96144

Опалубочные системы строительства монолитных сзданий

Реферат

Архитектура, проектирование и строительство

Впервые использование опалубки упоминалось в документах Римской Империи. При помощи опалубки возводили достаточно большие здания например Пантеон который и на сегодняшний день выглядит довольно крупным объектом который не мог быть построен без опалубочных систем. Во времена СССР рентабельному и быстрому строительству уделяли особое внимание а потому появились новые более сложные виды опалубки при помощи которых возводили как жилые многоэтажные дома так и грандиозные сооружения. С развитием строительных технологий бетонные...

Русский

2015-10-03

74.35 KB

1 чел.

Введение.

   Сегодня опалубочные системы стали неотъемлемой частью монолитного строительства. Несмотря на то, что популярным такой тип строительства стал не так давно, сама опалубка появилась много столетий назад, когда люди научились использовать бетон.

   Впервые использование опалубки упоминалось в документах Римской Империи. Во времена расцвета этого великого государства, строительство там развивалось с огромными темпами. Для патрициев возводили великолепные дворцы, а бои гладиаторов проводились на новых аренах. Тогда же уже использовался современный аналог бетона, применение которого подразумевало наличие специальных форм для заливки такого бетона. Роль такой формы и исполняла первая опалубка, цена которой на тот момент была достаточно высокой. При помощи опалубки возводили достаточно большие здания, например, Пантеон, который и на сегодняшний день выглядит довольно крупным объектом, который не мог быть построен без опалубочных систем.

   После римлян опалубка стала появляться в различных других странах, где в течение веков она совершенствовалась и становилась все более удобной и практичной в работе. В средние векам она перестала быть элементом элитного строительства и с ее помощью начали возводить церкви, монастыри, небольшие храмы.

   Неизменным атрибутом строительства опалубка была и в дореволюционной России. Конечно, тогда можно было купить опалубку более простой конструкции, нежели сегодня, но уже тогда она была более совершенной и ближе к современной по своей конструкции. Однако до рамных и балочных конструкций, которые чаще всего используются сегодня, ей было еще довольно далеко. Во времена СССР рентабельному и быстрому строительству уделяли особое внимание, а потому появились новые более сложные виды опалубки, при помощи которых возводили как жилые многоэтажные дома, так и грандиозные сооружения.

   Строительство является одной из основных сфер производственной деятельности человека.

   В последние десять лет коренным образом изменился не только подход к вопросам целей и задач строительства, но и к выбору методов технологии и организации строительства. Это в первую очередь связано с активно растущей потребностью российского общества в коренном улучшении качества жтилья и общественных зданий, в необходимости научного подхода к использованию всех видов ресурсов, применяемых на строительных площадках.

   На ранней стадии строительства бетонных сооружений опалубке и опалубочным работам не придавали должного значения. Опалубку, как правило, выполняли непосредственно на строительной площадке без предворительного проектирования. С развитием строительных технологий, бетонные конструкции стали менее массивными и состоят из большого числа элементов, в результате чего сильно увеличился расход опалубки на 1 м3  уложенного бетона. Строительная практика показывает небходимость в промышленном изготовлении конструкций опалубок и выборе их материала. Опалубка – важный фактор, влияющий на технологию и стоимость строительства. Анализ затрат на возведение железобетонного каркаса здания показывает, что для снижения стоимости строительства необходимо в первую очередь уделять внимание опалубкам и опалубочным работам.

Назначение и устройство опалубки

   Опалубка — временная вспомогательная конструкция, образующая форму изделия. Опалубка служит для придания требуемых формы, геометрических размеров и положения в пространстве возводимой конструкции путем укладки бетонной смеси в ограниченный опалубкой объемный элемент. 
   Опалубка состоит из опалубочных щитов (форм), обеспечивающих форму, размеры и качество поверхности конструкции; крепежных устройств, необходимых для фиксации проектного и неизменяемого положения опалубочных щитов друг относительно друга в процессе производства работ; лесов (опорных и поддерживающих устройств), обеспечивающих проектное положение опалубочных щитов в пространстве. 
   Бетонную смесь укладывают в установленную опалубку, уплотняют и выдерживают в статическом состоянии. В результате происходящих химических процессов бетонная смесь, твердея, превращается в бетон.
 
   После приобретения бетоном достаточной или требуемой прочности опалубку удаляют, т.е. осуществляют распалубливание. Процессы, связанные с установкой и раскреплением опалубки, называют опалубочными, а
 связанные с укладкой в опалубку арматурных каркасов и сеток — арматурными. Процессы по разборке опалубки после набора бетоном требуемой прочности называют распалубочными.

   В основе эффективности любой опалубочной системы лежит возможность ее быстрой видоизменяемости в соответствии с требованиями строительного объекта. Легкость щитов и простота сборки опалубки позволяют значительно увеличить темп производства всего комплекса бетонных работ, сократить срок строительства. Изготовленная опалубка должна гарантировать оптимальные размеры щитов, их высокую прочность и жесткость, качество соприкасаемой с опалубкой поверхности бетона. 
   Любая опалубочная система имеет следующие элементы:
 
опалубка — форма для изготовления монолитной бетонной конструкции; 
щит — формообразующий элемент опалубки, состоящий из каркаса и палубы;
каркас (рама) щита — несущая конструкция щита опалубки, выполненная из металлического или деревянного профиля, изготовленного в кондукторе, гарантирующем точность наружных размеров изготовляемой конструкции; 
палуба щита — поверхность, непосредственно соприкасающаяся с бетоном; 
опалубочная панель — крупноразмерный элемент опалубки с плоской 
или криволинейной поверхностью, собираемый из нескольких щитов, соединенных между собой с помощью специальных узлов и креплений и
предназначенный для создания необходимой поверхности в заданных размерах; 
блок опалубки — пространственный, замкнутый или незамкнутый 
элемент опалубки из нескольких щитов, предназначенный для опалубли-
 
вания угловых участков бетонируемой конструкции, изготовленный целиком и состоящий из плоских и угловых панелей или щитов;
опалубочная система — понятие, включающее опалубку и элементы, 
обеспечивающие ее жесткость и устойчивость, — крепежные элементы,
 
леса, поддерживающие подмости;
 
элементы крепления — замки, применяемые для соединения и надежного крепления между собой примыкающих щитов опалубки; 
стяжки, соединяющие в опалубке противостоящие щиты и другие приспособления, объединяющие элементы опалубки в единую неизменяемую конструкцию;
 
поддерживающие элементы — подкосы, стойки, рамы, распорки,опоры, леса, балки перекрытий и другие поддерживающие устройства, применяемые при установке и закреплении опалубки стен и перекрытий, фиксирующие опалубку в проектном положении и воспринимающие нагрузки при бетонировании. 
   Основные технологические требования к опалубке — сопротивление
 расчетному давлению бетонной смеси должно быть не менее 8,0 КПа, прогиб щитов не выше 1/400 пролета при максимальных нагрузках, кроме того, для мелкощитовой опалубки масса 1 м2 опалубки не должна превышать 30 кг. 
   Вспомогательные элементы опалубочных систем:
 
навесные подмости — специальные подмости, навешиваемые на стены со стороны фасадов с помощью кронштейнов, закрепленных в отверстиях, оставленных при бетонировании стен; 
выкатные подмости — предназначены для выкатывания по ним туннельной опалубки или опалубки перекрытий при их демонтаже; 
проемообразователи — специальная опалубка, предназначенная для формирования в монолитных конструкциях оконных, дверных и других проемов, 

цоколь — нижняя часть монолитной стены высотой 10...20 см, которую бетонируют одновременно с монолитным перекрытием. Назначение 
цоколя в обеспечении проектной толщины стены и фиксации опалубки
 
относительно разбивочных (координационных) осей.
 

