96264

Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений

Научная статья

Педагогика и дидактика

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы.

Русский

2015-10-04

23.67 KB

0 чел.

Тема: «Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений».

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной  школы.

Усвоение теоретических сведений – осознанное восприятие слышанного, умение анализировать, сравнивать, дифференцировать, обобщать. Умение назвать услышанное, самостоятельно оценить звучание элементов музыкального языка.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально – слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Необходимо помнить один из основных принципов методики сольфеджио: понятие как словесное обобщение, делается только тогда, когда накоплены в памяти звуковые впечатления.

Органическая связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально – теоретических дисциплин.

Большую пользу для усвоения теоретического материала приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Необходимо познакомить учащихся с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Распределение теоретического материала по классам.

1 класс

Понятия:

  1.  Высокие и низкие звуки;
  2.  Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки;
  3.  Устойчивость и неустойчивость;
  4.  Тоника, тоническое трезвучие, аккорд;
  5.  Мажор и минор;
  6.  Тон, полутон, строение мажорной гаммы;
  7.  Скрипичный и басовый ключи;
  8.  Ключевые знаки, диез, бемоль;
  9.  Транспонирование;
  10.  Интервалы;
  11.  Канон;
  12.  Знакомство с клавиатурой;регистрами;
  13.  Названия звуков, нотный стан;
  14.  Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т.д.);
  15.  Понятие о темпе, размере, таковой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках, кульминации; о мелодии и аккомпанементе;
  16.  Тональности C, G, D, F;
  17.  Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях;
  18.  Ритмические длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четвертная, восьмая ;их сочетания в размере две, три четверти. Четыре четверти (для более продвинутых групп).

2 класс.

Понятия:

  1.  Параллельные тональности; тетрахорд, бекар;
  2.  Интервал;
  3.  Мотив, фраза, секвенция;
  4.  Фермата, динамические оттенки, цифровое обозначение ступеней;

Тональности:

  1.  Мажорные: C, G, D, F, B;
  2.  Минорные: a, e, h, d, g (три вида);

Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 24 , 44, 34.

  1.  Затакт: восьмая, две восьмых;
  2.  Интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3,ч.4, ч.5, ч.8; умение построить их в пройденных тональностях;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонического трезвучия, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях;
  3.  Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

3 класс.

Понятия:

  1.  Разрешение, опевание;
  2.  Обращение интервала;
  3.  Обращение трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд;
  4.  Главные трезвучия лада;
  5.  Переменный лад;
  6.  Трехчастная форма, реприза;
  7.  Тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе;
  8.  Ритмические группы, включающие сочетание восьмой и двух шестнадцатых и наоборот, четверть с точкой и восьмая;
  9.  Интервалы: б.6 и м.6 в пройденных тональностях и в  составе секстаккорда и квартсекстаккорда; ув.2 в гармоническом миноре
  10.  Тоническое трезвучие с обращениями;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонических трезвучий с обращениями;
  3.  Тонических трезвучий параллельных тональностей;
  4.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

4 класс.

Понятия:

  1.  Тритон;
  2.  Септаккорд:
  3.  Трезвучия главных ступеней;
  4.  Модуляция, хроматизм (в продвинутых группах);
  5.  Пунктирный ритм, синкопа, триоль
  6.  Имитация;
  7.  Тональности мажорные и минорные до 4-х знаков;H dur, gis moll для продвинутых групп;
  8.  Синкопы, триоли, пунктирный ритм; размеры – все пройденные, 38  68
  9.  Тритоны на IV и VII ступенях мажора и гармонического минора;
  10.  Б.7 и м.7 в тональности и от звука;
  11.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  12.  D7 в мажоре и гармоническом миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов и аккордов в тональности и от звука;
  3.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

5 класс.

Понятия:

  1.  Квинтовый круг тональностей;
  2.  Период, предложение, каденция;
  3.  Органный пункт, фигурация;
  4.  Альтерация, хроматизм, модуляция;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 6 знаков включительно;
  6.  Ритмические группы, включающие четверть с точкой и две шестнадцатых, пунктирный ритм,  синкопы, триоли и т.п.;
  7.  Интервалы: ув.4 и ум.5 в натуральных и гармонических ладах с разрешением в одноименные тональности;Ум.7 в гарм. миноре;
  8.  Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях;
  9.  Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре;
  10.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  11.  D7 от звука с разрешением в одноименные тональности;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Буквенные обозначения звуков, тональностей;

6 класс.

