96276

Решение задач на газовые законы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обобщение учащимися умения решать задачи на газовые законы с помощью системы символьной математики Maple V. Задачи: Образовательная: повторить газовые законы; проконтролировать уровень усвоения газовых законов; продолжить формирование компьютерной грамотности; продолжить работу над приобретением компетентности в...

Русский

2015-10-04

66.5 KB

1 чел.

Сценарий урока по предметам естественнонаучного цикла и технологиям.

  1.  ФИО учителя/руководителя ВТК, школа:  Буйлина Ольга Михайловна / учитель физики муниципальной общеобразовательной средней школы № 36/;

Янюшкина Галина Михайловна / зав. кафедрой теоретической физики и методики преподавания физики КГПУ/; Амоскова Елена Николаевна / студентка 5 курса ФМФ КГПУ/.

  1.  реквизиты связи: г. Петрозаводск, ул. Зайцева 24, тел.74-51-87;   
  2.  предмет, по которому пишется сценарий: физика;
  3.  класс 10

Тема урока: «Решение задач на газовые законы».

Цель урока: обобщение учащимися умения решать задачи на газовые законы с помощью системы символьной математики  Maple V.

Задачи:

Образовательная: повторить газовые законы;

                                 проконтролировать уровень усвоения газовых законов;

                                 продолжить формирование компьютерной грамотности;

                                 продолжить работу над приобретением компетентности в решении

                                 задач, связанных с использованием физических знаний.

Воспитывающая: продолжить формирование элементов мировоззрения через установление причинно-следственных связей между физическими величинами,

продолжить формирование коммуникативных навыков.

Развивающая: продолжить развитие:

                                 интеллектуальных умений в процессе решения физических задач,

                                 учебно-информационных умений через кодирование информации.

Необходимое оборудование и используемый электронный учебно-методический ресурс или информационная технология:  компьютеры (Intel 386, 486, Pentium или полностью совместимый процессор), установленная на компьютерах система символьных вычислений Maple V.                            

Ход урока.

В основу структуры урока была положена модель технологии развития критического мышления: вызов - смысловая стадия (осмысление) – рефлексия, которая реализуется в деятельности учащихся по решению задачи.  

                  Вызов

         Осмысление

            Рефлексия

Ознакомление с задачей:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Планирование решения задачи:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Осуществление решения:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Контроль:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Ученикам раздаются карточки с условием  задачи. Учащиеся самостоятельно решают, но важно не просто решить задачу, но и суметь объяснить это решение товарищу, а тот в свою очередь предложит свою задачу, и, если надо, поможет ее решить. После решения теперь уже двух задач, ученик пересаживается за другой компьютер, решает с учеником его задачу на компьютере, объясняет свои, снова пересаживается за другой компьютер и т.д. Все решаемые задачи учащиеся записывают в отдельную папку на компьютере. Задачи в карточках предлагались на применение газовых законов в конкретной ситуации. Например, такие:

Газ при нормальных условиях имеет объём 11 л. Чему равен объём этого газа, если давление равно 0.25 МПа, а температура увеличилась до 300. К?

> u[1]:=p[1]*V[1]=m[1]/M[1]*R*T[1];

> u[2]:=p[2]*V[2]=m[2]/M[2]*R*T[2];

> u[3]:=m[1]=m[2];

> u[4]:=M[1]=M[2];

> l:=solve({u[1],u[2],u[3],u[4]},{m[1],m[2],V[2],M[1],M[2]});

>

> Digits:=4:

> subs({p[1]=10^5,V[1]=11*10^(-3),T[2]=300,p[2]=0.25*10^6,T[1]=273},{l});

Газ при давлении 0.2 МПа и при температуре 15 гр. Цельсия имеет объём 5л. Чему равен объём этой массы газа при нормальных условиях?

