96182

Организация стран-экспортёров нефти ОПЭК

Контрольная

Мировая экономика и международное право

Минеральные продукты в основном нефть и железную руду нефтепродукты В 1960-х годах количество стран членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара 1961 Сырая нефть нефтепродукты мазут нефть товары Индонезии 1962 Нефть олово природный газ никель древесина бокситы медь плодородные почвы уголь золото серебро Ливии 1962 Минеральное топливо сырая нефть Объединённых Арабских Эмиратов 1967 нефть нефтепродукты товары Алжира 1969 Нефть и...

Русский

2015-10-03

45.23 KB

0 чел.

                                                           Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Основание, состав и основная задача ОПЭК…………………………………....4

Предыстория ОПЭК………………………………………………………………6

1970-е годы, Эмбарго……………………………………………………………..8

Исламская революция…………………………………………………………….9

1980-е годы……………………………………………………………………….10

1990-е годы……………………………………………………………………….11

2000-е годы……………………………………………………………………….12

Корзина ОПЭК…………………………………………………………………...13

Россия-ОПЭК…………………………………………………………………….14

Проблемы развития стран ОПЭК и их решения……………………………….16

Источники………………………………………………………………………..18

ВВЕДЕНИЕ

   Энергетические ресурсы играют ведущую роль в современной экономике. Уровень развития производительных сил каждого государства определяется в значительной степени масштабам», потребления энергоресурсов. О важной роли энергоресурсов свидетельствует то обстоятельство, что более 70 % добываемых в мире полезных ископаемых относится к источникам энергии. 

  Основные виды энергоресурсов —уголь, нефть, природный газ, гидроэлектроэнергия и ядерная энергия. Нефть и природный газ с середины 60х годов прошлого столетия начинают играть ведущую роль в мировой энергетике. К достоинствам нефти и газа как источников энергии относятся сравнительно невысокая стоимость добычи, возможность безотходной переработки с получением многообразных видов топлива и химического сырья. Однако ресурсы нефти и газа ограничены.


  Они значительно меньше, чем запасы угля, горючих сланцев и битуминозных песков. В то же время добыча нефти и газа значительно превышает добычу других горючих ископаемых.
В условиях, когда нефть стала основным видом энергетического сырья, возросло ее экономическое и политическое значение в мире. Наличие собственных ресурсов нефти, возможность организовать экспорт нефти и нефтепродуктов позволяют различным государствам добиваться значительных успехов в экономическом и социальном развитии. 

   Нефть с начала ее промышленной добычи и до настоящего времени является предметом острой и конкурентной борьбы, причиной многих международных конфликтов и войн. Что привело основные нефтедобывающие страны к осознанию необходимости организации по регулированию и стабилизации цен.

            Организация стран-экспортёров нефти(ОПЭК)

                         Organization of the Petroleum Exporting Countries

Международная межправительственная организация, созданная в 1960 г. с целью координации нефтяной политики государств, в целях стабилизации цен на нефть, на Багдадской конференции по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: 

  1.  Иран

(природный газ, железо, нефть и сталь)

  1.  Ирак

(нефть, нефтепродукты)

  1.  Кувейт

(нефть, нефтепродукты, товары)

  1.  Саудовская Аравия 

(нефть, нефтепродукты, товары)

  1.  Венесуэла.

(Минеральные продукты (в основном нефть и железную руду), нефтепродукты)

В 1960-х годах количество стран — членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран:

  1.  Катара (1961)

           (Сырая нефть, нефтепродукты, мазут, нефть товары)

  1.  Индонезии (1962)

          (Нефть, олово, природный газ, никель, древесина, бокситы, медь, плодородные почвы, уголь, золото, серебро)

  1.  Ливии (1962)

(Минеральное топливо, сырая нефть)

  1.  Объединённых Арабских Эмиратов (1967)

(нефть, нефтепродукты, товары)

  1.   Алжира (1969)

(Нефть и природный газ)

В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: 

  1.   Нигерия (1971)

(Сырая нефть, нефтепродукты, нефть товары, топочный мазут)

  1.   Эквадор (1973)
  2.   Габон (1975)

В ОПЭК входят развивающиеся страны, чьи экономики       преимущественно ориентированы на экспорт нефти и нефтепродуктов.

Членство в организации открыто для государств, поддерживающих политику проводимую ОПЕК, и являющихся «чистыми экспортерами», т.е. странами, где производство нефти превышает потребление.

