96198

Планирование инновационной деятельности организации

Контрольная

Инновационные исследования

Краткая характеристика предприятия. Понятие инновации и инновационного процесса. Разработка инновационной политики на ООО «Ledi Шарм». Классификация инноваций. Описание инновационной среды предприятия. Анализ основных проблем на предприятии с позиции инновационного подхода. Анализ структуры инноваций за 3 года работы предприятия.

Русский

2015-10-03

92.14 KB

5 чел.

Планирование инновационной деятельности организации


Содержание

Введение 3

1. Краткая характеристика предприятия. 4

2.Понятие инновации и инновационного процесса 8

3. Разработка инновационной политики на ООО «Ledi Шарм» 13

4. Классификация инноваций 16

5. Описание инновационной среды предприятия 18

6.  Анализ основных проблем на предприятии с позиции инновационного подхода 19

7.  Анализ структуры инноваций за 3 года работы предприятия 23

8. Характеристика проекта инновационной деятельности 24

9. Инновационный потенциал 35

Заключение 38

Список используемой литературы: 40


Введение

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.


1. Краткая характеристика предприятия.

ООО «Леди Шарм» - это один из лидеров  по производству женской элегантной одежды больших  размеров (с 52 размера по 76 размер). Торговая марка «Ledi Шарм» известна не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России, а также за её пределами. Фирма производит полный ассортимент женской одежды больших размеров от повседневной до нарядной.

Фирма появилась в 1991 году как ателье-люкс по пошиву легкого платья с первоначальным составом, насчитывающим 20 человек. Спустя 10 лет своей деятельности компания полностью перешла от индивидуального пошива женской одежды к промышленному производству женской одежды больших размеров.

Офис генерального директора предприятия Мироновой Валентины Иосифовны, главный офис и экспериментальный цех находятся по адресу 199106, Россия, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 6 и составляют 250 квадратных метров. Само производство - фабрика по серийному выпуску продукции - находится в городе Гатчина и составляет 4000 квадратных метров.

Компания «Леди Шарм» является обществом с ограниченной ответственностью и выпускает все виды одежды для женщин  с 52 по 76 размер кроме обуви, нижнего белья и меховых изделий.

Динамика объемов производства предприятия составила в 2008 году –  100000 ед., в 2009 году –  126000 ед., в 2010 году – 146000 ед. и в 2011 году – 156000 ед. продукции соответственно.

Дизайнеры компании разрабатывают собственные коллекции, учитывающие последние мировые модные тенденции. Ежегодно выпускается более 600 моделей разных стилевых направлений. Новые коллекции, разработанные с учётом особенностей фигуры российских женщин, выходят дважды в год: весенне-летняя включает 250 моделей, осенне-зимняя - более 160. Кроме того, перед каждым Новым годом выходит специальная праздничная коллекция.

В планы ООО «Леди Шарм» входит приобретение автоматического раскройного комплекса взамен двум ныне действующим механическим. Предприятие каждый год старается обновлять свое оборудование на фабрике в целях достижения лучшего результата и минимизации затрат.

Общая численность работников на предприятии составляет 289 человек, из которых:

- 95 рабочих основного производства

- 184 сотрудника, связанные с продажей продукции

- 5 работников бухгалтерии

- 4 главы департаментов

- генеральный директор

Особое внимание уделяется тканям. Для пошива используются высококачественные ткани производства Франции, Италии и Германии. Преимущество отдаётся натуральным материалам. Доступный уровень цен, высокое качество, частая сменяемость и небольшие партии выпускаемых моделей делают выпускаемую «Леди Шарм» продукцию привлекательной для многочисленных партнёров. Изысканность моделей, хорошая посадка, высокая технология пошива, соответствие мировым стандартам, тонкое чувство стиля и вкус - все эти качества характеризуют одежду предприятия с лучшей стороны. 

Одежда компании «Леди Шарм» - это воплощение стиля современной женщины в любой ситуации. Двадцать лет успешной работы фирмы на рынке позволили женщинам элегантного размера выглядеть изысканно и привлекательно.

ООО «Леди Шарм» было удостоено премий: «Сделано в Петербурге 2008», «Сделано в Петербурге 2009», «Сделано в Петербурге 2010», «Золотой Гермес 2007», «Золотой Гермес 2008», звания «Лучшее Предприятие Года 2009».

Фирма представляет собой иерархическую линейную организационную структуру:

Генеральный директор

Финансовый директор

Исполнительный директор

Директор по производству

Директор по развитию

2 менеджера по продукции

Главный бухгалтер

4 бухгалтера

2 менеджера розничной сети

180 продавцов в 36 магазинах

2 конструктора

2

технолога

Начальник производства

2 сменных технолога

6 бригад  рабочих с бригадирами во главе

2 бригады раскройщиков с бригадирами во главе

Описание состояния товарного рынка по товару (услугам, работам),  производимому предприятием представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика товара

ООО «Леди Шарм»

Конкуренты

1

2

3

4

Качество

Высокое

Высокое

Высокое

Отличительные преимущества

Уровень управления технологическим процессом

Высокий

Средний

Высокий

Используемые технологии

Современные

Современные

Современные

Используемое технологическое оборудование

Старая база

Старая база

Современная база

Используемые сырьё и основные материалы

Старая база

Старая база

Современная база

Ассортимент

Широкий

Широкий

Широкий

Квалификация персонала

Средняя

Ниже средней

Высокая

Наличие стандартов продукции производства

Сертификат качества РФ, ISO 9001:2000

Сертификат соответствия Госстандарта России

Сертификат качества РФ, ISO 9001:2000

Цены на продукцию

На уровне

На уровне

На уровне

Продажи

Опыт продаж на экспорт

Есть

Есть

Есть

Объём продаж (низкий, средний, выше среднего, высокий, очень высокий)

