96264

Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений

Научная статья

Педагогика и дидактика

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы.

Русский

2015-10-04

23.67 KB

0 чел.

Тема: «Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений».

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной  школы.

Усвоение теоретических сведений – осознанное восприятие слышанного, умение анализировать, сравнивать, дифференцировать, обобщать. Умение назвать услышанное, самостоятельно оценить звучание элементов музыкального языка.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально – слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Необходимо помнить один из основных принципов методики сольфеджио: понятие как словесное обобщение, делается только тогда, когда накоплены в памяти звуковые впечатления.

Органическая связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально – теоретических дисциплин.

Большую пользу для усвоения теоретического материала приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Необходимо познакомить учащихся с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Распределение теоретического материала по классам.

1 класс

Понятия:

  1.  Высокие и низкие звуки;
  2.  Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки;
  3.  Устойчивость и неустойчивость;
  4.  Тоника, тоническое трезвучие, аккорд;
  5.  Мажор и минор;
  6.  Тон, полутон, строение мажорной гаммы;
  7.  Скрипичный и басовый ключи;
  8.  Ключевые знаки, диез, бемоль;
  9.  Транспонирование;
  10.  Интервалы;
  11.  Канон;
  12.  Знакомство с клавиатурой;регистрами;
  13.  Названия звуков, нотный стан;
  14.  Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т.д.);
  15.  Понятие о темпе, размере, таковой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках, кульминации; о мелодии и аккомпанементе;
  16.  Тональности C, G, D, F;
  17.  Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях;
  18.  Ритмические длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четвертная, восьмая ;их сочетания в размере две, три четверти. Четыре четверти (для более продвинутых групп).

2 класс.

Понятия:

  1.  Параллельные тональности; тетрахорд, бекар;
  2.  Интервал;
  3.  Мотив, фраза, секвенция;
  4.  Фермата, динамические оттенки, цифровое обозначение ступеней;

Тональности:

  1.  Мажорные: C, G, D, F, B;
  2.  Минорные: a, e, h, d, g (три вида);

Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 24 , 44, 34.

  1.  Затакт: восьмая, две восьмых;
  2.  Интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3,ч.4, ч.5, ч.8; умение построить их в пройденных тональностях;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонического трезвучия, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях;
  3.  Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

3 класс.

Понятия:

  1.  Разрешение, опевание;
  2.  Обращение интервала;
  3.  Обращение трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд;
  4.  Главные трезвучия лада;
  5.  Переменный лад;
  6.  Трехчастная форма, реприза;
  7.  Тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе;
  8.  Ритмические группы, включающие сочетание восьмой и двух шестнадцатых и наоборот, четверть с точкой и восьмая;
  9.  Интервалы: б.6 и м.6 в пройденных тональностях и в  составе секстаккорда и квартсекстаккорда; ув.2 в гармоническом миноре
  10.  Тоническое трезвучие с обращениями;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонических трезвучий с обращениями;
  3.  Тонических трезвучий параллельных тональностей;
  4.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

4 класс.

Понятия:

  1.  Тритон;
  2.  Септаккорд:
  3.  Трезвучия главных ступеней;
  4.  Модуляция, хроматизм (в продвинутых группах);
  5.  Пунктирный ритм, синкопа, триоль
  6.  Имитация;
  7.  Тональности мажорные и минорные до 4-х знаков;H dur, gis moll для продвинутых групп;
  8.  Синкопы, триоли, пунктирный ритм; размеры – все пройденные, 38  68
  9.  Тритоны на IV и VII ступенях мажора и гармонического минора;
  10.  Б.7 и м.7 в тональности и от звука;
  11.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  12.  D7 в мажоре и гармоническом миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов и аккордов в тональности и от звука;
  3.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

5 класс.

Понятия:

  1.  Квинтовый круг тональностей;
  2.  Период, предложение, каденция;
  3.  Органный пункт, фигурация;
  4.  Альтерация, хроматизм, модуляция;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 6 знаков включительно;
  6.  Ритмические группы, включающие четверть с точкой и две шестнадцатых, пунктирный ритм,  синкопы, триоли и т.п.;
  7.  Интервалы: ув.4 и ум.5 в натуральных и гармонических ладах с разрешением в одноименные тональности;Ум.7 в гарм. миноре;
  8.  Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях;
  9.  Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре;
  10.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  11.  D7 от звука с разрешением в одноименные тональности;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Буквенные обозначения звуков, тональностей;

6 класс.

