужно, чтобы субъекты совершили реально те действия, которые имеются в виду и в норме права, и в акте применения. Только тогда норма права полностью воплощается в жизнь.

По общему правилу реализация актов применения требует проведения организаторской работы государственных органов и других субъектов, применяющих нормы права. Здесь необходимы непрерывные двусторонние связи между субъектом акта применения и субъектами — непосредственными исполнителями. Процесс реализации, информация о нем порождают новые ситуации, вносятся коррективы, либо принимаются в последующем акты применения.

Важную роль в процессе реализации акта применения играет распорядительная и организаторская работа в процессе применения права. Это неюридическая деятельность, но в условиях государственно-организованного общества она носит всеобъемлющий, универсальный характер, облекаясь, как правило, в организационные акты, которые нацеливают членов общества на правильное и четкое исполнение норм права. Иначе говоря, организационные акты применения действуют в сочетании с ними.

Для понимания процесса применения права важно уяснить способствующие ему юридические условия, которые нельзя сводить только к санкциям. Назовем их.

1. Соответствие воли государства, закрепленной в праве, воле социальных субъектов, которые применяют норму. Это главное условие нормального применения.

2.  Наличие четко сформулированных социально полезных целей норм права, осознание которых способствует формированию внутренних мотивов правомерного поведения.

3 Наличие общих предписаний, мобилизующих социальных субъектов на реализацию норм права.

4. Наличие конкретных компетенционных норм, которые прямо имеют в виду обязанность соответствующего органа (должностного лица) применять нормы права.

В литературе высказывалась точка зрения, что применение права можно понимать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова все граждане применяют нормы права, соблюдая, исполняя и используя их, в узком — применение права есть прерогатива только специальных органов. Однако такая трактовка не была оправдана, так как не способствовала выяснению специфических свойств применения права как специальной властно-организующей деятельности государства, поэтому и не получила признания6.

Применение права в каждом конкретном случае оказывает организующее воздействие. Все в совокупности взятые индивидуальные акты в той или иной сфере общественной жизни обеспечивают (вместе с другими формами общественной и государственной деятельности) государственное управление. Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом и способно оказать влияние на развитие конкретных общественных отношений в соответствии с закономерностями его развития.

Для того чтобы выяснить роль применения права с управленческой точки зрения, необходимо прежде всего учитывать его юридические свойства, которые раскрываются через функции применения, т.е. направленность фактического действия правоприменительных актов. Совершенно ясно, что функции применения права не могут противоречить функциям самого права.

Применению права присущи социальные и юридические функции. Под первыми имеются в виду экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные. Под юридическими понимаются регулятивные и охранительные функции, закрепление господствующих общественных отношений, придание им урегулированности и порядка; стимулирование развития новых отношений; охрана общественных отношений от посягательств.

Юридические функции применения права принимают специфический вид и являются правообеспечительными либо выполняют функцию индивидуального (казуального) правового регулирования. Они вытекают из самой природы применения права, в отличие от других форм реализации права.

Соблюдение, использование и исполнение выливаются в многообразную фактическую деятельность субъектов права. Это непосредственная реализация норм права. В отличие от перечисленных форм, применение права таковым не является. Его главное назначение — обеспечить, организовать реализацию норм права путем принятия актов применения. Из этого и вытекают функции применения права.

Правообеспечительная функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Ее выполняет любой акт применения. Например, если не будет вынесен приговор по уголовному делу, то наказание, т.е. исполнение нормы уголовного права, предусматривающей наказание за данное преступление, не будет реализовано. Следовательно, применение права в силу этой функции является способом организации фактического поведения по реализации права.

Функция индивидуального (казуального) правового регулирования состоит в том, что применение права обеспечивает уточнение правовых норм с учетом определенных обстоятельств, конкретизацию субъективных прав и обязанностей участников правоотношения. Так, в приговоре суда на основе нормы права устанавливается конкретная мера наказания, которой должен быть подвергнут данный преступник. Таким образом, эта функция состоит в дифференциации правового регулирования на основе общей нормы права применительно к конкретным случаям.

