96179

Права и обязанности учащихся общеобразовательного учреждения, родителей, лиц их заменяющих

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Порядок государственной аккредитации образовательной организации. Кто и как несёт ответственность по обязательствам учреждения профессионального образования. Права и обязанности учащихся. Права и обязанности родителей, лиц их заменяющих.

Русский

2016-07-29

0 Bytes

0 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Порядок государственной аккредитации образовательной организации…

3

2. Кто и как несёт ответственность по обязательствам учреждения профессионального образования………………………………………………

12

3. Права и обязанности учащихся общеобразовательного учреждения, родителей, лиц их заменяющих……………………………………………….

18

3.1. Права и обязанности учащихся……………………………………

18

3.2. Права и обязанности родителей, лиц их заменяющих…………..

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

30

  1.  Порядок государственной аккредитации образовательной организации

Термин аккредитация (от лат. accredere – оказывать доверие) имеет несколько значений:

  •  подтверждение соответствия определенным требованиям;
  •  признание особых полномочий (статуса);
  •  процедура, в результате которой приобретается подтверждение соответствия определенным требованиям и признание особых полномочий (статуса).

Согласно новым законодательным нормам государственная аккредитация должна проводиться в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и в отношении указанных образовательных программ.

Таким образом, дошкольные образовательные учреждения освобождены от прохождения процедуры аккредитации, а определение их вида и категории теперь полностью зависит от учредителя.

Если в составе образовательного учреждения имеется структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования, то при аккредитации учреждения такие программы не должны включаться в число аккредитуемых. Для их реализации необходимо иметь только лицензию, предоставляющую право ОУ на образовательную деятельность по программам дошкольного образования.

Кроме того, по новым правилам не подлежат государственной аккредитации учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы и т. д.

Другое значимое нововведение Закона № 293-ФЗ – это замена оплаты стоимости аккредитационных процедур (в т.ч. по договорам со специализированными государственными учреждениями об оказании информационно-методических услуг) на уплату госпошлины в размере, установленном ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ). То есть формально-юридически процедура аккредитации становится бесплатной, поскольку относится к государственным услугам, осуществляемым за счет средств бюджета (госпошлина представляет собой фиксированный обязательный сбор в пользу государства и не считается оплатой государственной услуги).

Разумеется, замена оплаты стоимости аккредитации госпошлиной не означает, что ОУ лишается права самостоятельно заключать договоры с организациями и гражданами на оказание помощи в подготовке к аккредитации, представительство, аудит и другие услуги за плату.

Важным нововведением Закона № 293-ФЗ, значительно упрощающим деятельность образовательных учреждений, является увеличение сроков действия свидетельства о государственной аккредитации.

В соответствии с п. 21 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» срок действия такого свидетельства для общеобразовательных учреждений будет составлять 12 лет, а для учреждений профессионального образования и дополнительного профессионального образования – 6 лет.

Согласно новым правилам образовательные учреждения при прохождении процедуры аккредитации должны уделять особое внимание аккредитации образовательных программ. В первую очередь это касается учреждений, реализующих основные программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Данным учреждениям свидетельство будет выдаваться не на отдельные программы, а на «укрупненные группы направлений подготовки и специальностей», определяемые аккредитационным органом по представленным программам. Это нововведение позволит им в период действия госаккредитации добавлять или изменять конкретные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей без представления их в аккредитационный орган – только на основании лицензии (изменений в лицензии). При этом все программы, подпадающие под «укрупненную группу», будут считаться аккредитованными, и ОУ профессионального образования сможет выдавать по результатам их освоения документ государственного образца (диплом).

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» право на государственную аккредитацию образовательной программы теперь будет возникать у ОУ «при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году». При этом, как и раньше, предусмотрена возможность поэтапной (по ступеням общего образования) государственной аккредитации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, т. е. уже при наличии не выпускников, а обучающихся, завершающих в текущем учебном году программу соответственно 4, 9 и 11-го классов.

Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы (п. 7 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании»).

Самообследование – самооценка деятельности ОУ, которое ранее было предусмотрено только для образовательных учреждений, получающих аккредитацию в Рособрнадзоре, т.е. главным образом для вузов.

Правила проведения ОУ самообследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т. е. Минобрнауки РФ.

Согласно п. 10 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» при государственной аккредитации ОУ проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:

1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждения по заявленным для аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

2) экспертиза показателей деятельности учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

Согласно п. 6 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» решение об установлении типа и вида ОУ, а также об их изменении принимает учредитель. Однако при государственной аккредитации ОУ (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и федеральных университетов) устанавливается государственный статус ОУ, который может подтвердить или изменить его тип и (или) вид.

