96279

Традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Прочитаем содержание 1 картины балета страница 106.Кустодиева Балаганы и на содержание 1 картины балета подумайте и скажите какая должна звучать музыка в балете. Звучит музыка из балета Петрушка 1 картина Ярмарка.

Русский

2015-10-04

36.5 KB

2 чел.

          Тема урока: Традиции русского народа. Балет «Петрушка».

Цель: познакомить ребят с композиторской музыкой в народном духе.

Задачи:

Образовательные: научить воспринимать композиторскую музыку в народном духе; научить слышать качества музыки; научить предполагать характер и настроение произведения опираясь на картину Б.Кустодиева;

 Воспитательные: воспитать слушательскую и исполнительскую культуру, художественный вкус, любовь к музыке;

        Развивающие: развивать слушательскую культуру, эмоциональный отклик на композиторскую музыку; развить эстетический вкус, любовь к музыке, художественный вкус.

Оборудование урока: 1) учебник 4 кл. (стр.106-107)

                                    2) портрет Стравинского И.Ф.

                                    3) рисунок Петрушки

                                    4) ноты разучиваемых песен

                                    5) аудиокассета 4 кл., № 3(а)

                                    6) магнитофон

                                    7) синтезатор

Структура урока: 1. Организационный момент        (2 мин.)

                     2.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     3. Работа по теме урока                 (15 мин.)

                     4.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     5. Исполнение песен                     (15 мин.)

                     6. Итог урока                                  (3 мин.)

           

                                                               1.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Сегодня мы познакомимся с музыкой Игоря Фёдоровича Стравинского; будем в роли композиторов и режиссеров, слушателей и исполнителей; определим – созвучны ли изобразительное и музыкальное искусство.

                                                                2.

- дворники;

- комарик;

- круговой маятник;

- ладошки;

- проколотый мяч;

- повороты головой;

- китайский болванчик.

                                                                3.

В начале учебного года, мы с вами узнали, как складывались народные песни. В давние времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен.

В отличие от народных песен, композиторские песни сочинялись и сочиняются образованными музыкантами, а стихи – образованными поэтами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и кто музыку. Нередко композиторские песни по своему характеру бывают похожи на народные. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе, народном характере.

Сейчас попробуем на слух определить, какая из песен является народной, а какая в народном духе:

Исполнение учителем а`cappella  

  1.  «Вниз по матушке по Волге…» (народная)
  2.  «Уж, ты зимушка – зима» (композиторская)

        - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с современным русским композитором Игорем Фёдоровичем Стравинским (показ портрета).

Стравинский сочинил балет «Петрушка». Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Основные действующие лица – куклы, между которыми и разворачивается драма, очень несложная, даже банальная. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Фоном драмы служат широко развернутые картины Масленичного гулянья, в которых показана многоликая веселящаяся толпа. Сущность замысла – в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир: грубый и злой Арап, пустая и легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец Фокусник и равнодушная толпа.

Прочитаем содержание 1 картины балета (страница 106).

- Представьте себя режиссерами спектакля и определите характер отдельных эпизодов: (ответы детей)

      1 эпизод (танцевальный, весёлый, праздничный, свободный);

      2 эпизод (таинственный, спокойный, напевный);

      3 эпизод  (танцевальный, яркий).

На странице 107 вам предоставлена картина Б.Кустодиева «Балаганы». Скажите, какой здесь праздник изображен? (Масленица).

- А теперь представьте себя композиторами и, опираясь на картину Б.Кустодиева «Балаганы» и на содержание 1 картины балета, подумайте и скажите, какая должна звучать музыка в балете. (Очень веселая, народная, праздничная, беззаботная).

- На этой же странице вам предоставлены эскизы костюмов Арапа и Балерины художника А.Бенуа. Скажите, их костюмы схожи с настроением на картине Б.Кустодиева? (Схожи).

- Сейчас сели как слушатели. Звучит музыка из балета «Петрушка» 1 картина Ярмарка.

- Скажите, какой оркестр звучит: русский народный или симфонический? (Симфонический).