Глава 3. Стадии процесса применения норм права. Отличие правоприменительных актов от нормативных.

§ 1. Стадии процесса применения норм права.

     

Правоприменительный процесс есть особая разновидность юридического процесса, под которым принято понимать систему логически взаимосвязанных действий и операций, выражающих государственную деятельность по изданию правовых актов, совершению юридически значимых поступков. Процесс — форма движения, развития юридической деятельности Понятие правоприменительного процесса выражает организационную сторону правоприменения, его элементы и основные стадии осуществления властной реализации правовых норм. Это основанная на нормах процессуального права, развивающаяся во времени практика правоприменительной деятельности. Процесс организационно оформляет и дифференцирует основные способы применения права. Главными элементами правоприменительного процесса являются: правоприменительное производство, правоприменительный режим и стадии, регламентированные процессуальными нормами.

Правоприменительное производство представляет собой качественно однородную группу процедурно-процессуальных действий по властной реализации каких-либо обособленных материально-правовых норм. Такие действия объединяются единством конечной цели, потребностями профессиональной специализации труда правоприменителей, соображениями о повышении эффективности правового регулирования. В качестве примера можно привести исковое производство в гражданском процессе, производство по делам несовершеннолетних и по применению мер медицинского характера в уголовном судопроизводстве, регистрационные действия и разрешение административных споров в административном праве.

Правоприменительный режим в качестве разновидности правового режима выражается в складывающемся на основе процессуальных норм порядке осуществления правоприменительной деятельности, определяемом сочетанием и взаимодействием запрещающих, обязывающих и управомочивающих норм права. Это своеобразная внутренняя атмосфера правоприменения, раскрывающаяся в используемых методах и способах правового регулирования. Как подчеркивает С. С. Алексеев, это порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, дозволений, запретов, а также позитивных связываний и создающий особую разновидность регулирования7. Режим формирует и подчеркивает своеобразие отдельных правоприменительных производств.

 Применение права – единый и вместе  с  тем  сложный  процесс,  имеющий начало и окончание. Он состоит из  нескольких  логически  связанных  друг  с другом  стадий,  в  рамках  каждой   из   которых   разрешаются   конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

           В юридической литературе  нет  единства  мнений  о  количестве  стадий правоприменения.

Стадии представляют собой взаимосвязанные и последовательно развивающиеся этапы правоприменительной деятельности или, как отмечает С. С. Алексеев, относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций), выражающих развертывание содержания правоприменительной деятельности8. Понятие стадийности отражает внутреннюю логику правоприменения, прохождение определенных ступеней юридического процесса и совершение при этом необходимых организационных, интеллектуальных, волевых и других действий

Вопрос о числе стадий правоприменительной деятельности и их наименовании в литературе дискуссионен. Так, Ю Г Ткаченко выделяет пять основных стадий' 1) анализ фактических обстоятельств дела; 2) выбор нормы и удостоверение правильности ее текста; 3) уяснение смысла и содержания юридической нормы; 4) разъяснение юридической нормы компетентными органами, если после уяснения данной нормы ее смысл требует специального раскрытия; 5) принятие решения9. Шесть стадий в процессе применения права называет Я. С. Михаляк: 1) анализ фактических обстоятельств рассматриваемого случая, к которому следует применить норму права; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению к рассматриваемому случаю; 3) уяснение смысла избранной нормы права, то есть толкование применительно к рассматриваемому случаю; 4) издание акта применения избранной нормы права к рассматриваемому случаю; 5) совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного акта применения; 6) проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения10. Эти две точки зрения приведены в качестве примеров подобной детализации тех действий и условий, которые сопровождают процесс единичного правоприменения и входят, а его содержание, по млению данных авторов. Положительный момент такого понимания стадий правоприменительной деятельности заключен в подробности анализа познавательных и организационно-технических задач, которые решает правоприменитель. Однако в подобных взглядах наблюдается смешение основных стадий с неосновными, факультативными, а также чрезмерное отождествление применения права с управленческим циклом вообще. Более того, выделение в качестве стадий правоприменительной деятельности таких моментов, как уяснение смысла и содержания юридической нормы, разъяснение юридической нормы (Ю. Г. Ткаченко); совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного акта применения права; проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения (Я. С. Михаляк) означают постановку в один ряд действительно узловых моментов правоприменения, выражающих его внутреннюю логику, с общими условиями обеспечения правильного применения права. Поэтому более предпочтительна, на наш взгляд, позиция рассмотрения правоприменительного процесса через призму трех основных стадий: а) установление фактических обстоятельств дела; б) выбор правовой нормы и ее анализ; в) принятие правоприменительного решения и его документальное оформление.

