96279

Традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Прочитаем содержание 1 картины балета страница 106.Кустодиева Балаганы и на содержание 1 картины балета подумайте и скажите какая должна звучать музыка в балете. Звучит музыка из балета Петрушка 1 картина Ярмарка.

Русский

2015-10-04

36.5 KB

2 чел.

          Тема урока: Традиции русского народа. Балет «Петрушка».

Цель: познакомить ребят с композиторской музыкой в народном духе.

Задачи:

Образовательные: научить воспринимать композиторскую музыку в народном духе; научить слышать качества музыки; научить предполагать характер и настроение произведения опираясь на картину Б.Кустодиева;

 Воспитательные: воспитать слушательскую и исполнительскую культуру, художественный вкус, любовь к музыке;

        Развивающие: развивать слушательскую культуру, эмоциональный отклик на композиторскую музыку; развить эстетический вкус, любовь к музыке, художественный вкус.

Оборудование урока: 1) учебник 4 кл. (стр.106-107)

                                    2) портрет Стравинского И.Ф.

                                    3) рисунок Петрушки

                                    4) ноты разучиваемых песен

                                    5) аудиокассета 4 кл., № 3(а)

                                    6) магнитофон

                                    7) синтезатор

Структура урока: 1. Организационный момент        (2 мин.)

                     2.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     3. Работа по теме урока                 (15 мин.)

                     4.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     5. Исполнение песен                     (15 мин.)

                     6. Итог урока                                  (3 мин.)

           

                                                               1.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Сегодня мы познакомимся с музыкой Игоря Фёдоровича Стравинского; будем в роли композиторов и режиссеров, слушателей и исполнителей; определим – созвучны ли изобразительное и музыкальное искусство.

                                                                2.

- дворники;

- комарик;

- круговой маятник;

- ладошки;

- проколотый мяч;

- повороты головой;

- китайский болванчик.

                                                                3.

В начале учебного года, мы с вами узнали, как складывались народные песни. В давние времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен.

В отличие от народных песен, композиторские песни сочинялись и сочиняются образованными музыкантами, а стихи – образованными поэтами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и кто музыку. Нередко композиторские песни по своему характеру бывают похожи на народные. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе, народном характере.

Сейчас попробуем на слух определить, какая из песен является народной, а какая в народном духе:

Исполнение учителем а`cappella  

  1.  «Вниз по матушке по Волге…» (народная)
  2.  «Уж, ты зимушка – зима» (композиторская)

        - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с современным русским композитором Игорем Фёдоровичем Стравинским (показ портрета).

Стравинский сочинил балет «Петрушка». Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Основные действующие лица – куклы, между которыми и разворачивается драма, очень несложная, даже банальная. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Фоном драмы служат широко развернутые картины Масленичного гулянья, в которых показана многоликая веселящаяся толпа. Сущность замысла – в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир: грубый и злой Арап, пустая и легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец Фокусник и равнодушная толпа.

Прочитаем содержание 1 картины балета (страница 106).

- Представьте себя режиссерами спектакля и определите характер отдельных эпизодов: (ответы детей)

      1 эпизод (танцевальный, весёлый, праздничный, свободный);

      2 эпизод (таинственный, спокойный, напевный);

      3 эпизод  (танцевальный, яркий).

На странице 107 вам предоставлена картина Б.Кустодиева «Балаганы». Скажите, какой здесь праздник изображен? (Масленица).

- А теперь представьте себя композиторами и, опираясь на картину Б.Кустодиева «Балаганы» и на содержание 1 картины балета, подумайте и скажите, какая должна звучать музыка в балете. (Очень веселая, народная, праздничная, беззаботная).

- На этой же странице вам предоставлены эскизы костюмов Арапа и Балерины художника А.Бенуа. Скажите, их костюмы схожи с настроением на картине Б.Кустодиева? (Схожи).

- Сейчас сели как слушатели. Звучит музыка из балета «Петрушка» 1 картина Ярмарка.

- Скажите, какой оркестр звучит: русский народный или симфонический? (Симфонический).

- Созвучны ли картина «Балаганы» и балет «Петрушка»? (Да).

- А что объединяет музыку балета и картину? (праздничное настроение, народность).

Вывод: так как в музыке присутствует народность, можно смело сказать, что балет «Петрушка» написан композитором Стравинским в народном духе, стиле.

                                                                 4.

- ладошки;

- китайский болванчик;

- обними плечи;

- обними плечи + китайский болванчик;

- обними плечи + повороты головой;

- комарик;

- Ч5 на слог «лё».

                                                                         

                                                                          5.

Исполнение песен: р.н.п. «Вниз по матушке по Волге…»

                                 А.Александров «Уж, ты зимушка – зима»

                                 Т.Хренников «Гимн начальной школы»

                                                                 6.

Итог урока:

                  - Как звучит тема сегодняшнего урока?

                  - С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?

                  - С каким произведением И.Ф.Стравинского мы сегодня познакомились?

                  - Что объединяет музыку балета И.Ф.Стравинского и картину Б.Кустодиева?

                  - Какой оркестр исполняет музыку из балета «Петрушка»?

                  - Музыка из балета «Петрушка» является композиторской, народной или композиторской в народном духе?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70080. ОБЩАЯ ХИМИЯ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 588 KB
  Основными классами неорганических соединений являются оксиды кислоты соли и основания. Солеобразующие оксиды делят на основные образуют соли с кислотами кислотные образуют соли с основаниями и амфотерные образуют соли как с кислотами так и с основаниями.
70081. Сложные запросы 120 KB
  Над наборами записей, содержащихся в таблицах базы данных и/или возвращаемых запросами, можно совершать теоретико-множественные операции, такие как декартово произведение, объединение, пересечение и вычитание.
70083. Оказание первой доврачебной медицинской помощи человеку, пораженному электрическим током 108 KB
  Положение головы пострадавшего перед проведением искусственного дыхания Рис. Оценить состояние пострадавшего. Первая помощь пострадавшему от электрического тока Первая помощь пострадавшему от электрического тока состоит из двух этапов: освобождение пострадавшего от действия тока...
70084. Измерение влажности воздуха 41.5 KB
  Цель работы: Познакомиться с методом измерения относительной влажности воздуха с помощью термометра Техника безопасности: Аккуратное обращение с термометром и стаканом Ход работы: Измерить t воздуха и воды в стакане убедившись в их равенстве.
70085. ДОСЛІДЖЕННЯ МОМЕНТУ ІНЕРЦІЇ ТІЛ РІЗНОЇ ГЕОМЕТРИЧНОЇ ФОРМИ 46 KB
  Мета роботи: встановити моменти інерції тіл різної геометричної форми методом незгасаючих крутильних коливань. Прилади та обладнання:Прилад з диском для створення крутильних незгасаючих коливань, Набір досліджуваних тіл, Секундомір, Лінійка, Мікрометр.
70087. Проектирование отношений и схемы данных. (MS Access) 91 KB
  В открытом окне Схема данных уже будут отображены все созданные таблицы и связи между ними. Установите включение опций Обеспечение целостности данных Каскадное обновление связанных полей Каскадное удаление связанных полей.
70088. Створення базі даних, що відображає квартальне виробництво кулінарних виробів 294 KB
  Таблиці розмістити на окремих сторінках книги назви яких повинні відповідати назвам розміщених на них таблиць. Створити на окремих аркушах книги табличного процесора MS Excel два вихідних документи використовуючи вхідні інформаційні таблиці.