96279

Традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Прочитаем содержание 1 картины балета страница 106.Кустодиева Балаганы и на содержание 1 картины балета подумайте и скажите какая должна звучать музыка в балете. Звучит музыка из балета Петрушка 1 картина Ярмарка.

Русский

2015-10-04

36.5 KB

2 чел.

          Тема урока: Традиции русского народа. Балет «Петрушка».

Цель: познакомить ребят с композиторской музыкой в народном духе.

Задачи:

Образовательные: научить воспринимать композиторскую музыку в народном духе; научить слышать качества музыки; научить предполагать характер и настроение произведения опираясь на картину Б.Кустодиева;

 Воспитательные: воспитать слушательскую и исполнительскую культуру, художественный вкус, любовь к музыке;

        Развивающие: развивать слушательскую культуру, эмоциональный отклик на композиторскую музыку; развить эстетический вкус, любовь к музыке, художественный вкус.

Оборудование урока: 1) учебник 4 кл. (стр.106-107)

                                    2) портрет Стравинского И.Ф.

                                    3) рисунок Петрушки

                                    4) ноты разучиваемых песен

                                    5) аудиокассета 4 кл., № 3(а)

                                    6) магнитофон

                                    7) синтезатор

Структура урока: 1. Организационный момент        (2 мин.)

                     2.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     3. Работа по теме урока                 (15 мин.)

                     4.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     5. Исполнение песен                     (15 мин.)

                     6. Итог урока                                  (3 мин.)

           

                                                               1.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Сегодня мы познакомимся с музыкой Игоря Фёдоровича Стравинского; будем в роли композиторов и режиссеров, слушателей и исполнителей; определим – созвучны ли изобразительное и музыкальное искусство.

                                                                2.

- дворники;

- комарик;

- круговой маятник;

- ладошки;

- проколотый мяч;

- повороты головой;

- китайский болванчик.

                                                                3.

В начале учебного года, мы с вами узнали, как складывались народные песни. В давние времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен.

В отличие от народных песен, композиторские песни сочинялись и сочиняются образованными музыкантами, а стихи – образованными поэтами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и кто музыку. Нередко композиторские песни по своему характеру бывают похожи на народные. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе, народном характере.

Сейчас попробуем на слух определить, какая из песен является народной, а какая в народном духе:

Исполнение учителем а`cappella  

  1.  «Вниз по матушке по Волге…» (народная)
  2.  «Уж, ты зимушка – зима» (композиторская)

        - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с современным русским композитором Игорем Фёдоровичем Стравинским (показ портрета).

Стравинский сочинил балет «Петрушка». Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Основные действующие лица – куклы, между которыми и разворачивается драма, очень несложная, даже банальная. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Фоном драмы служат широко развернутые картины Масленичного гулянья, в которых показана многоликая веселящаяся толпа. Сущность замысла – в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир: грубый и злой Арап, пустая и легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец Фокусник и равнодушная толпа.

Прочитаем содержание 1 картины балета (страница 106).

- Представьте себя режиссерами спектакля и определите характер отдельных эпизодов: (ответы детей)

      1 эпизод (танцевальный, весёлый, праздничный, свободный);

      2 эпизод (таинственный, спокойный, напевный);

      3 эпизод  (танцевальный, яркий).

На странице 107 вам предоставлена картина Б.Кустодиева «Балаганы». Скажите, какой здесь праздник изображен? (Масленица).

- А теперь представьте себя композиторами и, опираясь на картину Б.Кустодиева «Балаганы» и на содержание 1 картины балета, подумайте и скажите, какая должна звучать музыка в балете. (Очень веселая, народная, праздничная, беззаботная).

- На этой же странице вам предоставлены эскизы костюмов Арапа и Балерины художника А.Бенуа. Скажите, их костюмы схожи с настроением на картине Б.Кустодиева? (Схожи).

- Сейчас сели как слушатели. Звучит музыка из балета «Петрушка» 1 картина Ярмарка.

- Скажите, какой оркестр звучит: русский народный или симфонический? (Симфонический).

- Созвучны ли картина «Балаганы» и балет «Петрушка»? (Да).

- А что объединяет музыку балета и картину? (праздничное настроение, народность).

Вывод: так как в музыке присутствует народность, можно смело сказать, что балет «Петрушка» написан композитором Стравинским в народном духе, стиле.

