96210

Сomputer games: за и против

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

Для них игра в компьютерные игры стала очевидной потребностью и виртуальная реальность все больше подменяет реальную жизнь. Анализируя анкеты по проведенному исследованию изучив положительные факторы влияния компьютерных игр на подростков сделан вывод что компьютерные игры позволяют получить и усовершенствовать многие...

Русский

2015-10-04

454 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 16


игры от первого лица

Виды игр

олевые

неролевые

игры от третьего лица

руководительские игры

аркадные

головоломки

традиционные

на быстроту реакции

Рис. 1

Рис. 2

  1.  

Управление образования администрации Ачинского района

Муниципальное казенное образовательное учреждение

____________________________________________

Исследовательская  работа

«Сomputer games: за и против»

Выполнил:  

Филиппов Дмитрий Сергеевич,  ученик 8 класса.

Руководитель:

Швайковская Анастасия Алексеевна, учитель информатики.

п. Малиновка,  2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Краткая аннотация ………………………………………………………..... 

Введение ………………………………………………………....................

Основная часть

  1.  Гэмблинг: увлечение или зависимость ……………………………..
    1.  Психологические аспекты влияния компьютерных игр на личность человека. ………………………………………………
    2.  История развития и классификация компьютерных игр …….
    3.  Компьютерная игровая зависимость, причины ее появления …
  2.  Исследование увлечения компьютерными играми среди учащихся МКОУ Малиновской СОШ …………………………………………

Заключение ………………………………………………………................

Литература ………………………………………………………................. 

Приложение ………………………………………………………............... 

3

4

5

5

7

9

11

16

17

18


КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

У нас есть много друзей, которые увлекаются играми и Интернетом до такой степени, что забывают о пище, учебе и остальном мире. Зато они в курсе всех игровых новинок, в идеале знают отличия тех или иных игровых жанров и владеют обширным компьютерным жаргоном. Так что это — простое хобби, увлечение или… игровая зависимость от компьютера? Нам кажется, проблема влияния компьютерных видеоигр на человека на сегодняшний день является одной из актуальных.

В данной работе рассмотрены и проанализированы:

  1.  Психологические аспекты влияния компьютерных игр на личность человека.
  2.  История развития и классификация компьютерных игр.
  3.  Компьютерная игровая зависимость, причины ее появления. 

Проведено исследование увлечения компьютерными играми среди учащихся МКОУ Малиновской СОШ. По результатам, которого можно сделать вывод о том, что больше половины учеников находятся на стадии легкой увлеченности компьютерными играми. На этой стадии постоянная потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека, и носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.

Однако есть ребята, которые уже чувствуют зависимость от компьютерных игр. Более того они признались, что увлечение компьютерными играми негативно сказывается на их успеваемости и на состоянии здоровья. Для них игра в компьютерные игры стала очевидной потребностью, и виртуальная реальность все больше подменяет реальную жизнь.

Анализируя анкеты по проведенному исследованию, изучив положительные  факторы влияния компьютерных игр на подростков, сделан вывод, что компьютерные игры позволяют получить и усовершенствовать многие качества, которые нам пригодятся в жизни: развивают воображение, логику, быстроту реакции, помогают определить свои интересы в жизни, тренируют память.

Данная работа может быть полезной для ознакомления широкому кругу людей, так как компьютеры уже вошли в нашу повседневную жизнь, у каждого есть родные или близкие (в особенности дети) которые связанны с компьютером, наш долг обезопасить их от влияния компьютера и от всего, что с ним связано.

ВВЕДЕНИЕ 

Я, Филиппов Дмитрий,  ученик восьмого класса. Мне 15 лет. Меня заинтересовали компьютерные игры, и я решил узнать: Что же такое игромания, в какие игры играют сверстники, какие из них полезны, а какие могут отрицательно влиять на психику.

Игра как вид деятельности направлена на удовлетворение потребностей человека в развлечении, расслаблении, развитии определенных навыков и умений.