     B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация.

B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом OOH, стала участником Конференции OOH по торговле и развитию

                         К моменту основания ОПЕК на рынке существовали значительные излишки предлагаемой нефти, появление которых было вызвано началом разработки гигантских нефтяных месторождений - прежде всего, на Ближнем Востоке. Кроме того, на рынок вышел Советский Союз, где с 1955 по 1960 год удвоились объемы добычи нефти. Это изобилие вызвало серьезную конкуренцию на рынке, ведущую к постоянному снижению цен.

Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год.

Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.

Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль за исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК.

B его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы

Основными целями создания Организации являются:

  1.  Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  2.  Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  3.  Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  4.  Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  5.  Сотрудничество со странами-не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

                Предыстория ОПЭК

Когда начались разработки нефтяных месторождений на Ближнем Востоке. Одним из первых было открыто месторождение нефти в районе Багдада, на реке Тигр. Промышленная добыча нефти началась в:

  1.  Бахрейне (1934)
  2.  Кувейте (1936)
  3.  Саудовской Аравии (1938)
  4.  …а в других странах после Второй мировой войны.

Поскольку эти страны не имели возможности самостоятельно добывать нефть, то ее разработка проводилась с участием иностранного капитала и иностранной рабочей силы. Производство нефти было сосредоточено в руках Международного нефтяного картеля, в который входили семь нефтяных корпораций (5 из них американских):

  1.  Exxon
  2.  Texaco
  3.  Standard Oil Company of California
  4.  Mobil
  5.  Gulf Oil
  6.  British Petroleum(BP. Англия)
  7.  Royal Dutch Shell (Голландия)

Картель пользовался в нефтедобывающих странах статусом "государство в государстве", корпорации открыто игнорировали национальный суверенитет стран над природными ресурсами и экономической деятельностью.

Такое положение сохранялось десятилетиями.

Первую победу за возвращение контроля над национальными природными ресурсами нефтедобывающие страны получили в 1960 году, когда создали ОПЭК

Во многих нефтедобывающих странах нефть является основным источником иностранной валюты. Из-за отсталой структурs хозяйства внешняя торговля этих стран базируется на экспорте одного товара - нефти.

Так, в:

  1.  Ливии, ОАЭ, Саудовской Аравии доля нефти в экспорте составила практически 100%,
  2.  Ираке - 99%,
  3.  Катаре - 98%,
  4.  Иране, Кувейте и Нигерии - 93%,
  5.  Алжире - 85%,
  6.  Габоне - 77%,
  7.  Индонезии - 69%.

Таким образом, нефтедобывающие страны имели общие интересы в экономической сфере: все они стремились к освобождению от иностранных монополий и в всех был один враг - Международный нефтяной картель, который в этот период контролировал запасы, добыча и экспорт развивающихся стран.

Все это способствовало сближению интересов нефтедобывающих стран. Но ни одна из этих стран не могла самостоятельно, без помощи других, решить проблемы.

       

   Ярким примером была практика Ирана, который в 1951 году попытался национализировать Англо-иранскую нефтяную компанию, и потерпел экономическое давления Англии, США и Международного нефтяного картеля. Это еще раз указывало на необходимость коллективных действий против нефтяных монополистов.

                                        1970-е годы

В 70-е годы влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран — членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.

ОПЕК стала важнейшей организацией, от политики которой стали зависеть цены на сырую нефть на мировых рынках.

Этому способствовали два важнейших события в мире:

  1.  Эмбарго (1973г.)
  2.  Иранская революция (1979г.)

ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году.

ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности.

Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году.

Эмбарго

Нефтяной кризис начался 17 октября 1973 года.

ОАПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом, это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу.

Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем.

Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.Вместе с тем, кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Исламская революция

Собственно датой начала революции в Иране принято считать 8 января 1978 года, когда первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью.

В течение всего1978 года в различных городах Ирана представители исламского духовенства организовывали демонстрации, решительно разгонявшиеся шахской гвардией. К концу года революционеры перешли к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализовало экономику. Будучи более не в силах удерживать власть в своих руках, Шах передал власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежал из страны.

1 февраля 1979 года в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который взял власть в свои руки. Было назначено новое переходное правительство.

В стране был проведен референдум, следствием которого было провозглашение 1 апреля 1979 года Исламской Республики Иран. В декабре того же года была принята новая конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице имама Хомейни (после его смерти — его преемнику), а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер. 

Государственная, кооперативная и частная собственность — три сектора экономики новой республики.

Вмешательство и влияние западных держав ликвидируются.

Страна принципиально отвергает капитализм и коммунизм и противопоставляет им собственный, «исламский» путь развития. Что это означает практически — не вполне ясно.

Известно лишь, что развитие страны по тому пути, который был избран для неё шахом, приостановилось.

Капиталистический свободный рынок продолжает существовать, как существует и мощнейший, созданный ещё усилиями шаха, государственный сектор в экономике.

Но в условиях резко обострившегося противостояния Ирана вначале чуть ли не всему миру, затем в основном странам Запада (в первую очередь — США) говорить о продолжающемся развитии капиталистических связей приходится с осторожностью и оговорками. Если они и продолжали существовать и более или менее активно развиваться, так только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны, — в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны.

1980-е годы

В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за тонну вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.

Доля стран — членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран — членов организации.

Благодаря принятым мерам в рамках организации, цены удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран — членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться.

Этого удалось добиться, благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран — членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК. В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.

1990-е годы

Цены в 90-е менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК, удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990—1991 года.

Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998—1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъем, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы.

Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации, революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлений. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами-членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединенных Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.

В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации.

В 1998 году Россия стала наблюдателем в ОПЕК.

2000-е годы

Инновационный ценовой механизм ОПЕК способствовал укреплению и стабилизации цен на нефть в первые годы данного десятилетия.

Но сочетание рыночных сил, спекуляции и другие факторы изменили ситуацию в 2004 году, что привело к росту цен и увеличению волатильности хорошо обеспеченного сырой нефтью рынка.

Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем упасть в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и экономического спада.

ОПЕК стала известной организацией в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по борьбе с экономическим кризисом.

Благодаря второй и третьей встречам ОПЕК на высшем уровне в Каракасе и Эр-Рияде, в 2000 и 2007 годах были созданы стабильные рынки энергетики, устойчивого развития и окружающей среды.

В эти годы к ОПЕК присоединилась Ангола (2007), а Индонезия с января 2009 года приостановила своё членство, так как стала страной-импортёром нефти, но заявила, что она, скорее всего, вернётся, если она станет экспортёром нефти.

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году: появления нового члена организации — Анголы и возвращения в лоно организации Эквадора[5].

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в ОПЕК.

Корзина ОПЭК

Официально введен 1 января1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: 

  1.  Arab Light (Саудовская Аравия)
  2.  Basra Light (Ирак)
  3.  Bonny Light (Нигерия)
  4.  Es Sider (Ливия)
  5.  Girassol (Ангола)
  6.  Iran Heavy (Иран)
  7.  Kuwait Export (Кувейт)
  8.  Merey (Венесуэла)
  9.  Murban (ОАЭ)
  10.  Oriente (Эквадор)
  11.  Qatar Marine (Катар)
  12.  Saharan Blend (Алжир)

Состав корзины периодически меняется, последние изменения были внесены в январе 2009 года.

РОССИЯ-ОПЭК

России выгодны высокие цены на нефть, в огромной степени Россия должна ориентироваться на мировую рыночную конъектуру и согласовывать свою нефтяную политику с картелем стран производителей нефти-ОПЭК.

Отношения между Россией и ОПЭК никогда не были однозначными, случались между нами, нефтяные войны, жестокие столкновения интересов и противоречия.

Однако то время, когда мы находились в конфликтных отношениях, осталось в прошлом. Поскольку современная ситуация складывается так, что Россия и ОПЕК все охотней идут на взаимовыгодный диалог. Начиная с 1998 года, наша страна участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в нее.

Со своей стороны ОПЕК же давно сватается с Россией, являющейся на нефтяном рынке одной из самых завидных невест, как по объемам нефтяных запасов, так и по объемам добычи. 

16 марта 2005 Организация стран-экспортеров нефти принимает решение увеличить квоты на добычу и экспорт. И российские официальные власти это решение полностью поддержали. Пока квота будет увеличена на 500 тысяч баррелей в сутки. При этом ОПЕК предполагает в ближайшее время вернуться к этому вопросу, и если цена на нефть уменьшится, увеличить квоту еще больше. И такое увеличение будет происходить до тех пор, пока цена на нефть на мировых рынках не опустится до "приемлемого уровня". Правда, что это за уровень, пока не понятно. Зато в решении есть и другая оговорка: если в результате такой игры с квотами цена нефти не изменится, то игру прекратят.
Интересно, что такую формулу при регулировании мирового рынка нефти ОПЕК применяет впервые.