Выше среднего

Средний

Высокий

Организация продаж

Достаточная

Достаточная

Достаточная

Российский рынок одежды растет в два раза быстрее европейского и к 2012 году Россия займёт девятую строчку в рейтинге наиболее важных международных рынков в области одежды, прогнозируют эксперты TD The Marketpublishers Ltd. При этом в денежном выражении объем рынка составит 38 миллиардов евро.2

Казалось бы, сочетать грациозно эффектную одежду с комфортом и удобством невозможно. Но именно «Ledi Шарм» нашли тот компромисс, который позволяет в модной одежде чувствовать себя по-настоящему комфортно.


2.Понятие инновации и инновационного процесса 

Рынок инновационных продуктов, или инновационный сегмент общего товарного рынка, имеет свою специфику, что требует изучения особенностей его становления и развития.

В самом общем виде рынок инноваций представляет собой систему экономических отношений по поводу разработки, внедрения и диффузии нововведений.

Новая идея, какой бы гениальной она ни была, так и останется идеей, если она не включена в хозяйственный оборот в виде товара. Чтобы превратиться в товар, результат научно-технической деятельности должен иметь охранную грамоту в виде специального свидетельства или патента, которые закрепляют право собственности автора идеи на эту идею. Именно в этот момент и возникает инновация как товар.

Инновация как товар представляет собой уникальный товар, аналогов которому практические нет, поскольку, по определению, патент или свидетельство отмечает отличие этой новой идеи от других уже высказанных кем-то.

Всегда ли инновации связаны с рынком? Нет, не всегда. Возможна ситуация, когда идея не фиксируется, а сразу же внедряется в производство, например, когда разрабатывается новая техника и инженеры, находящиеся в состоянии творческой активности, предлагают новые идеи, которые тут же на производстве и внедряются. Являются ли они инновациями? Являются, но они не включены в рыночный процесс как товар. Все инновационные процессы, которыми управляют в рамках одного предприятия исключены из системы рыночных отношений.

Инновации (нововведения) представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления.  Это не только технический, но и экономический и социальный термин.

Важнейшими составными частями инновационного менеджмента служат его функции. Большинство исследователей выделяют следующие его функции:

•  прогнозирование;

•  планирование;

•  организацию;

•  мотивацию;

•  учет и контроль;

•  анализ и оценку.

Прогнозирование. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Практическое применение того или иного метола прогнозирования определяют такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.

План и прогноз — взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ведущего звена управления-

Планирование. Это стадия процесса управления, на которой определяют цели и задачи деятельности, разрабатывают необходимые для этого методы и средства их решения, наиболее эффективные в конкретных условиях.

В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления события и характеристику планируемого объекта. Для плановых разработок используют наиболее рациональный прогнозный вариант.

Основные задачи планирования инновационной деятельности:

1)   выбор перспективной стратегии фирмы на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;

2)   обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;

3)   формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;

4) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.

Для рационального распределения имеющихся ресурсов необходимо ранжировать объекты планирования по их важности. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы.

Организация. Это следующая функция системы инновационного менеджмента, основные задачи которой — формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., т.е. создание реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления, с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями.

Следующая важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.

Мотивация. Это деятельность, цель которой — активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого их экономически и морально стимулируют, обогащают само содержание труда и создают условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.

Учет. Это функция инновационного менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента.

Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовывать по всем видам ресурсов, выпускаемых товаров, их стадиям жизненного цикла и подразделениям. По сложной технике необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.

Требования к учету:

1)  обеспечение полноты;

2)   обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;

3)   обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды;

4)   автоматизация на основе компьютерной техники;

5)   обеспечение преемственности;

6)  использование  результатов учета  в стимулировании  качественного труда.

Контроль. Это функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. А задачи контроля состоят в том, чтобы, получив фактические данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с плановыми характеристиками и выявить отклонения, вырабатывая тем самым так называемые сигналы рассогласования. Контроль можно разделить на четыре стадии:

1)  мониторинг и анализ результатов;

2) сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений;

3)   прогнозирование последствий сложившейся ситуации;

4)   корректирующие действия.

Один из важнейших факторов, определяющих эффективность проекта, - качество выполнения всех работ по его реализации. Качественное выполнение проекта означает удовлетворение ожиданий заказчика.

Анализ. Это разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними в целях повышения качества прогнозирования, планирования и реализации решения по развитию объекта.

Существуют различные методы анализа.


3. Разработка инновационной политики на ООО «Ledi Шарм»

В грамотном выборе стратегии кроется залог успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющихся обстоятельств и отреагировать на них вовремя.

Выбор стратегии — важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента.

В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Стратегию можно определить как процесс принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).

Разработка инновационной политики на ООО «Ledi Шарм» начинается с формулирования обшей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель данной организации учитывает:

  1.  основное направление деятельности фирмы (модная одежда для полных женщин);
  2.  рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношение к потребителю, ведение деловых связей);
  3.  культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели учитываются: кто является клиентами фирмы и какие потребности фирма может удовлетворить.

