96264

Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений

Научная статья

Педагогика и дидактика

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы.

Русский

2015-10-04

23.67 KB

0 чел.

Тема: «Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений».

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной  школы.

Усвоение теоретических сведений – осознанное восприятие слышанного, умение анализировать, сравнивать, дифференцировать, обобщать. Умение назвать услышанное, самостоятельно оценить звучание элементов музыкального языка.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально – слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Необходимо помнить один из основных принципов методики сольфеджио: понятие как словесное обобщение, делается только тогда, когда накоплены в памяти звуковые впечатления.

Органическая связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально – теоретических дисциплин.

Большую пользу для усвоения теоретического материала приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Необходимо познакомить учащихся с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Распределение теоретического материала по классам.

1 класс

Понятия:

  1.  Высокие и низкие звуки;
  2.  Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки;
  3.  Устойчивость и неустойчивость;
  4.  Тоника, тоническое трезвучие, аккорд;
  5.  Мажор и минор;
  6.  Тон, полутон, строение мажорной гаммы;
  7.  Скрипичный и басовый ключи;
  8.  Ключевые знаки, диез, бемоль;
  9.  Транспонирование;
  10.  Интервалы;
  11.  Канон;
  12.  Знакомство с клавиатурой;регистрами;
  13.  Названия звуков, нотный стан;
  14.  Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т.д.);
  15.  Понятие о темпе, размере, таковой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках, кульминации; о мелодии и аккомпанементе;
  16.  Тональности C, G, D, F;
  17.  Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях;
  18.  Ритмические длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четвертная, восьмая ;их сочетания в размере две, три четверти. Четыре четверти (для более продвинутых групп).

2 класс.

Понятия:

  1.  Параллельные тональности; тетрахорд, бекар;
  2.  Интервал;
  3.  Мотив, фраза, секвенция;
  4.  Фермата, динамические оттенки, цифровое обозначение ступеней;

Тональности:

  1.  Мажорные: C, G, D, F, B;
  2.  Минорные: a, e, h, d, g (три вида);

Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 24 , 44, 34.

  1.  Затакт: восьмая, две восьмых;
  2.  Интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3,ч.4, ч.5, ч.8; умение построить их в пройденных тональностях;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонического трезвучия, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях;
  3.  Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

3 класс.

Понятия:

  1.  Разрешение, опевание;
  2.  Обращение интервала;
  3.  Обращение трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд;
  4.  Главные трезвучия лада;
  5.  Переменный лад;
  6.  Трехчастная форма, реприза;
  7.  Тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе;
  8.  Ритмические группы, включающие сочетание восьмой и двух шестнадцатых и наоборот, четверть с точкой и восьмая;
  9.  Интервалы: б.6 и м.6 в пройденных тональностях и в  составе секстаккорда и квартсекстаккорда; ув.2 в гармоническом миноре
  10.  Тоническое трезвучие с обращениями;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонических трезвучий с обращениями;
  3.  Тонических трезвучий параллельных тональностей;
  4.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

4 класс.

Понятия:

  1.  Тритон;
  2.  Септаккорд:
  3.  Трезвучия главных ступеней;
  4.  Модуляция, хроматизм (в продвинутых группах);
  5.  Пунктирный ритм, синкопа, триоль
  6.  Имитация;
  7.  Тональности мажорные и минорные до 4-х знаков;H dur, gis moll для продвинутых групп;
  8.  Синкопы, триоли, пунктирный ритм; размеры – все пройденные, 38  68
  9.  Тритоны на IV и VII ступенях мажора и гармонического минора;
  10.  Б.7 и м.7 в тональности и от звука;
  11.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  12.  D7 в мажоре и гармоническом миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов и аккордов в тональности и от звука;
  3.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

5 класс.

Понятия:

  1.  Квинтовый круг тональностей;
  2.  Период, предложение, каденция;
  3.  Органный пункт, фигурация;
  4.  Альтерация, хроматизм, модуляция;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 6 знаков включительно;
  6.  Ритмические группы, включающие четверть с точкой и две шестнадцатых, пунктирный ритм,  синкопы, триоли и т.п.;
  7.  Интервалы: ув.4 и ум.5 в натуральных и гармонических ладах с разрешением в одноименные тональности;Ум.7 в гарм. миноре;
  8.  Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях;
  9.  Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре;
  10.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  11.  D7 от звука с разрешением в одноименные тональности;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Буквенные обозначения звуков, тональностей;

6 класс.