Современный мир богат различными проявлениями игры: от конкурсов и розыгрышей до спортивных состязаний. Особое место занимают компьютерные игры, которые имеют большую популярность у детей. [7]

Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека и получается  противоречие: в компьютерной игре ребенок стремится показать свои лучшие способности, игры способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств, но грандиозные развлекательные возможности компьютерных игр привели к глобальной увлеченностью ими, которые порой выходят за грани нормы и приобретают характер психологической зависимости. [14]

Цель исследования: анализ исследований по данной проблеме, научных представлений о взаимодействии человека с компьютером в процессе игры, динамики формирования игровой зависимости, а также механизма образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач: 

  •  проанализировать психологические аспекты влияния компьютерных игр на личность человека;
  •  описать виды компьютерных игр;
  •  проанализировать причины появления компьютерной зависимости;
  •  сформулировать рекомендации  по рациональному использованию компьютерных игр.

Объект исследования:  подростки, играющие в компьютерные игры.

Предмет исследования: зависимость подростков от компьютерных игр.

Гипотеза исследования: чрезмерное увлечение компьютерными играми вызывает зависимость и наносит вред здоровью, а значит необходимо исключить компьютерные игры из жизни детей и подростков.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, эксперимент, наблюдение, анализ.

Практическая значимость: результаты и материал данной исследовательской работы могут быть использованы учителями информатики, классными руководителями, психологами, родителями с целью проведения разъяснительной работы об опасности компьютерных игр.

  1.  ГЕМБЛИНГ: УВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ 

1.1 Психологические аспекты влияния компьютерных игр на личность человека

Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того - человек развивается в виртуальности, развивая свое "Я виртуальное", а развитие реальной личности резко затормаживается.   Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни создает угрозу для успешности реальной жизни.

Физический вред здоровью от интернет-зависимости не столь очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность удара при использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании компьютерных игр минимален, но заметен. Обычно зависимые люди стараются воспользоваться игрой  при малейшей возможности, причем отдельные сеансы могут длиться до  глубокой ночи. Зависимый человек обычно встает позже остальных, часто опаздывает на занятия, работу. Бессонные  ночи способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы - к различным заболеваниям глаз.[4]

Кроме этого, в процессе работы за компьютером пользователи ЭВМ могут испытывать различные психические состояния, в том числе и компьютерную тревожность, которая в значительной степени обуславливает дискомфортное состояние человека. Специалисты предупреждают, что при таких обстоятельствах возможно усиление нервно-психического напряжения и, следовательно, изменение работоспособности и надежности оператора. Особенно актуальна проблема учета психических состояний в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса.  

Анализ субъективных переживаний в ситуациях дискомфортного взаимодействия с компьютером позволило определить несколько причин тревожности:

  •  боязнь испортить, сломать что-либо;
  •  ощущение незнания, неумения; ощущение угрозы интеллектуальной самооценке;
  •  боязнь нового, незнакомого;
  •  ощущение дефицита времени.

Обычно преобладает один вид тревожности, а другие сопутствуют и усугубляют дискомфортное состояние личности.

С точки зрения изучения влияния компьютерных игр на личность человека, нас больше интересует длительное и регулярное нахождение в виртуальном мире компьютерных игр. Много людей увлекающихся нахождением в виртуальной реальности, психологическая зависимость которых находится на стадии формирования или угасания и выражена неярко.[11]

Специалисты  выделяют  три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:

1. Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее.  Из бесед с аддиктами можно сказать, что в игре их настроение существенно улучшается, но после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир. Выход из виртуальной реальности болезнен так как, он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ухудшение самочувствия.

2. Другая причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов - это субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости.

3. Наряду с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли. Аддикт стремится войти в роль компьютерного персонажа, обрести свое "виртуальное Я", потому что "Я виртуальное" не испытывает проблем адаптации. Выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, повышающее  тревожность человека.[10]

Тревожность  у компьютерных аддиктов - это не только причина и следствие длительного и регулярного нахождения в виртуальности, но такая личностная характеристика, которая является своего рода катализатором формирования и усиления психологической зависимости человека от компьютерных игр. 

