96276

Решение задач на газовые законы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обобщение учащимися умения решать задачи на газовые законы с помощью системы символьной математики Maple V. Задачи: Образовательная: повторить газовые законы; проконтролировать уровень усвоения газовых законов; продолжить формирование компьютерной грамотности; продолжить работу над приобретением компетентности в...

Русский

2015-10-04

66.5 KB

1 чел.

Сценарий урока по предметам естественнонаучного цикла и технологиям.

  1.  ФИО учителя/руководителя ВТК, школа:  Буйлина Ольга Михайловна / учитель физики муниципальной общеобразовательной средней школы № 36/;

Янюшкина Галина Михайловна / зав. кафедрой теоретической физики и методики преподавания физики КГПУ/; Амоскова Елена Николаевна / студентка 5 курса ФМФ КГПУ/.

  1.  реквизиты связи: г. Петрозаводск, ул. Зайцева 24, тел.74-51-87;   
  2.  предмет, по которому пишется сценарий: физика;
  3.  класс 10

Тема урока: «Решение задач на газовые законы».

Цель урока: обобщение учащимися умения решать задачи на газовые законы с помощью системы символьной математики  Maple V.

Задачи:

Образовательная: повторить газовые законы;

                                 проконтролировать уровень усвоения газовых законов;

                                 продолжить формирование компьютерной грамотности;

                                 продолжить работу над приобретением компетентности в решении

                                 задач, связанных с использованием физических знаний.

Воспитывающая: продолжить формирование элементов мировоззрения через установление причинно-следственных связей между физическими величинами,

продолжить формирование коммуникативных навыков.

Развивающая: продолжить развитие:

                                 интеллектуальных умений в процессе решения физических задач,

                                 учебно-информационных умений через кодирование информации.

Необходимое оборудование и используемый электронный учебно-методический ресурс или информационная технология:  компьютеры (Intel 386, 486, Pentium или полностью совместимый процессор), установленная на компьютерах система символьных вычислений Maple V.                            

Ход урока.

В основу структуры урока была положена модель технологии развития критического мышления: вызов - смысловая стадия (осмысление) – рефлексия, которая реализуется в деятельности учащихся по решению задачи.  

                  Вызов

         Осмысление

            Рефлексия

Ознакомление с задачей:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Планирование решения задачи:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Осуществление решения:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Контроль:

- ориентировка;

- планирование;

- исполнение;

- контроль.

Ученикам раздаются карточки с условием  задачи. Учащиеся самостоятельно решают, но важно не просто решить задачу, но и суметь объяснить это решение товарищу, а тот в свою очередь предложит свою задачу, и, если надо, поможет ее решить. После решения теперь уже двух задач, ученик пересаживается за другой компьютер, решает с учеником его задачу на компьютере, объясняет свои, снова пересаживается за другой компьютер и т.д. Все решаемые задачи учащиеся записывают в отдельную папку на компьютере. Задачи в карточках предлагались на применение газовых законов в конкретной ситуации. Например, такие:

Газ при нормальных условиях имеет объём 11 л. Чему равен объём этого газа, если давление равно 0.25 МПа, а температура увеличилась до 300. К?

> u[1]:=p[1]*V[1]=m[1]/M[1]*R*T[1];

> u[2]:=p[2]*V[2]=m[2]/M[2]*R*T[2];

> u[3]:=m[1]=m[2];

> u[4]:=M[1]=M[2];

> l:=solve({u[1],u[2],u[3],u[4]},{m[1],m[2],V[2],M[1],M[2]});

>

> Digits:=4:

> subs({p[1]=10^5,V[1]=11*10^(-3),T[2]=300,p[2]=0.25*10^6,T[1]=273},{l});

Газ при давлении 0.2 МПа и при температуре 15 гр. Цельсия имеет объём 5л. Чему равен объём этой массы газа при нормальных условиях?

> u[1]:=p[1]*V[1]=(m[1]/mu[1])*T[1]*R;

> u[2]:=p[2]*V[2]=(m[2]/mu[2])*T[2]*R;

> u[3]:=T[1]=t[1]+273;

> u[4]:=m[1]=m[2];

> u[5]:=mu[1]=mu[2];

>

> l:=solve({u[1],u[2],u[3],u[4],u[5]},{V[2],T[1],m[1],m[2],mu[1],mu[2]});

> Digits:=4:

> subs({p[1]=0.2*10^6,t[1]=15,V[1]=0.005,p[2]=10^5,T[2]=273,R=8.31},{l});

Далее школьникам предлагается открыть папку «Выбор», которая заранее приготовлена  и находится на рабочем столе. В ней находится список задач по газовым законам различной степени сложности и с интересным содержанием. Учащимся надо  выбрать для себя среди других интересную (или легкую)  задачу.

Задачи с интересным содержанием были следующими:

Как с помощью закрытой с одного конца трубки, аквалангист может определить глубину своего погружения.