- Созвучны ли картина «Балаганы» и балет «Петрушка»? (Да).

- А что объединяет музыку балета и картину? (праздничное настроение, народность).

Вывод: так как в музыке присутствует народность, можно смело сказать, что балет «Петрушка» написан композитором Стравинским в народном духе, стиле.

                                                                 4.

- ладошки;

- китайский болванчик;

- обними плечи;

- обними плечи + китайский болванчик;

- обними плечи + повороты головой;

- комарик;

- Ч5 на слог «лё».

                                                                         

                                                                          5.

Исполнение песен: р.н.п. «Вниз по матушке по Волге…»

                                 А.Александров «Уж, ты зимушка – зима»

                                 Т.Хренников «Гимн начальной школы»

                                                                 6.

Итог урока:

                  - Как звучит тема сегодняшнего урока?

                  - С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?

                  - С каким произведением И.Ф.Стравинского мы сегодня познакомились?

                  - Что объединяет музыку балета И.Ф.Стравинского и картину Б.Кустодиева?

                  - Какой оркестр исполняет музыку из балета «Петрушка»?

                  - Музыка из балета «Петрушка» является композиторской, народной или композиторской в народном духе?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30298. Типология реализма в историческом аспекте. Социалистический реализм 26.5 KB
  Социалистический реализм являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики требует от художника правдивого историческиконкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма. В изображении действительности показать процесс исторического развития который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию...
30299. Основные методы художественной литературы. Сентиментализм. Идейные основы и художественная практика 32.5 KB
  Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства или как говорили в России в XVIII в. В России сентиментализм зарождается в 60е годы но лучшие его произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева Письма русского путешественника и повести Карамзина относятся к последнему десятилетию XVIII в. в Западной Европе и России подготовленное кризисом просветительского рационализма см. В России представителями С.
30300. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика символизма 29 KB
  Идейные основы и художественная практика символизма МОДЕРНИЗМ общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре 20 века программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного искусства современности или искусства будущего . В более строгом историческом смысле ранние стилистические тенденции такого направления импрессионизм постимпрессионизм символизм стиль модерн в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален как позднее. Символизм европейское литературнохудожественное...
30302. Постмодернизм. Стилевые принципы изображения действительности. Основные представители в литературах Запада и России 24 KB
  Основные представители в литературах Запада и России что постмодернизм – это мировоззрение выражающее основные тенденции установки и ориентиры общества достигшего определённого уровня развития. модерн – это не только и не столько конкретная историческая эпоха – это определённая мировоззренческая позиция которая рассматривает историю как процесс восхождения от низших форм к высшим причём новая ступень развития с данной точки зрения должна преодолевать или даже отменять предшествующую. Таким образом можно сделать вывод что модерн –...
30303. Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.) 30.5 KB
  Проблема автора в литературоведении. Категория автора считается 1 из стержневых в литературе.Выделяется образ автора под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета отношение автора к героям и т.
30304. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте (автор-биография, автор-концепция, автор-повествователь) 27 KB
  Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте авторбиография авторконцепция авторповествователь Слово автор употребл в литведении в нескх знач. явлся все произведениеобраз автора. явлений характерных для отдельных жанров и родовавтором называют рассказчика повествователя в эпических произведениях либо лирического героя в лирикеБ. автор может выбрать одну из трех форм повествования ОТ АВТОРА объективная форма повествования от 3го лица: кажущееся отсутствие в произв.
30305. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте 26 KB
  Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте Автор от лат. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени вступая в непосредственные отношения с другими авторами с литературными критиками с редакциями журналов и газет с книгоиздателями и книготорговцами в эпистолярные контакты с читателями и т. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп кружков литературных обществ других авторских объединений.
30306. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в лирическом тексте. Понятие лирический герой 24.5 KB
  Понятие лирический герой Формы авторского присутствия в лирике. Лирический герой субъект речи через которого выражаются биографические и эмоциональнопсихологические черты автора. Лирический герой монологическая форма авторского выражения в тексте. Ролевой герой опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего.