96249

Проблемы современного российского права

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Безусловно, при изучении проблем правовой действительности необходимо учитывать внутренние тенденции закономерного движения правовых явлений, но огромное влияние на право оказывают внешние факторы, такие, как социальная среда, характер и направления развития общественных отношений, которые, в конечном счете, и определяют пути развития отраслей права.

Русский

2015-10-04

34.57 KB

11 чел.

Содержание

  1.  Введение
  2.  Международное право
  3.  Конституционное право
  4.  Финансовое право
  5.  Уголовное право
  6.  Трудовое право
  7.  Жилищное право
  8.  Семейное право

Введение

Безусловно, при изучении проблем правовой действительности необходимо учитывать внутренние тенденции закономерного движения правовых явлений, но огромное влияние на право оказывают внешние факторы, такие, как социальная среда, характер и направления развития общественных отношений, которые, в конечном счете, и определяют пути развития отраслей права.
Выделим несколько основных проблем развития права. Во-первых, это усложнение права.
Право, в конечном счете, детерминировано материальными условиями жизни общества, и с изменением этих условий оно вынуждено изменяться.
С усложнением материального мира, окружающего людей, неизбежно усложняются и общественные отношения: увеличиваются возможности людей в общении друг с другом, они чаще вступают в правоотношения, которые становятся все более разнородными; усложняется социальная структура общества и растет различие интересов индивидов и групп. Все это порождает определенные трудности в регламентации общения между людьми и поиске компромисса их интересов. Часть такой регламентации призвана осуществлять право.
Основная функция права заключается в регулировании общественных отношений, согласовании свободных воль на основе равенства и справедливости. С ростом интересов индивидов становятся более разнообразными отношения между ними, усложняется социальная структура общества и общественных отношений в целом, и право, стремясь выполнить свою функцию, непременно будет усложняться. Действительно, правовое регулирование сделки купли-продажи гораздо проще правового регулирования лизингового соглашения, а урегулировать отношения, возникающие при покупке гражданином Италии на нью-йоркской фондовой бирже акций японской инвестиционной компании с оформлением сделки в Цюрихе, еще сложнее.
Однако фактор взаимозависимости современного мира порождает ситуации, когда значительно повышается круг заинтересованных лиц при производстве отдельным индивидом юридически значимых действий. В таких случаях согласование большего количества моментов также существенно влияет на право, усложняя его. Современный мир стремительно меняется, соответственно меняются и общественные отношения. Столь динамичные отношения становится все сложнее урегулировать, и в силу этого возникает множество неточностей и противоречий в рамках самой правовой материи, что, конечно, никак не редуцирует ее сложность.


Международное право

Процессы глобализации, нужно признать, явно изменили мировую систему, порождая новые проблемы, в том числе и в сфере международной нормативно-правовой системе. Но при этом открываются и новые возможности, исключением не являются ни международное право, ни государство, по-прежнему остающийся его основным субъектом.

  Современный научно-методологический подход при исследовании социальных явлений, общественных институтов, процессов и систем, позволяет трактовать право как сложный социальный феномен. Право представляет собой, прежде всего диалектическое единство субъективного и объективного права, правоотношений и норм права. В конечном итоге весь ход истории человечества предопределяет характер эволюции права. В условиях трансформирующегося мира происходят феноменально качественные перемены в международно-правовой нормативной системе. Они обусловлены появлением новейших субъектов права как на национальном, так и на международном уровнях.

  Г.И. Тункин еще подчеркивал что “быстрый темп развития связей между государствами в настоящее время привел к тому, что международное право явно не успевает в достаточной мере “покрывать” все новые и новые области международных отношений и новые международные проблемы”. Теперь, когда Россия оказалась в полной мере вовлеченной в процессы глобализации, оснований ставить вопрос именно так несравненно больше.