Процесс применения права начинается (первая стадия) с исследования фактических обстоятельств дела, подлежащих урегулированию посредством правоприменения, выяснения потребности в этом или необходимости Известно, что одни правоприменительные производства могут возбуждаться только по желанию конкретных лиц (исковое производство), другие — начинаться в силу определенного законом юридического факта (расследование и рассмотрение уголовного дела) Окончательное же решение о возбуждении правоприменительного процесса, относящееся к компетенции должностного лица, принимается после изучения фактических обстоятельств дела. Это не означает, однако, что на данной стадии имеет место чисто фактическая, а не юридическая деятельность. Наоборот, фактическое и юридическое содержания в исследовании обстоятельств дела переплетаются и находятся в неразрывном единстве. От фактов жизни к нормам и от права вновь к фактическим обстоятельствам развивается познание правоприменителя. «На практике применение права представляет собой непрерывный, все более углубляющийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обращение то к фактам, то к юридическим нормам: на основе анализа норм возникает необходимость более глубоко исследовать фактические обстоятельства; анализ же фактических обстоятельств вынуждает вновь обратиться к нормам, уточнить отдельные юридические вопросы и т. д.»11.

Основными вопросами, подлежащими выяснению и разрешению на первой стадии, являются следующие.

1.  Устанавливаются возможность отнесения рассматриваемых общественных отношений к социально-правовой среде, урегулированность их правом.

2.  Познаются юридическая значимость исследуемых обстоятельств и конкретное место в предмете регулирования соответствующей отрасли права.

3.  Выясняется личностный аспект подлежащего урегулированию общественного отношения. Производится в связи с этим сбор данных о личности субъектов, к которым применяется правовая норма.

4. Проводится работа по сбору, анализу и процессуальному закреплению доказательств, определяющих юридическую основу рассматриваемого дела.

5. Осуществляется юридическая оценка собранных доказательств и, таким образом, устанавливается объективная истина по делу.

Все перечисленные вопросы разрешаются взаимосвязано, в комплексе и, в свою очередь, состоят из множества диктуемых обстоятельствами дела и требованиями процессуальной формы частных ситуаций. Если выбор, анализ нормы права и принятие решения по делу являются в большей мере внутренним интеллектуально-волевым процессом, то выяснение фактических обстоятельств находится как бы «на поверхности» всего процесса правоприменения, облекается в форму фактических и организационно-правовых отношений. Это означает, что многие вопросы выбора и разработки оптимальной процессуальной формы правоприменения относятся уже к первой стадии правоприменительной деятельности.

Выбор и анализ подлежащей применению нормы права составляет вторую стадию правоприменительного процесса. Поиск необходимого нормативного материала осуществляется правоприменителем одновременно с исследованием фактических обстоятельств дела по мере развития процесса правовой квалификации. Такая неразрывность процессов познания фактической и юридической природы рассматриваемого дела в какой-то мере дает основание даже для объединения этих двух стадий правоприменительной деятельности в одну, которую можно было бы назвать стадией исследования фактических и юридических обстоятельств дела. Однако целесообразно все же различать два объекта юридического познания: факты жизни и нормы права. Юридические нормы — это то, что применяется (тогда как обстоятельства дела — это то, к чему применяется, то есть, по существу, объект применения)12. Отличия в функциональном назначении этих двух сторон юридического познания и деятельности позволяют выделять и соответствующие функциональные стадии правоприменительного процесса.

