96264

Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений

Научная статья

Педагогика и дидактика

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы.

Русский

2015-10-04

23.67 KB

0 чел.

Тема: «Воспитание музыкального мышления. Усвоение теоретических сведений».

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной  школы.

Усвоение теоретических сведений – осознанное восприятие слышанного, умение анализировать, сравнивать, дифференцировать, обобщать. Умение назвать услышанное, самостоятельно оценить звучание элементов музыкального языка.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально – слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Необходимо помнить один из основных принципов методики сольфеджио: понятие как словесное обобщение, делается только тогда, когда накоплены в памяти звуковые впечатления.

Органическая связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально – теоретических дисциплин.

Большую пользу для усвоения теоретического материала приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Необходимо познакомить учащихся с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Распределение теоретического материала по классам.

1 класс

Понятия:

  1.  Высокие и низкие звуки;
  2.  Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки;
  3.  Устойчивость и неустойчивость;
  4.  Тоника, тоническое трезвучие, аккорд;
  5.  Мажор и минор;
  6.  Тон, полутон, строение мажорной гаммы;
  7.  Скрипичный и басовый ключи;
  8.  Ключевые знаки, диез, бемоль;
  9.  Транспонирование;
  10.  Интервалы;
  11.  Канон;
  12.  Знакомство с клавиатурой;регистрами;
  13.  Названия звуков, нотный стан;
  14.  Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т.д.);
  15.  Понятие о темпе, размере, таковой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках, кульминации; о мелодии и аккомпанементе;
  16.  Тональности C, G, D, F;
  17.  Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях;
  18.  Ритмические длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четвертная, восьмая ;их сочетания в размере две, три четверти. Четыре четверти (для более продвинутых групп).

2 класс.

Понятия:

  1.  Параллельные тональности; тетрахорд, бекар;
  2.  Интервал;
  3.  Мотив, фраза, секвенция;
  4.  Фермата, динамические оттенки, цифровое обозначение ступеней;

Тональности:

  1.  Мажорные: C, G, D, F, B;
  2.  Минорные: a, e, h, d, g (три вида);

Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 24 , 44, 34.

  1.  Затакт: восьмая, две восьмых;
  2.  Интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3,ч.4, ч.5, ч.8; умение построить их в пройденных тональностях;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонического трезвучия, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях;
  3.  Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

3 класс.

Понятия:

  1.  Разрешение, опевание;
  2.  Обращение интервала;
  3.  Обращение трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд;
  4.  Главные трезвучия лада;
  5.  Переменный лад;
  6.  Трехчастная форма, реприза;
  7.  Тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе;
  8.  Ритмические группы, включающие сочетание восьмой и двух шестнадцатых и наоборот, четверть с точкой и восьмая;
  9.  Интервалы: б.6 и м.6 в пройденных тональностях и в  составе секстаккорда и квартсекстаккорда; ув.2 в гармоническом миноре
  10.  Тоническое трезвучие с обращениями;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Тонических трезвучий с обращениями;
  3.  Тонических трезвучий параллельных тональностей;
  4.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

4 класс.

Понятия:

  1.  Тритон;
  2.  Септаккорд:
  3.  Трезвучия главных ступеней;
  4.  Модуляция, хроматизм (в продвинутых группах);
  5.  Пунктирный ритм, синкопа, триоль
  6.  Имитация;
  7.  Тональности мажорные и минорные до 4-х знаков;H dur, gis moll для продвинутых групп;
  8.  Синкопы, триоли, пунктирный ритм; размеры – все пройденные, 38  68
  9.  Тритоны на IV и VII ступенях мажора и гармонического минора;
  10.  Б.7 и м.7 в тональности и от звука;
  11.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  12.  D7 в мажоре и гармоническом миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов и аккордов в тональности и от звука;
  3.  Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

5 класс.

Понятия:

  1.  Квинтовый круг тональностей;
  2.  Период, предложение, каденция;
  3.  Органный пункт, фигурация;
  4.  Альтерация, хроматизм, модуляция;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 6 знаков включительно;
  6.  Ритмические группы, включающие четверть с точкой и две шестнадцатых, пунктирный ритм,  синкопы, триоли и т.п.;
  7.  Интервалы: ув.4 и ум.5 в натуральных и гармонических ладах с разрешением в одноименные тональности;Ум.7 в гарм. миноре;
  8.  Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях;
  9.  Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре;
  10.  Обращения мажорного и минорного трезвучий;
  11.  D7 от звука с разрешением в одноименные тональности;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Буквенные обозначения звуков, тональностей;

6 класс.