Для определения типа и вида ОУ предусматривается введение на федеральном уровне перечня показателей его деятельности. При этом критерии показателей, позволяющие установить тип и вид ОУ, должны определяться аккредитационным органом (например, для школ – министерством, департаментом или другим органом управления образованием субъекта РФ).

Перечень показателей должно утвердить Минобрнауки России, а порядок определения критериев показателей – Правительство РФ.

Новые нормы закона об аккредитации ОУ нашли свое отражение в Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 184 (далее – Положение).

Экспертиза показателей деятельности ОУ, необходимых для определения его типа и вида, проводится в отношении учреждения в целом, включая его филиалы.

В соответствии с данным нормативным актом государственная аккредитация образовательных учреждений, имеющих свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., может осуществляться по новым правилам не ранее чем за 1 год до окончания срока действия такого свидетельства. При этом образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования должны переоформить свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., на срок его действия таким образом, чтобы в приложении к свидетельству были указаны не реализуемые основные программы, а соответствующие им «укрупненные группы направлений подготовки и специальностей».

Основные этапы прохождения государственной аккредитации

В целом согласно Положению процедура прохождения ОУ государственной аккредитации должна включать следующие этапы:

  1.  Руководитель ОУ проводит анализ деятельности учреждения и составляет отчет о результатах самооценки (самообследования).
  2.  Руководитель ОУ направляет в подразделение (управление) аккредитационного органа (Рособрнадзора или министерства (департамента) образования субъекта РФ) заявление о проведении государственной аккредитации учреждения, а также документы, указанные в п. 25 Положения:

а) копию устава ОУ;

б) отчет о результатах самообследования;

в) копии учебных планов по всем образовательным программам, заявленным для аккредитации;

г) копию основной профессиональной программы послевузовского образования (для ОУ, реализующего такую программу);

д) копию положения о филиале ОУ (в случае проведения аккредитации в отношении филиала, а также в случае установления иного государственного статуса учреждения в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации);

е) копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложениями, а также свидетельства о государственной аккредитации с приложениями (при наличии указанных документов, выданных иным лицензирующим или аккредитационным органом);

ж) опись представленных документов.

Копии документов, указанных в пунктах «а», «д» и «е», должны быть либо заверены у нотариуса, либо представлены вместе с оригиналами (оригиналы подлежат возврату), а копии документов, указанных в пунктах «б», «в», «г» и «ж», должны быть заверены самим ОУ.

В этот перечень следует добавить платежный документ об уплате госпошлины, поскольку согласно ст. 333.18 НК РФ госпошлина должна уплачиваться «до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий».

Кроме того, ОУ вправе приложить к заявлению сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Они должны быть рассмотрены при проведении аккредитационной экспертизы.

Заявление и документы ОУ может представить как на бумажном носителе (непосредственно либо направить их заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения), так и в форме электронных документов с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В последнем случае заявление и прилагаемые к нему документы должны быть подписаны (заверены) электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи лица, имеющего соответствующие полномочия.

В заявлении о проведении государственной аккредитации указываются следующие сведения:

а) полное наименование, организационно-правовая форма и местонахождение ОУ в соответствии с уставом;

б) полное наименование и местонахождение филиала (филиалов) ОУ в соответствии с уставом (при проведении аккредитации в отношении филиала (филиалов));

в) государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

г) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке ОУ на учет в налоговом органе;

д) реквизиты действующего свидетельства об аккредитации (при наличии);

е) государственный статус (тип и вид) ОУ, заявляемый для аккредитации;

ж) перечень заявляемых для аккредитации образовательных программ.

  1.  Аккредитационный орган в течение 7 дней направляет ОУ или вручает его уполномоченному представителю уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу.

В случае представления документов не в полном объеме или неправильно оформленных и заполненных аккредитационный орган направляет ОУ или вручает его представителю уведомление о перечне недостающих документов, а также документов, оформление или заполнение которых не соответствует требованиям. При этом ОУ дается два месяца для представления недостающих или правильно оформленных документов.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом в ОУ и его филиалы руководитель учреждения должен:

  •  подготовить документы и материалы, перечень которых определен <Письмом> Рособрнадзора от 19.04.2011 № 02-92 «В дополнение к № 02-77 от 29.03.2011»;
  •  обеспечить рабочие места с доступом в сеть Интернет
  1.  Аккредитационный орган утверждает график проведения экспертизы ОУ комиссией по государственной аккредитации и уведомляет об этом его руководителя.
  2.  Комиссия по государственной аккредитации проводит выездную или камеральную экспертизу, оформляет экспертное заключение, формирует аккредитационное дело и передает его на рассмотрение коллегиальному органу в составе аккредитационного органа.