На стадии выбора и анализа нормы права решаются следующие основные вопросы:

1)  выбор нормы материального права, подлежащей применению;

2) выбор норм процессуального права, обслуживающих применение данной материально-правовой нормы;

3)  проверка подлинности и юридической значимости выбранных правовых норм;

4) проверка правильности текста соответствующих норм права,

5) надлежащее истолкование выбранных правовых норм для их правильного применения.

Все указанные вопросы, решаемые на стадии выбора и анализа нормы права, преследуют цель обеспечения правильной юридической квалификации. Происходит постоянно развивающийся процесс приурочивания материальных и процессуальных правовых предписаний к фактическим обстоятельствам дела и возникающим задачам правового регулирования. Здесь же разрешаются выявленные затрудненные, нетипичные ситуации правоприменительного процесса. Устраняются препятствия к вынесению решения материально-правового характера.

Первые две стадии правоприменительного процесса подготавливают все необходимые условия для центрального момента правоприменения — принятия окончательного решения по делу и его документального оформления (третья стадия). Качество правоприменительного решения всецело зависит от степени подготовленности внешних и внутренних условий интеллектуально-волевого творчества. Внешние условия правоприменительного творчества складываются из совокупности факторов, которые образуют конкретную обстановку рассмотрения и разрешения данного юридического дела. Сюда относятся, наличие информации о фактических и юридических обстоятельствах дела, качество данной информации и степень ее подготовленности для принятия решения, возможное противодействие заинтересованных лиц, уровень технического обслуживания правоприменительной деятельности и т.д. Внутренние условия принятия правоприменительного решения характеризуются состоянием сознания и воли правоприменителя, степенью его подготовленности к осуществлению работы по применению права.

Стадия принятия решения и его документального оформления имеет несколько аспектов познания: как формально-юридическая, нормативно-квалификационная проблема, как психологическая проблема правоприменительного творчества, как государственно-властная, управленческая деятельность13; как проблема юридически правильного документального оформления результатов правоприменения. Перечисленные подходы показывают наиболее социально и юридически значимые блоки деятельности, которой заканчивается правоприменительный процесс.

Правоприменительный процесс заканчивается вынесением акта применения права. Это своеобразный социальный и юридический итог всей предшествующей деятельности по познанию фактической и правовой основы рассматриваемого дела и квалификации общественного отношения. В нем находит выражение государственно-властная констатация и меры субъективных прав и юридических обязанностей субъектов, к которым применена правовая норма. Правоприменительный акт концентрирует в себе социальные и юридические особенности состоявшегося применения права. Поэтому вряд ли обоснованно встречающееся иногда в литературе мнение о фактическом проведении в жизнь принятого решения как особой стадии правоприменительного процесса, наступающей после вынесения правоприменительного акта. Дело в том, что реализация принятого решения, при всей несомненной и исключительной важности, выходит за пределы проблемы применения права Она, как правило, протекает в новых исполнительно-распорядительных отношениях, может осуществляться иными субъектами и в иных процедурных формах. Исполнение принятого решения, на наш взгляд, выступает в качестве составной части правоохранительной, а не правоприменительной деятельности Это означает, что акт применения права как продукт и итог всего процесса властной реализации правовых предписаний обладает особой социальной ценностью, проявляющейся в способности служить непосредственной юридической основой индивидуального регулирования общественных отношений.

§ 2. Отличие правоприменительных актов от нормативных.

Нормативный акт – это официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений.

В РФ принято следующее разделение нормативных актов по уровням: высшим актом является Конституция (Основной Закон) РФ, далее законы, применяемые верховным органом законодательной власти страны, указы, затем подзаконные акты (нормативные акты правительства, министерств и ведомств), и на нижнем уровне - локальные нормативные акты, издаваемые руководителями организации, компании в пределах своей компетенции.

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Исходя из данных определений, можно выделить отличия и особенности нормативных актов и правоприменительных актов.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

2.  Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы поименно определенным лицам.

Индивидуальное значение акта применения права состоит в том, что предписание, содержащееся в нем, несет в себе программу не общего, а конкретного поведения субъектов Подобный акт адресуется персонально определенным лицам, нацелен на урегулирование конкретного жизненного отношения и, как правило, имеет разовое значение для юридической практики. В литературе справедливо отмечается, что акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение14. Этим свойством он отличается от нормативного акта и других источников права.