Учитывая то, что основная часть людей, увлекающихся компьютерными играми - дети, главная задача которых на своем возрастном этапе - развитие личности, а не компьютерного героя, необходимо всячески предотвращать злоупотребление нахождением в виртуальности и проводить незамедлительную, хотя бы разъяснительную, работу с компьютерными игроками. Однако разъяснительной работой не поможешь людям, уже оказавшимся в состоянии зависимости. Для психологической помощи аддиктам необходимо разработать методический инструментарий, и именно это является целью ближайших исследований в области изучения психологической зависимости человека от компьютерных игр. [8]

  1.  
    История развития и классификация компьютерных игр

Первые видеоигры появились намного раньше не только персональных компьютеров, но и игровых приставок!

В 1952-м, кембриджский аспирант Артур Дуглас написал программу, с помощью которой можно было играть в крестики-нолики. Она называлась "ОХО" ("нолик"—"крестик"—"нолик"). Цели она преследовала самые серьезные — с ее помощью он хотел продемонстрировать возможности компьютера.

В 1958 году американский физик Вилли Хигинботем написал еще одну игровую программу. Будучи заядлым игроком в теннис, он назвал свое детище Tennis for Two — "Теннис для двоих". В лаборатории игра произвела фурор — серьезные физики занимали очередь, чтобы поиграть в "Теннис для двоих", хотя сам Хигинботем не считал, что придумал что-то большее, чем просто минутная забава. История показала, что он глубоко заблуждался.

Следующей вехой в истории компьютерных игр стал 1961 год, когда Стив Рассел вместе с группой однокурсников из Массачусетсского технологического института создал игру Space war, которая стала прообразом всех современных интерактивных игр. В этой игре человек играл не против компьютера, а против другого человека. Сюжет игры был предельно прост — нужно было сбить вражеский звездолет с помощью ракет. Игра быстро стала популярной среди студентов университета, ее активно скачивали через компьютерную сеть ARPAnet. Как и Хигинботем, Рассел не отнесся всерьез к своему изобретению, и совершенно напрасно — сюжет игры приобрел огромную популярность, и до сих пор появляются игры, в основе которых лежит незамысловатая идея Space War.

В 1980 году появляется самая популярная приставочная игра в мире (согласно Книге рекордов Гиннесса) — Pac Man. Эта игра оказалась не только самой массовой, но и одной из самых жизнеспособных — приключения колобка, который движется по лабиринту и поедает разноцветные кружочки, привлекают публику и по сей день. Правда, сейчас игра в основном позиционируется как приложение для мобильных телефонов. Тем не менее 25 лет для компьютерной игры — это невероятно, фантастически долгий срок жизни, что говорит о несомненной знаковости Pac Man.

Не менее знаковыми играми стали Super Mario Bros, Arkanoid и, конечно же, Tetris — кстати, все упомянутые получили вторую жизнь в версиях для PC и благополучно существуют по сей день.[9]

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность - наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина "вхождения" в игру.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков. [8]

Классификация по жанрам

3D-шутеры (англ. 3D Shooter) — в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного  и стрелкового оружия.

Файтинги. Геймплей состоит исключительно из поединков двух и более противников с применением рукопашного боя.

Аркада (англ. Arcade) — игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию.

Стелс-экшен (англ. Stealth-action) — игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи.

Симуляторы и Менеджеры (англ. Simulation, Simulator) — игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным процессом из реальной жизни.

Стратегии (англ. Strategy) — игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции.