    Государство, как основной субъект международного права, и международное право, как универсальный регулятор правоотношений, прежде всего, межгосударственного характера, находятся, как образно выразился классик отечественного международного права И.И. Лукашук, в буквальном смысле этого слова под прицельным огнем глобализации, что непосредственно сказывается на характере и функциях государства и права как таковых: права и внутригосударственного, и международного. При этом правовая система каждого государства по-прежнему остается её важнейшей характеристикой, неотъемлемым элементом. 

   И.И. Лукашук стал первым российским ученым, который на концептуальной основе разработал проблемы влияния на международное право поступательных глобализационных процессов. При этом одной из важнейших проблем, по мнению Игоря Ивановича, является гармонизация норм международного и внутреннего права, что требует своевременной правовой регламентации и соответствующего правового регулирования отношений между различными субъектами международного права.

  Говоря о дальнейшем развитии международного права, И.И. Лукашук специально отметил необходимость особой отрасли знаний - международно-правовой прогностики. В качестве важной предпосылки развития международно-правовой прогностики Игорь Иванович назвал достижения общей теории международного права. Конкретно о важности прогнозирования можно говорить в свете дальнейших изменений в сфере международной правосубъектности.

 В современных условиях растет социальная роль права как сферы свободы и как минимум нравственности, как аккумулятора достижений разума, культуры и просвещения в вековом стремлении народов к миру, свободе, справедливости, равенству, а важнейшим институтом современных правовых систем оказывается не только право собственности, но и права человека3. Кстати, концепция государства и права в доктринальном плане сопоставима с концепцией права в международных отношениях.

  Итак, под знаком глобализации XXI век пришел на смену веку ХХ . Этот век вошел в историю цивилизации как столетие невиданного доселе научно-технического прогресса, феноменального роста производительных сил, формирования глобальной экономики, продвинутых информационных технологий, взаимообогащения культур, всеобщего утверждения общечеловеческих нравственных и гуманистических ценностей . Думается, новые параметры жизнедеятельности людей в эпоху глобализации требуют и нового мышления, нового философского восприятия действительности, в том числе права, его социальной ценности.

Таким образом, действие международного права и его эволюция однозначно связаны с государством. Государство выступает как сложная социальная система, состоящая из взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов права, т.е. эффективное правовое обеспечение устройства жизнедеятельности общества являются генеральными направлениями в полномочиях государства. Глобализация не ведет к отмиранию института государства, а выставляет к государству гораздо более высокие требования, связанных с переплетением и столкновением национальных интересов различных государств. Государства включаются более сложные структуры международных отношений, само время ставит наряд с ними требования об усиленной международной ответственности за свои внутренние дела.


Конституционное право

Форма государственного устройства понимается как способ распределения государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Выделяются две формы государственного территориального устройства: унитарная и федеративная. В унитарных (единых) государствах, к числу которых относятся, например, Франция, Швеция, Финляндия, центральные органы государственной власти определяют полномочия органов власти на местах. В федеративных государствах (США, Германия) субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены центральной властью в одностороннем порядке.

До принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации Федеративный договор, принятый в 1992 г., предусматривал существенное различие в статусе трех групп субъектов Федерации, а именно республик, краев и областей, автономии. Так, например, Федерация и республики имели право совместно устанавливать общие принципы бюджетной системы. Края, области в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было зафиксировано. Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Федеративный договор Федерации уже в момент его подписания был дополнен протоколом, несколько уравнивавшим права края и области с правами республик.

Поскольку Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные права, он и не возлагал на субъекты Федерации и равной ответственности субъектов Федерации за их действия. Не обеспечивая субъектам Федерации равные права и не устанавливая для них равную же ответственность перед их гражданами, Федеративный договор тем самым узаконивал неравенство граждан России: полнота их прав и ответственность за принимаемые ими решения ставились в прямую зависимость от их проживания в республике, области и т.д.

Конституция РФ предоставила регионам равные права и существенные полномочия, в том числе и в области законотворчества, принятия собственных конституций. Данная работа посвящена проблемам конституционного права законодательства субъектов федерации.


