96230

Психологический феномен в йоге: феномен Кундалини-йоги

Реферат

Психология и эзотерика

Кризисом современного языка ортодоксальных психотерапевтических методов в описании феноменов нуминозного переживания большого числа людей идущих по пути собственного развития и как следствие ищущих ответы в контакте с учителями различных духовных школ...

Русский

2015-10-04

67.5 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

на тему:

«Психологический феномен в йоге: феномен Кундалини-йоги»

 

   

Выполнила студентка гр. 10НПП2

Горбунова Екатерина

Пенза-2015

Известны многочисленные примеры дискурсов, где выдающиеся мыслители современных школ психологии (от неопсихоанализа до трансперсонального направления) и мастера различных духовных традиций размышляли о возможностях выхода из узких рамок собственных теорий и догм для большего понимания современной реальности и обогащения друг друга полезными идеями и наблюдениями, несущими людям исцеление.

«Идея признания общего истока и глубинного единства всех представлений о психическом, включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философские и психотерапевтические, эзотерические и профанические. Вера не противоречит разуму, психологическая наука и духовный поиск могут быть в гармонии»(В. В.Козлов, «Манифест интегративной психологии».). Процесс объединения с последующей интеграцией вызван, на мой взгляд, несколькими причинами:

1. Общим вызовом времени (глобальный кризис экономических, социальных, политических систем), которое диктует нахождение новых принципов коммуникации;

2. Растущим числом людей получивших личный опыт «высоких» состояний и ищущих возможность квалификации данных состояний и интеграции их в свою жизнь;

3. Кризисом современного языка ортодоксальных психотерапевтических методов в описании феноменов нуминозного переживания большого числа людей, идущих по пути собственного развития, и как следствие, ищущих ответы в контакте с учителями различных духовных школ;

4. Интересом прогрессивных духовных лидеров к психическим механизмам воздействия тех или иных практик, используемых ими при взаимодействии с «ищущими».

5. Появлением и верификацией холистического и интегрального подходов к описанию человеческого сознания. Основоположниками этих подходов являются: Станислав Гроф, Леонард Орр, Сондра Рэй, Джим Леонард, Фил Лаут, Кен Уилбер, Роджер Уолш, Хорхе Н. Феррер и др. Это движение продолжают многие современные исследователи, психологи, психиатры и психотерапевты западной и российской психологии(В. Козлов, В. Майков, П. С Гуревич и др.).

Идеи интегрального развития впервые на практике были апробированы в недрах духовных традиций, потому что духовные традиции являлись лабораториями жизни. Возможно, первым интегральным мыслителем и практиком, который объединил в жизнь интегральный подход, был Шри Ауробиндо.

В среде последователей духовных практик часто существует узкая трактовка философии и методологии самой практики. Не учитывается психодинамическая работа, которую осуществляет сам Учитель или Мастер со своим учеником. Результатом является то, что невротические проблемы и напряжения стимулируются энергиями, которые возникают в ходе духовных практик. Человек, не знающий как гармонично взаимодействовать с этими энергиями, подвергается опасности неверной интерпретации своего опыта, подпитывая свой нарциссизм и углубляя эгоцентрические тенденции. Поэтому сама по себе духовная практика чаще всего у людей западного общества не снимает важность работы с психодинамикой.

Проблемы обостряются, но не решаются, поэтому среди духовных практиков возникают проблемы адаптации, глубокие диссоциации, суицидальные тенденции, конфликты в отношениях внутри семьи и социуме. «Действительно, традиционные духовные программы слепо перенесенные в нашу культуру, не передают подлинного духа обучения. В эпоху великих религиозных преобразований необходимы проницательность и мудрость, чтобы синтезировать лучшее из старого и нового и создать современную йогу» ( Майкл Мерфи из статьи «Интегрирующие практики: тело, сердце и разум»).

Необходимо прорабатывать невротический аспект - на чем и настаивал Гурджиев, говоря о том, что чтобы заниматься продуктивно духовными практиками, нужно быть хорошим семьянином, нужно уладить свои взаимоотношения с людьми. На это указывал и Мастер Кундалини йоги, Доктор Психологии Йоги Бхаджан.

