96250

Пейзаж в драме Островского «Гроза» и его роль в замысле автора

Реферат

Литература и библиотековедение

И мир в пьесе Гроза тоже открывается Островскому в крупных эпических образах – реки овраги леса Природа в произведении обретает этически высокий и этически активный смысл. Бесплодными эти впечатления остаться не могли но они ещё долго отстаивались и накапливались в душе драматурга прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества как Гроза и Снегурочка.

Русский

2015-10-04

98.5 KB

1 чел.

PAGE  13

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Реферат на тему:

Пейзаж в драме Островского «Гроза»

и его роль в замысле автора

 Выполнила: Кузьмина С.,

ученица 11А класса

Учитель: Авдеева Н.В.

г. Краснокамск, 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Новаторство Островского как драматурга………………………….....4

Глава II. Творческая история «Грозы»………………………………………….6

Глава III. Роль  природы и пейзажной символики в пьесе Островского……..8

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………...……13

Введение

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило всё, даже названия замоскворецких улиц.

«Колумб Замоскворечья!». Это формула не без помощи русской критики прочно приросла к драматургу А.Н.Островскому.

Повод  к её появлению дал как будто бы и сам драматург ещё в начале своей деятельности, своего творческого пути. В юношеских «Записках охотника» он представил себя первооткрывателем загадочной и неведомой читателем страны.

Сам «Колумб», открывший замоскворецкую страну, ощущал её границы и её ритмы совершенно иначе, чем последующее поколение критиков. Он почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью сёла, посады, города». Впереди обетованные места, где «каждый пригорок, каждый сосна, каждый изгиб речи очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна».

Мы знаем, что народное сознание всегда было обширным миром всевозможных поэтических олицетворений. Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья были органами живого одухотворённого единства. И мир в пьесе «Гроза» тоже открывается Островскому в крупных эпических образах – реки, овраги, леса…

Природа в произведении обретает этически высокий и этически активный смысл.

И мне бы хотелось  доказать это в своей работе, поэтому  я выбрала данную тему.

Для достижения  цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- выявить, в чём новаторство Островского как драматурга;

- остановиться на своеобразии творческой истории «Грозы»;

- показать роль природы и пейзажной символики в пьесе.

 

Глава I

Новаторство Островского как драматурга

Новаторство Островского заключается в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородное, возвышенное стремление. Так, и в «Грозе», как сказал Н.А.Добролюбов, «есть даже что-то освежающее и ободряющее».

Поздний Островский создаёт драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра – театра Чехова.

Островский считал возникновение театра признаком совершеннолетия нации. Именно ему наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют эпические начала : драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается «всё резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от общечеловеческого».

Сюжеты драм Островского отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец. Это придаёт произведениям Островского открытый характер.

Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, заметил, что русскому драматургу «как будто не хочется  прибегать к фабуле – эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости,  целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта, -  и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе». Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение  которого смягчает самые острые драматические конфликты и придаёт драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено.

Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их «пьесами жизни». Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое, серьёзное и смешное пребывают в ней в растворённом состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над её живым  существом. Совершенная  форма – свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и не доверчив к итогам.

Добролюбов также заметил, что в пьесах Островского отталкивание от изощрённой драматургической формы, от сценических  эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счёте, глубокой жизненной мудростью. Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощрённости и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в её недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто творит в духе известной народной пословицы: «На всякого мудреца довольно простоты».

Впервые мы видим, что в пьесах Островского действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский сельский простор, обретая при этом общенациональный масштаб. Природа у Островского является действующим лицом. Не случайно драматург отводит пейзажу огромную роль.

Глава II

Творческая история «Грозы»

Созданию «Грозы» предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге. Итогом этой поездки явился дневник писателя, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. Бесплодными эти впечатления остаться не могли, но они ещё долго отстаивались и накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка». Так случилось, что в течение длительного времени считалось, что сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества.

Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.

