96276

Решение задач на газовые законы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обобщение учащимися умения решать задачи на газовые законы с помощью системы символьной математики Maple V. Задачи: Образовательная: повторить газовые законы; проконтролировать уровень усвоения газовых законов; продолжить формирование компьютерной грамотности; продолжить работу над приобретением компетентности в...

Русский

2015-10-04

66.5 KB

1 чел.

Сценарий урока по предметам естественнонаучного цикла и технологиям.

  1.  ФИО учителя/руководителя ВТК, школа:  Буйлина Ольга Михайловна / учитель физики муниципальной общеобразовательной средней школы № 36/;

Янюшкина Галина Михайловна / зав. кафедрой теоретической физики и методики преподавания физики КГПУ/; Амоскова Елена Николаевна / студентка 5 курса ФМФ КГПУ/.

  1.  реквизиты связи: г. Петрозаводск, ул. Зайцева 24, тел.74-51-87;   
  2.  предмет, по которому пишется сценарий: физика;
  3.  класс 10

Тема урока: «Решение задач на газовые законы».

Цель урока: обобщение учащимися умения решать задачи на газовые законы с помощью системы символьной математики  Maple V.

Задачи:

Образовательная: повторить газовые законы;

                                 проконтролировать уровень усвоения газовых законов;

                                 продолжить формирование компьютерной грамотности;

                                 продолжить работу над приобретением компетентности в решении

                                 задач, связанных с использованием физических знаний.

Воспитывающая: продолжить формирование элементов мировоззрения через установление причинно-следственных связей между физическими величинами,

продолжить формирование коммуникативных навыков.

Развивающая: продолжить развитие:

                                 интеллектуальных умений в процессе решения физических задач,

                                 учебно-информационных умений через кодирование информации.

Необходимое оборудование и используемый электронный учебно-методический ресурс или информационная технология:  компьютеры (Intel 386, 486, Pentium или полностью совместимый процессор), установленная на компьютерах система символьных вычислений Maple V.                            

Ход урока.

В основу структуры урока была положена модель технологии развития критического мышления: вызов - смысловая стадия (осмысление) – рефлексия, которая реализуется в деятельности учащихся по решению задачи.  

                  Вызов

         Осмысление

            Рефлексия

Ознакомление с задачей:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Планирование решения задачи:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Осуществление решения:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Контроль:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Ученикам раздаются карточки с условием  задачи. Учащиеся самостоятельно решают, но важно не просто решить задачу, но и суметь объяснить это решение товарищу, а тот в свою очередь предложит свою задачу, и, если надо, поможет ее решить. После решения теперь уже двух задач, ученик пересаживается за другой компьютер, решает с учеником его задачу на компьютере, объясняет свои, снова пересаживается за другой компьютер и т.д. Все решаемые задачи учащиеся записывают в отдельную папку на компьютере. Задачи в карточках предлагались на применение газовых законов в конкретной ситуации. Например, такие:

Газ при нормальных условиях имеет объём 11 л. Чему равен объём этого газа, если давление равно 0.25 МПа, а температура увеличилась до 300. К?

> u[1]:=p[1]*V[1]=m[1]/M[1]*R*T[1];

> u[2]:=p[2]*V[2]=m[2]/M[2]*R*T[2];

> u[3]:=m[1]=m[2];

> u[4]:=M[1]=M[2];

> l:=solve({u[1],u[2],u[3],u[4]},{m[1],m[2],V[2],M[1],M[2]});

>

> Digits:=4:

> subs({p[1]=10^5,V[1]=11*10^(-3),T[2]=300,p[2]=0.25*10^6,T[1]=273},{l});

Газ при давлении 0.2 МПа и при температуре 15 гр. Цельсия имеет объём 5л. Чему равен объём этой массы газа при нормальных условиях?

> u[1]:=p[1]*V[1]=(m[1]/mu[1])*T[1]*R;

> u[2]:=p[2]*V[2]=(m[2]/mu[2])*T[2]*R;

> u[3]:=T[1]=t[1]+273;

> u[4]:=m[1]=m[2];

> u[5]:=mu[1]=mu[2];

>

> l:=solve({u[1],u[2],u[3],u[4],u[5]},{V[2],T[1],m[1],m[2],mu[1],mu[2]});

> Digits:=4:

> subs({p[1]=0.2*10^6,t[1]=15,V[1]=0.005,p[2]=10^5,T[2]=273,R=8.31},{l});

Далее школьникам предлагается открыть папку «Выбор», которая заранее приготовлена  и находится на рабочем столе. В ней находится список задач по газовым законам различной степени сложности и с интересным содержанием. Учащимся надо  выбрать для себя среди других интересную (или легкую)  задачу.

Задачи с интересным содержанием были следующими:

Как с помощью закрытой с одного конца трубки, аквалангист может определить глубину своего погружения.

