96183

Экономический рационализм. Перекрестная эластичность спроса. Эффект масштаба и проблема оптимального размера предприятия

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Понятие постоянных и переменных факторов производства. Экономический субъект стремясь максимизировать свою целевую функцию решает задачи как на выгодных условиях получить доступ к платным ресурсам определить оптимальный масштаб производства за счет выручки компенсировать издержки и получить прибыль включая и сверхприбыль как источник для дальнейшего устойчивого развитии. Кроме того расчет коэффициента перекрестной эластичности применяется также для доказательства отсутствия монополизации фирмой производства какой-либо продукции: при...

Русский

2015-10-03

179.5 KB

2 чел.

План

  1.  Экономический рационализм…..………………………………………..3
  2.  Перекрестная эластичность спроса. Товары комплементы и товары субституты. Практическое значение показателей перекрестной эластичности спроса……………………………………………………………………….……4
  3.  Взаимозависимость и взаимозаменяемость экономических благ. Предельная норма замещения и тенденции ее изменения………………...…6
  4.  Понятие фирмы. Организационно-правовые формы предприятий…..10
  5.  Понятие постоянных и переменных факторов производства. Закон убывающей производительности переменного фактора………………..…...13
  6.  Эффект масштаба и проблема оптимального размера предприятия…16
  7.  Решение задач………………………………………………………....…20
  8.  Список использованной литературы………………………………...…22

  1.  Экономический рационализм.

Экономический рационализм предполагает рациональность действий экономических субъектов, закономерность и последовательность их поведения. Этот метод предполагает, что экономический субъект способен определить, с одной стороны, выгоду от своих действий, а с другой стороны, затраты, необходимые для достижения этой выгоды, средства – их сопоставление с целью максимизации выгоды при данных затратах используемых ресурсов или минимизация затрат, необходимых для получения данных выгод. В рыночных условиях выгода часто оценивается в денежной форме и приобретает вид выручки, а затраты – соответственно расходов или издержек. Тогда результат экономического действия может быть выражен в виде разности между приходом и расходом денежных средств – дохода. Рациональность поведения экономических субъектов будет при этом заключаться в максимизации доходов от экономической деятельности.

Принцип экономического рационализма сводится к тому, что экономический субъект якобы от рождения склонен максимизировать полезный эффект от тех благ, которые находятся в его распоряжении.

Экономический субъект, стремясь максимизировать свою целевую функцию, решает  задачи как  на выгодных условиях получить доступ к платным ресурсам, определить оптимальный масштаб производства, за счет выручки компенсировать издержки и получить прибыль, включая и сверхприбыль как источник для дальнейшего устойчивого развитии. Сущность  экономического рационализма состоит в допущении оценки экономическим субъектом своих выгод и затрат; сравнение их в процессе принятия экономических решений и дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического субъекта, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

2.Перекресная эластичность спроса. Товары комплементы и товары субституты. Практическое значение показателя перекрестной и эластичности спроса.

Перекрестная эластичность спроса  по цене характеризует относительное изменение спроса на один товар ( например, X) в зависимости от изменения цены другого товара (например, Y). Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.

Положительная перекрестная  эластичность E xy > 0, означает, что товары являются взаимозаменяемыми, так как повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар X, поскольку X заменяет Y. Это товары, которые конкурируют на рынке, и рост цены одного приводит к относительному снижению цены другого. Товары-субституты - это товары, которые обладают однородными потребительными свойствами, способные заменить друг друга при удовлетворении какой-либо потребности. Например, уголь и дрова являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на уголь, которое удешевляет дрова по отношению к новой цене на уголь и вызывает рост спроса на дрова. Степень взаимозаменяемости товаров характеризуется коэффициентом перекрестной эластичности спроса, имеющим положительное значение.

Или, например перекрестная эластичность спроса между конкурирующими товарами такими, например, как «Дарида» и «Фрост», очень высока. Поэтому увеличение цены одного из напитков ведет к резкому увеличению потребления второго, цена которого остается неизменной. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная  перекрестная эластичность  спроса E xy < 0, относится к взаимодополняемым  товарам. Это товары - комплементы, которые используются совместно. Они способны удовлетворять потребность только при совместном употреблении. Например: обувь и средства по уходу за обувью являются взаимодополняемыми товарами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что в свою очередь уменьшит спрос на средства по уходу за обувью. Или, например автомобиль и топливо и т.п. При отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного товара сокращается потребление другого.  Следовательно, чем больше взаимодополняемость товаров, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность  спроса  E xy = 0, характерна для товаров,  которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Например, мебель и обувь, автомобиль и мобильный телефон. Здесь  потребление одного товара не зависит от цены на другое.

Значение перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от «плюс бесконечности» до «минус бесконечности».

Расчет и анализ коэффициентов перекрестной эластичности позволяют установить принадлежность продукции к определенному типу: взаимозаменяемой или взаимодополняемой. Кроме того, расчет коэффициента перекрестной эластичности применяется также для доказательства отсутствия монополизации фирмой производства какой-либо продукции: при положительном коэффициенте перекрестной эластичности E xy в случае повышения цены на продукцию данной фирмы происходит рост спроса на взаимозаменяемую продукцию другой фирмы

  1.  Взаимозависимость и взаимозаменяемость экономических благ. Предельная норма замещения и тенденции ее изменения.

Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потребностей существуют разнообразные блага. Блага могут быть доступны в ограниченном и неограниченном количестве. С этой точки зрения блага можно разделить на свободные и экономические.

Экономические блага - это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве.

К экономическим благам относятся те блага, которые не являются предметом не произведенной деятельности людей и не обмениваются на другие блага. Особенности имеются в неограниченных количествах, превышающие потребности (земля, воздух, вода). Одним из определяющих факторов изменения спроса потребителя на рынке являются в экономической теории фактическое присутствие или отсутствие взаимодополняемых и взаимозамещаемых благ.

Взаимодополняемость представляет собой определенное свойство благ, которое способно удовлетворять потребности только в общей совокупности друг с другом. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы:  земля, труд и капитал, компьютер и программное обеспечение, швейная машина и ткань и  т. д.

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью  благ.

Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одно благо может полностью заменить другое или, когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и лыжные ботинки) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин).

Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть также не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы.

Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.

Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Предельная норма замещения MRS количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Предельная норма замещения двух благ, взятых в определенном количественном соотношении, графически выражается наклоном касательной к кривой безразличия в точке, представляющей это сочетание. Так, в случае, представленном на рисунке 1, предельная норма замещения блага Y благом X равна тангенсу угла наклона кривой безразличия:

рисунок 1. предельная норма замещения

Значения предельной нормы замещения двух благ всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого.

На рисунке 2. предельная норма замещения одежды продуктами питания представляет собой максимальное количество одежды, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу продуктов питания. Из-за выпуклости кривой безразличия к началу координат абсолютное значение MRS уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага (одежды) за одно и то же количество замещающего (продукты питания).

рисунок 2. уменьшение предельных норм замещения

При потреблении практически любого товара наступает момент насыщения, за пределами которого данный товар перестает быть для потребителя желанным. Дальнейшее увеличение потребления этого товара приводит не к росту полезности, а к ее убыванию. В точке А (рисунок 3) находится самый лучший для потребителя набор. Карта предпочтений делится на четыре квадранта, и только в I выполняется аксиома ненасыщения. В теории поведения потребителей в основном изучается выбор в пределах этого квадранта. В квадранте II представлен набор кривых безразличия для X – блага и Y – антиблага (потребление насыщено по товару Y), в квадранте IV – обратная ситуация, в квадранте III наблюдается перенасыщение по обоим благам.

рисунок 3. насыщение в потребности

Количественная и порядковая теории полезности – это теории, построенные на основе различных предположений о поведении потребителей, при этом имеющие много общего:

- кривые безразличия в порядковой теории можно рассматривать как линии уровня функции общей полезности TU = f(X, Y) в количественной теории;

- предположение об уменьшающейся предельной норме замещения в порядковой теории имеет тот же смысл, что и закон убывающей предельной полезности в количественной теории;

- .

4. Понятие фирмы. Организационно-правовые формы предприятий.

Фирма – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли.

Для экономиста термин предприятие означает, прежде всего, единицу организации и субъекта экономической деятельности по производству товаров или услуг. Предприятие (или фирма) это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять коммерческую деятельность под свою имущественную ответственность. Такое определение широко применяется в практике и имеет юридический аспект, не раскрывая природу, цель деятельности и особенности внутренней организации.

Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями, а следовательно, выступают в виде различных объединений горизонтального (сеть магазинов в сфере розничной торговли) и вертикального (предприятия различных стадий производственного процесса)типа.

Целью и побудительным мотивом фирмы является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителя продукции.

Фирма, производящая нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества.

Фирма как экономическая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.

   Существуют три основные правовые формы, в которых может быть организовано деловое предприятие: индивидуальное предпринимательство, партнерство (товарищество) и акционерное общество (корпорация).

Индивидуальное предпринимательство – это предприятие, принадлежащее одному человеку, который полностью отвечает по обязательствам фирмы .В своей ответственности собственника предприниматель чаще всего сам непосредственно работает на своем предприятии, выполняя и управленческие, и трудовые функции.

Многие мелкие предприятия, такие как галантерейные магазинчики, парикмахерские и сельскохозяйственные фермы, являются индивидуальными предприятиями.

Партнерство (товарищество) образуется из двух или более лиц, действующих как совладельцы предприятия. Партнеры делят между собой риск и ответственность каким-то заранее установленным образам. Между партнерством и индивидуальным предприятием нет разницы в том, в какой степени собственники отвечают по обязательствам. И в том и в другом случае собственники отвечают всем своим имуществом, а не только той частью, которую они поместили в предприятие. Многие юридические, медицинские и бухгалтерские фирмы организованы как партнерства.

Полным товарищество признается, участники которого( полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договорам занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность имуществом по обязательствам товарищества. Коммандитным признается товарищество, в котором, наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом( полными товарищами), имеется один или несколько участников ( коммандитов), несущих риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимающих участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью – объединение лиц, ведущих совместное предприятие, в котором ответственность каждого, из них по своим обязательствам ( перед кредиторами, поставщиками и т.п.) ограничивается вкладом ( долей), в уставной фонд.

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общества, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не придусмотрен учредительными документами.

Акционерское общество (корпорация) представляет собой наиболее важную форму организации деловых предприятий, если иметь в виду долю акционерных обществ в производстве и выручке, во всех развитых странах с рыночной экономикой. Акционеры корпораций являются ее законными владельцами, всякая прибыль фирмы принадлежит им. Вместе с тем, их экономическая ответственность ограничена, акционеры отвечают по долгам корпорации только в размере  своих вложений в дело. Ограниченная ответственность позволяет корпорациям привлекать финансовые ресурсы большого числа собственников, которые не участвуют изо дня в день в управлении предприятием. Акционеры большинства крупных корпораций просто нанимают управляющих, на которых и ложится бремя управления предприятием. Таким образом, для корпораций обычно характерно отделение собственности от текущего управления.

Предприятие, управляемое собственниками, стремится к максимизации долгосрочной прибыли. Именно долгосрочные перспективы получения прибыли определяют рыночную стоимость предприятия, которое может значительно превосходить стоимость составляющих его оборудования, сырья, материалов, товарных запасов и т.п., а также доход акционеров.

5. Понятие постоянных и переменных факторов производства. Закон убывающей производительности переменного фактора производства.

Чтобы производить товары, осуществлять производственную деятельность, предприятию (фирме) необходимо иметь факторы производства – те ресурсы, которые реально вовлекаются в производственный процесс и используются для создания продукта. Ими являются труд, земля и капитал. Взаимодействие факторов производства, в результате которого создается продукт, и есть производство.