В своей пьесе Островский раскрывает сложные и противоречивые отношения, господствовавшие в обществе того времени, показывает жестокие и трагические последствия этих отношений. Кроме того, он выводит на первый план зарождающееся в душах прогрессивных молодых людей стремление к лучшей, справедливой и свободной жизни.

Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, будучи настоящим мастером художественного слова, подмечает эти черточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом, каждое действующее лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит.

Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а о трагедии. Существуют аргументы в защиту того или иного мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для неё характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление довольно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: разговор Кулигина с Кудряшом о красоте заречных далей, картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве – это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о «бедности нагольной».

Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей даёт возможность говорить о драме как о жанре пьесы «Гроза».

Ещё одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, - наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов считал недостаточное «развитие страсти существенным упущением», говорил о том, что именно поэтому «борьба страсти и долга» для нас обозначается «не вполне ясно и сильно». Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши «о салтанах, о землях, где все люди с песьими головами».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации.

Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции.


Глава
III

Природа и пейзажная символика в драме «Гроза»

Трагичен общий колорит пьесы с её мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчёркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

Образ грозы в драме Островского необычайно сложен  и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с другой – символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. Она непосредственно участвует в действии, как реальное явление природы. Гроза влияет на поведение персонажей, кроме того, воспринимается героями пьесы по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о  том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним, значит, ему выгоден этот страх. Он хочет, чтобы люди боялись грозы, как и его.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». Он видит в грозе живительную силу.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. В этом названии скрывается глубокий смысл. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи.

Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно её приближение. Подтачивает «тёмное царство» разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны её действия. Гроза как природное  и социальное явление смывает пелену ханжества  и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. Великолепие природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой! Красота природы существует независимо от его желания, она влияет на его сознание, напоминая ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, мелкие  проблемы кажутся  незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут». Всё её светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад - это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своём детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. С большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. В произведении, как мы видим, образ главной героини  тесно связан с окружающей природой.

Но не только Катерина обращает внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и наглядеться не могу».

Волга в пьесе символизирует собой свободу. Просторы реки подчёркивают мечты Катерины о свободе. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой: «Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись».

Ещё одним важным символом является сельский вид на другом берегу Волги. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, весёлой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег ассоциируется у Катерины с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая. А у вас завяла совсем!» Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь»,- говорит Катерина Варваре.

Река в пьесе символизирует ещё и побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга – это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведёт. Вот-вот, в самый омут!».

Как мы видим, в тёмном царстве Островский показывает мир, обособляющийся от  эпического целого народной жизни. В нём душно и тесно, внутренняя перенапряжённость, катастрофичность жизни ощущается здесь на каждом шагу. В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полёт птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. В монологах Катерины оживают знакомые мотивы русских песен. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной нравственности. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. Она обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному, как к существам одухотворённым. Не почувствовав этой первозданной свежести её внутреннего мира, не поймёшь жизненной силы и мощи её характера, образной красоты её языка. Метафора в контексте монологов Катерины теряет оттенки условности, пластически оживает: цветущая заодно с природой душа героини действительно увядает в мире Кабановых и Диких.

Гроза скрыта и в самом характере героини, она сама говорит, что ещё в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла в лодке по Волге. Так что порыв маленькой Катерины искать защиты у Волги – это уход от неправды и зла в страну света и добра, это неприятие «напраслины» с раннего детства и готовность оставить этот мир, если в нём ей «опостынет». Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья, люди в народном сознании Катерины – органы живого одухотворённого существа, господа вселенной, соболезнующие о грехах людских. Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы.

Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта.

Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию. В момент покаяния разразилась гроза, пошёл дождь, очищающий и смывающий все грехи. Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с деспотичной матерью, ни покончить  с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.