Информация о проведении и результатах аккредитационной экспертизы размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте не позднее 15 дней со дня окончания работы комиссии.

  1.  Коллегиальный орган аккредитационного органа на основании заключения комиссии по государственной аккредитации рассматривает вопрос о государственной аккредитации ОУ.
  2.  Аккредитационный орган в соответствии с заключением коллегиального органа принимает решение и издает приказ:

– о государственной аккредитации ОУ;

 об отказе в государственной аккредитации ОУ;

– о лишении ОУ государственной аккредитации полностью либо по отдельным образовательным программам;

– о приостановлении или возобновлении действия свидетельства.

  1.  Руководитель ОУ получает свидетельство о государственной аккредитации (принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации) либо временное свидетельство о государственной аккредитации (принятии аккредитационным органом решения об изменении наименования ОУ для приведения в соответствие с его государственным статусом, установленным при государственной аккредитации такого учреждения).

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации ОУ должно быть осуществлено в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов.

В случае отказа в аккредитации ОУ имеет право вновь обратиться с заявлением об аккредитации не раньше чем через год.

  1.  Аккредитационный орган вносит сведения о результатах аккредитации ОУ в реестр свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений и размещает содержащуюся в реестре информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на своем официальном сайте.

  1.  Кто и как несёт ответственность по обязательствам учреждения профессионального образования

Ответственность по обязательствам учреждения профессионального образования несет само образовательное учреждение. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. Согласно п. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность:

  •  за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
    •  за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
    •  за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
    •  за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
    •  за иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

К наиболее характерным и значимым правонарушениям в сфере образования, влекущим за собой административную ответственность образовательных учреждений (административная ответственность – это ответственность образовательного учреждения перед государством, которое, осуществляя надзор в сфере образования, тем самым гарантирует права и законные интересы своих граждан в этой области), можно отнести следующие:

  •  Отказ в приеме или отчисление (исключение) из образовательного учреждения по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также нарушение порядка приема граждан в образовательные учреждения, отчисление (исключение) граждан и перевод граждан из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение.
    •  Нарушение требований к содержанию образовательных программ, организации образовательного процесса, качеству образования, установленных законодательством об образовании (например, реализация не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, нарушение установленных законодательством нормативных сроков освоения образовательных программ в образовательных учреждениях (организациях), нарушение установленных требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и т.д.).
    •  Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, предусмотренных законодательством об образовании. Например:
  •  нарушение или ограничение права на получение бесплатного образования, выбор формы получения образования; нарушение права на доступ к государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ общего образования;
  •  подделка (фальсификация) результатов государственной (итоговой) аттестации, в том числе единого государственного экзамена, олимпиад школьников; применение в образовательном процессе методов воспитания и обучения, имеющих антигуманный характер, связанных с физическим и (или) психическим насилием по отношению к обучающимся и воспитанникам, опасных для жизни или здоровья обучающихся и воспитанников; использование в образовательном процессе учебных пособий и материалов, способствующих разжиганию расовой, национальной, этнической, религиозной или социальной розни, оскорбляющих нравственность и человеческое достоинство обучающихся и воспитанников;
  •  нарушение прав педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с утвержденной образовательной программой, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, на сокращенную продолжительность рабочего времени и т.д.
  •  Нарушение порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, связанное с выдачей документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации: образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации; аккредитованными образовательными организациями по неаккредитованным образовательным программам.

Недавно Госдума установила административную ответственность за нарушение законодательства в области образования. Палата приняла в первом чтении правительственный законопроект, которым предложены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в закон «Об образовании». В частности, за незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение или отчисление из него предусматривается штраф на должностных лиц от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2-х лет, а на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

В то же время за нарушение прав педагогических работников на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и методов оценки знаний обучающихся и воспитанников предусмотрены предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 до 20 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. рублей.

Вводятся штрафные санкции «за выдачу образовательными учреждениями, не имеющими госаккредитации, документов государственного образца об уровне образования или квалификации либо документов по образовательным программам, которые не прошли госаккредитации, а также за умышленное искажение результатов госаттестации и олимпиад школьников». За эти нарушения устанавливается штраф на должностных лиц от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3-х лет, а на юридических лиц – от 100 тыс до 500 тыс. рублей.