При планировании инновационной политики следует учитывать следующие факторы:

  1.  сложность нового продукта, обусловленную технологией, которая значительно влияет на технико-экономические показатели производства;
  2.  необходимость учета финансовых потерь (прибыли и т.п.) в переходный производственный период и проведение поиска дополнительных источников финансирования;
  3.  умение определять ожидаемые количественные потери при организации производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных мощностей при отработке технологических процессов и неполного использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. с целью принятия мер для более эффективного их использования;
  4.  изменение конструкторско-технологической документации в процессе перехода на производство нового ассортимента продукции, что в определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки производства;
  5.  динамичное изменение удельного потребления материальных и трудовых ресурсов и, как следствие, себестоимости в период развертывания выпуска новых видов продукции по мере освоения технологии, что значительно осложняет планирование производства;
  6.  необходимость учета в период обновления времени адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.

Основные направления инновационной политики – это внедрение компьютерных технологий (3D) при конструировании моделей. А также разработка и внедрение системы «Купонаж».

Как и любой товар, инновации характеризуются стоимостью и потребительной стоимостью. Безусловно, стоимость нововведения зачастую сложно определить в силу их уникальности, но возможно определить нижнюю границу стоимости — это затраты производителя, связанные с созданием новшества.

Полезность инновации можно рассматривать с двух позиций:

•  с позиции индивидуальной значимости для потребителя

•  с общественно значимой позиции.

Спрос на инновационном рынке предъявляют все субъекты экономики: домашние хозяйства, фирмы, государство и, в случае развитой инновационной сферы, иностранные агенты. Домохозяйства предъявляют спрос на рынке вторичных инноваций, т.е. товаров и услуг, созданных при помощи инновационных технологий, а фирмы предъявляют спрос на рынке первичных инноваций — на так называемые инновации-процессы, т.е. технологические нововведения. Государство может предъявлять спрос и на первичном и на вторичном рынках, приобретая как товары, так и технологии.


4. Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, (например, эстетических изменений — цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, в целях удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования.

На изучаемом объекте существует и продуктовая и процессная инновации. Продуктовая инновация заключается в разработке новых моделей для отдельных слоев населения (беременных женщин, подростков), процессная инновация заключается в использовании  компьютерных технологий при конструировании моделей. Поиски более совершенных пространственных методов конструирования одежды в 3D (трехмерном измерении) и получения разверток деталей по заданной форме. Эти методы предполагают приоритет пространственной формы одежды над ее разверткой, т.е. в начале на основе размерных признаков и прибавок строится трехмерная форма одежды, а затем из полученной пространственной формы получают развертки лекал на плоскости.

Степень новизны

Внедрение

Вид

Радикальная

Инкрементальная

Результат

Место в системе экономических отношений

Продуктовая

Средняя

Средняя

+

Положительное

Процессная

Высокая

Средняя

+

Положительное


5. Описание инновационной среды предприятия  

В 2011 году выручка от продаж на ООО «Леди Шарм» составила 1404 млн. рублей. 89% выручки составила выручка от продажи основной продукции предприятия.

      На предприятии особо остро стоят проблемы: шить качественно, быстро, сменяя свой ассортимент и выпуская новые коллекции, а также необходимо расширять рынок.     

Ситуация, сложившаяся на ООО «Леди Шарм» требует инновационных преобразований, внедрения новшеств. Основные направления инновационной политики – это внедрение компьютерных технологий (3D) при конструировании моделей. А также внедрение системы «Купонаж».

Отправными моментами, вызывающими необходимость инновационных и организационных преобразований на ООО «Леди Шарм», являются: расширение рынка, для чего необходимо разработать ситемы «Купонаж». А так же для ускорения разработки новых коллекций необходимо внедрение автоматизированных программ.

Все перечисленные выше отправных момента организационных преобразований тесно связаны между собой и носят не спорадический, а постоянно действующий характер.  


6.  Анализ основных проблем на предприятии с позиции инновационного подхода

Проблемы на предприятии носят разнородный характер, поэтому они нуждаются в структуризации и определении их влияния на инновационное развитие предприятия.

Основные проблемы предприятия следующие: перенасыщение рынка женской одежды, использование старых технологий при разработке новых коллекций.

Каталог проблем с позиции инновационного подхода (таблица 2.)  

Таблица 2

Перечень проблем

Способность решить собственными силами

   -  производственные

Трудно решаемая;

плохие коммуникации на рабочем месте, в цехах, на заводе

низкий уровень автоматизации производственных процессов

низкий уровень технической безопасности снижается уровень обеспечения качества изготовляемых изделий

административные

Решаемые;

1. В области маркетинга

Отсутствуют качественные нормативы конкурентоспособности на непрофильную продукцию;

Проведение масштабных маркетинговых исследований рынка, выявление новых ниш и ключевых потребностей

2.В области менеджмента

Низкий уровень планирования и принятия управленческих решений

Низкий уровень научного управления организацией, отдельными проектами.

Решаемые;

 

Ключевой группой проблем на ООО «Леди Шарм» являются: насыщение рынка готовой дешевой женской одеждой и старая технологическая база.

В целом структура и содержание проблем на предприятии сигнализирует об усовершенствовании технологической базы.