В настоящей статье была сделана попытку систематизировать пятилетний опыт наблюдения за психологическими изменениями участников групп по Кундалини йоги и рассмотреть механизмы этих процессов с точки зрения современных методов и описаний холистического подхода интегративной психологии.

В Россию данный вид духовно-телесной практики пришел в 90-е годы с приездом мастера Йоги Бхаджана, который имел несколько встреч с Михаилом Горбачевым и Яковом Маршаком. Первые ритриты проводились с участием психологов, врачей и психиатров, общение с которыми и задали мне внутренние вопросы о влиянии данного вида практики на людей, имеющих целую палитру мотивов для занятий достаточно нелегкими телесными упражнениями (криями) в сочетании с дыхательными техниками, мантрами, визуализациями и различными формами медитаций.

Несмотря на то, что сам Мастер Йоги Бхаджан передавал Кундалини йогу, как интегративную практику, нацеленную на внесение духовного опыта в социальную и семейную жизнь практикующего, многие практики этой школы также столкнулись с ранее описанной проблемой адаптации своих «высоких» состояний в повседневную реальность.

Рассматривая этот феномен, мы пришли к выводу, что современный инструктор Кундалини йоги должен обладать знаниями и навыками профессионального консультанта, каковыми и обладал Мастер, и что было упущено до настоящего момента в теоретической и методологической образовательной базе подготовки инструкторов.

Необходимо подготовить плеяду консультантов-терапевтов нового поколения, связывающих три уровня профессиональной компетентности – эгоистический, экзистенциальный и трансперсональный в единую систему расширяющегося опыта, прежде всего своей собственной практикой развития.

С точки зрения интегративного подхода «целостность - это гармоничное слияние физических, эмоциональных, ментальных и духовных аспектов благополучия, а также социальная ответственность» (Френсис Воон).

К. Уилбер преломляет эти аспекты через шесть линий развития: физическую, интраперсональную, когнитивную, этическую, интерперсональную и духовную. Каждая из них присутствует в Кундалини йоге:

-Физическая линия развития - осознанность и мастерство существования в кинестетических измерениях собственного тела. КЙ дает возможность за короткий период (от полугода до года регулярной практики) достичь высокоразвитого уровня – «использование телесных практик для углубления эмоционального и духовного осознавания» (по градации К. Уилбера).

-Интраперсональная линия развития - эмоциональное самоосознавание, качество эмоциональной жизни, саморегуляция и личностный рост. В альянсе с инструктором - консультантом практикующий в течение года может обрести навык точного понимания способностей и чувств как собственных, так и других людей, что соответствует развитому уровню (по градации К. Уилбера). При дальнейшем профессиональном обучении инструктор достигает высокоразвитого уровня - «доверие себе и процессу, оптимистическая и «резонансная» эмоциальность».

-Когнитивная линия развития - способность обучаться, анализировать, интерпретировать и принимать решения, используя идеи, концепции, ментальные конструкции и интуитивное понимание. Данная линия развития наименее очевидно представлена в непосредственно практике КЙ, но известно, что результатом изучения электроэнцефалограммы головного мозга было выделение четырех основных бинауральных ритмов.

Бета-волны - самые быстрые. Их частота варьирует от 14 до 100 колебаний в секунду (или герц). Эти волны свойственны человеку в обычном бодрствующем состоянии и обычно связаны с сосредоточенностью, познанием, а в случае их избытка - с беспокойством. Предположительно ритмы бета-волн можно отнести к полагающему и сравнивающему уровням рефлексии.

Альфа-волны возникают при постепенном замедлении и последующей остановке мысленного диалога и релаксации. Частота альфа - волн находится в диапазоне от 8 до 13 герц. Под влиянием этих волн человеку свойственна умиротворенность, спокойствие, уравновешенность. Недостаток альфа ритмов может быть признаком беспокойства, стресса, нарушения в деятельности мозга или болезни. Этот уровень можно отнести к определяющей рефлексии.