Финансовое право

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления.

В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений, федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном, региональном и местном уровне.

Ключевыми задачами государственного финансового контроля на современном этапе являются:

  1.  выявление фактического состояния дел;
  2.  сопоставление конечного результата с намеченными целями;
  3.  оценка ситуации и выбор в случае необходимости корректирующих мер.

Целью государственного финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на максимально возможной ранней стадии, что позволило бы принять корректирующие меры, а в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Стоит отметить тот факт, что современная контрольная функция системы государственного управления финансами в Российской Федерации требует серьезного совершенствования. Отсутствие отлаженного механизма государственного финансового контроля оказывает негативное влияние на эффективность функционирования всей структуры государственной власти, создает благоприятные условия для процветания коррупции – основной болевой точки российского государства; препятствует достижению стратегических целей, стоящих перед страной.

О необходимости построения действенной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации речь идет уже давно. Существует огромное количество научных трудов, публикаций, посвященных данной проблеме. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно действующей системы государственного финансового контроля и ее совершенствования до сих пор стоит не перестает быть актуальным.


Уголовное право

Анализ  действующего  уголовного  законодательства  Российской  Федерации  позволяет  выделить  ряд  проблем,  разрешение  которых  детерминирует  возможность  повышения  эффективности правоприменительной  практики. К  числу  подобных  проблем  относятся:

  1.  наличие  в  Уголовном  кодексе  Российской  Федерации  значительного  количества  бланкетных  норм  при  отсутствии  уголовно-правовой  основы  их  применения;
  2.  нестабильность  уголовного  законодательства  и  законодательства,  в  нормах  которого  определяется  и  раскрывается  содержание  признаков,  не  определенных  в  бланкетных  нормах  УК  РФ;
  3.  недостаточная  системность  законодательства  Российской  Федерации,  с  одной  стороны,  в  рамках  УК  РФ  и,  с  другой  -  уголовно-правовых  норм  и  норм  других  отраслей  законодательства;
  4.  неточность  и  расплывчатость  формулирования  уголовно-правовых  норм;
  5.  отсутствие  определения  соотносимости  уголовно-правовых  норм  как  общих  и  специальных;
  6.  противоречивость  уголовно-правовых  норм;
  7.  установление  в  УК  РФ  норм,  не  применяемых  в  следственной  и  судебной  практике;
  8.  отсутствие  в  УК  РФ  ряда  необходимых  разъяснительных  норм.

Данные  проблемы  взаимосвязаны  и  часто  пересекаются. Первая  из  приведенных  проблем  заключается  в  наличии  в  Уголовном  кодексе  России  значительного  количества  бланкетных  норм,  то  есть  норм,  содержание  которых  раскрывается  посредством  обращения  к  нормам  других  отраслей  права.  Как  правило,  это  многочисленные  законы  и  иные  нормативно-правовые  акты,  регулирующие  различные  по  характеру  и  содержанию  общественные  отношения.  Бланкетные  нормы  содержатся  более  чем  в  половине  статей  УК  РФ.

Данная  проблема,  в  свою  очередь,  включает  три  проблемы:  законодательную,  правоприменительную  и  научную.

Законодательная  проблема  состоит  в  том,  что  в  УК  РФ,  во-первых,  отсутствует  законодательная  основа  применения  других  законов  и  (или)  нормативных  правовых  актов,  ссылки  на  которые  сделаны  или  подразумеваются  в  бланкетных  нормах  УК  РФ,  то  есть  законодательная  основа  применения  бланкетных  норм  УК  РФ;  во-вторых,  применение  таких  норм,  точно  следуя  букве  закона,  противоречит  норме,  установленной  в  ч.  1  ст.  3  УК  РФ,  определяющей  принцип  законности,  и,  в-третьих,  основание  уголовной  ответственности  в  ст.  8  УК  РФ  определяется  без  учета  наличия  в  УК  РФ  значительного  количества  бланкетных  норм.  Приведенные  положения  представляются  существенными  пробелами  УК  РФ.