                               Требования к опалубке

   Любая изготовленная опалубка должна отвечать следующим требованиям:
 
  гаранития необходимой точности размеров будущего сооружения или конструкции; 
  прочность, устойчивость и неизменяемост формы под действием нагрузок, возникающих в процессе производства работ; все элементы опалубки рассчитывают на прочность и деформативность; 
 плотночть и герметичность палубы опалубочного щита, т.е отсутствие щелей, вызывающих образование в бетоне пустот, раковин в результате вытекания цементного раствора; 
 высокое качество поверхностей, исключающее появление наплывов, раковин, искривлений и т.п.; 
 технологичность – способность допускать быструю установку и разборку, не создавать затруднений при монтаже арматуры, укладке и уплотнении бетонной смеси; 
 оборачиваемость – многократное использование опалубки, что обычно достигается за счет изготовления ее инвентарной, унифицированной и разборной; 
 экономичность по используемому материалу.
  Стоимость опалубки С
n , при использовании ее n раз можно определить по формуле 
                                              С
n = С + (n-1)аС, 
 где С — стоимость изготовления опалубки;
n — количество оборотов 
(раз использования) опалубочной формы; а — коэффициент износа
 
форм.
 
   Затраты на один оборот форм:
 
                                              С
= С(1 -а)/n + а.

                  Материалы для изготовления опалубки


   Для изготовления элементов опалубки используют самые разнообразные материалы. Поддерживающие элементы опалубки выполняют
 главным образом из стали и алюминиевых сплавов, что позволяет достичь их высокой оборачиваемости. 
   Для опалубки (палубы) используют древесину хвойных пород (сосна,
 ель, лиственница), лиственных пород (береза и ольха), водостойкую фанеру, сталь, пластики, металлическую сетку, железобетонные и армоцементные плиты,древесно-стружечные (ДСП) и древесно-волокнистые (ДВП) плиты, полипропилен с наполнителями. 
   
Древесину применяют для изготовления палубы в виде обрезных и необрезных досок шириной не более 15 см, для лесов и креплений — бруски размером от 8 х 10 до 8 х 14 см, подтоварник диаметром 10... 14 см и кругляк диаметром до 20 см. 
   Достоинства применения древесины — легкость обработки, небольшая масса,
 
возможность изготовления форм любого очертания, относительно низкая
 
стоимость. Недостатки — коробление, разбухание, усушка, малая оборачиваемость из-за повреждений в силу значительного сцепления с бетоном. После укладки бетонной смеси в опалубку сторона, соприкасающаяся с ней, разбухает, а другая под воздействием солнечных лучей быстро
 высыхает. В результате возникает коробление древесины, ее выпучивание, через щели вытекает цементный раствор, в бетоне образуются пустоты и раковины. Меры противодействия этим процессам — применение шпунтовых досок, покрытие внутренней поверхности различными смазками для уменьшения силы сцепления опалубки с бетоном. 
  
Водостойкую фанеру используют только для обшивки.Она обладает значительной оборачиваемостью, обеспечивает получение качественных лицевых поверхностей бетона. Для повышения оборачиваемости необходимо, чтобы лицевая поверхность опалубки была заподлицо с обрамляющими элементами каркаса и постоянно смазывалась. 
  
Фанеру ламинированную с фенолформальдегидным покрытием применяют в качестве обшивки (палубы) для монолитных бетонных работ.Листы выпускают размерами от 1200 х 2400 до 1250 х 2500 толщиной от6,5 до 27 мм, оборачиваемость опалубки до 100 раз. 
   
Сталь используют для изготовления всех элементов опалубки. 
   
Листовую сталь толщиной 2...6 мм применяют для изготовления палубы (обшивки) металлической опалубки. 
   
Профильную сталь, в основном швеллер и уголки, используют для 
каркаса и опорных устройств,
трубчатую сталь — для изготовления инвентарных несущих лесов и подкосов. Болты, проволока и в основном скобяные изделия применяют для всевозможных креплений и соединений. 
   Стальная опалубка обеспечивает гладкую поверхность бетонируемой
 
конструкции, легкость распалубливания, жесткость, отсутствие деформаций, значительную оборачиваемость. Такую опалубку целесообразно
 использовать не менее чем при 50-кратной оборачиваемости. Недостатки металлической опалубки — высокая стоимость, значительная масса и высокая теплопроводность. Тем не менее в настоящее время металлические опалубки находят все большее применение из-за их высокой оборачиваемости и возможности получения гладкой и ровной бетонной поверхности. 
   
Пластики объединяют достоинства стали (прочность, многократная оборачиваемость, способность не видоизменяться при разнообразных температурно-влажностных режимах) и древесины (незначительная масса и легкость обработки). Исключаются и недостатки этих материалов— деформативность древесины и коррозия стали. Малая жесткость, повышенная гибкость и относительно высокая стоимость пластиков делают их пока мало конкурентоспособными с другими материалами. Пластики в основном используют в качестве тонких защитных 
пленок, наносимых на поверхности палубы из древесины и металла.
 
   Находят применение
пластмассовые опалубки, особенно армированные стекловолокном. Они имеют высокую прочность при статической нагрузке, химически совместимы с бетоном. Опалубки из полимерных материалов отличаются небольшой массой, стабильностью формы и устойчивостью против коррозии. Возможные повреждения легко устраняют нанесением нового покрытия. Недостаток пластмассовых опалубок — их несущая способность резко снижается при термообработке бетона с повышением температуры до 60 °С. 
    
Металлические сетки с ячейками до 5 х 5 мм применяют для изготовления сетчатых и вакуум-опалубок. 
   Древесно-стружечные (ДСП) и древесно-волокнистые плиты (ДВП) по своим характеристикам находятся между древесиной и водостойкой фанерой и их используют в основном для устройства палубы, реже для крепления каркаса опалубки. 
   
Тонкостенные армоцементные и железобетонные плиты — это такие плиты, у которых наружная сторона гладкая, а внутренняя — неровная, с выступающей арматурой. Это позволяет при укладке в такую конструкцию монолитного бетона достигать высокой степени его соединения с данным видом опалубки. Эта опалубка называется несъемной, так как остается в конструкции и работает как ее 
составная часть.
 
   Оборачиваемость инвентарной опалубки с палубой из досок, ДСП и
 ДВП — 5...10-кратная, опалубки из водостойкой фанеры —50...100-кратная, стальной опалубки—100...700-кратная. 
   
Комбинированные конструкции опалубки являются наиболее эффективными. Они позволяют в наибольшей степени использовать специфические характеристики материалов. При применении фанеры и пластика оборачиваемость опалубки достигает 50 раз и более, при этом существенно возрастает качество покрытия за счет низкой адгезии материала с бетоном. Опалубку из деревянных материалов защищают синтетическими покрытиями. Пленки на палубу наносят методом горячего прессования с использованием для пропитки древесины жидких 
бакелитовых смол, эпоксидно-феноловых лаков, стеклоткани, пропитанной фенолформальдегидом. Применяют стеклопластики, слоистые пластики, винипласты для покровного слоя.
 
   Появились комбинированные опалубки, в которых на металлическую
 палубу наносят листовой полипропилен. Находит применение новое конструктивное решение палубы, состоящей из слоев листового полипропилена, пенопропилена и алюминиевого основания. Эти опалубочные плиты (листы) в настоящее время производятся толщиной 12, 15,17,23 и 27 мм. Их достоинствами являются повышенные технические характеристики: нулевая гигроскопичность, стойкость к ультрафиолетовому излучению и механическим повреждениям, долговечность, сверхнизкая адгезияк бетону, значительное снижение массы опалубки, упрощенная очистка поверхности палубы, отсутствие смазки поверхности. 
   Использование
композитов с токопроводящим наполнителем позволяет получать греющие покрытия с регулируемыми режимами теплового воздействия на бетон. 