Приключения (англ. Adventure) — игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.[1]

Классификация по количеству игроков

  •  Одиночные
  •  Многопользовательские
  •  Массовые онлайновые
  •  Многопользовательские оффлайн игры
  •  Многопользовательские на одном компьютере [5]

  1.  
    Компьютерная игровая зависимость, причины ее появления

Игровая зависимость, гейминг — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

У детей игровая зависимость проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми, которые в силу возрастных психологических особенностей еще сложно контролировать свои эмоции и чувства. Среди стадий компьютерной зависимости выделяют следующие:

  1.  Стадия легкой увлеченности - характеризуется возникновением начального интереса к игре,  ее сюжету. Запускается механизм формирования условного рефлекса, когда игра способна изменить эмоционально-психическое состояние ребенка. Устойчивая, постоянная потребность к игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценность для ребенка.
  2.  Стадия увлеченности -  переход на эту стадию формирования зависимости сопровождается появлением потребности в компьютерной игре, которая может доминировать с уже сложившимися интересами и увлечениями. Увлеченность уже на этой стадии принимает систематический характер.
  3.  Стадия зависимости – формируется зависимость как важная часть личности. Зависимость делиться на социализированную – форма поддержании социальных контактов с социум, она менее пагубна  влияние на психику ребенка. И  индивидуализированную часть – нарушается мировоззрение и взаимодействие с окружающим миром.
  4.  Стадия привязанности – характеризуется угасанием игровой активности. Если игрок не осознал причин и механизмов формирования пагубного пристрастия, в ситуациях кризиса, при появлении новых «заманчивых» игр она вновь становится активна. [13]

Среди основных причин возникновения компьютерной зависимости у детей можно отметить:

  1.  Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют нужного внимания ребенку, не интересуются его состоянием душевного мира.  Развод родителей или частые ссоры в семье так же могут послужить проблемой ухода ребенка в другую реальность.
  2.  Отсутствия у ребенка серьезных увлечений. Компьютерные игры подкупают своей доступностью, когда у ребёнка нет необходимости заводить новые знакомства, ходить в секции  и кружки, если есть всегда рядом доступное и готовое развлечение.
  3.  Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Застенчивость, наличие физического недостатка могут привести к формированию черт характера, которые будут мешать установлению дружеских отношении, как злобность, замкнутость, чрезмерная жадность, агрессивность, обидчивость. В таких ситуациях компьютерная игра для ребенка является средством нормализации психического состояния.
  4.  Общая неудачливость ребенка. Компьютерная игра выступает своеобразной психологической защитой – создает иллюзию успеха и удачи. Таким образом, зависимость от компьютерной игры – это отчаянная попытка ребенка создавать и контролировать чувства, которые не возникают в реальной жизни.  

Перечисленные причины обусловливают уход ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Нередко, когда ребенок погружается в виртуальный мир, он не может ему сопротивляться. Подростки и дети  еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. [2]

Таким образом, человек попадает в замкнутый круг, точнее, спираль, с каждым витком которой возрастает дезадаптация и тревожность, что создает еще более сильную потребность в игре, а это, в свою очередь, увеличивает зависимость. (Рис. 2)

Итак, чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу.

Уход ребенка от конфликтов в компьютерный мир является не только его проблемой, это проблема взрослых. Правила и рекомендации специалистов, приведенные мною в приложениях, помогут справиться с этой ситуацией тем, у кого она существует, и предотвратить появление зависимости у тех, кто предрасположен к этому.[6]

  1.  
    ИССЛЕДОВАНИЕ УВЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ МКОУ Малиновской СОШ

Для выяснения увлечения досуговой деятельности было проведено исследование среди учащихся 5-11 классов. Для исследования использовался метод опроса. Было опрошено 143 ученика, среди которых 86 девушек и 57 юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Учащимся был задан следующий вопрос:  «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?». И вот как ответили ребята:

  •  22,2 % - общаюсь в сети;
  •  1 % - читаю книги;
  •  20,8 % - посещаю кружки, секции;
  •  36,8 % - играют в компьютерные игры;
  •  9,7 % - общаюсь по телефону;
  •  6,5 % провожу время с друзьями;
  •  3 % - смотрю телевизор.

Для определения зависимости  от компьютерных игр было проведено исследование среди учащихся 5-11 классов. Для исследования использовался метод анкетирования.

Исследование показало, что 56% опрошенных играют в компьютерные игры каждый день, 23% - играют один или два раза в неделю, 12% - играют очень редко (примерно раз в месяц) и 9% опрошенных учеников ответили, что не играют вообще.

Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки; 1/5 девочек играют в компьютерные игры и заняты этим минимум два часа в неделю; среди мальчиков процент "игроков" гораздо выше (57%).

Кроме того, мальчики тратят на компьютерные игры в среднем в два раза больше времени. 23% опрошенных тратят на игру время, которое раньше могли проводить с семьей и друзьями.

Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения ("Аркады"), игры типа "Стратегия"; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические игры.

На вопрос «Влияют ли неудачи в игре на ваше настроение и отношение к людям?» ответы респондентов распределились следующим образом: 79% сказали, что нет, 15% ответили, что из-за проигрышей испытывают раздражение и злость, а 6% играющих школьников расстраиваются настолько, что готовы что-нибудь разбить или кого-нибудь ударить.

Есть и обратная зависимость. У 11% опрошенных неудачи в учебе, в личной жизни, а также семейные проблемы усиливают желание поиграть в компьютерные игры.

Учащиеся школы отметили, что чрезмерное увлечение компьютерными играми негативно влияет на их здоровье. 14% опрошенных признались, что во время длительной игры за компьютером часто испытывают головную боль и острую резь в глазах, но все равно продолжают играть.

74% опрошенных ребят согласились с тем, что игры способны отвлекать от учебы и что увлечение компьютерными играми отрицательно влияет на успеваемость. 19% из них сознались, что погружаются в игры, отлынивая от учебы.

На вопрос «Как вы оцениваете свою зависимость от компьютерных игр?» 78% сказали, что не испытывают никакой зависимости, 19% ответили, что чувствуют слабую зависимость, и только 3% признались, что подвержены зависимости компьютерных игр.

Готовность полностью отказаться от компьютерных игр выразили 87% опрошенных, 13% сказали, что они не готовы отказаться от компьютерных игр.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что больше половины наших учеников находятся на стадии легкой увлеченности компьютерными играми. На этой стадии постоянная потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека, и носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.

Однако есть ребята, которые уже чувствуют зависимость от компьютерных игр. Более того они признались, что увлечение компьютерными играми негативно сказывается на их успеваемости и на состоянии здоровья. Для них игра в компьютерные игры стала очевидной потребностью, и виртуальная реальность все больше подменяет реальную жизнь.

Анализируя анкеты, изучив положительные  факторы влияния компьютерных игр на подростков, мы пришли к выводу, что компьютерные игры позволяют получить и усовершенствовать многие качества, которые нам пригодятся в жизни: развивают воображение, логику,  быстроту реакции, помогают определить свои интересы в жизни, тренируют память.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных школьников. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. Но, компьютер, как и все, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

В своем исследовании мы доказали, что первая часть нашей гипотезы о том, что чрезмерное увлечение компьютерными играми вызывает зависимость и наносит вред здоровью, верна. А вот вторую часть наше исследование частично опровергло.

Компьютерная игра с каждым днем становится все более значительной частью подростка, и игру нельзя запрещать, а наоборот следует внедрять в учебный процесс и досуг подростка. Но с ее внедрением следует контролировать как тип компьютерной игры, так и продолжительность занятия ею во избежание ее отрицательного воздействия.
Запретить компьютерные игры невозможно, но принять необходимые меры нужно. Мы предлагаем вам познакомиться с рекомендациями, которые позволят сделать компьютер - не игрушкой, а инструментом для полезной деятельности, который должен служить на благо, а не во вред человеку.

Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации учителями информатики, классными руководителями, психологами, родителями подросткам. 

ПОМНИ! Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире, все это исчезает, как только выключается компьютер. А успехи в реальной жизни останутся навсегда, в особенности, если человек проявил свои лучшие качества, помогал окружающим людям и своей стране.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ендальцева Ю. Вредны ли компьютерные игры: аргумента «за» и «против» //Югорское время № 4 , 2007. - с.18

2. Как провоцируют зависимость разные компьютерные игры? http://internetua.com/kak-provociruuat-zavisimost-raznie-kompuaternie-igri

3. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006

4. Мартынова О. С. Зависимость от компьютерных игр у детей. http://psyonline.ru/

5. Рязанцева И.А. Компьютер – окно в мир или путь к одиночеству.

6. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.

7. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.

8. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3. С. 27-39.

9. Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика/ Главный редактор Е.Хлебалина; ведущий научный редактор А.Леонов. - М.: Аванта+, 2004.

10. Яблоков К. М. Исторические компьютерные игры как способ моделирования исторической информации // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В.: КомКнига/УРСС, 2007. С. 170—204.

11. Яницкий М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр, http://medicinform.net/comp/comp_psych11.htm

12. http://id372-2008.narod.ru Здоровье школьника

13. http://www.rjevka.com/kids/ Ребенок и компьютер

14. http://vse-sekrety.ru/291-vred-i-polza-kompyuternyh-igr.html/ Вред и польза компьютерных игр

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Советы для профилактики компьютерной зависимости

А теперь несколько советов для профилактики  компьютерной зависимости.

1) Четко выделите количество времени для провождения у монитора.

2)  В перерывах между играми выполняйте несложные упражнения—прогнитесь, потянитесь, походите по комнате или попрыгайте.

3) «Стрелялки» и «бродилки» старайтесь заменять играми, которые развивают логическое мышление.

4) Соблюдайте режим дня, прогуляйтесь на улице, пообщайтесь с друзьями.

5) Если долго сидите у компьютера, время от времени проверяйте своё зрение, делайте упражнения для глаз (см. выше).

6) Если вам неуютно от того, что рядом нет компьютера, вы редко фантазируете, а перед глазами герои компьютерных игр—не стесняйтесь и поговорите об этом с родителями, может быть, необходима помощь психолога.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации позитивного отношения к  компьютеру

подросткам и их родителям

1.  Используйте компьютер для приобретения знаний, которые необходимы в настоящей жизни.

2. Используйте и воспринимайте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий вашу жизнь.

3. Определите свое место и цель в реальной жизни и ищите реальные пути достижения цели, будьте тем, кем хочется в этом мире.

4. Виртуальный мир привлекателен, он дает ощущение легкости в принятии решений и достижении целей, но это обман. Помните, что бесплатный сыр - только в мышеловке.

5. Дайте себе свободу развития, совершенствования, роста в реальном мире, виртуальная реальность тормозит и глушит личностное развитие.

6. Предпочитайте живое общение, стремитесь перевести виртуальные отношения в реальные. Ищите друзей в реальном мире. Виртуальные отношения  - это иллюзия и не развивает навыков общения.

7.  Помните, что вы интересный и привлекательный человек, что у вас много  достоинств, которые можно проявлять в реальной жизни.

8. Будьте естественным и эмоциональным в настоящей жизни - вы человек, а не робот.

9. Ищите независимость в реальном мире, а не за компьютером. Помните, что иллюзия самостоятельности за компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни.

10. Планируйте свое время, проведенное за компьютером, и сократите его, если оно затрачивает больше половины вашего свободного времени.

11. Зависимость от компьютера приносит только страдания. Вам нужны проблемы в школе, с родителями и со здоровьем?

12. Помните - только  ощущения, полученные в реальном мире, являются реальными, а виртуальные  - это иллюзия. В реальном мире светит солнце, и оно дает тепло.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Советы родителям, желающим уберечь детей

от компьютерной зависимости

  1.  Фиксация времени. С момента знакомства ребенка с компьютером, обязательно возьмите под контроль время общения с ним. Строго фиксируйте минуты. Для игр отбирайте только развивающие программы или игры позитивного характера.

2. Ликбез. Для детей необходимо провести просветительную беседу. Спокойно, без высоких интонаций в голосе, расскажите, какие негативные последствия для физического и умственного здоровья способно принести многочасовое сидение у монитора.

3. Найти дело по душе. Подберите для ребенка увлекательное хобби или занятие для того, чтобы попробовать переключить его интересы на другой вид деятельности. Возможно, это будет спортивная секция или художественная школа, важно, чтобы новое увлечение исключало насильственные элементы, и подбиралось с учетом интересов ребенка.