Понятия:

  1.  Гармонический мажор;
  2.  Характерные интервалы;
  3.  Пентатоника;
  4.  Переменный размер;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 7 знаков;
  6.  Ритмические группы (см. ритмические упражнения), переменный размер, размер 32
  7.  Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз;
  8.  Характерные интервалы с разрешением в гармонических ладах;
  9.  D7 c  обращениями и разрешением;
  10.  Уменьшенное трезвучие на II ступени с разрешением;
  11.  Ум.VII7 в гармонических ладах с разрешением;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;

7 класс

Понятия:

  1.  Родственные тональности;
  2.  Модуляции в родственные тональности;
  3.  Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности;
  4.  Хроматическая гамма;
  5.  Смешанный размер;
  6.  Тональности – все употребительные;
  7.  Мажор нат.,  гарм.; минор -3 вида;
  8.  Общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале);
  9.  Правописание мажорной и минорной хроматических гамм;
  10.  Правописание вспомогательных и проходящих хроматических звуков;
  11.  Все пройденные ритмические группы и размеры, группировка в смешанных размерах;
  12.  Интервалы: все пройденные; в тональности и от звука, вверх и вниз;
  13.  Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями, уменьшенное трезвучие на II и VII ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешением; вводные септаккорды с разрешением; D7 c обращениями и разрешениями в тональности и от звука; септаккорд II ступени в мажоре и миноре (для продвинутых групп);Ув.53 в мажоре и миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Знание основных музыкальных терминов;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16692. ЗАЩИТА АРЕНДАТОРА ОТ ВТОРОЙ АРЕНДЫ 9.49 KB
  О ЗАЩИТЕ АРЕНДАТОРА ОТ ВТОРОЙ АРЕНДЫ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Собственник вправе неоднократно распорядиться вещью причем все его...
16693. ПРАВА УЧРЕДИТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕЖИМ СУПРУЖЕСКОГО ИМУЩЕСТВА 14.19 KB
  ПРАВА УЧРЕДИТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕЖИМ СУПРУЖЕСКОГО ИМУЩЕСТВА К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. При обсуждении и без того сложн...
16694. ВОПРОСЫ О ЗАДАТКЕ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 9.06 KB
  К ВОПРОСУ О ЗАДАТКЕ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. В практике риэлтерских агентств возник острый вопрос...
16695. ВЛАДЕНИЕ И ВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ЗАЩИТА 29.6 KB
  ВЛАДЕНИЕ И ВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ЗАЩИТА К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич Кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву. Родился 31 марта 1955 г. в городе Кызыл Тувинской республики. В 1977 г. окончил Ростовский госуниверситет. Работал следователем пр
16696. ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННИКА И ВЛАДЕЛЬЦА ИМУЩЕСТВА, РЕАЛИЗОВАННОГО НА ПУБЛИЧНЫХ ТОРГАХ 23.08 KB
  О ЗАЩИТЕ ПРАВ СОБСТВЕННИКА И ВЛАДЕЛЬЦА ИМУЩЕСТВА РЕАЛИЗОВАННОГО НА ПУБЛИЧНЫХ ТОРГАХ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Продажа имущества
16697. ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ -КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПРАВА 123.5 KB
  ОС. АЛЕКСЕЕВ ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПРАВА в порядке постановки проблемы 1. Сначала некоторые фактические данные. Вот перед нами рыночные отношения. Какие здесь используются юридические конструкции Принято считать договор куплипродажи. Да это о...
16698. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО РЫНКА И НЕ-ОБХОДИМОСТИ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 120 KB
  Ю.Т. БАСИН ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТИ ЗАЩИТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 1. Вводные положения Казахстан как и Россия вступает в экономическую фазу развития основанную на господстве частной собственности и частно...
16699. ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 194.5 KB
  Д.А. Гараймович ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Развивая ту или иную отрасль науки мы в первую очередь сталкиваемся с необходимостью определения средств которые требуются для этого развития. Наборы инструментов с которыми имеют дело ученые разн
16700. Общие положения учения об обеспечении обязательств и способах обеспечения обязательств 250.5 KB
  Общие положения учения об обеспечении обязательств и способах обеспечения обязательств Общие положения учения об обеспечении обязательств 1. Под исполнением обязательств понимается совершение кредитором и должником действий по осуществлению вытекающих из обязате...