96215

Мы сохраним тебя, русская речь…

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

Языковая ситуация, возникшая в последние десятилетия, связанная с кардинальными изменениями в политической сфере, реформами в социально-экономическом укладе жизни, активными миграционными процессами, обширными языковыми контактами, оказала масштабное влияние и на функционирование языка.

Русский

2015-10-04

371 KB

0 чел.

ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

ПРОЕКТ

Тема: «Мы сохраним тебя, русская речь…»

Трофимова Анна,

Курбатова Дарья,

Магамедова Юлия-,

                                                                                            студенты  отделения

«Преподавание в начальных классах»

Преподаватель:

Зюба Татьяна Сергеевна

 

Вольск 2010 г.

Методическое представление

Введение……………………………………………………………………4

Методический паспорт проекта…………………………………………  7

Содержание проекта…………………………………………………….. 10

Общие выводы и заключения……………………………………………18

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

Языковая ситуация, возникшая в последние десятилетия, связанная с кардинальными изменениями в политической сфере,  реформами в социально-экономическом укладе жизни,  активными миграционными процессами, обширными языковыми контактами, оказала масштабное влияние и на функционирование языка [7, с 32] . При этом в качестве позитивного следует отметить открытие возможностей для двусторонней связи, когда жанры СМИ, мобильных электронных средств, Интернет-ресурсов приобретают личностно направленный и спонтанный характер, «жесткие рамки официального и публичного общения ослабляются»  и  многие превращаются в «человека, говорящего в прямом эфире». Учеными-лингвистами (Е. А. Земская, Л. П. Крысин, О. Б. Сиротинина, В. Е. Гольдин и др.)  отмечается превалирующая роль СМИ и прессы в просвещении общества (телевидение – 82%; радио – 24%; газеты и журналы – 17%) [Там же]. Однако качество прямого общения через  реалити-шоу, сатирические программы «Comedy club», КВН и др. повлекло снижение культуры речи, «праздник вербальной свободы» (И Волгин), «возникновение дубового, деревянного языка» (Ю. Н. Караулов), «порчу языка», «языковое богохульство» (Г.Н. Скляревская). Назрела необходимость экологии языка в области его функционирования.  Проблема   защиты  русской речи уже существует несколько десятилетий, превратившись в проблему национального масштаба  (Д.С. Лихачев, Л.И.Скворцов,  В.И.Курбатов и др.)[7, 8], сохранения генофонда, что  определяет новые направления практической  работы с молодежной  аудиторией  - сверстниками и студентами – будущими педагогами.

     Студенты при опросе говорят о современном состоянии речи.

Мария Скоробогатова:

       -Я изучала язык газет-таблоидов, сотовой связи и утверждаю, что цинизм, сквернословие, демонстративное употребление грубых фраз встречается в названиях статей, рубрик, смс-сообщениях: кайф, житуха, чмок, пацаны, мордобой и т.п.

Алла Трошина:

       -Думаю, что это от ущербности  интеллектуального мира авторов, которые видят перед собой массу, а хотелось бы, чтобы видели в читателях личность.

Анастасия Кочеткова:

      -У древних славян было табу на брань, особенно в жилище,  перед образами, а также при детях, при матери, в лесу. Считалось, что черные силы овладеют домом, накличут болезни и смерти, а ангелы  покинут жилище. Также верилось, что оскорбится сама Мать-сыра земля. Думая о нашем будущем, мы должны обращаться за опытом к своим истокам, традициям  предшественников[8, глIV].

Ирина Истрашкина:

       -А ведь мало кто знает, какими болезнями, бедами оборачивается  брань для самих же носителей ее и их родных и близких!

Виктория Савченко:

        -Разговор на тему очищения речи от обсценной лексики назрел. Учителя обращаются в СМИ  с жалобами  на  оскорбительную речь школьников. Брань проникла на  экран телевизора, в школьные коридоры, полосы газет, писатели  Ерофеев,  Фейлер и др. не стыдятся  использования непечатного слова.