                              Основные типы опалубок  


   Опалубку классифицируют по функциональному назначению в зависимости от типа бетонируемых конструкций и, в общем виде, подразделяют:
 
 для вертикальных поверхностей, в том числе стен;
  для горизонтальных и наклонных поверхностей, в том числе перекрытий;
  для одновременного бетонирования стен и перекрытий;
  для криволинейных поверхностей (используют в основном пневматическую опалубку). 
   В результате практического использования в отечественном и зарубежном массовом промышленном и гражданском строительстве созданы
 и с успехом применяют в зависимости от характеристик возводимых сооружений, материала опалубки, условий и методов производства работ целый ряд конструктивно отличающихся опалубок, наибольшее распространение из которых получили следующие: 
   1.
 Разборно–переставная мелкощитовая опалубка из мелких щитов площадью до 2 м2 и массой до 50 кг, из которых можно собирать опалубкудля бетонирования любых конструкций, как горизонтальных, так и вертикальных, в том числе массивов, фундаментов, стен, перегородок, колонн, балок, плит перекрытий и покрытий. 
   2.
 Крупнощитовая опалубка из крупноразмерных щитов площадью до 20 м2, оборудованных несущими или поддерживающими элементами, подкосами, регулировочными и установочными домкратами, подмостями для бетонирования. Она предназначена для возведения крупноразмерных и массивных конструкций, в том числе протяженных илиповторяющихся стен, перекрытий зданий и сооружений различного назначения. 
   3.
 Блочная опалубка, которая может состоять из отдельных опалубочных щитов, объединяемых в пространственные конструкции с помощью крепежных элементов, или специально изготовленных пространственных блоков опалубки для специфичных конструкций, подлежащих бетонированию. Опалубку можно применять для опалубливания внутренних поверхностей лестничных клеток, лифтовых шахт, замкнутых ячеек стен жилых зданий, а также и наружных поверхностей столбчатых фундаментов, ростверков, массивов и др. 
   4.
 Подъемно-переставная опалубка, состоящая из щитов, поддерживающих,несущих и крепежных элементов, рабочего настила и приспособлений для подъема опалубочной системы. Конструктивное решение опалубки позволяет перед перемещением ее на очередной ярус отделить щиты от бетонируемой конструкции. Опалубку используют для возведения конструкций большой высоты постоянной и изменяющейся геометрии поперечного сечения — труб, градирен, мостовых опор и др. 
   5.
 Объемно-перестовная опалубка, применяемая при одновременном возведении стен и перекрытий зданий. Опалубка состоит из блоков-секций Г- и П-образной формы, конструкция позволяет секциям сдвигаться внутрь. Секции опалубки соединяют между собой по длине, образуя сразу несколько параллельных рядов с расстояниями между блоками, равными толщинам стен. Это позволяет после установки опалубки, укладки арматурных каркасов одновременно осуществлять бетонирование стен и примыкающих к ним участков перекрытий. 
   6.
 Скользящая опалубка, применяемая привозведении вертикальных конструкций зданий и сооружений большой высоты. Опалубка представляет собой систему, состоящую из щитов, рабочего пола, подмостей, домкратов, домкратных стержней, закрепленных на домкратных рамах, и станции управления подъемом опалубочной системы. Опалубку используют для возведения наружных и внутренних стен жилых зданий, ядер жесткости, а также дымовых труб, силосов, градирен и других сооружений высотой более 40 м и толщиной стен не менее 25 см. 
   7.
 Горизонтально перемещаемая опалубка, назначение которой в возведении линейно-протяженных сооружений длиной от 3 м, решаемых как в виде отдельной стены (подпорная стенка), двух параллельных стен (открытый коллектор), так и закрытого сооружения, состоящего из стен и покрытия необходимой заданной длины. Опалубка представляет собой жесткую раму на тележках с прикрепленными к ней опалубочными панелями, рабочим настилом с ограждением и механизмом перемещения опалубки как по вертикали, так и по горизонтали. Опалубку применяют для непрерывного бетонирования сооружения по длине, в том числе поярусно по высоте, и бетонирования отдельными секциями сооружения по длине собранной опалубки. Опалубку используют для возведения каналов, коллекторов, резервуаров, туннелей, аэротенков и других сооружений, возводимых открытым способом. 
   8.
 Вертикально перемещаемая опалубка, предназначеная для возведениясооружений (башня, градирня, жилой дом) или их частей (лифтовая шахта жилого дома) и отдельных частей зданий и сооружений высотой на этаж (участок лифтовой шахты, пространственная замкнутая ячейка из 4 стен здания). 
   9.
 Туннельная опалубка, состоящая из замкнутых по периметру туннеля секций с поддерживающими и формирующими элементами. Опалубка предназначена для возведения замкнутого контура туннелей, возводимых закрытым способом. В настоящее время туннельная опалубка нашла широкое применение для одновременного бетонирования зданий коридорной системы(больницы, санатории, дома отдыха и др.), когда при использовании двух комплектов опалубки существляется непрерывное устройство наружных и внутренних стен и перекрытий сразу на всю ширину этажа возводимого здания. 

Общие принципы возведения жилых зданий  в тоннельной опалубке. Технологичность и технологическая гибкость опалубочных систем.

Туннельная опалубка, состоящая из замкнутых по периметру туннеля секций с поддерживающими и формирующими элементами. Опалубка предназначена для возведения замкнутого контура туннелей, возводимых закрытым способом. В настоящее время туннельная опалубка нашла широкое применение для одновременного бетонирования зданий коридорной системы (больницы, санатории, дома отдыха и др.), когда при использовании двух комплектов опалубки осуществляется непрерывное устройство наружных и внутренних стен и перекрытий сразу на всю ширину этажа возводимого здания.

Достоинства тоннельной опалубки: Значительно уменьшает трудозатраты при отделке тоннелей.

Недостатки тоннельной опалубки: Имеет достаточно узкую область применения.

Область применения тоннельной опалубки:

- отделка тоннелей;

- отделка коллекторов;

- бетонирования конструкций жилых и общественных зданий, возводимых закрытым способом.

Технологичностью строительной продукции называют меру соответствия надежности достижения проектных показателей или приспособленность продукции к способам и технологиям ее изготовления. Она отражается в затратах труда, машинного времени, материальных ресурсов и денежных средств на изготовление, транспортирование и монтаж строительных конструкций. Таким образом, технологичность продукции - это категория, определяющая взаимосвязь продукции, технологии ее изготовления и производства работ.

Наиболее распространенным материалом для изготовления опалубки является сталь. Она обладает высокой прочностью, хорошо сопротивляется кручению, изгибу, сжатию и комбинированным деформациям. Вместе с тем, этот материал имеет относительно высокую плотность, что определяет значительный вес опалубки. Таким образом, опалубка, выполненная из алюминия, характеризуется высокой надежностью и долговечностью.

Все чаще в строительстве используется опалубка, несущие элементы которой изготавливаются из алюминиевых сплавов, насыщенных кремнием. Важнейшие достоинства такого материала – легкость, прочность и высокая коррозионная стойкость. Эти характеристики определяют высокую технологичность опалубочной системы, а, значит, снижая трудозатраты, ускоряют проведение строительных работ.

В настоящее время в качестве элементов опалубки продолжает широко применяться древесина. Этот традиционный материал характеризуется низкой плотностью и высокой сопротивляемостью деформациям. Легкость обработки в сочетании с небольшим весом деревянных элементов делают такую опалубочную систему одной из наиболее технологичных, но высокая гигроскопичность не позволяет использовать ее многократно.

Опалубка из пластика имеет небольшой вес и не гигроскопична. Это обстоятельство позволяет применять ее в случаях, когда необходимо получить бетонную поверхность высокого качества. Она высокотехнологична и дает возможность эффективно снижать расходы на строительство.