Используемые факторы производства разделяются на постоянные и переменные. Постоянными факторами производства называют такие, количество которых остается неизменным при производстве данного товара ( например станочное оборудование при производстве данной партии обуви).

Переменные факторы производства – те факторы, количество которых изменяется при производстве данного продукта (например, электроэнергия, сырье).

Производство каждого продукта требует наличия конкретных факторов производства, при, том в определенных сочетаниях.

Наиболее значительное увеличение общего продукта дает первоначальные приращения переменного фактора. Вполне реальна ситуация, когда на определенном этапе прирост изменяющего фактора приведет к снижению общего объема выпуска.

Например, фирма приобрела один из производственных факторов (капитал), количество которого в производственном процессе будет постоянным. До определенного момента увеличение количества фактора - труда будет сопровождаться все возрастающим объемам производства. Однако со временем обязательно наступает такой момент, когда резервы разделения труда окажутся исчерпанными и каждая дополнительная единица переменного фактора станет приносить все меньшую добавку к совокупному продукту, т.е. предельный продукт станет снижаться. Когда же оборудование будет загружено полностью, дополнительные рабочие уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге они станут мешать друг другу, и объем выпуска сократится.

Такое явление в экономической теории получило название закона убывающей производительности, или убывающей отдачи. Суть его в следующем,  при данном научно-технического прогресса последовательное увеличение вложений в один из применяемых переменных факторов (при неизменности всех остальных) ведет к убывающей отдаче от этого фактора.

Закон убывающей производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда хотя бы один производственный фактор остается неизменным. Действие названного закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства технический прогресс может изменить границы действия этого закона. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при неиспользовании тех же самых производственных факторов.

Основываясь на законе убывающей производительности, проанализируем взаимосвязь общего (TPL), среднего (АPL) и предельного продуктов (MPL), (рис.4.).

В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить три этапа. На 1 этапе она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, т. е. скорость роста функции максимальна. После точки А (2 этап) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая MP падает, т. е. каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после ТС замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0.

 

рисунок 4.  Динамика и взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться.

Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьшается, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается.

6.Эффект масштаба и проблема оптимального размера предприятия.

Отдача от масштаба производства.

Эффект масштаба – соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов.

Положительный эффект масштаба. Возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки падают по мере увеличения объема выпуска продукции. Основным условием такой организации производства является специализация производства и управления. Причем по мере роста размеров производства увеличиваются возможности использования преимущества специализации в производстве и управлении. Большие масштабы производства позволят лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Мелкие производства вообще не способны использовать труд специалиста-управленца по назначению.

Источником экономии, обусловленной масштабом производства, также является эффективное использование оборудования. Крупное оборудование более производительно и издержки по его использованию составляют 2/3 результата. Мелкое производство зачастую оказывается неспособным воспользоваться наиболее эффективным (с технологической точки зрения) производственным оборудованием. И результат такого положения – потеря технической экономии.

Экономия, обусловленная масштабами производства, во многом связана с возможностью развития побочных производств, выпуска продукции на основе отходов от основного производства. Здесь тоже крупное предприятие будет иметь больше возможностей, чем мелкое.

Все основные источники экономии, обусловленные изменением масштаба производства, тесно связаны с масштабом производства. Изменение масштаба производства в сторону увеличения создает положительный эффект масштаба. Однако это не единственный результат роста масштаба производства. По мере увеличения масштаба производства проявляется как экономия, так и ущерб.

Отрицательный эффект масштаба. Возникает при организации производства, когда долгосрочные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Главная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с нарушением управляемости очень крупного производства.

По мере роста производство все больше попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности его персонала. С ростом иерархичности растут издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений. Для разветвленных организационных структур свойственна тенденция ослабления стимулов к проявлению личной инициативы и возникновения интересов, отличных от интересов производства. Вследствие этого требуются большие затраты для поддержания должного уровня мотивации сотрудников.