Трудовое право

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. трудовое законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72). Конституция не раскрывает понятия “совместного ведения”. Объективно потребности в правовом регулировании тех или иных особенностей труда работников в России в целом и в отдельных ее регионах не должны совпадать. Более того, в регионах они могут также расходиться хотя бы потому, что организации расположены в разных климатических, природно-ресурсных местностях, а территории имеют существенные особенности в развитии хозяйства, концентрации тех или иных его отраслей (горнодобывающая, лесная, лесозаготовительная и перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство и т.д.). Поэтому и требование унификации трудового права России в будущем вряд ли будет задачей научно обоснованной, практически целесообразной.

На уровне федерации, как уже отмечалось, целесообразно принимать нормативные правовые акты, устанавливающие стандарты, пороговые (минимальные) юридические гарантии не только для работников, но и для работодателей, а также процессуальные, процедурные нормы реализации прав и обязанностей субъектов трудового права. Безусловно, порядок рассмотрения трудовых споров, заключения трудовых сделок должен быть единым, обязательным для всех субъектов федерации. Он может содержаться в нормах обязывающего характера. Наряду с ними, в практике правового регулирования труда в настоящее время применяются нормы-рекомендации, например, связанные с локальным нормотворчеством. Поэтому в системе нормативных актов о труде федерального уровня рекомендательные акты также должны занимать свою, определенную нишу.

Следовательно, соотношение федерального законодательства и результатов нормотворческой деятельности в субъектах характеризуется не только элементами субординации. По своему объему региональное законодательство в широком смысле этого слова значительно шире и детальнее федерального. Нормативные правовые акты, принятые в субъектах (а не только субъектами!) могут содержать, например, и более эффективные, чем федеральные, правовые гарантии, учитывать местные особенности использования труда в организациях (качество и количество рабочей силы, степень развития рынка труда, особенности (профиль) хозяйственной деятельности, климатические и иные региональные и локальные условия труда). При этом пределы нормотворческой деятельности в субъектах федерации могут ограничиваться только запретом уменьшать, понижать уровень правовых гарантий, уже установленных федерацией. Стало быть, с ростом числа местных нормативных актов о труде субъекты федерации придут к необходимости разработки единого кодифицированного акта о труде, может быть в форме своего трудового кодекса или иного закона. Принцип “совместного ведения” позволяет субъектам федерации предпринять такой шаг в правовом регулировании труда на своей территории. При этом, видимо, федеральное законодательство о труде, в особенности кодифицированное, будет составлять известную основу для деятельности законодателя субъекта федерации.

Проблема “совместного ведения” в сфере правового регулирования труда нуждается в тщательной теоретической проработке и законодательном решении. Если исходить из наработок науки трудового права, то “совместное ведение” в области правового регулирования труда работников всегда предполагает паритетность, равное участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности субъектов трудового права. Поэтому и “совместное ведение” в смысле ст.72 Конституции РФ 1993 г. можно понимать как паритетное, равноправное участие Российской Федерации и ее субъектов в разработке и принятии законодательства о труде. Вариантов такой процедуры может быть несколько. Однако не все варианты процедуры, механизма “совместного ведения” можно реализовать на практике. Субъекты РФ могут разработать и в порядке законодательной инициативы внести соответствующие проекты нормативных правовых актов о труде в Государственную Думу, которая обязана их рассмотреть и принять по ним решение в определенный срок. В том случае, если указанный срок нарушается или возникают иные препятствия в рассмотрении проекта, вполне целесообразно предоставить законодательному органу субъекта федерации принять соответствующий закон самостоятельно. При этом Государственная Дума РФ, решая аналогичную проблему обязана учитывать нормотворчество и изучить практику применения аналогичного закона субъекта федерации. Все эти или аналогичные вопросы должны быть в соответствии с п.2 ст.76 Конституции РФ решены в специальном федеральном законе.