Понятия:

  1.  Гармонический мажор;
  2.  Характерные интервалы;
  3.  Пентатоника;
  4.  Переменный размер;
  5.  Тональности мажорные и минорные до 7 знаков;
  6.  Ритмические группы (см. ритмические упражнения), переменный размер, размер 32
  7.  Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз;
  8.  Характерные интервалы с разрешением в гармонических ладах;
  9.  D7 c  обращениями и разрешением;
  10.  Уменьшенное трезвучие на II ступени с разрешением;
  11.  Ум.VII7 в гармонических ладах с разрешением;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;

7 класс

Понятия:

  1.  Родственные тональности;
  2.  Модуляции в родственные тональности;
  3.  Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности;
  4.  Хроматическая гамма;
  5.  Смешанный размер;
  6.  Тональности – все употребительные;
  7.  Мажор нат.,  гарм.; минор -3 вида;
  8.  Общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале);
  9.  Правописание мажорной и минорной хроматических гамм;
  10.  Правописание вспомогательных и проходящих хроматических звуков;
  11.  Все пройденные ритмические группы и размеры, группировка в смешанных размерах;
  12.  Интервалы: все пройденные; в тональности и от звука, вверх и вниз;
  13.  Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями, уменьшенное трезвучие на II и VII ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешением; вводные септаккорды с разрешением; D7 c обращениями и разрешениями в тональности и от звука; септаккорд II ступени в мажоре и миноре (для продвинутых групп);Ув.53 в мажоре и миноре;

Проигрывание на фортепиано:

  1.  Выученных мелодий в пройденных тональностях;
  2.  Интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
  3.  Интервалов и аккордов от звука;

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

  1.  Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность D, II ступени;
  2.  Знание основных музыкальных терминов;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21484. Операционный риск в соответствии с соматическим состоянием больного и тяжестью оперативного вмешательства 47 KB
  В отношении общехирургических больных в большинстве хирургических учреждений нашей страны и за рубежом принят рутинный комплекс предоперационного обследования позволяющий выявить нераспознанные заболевания способные осложнить течение общей анестезии операции и послеоперационного периода: общий анализ крови мочи биохимический анализ крови содержание глюкозы общего белка мочевины креатинина билирубина определение группы крови и резусфактора ЭКГ и рентгенография органов грудной клетки. Обязательным элементом предоперационной...
21485. ПОКАЗАНИЯ К НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ У ОБОЖЖЕННЫХ 187 KB
  положительных высевов из крови вторичных септических очагов что подтверждает примат метаболических нарушений в патогенезе развития осложнений при тяжелом ожоговом поражении.ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВОГО ШОКА Принципиальным направлением в лечении гиповолемического ожогового шока в первые часы является двуединая задача: восполнение объема циркулирующей крови с одновременной регидратацией интерстициального пространства что достигается интенсивным введением глюкозосолевых растворов. На фоне проводимой инфузионной терапии должна выполняться базовая...
21486. Категорії моральної свідомості і моральної самосвідомості 97.5 KB
  Вони виражають особливість моральнісного життя суспільства, особистості і виступають критерієм оцінки самих різноманітних вчинків, оскільки синтезують знання про реальність моральнісного життя з одного боку і бажане й належне з іншого. В історії філософії першу систему категорій запропонував Аристотель. Категорії тлумачились ним, як форми і структури упорядкування буття і найзагальніші ідеї
21487. Правовые и этические проблемы анестезиологии и реанимации 35 KB
  Для осущетсвления своевременной и полной коррекции метаболических сдвигов необходимы следующие мероприятия: общий анализ крови и мочи определение ЦВД исследование сыворотки крови на калий натрий хлориды осмотичность цельной крови на рО2 рСО2 рН азот мочевины гематокрит глюкозу. Из обычных лабораторных показателей наиболее показательны данные красной крови Эр Нв Нt и показатели общего белка. Если показатели красной крови свидетельствуют о явлениях гемоконцентрации необходимо стремиться к снижению этих показателей то уровень...
21488. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ ГБО ПРИ НЕКОТОРЫХ КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ 46.8 KB
  В процессе проведения компрессии обычно наблюдается увеличение сукровичного пятна на повязках связанное с усилением оттока раневого отделяемого. Для осущетсвления своевременной и полной коррекции метаболических сдвигов необходимы следующие мероприятия: общий анализ крови и мочи определение ЦВД исследование сыворотки крови на калий натрий хлориды осмотичность цельной крови на рО2 рСО2 рН азот мочевины гематокрит глюкозу. Из обычных лабораторных показателей наиболее показательны данные красной крови Эр Нв Нt и показатели...
21489. ПРОЕКТ ПРОТОКОЛА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ 56.5 KB
  Основной Целью данного протокола является улучшение результатов лечения больных с ЧМТ за счет внедрения в практику наиболее эффективных методик лечения данной категории больных. Одним из основных критериев адекватности терапии является качество жизни (уровень социальной адаптации) пациента после выписки из стационара. Параллельно с основной цепью предполагается решение следующих задач...
21490. Побудова і технологічне планування приміщень магазинів 55.69 KB
  Торгові приміщення є основними в магазині. До таких приміщень відносяться: торгові зали магазинів; відділ замовлень; зал кафетерію; приміщення або площі додаткового обслуговування покупців (місця відпочинку покупців, приміщення для розкрою тканин і ін.).
21491. Реаниматологическая помощь при термической травме 21 KB
  При комбинированной травме показаниями к проведению ВЧВВ легких через микротрахеостому у таких пострадавших должны быть: 1) поражение дыхательных путей продуктами горения легкой степени + ожог верхних дыхательных путей
21492. СЕПСИС И СЕПТИЧЕСКИЙ ШОК 120 KB
  Кандидат медицинских наук старший преподаватель подполковник медицинской службы Журавлев В.:Медицина1991. 5 2Введение Сепсис остается сложной медицинской проблемой и на се годняшний день продолжает быть одной из ведущих причин ле тальности несмотря на современные открытия в патогенезе этого заболевания и принципах его лечения.