Дополнительный анализ законодательства об административных правонарушениях показал, что в нем содержатся правовые нормы, помимо вышеперечисленных, устанавливающие ответственность за правонарушения, характерные также и для сферы образования. В их числе представляется целесообразным выделить следующие:

1. Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)). Эта статья направлена на обеспечение реализации конституционного права граждан на информацию, затрагивающую их права и свободы.

Предусмотренное данной статьей правонарушение допускается как при принятии граждан в образовательные учреждения, так и в процессе обучения, и выражается в непредоставлении гражданам информации об образовательном учреждении, об образовательном процессе, о наличии у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации и т.д.

2. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ). Законодательством установлены требования к порядку сбора, хранения, использования и распространения персональных данных граждан, в основе которых лежит конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни. Нарушение указанных требований возможно и в сфере образования, как при осуществлении сбора информации об обучающихся, их родителях (законных представителях), так и последующих действиях, совершаемых с этой информацией, и выражается, как правило, в передаче информации об обучающихся и (или) их родителях третьим лицам без согласия заинтересованных лиц.

3. Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации (ст. 19.11 КоАП РФ), подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт (ст. 19.23 КоАП РФ). Вид правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, является одним из наиболее распространенных в сфере образования. При проведении разного рода проверок как государственными органами, выполняющими полномочия по контролю и надзору в сфере образования, так и правоохранительными органами постоянно выявляются факты изготовления и распространения поддельных документов об образовании (квалификации), факты подделки иных документов, связанных с организацией образовательной деятельности и ведением образовательного процесса (например, лицензий на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, а также приложений к ним). Кроме того, на практике встречаются случаи использования гражданами поддельных документов об образовании или квалификации.

4. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20 КоАП РФ). В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения им соответствующей лицензии (ст. 33).

Кроме того, КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за невыполнение обязательных требований должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль и надзор. Так, предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5), непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6), непредставление сведений (информации) (ст. 19.7). Данные нормы КоАП РФ позволяют привлечь к ответственности виновных лиц и организации за воспрепятствование законной деятельности государственных органов и должностных лиц при осуществлении ими полномочий по контролю и надзору в сфере образования, невыполнение обязательных для исполнения требований и предписаний об устранении нарушений.

Говоря о том, кто должен следить за исполнением закона в образовательных учреждениях, нужно сказать, что Законом «Об образовании» установлено, что «федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием» (п. 6 ст. 30).

Это положение создаёт правовую основу для инспектирования, которое должно обеспечить исполнение законодательства, защищать права граждан на образование. Инспектирование ведётся на федеральном и региональном уровнях.

  1.  Права и обязанности учащихся общеобразовательного учреждения, родителей, лиц их заменяющих

3.1. Права и обязанности учащихся

Согласно  43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Учащийся имеет право:

  •  На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь (Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17; Конституция РФ, глава 2; Закон РФ «Об образовании»,ст.34 п.1 пп.10).
  •  Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (Закон РФ «Об образовании»,ст.34 п.1 пп.2).
  •  На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Конвенция о правах ребенка, ст.28;  Конституция РФ, ст.43; Закон РФ «Об образовании», ст.5 п.3).
  •  На дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п.49).
  •  На обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.1 пп.3)
  •  На выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другое), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям) (Закон РФ «Об образовании», ст.17, ст. 34 п.3).
  •  На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.15).
  •  На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.(Конвенция о правах ребенка, ст. 32)
  •  На развитие личности, талантов, умственных и физических способностей. (Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)
  •  На защиту от применения методов физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании», ст. 15 п.6, ст.34 п.1 пп.9).
  •  На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы. Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами (Закон РФ «Об образовании), ст. 101, п.1,2; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п. 4, 5; Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Утверждена Приказом Минобразования РФ от 16.06.1998 г. № 1578).
  •  На посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.4).
  •  На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.1 пп.20).
  •  На получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
  •  На право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения информации об оценке за письменные работы (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65).
  •  На объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65).
  •  На отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждений спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от19 марта 2001 г. № 196) п. 49).
  •  Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.1 пп.22; Типовое положение об общеобразовательном учреждении  п. 49.1; Порядок проведения олимпиад школьников (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.10.07 г. № 285)).
  •  На условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья (Закон РФ «Об образовании», ст. 41; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 28).
  •  На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, дополнительные недельные каникулы в первом классе (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.1 пп11; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 42, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.4, 2.9.18).
  •  Участвовать в культурной жизни школы, в том числе в организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту (Конвенция ООН «О правах ребенка», ст. 31).
  •  На открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в общеобразовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на Совете школы (Типовое положение об общеобразовательном учреждении п.49).
  •  Участвовать в управлении школой, в соответствии с Уставом (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.1 пп.17; Типовое положение об общеобразовательном учреждении п. 49).
  •  Добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские общественные организации, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат Уставу школы (Закон РФ «Об образовании», с.34 п.5; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9).
  •  Пользоваться в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.1 пп.21).
  •  Поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности (Закон РФ «Об образовании», ст.34 п.1 пп.26).