Предприятия сами разрабатывают инновационно - технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими финансовыми затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым с огромными экономическими рисками. Это касается, прежде всего,  продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

В настоящее время инновации являются основным фактором, определяющим рост, прибыльность и развитие предприятий. Основная проблема, стоящая перед менеджментом предприятий, осуществляющими инновационную деятельность, заключается в том, каким образом осуществлять адекватный контроль над инновационными процессами и их регулирование для эффективного достижения целей. Данное обстоятельство связано с тем, что из ста инноваций действительно успешными и прибыльными являются только шесть, так как отобранные инновационные проекты реализуются, но решение об их прекращении в случае их недостаточной эффективности и проработанности принимаются слишком поздно.

Все указанные проблемы связаны с наличием недостаточно эффективной системой контроля и регулирования инновационных процессов на предприятиях. Поэтому возникает необходимость осуществления своевременного и эффективного контроля и регулирования инновационных процессов. Сложность использования контрольных функций менеджмента заключается в том, что инновационные проекты, как правило, реализуются в условиях высокой неопределенности относительно их целей и содержания и ответы на такие важнейшие вопросы, как что и для кого должно быть сделано, при разработке и реализации инновационных проектах удастся получить далеко не сразу.

Процессы контроля и регулирования инновационных процессов тесно связаны между собой и являются функциями управления. Обеспечение эффективного и своевременного контроля и регулирования повышает вероятность того, что отобранные инновационные проекты могут быть реализованы и принести прибыль.

Контроль это процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели,  ход выполнения плана, прогнозы, развитие инновационного процесса.

Предметом контроля инновационного процесса на предприятия может быть не только исполнительская деятельность, но и работа инновационного менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления.

Таким образом, контроль является функцией инновационного менеджмента, в рамках которой осуществляется проверка, анализ, мониторинг соответствия и формирование отчетности.

Регулированиеэто целенаправленное управляющее воздействие на инновационную деятельность, посредством которого достигается состояние устойчивости в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

В зависимости от стадии инновационного процесса различается цель, объект и подходы к осуществлению контрольной деятельности, что дает возможность своевременного принятия управленческих решений о возможности реализации или прекращения инновационного проекта.

Четкая целевая установка на контроль за результатами организации и внедрения инноваций на предприятиях определяется оценкой факторов, способствующих и препятствующих их реализации. Например, получение более низкой прибыли от реализации новшества по сравнению с запланированной может объясняться рядом причин:

  1.  недостаточным исследованием рынка и неверными маркетинговыми мероприятиями, результатом которых является низкий объем продаж;
  2.  снижением потребительских свойств новшества вследствие поступления сырья и материалов более низкого качества, ошибок в соблюдении регламентов обработки, нарушений в работе отдела технического контроля и т.д.;
  3.  превышением фактическими издержками производства нормативных, что приводит к повышению себестоимости инновационной продукции и т.д.

Своевременное выявление данных факторов повышает эффективность инновационных процессов на предприятии. Все участники инновационного процесса, ориентированные на конечный результат инноваций и нововведений, способны при анализе полученных данных оперативно определить причины неудач и отклонений от запрограммированного результата.

Виды контроля, применяемые в инновационной деятельности, подразделяются по целям, масштабам, формам, предметам, объектам, методам контроля и т.д.

Так, в зависимости от целей выделяют два основных вида контроля: стратегический и оперативный. Стратегический контроль сосредоточен на ключевых проблемах развития организации по инновационной траектории: это анализ и контроль инновационной подсистемы предприятия, исследование структуры и качества мероприятий маркетинга, контроль за формированием портфеля инноваций, прогнозирование и оценка возможностей дальнейшей специализации, диверсификации предприятия, изучение возможностей выхода на новые рынки. Оперативный контроль нацелен на текущий учет, анализ и оценку инновационных процессов на предприятии, экономической и коммерческой эффективности инновации, изучение факторов и показателей производительности труда, анализ динамики затрат, регламентов технологических процессов и т.д. 


7.  Анализ структуры инноваций за 3 года работы предприятия

Существенные инновации на ООО «Леди Шарм»за последние 3года: открытие и внедрение интернет магазина и разработка собственного сайта. Также предприятие при пошиве одежды стало использовать ткани отечественного производства.

На предприятии периодически появляются новшества, связанные с развитием основной продукции и разработкой новой, но средств на внедрение новшеств и превращение их в инновации не хватало.

Оборудование на предприятии не обновлялось, а значит, технический уровень продукции оставался неизменным также как и организационно-технический уровень производства.

В связи с этим инновационная активность на предприятии низкая.

Структура инноваций на предприятии направлена на: улучшение технологии конструирования новых коллекций и на расширение рынка.

Однако из-за нехватки денежных средств в рассматриваемый период подобные инновации имеют низкую результативность и не позволяют получить конкурентное преимущество.    

 


8. Характеристика проекта инновационной деятельности

Развитие швейной промышленности неотделимо от высоких технологий.

Система «Купонаж» — сервис скидок. С помощью сервиса пользователи могут получать скидки, которые можно активировать исключительно при условии, если ими заинтересуется определенное минимальное количество участников программы. Для получения скидки необходимо купить купон на сайте ООО «Леди Шарм» распечатать его и предъявить продавцу.

С таким купоном возможно с большой скидкой приобрести необходимые. Перед приобретением купона обязательно удостоверьтесь, что он распространяется именно на предоставление необходимых вам одежды со скидкой, а не на какую-либо другую услугу. Ведь возможен и такой вариант, что по предъявлению купона вы должны будете приобрести еще пару определенных услуг и только в этом случае получить к ним третий. В общем, тщательно знакомьтесь с условиями акции, чтобы в дальнейшем не возникло недопонимания между вами и ООО «Леди Шарм».