На крупных предприятиях снижается эффективность взаимодействия между его отдельными подразделениями, и затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством.

Суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширения объема выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, а в других -  их увеличением.

Выбор оптимального размера предприятия будет зависеть от того, какая ситуация складывается с долгосрочными  средними  общими издержками.

Предположим, что изначальный выпуск продукции отдельной фирмы составил величину Q = (L;K). В этом случае производственная функция характеризуется двумя видами ресурсов: трудом (L) и капиталом (K). Увеличение масштаба производства в n раз вызывает увеличение количества труда и капитала тоже в n раз, следовательно, Q= (nL; nK). Отдача от масштаба - это количественная связь между динамикой масштаба производства и объемом произведенного продукта. Экономисты выделяют три возможные ситуации.

1. Постоянная отдача от масштаба возникает при одновременном и пропорциональном изменении затрат ресурсов и конечных товаров и услуг, полученных в результате производственного процесса, т.е. фирма, увеличивая масштаб производства вдвое, получит, соответственно, двойной продукт [Q1 = 2Q = (2L;2K)]. При этом предельные затраты на единицу продукта будут постоянны.

      рисунок 5. постоянная отдача от масштаба.                                                                                               2. Возрастающая отдача от масштаба. Динамика масштаба производства не всегда совпадает с объемом выпуска. Если фирма использует в n раз больше ресурсов, а продукт производства растет более чем в n раз, то налицо положительная отдача. Она возникает при узкой специализации и напрямую зависит от применяемой технологии. Расширяя производство, фирма может себе позволить привлечение дополнительных работников в ту или иную производственную область (например, специалиста по дизайну продукции, рекламе или работе с персоналом). Кроме того, крупное предприятие применяет дорогостоящую технику, поскольку она более производительна и в результате даст наибольший прирост прибыли.

рисунок 6.возрастающая отдача от масштаба

  1.  Уменьшающаяся отдача от масштаба. Если пропорциональное увеличение факторов производства в n раз вызывает меньший рост объема продукции, имеет место отрицательная отдача от масштаба. Причиной этому являются, как правило, растущие бюрократические издержки (например, бухгалтерские). Расширение штата служащих требует увеличения затрат на заработную плату и трансфертные платежи. Существует такое понятие, как отдача от фактора. Она показывает изменение объема выпускаемой продукции по мере наращивания одного фактора, что объясняется теорией убывающей предельной производительности факторов производства.

    рисунок 7. убывающая отдача от масштаба.                                                                                                                          Таким образом, в производственном процессе имеют место возрастающая, постоянная и убывающая отдача от масштаба производства, когда пропорциональное увеличение количества всех факторов приводит к увеличившемуся, постоянному или убывающему приростам объема выпуска продукта.

7. Решение задач

Задача 13

В дачном кооперативе можно выделить 3 группы людей с различным спросом на освещение территории кооператива. Спрос первой группы описывается формулой Н1=150-t, второй Н2=200-2t, третьей Н3=250-t, где Н-величина объема спроса на освещение в часах в месяц, t-плата за освещение в рублях в час.

Предположив , что тариф равен 200 рублей за час и что освещение чистый общественный товар, рассчитайте эффективное количество часов освещения территории данного кооператива.

Рассчитайте то количество часов освещения, которое обеспечил бы частный рынок.

Решение:

Рассчитаем эффективное количество часов освещения территории данного дачного кооператива по формуле:

t=150-H1

t=100-H2

t=250-H3

T=500-2/5H

150-H1=100-H2=250-H3

H1+H2+H3=H

T=500-2/5H

Найдем объем спроса

150-H1=100-H2=250-H3

-150-100-250=H3+H2+H1

-500=H3+H2+H1

T=500-2/5H

2/5H=500-t

H=1250-t

Рассчитаем эффективное количество часов освещения территории данного дачного кооператива предположив, что тариф 200 рублей за час и, что освещение чисто общественный товар

H=1250-t

H=1250-200

H=1050 освещенных часов.

Рассчитаем то, количество часов которое обеспечил бы частный рынок.