  Технологическая гибкость отражает способность производственно-логистической системы использовать различные варианты технологического процесса для сглаживания возможных отклонений от предварительно разработанного графика производств

Особенности демонтажа тоннельной опалубки - Для демонтажа туннельной или столовой опалубки и извлечения ее из отформованного помещения известно использование консольных подмостей, снабженных рольгангом с приводом для перемещения опалубки: консольные подмости устанавливают внутрь объемно-переставной опалубки и закрепляют к конструкции здания. Затем лебедкой по рольгангу вытаскивают опалубку на консольные подмости и удаляют грузоподъемным механизмом
   10.
 Несъемная опалубка, применяемая при возведении конструкций без распалубливания, с устройством в процессе работ одновременно гидроизоляции, облицовки, утепления и др. Специфика опалубки в том, что после укладки в нее бетонной смеси опалубка остается в теле конструкции, составляя с ней одно целое. В настоящее время несъемную опалубку используют не только для бетонирования отдельных конструкций, но и возведения полностью зданий. Это стало возможным при использовании в качестве опалубки пенополистирольных плит толщиной 
50...150 мм и плотностью 20...25 кг/м3, с высокой влагостойкостью. Несъемная опалубка состоит из изготовленных в заводских условиях опалубочных элементов стен и перекрытий, выполняющих одновременно
 функции опалубки, утеплителя и звукоизоляции, а также основания для нанесения отделочных (фактурных) покрытий. Для несъемной опалубкиможет быть использована тканая металлическая сетка, железобетонные, армо- и асбестобетонные плиты, плиты из пенопласта, стеклоцемента и др. Данный вид опалубки можно применять в стесненных условиях производства работ и при экономической целесообразности ее использования. 
   11.
Специальные опалубки не попадают в номенклатуру основных типов, хотя зачастую позволяют возводить аналогичные конструкции. Это пневматическая опалубка, состоящая из надутой прорезиненной ткани, которая создает опалубку будущей пространственной конструкции, поддерживающих и несущих элементов. В рабочем положении пневматическую опалубку поддерживают избыточным давлением воздуха и она служит для бетонирования тонкостенных сооружений и конструкций криволинейного очертания. 
   Можно отметить и
необорачиваемую (стационарную) опалубку, назначение которой в бетонировании отдельных мест, участков и даже конструкций, для опалубливания которых использование индустриальных опалубок неэкономично или технически нерационально. Это опалубка одноразовая, собираемая из отходов производства. 
   Для бетонирования стен изготовляют опалубку следующих видов — мелкощитовую, крупнощитовую, блок-формы, блочную и скользящую.
 
   Для бетонирования перекрытий используют мелкощитовую опалубку с поддерживающими элементами и крупнощитовую, в которой опалубочные поверхности и поддерживающие элементы составляют единый
 опалубочный блок, целиком переставляемый краном. 
   Для одновременного бетонирования стен и перекрытий или части
 здания применяют объемно-переставную опалубку. Для этих же целей применяют горизонтально перемещаемую, в том числе катучую опалубку, которая может быть использована для бетонирования отдельно вертикальных, горизонтальных и наклонных поверхностей. 
   Рациональными являются комбинированные конструкции, в которых
 несущие и поддерживающие элементы — из металла, а соприкасающиеся с бетоном — из пиломатериалов, водостойкой фанеры, древесностружечных плит, пластика. 

Назначение и классификация опалубок. Основные конструктивные решения каждого вида и рациональные области применения.

Классификация опалубочных систем

Тип опалубки

Особенности конструкции

Область применения

1.Разборно-

Состоит из щитов, поддерживающих, кре-

переставная

пёжных, установочных и др. элементов. Устанавливается для каждого блока бетонирования, после достижения бетоном распалубочной прочности разбирается и переставляется на другое место.

1.1.Мелкощи-

Состоит из отдельных элементов-щитов

Бетонирование разнотипных

товая

массой до 70кг (стальная рама)или 40кг

конструкций, в том числе с

(алюминиевые сплавы). Отдельные щиты

вертикальными, наклонны-

могут собираться в опалубочные панели

ми и горизонтальными по-

или блоки. Инвентарная , с размерными

верхностями любого очер-

модулями 10...30см (у разных фирм). Соединения быстроразъёмные замковые или балочные. Потолочные элементы укладываются на ригели установленные по стойкам.

тания.

1.2. Крупно-

Состоит из крупноразмерных щитов,

Бетонирование крупнораз-

щитовая

конструктивно связанная с поддерживаю-

мерных и массивных кон-

щими элементами. Щиты воспринимают

струкций, в том числе стен и

все технологические нагрузки и могут

перекрытий. Необходим

быть оборудованы подмостями, домкратами, подкосами и др. вспомогательными механизмами.

монтажный кран.

2. Объёмно-

Конструкция, набирающаяся из П-образ-

Жилые и общественные

переставная,

ных секций и Г-образных полусекций.

здания, протяжённой компо-

вертикально и

Образует П-образный каркас с шарнирно-

новки с поперечными несу-

горизонтально

закреплёнными опалубочными панелями

щими стенами и монолит-

извлекаемая.

стени перекрытия; ручного, механического или гидравлического устройства для отрыва шитов от затвердевшего бетона и приведения конструкции в транспортное положение.

ными перекрытиями.

3. Скользящая

Состоит из щитов, закреплённого на дом-

Высотные компактные в

кратных рамах рабочего пола, домкратов и

плане здания и сооружения

других элементов (подвесных подмостей,

с неизменяемым сечением,

домкратных стержней и др.). щиты закреплены на домкратных рамах и имеют конусность 5.7мм на каждую сторону.

толщиной не менее 12см.

4. Несъёмная

Состоит из плит, объёмных элементов,

скорлуп, металлических профилирован-

Выполнение конструкций

ных элементов и других конструкций,

без распалубки с выполне-

выполняющих при бетонировании роль опалубки и остающих в затведевшем бетоне.

нием, в последующем функций гидроизоляции, облицовки, утепления, внешнего армирования и др.

Тип опалубки

Особенности конструкции

Область применения

5. Блочная

Состоит из щитов и поддерживающих элементов, собранных в пространственные блоки.

Бетонирование отдельно стоящих фундаментов, ростверков, а так же внутренней поверхности замкнутых ячеек, в том числе жилых зданий и лифтовых шахт.

5.1. Разъём-

Перед демонтажём поверхности опалубки

Бетонирование однотипных

ная

отделяются и отводятся от бетона.

конструкций большого объёма.

5.2. Неразъём-

Блок - форма с фиксированным положе-

Бетонирование однотипных

ная

нием формующих поверхностей.

конструкций небольшого объёма с распалубкой в раннем возрасте (отдельные фундаменты).

5.3. Перенала-

Допускает изменение размеров в плане и

Разнотипные монолитные

живаемая.

по высоте.

конструкции.


           Технология изготовления и применение опалубок в                                                                                                                  р                      различных технологических процессах 
   Опалубки, крепежные элементы, различные леса и подмости изготовляют только в заводских условиях, в которых обеспечивается получение
 изделий с малыми допусками и имеющих многократную оборачиваемость. Не во всех регионах организован индустриальный выпуск современных опалубок, зачастую опалубку изготовляют на местных деревообрабатывающих комбинатах и она далека от совершенства. 
   
Унифицированная разборно-переставная опалубка состоит из отдельных щитов или из набора инвентарных взаимозаменяемых элементов, которые при использовании однотипных стыковочных элементов можно собирать в разные опалубочные формы. На высоте опалубочные щиты поддерживают стойки (одиночные или комплексные) с раскосами и связями, которые объединяются в поддерживающие леса. 
   Технологический процесс устройства опалубки состоит в следующем. Щиты опалубки устанавливают вручную или краном и закрепляют в
 проектном положении. После бетонирования и достижения бетоном прочности, допускающей распалубливание, опалубочные и поддерживающие устройства снимают и переставляют на новую позицию. 