4. Семейный отдых. Планируйте чаще семейные виды отдыха. Совместно с ребенком составьте план на месяц вперед. В этот список включите загородные прогулки, придумайте праздничное меню, игры и развлечения, распределив, кто ответственный за те или иные моменты.

5. Помощь по дому. Ваш ребенок должен знать о том, что у него имеются свои домашние обязанности. Например, при покупке нового мебельного гарнитура, ребенка следует включить в семейный совет. Мальчик может принимать прямое участие в сборке и установке мебели.
Девочка, с помощью мамы, должна научиться накрывать стол к ужину и помогать в приготовлении пищи.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости

Верны ли эти утверждения? (Да, нет)

1. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?
2. Часто ли вы замечаете, что проводите больше времени за компьютером, чем намеревались?

3. Вам приходилось просить учителей, руководителей или родителей заменить хотя бы часть занятий компьютерными играми.
4. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить игру.
5. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере.
6. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали.
7. Были случаи, когда Вы шли на риск создать неприятности в учебе или личной жизни из-за компьютерной игры.
8. Вам приходилось обманывать родителей, педагогов, врачей или других людей, чтобы скрыть свое увлечение компьютерными играми.
9. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой, когда подходили родители, учителя, друзья.
10. Считаю, что лучшие игры это 3D-экшин (Doom, Quake, Cont.Str., St.Trek Voyager и т.п.)
11. У Вас дома более 3-х дисков с играми, которые вы часто используете.
12. Вы не раз использовали компьютерные игры для ухода от проблем реальной жизни.
13. Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, беспомощности, раздраженности) или просто, чтобы успокоиться.

14.Часто ли вы замечаете, что пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени за компьютером?

15.Часто ли страдают ваши успехи в учебе или работе, так как вы слишком много времени проводите в Сети?

16. Часто ли вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

17. Часто ли вы говорите себе «еще» минутку, находясь в Интернете?

18. Часто ли вы выбираете время провести в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда- либо  с друзьями?

19. Чувствуете ли эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

20. Проводите ли вы время за компьютером и играми, больше чем 3 часа в день?

21. Бывают ли у вас боли в спине, чаще чем 1 раз в неделю , после работы за ПК?

22. Бывают ли у вас ощущения сухости в глазах?

23. Случалось ли вам пренебречь приемом пищи, или есть прямо за компьютером?

24. Случалось ли вам пренебречь личной гигиеной, чтоб провести это время за компьютером?

25. Появились ли у вас нарушения сна с тех пор, как вы стали использовать компьютер ежедневно?


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы данной анкеты! Впиши ответ или подчеркни выбранный вариант.

  1.  Твой возраст (________________) и пол (женский, мужской).
  2.  Чему ты отдашь предпочтение:
  •  Посещению спортивной секции
  •  Прогулке на свежем воздухе
  •  Занятиям в творческом кружке
  •  Чтению
  •  Компьютерной игре
  •  Встрече с друзьями
  1.  В каком возрасте ты впервые сел за компьютер? ________________
  2.  Компьютерная игра для меня это…
    •  Мой личный успех
    •  Развлечение в свободное время
    •  Возможность проявить себя
    •  Друг
    •  Возможность уйти от проблем
  3.  Как часто ты играешь в компьютерные игры?
  •  Каждый день
  •  1 раз в неделю
  •  Редко
  •  Не играю совсем
  1.  Сколько времени тратите на компьютерные игры?

_________________________________________________________

  1.  В какие игры ты играешь?

_________________________________________________________

  1.  Какой жанр игр ты предпочитаете?
  •  Логические
  •  Ролевые
  •  Стрелялки
  •  Бродилки
  •  Стратегии
  •  Симуляторы (гонки и др.)
  1.  Считаешь, что все компьютерные игры безвредны? (да, нет)
  2.  Считаете ли вы себя игроманом? (да, нет)
  3.  Как ты считаешь, компьютерные игры могут вызывать зависимость? (да, нет)
  4.  Считаете ли вы проблему игровой зависимости актуальной в современном обществе?  (да, нет)
  5.   Чем по-вашему полезны компьютерные игры? ____________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65486. БЕЛЬГІЯ ТА КОЛОНІАЛЬНИЙ ПОДІЛ АФРИКИ 172 KB
  ХХ століття стало свідком краху колоніальних імперій, проте інтерес дослідників до різних аспектів історії колоніальної політики не слабшає. У сучасному світі в істориків з'являються все нові можливості для вивчення історичних явищ і розширення проблематики своїх досліджень...
65487. Метод розрахунку довговічності елементів авіаційних конструкцій, навантажених розтягом-стиском та згином 3.54 MB
  Метод розрахунку довговічності конструкцій за номінальними напруженнями ґрунтується на використанні понять ефективного коефіцієнта концентрації напружень і коефіцієнта якості конструкції. Такий підхід дозволяє на етапі проектування уникнути значної частини тривалих і коштовних втомних...
65488. Окупаційний режим та єврейське населення Дніпропетровщини 1941-1943 роки 218.5 KB
  Трагедія єврейського населення Дніпропетровській області не знайшла ще повномасштабного відпрацьовування хоча її фактична сторона може являти собою вагомий додаток до характеристики окупаційної політики нацистів стосовно представників даної національності.
65489. ТЕРМОЕЛЕКТРИЧНИЙ ПЕРЕТВОРЮВАЧ З КЕРОВАНИМ ПРОФІЛЕМ ТЕМПЕРАТУРНОГО ПОЛЯ 648 KB
  Тому підвищення точності вимірювання температури – актуальна та важлива наукова і практична задача вирішення якої може дати значний економічний ефект. Аналіз показує що точність приладів вимірювання температури росте однак похибка вимірювання температури зменшується мало бо у вимірювальному...
65490. Вплив бобово-злакових травосумішей на родючість та протиерозійну стійкість дерново-підзолистого еродованого ґрунту західного Передкарпаття 305 KB
  Для досягнення цієї мети передбачалось вирішити наступні завдання: встановити ґрунтозахисну ефективність багаторічних бобовозлакових травостоїв та їх вплив на стік і змив ґрунту; виявити зміни агрохімічних і воднофізичних показників родючості ґрунту в процесі залуження...
65491. МАТЕМАТИЧНЕ ТА ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ІЄРАРХІЧНОЇ ДЕКОМПОЗИЦІЇ, ІНДЕКСУВАННЯ, КЛАСИФІКАЦІЇ ТА АНАЛІЗУ ВІЗУАЛЬНИХ ОБРАЗІВ 280 KB
  Широке використання різних інформаційних технологій зумовлює актуальність проблеми розпізнавання образів. Задачі індексування та пошуку зображень на основі їх вмісту (Content-based image retrieval − CBIR) у графічних базах даних із мільйонами образів є актуальними в інформаційних системах.
65492. Математичне та програмне забезпечення обчислювальних машин і систем 363.5 KB
  Одним із основних напрямків розвитку інформаційних технологій є територіально розподілене опрацювання даних в комп’ютерній мережі що пов’язано з необхідністю інтеграції розподілених...
65493. ВЗАЄМОВІДНОСИНИ УКРАЇНСЬКОЇ НАРОДНОЇ РЕСПУБЛІКИ Й ЗАХІДНО-УКРАЇНСЬКОЇ НАРОДНОЇ РЕСПУБЛІКИ (ЛИСТОПАД 1918 – КВІТЕНЬ 1920 рр.) 173.5 KB
  Предметом дослідження є основні напрямки та форми двосторонніх відносин УНР і ЗУНР у політичній економічній і військовій сферах. Нижня межа обумовлена утворенням ЗУНР і початком протигетьманського повстання під проводом Директорії в Наддніпрянській Україні.
65494. Тепловий захист короткозамкненого ротора асинхронного електродвигуна на основі контролю параметрів поточного режиму 945 KB
  Основним типом машин змінного струму, що вживаються в електроприводі механізмів власних потреб електростанцій, а також механізмів промислових підприємств, є асинхронні електродвигуни (АЕД) з короткозамкненим ротором (КЗР).