> u[1]:=p[1]*V[1]=p[2]*V[2];

> u[2]:=V[1]=S*l[1];

> u[3]:=V[2]=S*l[2];

> u[4]:=p[2]=p[1]+rho*g*h;

  •  solve({u[1],u[2],u[3],u[4]},{p[2],V[2],V[1],h});

Пузырек воздуха всплывает со дна водоема. На глубине 6 м он имел объем10 мм кубических. Найти  объем пузырька у поверхности воды

> u[1]:=P=p[а]+rho*g*h;

> u[2]:=P*V[1]=p[а]*V[2];

> l:=solve({u[1],u[2]},{P,V[2]});

> Digits:=2:

> subs({V[1]=10^(-8),p[а]=10^5,rho=10^3,g=10,h=6},{l});

Задача с повышенной степенью сложности:

Два баллона объемами V1 и V2 соединены трубкой с краном. Они содержат газы при одинаковой температуре T и давлении p1 и  p2. Какое давление установится в баллонах, если открыть кран. Температура не меняется. Газы в химическую реакцию не вступают.

> u[1]:=p[1]*V[1]=p[11]*(V[1]+V[2]);

> u[2]:=p[2]*V[2]=p[22]*(V[1]+V[2]);

> solve({u[1],u[2]},{p[11],p[22]});

> u[3]:=p[22] = p[2]*V[2]/(V[1]+V[2]);

> u[4]:=p[11] = p[1]*V[1]/(V[1]+V[2]);

>

> u[5]:=P=p[11]+p[22];

  •  solve({u[3],u[4],u[5]},{p[11],p[22],P});

По окончанию урока каждый учащийся копирует на отдельную дискету папки с задачами и сдает учителю, который оценивает  результаты.

6.  Обобщение по использованию ЭУМР и ИКТ на уроке:

 - Данный урок может быть использован как единичный интегрированный урок в   общеобразовательной школе, объектом интеграции которого являются знания по информатике.

Мы рассматриваем данный сценарий урока в рамках разработанного нами спецкурса «Решение физических задач с помощью системы символьной математики  Maple» для профильного компонента образовательного процесса в условиях многовариантного образовательного пространства (однопрофильная школа, многопрофильная школа, гимназия, лицей и др.).    

- В основе сценария урока лежит личностно-ориентированная технология: технология   развития критического мышления, в которой используется   индивидуальная и групповая  формы работы.

 - На данном уроке продолжительность работы с компьютером составляла 40

  минут.

Литература:

  1.  Манзон Б. М., Maple V power edition.-М.: Информационно-издательский дом    «Филинтъ», 1998.-240 с.
  2.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике./ Сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-М.:Дрофа,2001.-192 с.
  3.  Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл./ Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин.-М.:Дрофа,200.-256 с.
  4.  Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 10 – 11 классов средней школе.-М.: Дрофа, 2001.
  5.  Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,1997.
  6.  Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач.-М.: Просвещение, 2001.-206.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10022. Инновационные технологии в проектировании нового туристического продукта 509.4 KB
  Инновационные технологии в проектировании нового туристического продукта Введение Актуальность дипломного исследования. Прошедший ХХ век наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества продемонстрировал чуть ли не взрывной ха...
10023. Моделирование кривых титрования с помощью MathCad 49.5 KB
  Моделирование кривых титрования с помощью MathCad. Рассматривается пример построения кривой титрования в Mathcad. Постановка задачи и порядок выполнения работы описывается в соответствующей обучающей программе. Студенты должны запустить Mathcad и обучающую программу Титрова...
10024. Программирование в MathCAD 167 KB
  Программирование в MathCAD Панель инструментов Программирование Язык программирования Mathcad Для вставки программного кода в документы в Mathcad имеется специальная панель инструментов Программирование. Большинство кнопок этой панели выполнено в виде текстового пре
10025. Принципы усиления сигналов и построения усилителей 991.5 KB
  Тема № 1. Принципы усиления сигналов и построения усилителей. Занятие № 1. Принципы электронного усиления сигналов. Учебные методические и воспитательные цели: Изучить принципы усиления и построения усилителей их параметры. Сконцентри...
10026. Каскады предварительного усиления 902 KB
  Тема № 2. Каскады предварительного усиления Занятие № 1. Широкополосные усилители Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и функционирования каскадов предварительного усиления и широкополосных усилителе...
10027. Оконечные усилительные каскады 1.1 MB
  Тема № 3. Оконечные усилительные каскады Занятие № 1. Принципы построения и функционирования каскадов оконечного усиления Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения оконечных усилительных каскадов. 2. Со...
10028. Преобразователи частоты. Общие принципы преобразования частоты 950.5 KB
  Тема 4. Преобразователи частоты Занятие 1. Общие принципы преобразования частоты Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить сущность принципов преобразования частоты. 2. Изучить схемы и принципы работы диодных преобразователей ...
10029. Функциональные устройства на операционных усилителях 810.5 KB
  Тема 5. Функциональные устройства на операционных усилителях Занятие 1. Аналоговые электронные устройства на операционных усилителях Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить основные свойства операционных усилителей ОУ...
10030. Роль и место дисциплины в подготовке офицера связиста 236.5 KB
  Вводная лекция Учебные методически развивающие и воспитательные цели: 1. Уяснить роль и место дисциплины в подготовке офицера связиста изучить основные определения классификацию технические показатели и характеристики аналоговых электронны