96264

Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений

Научная статья

Педагогика и дидактика

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы.

Русский

2015-10-04

23.67 KB

0 чел.

Тема: «Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений».

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной  школы.

Усвоение теоретических сведений – осознанное восприятие слышанного, умение анализировать, сравнивать, дифференцировать, обобщать. Умение назвать услышанное, самостоятельно оценить звучание элементов музыкального языка.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально – слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Необходимо помнить один из основных принципов методики сольфеджио: понятие как словесное обобщение, делается только тогда, когда накоплены в памяти звуковые впечатления.

Органическая связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально – теоретических дисциплин.

Большую пользу для усвоения теоретического материала приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Необходимо познакомить учащихся с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Распределение теоретического материала по классам.

1 класс

Понятия:

  1.  Высокие и низкие звуки;
  2.  Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки;
  3.  Устойчивость и неустойчивость;
  4.  Тоника, тоническое трезвучие, аккорд;
  5.  Мажор и минор;
  6.  Тон, полутон, строение мажорной гаммы;
  7.  Скрипичный и басовый ключи;
  8.  Ключевые знаки, диез, бемоль;
  9.  Транспонирование;
  10.  Интервалы;
  11.  Канон;
  12.  Знакомство с клавиатурой;регистрами;
  13.  Названия звуков, нотный стан;
  14.  Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т.д.);
  15.  Понятие о темпе, размере, таковой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках, кульминации; о мелодии и аккомпанементе;
  16.  Тональности C, G, D, F;
  17.  Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях;
  18.  Ритмические длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четвертная, восьмая ;их сочетания в размере две, три четверти. Четыре четверти (для более продвинутых групп).

2 класс.

Понятия:

  1.  Параллельные тональности; тетрахорд, бекар;
  2.  Интервал;
  3.  Мотив, фраза, секвенция;
  4.  Фермата, динамические оттенки, цифровое обозначение ступеней;

Тональности:

  1.  Мажорные: C, G, D, F, B;
  2.  Минорные: a, e, h, d, g (три вида);

Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 24 , 44, 34.

  1.  Затакт: восьмая, две восьмых;
  2.  Интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3,ч.4, ч.5, ч.8; умение построить их в пройденных тональностях;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонического трезвучия, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях;
  3.  Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

3 класс.

Понятия:

  1.  Разрешение, опевание;
  2.  Обращение интервала;
  3.  Обращение трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд;
  4.  Главные трезвучия лада;
  5.  Переменный лад;
  6.  Трехчастная форма, реприза;
  7.  Тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе;
  8.  Ритмические группы, включающие сочетание восьмой и двух шестнадцатых и наоборот, четверть с точкой и восьмая;
  9.  Интервалы: б.6 и м.6 в пройденных тональностях и в  составе секстаккорда и квартсекстаккорда; ув.2 в гармоническом миноре
  10.  Тоническое трезвучие с обращениями;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонических трезвучий с обращениями;
  3.  Тонических трезвучий параллельных тональностей;
  4.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

4 класс.

Понятия:

  1.  Тритон;
  2.  Септаккорд:
  3.  Трезвучия главных ступеней;
  4.  Модуляция, хроматизм (в продвинутых группах);
  5.  Пунктирный ритм, синкопа, триоль
  6.  Имитация;
  7.  Тональности мажорные и минорные до 4-х знаков;H dur, gis moll для продвинутых групп;
  8.  Синкопы, триоли, пунктирный ритм; размеры – все пройденные, 38  68
  9.  Тритоны на IV и VII ступенях мажора и гармонического минора;
  10.  Б.7 и м.7 в тональности и от звука;
  11.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  12.  D7 в мажоре и гармоническом миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов и аккордов в тональности и от звука;
  3.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

5 класс.

Понятия:

  1.  Квинтовый круг тональностей;
  2.  Период, предложение, каденция;
  3.  Органный пункт, фигурация;
  4.  Альтерация, хроматизм, модуляция;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 6 знаков включительно;
  6.  Ритмические группы, включающие четверть с точкой и две шестнадцатых, пунктирный ритм,  синкопы, триоли и т.п.;
  7.  Интервалы: ув.4 и ум.5 в натуральных и гармонических ладах с разрешением в одноименные тональности;Ум.7 в гарм. миноре;
  8.  Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях;
  9.  Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре;
  10.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  11.  D7 от звука с разрешением в одноименные тональности;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Буквенные обозначения звуков, тональностей;

6 класс.