Понятия:

  1.  Гармонический мажор;
  2.  Характерные интервалы;
  3.  Пентатоника;
  4.  Переменный размер;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 7 знаков;
  6.  Ритмические группы (см. ритмические упражнения), переменный размер, размер 32
  7.  Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз;
  8.  Характерные интервалы с разрешением в гармонических ладах;
  9.  D7 c  обращениями и разрешением;
  10.  Уменьшенное трезвучие на II ступени с разрешением;
  11.  Ум.VII7 в гармонических ладах с разрешением;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;

7 класс

Понятия:

  1.  Родственные тональности;
  2.  Модуляции в родственные тональности;
  3.  Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности;
  4.  Хроматическая гамма;
  5.  Смешанный размер;
  6.  Тональности – все употребительные;
  7.  Мажор нат.,  гарм.; минор -3 вида;
  8.  Общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале);
  9.  Правописание мажорной и минорной хроматических гамм;
  10.  Правописание вспомогательных и проходящих хроматических звуков;
  11.  Все пройденные ритмические группы и размеры, группировка в смешанных размерах;
  12.  Интервалы: все пройденные; в тональности и от звука, вверх и вниз;
  13.  Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями, уменьшенное трезвучие на II и VII ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешением; вводные септаккорды с разрешением; D7 c обращениями и разрешениями в тональности и от звука; септаккорд II ступени в мажоре и миноре (для продвинутых групп);Ув.53 в мажоре и миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Знание основных музыкальных терминов;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30636. Земное и вечное в стихотворении А.А. Ахматовой «Приморский сонет» 15.8 KB
  Ахматовой Приморский сонет.Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем.
30637. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» 12.62 KB
  Солженицына является то что он исследует русский характер. Но главным в образе героини является доброта доброе расположение духа добрая улыбка побеждающая в душе все тяготы и заботы. Неслучайно Солженицын хотел назвать свой рассказ Не стоит село без праведника поскольку именно Матрена является истинным праведником: она тот самый праведник без которого не стоит село. Реалистическая достоверность изображенных событий накладывает особый отпечаток на образ Матрены ее жизнь является не только символом праведности но и ощутимым...
30638. Интерьер как средство характеристики героя 18.61 KB
  Интерьер его домика состоящего из шести крошечных комнат говорит о том что перед нами маленький человек очевидно небогатый который не претендует на значимость любит уют. И действительно толстоногий стол заваленный почерневшими от старинной пыли бумагами говорит о том что Василий Иванович занимается работой но делает это время от времени. О том что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами говорит сломанная электрическая машина но это увлечение осталось в прошлом так как она до сих...
30639. «Испытание любовью» как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 века 14.36 KB
  Но можем сказать что испытание любовью открыло насколько изменился Онегин.Ещё одним героем прошедшим через испытание любовью является Печорин Лермонтова Герой нашего времени. В таких случаях жизнь мстит за себя: в крепости Печорин пытается заглушить тоску сердца любовью к дикарке Бэле но очень скоро убеждается в бесплодности своих усилий.
30640. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование, оценка.) 15.68 KB
  Лермонтова Родина. Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности как в стихотворении Родина написанном в 1841 году. Родина отразила целый комплекс народных понятий и представлений сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа в отличие от предрассудков предубеждений мгновенного настроения толпы или тех чувств которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. И как богат этот опыт как он многосторонен как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум...
30641. Любовная лирика А.С. Пушкина. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений по выбору учащегося 13.5 KB
  Пушкина. Любовь в поэзии Пушкина это глубокое нравственно чистое и самоотверженное чувство облагораживающее и очищающее человека. Я помню чудное мгновенье одно из самых проникновенных трепетных гармонических стихотворений Пушкина относящихся к любовной тематике. Вновь возрождение чувств в душе поэта вновь прилив жизненных сил вновь приход творческого вдохновения: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты В этом стихотворении Пушкина любовная тема сочетается с философскими раздумьями поэта о своей жизни о радости...
30642. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века 15.41 KB
  Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрёл широкую известность. Греческое слово «акме» в переводе означало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального в жизни.
30643. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 15.53 KB
  Образ дороги в этом произведении не выходит на первый план.Образ дороги здесь традиционный символ жизненного пути. Тема дороги путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций.
30644. Мотивы преступления и возмездия в произведениях отечественной литературы 13.83 KB
  В ней повествуется о том как некий граф Р слишком равнодушно отнёсся к возможной гибели от его пули главного героя Сильвио. Фуражка Сильвио была прострелена на вершок ото лба право своего выстрела он оставил за собой. Граф больше ценит свою жизнь больше боится возмездия Сильвио. Сильвио прекрасно понимает это поэтому приходит в дом к своему сопернику объясняется с ним при его жене.