   Различают два основных вида опалубочных форм разборно-переставной опалубки: мелкощитовую и крупнощитовую. 
   Основными элементами
мелкощитовой разборно-переставной опалубки являются плоские, Г-образные или криволинейные щиты каркасной или бескаркасной конструкции площадью до 1,5... 2,0 м2, каждый массой не более 50 кг (в соответствии с Государственным стандартом на подъем тяжестей вручную). 
   Плоские щиты на сшивных планках, обычно деревянные, собирают из
 обрезных или шпунтованных досок толщиной не менее 25 мм и скрепляют с тыльной стороны планками на гвоздях в двух и более уровнях. Для большей жесткости возможно соединение на металлических прутках, располагаемых в просверленных сквозных отверстиях. Поверхность щитов, соприкасающаяся с бетоном, для придания ей гладкости и защиты от прилипания к бетону строгают и покрывают различными эмульсиями или наклеивают сверху пластик. 
   Щиты рамочной конструкции дерево-металлические имеют обрамление из уголка и палубу из шпунтованных досок, фанеры, досок, покрытых пластиком, и просто из листового железа. Модульные размеры щитов: длина от 0,9 до 1,8 м с интервалом через 0,3 м и высота от 30 до 80 см
 с шагом 10 см. 
   Щиты ящичного типа также дерево-металлические, с модульным
 размером 300 мм, соотношением сторон от 2: 1 до 6: 1. Щиты имеют покрытие из пластика, фанеры или листового железа, приспособлены для работы в вертикальном и горизонтальном положениях, обеспечивают оборачиваемость до 80 циклов. 
   В настоящее время в строительстве применяют
унифицированную 
(универсальную) опалубку
состоящую из инвентарных щитов различных 
типоразмеров с инвентарными поддерживающими устройствами и креплениями. Габариты основных щитов унифицированной опалубки подчинены, как правило, одному модульному размеру (300 мм по ширине и 100
 мм по высоте). В мелкощитовой опалубке можно собирать формы практически для любых бетонных и железобетонных конструкций — стен, фундаментов, колонн, ригелей, плоских, часторебристых и кессонных перекрытий и покрытий, бункеров, башен и др. Универсальность опалубки достигается возможностью соединения щитов по любым граням. 
   
Крупнощитовая разборно-переставная опалубка включает щиты 
размером 2...20 м
2 повышенной несущей способности. Масса таких щитов не имеет жестких ограничений, поскольку монтаж и демонтаж их осуществляют только с помощью подъемных механизмов. В крупнощитовой опалубке щиты могут соединяться между собой по любым граням и при необходимости доукомплектовываться мелкими щитами той же системы. Как и в мелкощитовой опалубке, палуба может быть выполнена из стального листа или водостойкой фанеры. 
   Основной и принципиальной особенностью щитов опалубки являются замкнутые профили стальных или алюминиевых рам, которые вместе с
 ребрами жесткости, тоже выполненными из замкнутых профилей, создают опалубочные соединения, которые противостоят нагрузкам кручения и позволяют при этом упростить установку и горизонтальное выравнивание, а при опалубливании высотных конструкций повышают безопасность производства работ. 
   Комплексная система опалубки пред азначена для опалубливания
 
любых горизонтальных и вертикальных строительных конструкций, начиная с самых мелких сооружений. Кроме замкнутого профиля рам опалубочных щитов предложен опалубочный замок, который обеспечивает
 быстрое (достаточно удара молотком) и качественное соединение двух соседних щитов по горизонтали или вертикали в любом месте конструктивной рамы. Палуба из многослойной водостойкой фанеры имеет специальное покрытие, резко снижающее сцепление с бетоном. В профиль рам опалубки вварены втулки, которые предусмотрены для пропуска и удобного введения натяжных стержней, для взаимного соединения противостоящих щитов опалубки. 
    При устройстве ленточных фундаментов опалубку формируют из
 инвентарных щитов, которые между собой соединяют с помощью замков разной конструкции. В случае вставок между щитами доборных элементов шириной до 15 см могут быть использованы удлиненные замки. Поперечный размер конструкции фиксируют временными распорками на подкосах и торцевыми щитами опалубки. Для восприятия бокового давления бетонной смеси противолежащие панели соединяют винтовыми стяжками (тяжами). 
    Работы по установке и разборке опалубки должны быть максимально
 
механизированы. Первоначально производят укрупнительную сборку
 щитов опалубки в опалубочную панель на полную высоту ленточного фундамента и площадью около 20 м2. К жесткости и несущей способности опалубочных панелей предъявляют повышенные требования. 
    Щитовая опалубка ступенчатых фундаментов стаканного типа
 под колонну состоит из отдельных коробов, устанавливаемых друг на друга. Короба в свою очередь собирают из двух пар щитов — «закладных» и «накрывных», соединенных между собой винтовыми стяжками. 
    Опалубка стен состоит из модульных щитов, которые могут собираться в опалубочные панели практически любых размеров и конфигураций. Каркас опалубочных щитов изготовлен из высокоточного профиля
 алюминиевых сплавов, поперечное сечение которых обеспечивает установку палубы из ламинированной фанеры толщиной 18 и 21 мм, торцы которой конструктивно защищены самим алюминиевым профилем и герметиком. 
   В комплект опалубки входят также подкосы для установки щитов, навесные консольные подмости для бетонирования, замки для соединения
 
щитов и винтовые стяжки.
 
Каркасы щитов изго овляют в кондукторах, обеспечивающих неплоскостность поверхностей не более 1 мм, разность диагоналей каркасов — не более 3 мм. На палубе щитов не допускаются трещины, заусеницы и местные отклонения глубиной более 2 мм. При креплении палубы
 из водостойкой ламинированной фанеры на каркасах щитов потайная головка шурупов может выходить на плоскость фанеры не более 0,1 мм. 
   Крупнощитовая опалубка обеспечивает опалубливание монолитных
 конструкций с модулем 300 мм. Ширина рядовых щитов опалубки от 0,3 до 1,2 м с шагом 0,3 м, стандартная высота 1,2; 2 и 3 м при массе щитов от 42 до 110 кг. 
   Крупнощитовая опалубка стен состоит из щитов опалубки, подмостей, навешиваемых на эти щиты, раскрепляющих подкосов и элементов
 раскрепления. Щиты в опалубочные панели собирают посредством центрирующих замков. Для выверки панели опалубки в проектном положении опалубка снабжена подкосами, винтовые стяжные муфты которых позволяют регулировать установку панели в вертикальной плоскости.
   В комплект опалубки может входить компенсационный элемент шириной 0,3 м и удлиненные замки, которые используют в опалубке со вставками из брусков шириной до 15 см при бетонировании конструкций немодульных размеров.
 
   Комплект опалубки позволяет выполнять угловые соединения щитов,
 
стыки примыканий стен, устройство примыканий-компенсаторов и других возможных вариантов примыкания щитов опалубки друг к другу
.
   Для возведения наружных стен здания предусмотрены специальные
 подмости, представляющие собой цельнометаллические кронштейны с щитами настила и ограждениями. 
   Панели опалубки раскрепляют посредством винтовых стяжек и гаек,
 
воспринимающих давление бетонной смеси (см. рис. 1.3). Для организации рабочих мест на высоте при приемке и укладке бетонной смеси на
 опалубке предусмотрено крепление подмостей с ограждениями, которые навешивают на каркас щитов опалубки.
   При монтаже и демонтаже опалубки на высоте по периметру и внутри
 
здания щиты опалубки должны быть ограждены инвентарными защитными приспособлениями.
 