Купонные компании используют e-mail-маркетинг, каждый день напоминая клиентам о новых предложениях с помощью писем по электронной почте. "Открывают наши письма примерно 20% пользователей,— рассказывает Черняк.— Из открывших письмо примерно 40% переходят на страницу предложения на сайте, чтобы узнать о нем подробнее".3

Несколько другие цифры, но все-таки тоже с перевесом в пользу кредитных карт, называет Сергей Белоусов. "На "Бигбаззи" примерно 25% трансакций совершается с помощью карточек,— рассказывает он.— Примерно 15% платит с помощью электронных валют и еще 15% — с помощью SMS-сообщений". Такой высокий процент SMS-сообщений, возможно, связан с тем, что основатели "Бигбаззи" руководят сервисом "Аймобилко.ру", который давно работает с SMS-платежами. Кроме того, "Бигбаззи" на своем сайте делает упор на то, что комиссию сотовых операторов за прием SMS-платежей они покрывают самостоятельно: если человек заплатил со счета на своем мобильном 300 руб., то столько же ему и будет зачислено на счет в "Бигбаззи".4 

Таблица 3

График выхода на номинальный объем продаж

(в процентах от номинального)

Вид продукции

Номинальный объем продаж, тыс. руб.

Май

2013, %

Июнь 2013, %

Июль 2013, %

Август

2013, %

Сентябрь 2013, %

Продукция «Леди Шарм» с системой «Купонаж»

740

5

5

9

9

18

В апреле 2013 года предприятие закупает все необходимые средства: сырье и материалы, заключает договоры на внедрение системы, а также договора на поставку продукции от поставщиков с использованием системы «Купонаж» – и подготавливает все для начала реализации данной. Запуск начинается с мая 2013 года. Прогнозируемые итоги продаж в 2013 году представлены в Приложении 1.

Бюджет маркетинга в первый год существования фирмы составит 320 тыс.руб. Величина затрат на каждый месяц представлена в табл. 4 и составляет 1% от выручки.

Таблица 4

Затраты на рекламу и продвижение, тыс. руб.

Интервал планирования

май-июнь

июль-август

сентябрь-декабрь

Ежемесячные затраты

17,50

35,0

70,0

ИТОГО в год

385

Расходование средств будет осуществляться в следующих пропорциях:

  1.  продвижение  - 40%;
  2.  щитовые рекламы и информационные стенды - 30%;
  3.  публикации в специализированных изданиях - 30%.

Правильное ведение технологического процесса является залогом производства качественной продукции.

Предполагается 18% загрузки оборудования, работа в одну смену.

Необходимое число рабочих в смене составляет 5 человек. Учитывая также то, что в штате по данной системе будет работать руководитель отдела внедрения и системы «Купонаж» системный администратор, веб-дизайнер,    веб-программист, и контент-мастер.

Основные обязанности:

1. Системный администратор: обслуживание техники, а также настройка всех параметров системы на хостинге.

2. Веб-дизайнер: дизайн, верстка, продвижение сайта в поисковых системах, повышение его популярности и посещаемости.

4. Контент-мастер: отвечает за текстовое наполнение сайта.

5. Веб-программист: изменение функциональности сайта, добавление новых возможностей, исправление ошибок и все что связано с программированием сайта.

Затраты на выпуск продукции делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся: затраты на сырье и материалы, на топливо, электроэнергию, сдельная заработная плата рабочих непосредственно занятых производством услуг.

Постоянные затраты складываются из общепроизводственных (сезонный ремонт, техобслуживание оборудования, уборка территории), общехозяйственных (командировочные, освещение, отопление, охрана, телефон и услуги связи) затрат и затрат на сбыт продукции (реклама, почтовая рассылка).

Для осуществления данного проекта необходимо инвестирование денежных средств как в основные, так и в оборотные активы.

Характеристика производственных и прочих площадей, необходимых для осуществления проекта, отражена в табл. 5.

Таблица 5

Краткая характеристика площадей, используемых для реализации проекта

Наименование

Площадь, кв. м

Описание

Административные помещения

30

Офисное помещение

ИТОГО

80

При расчете требуемой офисной площади учитывалось, что численность  административно-управленческого персонала (АУП) и инженерно-технических работников (ИТР) составляет, соответственно, 2 человек, а норма площади на одно рабочее место АУП и ИТР – 9 кв.м и 6 кв.м.

Вследствие того, что часть инженерно-технический персонал большую часть рабочего времени проводит вне офиса, при расчете площади административных помещений поправочный коэффициент можно взять в размере 2,4.

В связи с тем, что инвестиционный проект осуществляется на действующем предприятии, то инвестиции в основные средства направлены на создание (приобретение) следующих объектов:

  1.  система «Купонаж»;

Для расчета стоимости инвестиций в оборотные средства следует определить величину необходимых производственных запасов. Для этого рассчитывается два параметра: норма оборотных средств (в днях) и среднедневная потребность по каждому виду сырья, вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих. Норма оборотных средств для сырья и материалов представлена в табл. 6.

Таблица 6

Определение норм оборотных средств по материальным производственным запасам, дней

Наименование сырья и материалов

Транспортный запас

Текущий складской запас

Страховой запас

Итого норма оборотных средств

Расходные материалы для оргтехники и канцтовары

5

15

10

30

Результаты расчетов потребности предприятия в оборотных средств по запасам сырья и материалов представлены в табл. 7. Данная таблица заполнена до периода выхода на проектную мощность.