> u[1]:=p[1]*V[1]=(m[1]/mu[1])*T[1]*R;

> u[2]:=p[2]*V[2]=(m[2]/mu[2])*T[2]*R;

> u[3]:=T[1]=t[1]+273;

> u[4]:=m[1]=m[2];

> u[5]:=mu[1]=mu[2];

>

> l:=solve({u[1],u[2],u[3],u[4],u[5]},{V[2],T[1],m[1],m[2],mu[1],mu[2]});

> Digits:=4:

> subs({p[1]=0.2*10^6,t[1]=15,V[1]=0.005,p[2]=10^5,T[2]=273,R=8.31},{l});

Далее школьникам предлагается открыть папку «Выбор», которая заранее приготовлена  и находится на рабочем столе. В ней находится список задач по газовым законам различной степени сложности и с интересным содержанием. Учащимся надо  выбрать для себя среди других интересную (или легкую)  задачу.

Задачи с интересным содержанием были следующими:

Как с помощью закрытой с одного конца трубки, аквалангист может определить глубину своего погружения.

> u[1]:=p[1]*V[1]=p[2]*V[2];

> u[2]:=V[1]=S*l[1];

> u[3]:=V[2]=S*l[2];

> u[4]:=p[2]=p[1]+rho*g*h;

  •  solve({u[1],u[2],u[3],u[4]},{p[2],V[2],V[1],h});

Пузырек воздуха всплывает со дна водоема. На глубине 6 м он имел объем10 мм кубических. Найти  объем пузырька у поверхности воды

> u[1]:=P=p[а]+rho*g*h;

> u[2]:=P*V[1]=p[а]*V[2];

> l:=solve({u[1],u[2]},{P,V[2]});

> Digits:=2:

> subs({V[1]=10^(-8),p[а]=10^5,rho=10^3,g=10,h=6},{l});

Задача с повышенной степенью сложности:

Два баллона объемами V1 и V2 соединены трубкой с краном. Они содержат газы при одинаковой температуре T и давлении p1 и  p2. Какое давление установится в баллонах, если открыть кран. Температура не меняется. Газы в химическую реакцию не вступают.

> u[1]:=p[1]*V[1]=p[11]*(V[1]+V[2]);

> u[2]:=p[2]*V[2]=p[22]*(V[1]+V[2]);

> solve({u[1],u[2]},{p[11],p[22]});

> u[3]:=p[22] = p[2]*V[2]/(V[1]+V[2]);

> u[4]:=p[11] = p[1]*V[1]/(V[1]+V[2]);

>

> u[5]:=P=p[11]+p[22];

  •  solve({u[3],u[4],u[5]},{p[11],p[22],P});

По окончанию урока каждый учащийся копирует на отдельную дискету папки с задачами и сдает учителю, который оценивает  результаты.

6.  Обобщение по использованию ЭУМР и ИКТ на уроке:

 - Данный урок может быть использован как единичный интегрированный урок в   общеобразовательной школе, объектом интеграции которого являются знания по информатике.

Мы рассматриваем данный сценарий урока в рамках разработанного нами спецкурса «Решение физических задач с помощью системы символьной математики  Maple» для профильного компонента образовательного процесса в условиях многовариантного образовательного пространства (однопрофильная школа, многопрофильная школа, гимназия, лицей и др.).    

- В основе сценария урока лежит личностно-ориентированная технология: технология   развития критического мышления, в которой используется   индивидуальная и групповая  формы работы.

 - На данном уроке продолжительность работы с компьютером составляла 40

  минут.

Литература:

  1.  Манзон Б. М., Maple V power edition.-М.: Информационно-издательский дом    «Филинтъ», 1998.-240 с.
  2.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике./ Сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-М.:Дрофа,2001.-192 с.
  3.  Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл./ Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин.-М.:Дрофа,200.-256 с.
  4.  Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 10 – 11 классов средней школе.-М.: Дрофа, 2001.
  5.  Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,1997.
  6.  Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач.-М.: Просвещение, 2001.-206.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26680. Сцепление генов. Группы сцепления. Генетический анализ сцепления генов. Сцепление и перекрест в экспериментах Моргана с дрозофилой 12.78 KB
  Генетический анализ сцепления генов. Число хромосом у разных видов невелико по сравнению с числом генов. У дрозофилы более тысячи генов на 4 пары хромосом.
26681. Транскрипция – синтез РНК 14.63 KB
  Транскрипция – синтез всех типов РНК 1 этап экспрессии генов. РНКполимеразы: Транскрипцию осуществлт фермент РНКполимераза особть фия: не требует праймера начинает работать с 1 нуклда работает в направлении 5→3 У прокариот РНКполимза E δ70 имеет большое колво субц 2α – взаимодт с промотором; 2β – актив. РНКполимза сочетт в себе полимеразную и хеликазю активть.
26682. Трансляция 16.84 KB
  Трансляция - реализация ген.программы клеток,происходит перевод ген.информации,закодированной в структуре НК,в аминокислотную последовательность белков. Это перевод четырехбуквенного(по числу постоянно встречающихся в ДНК и РНК нуклеотидов)
26683. Понятие гена и генома. Генетический код. Регуляция активности генов на примере лактозного оперона 14.35 KB
  Регуляция активности генов на примере лактозного оперона. 2Является универсальным 3Вырожденность 1АК может кодироваться несколькими триплетами 4Неперекрывающийся – то есть триплет кодирует только 1АК 5Стопкодоны 3 последовательности: УАА УАГ УГА Регуляция действия генов на примере лактозного оперона. Лактоза расщепляется на глюкозу и галактозу под действием фермента – βгалактозидаза P lacI P O lacZ lacY lacC Строение лакоперона:1 P – промотер который связывается с мРНК. Ген lacI не входит в состав оперона.
26684. Генетическая информация о структуре белков и нуклеиновых кислот у всех организмов заключена в молекулах ДНК или РНК в виде генов 17.31 KB
  Генетическая информация о структуре белков и нуклеиновых кислот у всех организмов заключена в молекулах ДНК или РНК в виде генов. РП ДНК проходит в соответствии с правилами УотсонКрика. Во время РП каждая из цепей родительской ДНК служит матрицей для дочерней комплементарной цепи полуконсервативный механизм. Главный фермент РП – ДНКзависимая ДНКполимераза.
26685. Генетика пола. Половые хромосомы. Типы хромосомного определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Генетический анализ при этом типе наследования 14.29 KB
  У кузнечиков тип XO самки гомогаметны а самцы гетерогаметны; у моли тип XO наоборот самки гетерогаметны а самцы гомогаметны. Были проведены 2 типа скрещиваний дрозофил: в одном самки были нормальными по цвету глаз w а самцы белоглазые w в другом белоглазых самок w скрещивали с нормальными самцами w. В первом типе скрещивания все самки и самцы первого поколения были красноглазыми нормальными. Во втором поколении все самки были красноглазыми а самцы – как красноглазыми так и белоглазыми в соотнош.
26686. Генетика популяций самоопылителей 16.7 KB
  2 в F2 начинается индивидуальный отбор. изучаются для отбора. Массовый отбор малоэффективен полученные сорта неустойчивы. Семейный отбор отбор потомнков 1 семьи.
26687. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова 12.26 KB
  Закон Вавилова говорит что генетически близкие виды и роды характеризся сходными рядами наследств. Этот закон можно выразить формулой: Закон Вавилова имеет большое теоретич. Этот закон в селекционной практике важен потому что прогнозирует возможность обнаружить неизвестные формы растений у данного вида если они уже известны у других видов.
26688. Мейоз 18.64 KB
  Также происходит рекомбинация генго материала обмен участками м у гомологичными хромосомами кроссинговер активация транскрипции в профазе первого деления и отсутствие Sфазы м у 1ми 2м делением. Профазу первого I мейотического деления подразделяют на 5 стадий: лептотена стадия тонких нитей зиготена стадия сливающихся нитей пахитена стадия толстых нитей диплотена стадия двойных нитей диакинез стадия обособления двойных нитей. Затем следует метафаза I деления и последующие фазы деления клеток наступает следующий П цикл в...