Ирина Короткова:

       -Есть государственные законы, регулирующие употребление бранной речи. В Законе о русском языке как государственном принятом Государственной Думой, предусмотрены административные  меры наказания за оскорбительную лексику в СМИ и местах массовых коммуникаций. Но почему-то законы не действуют! Думается, следует воспользоваться запретами, привести в действие цензуру. Это оградит хотя бы открытые социумы от настоящего нашествия сквернословия!

Анастасия  Гордиенко:

-А самым важным фактором  защиты языка все-таки остается  личная культура и чувство  стыда. Многовековая история русского народа, запечатленная в исторических документах, памятниках зодчества,  богатом языковом наследии, сохранила произведения  фольклора, классической литературы, где ценится духовность, скромность, стыдливость.

Т.о., национальный язык воссоздает неповторимый облик, характер, отношение к жизни наших предшественников и современников, он передает нам тот культурный генофонд, сохранить который может только нация, уважающая себя, стремящаяся к саморазвитию и самоутверждению в этом мире. Но при этом в настоящее время сложилась ситуация осквернения национального достояния, святыни  - русского языка. Противоречия между существующим положением и необходимыми мерами по сохранению средства общения от нашествия просторечия, жаргона, сленга подтверждают, что   выбранная тема проекта является актуальной и социально значимой.   На Совете студенческих лидеров   разработка вопроса  была обозначена  как одно  из  направлений исследовательской работы студентов, проживающих и обучающихся в  Вольском педагогическом колледже,  что и определило наш интерес к изучению проблемы, поиск и представление возможных путей ее решения в рамках проекта.

 Забота о сохранении культурного наследия – это забота не столько и не только о прошлом, сколько о будущем. Славянские традиции – живая связь времен, бережно пронесенная тысячами поколений до нас. Чтобы их пропагандировать,  необходимо их знать.

Тема и информационное содержание учебного проекта связано с изучением функционирования языка в современной молодежной среде, что проводится в форме  самостоятельной  домашней работы по курсу «Русский язык: Дисциплина дополнительного образования», а также  внеурочной деятельности по предмету (педпрактика, предметные  часы) и в масштабах внеклассной воспитательной работы колледжа.

Цели образовательные и воспитательные:  

  •  овладение неисследованной областью знаний о силе и могуществе слова;
  •  просветительская, информационная работа среди сверстников;
  •  поиск путей повышения культуры речи в  практике общения в пределах образовательной среды;
  •  развитие художественного вкуса, формирование духовной культуры личности, воспитание  профессиональной зрелости;
  •  освоение способов организации и деятельности  художественного и лекторского  направления;
  •  формирование  навыков творческой работы;
  •  интеграция ЗУН, приобретенных в результате изучения филологических дисциплин, мировой художественной культуры,  педагогической практики   и внеклассной  работы.

     Задачи учебно-педагогические:

  •  сбор,  анализ и систематизация информации по изучаемой проблеме,
  •  освоение практических приемов  художественного чтения, исполнительского мастерства,  дискуссионного выступления, концертного искусства пластики и костюма;
  •  практическое осуществление мероприятий по пропаганде русского   литературного языка и эстетического мировосприятия;
  •  расширение круга сторонников  в решении данного вопроса;

Возраст учащихся: 3 – 4  курс

Разработка проекта: 2 года.

Режим работы: внеурочный, факультативный.

      Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер,  сканер, принтер, видеокамера, фотоаппарат, мобильный телефон, учебная и специальная литература, костюмы, домашняя и учебная библиотека, Интернет-ресурсы.

Знания, умения и общеучебные навыки, необходимые студентам для самостоятельной работы: 

  •  знание содержания материала,  форм работы,  ожидаемого результата;
  •  умение  определять цели и задачи работы,  устанавливать ее этапы,        анализировать имеющийся материал,  делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, разрабатывать сценарии концертных выступлений, классных часов, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию);
  •  навыки работы с литературой, Интернет-ресурсами, выступления в аудитории, ведения массового обсуждении.

      Мотивация к познанию: личный и профессиональный интерес студентов, художественно-эстетическая значимость проекта, практическая самореализация.

