96248

Правосознание и правовая культура

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правосознание это по существу оценка права существующая в обществе выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере ее изменениям определяющая что считать правомерным а что неправомерным. Оно складывается из знания права правовой идеологии оценок правовой психологии и поведенческого элемента установок.

Русский

2015-10-04

120.5 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Реферат

по дисциплине « Право»

Тема:  Правосознание и правовая культура.

Выполнила:  студентка группы  ВЗБ3ЭК-12 Теленкова Е.И.

                                      (подпись студента)

«    »  ______        2012 г.    

Преподаватель:

Глазков А.Н.

                                                              (подпись  руководителя)

«___» ________ 2012 г.

Оценка___________________________

Вологда  2012

                                              Содержание

[1]
Введение

[2] Правосознание

[2.1] 1.3. Роль  и функции правосознания

[3] 3. Правовая культура.

[3.1] 3.1. Понятие и структура правовой культуры

[3.2] 3.2.  Функции правовой культуры

[3.3] 3.3. Правовое воспитание.

[4]                                           Заключение

[5]                                

[6]  

[7]                                       Список литературы.


Введение

Формирование правосознания является процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума.
От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественною сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общество. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества.

Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.

Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.     

В данном реферате мы рассмотрим понятие правосознания, его структуру и виды, а также правовую культуру, правовое воспитание и правовую социализацию.
          

  1.  Правосознание

1.1. Понятие и  структура правосознания.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание – это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и новый этап состояния общественного сознания.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, заключается  в следующем:

  1.  В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражения в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
  2.   Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, чести, достоинства.  Правосознание - сложное по своей структуре явление. Оно складывается из знания права, правовой идеологии, оценок, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

  Знание права — необходимый элемент правосознания, элемент информационный. Чтобы оценить право, выразить к нему свое отношение, необходимо обладать хотя бы минимумом информации о праве или конкретном законе. Объем этой информации, конечно, различен у разных субъектов, и зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д. В зависимости от уровня знаний право и правосознание подразделяются на виды: обыденное (любого гражданина), профессиональное (лиц, профессионально занимающихся юридической деятельностью) и научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).

 Правовая идеология — это идеи, взгляды, представления о том, каким должно быть право с точки зрения определенной системы ценностей. В этих идеях отражается то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях отражаются прежде всего общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, его правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

Правосознание, его идеи — это форма общественного сознания. Как таковое оно, безусловно, имеет социально-экономические истоки. Оно коренится в условиях жизни самого общества, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

 Правовая психология — это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Возникает вопрос: как и на основе чего складываются, формируются правовые эмоции? Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, каким должно быть право справедливое, право эффективное в достижении определенных целей, утверждении определенных ценностей, какие правовые средства должны использоваться для их утверждения и охраны. Если тот или иной закон оценивается как закон справедливый, эффективный в утверждении желаемых для субъектов ценностей, то возникают положительные эмоции — чувства удовлетворения, радости и т. д. Если же закон находит негативные оценки, рассматривается как несправедливый, неэффективный, то, напротив, возникают негативные эмоции— чувства неудовлетворенности, огорчения, неприятия, злости и т. д.

          Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка — это определенное психологическое состояние субъекта, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка — это предрасположенность личности, ее психологическая готовность к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом, выражающаяся в предрасположенности к нарушению права.

1.2 Виды правосознания

Правосознание в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется:

По содержанию:

  1.  Обыденное
  2.  Профессиональное
  3.  Научное
  4.  Индивидуальное
  5.  Коллективное:

По субъектному составу:

  1.  Общественное
  2.  Групповое

Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.

Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т. д.

Обыденное правосознание очень ограничено, это представления основной массы людей, возникающие под влиянием жизненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме  того,   оно  представляет   собой  элемент здравого смысла,  которого недостаточно,    чтобы проникнуть в сущность правовых явлений.

Прямой противоположностью обыденного   является профессиональное и научное  правосознание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.

Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

Научное правосознание представляет собой идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками.

Индивидуальное правосознание - это правовые представления и чувства индивидуума.

Коллективное правосознание - это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом.

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества.

На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание.

Прежде чем общественное сознание  проникнет в разум  отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное    правосознание становится результатом     усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.

        По степени осознанности различают правосознание:

- с преобладанием сознательного,

- с преобладанием бессознательного.

Эти разновидности правосознания по-разному влияют на совершенство законодательства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие правовые требования они выдвигают.

1.3. Роль  и функции правосознания

Особая общественная роль правосознания проявляется в его активном влиянии, т.е.:

правотворчество

и правоприменительную деятельность.

Правовые нормы создаются в процессе сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. Определенные интересы и потребности людей, прежде чем воплотиться в юридических нормах, проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы.

Требования, заключенные в правовых нормах, так же реализуются посредством сознательной и полевой деятельности людей. Чем выше уровень правосознания граждан, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание помогает человеку понять, что осуществлять правовые требования необходимо и выгодно.

В таком регулятивном воздействии правосознания можно выделить следующие моменты:

1. Правосознание не просто способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания. Правосознание помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию. Именно здесь происходит невидимый глазу процесс расщепления сознания на правовое или противоправное.