3.  Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования.

4.  Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения Министерства юстиции Российской Федерации.

Акт применения права оформляет состоявшуюся правоприменительную деятельность. Это особая разновидность правового акта, в котором выражено единство государственной воли, заключенной в нормах права, и воли правоприменителя, его издавшего. Акт применения права есть решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление. Другими словами, это индивидуально определенное государственно-властное предписание, выраженное в официальной форме, по конкретному юридическому делу.

Акт применения права имеет свои особые черты характеризуется государственно-властным значением; содержит в себе индивидуальные предписания; является юридическим фактом для последующих правоотношений, издается в официальной форме.

Правоприменительный акт в механизме правового регулирования выполняет роль особого юридического факта, влекущего возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Это показывает его социальную ценность и конкретную юридическую значимость в правовой системе. На основе правоприменительных актов возникают и реализуются многие субъективные права и обязанности (право на труд, образование, отдых), устанавливаются и конкретизируются факты жизни, имеющие юридическое значение, применяются меры ответственности и т. д

Правоприменительный акт имеет четкую, формально определенную, установленную законом форму. Именно форма дает наименование, своеобразный словесный «портрет» системе правоприменительных актов. Наиболее типичными по форме актами применения права являются приговоры, решения и определения судов, постановления следователей, приказы о поощрении и наказании работников и т. д. Форма подчеркивает официальный характер и юридическую значимость акта применения права. Анализ формы акта позволяет установить: от какого органа или должностного лица он исходит, в отношении кого он издан; сущность решаемого вопроса, правовые последствия, вытекающие из разрешенного дела, дату и подпись должностного лица.

Акты применения права в качестве юридических документов характеризуются формализацией своего содержания. Оно в «классическом варианте» выглядит как последовательное единство и взаимосвязь четырех элементов, вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части правоприменительного решения.

Во вводной части обычно излагаются; наименование органа и фамилия должностного лица, рассматривающего юридическое дело; наименование самого дела, время и место его рассмотрения. Все это относится к числу реквизитов правоприменительного акта, показателей его легальности.

Описательная часть выражается в письменном изложении фабулы юридического дела. Здесь содержатся выявленные должностным лицом фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение. На основе принципов относимости и допустимости правоприменитель делает краткий анализ фактического жизненного отношения, подлежащего правовому регулированию. Тем самым закладывается основа для объективной и беспристрастной правовой квалификации, В юрисдикционном правоприменении описательная часть решения содержит изложение добытых доказательств, в соответствии с которыми решается юридическое дело. При поощрительном применении права в описательной части решения излагаются положительные результаты работы или службы субъекта, который подлежит поощрению.

Мотивировочная часть правоприменительного акта содержит в себе юридическую аргументацию излагаемого ниже решения по делу. Обычно она выглядит в виде ссылок на нормы материального и процессуального права, в соответствии с которыми решается данное дело. Роль мотивировочной части в обеспечении справедливости и законности акта применения права исключительно велика. Юридическая аргументация показывает и подчеркивает, что в принимаемом решении нет места произволу должностного лица, а наоборот, дело рассматривается в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и, следовательно, принимаемое решение имеет законный характер.

Резолютивная часть акта применения права излагает содержание принимаемого решения в виде индивидуально-властных правовых предписаний. В них констатируется объем прав и обязанностей субъекта, к которому применена норма, либо определяются меры поощрения или наказания. После этого следует подпись должностного лица, а в необходимых случаях — печать правоприменяющего органа.

Все перечисленные части акта применения права в полном виде содержатся в так называемых классических видах актов (судебные решения, приговоры, некоторые акты предварительного следствия). В деятельности же органов исполнительной власти (администрации городов и районов, заводов, учреждений) довольно часто встречаются правоприменительные акты в «усеченной», краткой форме и содержащие в себе только несколько частей (вводная и резолютивная). Это делается из соображений экономии средств и стремления уменьшить формализм в юридической деятельности.