Жилищное право

С началом осуществления социально-экономических преобразований в России жилищно-правовая проблема приобрела особую актуальность.

В течение довольно длительного времени в жилищном праве господствовала идея, что правовое регулирование жилищных отношений должно осуществляться в рамках особых правовых конструкций, юридическая природа которых (гражданско-правовая или административная) зачастую оставалась не ясной. В условиях развития экономических реформ стало очевидно, что решать жилищно-правовую проблему без привлечения современных гражданско-правовых институтов невозможно.

Планируемое обновление жилищного законодательства во многом продиктовано необходимостью возрождения полноценных цивилистических начал в регулировании жилищных отношений. Не случайно в мае 2003 г. Правительством РФ был рассмотрен и принят за основу такой вариант проекта Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), который регулирует жилищные отношения с использованием не столько административных, сколько гражданско-правовых методов.

Правительство РФ планирует уже в октябре 2003 г. внести такой проект ЖК РФ в Государственную Думу ФС РФ (распоряжение Правительства РФ от 27.02.03 №268-р).

Осуществляемое в настоящее время реформирование жилищного законодательства заставляет более пристально взглянуть на то, как жилищно-правовая проблема решалась в нашей стране и каковы перспективы развития современного жилищного законодательства. С этой точки зрения представляет интерес опыт правового регулирования жилищных отношений на различных этапах развития нашей страны.


Семейное право

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.


Российская Федерация

Министерство Транспорта

СГУВТ

Кафедра философии и права

Реферат на тему:
«Проблемы современного российского права»

Выполнил студент 1 курса

группы СВ-11А:

Кайгородов Виталий

Новосибирск.2015г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71163. Основные особенности гражданско-правовой ответственности в РФ 127.11 KB
  Из них социальная ответственность обобщающее понятие включающее все виды ответственности в обществе а сама юридическая ответственность разновидность форма социальной ответственности. В праве говоря об ответственности имеют в виду как правило юридическую ответственность...
71164. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета 44.32 KB
  Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.
71165. Инвестиционная деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг 633.5 KB
  Актуальность дипломной работы в том, что инвестиционные портфели активов выполняют ряд важнейших функций, обеспечивая банкам доходность, ликвидность и диверсификацию с целью снижения риска, а также выводя часть доходов банка из-под налогообложения.
71166. Понятие и виды пособий по действующему российскому законодательству 404.5 KB
  По продолжительности выплаты сохранились социальные пособия ежемесячные ежемесячные пособие на ребенка и по уходу за ребенком единовременные пособия при рождении ребенка при передаче ребенка на воспитание в семью и периодические пособие по беременности...
71167. Пенсионные фонды в России 548.5 KB
  Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что на фоне общего социального обеспечения одним из его основных элементов является пенсионное обеспечение. А в свете проводимого реформирования пенсионной системы Российской Федерации данный вопрос становится еще более важным.
71168. Разработка интернет – магазина по продаже программного обеспечения 241.99 KB
  Дипломная работа состоит из пяти разделов. Для осуществления поставленных целей в первом разделе был проведен обзор принципов построения информационных систем для торговли через интернет, анализ и безопасность платежных систем в интернет.
71169. Создание модели эффективного электронного документооборота и его внедрение на предприятии 486.5 KB
  Как показывают современные исследования 85 рабочего времени сотрудников организаций тратится на подготовку сопровождение заполнение копирование и передачу документов. Рост объемов информации и соответственно документов потребовал внедрения техники для своевременной обработки документов...
71170. Деятельность Ивана IV в 60 – 70 годы. Сущность опричнины, содержание опричнины 265.5 KB
  В силу неблагоприятных исторических условий, среди которых немаловажную роль играло страшное татарское нашествие, Русское государство несколько отставало в своем развитии от европейских стран. Губительные последствия иноземного ига давали о себе знать в течении длительного времени.