   Щиты опалубки выполнены в соответствии с единым модулем, они
 
универсальны и взаимозаменяемы, сборка, установка и соединение щитов между собой может осуществляться в вертикальном и горизонтальном положениях. В ребрах каркаса предусмотрены отверстия для навески
 кронштейнов и установки подкосов. 
   Для соединения щитов между собой используют замки — не менее
 
трех замков по высоте щита: два замка — на высоте 250 мм от низа и верха щита и третий замок—в центральной части щита. Если при опалубливании поверхности предусмотрена укладка горизонтального щита сверху
 на ранее установленные вертикальные щиты, то по длине горизонтального щита должны быть предусмотрены три замковых соединения с вертикальными щитами. 
   Во время установки подкосов и навески кронштейнов подвесных подмостей их закрепляют через отверстия в ребрах щитов опалубки независимо от установки щита — вертикально или горизонтально. При монтаже опалубки стен отдельными щитами устанавливают по два подкоса на
 каждый щит, при монтаже панелями — через 2...4 м. Кронштейны для укладки рабочего настила закрепляют к щитам опалубки с шагом 1,2...1,5 м. 
   В процессе установки щитов и панелей опалубки стен по нанесенным
 на перекрытиях рискам их прижимают к бетонному цоколю и приводят в вертикальное положение при помощи стяжных муфт подкосов. Точность установки проверяют уровнем или по отвесу. 
   После монтажа противоположных щитов опалубки стен щиты скрепляют между собой с помощью винтовых стяжек, располагая не менее трех
 стяжек по высоте щита. Винтовые стяжки, устанавливаемые между противоположными щитами, пропускают через стальные втулки,втулки и конуса из пластмассы и пластика, длина которых должна соответствовать толщине бетонируемой стены. Конуса защищают отверстия в палубе от попадания в них бетонной смеси, втулки облегчают вытаскивание винтовых стяжек после бетонирования в процессе распалубанивания. 
   Щиты скрепляют путем затягивания гаек винтовых стяжек. Для исключения при затягивании гаек местных деформаций полого сечения
 каркаса щитов применяют широкополые шайбы. После установки щитов опалубки все неиспользованные сквозные о верстия в опалубке должныбыть заглушены специальными деревянными или пластмассовыми пробками во избежание вытекания из этих отверстий бетона в процессе бетонирования. 
  Щиты и панели наружных стен монтируют с рабочих подмостей, закрепленных
 
на стенах предыдущего этажа.
Навеску подмостей осуществляют следующим образом. При бетонировании стен в
 
них остаются сквозные отверстия от винтовых стяжек щитов опалубки. При установке
 подмостей с помощью монтажного крана, в эти отверстия пропускают болты крепления низа опор рабочих подмостей, с внутренней стороны стен эти болты закрепляют с помощью гаек. Тем самым подмости плотно прижимаются к забетонированной стене нижележащего этажа. 
   В первую очередь монтируют щиты (панели) наружной опалубки, их устанавливают на рабочие подмости, выверяют и закрепляют с помощью подкосов. Далее внутренние щиты (панели) опалубки в процессе установки последовательно прикрепляют к
 наружным щитам с помощью винтовых стяжек. 
   Подъем и установку щитов и панелей
 опалубки осуществляют специальным захватом, закрепленным на канатных стропах, за одну точку (для отдельного щита) или две точки — для опалубочной панели.
  Опалубку стен можно монтировать как из отдельных щитов, так и из
 
предварительно собранных в панели. Сборку панелей из отдельных щитов необходимо осуществлять на специально подготовленной площадк в зоне действия монтажного крана. Длина панелей, собранных из щитов,
 не должна превышать по длине 8 м. 
   Демонтаж опалубки стен производят укрупненными панелями из 5...6
 щитов. На демонтируемой панели откручивают гайки винтовых стяжек, вытаскивают тяжи. Затем с помощью подкосов щиты отрывают от бетона. Отсоединенную панель переносят краном на склад для осмотра, ремонта и, если необходимо, смазки. 
   Опалубку колонн размером граней в плане от 0,2 до 0,6 м выполняют
 
из щитов 0,8 х 3,0 м с отверстиями под тяжи, что позволяет устанавливать необходимый размер колонн в плане. Опалубка колонн
 оборудована подкосами для установки, выверки и распалубливания, атакже навесными подмостями с ограждениями. 
   При установке опалубки колонн первоначально на бетонном основании (перекрытии) размечают место ее расположения (риски геометрических осей, грани положения колонн). Арматурный каркас первоначально соединяют с каркасом нижерасположенной колонны, дополнительно устанавливают пластмассовые кольца или приваривают к каркасу горизонтальные стержни на высоте 300 мм от низа и верха колонн для
 обеспечения необходимого защитного слоя бетона в процессе бетонирования. 
   Первоначально устанавливают
 два соседних щита по рискам и маякам и раскрепляют подкосами. Нижние опоры подкосов жестко крепят к перекрытию и с помощью винтов подкосов щиты приводят в вертикальное положение. Затем устанавливают оставшиеся два соседних щита, которые также приводят в вертикальное положение. Противоположные щиты скрепляют между собой винтовыми стяжками, их устанавливают по четыре штуки по высоте щита. Неиспользованные отверстия в щитах должны быть заглушены специальными пробками (деревянными или пластмассовыми) во избежание вытекания из полости бетонной смеси. Консольные подмости устанавливают с передвижных вышек. На них устраивают рабочий настил из щитов с защитным ограждением из досок, что позволяет безопасно выполнять работы по бетонированию колонн.

    Перед бетонированием производят окончательную выверку установленной опалубки и всех ее креплений. 
   Вариант соединения щитов колонн между собой предусматривает
 крепление посредством хомута, состоящего из четырех кронштейнов, соединяющихся между собой клиньями. Кронштейны удерживают щиты в необходимом проектном положении, обеспечивая необходимые геометрические размеры колонн. 
   Опалубка перекрытий может быть решена в двух вариантах: 1) опалубка, включающая палубу из листов ламинированной фанеры, закрепленных на продольных и поперечных несущих балках, смонтированных
 на рамах с выдвижными домкратами; 2) столовая сборно-разборная опалубка, состоящая из стола в виде набора рам с опорными домкратами, соединенными между собой продольными связями с Катковыми опорами. 
   Опалубка перекрытий предусматривает использование в качестве палубы листов фанеры и рядовых стандартных щитов, которые применяют
 для опалубливания стен, устанавливаемых на поддерживающие рамы. Рамы, изготовляемые из легких алюминиевых сплавов, имеют высоту 0,3; 0,6; 0,9; 1,5; 1,8 и 2,1 м при ширине — 1,2; 1,5 и 1,8 м. Рабочий ход домкрата — 600 мм, масса рамы размером 2,1 х 1,8 м 20 кг, масса прогонов около 4,5 кг на 1 м длины. При необходимости рамы можно собирать в столы размером на перекрытие. Опорные стойки рам снабжены винтовыми домкратами, продольными и поперечными балками высотой 160 и 140 мм, также выполненными из высокопрочных алюминиевых сплавов. Нашли применение деревянные клееные балки двутаврового сечения для прогонов (Н20). 
  Разработано решение системы опалубки для восприятия повышенных нагрузок при бетонировании перекрытий на высотах более 3,5 м и
 толщине перекрытия от 0,5 м. 
  В качестве несущих элементов опалубки могут быть использованы телескопические стойки высотой до 3,7 м, которые
 представляют собой трубчатую конструкцию, состоящую из базовой части с домкратом и выдвижной штанги.               Нашли применение телескопические стальные стойки, состоящие из двух труб, входящих одна в другую.
   Для плавного опускания опор (раскружаливания), поддерживающих
 