Таблица 7

Определение НОС по материальным производственным запасам (тыс. руб.)

Наименование сырья и материалов

Максимальный размер потребности

Апрель

2013

Май

2013

Июнь

2013

Июль

2013

Август

2013

Сентябрь

2013

Загрузка производственных мощностей, %

0

5

5

10

10

20

Расходные материалы

0,00

50,00

50,00

100,00

100,00

200,00

Итого норматив оборотных средств, тыс.руб.

0,00

50,00

50,00

100,00

100,00

200,00

Размер инвестиций в оборотные средства по запасам отражен в табл. 8.

Таблица 8

Определение величины инвестиций в оборотные средства по запасам

Наименование показателя

Апрель

2013

Май

2013

Июнь 2013

Июль 2013

Авг 2013

Сент 2013

Загрузка производственных мощностей, %

0

5

5

10

10

20

Норматив оборотных средств в запасах сырья и материалов, тыс. руб.

0,00

50,00

50,00

100,00

100,00

200,00

Инвестиции в материальные производственные запасы, тыс. руб.

0,00

50,00

50,00

100,00

100,00

200,00

Кроме инвестиций в оборотные средства по статье запасы сырья, материалов, комплектующих и топливу, предприятие будет формировать финансовые активы: налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторскую задолженность и минимальный остаток денежных средств.

Минимальный размер остатка денежных средств должен обеспечить возможность осуществления текущих платежей на трехдневный срок работы предприятия при предположении о равномерности их распределения в течение интервала планирования.

В результате реализации инвестиционного проекта на действующем предприятии будет произведен прирост заработной платы. Штат производственного персонала представлен в табл. 9.

1. Системный администратор: обслуживание техники, а также настройка всех параметров системы на хостинге.

2. Веб-дизайнер: дизайн, верстка, продвижение сайта в поисковых системах, повышение его популярности и посещаемости.

4. Контент-мастер: отвечает за текстовое наполнение сайта.

5. Веб-программист: изменение функциональности сайта, добавление новых возможностей, исправление ошибок и все что связано с программированием сайта.

Таблица 10

Штатное расписание

Наименование

Численность, чел.

Оплата персоналу, тыс. руб./мес.

Административно-управленческий персонал

Системный администратор

1

25

ИТОГО (АУП)

1

20

Инженерно-технический персонал

Веб-дизайнер

1

20

Веб-программист

1

20

ИТОГО (ИТР)

2

40

Промышленно-производственный персонал

Контент-мастер

2

17

ИТОГО (ППП)

2

34

ВСЕГО персонал

11

94

Основные этапы реализации проекта и время их осуществления представлены в таблице 11.

Таблица 11

Календарный план-график реализации проекта

Наименование этапа

Апр

2013

Май 2013

Июнь 2013

Июль 2013

Авг 2013

Сен 2013

Окт 2013

Организация финансирования

Подготовка рабочего проекта

Заказ и доставка оборудования

Внедрение системы

Ввод системы в эксплуатацию

Проведение компании по продвижению

Выход на номинальный объем производства

Реализация данного инвестиционного проекта потребует осуществления инвестиционных вложений в размере 36 909 тыс. руб.  

Инвестиции направлены на приобретение основных средств, финансирование оборотных средств (текущих активов, финансовых активов), покрытие текущих убытков.

Перечень необходимых капитальных вложений представлен в таблице 12.

Таблица 12

Инвестиционный план проекта, тыс. руб.

Наименование показателей

Апрель 2013

Май 2013

Июнь 2013

Июль 2013

Авг 2013

Сент 2013

Потребность в финансировании инвестиций, в т.ч.:

 

 

 

 

 

 - создаваемые/ приобретаемые внеоборотные активы

50,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 - финансирование оборотного капитала

217,88

1 450,62

215,65

1 461,34

430,91

2 923,46

 - финансирование текущих убытков

129,44

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

ИТОГО потребность в финансировании 

397,31

1 450,62

215,65

1 461,34

430,91

2 923,46

Планирование деятельности по внедрению системы «Купонаж» с апреля 2013 по 4 квартал 2016 года. Первый год работы предприятия рассматривается по месяцам, последующие – по кварталам.

Все денежные расчеты ведутся в рублях без учета инфляции.  

Налоговые отчисления осуществляются по налогу на добавленную стоимость, на прибыль, по страховым взносам.

При оценке эффективности операционной (текущей) деятельности обязательными для расчета являются следующие показатели:

  1.  рентабельность продаж (коммерческая маржа);
  2.  коэффициент трансформации.

Дополнительный показатель - запас финансовой прочности.

Оценка эффективности проекта представлена в табл. 13 и табл. 14.

Таблица 13

Оценка эффективности проекта

Наименование

Величина, тыс. руб.