Грозу Катерина воспринимает не как невольница, а как избранница. Совершающееся  у неё в душе сродни тому, что творится в грозовых небесах.  Тут не рабство, тут равенство. Что же проносится в сознании решающейся на самоубийство Катерины? «Под деревцем могилушка…как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на неё травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие, всякие. Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать на хочется.». Смерть – последняя вспышка радостной и беззаветной любви к деревьям, птицам, цветам и травам, к красоте и гармонии божьего мира. Стихийное природное явление удивительно гармонирует с чувствами униженной и поруганной женщины. «Отпевание» совершается не в церкви, а в поле, под солнцем вместо свечей, под птичий гомон, заменяющий церковное пение, среди колышущейся ржи и пестреющих цветов.

В первом разговоре с Варварой Островский сценически развернул историю женской души Катерины – от первых сердечных тревог, смутных и неопределённых, до осознанного понимания неотвратимости происходящего.

Вначале – радостные девические сны, исполненные любовью ко всему божьему миру, потом первое, ещё безотчётное переживание, проявляющееся в двух контрастных душевных состояниях: «точно я снова жить начинаю»,  и рядом - «точно я стою над пропастью… а удержаться мне не за что», то ли «лукавый в уши шепчет», то ли «голубь воркует».

Над шёпотом лукавого торжествует в новых снах Катерины голубиное начало, освещающее нравственно просыпающуюся любовь к Борису. В народной мифологии голубь был символом чистоты, безгреховности, непорочности.

Катерина устремляет свои очи горе. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий – стихиями небесными … «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». А ведь «Домострой» учил молиться  «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами». Далека жизнелюбивая религиозность Катерины от суровых предписаний.

Но Калиновский мирок ещё не замкнут наглухо от широких народных сил и стихий жизни. Живая жизнь заволжских лугов приносит в Калинов запах цветов, напоминает о сельском приволье. К этой встречной волне освежающего простора тянется Катерина, пытаясь поднять руки и полететь. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

Для большинства героев пьесы природа совершенно не важна. Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне природы они оба выглядят особенно жалкими. Не случайно «тёмное царство» боится природы и её проявлений, воспринимая грозу как наказание свыше.

На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. И Катерина – первая молния той грозы, которая разразится вскоре в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Гроза – символ обновления. В природе воздух после грозы свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придёт, вероятно, общество свободы и независимости.

Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь – единственное, что есть у неё чистого, светлого и  прекрасного. Катерина – человек открытый, прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим беспорядкам в обществе. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения деспотичной свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает». Катерна с ужасом понимает, что ей снова придётся жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Таким образом, для неё осталось два выхода: один – жить с мужем, покорённой и растоптанной, другой – уйти из жизни. Она выбрала последний – освобождение ценой жизни. Катерина решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Она расстаётся с жизнью в тот момент, когда на городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь.

Драма носит название «Гроза» потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная  ситуация, и, наконец, она произошла - под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

 Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьёт!», «Не гроза, а благодать».

Как мы видим, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится  важен для понимания пьесы читателями.

 

Заключение

Итак, рассмотрев данную тему, я поняла, что только истинный художник может создать такое великолепное произведение. Проанализировав произведение, я пришла к следующему:

Во-первых, природа в пьесе Островского действительно является действующим лицом. Она живёт, страдает, провоцирует и помогает героям, в частности Катерине, разобраться в себе. Пейзаж меняется, как бы подстраиваясь под личность человека, которого окружает. Для одних восхищение волжскими красотами – счастье, для других единство с природой – смысл жизни. Пейзаж, кроме всего прочего, у Островского подчеркивает несовершенство, мелочность человеческих отношений.

Во-вторых, в пьесе велика роль пейзажной символики. Неслучайно все ключевые сцены в пьесе разворачиваются на фоне прекраснейшего пейзажа, который завораживает. Это и зачаровывающая картина заволжских лугов, и бурная река. Река и гроза играют основную роль в произведении. Они непосредственно участвуют в действии. Их образ сложен и многогранен.  

В-третьих, я поняла, что творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которое  всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Сам Островский неоднократно подчеркивал, что  жизнь является источником драматических коллизий и положений.                                        

Я думаю, что А. Р. Кугель прав в том, что «Островский нов, современен, изыскан, прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу».