опалубочные щиты, применяют специальные приспособления. При использовании специальных инвентарных деревометаллических стоек применяют винтовой домкрат, а стальных телескопических стоек — гайку на
 винтовой нарезке наружной трубы. 
  Металлические стойки с поддомкрачиванием используют с тремя видами съемных головок. Вильчатая головка предназначена для установки
 в ней одной-двух главных несущих балок. Падающая головка удобна тем, что при наборе забетонированной конструкцией перекрытия достаточной прочности появляется возможность убрать некоторые промежуточные стойки. Третий тип головок — опорная, поддерживает опалубочную систему до распалубливания. Эти головки при нажатии на рычаг опускаются на 1 ...2 см, что дает возможность визуально оценить состояние распалубливаемой системы, легко выдвинутьстойки и освободить несущие опалубку балки.
   Крупнощитовая опалубка перекрытий состоит из опорных рам, снабженных раздвижными домкратами, на которых через имеющиеся на них
 опоры смонтированы продольные и поперечные балки, несущие палубу из ламинированной фанеры. Несущие балки соединяются между собой специальным болтовым соединением. Палубу из ламинированной фанеры к балкам крепят посредством шурупов с потайной головкой. Монтаж и демонтаж опалубки производится в соответствии с технологической картой (ТК). Демонтаж опалубки разрешается проводить только после достижения бетоном требуемой прочности. 

Распалубливание конструкций

В комплексном технологическом процессе по возведению монолитных конструкций распалубливание (снятие опалубки) является одной из важных и трудоемких операций. Распалубливание конструкций должно выполняться осторожно, чтобы избежать повреждения бетона и обеспечить сохранность опалубки для последующего использования.

Разборка опалубки — распалубливание бетонных и железобетонных конструкций производят после достижения бетоном необходимой прочности. Боковые элементы опалубки, не несущие нагрузку от массы бетона (боковые щиты фундаментов, балок и стен), а только от сил бокового распора, можно разбирать после того, как бетон отвердеет настолько, что его поверхность и кромки углов не будут подвергаться повреждению после распалубливания. При температуре 12... 18 °С такое положение наступает через 2...3 сут. Эти сроки можно устанавливать на месте в зависимости от вида и класса цемента и температурно-влажностных условий твердения бетона.

Основные несущие элементы опалубки, воспринимающие давление уложенной бетонной массы, снимают только по достижении бетоном прочности, обеспечивающей сохранность конструкции.

Опалубку несущих элементов конструкций можно снимать в следующие сроки: плиты пролетом до 2 м — при достижении 50%-й проектной прочности; плиты, своды, балки и прогоны пролетом от 2 до 6 м — 70%-й проектной прочности; несущие конструкции пролетом более 6 м — 80%-й проектной прочности.

Минимальная прочность бетона незагруженных монолитных конструкций при распалубливании вертикальных поверхностей из условия сохранения формы — 0,2...0,3 Мпа

Удалению несущей опалубки должно предшествовать плавное и равномерное опускание (раскружаливание) поддерживающих конструкций — лесов или подмостей. Для этого опускают опорные домкраты или ослабляют парные клинья. Запрещается рубить или спиливать нагруженные стойки. Опоры, поддерживающие опалубку балок, прогонов, ригелей, опускают одновременно по всей длине элемента.

Опорные стойки, поддерживающие опалубку междуэтажных перекрытий и находящиеся непосредственно под этими перекрытиями, убирать не разрешается. Допускается частичное удаление стоек нижележащего перекрытия. Под всеми балками и прогонами нижележащего перекрытия пролетом 4 м и более рекомендуется оставлять несушие стойки (стойки безопасности) на расстоянии одна от другой не более 3 м. Опорные стойки остальных нижележащих перекрытий разрешается удалять полностью лишь при достижении бетоном проектной прочности.

Особенно осторожно нужно распалубливать своды и арки. Перед рас- кружаливанием арок и сводов с затяжками обязательно затягивают натяжные муфты. Раскружаливать арки и своды начинают сверху от замка и ведут к опорным пятам.

При снятии опалубки с фундаментов и стен сначала ослабляют и снимают стяжные стержни и муфты, удаляют другие крепежные элементы. Снимают схватки, угловые элементы, после этого можно приступать к отрыву от бетона отдельных щитов. При распалубливании колонн удаляют нижние рамки, у прогонов — обрамляющие бруски, снимают хомуты, в последнюю очередь боковые щиты. При распалубливании перекрытий из мелкощитовых элементов в первую очередь удаляют подкружальные доски и кружала. Работа должна выполняться с лесов или подмостей, должны быть предусмотрены меры безопасности для предотвращения падения опалубочных щитов (опалубочной панели) перекрытия.

Крупнощитовую опалубку массивов, стен и фундаментов снимают кранами, щиты опалубки предварительно отрывают от забетонированной поверхности с помощью рычажных приспособлений. Перед повторным использованием элементы опалубки осматривают, очищают от остатков бетона, при необходимости ремонтируют и смазывают палубу.

Распалубливание производят в определенной последовательности, устанавливаемой проектом производства работ. Распалубливание при конструкциях на обычных цементах начинают не ранее чем через 7...14 сут в летних условиях. Сокращение сроков выдерживания бетона и более раннего распалубливания обычно достигают за счет применения быст- ротвердеющих цементов и мероприятий, ускоряющих распалубливание,— вибрирования, вибровакуумирования и термообработки


   Регламентирующие положения устройства опалубки 
   На производство опалубочных работ должна быть составлена технологическая карта, входящая в проект производства работ. В состав ТК
 включаются маркировочные чертежи. Маркировочный чертеж представляет собой план и боковые проекции опалубливаемой конструкции с указанием условных осей основных граней. Кроме того, на чертеже приведены элементы опалубки с присвоенными им условными обозначениями (марками), а также спецификация элементов опалубки. Раскладку элементов опалубки производят на развертках поверхностей бетонируемой конструкции; здесь же указывают места установки элементов крепления. 
  Заготовку элементов опалубки производят в централизованном порядке на заводах, деревообрабатывающих комбинатах или в специальных мастерских. Готовые элементы опалубки маркируют, что позволяетпроще собирать опалубочные панели и безошибочно устанавливать
 щиты на предназначенное им место в опалубке. 
   Поступающая на стройку опалубка в виде отдельных щитов, коробов
 
или блоков должна быть маркирована согласно маркировочному чертежу. Опалубку подают и устанавливают с помощью кранового оборудования, предназначенного для возведения данного сооружения. Если бетон
 подают не кранами, а другими машинами, то для установки опалубки применяют средства малой механизации и краны небольшой грузоподъемности. 
  Опалубку устанавливают в
 соответствии с технологическими картами в последовательности, зависящей от ее конструкции; при этом должна быть обеспечена устойчивость отдельных ее элементов в процессе установки.      Расположение несущих телескопических стоек и рам на бетонируемом перекрытии зависит и от расположения стоек на ранее забетонированном перекрытии. При 
этом необходимо учитывать
 темпы возведения конструкций, скорости набора прочности бетоном перекрытий и стен, действующих на конструкции нагрузок на различных этапах возведения сооружения, и других технологических факторов. 
   Место установки опалубочных форм и лесов должно быть очищено
 
от мусора, снега и наледи. Поверхность земли следует планировать путем
 
срезки верхнего слоя грунта. Подсыпать для этих целей грунт не разрешается.
 
При установке опалубки особое внимание обращают на вертикальность и горизонтальность элементов, жесткость и неизменяемость всех
 конструкций в целом и правильность соединений элементов опалубки в соответствии с рабочими чертежами. Допускаемые отклонения при установке опалубки и поддерживающих лесов нормируются. В местах прохождения коммуникаций в конструкции перекрытия можно устраивать деревянные или металлические короба, фартуки из труб большого диаметра, которые крепятся к опалубке с помощью специальных зажимов. 
   Контроль качества выполненных работ осуществляют путем проверки соответствия форм и геометрических размеров опалубки рабочим чертежам. Проверяют совпадение осей опалубки с осями сооружения, вертикальность и горизонтальность щитов и швов, плотность этих швов. Контролируют жесткость и неизменяемость всех конструкций в целом, правильность и прочность соединения элементов опалубки. Щиты опалубки,
 поддерживающие и крепежные элементы после распалубливания конструкции обязательно очищают от налипшего бетона скребками и щетками. 
   Применение инвентарной опалубки предусматривает обязательную
 
смазку палубы щитов. Наиболее распространены гидрофобизирующие
 смазки на основе минеральных масел или солей жирных кислот, а также 
комбинированные смазки.

   Смазки уменьшают сцепление палубы с бетоном, облегчая, таким образом, распалубку и, как следствие, повышая долговечность опалубочных щитов. Смазку восстанавливают через 1...4 оборота опалубки.

Инструментальный контроль качества работ в монолитном домостроении 

Инструментальный контроль опалубочных систем следует выполнять не реже, чем через каждые 20 оборотов, а для элементов из древесины - через каждые 5 оборотов. При контроле и приёмки опалубки проверяют: жёсткость и геометрическую неприменяемость всей системы и правильность монтажа поддерживающих элементов; плотность щитов опалубки и стыков сопряжений между собой и с ранее уложенным бетоном; поверхности опалубки и их положение относительно проектных осей конструкций.

В процессе бетонирования необходимо вести непрерывное наблюдение за состоянием опалубки, поддерживающих элементов и креплений.

Требования к опалубке

Любая изготовленная опалубка должна отвечать следующим требованиям:

гарантия необходимой точности размеров будущего сооружения или конструкции;

прочность, устойчивость и неизменяемость формы под действием нагрузок, возникающих в процессе производства работ; все элементы опалубки рассчитывают на прочность и деформативность;

плотность и герметичность палубы опалубочного щита, т.е. отсутствие щелей, вызывающих образование в бетоне пустот, раковин в результате вытекания цементного раствора;

высокое качество поверхностей, исключающее появление наплывов, раковин, искривлений и т.п.;

технологичность — способность допускать быструю установку и разборку, не создавать затруднений при монтаже арматуры, укладке и уплотнении бетонной смеси;

оборачиваемость — многократное использование опалубки, что обычно достигается за счет изготовления ее инвентарной, унифицированной и разборной;

экономичность по используемому материалу.

                                              Заключение 

   Сегодня опалубка является одним из наиболее практичных способов строительства монолитных зданий благодаря тому, что она позволяет в короткий срок возводить даже самые сложные здания и сооружения вне зависимости от их назначения. Аренда и продажа опалубки стали основными операциями на рынке строительных материалов и услуг, а потому воспользоваться данным методом строительства сегодня могут как большие строительные организации, так и мелкие частные подрядчики. На сегодняшний день конструкция опалубки представляет собой достаточно простую систему, которая может собираться одним рабочим, и так же просто разбираться, оставляя ровные и аккуратные стены, перекрытия, фундаменты и прочие элементы бетонных и железобетонных зданий. Кроме того, сегодня появилось достаточно большое разнообразие опалубочных конструкций, которые предназначены для разных типов элементов, для строительства сооружений разной сложности и назначения. Все это позволило сфере строительных услуг выйти на качественно-новый уровень, ввиду чего в нашей стране повсеместно стали возводиться здания европейского качества.

   Таким образом, опалубочные системы прошли довольно непростой путь от Древнего Рима до наших дней, став сегодня незаменимым элементом жилищного и коммерческого строительства. И пока люди будут использовать в строительстве бетон – опалубка будет развиваться, предлагая нам более совершенные и практичные варианты.

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный строительный университет

факультет «промышленное и гражданское строительство»

Кафедра Технология и организация строительного производства

курсовой проект

Выполнили:   

Студенты

Антохин П.И.

Соболев В.К.

Ананьева С.В.

Группа

ПГС-IV-7

Принял:

Консультант

Чулков В.О.

Москва 2015 г.

Список используемой литературы.

  1.  Афанасьев А.А., Журов Н.Н., Комисаров С.В., Ремейко О.А. Технология возведения монолитных зданий. Методические указания. –М.: МИСИ, 1998.
  2.  Данилов Н.Н., Терентьев О.М., Попов В.И. Технология, организация и экономика строительства. Справочно-методические указания. –М.: МИСИ, 1986.
  3.  Евдокимов Н.И, Мацкевич А.Ф., Сытник В.С. Технология монолитного бетона и железобетона. –М.: Высшая школа, 1980.
  4.  Каталог опалубки фирмы DOCA (Австрия), 1996.
  5.  Каталог-справочник. Строительные машины. –М.: Эстроймаш, 1979.
  6.  Справочник инженера-строителя. –М.: Стройиздат, 1968.
  7.  Данилов Н.Н., Терентьев О.М. Технология строительных процессов. –М.: Высшая школа, 2000.
  8.  Комиссаров С.В., Ремейко О.А. Опалубочные системы для монолитного домостроения, практическое пособие. –М., 2000.
  9.  Анзигитов В.А., Котов А.П., Новак А.П. Справочник мастера строителя. –М., Стройиздат, 1989.
  10.  Бакума П.Ф., Белов П.В., Доможиров Н.Г. Справочник строителя, том 2. –М., Стройиздат, 1989.
  11.  Петренко Г.С., Сивоконева С.М., Чупрова В.К. Технология строительных процессов при возведении подземной части здания, методическое пособие. – М., МГСУ, 1992.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43642. Разработка и внедрение комплексной системы защиты информации в медицинское учреждение 891 KB
  Комплексная система защиты информации (КСЗИ) - совокупность нормативно-правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий, которые направлены на обеспечение защиты информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа.
43643. Абонентская сеть широкополосного доступа ООО «ТомГейт». Результат моделирования в среде Packet Tracer 2.18 MB
  Сегодня в мире бизнеса компьютерная сеть – это больше чем набор соединенных между собой устройств. Для множества видов деятельности предприятий компьютерная сеть это ресурс, позволяющий сотрудникам собирать, анализировать, организовывать и распространять информацию, являющуюся основой их бизнеса и источником прибыльности всего предприятия.
43646. Алгоритмизация проектирования ТП механической обработки 109 KB
  Операцией называется законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте, одним рабочим или группой рабочих непрерывно. Если какие-то действия на одном и том же рабочем месте
43647. Охрана окружающей среды и энергосбережение 694.71 KB
  На протяжении последнего десятилетия электроэнергетика, обладая значительным запасом прочности, практически дотировала различные отрасли, поддерживая социальную, бюджетную, сельскохозяйственную сферы экономики за счет системы перекрестного субсидирования, неплатежей потребителей, целого ряда льгот и отсрочек платежей.
43649. Разработка поста диагностики легковых автомобилей 1.96 MB
  Раздел «Технологический расчет»: представляет собой расчет производственной программы, годового объема работ, количества постов, численности рабочих и площадей помещений производственного корпуса.
43650. Сюжетно ролевая игра как средство формирования положительного отношения к школьному обучению детей 5-6 лет 83.05 KB
  Теоретические основы формирования положительного отношения детей 56 лет к школьному обучению по средствам сюжетноролевой игры. Значение сюжетноролевой игры в процессе формирования положительного отношения детей 56 лет к школьному обучению. Опытно экспериментальная работа по формированию положительного отношения детей 56 лет к школьному обучению посредствам сюжетноролевой игры. Цель данного исследования: изучить возможности сюжетноролевой игры по формированию положительного отношения детей к школьному обучению.