Учащийся обязан:

  •  Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (Конституция РФ ст. 43 п. 4; Закон РФ «Об образовании», ст.43 п.1 пп.1; Типовое положение об общеобразовательном учреждении  п. 57).
  •  Выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (Закон РФ «Об образовании», ст.43 п.1 пп.2; Типовое положение об общеобразовательном учреждении п. 57).
  •  Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
  •  Заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию (Закон РФ «Об образовании», ст.43 п.1 пп.3).
  •  Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися (Закон РФ «Об образовании», ст.43 п.1 пп.4; Типовое положение об общеобразовательном учреждении п. 57).
  •  Бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность (Закон РФ «Об образовании», ст.43 п.1 пп.5; Типовое положение об общеобразовательном учреждении  п. 57).
  •  Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей) (Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).
  •  Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.
  •  Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности (Типовое положение об общеобразовательном учреждении  п. 57).
  •  Выполнять домашние задания в установленные сроки (Конституция РФ ст. 43 п. 4; Типовое положение об общеобразовательном учреждении п. 57).
  •  Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник. Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.
  •  Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57).
  •  Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний (Конституция РФ, ст. 17 п. 3)

Учащимся Запрещается:

  •  Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства (Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст. 6, Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях различной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ст.2).
  •  Курение на территории школы (Федеральный закон от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст.6).
  •  Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и на переменах.
  •  Использовать непристойные выражения и жесты (Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2; Типовое положение об общеобразовательном учреждении п. 57)
  •  Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, а также дискриминация по национальному или расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию и другим причинам - по отношению к любому человеку (Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2).
  •  Выходить из учебного учреждения в учебные часы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора (Типовое положение об общеобразовательном учреждении  п. 57)

3.2. Права и обязанности родителей, лиц их заменяющих

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников разработаны на основе Закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении с учетом Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Перечень прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих) составлен, исходя из стремления максимально полно учесть интересы всех сторон.

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения:

  •  на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
  •  на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:

а) в образовательном учреждении;

б) в форме семейного образования;

в) самообразования;

г) экстерната;

д) сочетания различных форм обучения.

  •  на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в образовательного учреждения;
  •  на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:

а) по индивидуальным учебным планам;

б) на ускоренный курс обучения;

в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

  •  на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в образовательном учреждении, или обучение в форме семейного образования);
  •  на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

  •  на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
  •  на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
  •  на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
  •  на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
  •  на определение ребенка в группу продленного дня;
  •  на организацию досуга своих детей в образовательном учреждении и во внешкольное время.

3. На информацию:

  •  по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в образовательном учреждении, ознакомление с Уставом образовательного учреждения, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из образовательного учреждения, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  •  о квалификации педагога;
  •  присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

  •  на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников образовательного учреждения, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
  •  на обращение в апелляционную комиссию.

5. На участие в управлении образовательным учреждением, т.е.

  •  на участие в управлении образовательного учреждения в порядке, определенном Уставом образовательного учреждения;
  •  избирать и быть избранным в представительные органы;
  •  на внесение предложений по всем направлениям деятельности образовательного учреждения с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  •  на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  •  на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  •  на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности образовательного учреждения).

Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

  •  выполнять Устав образовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
  •  защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  •  воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в образовательное учреждение в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для учебного процесса в образовательном учреждении;
  •  оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  •  обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  •  содействовать выполнению Правил для учащихся образовательного учреждения;
  •  не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность образовательное учреждение о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в образовательном учреждении;
  •  обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  •  обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для оперативной связи во время пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  •  разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  •  возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  •  нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  •  решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из образовательного учреждения ребенка в другое образовательное учреждение или о его трудоустройстве;
  •  уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  •  заботиться о престиже образовательного учреждения;
  •  показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  •  поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  •  добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьного самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Конституция Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). – М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2005.- 40с.
  2.  Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009)
    "Об образовании" (с изм. и доп. 29.01.2010)
    // Консультант Плюс
  3.   Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
    (принят ГД ФС РФ 19.07.1996)
    // Консультант Плюс
  4.  "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант Плюс
  5.  Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.
  6.  Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: Издательство МГУ, 1986.
  7.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
  8.  Коробова С.Р., Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов,  - Издательство: Виктория-плюс, -2003, -91с.
  9.  Чумаков Б.Н. Защита прав ребенка в современной России,-  Издательство: Институт государства и права РАН , -2004 г., - 196- с.
  10.  Кришнамурти, - Образование и смысл жизни,- М.: Издательство «София», 2003.- 192с.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46597. Синонімія, види синонімів. Роль синонімів у різностильових текстах 21.5 KB
  Синонімія це сукупність синонімів тієї чи іншої мови а також розділ науки про мову у якому вивчаються синоніми як одиниці мови. Синоніми це слова однієї частини мови що мають близьке лексичне значення але відрізняються за формою. Традиційно виділяють загальномовні синоніми зрозумілі для кожного носія мови граний красивий; контекстуальні або авторські синоніми у конкретному тексті. Окремо виділяють абсолютні синоніми слова які мають тотожні значення лелека чорногуз сум смуток століття сторіччя.
46598. Неологізми, архаїзми, історизми в українській літературній мові 21.5 KB
  За вживанням вона поділяється на активну слова що регулярно вживаються в певній сфері діяльності тобто щоденні слова та професіоналізми пасивну застарілі слова та неологізми. Застарілі слова слова що перестали активно вживатися носіями мови. До них відносять архаїзми слова які називають поняття які існують і в наш час пїїт поет спудей студент загально повільно; історизми слова які позначають поняття які зникли комсорг волость хорунжий Існує багато причин чому слова відходять до пасивного вжитку зокрема і...
46599. Синтаксична норма. Порядок слів у реченні 21.5 KB
  Порядок слів у реченні. Розрізняють типи норм: орфоепічні правильна вимова акцентуаційні наголошення слів лексичні слововживання граматичні морфологічні та синтаксичні стилістичні орфографічні правила написання пунктуаційні. Вони передбачають правильне вживання граматичних форм слів узгодження керування прилягання морфологічні та правильне утворення словосполучень і речень синтаксичні. В українській мові вільний порядок слів у реченні тобто немає чітких правил розташування у певному порядку тих чи інших членів речення.
46600. BELARUSIAN CUISINE 21.5 KB
  Belarusian cuisines have influences from its neighboring countries like Russia, Lithuania, Ukrainian and Polfnd among others. A variety of dishes made of potato form an important part of most cuisines in Belarus. Some of the popular potato dishes in Belarusian cuisines include Belarusian Draniki, Belarusian Draniki with Pork, Kolduni, Babka and Belarusian Kartoflyaniki among others
46601. Кодификация советского права 1920-х годов 21.53 KB
  Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола расы национальности вероисповедания и происхождения но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы если осуществление гражданских прав противоречит их социальнохозяйственному назначению наносит явный ущерб государству. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при...
46602. Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству 21.55 KB
  Проблемы психического развития личности в онтогенезе факторы движущие силы закономерности. Филогенез развития вида онтогенез развитие индивида.Декарт и ЖанЖак Руссо представители природного биологизаторского направления идея которого состоит в том что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность генетические факторы влияние среды минимально.Непосредственными движущими силами психического развития ребенка являются противоречия которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.
46603. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ 21.55 KB
  Основные понятия Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение: автор физическое лицо творческим трудом которого создано произведение; аудиовизуальное произведение произведение состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров с сопровождением или без сопровождения их звуком предназначенное для зрительного и слухового в случае сопровождения звуком восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все...
46604. Виды трения. Износ при сухом, граничном, полужидкостном и жидкостном трении. Роль смазки 21.6 KB
  Трение сопротивление возникающее при взаимном перемещении соприкасающихся поверхностей тел. В зависимости от кинематических признаков относительного перемещения тел чаще всего встречаются два вида трения: трение скольжения и трение качения. В зависимости от состояния трущихся поверхностей различают: трение без смазки трение двух твердых тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала всех видов; граничное трение трение двух твердых тел при наличии на поверхности трения слоя жидкости обладающего...
46605. Понятие государственной региональной политики 21.61 KB
  Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики. Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти а также систему мер предпринимаемых ими в сфере управления политическим экономическим и социальным развитием регионов которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий которая...