Все акты применения права в правовой системе общества образуют достаточно сложную многоуровневую подсистему индивидуальных правовых актов. При этом в различных сферах общественной жизни преобладают особые акты, обусловленные спецификой регулируемых общественных отношений. Например, в механизме реализации прав и свобод личности можно выделить, конкретизирующие (регламентирующие), разрешающие акты, акты о признании, регистрационные, учредительные, запрещающие акты15. В общетеоретическом плане все акты применения права принято делить по функциональному значению на акты-регламента торы и правоохранительные, или правообеспечительные, акты. Акты-регламентаторы издаются для регулирования позитивной, то есть правомерно развивающейся человеческой деятельности в форме регулятивных правовых отношений. Это подавляющее большинство всех вообще актов правоприменения, но наиболее специфичны подобные акты в работе исполнительно-распорядительных органов государства, гражданско-правовом судопроизводстве, повседневном управлении промышленностью, сельским хозяйством, культурой и т. д. Правоохранительные акты издаются в связи с контрольно-надзорной и правоохранительной деятельностью специальных правоохранительных органов. Они направлены на предупреждение, выявление и устранение правонарушений, а также регулируют применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Подобные акты — результат развития правоохранительных отношений и обеспечения режима законности.


Заключение

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и  принудительных  мер,  открывается  возможность  своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в  удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться  принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.

     При  таком  условии  глобальная  перспектива  состоит  в   постепенной

отпадении необходимости  специализированного  государственного  принуждения.

Само содержание права  обуславливает  добровольное  повиновение  со  стороны подавляющего большинства граждан.

Право реализуется тогда, когда требования правовых норм воплощаются  в общественных отношениях. Реализация   права   составляет   непосредственный    результат    правового регулирования, конкретное его проявление.

          Социальное  назначение  права  состоит  в  том,   чтобы   регулировать

поведение людей. Однако установленные  государством правовые нормы не  могут выполнить регулирующей роли без сложного механизма и их реализации.

     Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т. е. таким  поведением,  которое  соответствует  правовым  предписаниям.  В одном случае это активные положительные действия  (использование  права  или исполнение обязанности); в другом - это бездействие  субъектов  (воздержание от   совершения   противоправных   действий).   Следовательно,   правомерное поведение  субъектов   общественных   отношений   реализует   норму   права, неправомерно - нарушает.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1.  Конституция РФ. Официальный текст по состоянию на 15 декабря 1998 года с Историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1999.
  2.  Федеральный Конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  3.  Собрание актов Президента и Правительства РФ 1994. - №15. Ст. 1173.

Учебные пособия:

  1.  Алексеев С. С. Теория права. Харьков, 1994. С. 170.
  2.  Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. С. 232.
  3.  Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. С. 280.
  4.  Васильев  А.М.  «О  правоприменении  в  процессуальном  праве.  Проблемы   соотношения материального и процессуального права». М., 1999. С. 23.
  5.  Витрук И. В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение 1983. № 2.С. 5.
  6.  Григорьев Ф. А., Черкасов А. Д. Применение права // Теория государства и права. Курс лекций / Под. ред. Я. И. Матузова, А. В. Малько М., 1997. С. 419.
  7.  Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003.
  8.  Общая теория права. Курс лекций. / Под ред. Бабаева В.К. Нижний-Новгород, 1993 г. 11. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / М.: Издательство БЕК, 1994.
  9.  Михаляк Я.С. Применение социалистического права в период развернутого строительства коммунизма. М., 1963. С. 24.
  10.  Общая теория права / Под общей ред. А. С. Пиголкина М   1996. С. 263.
  11.  Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. /. М.: Юрид. л., 1994.
  12.  Теория государства и права / Под ред. Н. А. Катаева и В. В. Лазарева Уфа, 1994. С. 374.
  13.  Ткаченко Ю. Г. Применение социалистического права // Теория государства и права / Под ред. А. М. Васильева. М., 1977. С. 385.
  14.  Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995.С. 79.

Монографии и статьи:

  1.  Боронбеков С. Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов. Юридическая техника: Учебно-методическое пособие. Рязань, 1998.
  2.  Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.