Чем же выгодно для России новое решение стран-экспортеров нефти? Российская экономика страдает от высоких нефтяных цен не меньше, чем экономики государств-импортеров нефти.
Высокий уровень цен на российскую нефть привел к серьезному притоку в Россию иностранной валюты и увеличению издержек при производстве отечественных товаров с большей добавленной стоимостью. Советник российского президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, описывая такую ситуацию, даже применил термин "венесуэлизация российской экономики".

И такой взгляд подтверждается данными Минэкономразвития. В прошлом году зависимость России от экспорта энергоресурсов продолжала увеличиваться, и
 это увеличение составило почти 3%. Хотя до аналогичного
показателя Венесуэлы в 80% нашей стране еще далеко, такая динамика не может не настораживать российское правительство.

Справится с зависимостью от экспорта энергоресурсов, России пока не позволяет не только постоянное увеличение золотовалютных резервов Центрального банка, но и наличие Стабилизационного фонда. По состоянию на 16 марта в нем уже накоплено 707,5 млрд рублей. Однако полностью стерилизовать поступающие в Россию нефтедоллары правительству все равно не удается, и реальный эффективный курс национальной валюты с 1 января этого года вырос уже почти на 3%. Таким образом, принятое в марте решение ОПЕК будет явно на руку и российской экономике.

Проблемы развития стран ОПЭК:

  1.  Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны:

  1.  Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

  1.  Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

  1.  Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

  1.  Основной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа.

Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО(Saudi Aramco 1933г.) в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

  1.  Недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

Источники:

  1.  http://oiltrend.ru
  2.  http://www.cdu.ru
  3.  https://ru.wikipedia.org
  4.  http://www.ereport.ru
  5.  http://neftegaz.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

220. Факультативный курс Параметры в геометрии 644 KB
  Общие вопросы организации и проведения факультативных курсов по математике. Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта. Разработка факультативного курса Параметры в геометрии.
221. Совершенствование политики управления запасами коммерческой организации ОАО Бердский Хлебокомбинат 891.5 KB
  Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления запасами для ОАО Бердский Хлебокомбинат. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи. Материально-производственные запасы как элемент оборотного капитала.
222. Паротурбинные и газотурбинные установки 637.5 KB
  Расчет и оптимизация цикла газотурбинной установки. Выбор типа компрессора, определение его характеристик и основных размеров методом моделирования. Определение основных геометрических размеров турбины. Тепловой расчет проточной части по среднему диаметру.
223. Анализ общества с ограниченной ответственностью 597 KB
  Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособности предприятия. Имущество предприятия является собственностью Общества. Общество несет ответственность по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом.
224. Онкогенетика: сучасний стан і персективи розвитку 803 KB
  Історія розвитку онкогенетики та провідні вчені, які займалися цією проблемою. Сучасний стан онкогенетики, теорії виникнення пухлин та генетичні механізми виникнення пухлин. Шкідливі звички та онкологічні захворювання.
225. Использование теории мультимножеств в процессе реинжиниринга социальных систем 382 KB
  Практическое применение теории мультимножеств. Исследование работы отдела маркетинговой информации. Представление мультимножеств в Microsoft Excel. Реинжиниринг бизнес-процессов. Моделирование отдела маркетинговой информации.
226. Природные каменные материалы 379.5 KB
  Горные породы и породообразующие минералы. Важнейшие изверженные породы. Материалы и изделия из природного камня. Добыча и обработка каменных материалов. Дисковая распиловочная рамная пила. Важнейшие метаморфические породы.
227. Проектирование системы электроснабжения завода 420.2 KB
  Характеристика режима работы проектируемого объекта. Выбор и обработка графиков электрических нагрузок. Исследование охранного освещения. Расчет и построение картограммы электрических нагрузок. Определение расчетной активной мощности предприятия.
228. Досуг студенческой молодежи в г. Южно-Сахалинске: потребности и возможности 568 KB
  Предпочтения и мотивы студентов в проведении свободного времени. Факторы, определяющие предпочтения в реализации досуга студентов. Идеальный досуг и фактический досуг студенческой молодежи. Условия, препятствующие реализации досуга среди студентов.