Предполагаемые приращения:  организация сторонников защиты и очистки языка и речи

     Знания, на получение которых нацелен результат проекта: уяснение связи языка с историческими традициями  верований, культуры, духовного  здоровья человека, разработка некоторых приемов практической  работы по исправлению речи.

Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам)

Доминирующий вид деятельности: исследовательский, практикоориентированный, художественно-творческий.

Предметно - содержательная область:  междисциплинарный (история России, языка, современный язык и живая разговорная речь, этнография, литература, религия, социология, мировая художественная культура, педагогика, риторика).

Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).

Количество участников:  групповой (20 человек).

Продолжительность: долгосрочный.

Основная часть

        Совместная работа преподавателей и студентов Вольского педагогического колледжа им. Ф. И. Панфёрова направлена на   подготовку специалистов высокой профессиональной компетентности.   В учебные дисциплины внедряются   подходы, позволяющие развивать творческий потенциал каждой личности в соответствии с социальным заказом  общества и  профессиональными  педагогическими интересами. Одним из показателей уровня  развития профессиональных качеств  будущих педагогов выступает  наша собственная  речь и речедеятельность.    Отечественная школа, ССУЗ считаются  особым пространством, где обучают, воспитывают в едином процессе, благодаря чему  речевая деятельность доводится  до уровня навыков, привычек. Так, мы, студенты старших курсов, способны самостоятельно выявить, изучить проблемную ситуацию, связанную с современным состоянием языка определенного временного отрезка и коллектива, и  разработать пути решения проблемы его защиты в отдельно взятом социуме.   Социально и профессионально  значимым явлением в работе будущих  словесников является создание проекта «Мы сохраним тебя, русская речь». Выбранные  в качестве названия слова А. Ахматовой  наиболее точно отражают существо проблемы и ощущение тревоги российской общественности, деятелей культуры,  педагогов, будущих педагогов за потери, которые несет нация.

Как влияет слово  на душевное и соматическое состояние человека, общества?

Как возродить утраченный  интерес к культурным речевым традициям?

Как вовлечь сверстников в работу по воспитанию культуры речи и вызвать потребность в самовоспитании и взаимовоспитанию?

Как  начать образование  в  выбранном направлении?

Как сделать   речь красивой,  привлекательной   для всех?

Эти вопросы определили цель и задачи проекта. 

Цель:

  •    выявить характер нарушений лексического строя речи студенческой молодежи;
  •      наметить и  опробовать некоторые пути  воспитания художественного вкуса, формирования духовной культуры личности,   профессиональной зрелости;
  •  добиться  самоконтроля речи и самовоспитания культуры речи  в среде образовательного учреждения.

         Задачи:

  •    изучить  неисследованную область знаний о силе и могуществе слова; систематизировать знания, разрозненные представления  о традициях русского народа  в отношении к слову как источнику позитивного опыта и энергии; выявить традиции мировой  культуры в отношении к слову;
  •     изучить вопросы экологии слова в современной социолингвистике;
  •     выявить состояние речи студенческой   молодежи 15-18 лет;
  •     исследовать  возможности  повышения культуры речи в  практике общения в рамках образовательного  учреждения;
  •     научиться  разрабатывать циклы мероприятий художественно-эстетического  и лекторского   направления;
  •    провести комплекс разовых и долгосрочных мероприятий просветительского характера.

На первом -  информационно-исследовательском этапе  - был собран материал по изучаемой проблеме, получены консультации у преподавателей и ряда специалистов и составлен статистический отчет об особенностях речи   в сфере неформального общения. Участники проекта изучали специальную литературу в Центральной     городской   библиотеке,     библиотеке     Дома   учителя,  библиотеке № 6, библиотеке и читальном зале Вольского педагогического колледжа, кабинетах № 39, 33, Интернет-сайтах.

Осуществлена подборка материалов об  обрядах славян,  истории  древней литературы на Руси, материалов по истории таких народных  жанров, как   пословица, поговорка, сентенция, молитва и др.