Доля, %

Основные показатели инвестиционной деятельности:

Требуемые инвестиции всего, в т.ч.:

   3 235,75   

100%

инвестиции в основные средства и нематериальные активы

50,00

2%

инвестици в оборотные активы на "инвестиционном этапе"

3 056,31

94%

финансирование убытков операционной деятельности на инвестиционном этапе

129,44

4%

справочно: инвестиции в оборотные средства за весь горизонт планирования (с учетом возмещения НДС)

3 056,31

94%

Основные показатели финансовой деятельности:

Источники финансирования инвестиций, в т.ч.:

        3 235,75   

100%

Собственные средства

   1 326,66   

41%

дополнительные вложения в уставный капитал

200,00

6%

самофинансирование (чистая прибыль и амортизация)

1 126,66

35%

Заемные средства

   1 909,09   

59%

кредиты банков

0,00

0%

кредиты поставщиков

1 909,09

59%

Основные показатели операционной деятельности после выхода на проектную мощность (в среднем за год):

Выручка

     5 589,94   

100%

Маржинальный доход

     4 869,03   

87%

EBITDA

     2 920,12   

52%

Амортизация

                  -     

0%

Чистая прибыль

     2 335,50   

42%


Таблица 14

Основные показатели устойчивости и эффективности проекта

Наименование

Ед. измерения

Значение

Основные показатели устойчивости и эффективности:

Точка безубыточности

тыс. руб. в год

     2 237,5   

Минимальный размер коэффициента покрытия долгосрочных обязательств

раз

        10,00   

Максимальный размер коэффициента задолженности

%

87%

Срок окупаемости  (PBP)

лет

           1,25   

Рентабельность инвестиций (RoI)

% в год

72,1%

Чистый дисконтированный доход (NPV) на конец горизонта прогнозирования (1 кв.2016) при дисконте 12% в год

тыс. руб.

     9 293,6   

Внутренняя норма доходности (IRR) на конец горизонта прогнозирования (1 кв.2016)

% в год

223,7%

При реализации данного инновационного проекта возможно возникновение различных коммерческих рисков:

  1.  непредвиденное снижение объемов продаж в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара;
  2.  потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  3.  повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы;
  4.  ошибка в прогнозах сбыта продукции.

Для снижения коммерческих риска необходимо систематически изучать рынок, создавать дилерскую сеть, вести соответствующую ценовую политику, изучать общественное мнение, разработать фирменный стиль и рекламу фирмы и ее товаров.

Эффективное функционирование инновационного предпринимательства требует создания институциональной инновационной системы.

Институциональная система регулирования инновационного процесса для эффективного выполнения поставленных перед ней задач должна:

  1.  ориентироваться не на поддержку отдельных субъектов, а на выработку норм, правил (прежде всего, на установление и обеспечение взаимных прав, обязательств и механизмов зашиты интеллектуальной собственности, требуемых коммерциализацией ее объектов при введении их в хозяйственный оборот);
  2.  обеспечивать комплексную эффективность среды — интеграцию и взаимообмен исследованиями, распространение знаний, передачу технологий и оборудования. Отдельные нововведения не делают систему конкурентоспособной, она становится таковой лишь при наличии благоприятной для предпринимателей среды. Распространению технологических знаний и инновационного опыта способствует совокупность правил, учреждений и методов, характеризующих новую инновационную систему;
  3.  способствовать развитию исследовательской деятельности не только в количественном отношении, но и в соответствии с запросами производственников, дать возможность распространять нововведения среди различных предприятий, благоприятствовать интернационализации предприятий, без чего невозможно включение в поток технологической информации.


9. Инновационный потенциал 

Весь инновационный процесс от выдвижения идеи, проведения фундаментальных и прикладных исследований до серийного выпуска и продажи продукта потребителю основан на использовании комплекса ресурсов, к основным из которых относят финансовые и кадровые (интеллектуальные).

От наличия и состояния этих ресурсов, от продуктивного их использования зависит эффективность инновационной деятельности предприятия.

Рассмотрим каждый вид ресурсов подробнее.

1. Финансовые ресурсы. Для российской науки сегодня главной угрозой является отсутствие платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке. Большинство предприятий нс может себе позволить покупать услуги науки.

Еще одной серьезной проблемой наукоемкого сектора экономики является доступ к финансовым ресурсам, который у большинства предприятий наукоемкой сферы ограничен.

На сегодняшний день развитие российского малого предпринимательства идет в основном за счет использования собственных средств — чистой прибыли и амортизационных отчислений, как правило, недостаточных для финансирования инноваций. Поэтому появляется необходимость получения требуемых для разработки инноваций финансовых ресурсов извне.

Одним из механизмов привлечения средств со стороны является получение кредита, т.е. использование заемных средств, к которым относятся кредиты банков, коммерческие кредиты, (заемные средства других предприятий и организаций), а также средства внебюджетных фондов.

Кредит может быть либо среднесрочным, либо долгосрочным. Цель такого кредитования — получение способности распоряжаться материальными ресурсами в течение значительного времени до создания рыночной стоимости, которая может выступить покрытием данного кредита. Эта стоимость будет создана по истечении определенного периода времени, необходимого для разработки и коммерциализации новшества.

Однако финансирование на основе заемного капитала не всегда выгодно, поскольку деньги получены на условиях возвратности. Поэтому внешнее финансирование малых предприятий предусматривает использование других форм и методов, способствующих обеспечению инновационной деятельности. К ним относится:

•  формирование затрат на НИОКР и отнесения их на себестоимость разработанной продукции;

•  списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации;

•  применение системы налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях;

•  безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий;

• формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Несмотря на то, что широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий и поддержке малого инновационного предпринимательства в России ведется недостаточно, есть все основания предполагать, что малые инновационные предприятия смогут играть значительную роль в подъеме российской экономики.

2. Кадровые ресурсы. Традиционно при анализе индивидуального и общественного производства рассматриваются осязаемые материальные активы. Однако в век информации возрастает интерес к творческому потенциалу, инновациям и интеллектуальным ресурсам предприятия. Возможности управления человеческим интеллектом и преобразования его в полезные товары и услуги становятся приоритетом в современном развитии. Интеллектуальные ресурсы формируют потенциальные преимущества, выражающиеся в создания прибавочной стоимости и в получении большего дохода предприятия.