> u[1]:=p[1]*V[1]=p[2]*V[2];

> u[2]:=V[1]=S*l[1];

> u[3]:=V[2]=S*l[2];

> u[4]:=p[2]=p[1]+rho*g*h;

  •  solve({u[1],u[2],u[3],u[4]},{p[2],V[2],V[1],h});

Пузырек воздуха всплывает со дна водоема. На глубине 6 м он имел объем10 мм кубических. Найти  объем пузырька у поверхности воды

> u[1]:=P=p[а]+rho*g*h;

> u[2]:=P*V[1]=p[а]*V[2];

> l:=solve({u[1],u[2]},{P,V[2]});

> Digits:=2:

> subs({V[1]=10^(-8),p[а]=10^5,rho=10^3,g=10,h=6},{l});

Задача с повышенной степенью сложности:

Два баллона объемами V1 и V2 соединены трубкой с краном. Они содержат газы при одинаковой температуре T и давлении p1 и  p2. Какое давление установится в баллонах, если открыть кран. Температура не меняется. Газы в химическую реакцию не вступают.

> u[1]:=p[1]*V[1]=p[11]*(V[1]+V[2]);

> u[2]:=p[2]*V[2]=p[22]*(V[1]+V[2]);

> solve({u[1],u[2]},{p[11],p[22]});

> u[3]:=p[22] = p[2]*V[2]/(V[1]+V[2]);

> u[4]:=p[11] = p[1]*V[1]/(V[1]+V[2]);

>

> u[5]:=P=p[11]+p[22];

  •  solve({u[3],u[4],u[5]},{p[11],p[22],P});

По окончанию урока каждый учащийся копирует на отдельную дискету папки с задачами и сдает учителю, который оценивает  результаты.

6.  Обобщение по использованию ЭУМР и ИКТ на уроке:

 - Данный урок может быть использован как единичный интегрированный урок в   общеобразовательной школе, объектом интеграции которого являются знания по информатике.

Мы рассматриваем данный сценарий урока в рамках разработанного нами спецкурса «Решение физических задач с помощью системы символьной математики  Maple» для профильного компонента образовательного процесса в условиях многовариантного образовательного пространства (однопрофильная школа, многопрофильная школа, гимназия, лицей и др.).    

- В основе сценария урока лежит личностно-ориентированная технология: технология   развития критического мышления, в которой используется   индивидуальная и групповая  формы работы.

 - На данном уроке продолжительность работы с компьютером составляла 40

  минут.

Литература:

  1.  Манзон Б. М., Maple V power edition.-М.: Информационно-издательский дом    «Филинтъ», 1998.-240 с.
  2.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике./ Сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-М.:Дрофа,2001.-192 с.
  3.  Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл./ Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин.-М.:Дрофа,200.-256 с.
  4.  Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 10 – 11 классов средней школе.-М.: Дрофа, 2001.
  5.  Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,1997.
  6.  Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач.-М.: Просвещение, 2001.-206.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80785. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 31.12 KB
  Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе Об охране окружающей среды ст. Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируется на федеральном уровне достаточно подробно документом утвержденным постановлением Правительства Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды размещение отходов другие виды вредного воздействия. Исходными при определении платы за негативное воздействие на...
80786. Экологическое страхование 30.07 KB
  Для экологического страхования главным образом имеют значения положения ПС содержащиеся в статьях 927929931966 которые прямо закрепляют некоторые аспекты относящиеся к страхованию ответственности а именно: Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение экологического вреда осуществляется в силу прямого указания закона Данный вид страхования может осуществляться хозяйствующими субъектами как за свой счет так и за счет заинтересованных лиц. Однако обязательное страхование ответственности за счет бюджета не...
80787. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение правовых экологических требований 30.62 KB
  Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды правоохранительных органов иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом физическим должностным или юридическим по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях наступающих для нарушителя. Посредством применения юридической ответственности...
80788. Ответственность за экологические преступления 30.98 KB
  К числу таковых отнесены незаконная добыча водных животных и растений незаконная охота нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне нарушение правил охраны и использования недр незаконная порядка леса уничтожение или повреждение лесов загрязнение водоемов и атмосферного воздуха загрязнение моря вредными веществами нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др. Субъектами...
80789. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения 31.43 KB
  Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб причиненный по его вине предприятию организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления: 1 причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы улучшенная выгода взысканию с работника не подлежат ст.
80790. Административная ответственность за экологические правонарушения 35.2 KB
  Понятие и виды экологического вреда. Принципы и порядок возмещения экологического вреда Вред причиняемый нарушением правовых экологических требований называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом. Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Так как природа удовлетворяет эстетические духовные потребности человека уничтожение к примеру зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно...
80791. Правовая охрана земель 36.31 KB
  Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели: предотвратить деградацию и разрушение земель другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства; обеспечить улучшение и восстановление земель подвергшихся деградации или нарушению; создать механизм учета и проверки экологического состояния земель ст. 100 Земельного кодекса РСФСР. Законодательством предусматривается...
80792. Правовая охрана недр 49.69 KB
  правовые меры охраны водных объектов Статья 55. Основные требования к охране водных объектов 1. Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов предотвращению их загрязнения засорения и истощения вод а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов находящихся в федеральной собственности собственности субъектов Российской Федерации собственности муниципальных образований осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в...
80793. Правовые меры охраны морской воды 36.9 KB
  Конкретизированы экологически значимые виды деятельности которые могут ими осуществляться проведение исследований разведка и разработка добыча водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря а также другая деятельность в том числе с борта летательного аппарата. Экономические отношения по эксплуатации природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря строятся на основе принципов: платности пользования; ответственности за нарушения условий хозяйственной...