Список литературы

  1.  Анастасьев А. «Гроза» Островского. М, 1975.
  2.  Журавлёва А., Некрасов. «Театр Островского». М, 1986.
  3.  Иванов И. А.Островский. Его жизнь и литературная деятельность. Челябинск, 1999.
  4.   Качурин М., Мотольская Д. Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы. М, 1982.
  5.  Лакшин В. Театр Островского. М, 1975.
  6.  Лебедев Ю. Русская литература XIX века: 2-я половина. М, 1990.
  7.  Лебедев Ю. Русская литература XIX века. М, 2002.
  8.  Лобанов М. Островский. М, 1989.
  9.  Островский А.Н. «Горькое слово истины». М, 1973.
  10.  Ревякин А. Искусство драматургии А.Н. Островского. М, 1974.
  11.  Холодов Е. Драматург на все времена. М, 1975.

  


                                


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50756. Разработка первого приложения 491.5 KB
  Структура документа Notes обычно определяется формой form содержащей в себе ряд полей. Например документ касающийся политики и процедурных вопросов может включать в себя такие поля как дата название политики ее краткий обзор а также полный текст с ее описанием; документ относящийся к обслуживанию клиентов может содержать в себе дату имя клиента идентификационный номер клиента имя оператора текстовое поле для описания запроса клиента а также поле статуса запроса. Когда Notes открывает пользователю вид то названия...
50757. Разработка приложения 154 KB
  Теоретическая часть: Свойства Представления Вида. Для получения доступа к окну свойств вида если он загружен в рабочую панель Domino Designer можно воспользоваться пунктом меню Design View Properties. При этом появляется окно свойств вида с шестью закладками. Закладка View Info информация о виде выглядит следующим образом: В первой секции окна определяются: имя вида Nme его алиас lis и комментарии Comment расшифровывающие предназначение данного вида.
50758. Знакомство с объектами Lotus Disigner 380.5 KB
  Теоретическая часть: Меню Создать С разделом Поле мы уже знакомились в предыдущих работах. После того как общее поле определено для вставки его в форму нужно установить курсор в теле формы на место где это поле должно находиться и воспользоваться меню Crete Resource Insert Shred Field. Для создания графического изображения нужно установить курсор в теле формы на место где это изображение должно находиться и воспользоваться пунктами меню Crete Picture. Размещения Imge Resource на форме осуществляется через пункты...
50759. Игровые методы обоснования решений 185.5 KB
  Научиться использовать метод минимаксной стратегии для обоснования верхней и нижней цены игры. Понимать назначение основных терминов используемых в теории игр решать игры с седловыми точками и игры когда нижняя и верхняя цены игры различны. Зная платежную матрицу определить нижнюю и верхнюю цены игры и найти решение игры используя принцип минимакса при выработке рекомендаций по рациональному образу действий участников конфликта. Разработать программу которая обеспечивает проведение прямоугольной игры двух лиц с нулевой суммой и с...
50761. Построение графа состояний P-схемы 174 KB
  Распределение интервалов времени между заявками во входном потоке и интервалов времени обслуживания – геометрическое с соответствующим параметром ρ π1 π2. Поток обслуживания – простейший. б Исследовать значения средней длины очереди среднего времени ожидания в очереди среднего времени пребывания заявки в системе при следующих дисциплинах обслуживания заявок из очереди: FIFO; ...
50763. Организация складского технологического процесса на предприятии оптовой торговли (на примере ООО «Оптима») 3.33 MB
  Раскрыта суть логистического подхода к организации складского технологического процесса в оптовой торговле; определена роль складской логистики в повышении эффективности коммерческой оптового торгового предприятия; дана общая характеристика объекта исследования;
50764. Сравнительный анализ растровой и векторной графики 274 KB
  Записать размер каждого полученного файла. Оценить перспективы внедрения графического файла в web-документ. Создать web-страницу с каждым из файлов посмотреть скорость открытия файла. Описать возможности создания Web-страниц непосредственно из самого редактора.