                                                                 4.

- ладошки;

- китайский болванчик;

- обними плечи;

- обними плечи + китайский болванчик;

- обними плечи + повороты головой;

- комарик;

- Ч5 на слог «лё».

                                                                         

                                                                          5.

Исполнение песен: р.н.п. «Вниз по матушке по Волге…»

                                 А.Александров «Уж, ты зимушка – зима»

                                 Т.Хренников «Гимн начальной школы»

                                                                 6.

Итог урока:

                  - Как звучит тема сегодняшнего урока?

                  - С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?

                  - С каким произведением И.Ф.Стравинского мы сегодня познакомились?

                  - Что объединяет музыку балета И.Ф.Стравинского и картину Б.Кустодиева?

                  - Какой оркестр исполняет музыку из балета «Петрушка»?

                  - Музыка из балета «Петрушка» является композиторской, народной или композиторской в народном духе?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35682. Інформаційно-пошуковий проект «Олександр Матросов. 70 років подвигу» 36.14 KB
  Обґрунтування актуальності проекту Сучасна школа спрямована на забезпечення всебічного розвитку особистості шляхом навчання та виховання які ґрунтуються на загальнолюдських цінностях та принципах науковості інтегрованості єдності навчання і виховання на засадах гуманізму демократії громадянської свідомості взаємоповаги в інтересах людини родини суспільства держави. І саме тому я запропонувала своїм учням залучитися до реалізації цільового творчого проекту з громадянськопатріотичного виховання Олександр Матросов 70 років подвигу ....
35683. Квіткова фантазія. Творчий проект на виготовлення композиції з бісеру 1.75 MB
  ОРГАНІЗАЦІЙНО-ПІДГОТОВЧИЙ ТЕХНІЧНЕ ЗАВДАННЯ Призначення виробу що проектується. Аналіз конкурентної спроможності виробу на ринку. Робочий ескіз виробу з описом. Моделювання виробу.
35684. Теплообменное оборудование второго контура реактора ВВЭР-1000 1.38 MB
  3 Принципиальная тепловая схема 3 Принципиальна тепловая второго контура схема установки К50060 1500 4 Принципиальная тепловая схема второго контура установки К100060 15001 4 Принципиальная тепловая схема второго контура установки К100060 15002 5 Принципиальная тепловая схема второго контура установки К100060 3000 5 Теплообменное оборудование второго контура реактора ВВЭР1000 6 Парогенератор 6 Паровая турбина 7 Система сепарации и промежуточного перегрева пара 8 Конденсационная установка паровой турбины 9 Деаэратор 10 Подогреватели...
35685. Проектуваня та виготовлення полиці з ДСП 4.65 MB
  Нашою дизайнерською групою було вирішено розробити проект полиці. Віками на полиці клали найрізноманітніші предмети. В українській традиції існує термін для позначення особливої полиці для посуду мисник.
35686. ПОДГОТОВКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА 107 KB
  Подготовка творческого проекта по дисциплине Этика и культура межнациональных отношений. Рекомендации помогают студентам организовать собственную самостоятельную работу по подготовке творческого проекта являющимся итоговой работой по дисциплине Этика и культура межнациональных отношений. Методические рекомендации разъясняют сущность творческого проекта содержат примерные темы для него описывают этапы работы над проектом.
35687. Создание творческого проекта 51 KB
  Кто предложил Метод фокальных объектов МФО Ч. К каким методам относится МФО ассоциативный эмпирический когнитивный 10. На чем базируется МФО рассмотрение задач других методов анализ случайных объектов и случайных признаков этих объектов анализ типовых объектов 11. В чем состоит принцип МФО перенесение ярких неожиданных свойств случайных объектов на совершенствуемый объект интерпретация свойств совершенствуемого объекта рассмотрение свойств объекта в разных ситуациях 12.
35688. Мой выбор: оператор ЭВМ. Творческий проект 148 KB
  Обоснование выбора профессии Профессиональное самоопределение важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Но осуществить свободный выбор профессии очень не просто. Показатели Содержание Мои жизненные ценности Семья профессия благополучие Смысл и цель моей жизни Приобретение любимой профессии овладение ею в совершенстве достижение высокого профессионального мастерства Предполагаемая профессия Основной вариант: оператор ЭВМ Запасной вариант: оператор станков с программным управлением Мотивы выбора профессии Интерес к...