Тета - волны появляются в состоянии близком к сонливости. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 герц. Это состояние близкое к промежуточному между сном и бодрствованием. При прослушивании программ с тета - волнами можно увидеть яркие спонтанные образы, которые часто связанны с воспоминаниями детства. В этом состоянии наиболее легко осуществить доступ к бессознательной части сознания человека, к свободным ассоциациям, к раскрытию творческого потенциала и развитию рефлексии синтезирующего уровня.

Дельта-волны Свойственны состоянию погружения в сон. Это самые медленные волны с частотой менее 4 колебаний в секунду. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или «нефизическими» состояниями и развитию рефлексии трансцендирующего уровня, который, по сути, является «расширенным сознанием». Практика разных форм медитаций развивает активность альфа - , тета - и дельта - волн мозга, что способствует повышению творческой активности и более целостному восприятию реальности, обеспечивая доступ к интуитивному пониманию. Изучение ЭЭГ показывает, что, хотя относительное ослабление функций левого полушария может иметь место в первые минуты медитации, через некоторое время воздействие на оба полушария оказывается сходным.

«Медитация усиливает восприятие духовного измерения жизни и успешно дополняет терапию. Те или иные типы медитаций дают различный эффект, но все они усиливают самосознание и чувствительность к работе ума. Практика концентрации, фокусирующая и успокаивающая ум, помогает в состоянии тревоги. Медитация прозрения может оказаться очень полезной для выявления вытесненных воспоминаний и другого бессознательного материала» (Френсис Воон).

Но наряду с этим, мы считаем важным в учебном процессе мотивировать будущих специалистов к изучению различных систем и моделей гуманитарных наук, таких как современные философия и психология, чтобы, используя принцип К. Уилбера – «все правы, но не до конца» формировать собственную картину мира. Это является залогом высокоразвитого уровня когнитивного развития – «визионерская логика, системное мышление и диалектическое понимание».

-духовная линия развития - способность достичь духовной мудрости и использовать ее.

Данная линия развития является центральной идеей транслирующейся Учением мастера кундалини йоги Йоги Бхаджана, который разработал целое направление « Гуманология - наука о человеке», где рассматривает человеческую жизнь как путешествие души, кристаллизующее и воплощающее индивидуальное послание Единого Творца в «симфонии Любви и Служения» .

Практики медитаций, карма - йоги (действие непривязанное к результату), социальная и семейная жизнь направляемая принципами учения дают возможность достичь высокоразвитого уровня этой линии развития : «внутренняя и внешняя связь с целостностью всех форм человечности; признание существования тайны жизни, которое порождает творчество, веру и доверие».

Эта линия развития находится в прямой зависимости от уровня сознания ведущего йогу, транслятора смыслов и тенденций практики, где существующие отношения между клиентом и ведущим йогу устанавливают духовно - трансперсональную «связь», качественно отличную от симбиоза, регрессии, родительских отношений, идентификации и т. д. «Это пространство, где качество терапевта и клиента взаимно усиливают и обогащают друг друга. Оба присутствуют в моменте, оба в контакте со своими внутренними учителями и друг другом. Это контакт - за пределами ролей. Это глубинный контакт от сердца к сердцу». (Давид Боаделла)

Понятие «социальная ответственность» можно рассматривать через интерперсональную и этическую линии развития.

-интерперсональная линия развития - способность принимать во внимание чувства и использовать рациональные навыки для эффективного взаимодействия с другими людьми.

Невозможно рассматривать терапевтическую работу, не поднимая вопросы отношений между клиентом групповых или индивидуальных занятий Кундалини йогой и инструктором-консультантом, который их проводит, т. к. часто такие отношения длятся не один год. Осознавание своих границ и ранга, внутренняя этика и одновременно естественное стремление помочь клиенту вырасти и встретиться с истинным «я» рождает сложную систему взаимоотношений между двумя людьми, каждый из которых привносит в эти отношения свой как сознательный, так и бессознательный материал.