Понятия:

  1.  Гармонический мажор;
  2.  Характерные интервалы;
  3.  Пентатоника;
  4.  Переменный размер;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 7 знаков;
  6.  Ритмические группы (см. ритмические упражнения), переменный размер, размер 32
  7.  Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз;
  8.  Характерные интервалы с разрешением в гармонических ладах;
  9.  D7 c  обращениями и разрешением;
  10.  Уменьшенное трезвучие на II ступени с разрешением;
  11.  Ум.VII7 в гармонических ладах с разрешением;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;

7 класс

Понятия:

  1.  Родственные тональности;
  2.  Модуляции в родственные тональности;
  3.  Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности;
  4.  Хроматическая гамма;
  5.  Смешанный размер;
  6.  Тональности – все употребительные;
  7.  Мажор нат.,  гарм.; минор -3 вида;
  8.  Общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале);
  9.  Правописание мажорной и минорной хроматических гамм;
  10.  Правописание вспомогательных и проходящих хроматических звуков;
  11.  Все пройденные ритмические группы и размеры, группировка в смешанных размерах;
  12.  Интервалы: все пройденные; в тональности и от звука, вверх и вниз;
  13.  Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями, уменьшенное трезвучие на II и VII ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешением; вводные септаккорды с разрешением; D7 c обращениями и разрешениями в тональности и от звука; септаккорд II ступени в мажоре и миноре (для продвинутых групп);Ув.53 в мажоре и миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Знание основных музыкальных терминов;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85557. У ЗОЛОТО ВБРАЛАСЯ ЗЕМЛЯ 84.5 KB
  Матеріал до уроку: запис твору Еніо Маріконе Пори року фото Золота осінь зображення ЇжачкаЛісовичка осіннє листя малюнки овочів. Коли до нас приходить осінь за календарем Назвіть місяці осені. Чому вони так називаються Яку роботу виконує кожен із місяців осені Яка буває осінь Рання золота пізня.
85558. Зима-красуня, біла чарівниця! В ній стільки дива-дивного й краси! 44 KB
  Постарайтесь запамятати де вже побувала зима біловолоса б словникова робота полотно одпочить дугою скляною налилось верболіз очерет поневолі в повторне читання вірша учнями мовчки Що у вірші казкове а що відбувається насправді г аналіз вірша і вибіркове читання У яких рядках вірша зима змальована...
85559. «Наши корни» (с использованием миниатюр В.Сухомлинского) 149.5 KB
  У кого-то дерево с глубокими корнями в этих семьях хранится память не только о бабушках и дедушках но и о прабабушках и прадедушках. Мама папа бабушка дедушка. В соседней комнате на диване сидят дедушка и бабушка. Маленькая Аленка играет на полу плюшевым медвежонком и смотрит как папа мама дедушка...
85560. Шевченко великий співець України 96.5 KB
  Шевченка записи пісень на твори поета. Шевченка На дошці запис Нам стануть у пригоді: діти зачитують ваші попередні знання; повідомлення наших Шевченкознавців ; торбинка запитань; безсмертні Шевченкові вірші твори та малюнки; знання вчителя; пісні на слова Т. Шевченка. Тоді темної ночі перед світанком у селі Моринцях на Звенигородщині у хаті Григорія Шевченка кріпака пана Енгельгарда блиснув єдиний на...
85561. ЦІКАВА КНИГА ПРИРОДИ В.СУХОМЛИНСЬКИЙ «СЕРГІЙКОВА КВІТКА» 46.5 KB
  Вчити дітей бачити і розкривати красу природи. Заохочувати дітей до творчості. Розвивати мовлення, мислення дітей. Сприяти розвитку мовного апарату, пам’яті, вміння концентрувати увагу, володіти голосом. Виховувати любов і шанобливе ставлення до природи рідного краю.
85562. Урок з позакласного читання «Усний журнал» 563 KB
  Розширювати уявлення про красу рідної природи; удосконалювати навички виразного читання; розвивати уяву, пам’ять, образне мислення, уміння узагальнювати, аналізувати прочитане; формувати вміння простежувати взаємозв’язок людини з природою; виховувати інтерес і бережливе ставлення до природи.
85563. Автоматизация системы управления запасами на шахте “Самсоновская-Западная” 784.5 KB
  Применение современных персональных микроЭВМ в качестве технического средства АРМ управленческого работника приводит одновременно с организацией децентрализованной системы обработки данных к интеграции информационной базы данных учета.
85564. Экономические и правовые аспекты страхования ЗАО «Страховая компания «Инкомстрах» 394.5 KB
  Страховая компания Инкомстрах есть страхование и перестрахование имущественных интересов физических и или юридических лиц резидентов и или нерезидентов Украины которые не противоречат действующему законодательству Украины связанных: со здоровьем трудоспособностью и дополнительной пенсией...
85565. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВА 472 KB
  Финансовый контроль по своей экономической сути это функция управления которая включает совокупность наблюдений проверок по деятельности объекта управления с целью оценки обоснованности и эффективности принятия решений и результатов их выполнение.