Н=30*24=720 часов.

Ответ: таким образам эффективное количество часов освещения территории данного дачного кооператива составляет 1050 часов, а 720 часов обеспечил бы частный рынок.

Задача 17

Для изготовления деталий фирма арендует токарные станки,которые эксплуатирует в две смены.

Рассчитайте, какое число токарей наняла фирма, какое количество станков она арендует, если известно, что среднемесячная заработная плата токаря составляет 1,5 млн., месячная арендная плата за 1 станок – 7,5 млн руб., а общие издержки на аренду токарных станков и оплату токарей равны 189 млн руб. в месяц.

ТС=FC+VC, где

ТС – общие издержки, а в нашем случае равен 189 млн рублей.

FC – постоянные издержки, в нашем случае арендная плата и равна 7,5 млн рублей.

VC – переменные издержки (заработная плата токаря 1,5 млн рублей.) в нашем случае 1,5 млн рублей*2, т.к. две смены, следовательно, 2 человека на один станок.

Подставим данные, и получим:

189=7,5x+3x

189=10,5x

X=18 ( количество станков и токарей в одну смену).

Так как станков 18 шт, а смены две, следовательно число токарей будет равно 36 человек

Ответ: 18 станков, 36 человек.

8. Список использованной литературы

1.  Микроэкономика. / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002.

2. «Микроэкономика»: учебное пособие / И.В. Новикова, Ю.М.Ясинский,  А.О. Тихонов и др.; под редакцией И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского –Мн: Акад.упр.при Президенте Республики Беларусь, 2006-389с.

3. Микроэкономика: учеб. Пособие / В.А. Воробьев, М59, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова и др.; под ред. В.А. Воробьева –Минск: БГЭУ, 2011-239с

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76692. Будова й еволюція всесвіту 57 KB
  Наше Сонце також є рядовою зорею входить до складу нашої Галактики яка у свою чергу включена в Місцеве скупчення галактик. Молочний Шлях який ми бачимо на нічному небі у вигляді сріблястої смуги розсипаних зір становить основну частину нашої Галактики.
76693. Биологическая адаптация человека 151.5 KB
  Целью моей работы является изучение биологических и социальных аспектов адаптации человека ее опосредованный характер. Биологические и социальные аспекты адаптации человека Экология человека или социальная экология это область экологии изучающая взаимодействие человеческого общества и окружающей среды.
76695. История космических иследовании 21 KB
  Освоение космоса, космические исследования относятся к одному из основных направлений научно-технической революции. Рассмотрение этого направления в технико-экономическом аспекте представит определенный интерес для специалистов, разрабатывающих международные программы сотрудничества в области экономики, науки и техники.
76696. Творчість Григорія Сковороди 45.5 KB
  Григорій Савович Сковорода народився 3 грудня 1722 р. в селі Чорнухах, що на Полтавщині, у сім’ї малоземельного козака. У дитинстві малий Гриць дуже любив сидіти під вербою, спостерігати за навколишнім світом і грати на сопілці, подарованій старим кобзарем.
76697. Неолітична революція 33.06 KB
  Неолітична революція полягала в тому що людина від полювання і збиральництва перейшла до привласнювання, тобто почала розводити тварин (рогата худоба,коні,подекуди дикі свині)та почала вирощувати рослини замість того, щоб шукати їх.
76698. Личность. Структура личности 34.46 KB
  Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. На данный момент выделяют четыре теории личности: Биологизаторская по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями социальное окружение...
76699. Маркетинг в общественном питании 35.89 KB
  Применение маркетингового подхода обеспечивается по отношению к таким элементам как: персонал – знания умения и навыки которые устанавливаются исходя из требований к уровню качества продукции и услуг; процесс -– этапы производства продукции и обслуживания потребителя...
76700. Структура и содержание правовых отношений 64.29 KB
  Выбирая данную тему для курсовой работы я руководствовался важностью этой темы ее значимостью для всех отраслей права. Несмотря на то что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой...