96175

Взаимодействие финансового и операционного рычагов для оценки суммарного риска

Контрольная

Финансы и кредитные отношения

Финансовый рычаг показывает потенциальную возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры и объема долгосрочных обязательств. Обусловлен финансовым риском – то есть, риском возможных недостатков средств для выплаты по долгосрочным займам или для выплаты акционерам в связи с обслуживаемыми долгами.

Русский

2015-10-03

59.86 KB

3 чел.

Белорусский национальный технический университет

Республиканский институт инновационных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инвестиционное проектирование»

Выполнил: слушатель группы 206305

Кункевич  В.В.

Проверила: к.э.н.,  

Сокол Д.В.

Минск  2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1.  Теоретическая часть………………………………………………………..4
  2.  Взаимодействие операционного и финансового рычагов. Оценка совокупного риска предприяти. Взаимодействие финансового и операционного рычагов для оценки суммарного риска ……………4
  3.  Индекс рентабельности …………………………………..…………...7
  4.  Практическая часть………………………………………………………...8
  5.  Задача 1…………………………………………………………………8
  6.  Задача 2…………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы………………………………………………………………10

Введение

Студенты заочной формы, при изучении курса, выполняет контрольную работу. Выполнение контрольной работы позволит студентам расширить теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе самостоятельного изучения учебного материала.

Контрольная работа включает 2 теоретических и 2 практических задания. Их выполнение предполагает изучение содержания курса в полном объеме и проработку рекомендуемой литературы.

Варианты тем контрольных работ выбирается согласно порядкового номера студента в списке группы. В соответствии со списочным номером, в контрольной работе будут рассмотрены следующие номера вопросов: 8–  Взаимодействие операционного и финансового рычагов. Оценка совокупного риска предприятия № 38 – Индекс рентабельности; а так же выполнены две задачи под номерами 8 и 23.

Целью данной контрольной работы является расширить теоретическую базу и получить практические навыки в расчетах инвестиционного проектирования.

  1.  Теоретическая часть

1.1Взаимодействие операционного и финансового рычагов. Оценка совокупного риска предприяти. Взаимодействие финансового и операционного рычагов для оценки суммарного риска

           Операционный и финансовый рычаги самым тесным образом неразрывно сцеплены между собой.

          Операционный рычаг воздействует своей силой на прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов, а финансовый рычаг - на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину чистой прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию.

             Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и оказывает повышающее воздействие на силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск, вследствие чего может упасть курсовая стоимость акций предприятия. Первостепенная задача финансового менеджера в такой ситуации - снизить силу воздействия финансового рычага с целью снижения предпринимательского риска.

           Таким образом, финансовому рычагу здесь отводится роль жертвы, которую ведут на заклание ради достижения главного — снижения предпринимательского риска. Вот, собственно, и ответ на вопрос о главенстве операционного или финансового рычага в таком виде, в каком его обычно приводят в классических западных учебниках по финансовому менеджменту.

              Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага (или чем больше постоянные затраты), тем более чувствителен нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, тем более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.

           Рычаг – показатель управления активами с целью возрастания прибыли.

            Операционный (производственный) рычаг – показатель операционного (производственного) риска – неопределенности, связанной с получением дохода и обусловленной двумя факторами: колебаниями объемов реализации и объемом условно-постоянных издержек.

(Все расходы можно разделить на условно-переменные и постоянные.         Условно-переменные расходы – те, которые изменяются пропорционально объемам производства, составляют технологическую себестоимость и учитываются как прямые расходы. Постоянные расходы остаются неизменными в рамках отчетного периода или до определенного предела роста объемов).

                Коэффициент операционного рычага, это результат показывает, что изменение в объеме реализации на 1% приведет к изменению прибыли от реализации на величину операционного рычага. Чем выше удельный вес постоянных затрат, тем выше рычаг и риск.

                 Финансовый рычаг показывает потенциальную возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры и объема долгосрочных обязательств. Обусловлен финансовым риском – то есть, риском возможных недостатков средств для выплаты по долгосрочным займам или для выплаты акционерам в связи с обслуживаемыми долгами.

Финансовый рычаг рассчитывается как процентное изменение численной прибыли на акцию, связанное с процентным изменением прибыли от реализации. Чем выше этот показатель, тем выше риск. Известно, что финансовый риск учитывает постоянные издержки и их влияние на доходы инвестора.

             Он измеряется двумя способами: расчетом величины финансового рычага и расчетом обычных оборотов рычажности. Также финансовый рычаг рассчитывается как приращение доли собственных оборотных средств, получаемое за счет исключение заемных средств.

Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:

       1. Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия – все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

       2. Неустойчивость финансовых условий кредитования (особенно при колебаниях рентабельности активов), неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.

Мы знаем, что операционный рычаг вызывает изменение в объеме операционной прибыли, если финансовый рычаг налагается на операционный, то изменения НРЭИ окажут еще большее воздействие на чистую прибыль, чем обособленный финансовый рычаг. Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко все более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов:

УРОВЕНЬ СОПРЯЖЕННОГО ЭФФЕКТА ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО РЫЧАГОВ

=

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА

Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент.