Еще Винникот писал, что младенец, используя мать в решающие моменты своего развития, в каком-то смысле относится к ней не как к другому человеку, а как к «инструментальному распространению себя во внешний мир». Это проявляется в отношениях мать-дитя, это же в какой-то момент начинает происходить в отношениях между инструктором йоги и учеником, и мы назовем такие отношения переносными.

Терапевты говорят, что наши клиенты также нуждаются в возможности использовать нас как инструменты самопознания, взросления, обучения, отталкивания, поиска отличий…Они нуждаются в том, чтобы помещать инструктора йоги в разные формы, аффективные состояния, для того чтобы использовать или не использовать различные аспекты личности инструктора.

В этом, по мнению авторитетных терапевтов, и заключается развивающий, ресурсный аспект позитивного, а также негативного переноса. И если мы нарцисстично идентифицируемся с одной теорией, модальностью или тренером, терапевтом, то эта потребность клиента (самопознание, обучение и т. д.) депривируется. Конечно, это в некоторой степени снижает сложность, запутанность, неоднозначность и неопределенность нашей работы, однако это в то же время может препятствовать проявлению переносных желаний клиента ради одобрения со стороны учителя - инструктора - терапевта. Жесткая идентификация с одной теорией и насаждение принятой в этой теории модели здоровья позволяет нам думать, что мы контролируем процесс клиента, но на самом деле это может привести к навязыванию и в дальнейшем к сопротивлению. Отсюда можно сделать вывод о необходимости включения в свое обучение нескольких методов работы с клиентом или группой, а также идентификация себя как интегративного специалиста в области телесно - ориентированной психологии, а следовательно и проработку «теневого» аспекта собственной личности. Это даст возможность расширять свою интерперсональную линию развития до уровня высокоразвитой - где способность принимать обратную связь приведет к «вдохновению через общее видение, установление прочных связей и культивировать сеть взаимоотношений».

-этическая линия развития - Способность принимать решения в согласии с потребностями и интересами других людей, исходящая из устремления к высшему благу.

«Мы находим идею целостности в …йога - сутрах Патанжали» (Майкл Мерфи). В Кундалини йоге приветствуется также вегетарианство, как универсальный принцип ненасилия; созерцательная медитация, как способ переживания единства; большое внимание уделяется севе – бескорыстному служению ближним. Также разработан этический кодекс инструктора йоги, как специалиста помогающей профессии.

Все это способствует получению высокоразвитого уровня этической линии развития – «Социальный контракт и универсальные этические принципы».

К. Уилбер указывал, что развитие личности сбалансировано происходит в случае одновременного продвижения не менее чем по 4-м линиям развития, что действительно приводит к качественным изменениям уровня.

Исходя из вышесказанного - этому запросу в интегральной психологии отвечает подготовка трансперсонального психотерапевта, где «подход к исцелению / развитию, обращен ко всем уровням спектра личности: эгоистическому, экзистенциальному и трансперсональному.» (Брайен Уитайн)

В системе развития Кундалини йоги как метода телесно-ориентированной интегративной психологии мы называем такого профессионала «интегративный консультант» и «инструктор Кундалини йоги, как специалист помогающей профессии».

Подготовка такого консультанта должна опираться на уже имеющийся опыт передачи практики КЙ и вместе с тем расширить методы обучения в сторону дополнительных знаний в области телесно-ориентированной интегративной психологии с учетом специфики данной школы йоги.

В настоящее время в рамках Института Интегративной Психологии Профессионального Развития (ИИППР) проводится программа подготовки инструкторов Кундалини йоги, как специалистов помогающей профессии: «Кундалини йога как метод интегративной телесно - ориентированной психологии».

Система подготовки инструкторов Кундалини йоги как интегративных консультантов включает следующие стадии:

Личностная проработка: инициация клиентской позиции, практика работы по линиям развития Кена Уилбера, регулярная групповая и индивидуальная практика КЙ с последующей работой над дневником наблюдений, опыт расширенных состояний сознания и их интеграция, изучение профильной литературы.

Профессиональная проработка: навыки работы с групповой динамикой, изучение профессиональной этики, знание в областях анатомии, физиологии, телесно-ориентированной психологии (принципы Бодинамического анализа и метод телесного считывания Э. Марчер), а также принципы и способы ведения занятий Кундалини йоги, спецкурсы.