Понятия:

  1.  Гармонический мажор;
  2.  Характерные интервалы;
  3.  Пентатоника;
  4.  Переменный размер;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 7 знаков;
  6.  Ритмические группы (см. ритмические упражнения), переменный размер, размер 32
  7.  Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз;
  8.  Характерные интервалы с разрешением в гармонических ладах;
  9.  D7 c  обращениями и разрешением;
  10.  Уменьшенное трезвучие на II ступени с разрешением;
  11.  Ум.VII7 в гармонических ладах с разрешением;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;

7 класс

Понятия:

  1.  Родственные тональности;
  2.  Модуляции в родственные тональности;
  3.  Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности;
  4.  Хроматическая гамма;
  5.  Смешанный размер;
  6.  Тональности – все употребительные;
  7.  Мажор нат.,  гарм.; минор -3 вида;
  8.  Общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале);
  9.  Правописание мажорной и минорной хроматических гамм;
  10.  Правописание вспомогательных и проходящих хроматических звуков;
  11.  Все пройденные ритмические группы и размеры, группировка в смешанных размерах;
  12.  Интервалы: все пройденные; в тональности и от звука, вверх и вниз;
  13.  Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями, уменьшенное трезвучие на II и VII ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешением; вводные септаккорды с разрешением; D7 c обращениями и разрешениями в тональности и от звука; септаккорд II ступени в мажоре и миноре (для продвинутых групп);Ув.53 в мажоре и миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Знание основных музыкальных терминов;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83467. Форми визнання 36.2 KB
  Найбільш поширеним є визнання dejure яке є офіційним повним та остаточним. Воно передбачає встановлення між субєктами міжнародного права міжнародних відносин у повному обсязі та супроводжується як правило заявою про офіційне визнання та встановленням дипломатичних відносин. Визнання деюре носить безумовний характер та як правило не може буди відкликане.
83468. Визнання урядів 35.44 KB
  Значення і правові наслідки визнання нового уряду відрізняються від визнання нової держави. Визнання уряду надає йому можливість репрезентувати державу в міжнародних відносинах. Питання визнання уряду виникає лише в тому випадку коли уряд здобуває владу іншим аніж визначено в національному законодавстві шляхом. В міжнародному праві існують такі доктрини щодо визнання урядів: 1.
83469. Доктрини визнання урядів 35.14 KB
  Історії міжнародного права відомі спеціальні доктрини про визнання урядів, названі іменами міністрів закордонних справ Еквадору Карлоса Тобара (доктрина Тобара) і Мексики Хенаро Естради (доктрина Естради), що сформувалися на початку XX століття в практиці держав американського континенту.
83471. Інститут правонаступництва держав в міжнародному праві. Джерела міжнародного правонаступництва 35.98 KB
  Джерела міжнародного правонаступництва Для стабільності міжнародних відносин важливе значення має послідовне виконання субєктами міжнародного права укладених ними міжнародних договорів їх міжнародних зобовязань щодо території власності членства у міжнародних організаціях тощо. Інститут правонаступництва у міжнародному праві є міжгалузевим інститутом: його норми містяться в праві міжнародних договорів праві міжнародних організацій міжнародному економічному праві та ін. Тривалий час основу інституту правонаступництва складали звичаєві...
83472. Поняття правонаступництва в міжнародному праві. Види і форми правонаступництва. Підстави правонаступництва 37.07 KB
  Види і форми правонаступництва. Підстави правонаступництва. Таким чином правонаступництво являє собою правовідносини у яких беруть участь дві сторони: державапопередниця яка була змінена іншою державою в процесі правонаступництва; державаспадкоємниця яка замінила іншу державу в процесі правонаступництва.
83473. Міжнародне правонаступництво держав щодо міжнародних договорів 38.6 KB
  Відносно усних договорів і договорів між державами й іншими субєктами міжнародного права діють звичаєві норми міжнародного права. встановлює наступні правила правонаступництва щодо міжнародних договорів: а у разі створення в результаті деколонізації нової незалежної держави діє принцип tbul rs чистої дошки: нова держава не звязана договорами укладеними колишніми державамиметрополіями і не зобовязана зберігати чинність будьякого договору або ставати його учасницею в силу виключно того факту...
83474. Міжнародно-правове регулювання правонаступництва держав відносно міжнародних договорів, державної власності, державних архівів та боргів 37.84 KB
  Однією з найважливіших проблем правонаступництва щодо державної власності є проблема компенсації за власність що переходить до державинаступниці. передбачається що в принципі такий перехід власності повинен відбуватися без компенсації якщо інше не узгоджено зацікавленими державам або не передано на вирішення відповідного міжнародного органу Державапопередниця зобовязана вжити всі заходи для запобігання пошкодження або знищення власності що переходить до державинаступниці. Правонаступництво не стосується власності яка знаходиться на...
83475. Правонаступництво України в зв’язку з розпадом СРСР 39.9 KB
  Правонаступництво України щодо Союзу PCP регулюється комплексом домовленостей з питань правонаступництва що були досягнуті між країнами які увійшли після розпаду СРСР у Співдружність Незалежних Держав серед них: Меморандум про взаємопорозуміння з питань правонаступництва щодо договорів колишнього Союзу PCP що становлять взаємний інтерес 1992 p. Україна є правонаступницею прав і обовязків СРСР які не суперечать Конституції України. було закріплено що кожна держава СНД має право підтвердити чинність для себе міжнародних договорів СРСР.