1 Общая теория права / Под общей ред. А. С. Пиголкина М   1996. С. 263.

2 Теория государства и права / Под ред. Н. А. Катаева и В. В. Лазарева Уфа, 1994. С. 374.

3 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003.

4 Конституция Российской Федерации// Российская газета. 1993. 25 декабря.

5 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995.С. 79.

6 Васильев  А.М.  «О  правоприменении  в  процессуальном  праве.  Проблемы   соотношения материального и процессуального права». М., 1999. С. 23.

7 Алексеев С. С. Теория права Харьков, 1994. С. 170.

8 Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. С. 232.

9 Ткаченко Ю. Г. Применение социалистического права // Теория государства и права / Под ред. А. М. Васильева. М., 1977. С. 385.

10 Михаляк Я.С. Применение социалистического права в период развернутого строительства коммунизма. М., 1963. С. 24.

11 Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. С 233.

12 Алексеев С. С. Проблемы теории права Т. 2. С. 251.

13 Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. С. 280.

14 Григорьев Ф. А., Черкасов А. Д. Применение права // Теория государства и права. Курс лекций / Под. ред. Я. И. Матузова, А. В. Малько М., 1997. С. 419.

15 Витрук И. В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение 1983. № 2.С. 5.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54069. Дифференциация звуков с – з. Развитие речи по лексической теме «Зима» 63 KB
  Картинки с изображениями Дети катаются на лыжах Дети катаются на санках Дети катаются на коньках Дети лепят снеговика. Дети повторяют движения за логопедом. Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения. Дети лепят снеговика.
54070. Подолання вад звуковимови й звукосприймання 23.89 MB
  Виправлення недоліків звуковимови проводиться у певній послідовності за прийнятою методикою. Під час цих вправ звертається увага на положення язика: корінь спокійний а кінчик язика біля нижніх різців. Вправи для язика: рухи язиком вперед і назад відкритим ротом як котик...
54071. Здоровым и грамотным должен быть каждый! Логопедическая спартакиада 63.5 KB
  Скачет лягушонок Дети хлопают в ладоши Квакваква прыгают на месте Плавает утёнок хлопают в ладоши Крякрякря Ставят руки к груди и разводят в стороны. Прыгает козлёнок Хлопают в ладоши Ме – ме ме Ставят руки на пояс наклоняются вперёд А за ним ягнёнок Хлопают Бе – бе – бе приседают Вот мы на зарядке Хлопают Раз дватри Прыгают на месте Все вокруг стараются Хлопают Спортом занимаются Шагают на месте Эстафета Собери букву По команде: Марш первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу. Звуковая разминка...
54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.
54073. Звук "ш". Лісова школа (Старша логопедична група) 1.38 MB
  Формувати в малят уявлення про навчання в школі ознайомити із звуком ш акустичною характеристикою; закріпити вміння ділити слова на склади визначати звук який найчастіше звучить у вірші аналізувати слово з допомогою звукових фішок пригадувати слова зі звуком ш ; узгоджувати числівники з іменниками в орудному відмінку; розвивати фонематичні процеси слуховий контроль. Обладнання: фішки для звукового аналізу шишкикартинки картинки з предметами у множині іграшка Лунтик...
54074. Логопедичні міні-заняття як дієва форма корекційно-розвивальної роботи з дітьми дошкільного віку 196 KB
  Наприклад вправа Хто летить хто не летить Учительлогопед промовляє вірш а діти пантомімою зображують: Хто летить хто не летить. Так швиденько покажіть Хто летить хто не летить. Летить летить воронаЛетить летить корова Летить летить шпак Летить летить грак. Летить летить горобчик.
54075. ЛОГОПЕДИЧНА РОЗВАГА «СВЯТО БЕРЕЖЛИВОСТІ» 140 KB
  Закріпити словник споріднених слів гончар гончарство гончарський гончарний гончарня; уточнити та розширити словник антонімів чистий брудний святковий буденний повсякденний натуральна природна штучна однотонна різнокольорова теплий холодний літній зимовий новий старий рвати штопати бруднити ...
54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислів’я; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...
54077. Использование вектора на логопедических занятиях 216 KB
  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.