Программа действует третий год, выпускники которой работают в нескольких йога - центрах Москвы и других городах России и СНГ. Психологи, прошедшие программу, успешно применяют полученные навыки в своей практической работе консультирования. Одновременно, мы постоянно ищем все более эффективные методики обучения, позволяющие наиболее полно реализовать вдохновившую нас идею формирования нового образа интегративного йога - консультанта.

Литература:

1. Йоги Бхаджан «Исцеление словом». Изд. «Йога-Пресс» 2008 г.

2. К Уилбер «Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия.» Изд. АСТ 2004г

3. М. Мерфи «Интегрирующие практики: тело, сердце и разум» Сборник статей под редакцией Р. Уолша и Ф. Воон «Пути за пределы «эго».Трансперсональная перспектива». Изд.»Открытый мир» 2006 г.

4. Б. Уаттайн «Предпосылки трансперсональной терапии» Сборник статей под редакцией Р. Уолша и Ф. Воон «Пути за пределы «эго».Трансперсональная перспектива». Изд. «Открытый мир» 2006 г.

5. Ф. Воон «Исцеление и целостность: трансперсональная терапия»« Сборник статей под редакцией Р. Уолша и Ф. Воон «Пути за пределы «эго».Трансперсональная перспектива». Изд. «Открытый мир» 2006 г.

6. В. Козлов Манифест интегративной психологии. Www. integratio. ru

7. В. Козлов «Тело - центр личного космоса» статья Www. integratio. ru

8. В. Козлов» Теория и методология: Интегративное содержание трансперсональной психологии.» статья Www. integratio. ru

9. В. Березкина - Орлова «Контрперенос». Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов №6. Москва 2004г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46695. Drogensucht 26.5 KB
  Viele Jugendliche sind heutzutage drogen- und alkoholabhängig. Sehr früh beginnen sie zu rauchen und Alkohol zu trinken. Alkohol, Nikotin und Medikamente nennt man weiche Drogen. Grundsätzlich ist diese Unterscheidung irreführend. Alle Drogen sind Stoffe, die unser Bewusstsein verändern. Sie tun dies unterschiedlich stark, aber alle sind schädlich und machen fast immer abhängig
46696. Налогоплательщики и налоги 26.5 KB
  Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований законами городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга и не могут превышать: 1 03 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и...
46697. The model of immediate constituents 26.5 KB
  The model of immediate constituents is based on the group-parsing of the sentence which has been developed by traditional grammar together with the sentence-part parsing scheme. It consists in dividing the whole of the sentence into two groups: that of the subject and that of the predicate, which, in their turn, are divided into their sub-group constituents according to the successive subordinative order of the latter
46698. Мовна надмірність і мовна недостатність у різностильових текстах 26.5 KB
  Наприклад у творах художньої літератури або у публіцистиці навіть іноді в розмовному стилі. Але його вживання у науковому чи офіційноділовому стилі є категорично забороненим і зовсім недоречним адже це буде порушувати основні ознаки стилів наприклад лаконічність. Наприклад у реченнях можуть оминатися дієслівні зв'язки Я вже додому а ти ще на роботу . Він може бути механізмом утворення нових лексичних одиниць наприклад пропозиція у значення пропозиція одружитися .
46701. Автоматизированное рабочее место специалиста отдела кадров 266.05 KB
  Охарактеризовать современные требования к организации автоматизированного рабочего места специалиста отдела кадров. Проанализировать организацию автоматизированного рабочего места специалиста отдела кадров на предприятии. Разработать рекомендации по организации автоматизированного рабочего места специалиста отдела кадров предприятия.
46703. Функціональні особливості корпоративного видання (на прикладі газети «Промышленные известия») 347 KB
  Сьогодні до роботи над корпоративними ЗМІ починають залучати професіоналів: журналістів, дизайнерів. Компанії з географічно розосередженими підрозділами потребують ефективної доставки своїх корпоративних видань і змушені звертатися до передових видавничих будинків...