            Очень важно, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты.

            Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.

            Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:

         1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага.

         2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.

         3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов — и этого варианта часто бывает труднее всего добиться.

            В самом общем случае критерием выбора того или иного варианта служит максимум курсовой стоимости акции при достаточной безопасности инвесторов. Оптимальная структура капитала — всегда результат компромисса между риском и доходностью. И, если равновесие достигнуто, оно должно принести и желанную максимизацию курсовой стоимости акций.

Формулу сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов можно использовать для оценки суммарного уровня риска, связанного с предприятием, и определения роли предпринимательского и финансового рисков в формировании совокупного уровня риска. Но концепция сопряженного эффекта дает нам не только эту возможность, но и например, узнать, какой будет чистая прибыль на акцию при таком-то и таком-то проценте изменения выручки от реализации.

           Эффект совместного рычага рассчитывается как произведение эффекта операционного рычага на эффект финансового рычага и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема производства (реализационного дохода) на 1%. Высокая доля контрактных издержек с фиксированной платой (и по заемному капиталу, и по операционной деятельности) увеличивает действие рычагов, то есть рост объема деятельности приводит к увеличению доходности собственного капитала.

           Таким образом, мы видим вариантные расчеты суммы чистой прибыли на акцию при тех или иных соотношениях заемных и собственных средств. Расчет совместного рычага позволяет:

          1) Показать влияние изменения коммерческих условий производства изменения спроса, цен) на чистую прибыль и доходность владельцев собственного капитала при выборе различной структуры капитала (соотношения собственных и заемных средств);

            2) Выбрать оптимальное сочетание операционного и финансового рычагов. Очень важно отметить, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты.

             Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.

Оценив при этом суммарную степень риска, выраженную в уровне сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов, акционеры согласятся на снижение нормы распределения прибыли на дивиденды и наращивание собственных средств за счет нераспределенной прибыли.

1.2Индекс рентабельности 

     Индекс рентабельности (прибыльности, доходности) инвестиций (PI) рассчитывается как отношение чистой текущей стоимости денежного притока к чистой текущей стоимости денежного оттока (включая первоначальные инвестиции):



если PI > 1, то проект следует принять, 
если PI = 1, то проект является не прибыльным, не убыточным, 
если РI < 1, то проект следует отвергнуть.

           Индекс рентабельности, в отличие от чистого приведенного дохода, является относительным показателем, характеризующим уровень доходов на единицу затрат. Чем он выше, тем больше отдача инвестиций в данный проект. Благодаря этому критерий PI очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV , либо при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV.

К недостаткам метода можно отнести его неоднозначность при дисконтировании отдельно денежных притоков и оттоков.

  1.  Практическая часть
  2.   Задача 1

Задача 8. Кредит в сумме 420 млн. руб. выдан на два года под 40 годовых сложных процентов и предусматривает разовое погашение долга. При выдаче кредита удержаны комиссионные в размере 0,1% от суммы кредита. Кредит не был погашен в оговоренный срок. Должник попросил отсрочку с выплатой долга на полгода. Кредитор согласился с этой просьбой при условии, что на накопившуюся задолженность будут начисляться 45% годовых сложных процентов. Определить доходность данной финансовой операции (IRR) для кредитора в виде годовой ставки сложных процентов? 

Решение:

420*0,1= 4,2 млн комиссионные

420-4,2=415,8 млн затраты –РV

420*1.42=823.2 млн

832,2*1,225=1008,42 млн-FV

PV=FV/(1+r)2

r=√(1008.42/415.8)=1.557

Ответ: 55,7 %

  1.  Задача 2

Определите стоимость актива, который приносит ежегодный доход 20 млн. руб. при ставке дисконта 10%.

Решение:

Согласно формуле Перпетуитета — это последовательность равных денежных потоков, выплачиваемых через одинаковые промежутки времени. Более того, денежные потоки бессрочны, то есть будут выплачиваться всегда. Исходя из того, что они равны, обозначим их как PMT (рис. 1).

                            

 

Приведенная ценность перпетуитета определяется по формуле:

PV = PMT / i,                                                         

где PMT — сумма периодических денежных потоков;

i — ставка дисконтирования.

Значит,

Стоимость актива будет равен 20*10=200 млн.

Ответ: 200 млн руб.

Заключение

В ходе выполнения контрольной были рассмотрены два вопроса, в качестве проверки подготовки обучающегося в теоретическом аспекте, и  выполнено решение двух практических задач, основанных на расчетах инвестиционного планирования.

Данная контрольная работа позволила расширить теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе самостоятельного изучения учебного материала.

Практическое применение объектно-ориентировочных методов, моделей и оптимизационных процедур и их реализация в программных средах таблиц Microsoft Excel, показывает преимущества использования технологии электронных книг и программных обеспечений в инвестиционном проектировании.