 

Нам открылась   неисследованная область знаний о силе и могуществе слова;    мы узнали об отношении  русского народа  к слову как источнику позитивного опыта и энергии; познакомились с  традициями мировой  культуры в отношении к слову; нашли ответы на  вопросы по экологии слова в современной социолингвистике, Живой этике, педагогической риторике.

Мозговая атака – штурм Эшби -  помогла через  «генераторов» и «оппонентов» идей наметить формы и методы работы, позволяющие  выявить характер нарушений лексического строя речи студентов; определиться с конечными  целями и задачами  воспитания художественного вкуса, формирования духовной культуры личности,   профессиональной зрелости; самоконтроля речи и самовоспитания культуры речи  в среде образовательного учреждения.

Работа в малых группах позволила  выявить состояние речи студенческой   молодежи.

Изучение поведения молодых людей в различных языковых ситуациях и микрогруппах, социумах позволило прийти к выводам о беспочвенном использовании бранной лексики: очереди в магазине (27 бранных слов за единицу времени), поездке в пассажирском автобусе (34 грубых слова), взаимоотношениях в паре (словесная палитра зависит от степени уважительного отношения друг к другу: от 1 до 30), общении на перемене, в общежитии (обнаруживается большая разница между первокурсниками и старшекурсниками - речь первых не подчиняется правилам хорошего тона, с годами обучения наблюдается положительная динамика: 18 – 2 слова), анализ языка СМИ и местной мобильной связи (газета «Вольские новости»: Территория молодежи), где процветает жаргон, сленг, просторечие – так  был собран отправной материал и оформлен в статистическом виде, описательно представлен в информационных  бюллетенях:

Информационный  бюллетень «Лингвистическая палитра наших дней»

Формула речевого поведения

Выводы: методы «погружение в проблему», «наблюдение», «статистический отчет» стали основой исследования речевой практики общения различных микросоциумов.

На втором -   практикоориентированном этапе  - был создан  план мероприятий.

Первое направление – организацинно-просветительское.

Нами были подготовлены информационные бюллетени «Лингвистическая палитра наших дней», «За экологию языка»  для студентов   педагогического колледжа всех  отделений, проведены классные часы «Экология слова», «Живая этика», круглый стол «Учитель как речевая личность», лекторий «Могущество слова».

Деятельность в рамках проекта предполагает длительные акции и циклы мероприятий под общим девизом  защиты языка от негативной лексики и прикладными  направлениями: «Мир красотой спасется», «Передвижная библиотека» и др.

Приезд в Дом инвалидов «Солнышко»       Круглый стол на отделении «Учитель физической культуры»

Акция «Передвижная библиотека»              по проблеме « Культура речевого поведения»                       

Под руководством педагогов   организуется цикл  дискуссий по проблеме защиты языка, открытый микрофон  об энергетических ресурсах слова, лектории   (Видеосюжет -1), выводится формула культуры речевого поведения, акции  дарения книжного фонда (Видеосюжет -2),заседание «Круглого стола» (Видеосюжет -3),  ведется  работа в формате классных часов по плану педагогической практики «Помощник руководителя кружка».  Работу координируют педагоги, Совет лидеров, администрация. Постепенно расширяется состав слушателей: учебная группа, клуб по интересам, личный состав Вольского военного института Тыла, посетители Вольского краеведческого музея (отдел «Картинная галерея»),   жильцы  Вольского Дома ветеранов, Дома для престарелых «Солнышко».

Выводы: итогом   работы становится формирование более бережного  обращения с языком в рамках образовательного учреждения, создание Словаря этикета,  интерес к  сохранению собственного духовного здоровья и  атмосферы  толерантности.

Второе направление –репетиционно-зрелищное

Участниками проекта в течение этого периода проводилась разработка сценариев концертных выступлений. За этот период были подготовлены сценарии выступлений  «Легенда о цветах», с целью воспитания эстетических оценок, наполнения студенческой жизни элементами эстетики готовятся литературно-музыкальные композиции,  выступление театра мод «Гармония» с концертными программами

«Как прекрасен этот мир!»,

«Эпоха Огня: Шаман»,  «Времена года»:

 

На третьем -  продуктивно-творческом этапе - разрабатывалась презентация проекта, осуществлялось её техническое оснащение. Подводились итоги, где участники представляли материалы, которые должны были войти  в состав презентации, проводилось редактирование их содержания, разрабатывалась структура презентации.

За период действия проекта студенты творческого коллектива дали более 20 концертов и выступлений для студентов, школьников, жителей города. Они неизменные участники городских массовых мероприятий,  гала-концертов. Коллектив Театра мод «Гармония» удостоен диплома муниципального фестиваля «Студенческая весна 2008» в номинации «За верность жанру и оригинальность»; награждён почётной грамотой в муниципальных фестивалях «Студенческая весна - 2007», «Студенческая весна – 2008».

Четвертый – результативный этап – позволяет отметить положительную динамику культуры речи студентов различных отделений.

Табл.2 Мониторинг культуры речи

        Изучение лексического состава студентов  проводилось на каждом этапе проектной работы. Для экспериментального замера  выбирались случайные и постоянные участники. Методы: анонимный опрос, скрытый микрофон, беседа по ситуации, интервью, открытая дискуссия.  

Выводы: в речи студентов старших курсов значительно уменьшилось число просторечий, бранных слов – вводных конструкций, номинативной непечатной лексики, отсылок, обзывалок. Достигнуто понимание  профессиональной ценности речи. Произошла положительная динамика в психологическом ощущении официальности присутствия в стенах образовательного заведения.   Методы  –  высказывания, студенческая почта. За время деятельности проекта сменилось 2 поколения студентов-участников. Проект прошел апробацию дважды. В настоящее время бывшие участники  успешно продолжают культурно-просветительскую деятельность в своих школах.

Таким образом,  проект разрастается, появляется все больше носителей речи, которым становятся близки идеи сохранения чистоты русского слова, традиций   народа, эстетической культуры.

Общие выводы и заключения

  •  Участие в реализации проекта позволило нам углубить знания о культурных языковых  традициях русского народа, искусстве речи, искусстве театрального действа.
  •  Собран значительный материал по  особенностям русского языка современной эпохи.
  •  В результате взаимодействия между преподавателями, учащимися, жителями города приобретен значительный опыт концертной деятельности.
  •  В ходе выполнения проекта решены все поставленные задачи: студенты – будущие педагоги прониклись интересом к эстетической деятельности, тайнам родного языка, непознанной информации о  силе и могуществе речи, стали вдумчивее относиться к своему высказыванию, стали проявлять самоконтроль за собственной речью в стенах учебного заведения
  •  Начатая в рамках проекта работа может продолжаться в двух направлениях: во-первых, культура речи неотделима от культуры эмоций, чувств, потому важным представляется направление эстетизации учебной и внеклассной деятельности: дальнейшее проведение  праздников студенчества, экскурсий по миру русских народных традиций, участие в концертных выступлениях,  во-вторых, ознакомление студентов с особенностями продуктивно-проектной деятельности становится  способом  вовлечения  в активную деятельность по организации  просветительской работы в  образовательных учреждениях города и района,  организуется  практика, с целью распространения языковой  культуры.

Выводы:  по мере завершения работы над проектом наш интерес к выбранной теме  возрастает все более. Знания, полученные в результате работы над проектом, мы обязательно используем в своей дальнейшей профессиональной деятельности.  

Список использованной литературы

  1.  Агни-Йога о мысли: В кн. Н. и Е. Рерих Живая Этика -  М.: Искусство, 1998. Курбатов В.И.Тайные маршруты славян. – М. Школа-ПРЕСС, 2006.
  2.  Мурашов А.А. Педагогическая риторика – М: Высшая школа, 2006.
  3.  Мурашов А.А. Личность и речь: Эпоха кризисов. – М: Школа, 2008.
  4.  Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя – М.: Издательский Дом «Сфера», 2006.
  5.  Мурашов В.И. Сущее человеческое сердце – М: Издательский Дом «Сфера», 1996.
  6.  Мурашов В.И.Космическая педагогика Эпохи Огня – М.: Школа, 1997.
  7.  Русский язык конца XX столетия / Под ред. Е.А.Земской – М.: Русский язык, 1998.
  8.  Скворцов Л.И.Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи – М.: Просвещение, 1992, 2008.
  9.  Социальная работа / Под  ред. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1998 ,2008.