2. Правосознание помогает человеку "увидеть"  набор возможных средств достижения целей юридически значимого поведения и произвести выбор конкретных средств из этого гипотетического множества.

3. Правосознание индивида (вместе с нравственным и политическим сознанием) помогает ему правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей юридически значимого поведения.

Функции правосознания:

- информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;

-  оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления;

- регулятивная- высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;

- прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные нормативно-правовые  акты,   юридически   значимые  решения государственных органов.

2.Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формулируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты»,  когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционеров, вместо того чтобы внушить ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Таким образом, правовой нигилизм – это во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

Правовой идеализм – преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

  Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм – его переоценку, идеализацию.

   Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развёртывание демократии и др.), хотелось всё это быстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в Конституции. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось.

    Известным правовым романтизмом можно считать ст.1 Конституции РФ, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное, это скорее цель, а не состоявшийся факт, хотя в качестве программной эта концепция, возможно и заслужила провозглашения в Основном Законе страны.

 Многие безоглядно верят в силу правовых норм. Им кажется, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как непременно  соответствующие проблемы будут решены. Основными причинами правового идеализма являются непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе.

   Правовой идеализм и правовой нигилизм, будучи крайностями, тем не менее смыкаются в неадекватной оценки роли права в обществе и опасны для общества. Поэтому борьба с ними – составная часть проблемы становления в России рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Необходимо, чтобы в массовом сознании нашла отражение идея о том, что правовая культура населения – это не только юридическая, но и политическая и экономическая категория. Общество несет колоссальный политический и экономический ущерб от того, неверие в закон, в его возможности стало частью массового сознания.

3. Правовая культура.

3.1. Понятие и структура правовой культуры

Правовая культура – это более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура отражает  уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Культурная норма всегда социальна, т.к. социальная человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается.

3.2.  Функции правовой культуры

Правовая культура выполняет специфические функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складывается в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и право могут утрачивать качество системности, что проявляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому — современная Россия, переживающая именно такую полосу своей истории. С преодолением в ней кризисных явлений начнется процесс развития правовой культуры на новых социальных основах.

3.3. Правовое воспитание.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высоко правосознания и правовой культуры граждан.

   Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое  представляет для них профессиональный интерес, и поэтому изучаются юридической наукой. Необходимость правового  воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех сферах общественной жизни.

Наиболее мягкая форма  искажения правосознания – правовой инфантилизм  –  заключается  в  несформированности, недостаточности  правовых  знаний  и установок. Вторая форма–правовой нигилизм, т.е. осознанное  игнорирование  требований  законов,   исключая, однако, преступный умысел. И третья форма – феномен   и  его  перерождение, т.е. игнорирование права, других  социальных  норм  и  общественной морали, другими словами – “беспредел”. Эти проявления социального  зла  необходимо  преодолеть,  и  одной  из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола,  нигилизма, социальной  апатии  являются   меры   по   правовому воспитанию   граждан.

  Воспитание   правового   сознания   в   органической   связи   с    началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет  процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства,  свободы  и справедливости.

 Очень актуальными  в  настоящее  время  являются  вопросы  соотношения законности  и  свободы   личности,   прав   человека   и   его   гражданской ответственности, развития демократии. Естественно,  что  воспитание  правосознания  начинается  с  усвоения нравственных ценностей, норм в семье,  школе,  в  духовном  общении,  в  том числе и играх со сверстниками, товарищами  и  друзьями.  В правовом воспитании большая  роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в  духе права, законности не ограничивается  правовым  просвещением,  формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в  правовой активности личности, в ее  правовой  культуре.  Правовая  культура  личности выражается в  овладении  ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в  сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической  ответственности, в непримиримости  к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих  прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной  частью правовой культуры.

     Формы правового воспитания:

1) правовая пропаганда  (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр, выступление в печати и т.д.)

2) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах; преподавание основ права  на различных курсах, сборах и т.д.)

3) юридическая практика, повседневный опыт(участия в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, присяжного; заключения разного рода гражданско–правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность).

4) самообразование (собственное постижение и осмысление, правовых  явлений, окружающей правовой деятельности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методы правового воспитания:

- убеждение, принуждение, наказание, поощрение потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приёмы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

   В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищённости и в тоже время стремление бороться за право – своё и чужое.

                                          Заключение

Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы. Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания и правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

                               

 

                                      Список литературы.

  1.  А.Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для  юридических вузов. М.: «Новый Юрист».1998.Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005. - 541 с.
  2.  Теория государства и права: Учебник для вузов/Под редакцией А.Ф. Черданцева. — Москва: Юрайт-М, 2002.
  3.  Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005-541 с.
  4.  Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства.- М., 2006.- 275 с.
  5.  Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.:ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63118. ПОЕТИЧНІ РЯДКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФІЇ 27.4 KB
  Важливе місце в системі навчально-виховного процесу відіграють засоби художнього слова. Вони сприяють формуванню уяви, баченню географічних обєктів та процесів у специфічних художніх фарбах...
63126. Рослинництво рідного краю 451.62 KB
  Мета: ознайомити дітей із рослинництвом як галуззю народного господарства; ознайомити дітей із зерновими рослинами; пояснити яке значення для людини мають технічні та овочеві рослини; розвивати спостережливість увагу мислення...