Список литературы

  1.  Институт финансового и инвестиционного анализа //

[Электронный ресурс]. 2013. – Режим доступа: http://investment-analysis.ru/metodIA2/payback-period.html. – Дата доступа 05.02.2015.  

  1.  Википедия // Свбодная энциклопедия [Электронный ресурс]. 2011. – Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_Гордона. – Дата доступа 05.02.2015.  
  2.  Учебник БИЗ // Учебники для студентов [Электронный ресурс]. 2013. – Режим доступа:  http://uchebnik.biz/book/770-investicionnoe-proektirovanie/45-zaklyuchenie.html.  – Дата доступа 05.02.2015.  
  3.  Учебники онлайн // [Электронный ресурс]. 20014. – Режим доступа:  http://uchebnikionline.com/politekonomia/osnovi_ekonomichnoyi_teoriyi_-_mamaluy_oo/segmentatsiya_rinku.htm.  – Дата доступа 05.02.2015.  
  4.  Бэстреферат // Банк рефератов [Электронный ресурс]. 20014. – Режим доступа:  http://www.bestreferat.ru/referat-312395.html.  – Дата доступа 05.02.2015.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80206. Інформація в маркетинговій діяльності 97 KB
  Інформація в маркетинговій діяльності План Система маркетингової інформації Процес маркетингового дослідження Система маркетингової інформації Загальний маркетинговий цикл включає в себе: маркетингові дослідження; планування; організацію маркетингу і контроль маркетингової діяльності. Маркетингова інформаційна система Процес маркетингового дослідження Мета маркетингових досліджень полягає у зв’язку споживачів і виробників шляхом маркетингової інформації для досягнення мети підприємства і визначення шляхів оптимального використання його...
80207. Типи ринків і моделі поведінки споживачів 115 KB
  Процес прийняття рішення про купівлю Етапи сприймання товаруновинки Промисловий та споживчий ринки З погляду маркетингового управління розрізняють два основних типи ринків: споживчий і промисловий. Порівняльна характеристика споживчого і промислового ринків Характеристика Промисловий ринок Споживчий ринок Обсяг збуту Великий Невеликий Обсяг закупок Великий Невеликий Кількість споживачів Невелика Велика Прийняття рішення про закупку Багато людей Небагато Природа покупки Фахова Дилетантська Розміщення споживачів Географічно сконцентроване...
80208. Добір цільових ринків 69 KB
  Добір цільових ринків План Поняття сегментації Критерії ефективної сегментації Основні принципи сегментації ринків Стратегії охоплення ринку Позиціонування товарів Поняття сегментації Будьяка фірма усвідомлює що її товар не може подобатись одразу всім покупцям. В останньому випадку слід зосередитися на частині ринку або сегментах. При сегментації ринку розрізнення а точніше виділення споживачів має відбуватися на основі вияву суттєвих значущих з погляду фірми різниць між групами споживачів при чому таких різниць які справляють...
80209. Основи товарної політики компанії 139.5 KB
  Товар product – комбінація власне товару і обслуговування що компанія пропонує цільовому ринку дизайн позиція на ринку виробнича лінія довжина і глибина марки упаковка гарантії сервісне обслуговування і т. Ціна price – визначає кількість грошей що повинні сплатити покупці щоб одержати товар ціна виробника оптовика роздрібного торговця; політика знижок і їхня структура; умови контрактів; цінова політика залежно від собівартості від ситуації на ринку від корисності товару; цінова політика загарбницька очікувальна тощо....
80210. Стратегія збуту і просування товарів 111.5 KB
  Стратегія збуту і просування товарів План Розподіл товару. Реклама Методи стимулювання збуту і пропаганда Особистий продаж і прямий маркетинг Просування товарів і правовий захист споживачів Розподіл товару. Поняття про канали розподілу Розповсюдження товарів на ринку має два елементи: Розподіл товару – передача права власності від виробника до споживача. Товарорух – фізичне розповсюдження товару.
80211. Маркетинговий менеджмент 120 KB
  Стратегічне планування в маркетингу. Організація відділів маркетингу. Стратегічне планування в маркетингу Раніше ми визначили що згідно з концепцією маркетингу єдиним способом досягнення корпоративних цілей щодо обороту прибутку доходу на інвестиції тощо є задоволення потреб споживачів. Маркетингу як функції менеджменту належить у цьому процесі особлива роль –задавати координати іншим стратегічним напрямам діяльності фірми: управління фінансами виробництвом матеріальнотехнічним забезпеченням персоналом.
80212. Загальне поняття маркетингу 99 KB
  Загальне поняття маркетингу План Причини появи і розвитку маркетингу. Сутність маркетингу. Базові поняття маркетингу. Причини появи і розвитку маркетингу Серед понять що стали ознакою сучасного бізнесу особливе місце займає маркетинг.
80213. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии 54 KB
  Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете...
80214. Что такое онтология. Онтологическая проблематика 48.5 KB
  Словосочетание онтология образовано из греческих слов ontos (сущее) и logos (слово) и по-русски есть – учение о сущем. Впервые этот термин обнаруживается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольфа Гоклениуса...