Кадровый потенциал инновационного предприятия формируется, прежде всего, посредством человеческого капитала, воплощенного в работниках компании и являющегося проводником творческих способностей, и инновационного видения.

Инновационный потенциал разработанных проектов эффективен.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Инновационная политика — мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Инновационная политика должна обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию инновационной деятельности.


Заключение

Низкая инновационная активность предприятий в России во многом объясняется отсутствием спроса на инновации, и прежде всего со стороны бизнеса. Российские предприятия продолжают предпочитать отечественному оборудованию импорт зарубежного высокотехнологичного и наукоемкого оборудования. В России одновременно развиваются две независимые системы: промышленный  сектор,  который  время  от  времени  изыскивает финансовые ресурсы для закупки технологий и наукоемкого оборудования из-за рубежа, и сектор науки и технологии, которому время от времени удается продать российские технологии и наукоемкое оборудование за границу.

По мере развития новой экономики в развитых странах коренным образом меняется технологическая основа промышленности, происходит рост технологического уровня всей индустриальной сферы экономики в результате доминирования прогрессивных технологических укладов. Но структурная перестройка на глобальном технологическом рынке и структурная перестройка в России, прошедшая за последние 20 лет, — разнонаправленные процессы. Если первая шла по линии восходящего усложнения, осваивая все новые и новые высокотехнологичные рынки наукоемкой продукции, то в России обозначилась нисходящая линия примитивизации производства, деиндустриализации экономического комплекса, разрушения достигнутого уровня технико-технологического и инфраструктурного обустройства практически всех межотраслевых комплексов. Россия не может отойти от общих тенденций мирового развития и вынуждена интенсивно осваивать новый экономический порядок, чтобы не оказаться за барьерами современной технологической революции.

Глобализация инновационных процессов — многогранное, сложное явление. Она представляет собой кооперацию стран в проведении инновационных процессов, а также распределение всех этапов инновационного процесса по различным странам на основе международного разделения труда. На начальном этапе глобализации в этот процесс были включены, как правило, первые стадии инновационного процесса и осуществлялся он развитыми странами мира и сводился в основном к глобализации науки.

Сегодня к глобализации инновационных процессов подключаются все новые и новые страны, в частности, новые индустриальные страны, что позволяет глобально задействовать осуществление всех стадий инновационного процесса. Успешная адаптация развивающихся стран к современным тенденциям экономического развития связана, на наш взгляд, с их подключением к глобальным инновационным процессам. В этой связи представляется, что активизировать инновационные процессы в России возможно через их глобализацию. В силу значительного научного потенциала, Россия может претендовать на участие в первых стадиях инновационного процесса.


Список используемой литературы:

  1.  Бизнес-планирование: Учебник/Под ред.В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г.Млодика. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 816 с.
  2.  Галенко В.П., Г.П. Самарина, О.А. Страхова. Бизнес-планирование. – СПб.: Питер, 2004. – с.384
  3.  Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. СПб.: СпецЛит, 2002, 700 с.
  4.  Инновационный менеджмент: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» / под ред.  В.Я.   Горфинкеля, ТТ.   Попадюк.  —   М.:   ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 391 с
  5.  Просветов Г.И. Бизнес-планирование: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005. – 208 с.
  6.  Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
  7.  Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 544 с.
  8.  Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Под ред.акад.Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.
  9.  Фирстова С.Ю. Вмененка и упрощенка 2006/С.Ю. Фирстова, Т.Ю. Сергеева. – 2-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2006. – с.126
  10.  Финансы.Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред.проф.В.В.Ковалева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 512 с.
  11.  Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 618 с.
  12.  Баркан Д.И. Управление сбытом: Учебн. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 344 с.
  13.  http://www.kommersant.ru/doc/1478511
  14.  http://marketpublishers.ru/lists/7927/news.html
  15.  http://www.ledisharm.com/

2 http://marketpublishers.ru/lists/7927/news.html

3 http://www.kommersant.ru/doc/1478511

4 http://www.kommersant.ru/doc/1478511


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77569. Франсиско Гойя – найвидатніший, неперевершений живописець і графік ХІХ століття 24.89 KB
  Неспокійний та незадоволений, Гойя виїхав з Іспанії у травні 1824 року до Бордо та Парижу. Він оселився в Бордо. Під час свого добровільного вигнання він малює портрети своїх друзів-емігрантів, оволодіває новою тоді технікою літографії (серія «Бордоські бики», 1826)...
77570. Петро Калнишевський 146.65 KB
  Останній кошовий отаман Запорозької Счі Петро Калнишевський прожив довге життя - 112 років. Рубежі трьох століть - XVII, XVIII і XIX - пройшли через його долю. Проте достовірні дані, підтверджені архівними документами про його діяльність, маємо лише за час його перебування в останній...
77575. РЕФЛЕКСИЯ И ЕЁ ВИДЫ 76 KB
  Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом а выстроить смысловую цепочку сравнить способы и методы применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока как это принято считать но и на любом его этапе.
77577. Реформаторы мировой индустрии гостеприимства 17.94 KB
  Конрад Хилтон – в 1919 купил отель стоявший без дела и превращает его в наст гостиницу в 1925 открыл первый Хилтон отель. В 1949 – первый Хилтон отель за рубежом. Сегодня отели Хилтон есть почти во всех странах.