Приложение к презентации

Легенда о цветах: Литературно-музыкальная композиция

Легенда о цветах: Презентация

Целый мир от красоты: Литературно-музыкальный спектакль: Сценарий

Владимир  Высоцкий -  в свете контрастных лучей: Сценарий тематического вечера

Владимир  Высоцкий -  В свете контрастных лучей: Фотографии мероприятия

Передвижная библиотека: Акция в Доме  инвалидов: Видеосюжет 1

«Экология слова»: круглый стол: Видеосюжет 2

«Мы сохраним тебя, русская речь»: Содержание выступлений в рамках Лектория, 2009

«Мы сохраним тебя, русская речь»: Содержание выступлений в рамках заседания «круглого стола», 2010

Лингвистическая палитра наших дней: Информационный бюллетень 1, 2

За экологию языка: Устный журнал

Грамота, награды


Короткова Ирина, Скоробогатова Мария  и др. за работой.

Преподаватель-консультант Зюба Т.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2314. Расчет припусков 684.04 KB
  Понятие о припуске и методы его определения. Расчет величины припуска на обрабатываемую поверхность. Методика определения предельных промежуточных размеров и окончательных размеров заготовки.
2315. Внеклассное мероприятие: О вреде алкоголя 20.63 KB
  Расширить представление подростков о негативных последствиях употребления алкогольных напитков. Познакомить подростков с эффективными способами реализации своих потребностей. Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью. Пропагандировать здоровый образ жизни.
2316. Экскаватор одноковшовый с гидравлическим приводом 3.51 MB
  Ориентировочная вместимость ковша определяется по формуле. Определим расстояние от оси поворота стрелы до уровня расположения. Копание без поворота и с поворотом ковша. Расчет на прочность элементов рабочего оборудования.
2317. Виділення басейна ріки. Визначення морфометричних показників ріки 796.3 KB
  Мета: сформувати навички по визначенню річкового басейну, основних морфометричних характеристик ріки та басейну. Завдання: виділення за топокартою басейну ріки, підрахування основних морфометричних характеристик водотоків і головної ріки.
2318. Культурологія. Курс лекцій 448.3 KB
  Сучасність як доба перехідності. Цивілізація XX століття й проблема людини. Давньокитайська духовна культура. Вино в системі античної культури. Духівництво в системі культури середньовіччя. Походження трагедії і комедії. Ренесанс як художній тип культури. Особливості культурного розвитку.
2319. Психологія та педагогіка. Конспект лекцій 1.23 MB
  Природа психіки і предмет психологічної науки. Емоційно-вольова характеристика людини. Періодизація психічного розвитку особистості. Дидактика як галузь педагогіки. Національно-патріотичне виховання української молоді. Вища освіта України і Болонський процес. Виховання і свобода людини.
2320. Аналіз солоності вод світового океану 790.9 KB
  Мета: встановити особливості хімічного складу океанської води, її солоності та закономірності розподілу солоності у Світовому океані. Завдання: ознайовитися з відмінностями у хімічному складі річкової та океанської води, визначити вплив солоності на замерзання води, дати просторовий і генетичний аналіз розподілу солоності по поверхні океану та з глибиною.
2321. Понятие и структура теории управления и власти 1.5 MB
  Деятельность человека и потребность в управлении. Содержание понятия управление. Содержание понятия теория управления и ее основные категории. Структура теории управления. Проведение экспертиз деятельности органов власти. Изучение статистических показателей деятельности органов власти.
2322. Токоприемник и штангоуловитель 586.15 KB
  Общая характеристика троллейбусов. Организация технического обслуживания и ремонта машин. Основная задача городского пассажирского транспорта заключается в бесперебойном обеспечении трудовых, деловых и культурно-бытовых поездок населения. Массовые перевозки в Минске осуществляют метрополитен, трамвай, автобусы и троллейбусы.