96279

Традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Прочитаем содержание 1 картины балета страница 106.Кустодиева Балаганы и на содержание 1 картины балета подумайте и скажите какая должна звучать музыка в балете. Звучит музыка из балета Петрушка 1 картина Ярмарка.

Русский

2015-10-04

36.5 KB

2 чел.

          Тема урока: Традиции русского народа. Балет «Петрушка».

Цель: познакомить ребят с композиторской музыкой в народном духе.

Задачи:

Образовательные: научить воспринимать композиторскую музыку в народном духе; научить слышать качества музыки; научить предполагать характер и настроение произведения опираясь на картину Б.Кустодиева;

 Воспитательные: воспитать слушательскую и исполнительскую культуру, художественный вкус, любовь к музыке;

        Развивающие: развивать слушательскую культуру, эмоциональный отклик на композиторскую музыку; развить эстетический вкус, любовь к музыке, художественный вкус.

Оборудование урока: 1) учебник 4 кл. (стр.106-107)

                                    2) портрет Стравинского И.Ф.

                                    3) рисунок Петрушки

                                    4) ноты разучиваемых песен

                                    5) аудиокассета 4 кл., № 3(а)

                                    6) магнитофон

                                    7) синтезатор

Структура урока: 1. Организационный момент        (2 мин.)

                     2.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     3. Работа по теме урока                 (15 мин.)

                     4.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     5. Исполнение песен                     (15 мин.)

                     6. Итог урока                                  (3 мин.)

           

                                                               1.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Сегодня мы познакомимся с музыкой Игоря Фёдоровича Стравинского; будем в роли композиторов и режиссеров, слушателей и исполнителей; определим – созвучны ли изобразительное и музыкальное искусство.

                                                                2.

- дворники;

- комарик;

- круговой маятник;

- ладошки;

- проколотый мяч;

- повороты головой;

- китайский болванчик.

                                                                3.

В начале учебного года, мы с вами узнали, как складывались народные песни. В давние времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен.

В отличие от народных песен, композиторские песни сочинялись и сочиняются образованными музыкантами, а стихи – образованными поэтами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и кто музыку. Нередко композиторские песни по своему характеру бывают похожи на народные. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе, народном характере.

Сейчас попробуем на слух определить, какая из песен является народной, а какая в народном духе:

Исполнение учителем а`cappella  

  1.  «Вниз по матушке по Волге…» (народная)
  2.  «Уж, ты зимушка – зима» (композиторская)

        - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с современным русским композитором Игорем Фёдоровичем Стравинским (показ портрета).

Стравинский сочинил балет «Петрушка». Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Основные действующие лица – куклы, между которыми и разворачивается драма, очень несложная, даже банальная. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Фоном драмы служат широко развернутые картины Масленичного гулянья, в которых показана многоликая веселящаяся толпа. Сущность замысла – в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир: грубый и злой Арап, пустая и легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец Фокусник и равнодушная толпа.

Прочитаем содержание 1 картины балета (страница 106).

- Представьте себя режиссерами спектакля и определите характер отдельных эпизодов: (ответы детей)

      1 эпизод (танцевальный, весёлый, праздничный, свободный);

      2 эпизод (таинственный, спокойный, напевный);

      3 эпизод  (танцевальный, яркий).

На странице 107 вам предоставлена картина Б.Кустодиева «Балаганы». Скажите, какой здесь праздник изображен? (Масленица).

- А теперь представьте себя композиторами и, опираясь на картину Б.Кустодиева «Балаганы» и на содержание 1 картины балета, подумайте и скажите, какая должна звучать музыка в балете. (Очень веселая, народная, праздничная, беззаботная).

- На этой же странице вам предоставлены эскизы костюмов Арапа и Балерины художника А.Бенуа. Скажите, их костюмы схожи с настроением на картине Б.Кустодиева? (Схожи).

- Сейчас сели как слушатели. Звучит музыка из балета «Петрушка» 1 картина Ярмарка.

- Скажите, какой оркестр звучит: русский народный или симфонический? (Симфонический).

- Созвучны ли картина «Балаганы» и балет «Петрушка»? (Да).

- А что объединяет музыку балета и картину? (праздничное настроение, народность).

Вывод: так как в музыке присутствует народность, можно смело сказать, что балет «Петрушка» написан композитором Стравинским в народном духе, стиле.

                                                                 4.

- ладошки;

- китайский болванчик;

- обними плечи;

- обними плечи + китайский болванчик;

- обними плечи + повороты головой;

- комарик;

- Ч5 на слог «лё».

                                                                         

                                                                          5.

Исполнение песен: р.н.п. «Вниз по матушке по Волге…»

                                 А.Александров «Уж, ты зимушка – зима»

                                 Т.Хренников «Гимн начальной школы»

                                                                 6.

Итог урока:

                  - Как звучит тема сегодняшнего урока?

                  - С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?

                  - С каким произведением И.Ф.Стравинского мы сегодня познакомились?

                  - Что объединяет музыку балета И.Ф.Стравинского и картину Б.Кустодиева?

                  - Какой оркестр исполняет музыку из балета «Петрушка»?

                  - Музыка из балета «Петрушка» является композиторской, народной или композиторской в народном духе?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26819. Простейшие формулы ЧИ. Методология и технология создания ИС. Основные задачи и требования 2.89 MB
  Области применения имитационного моделирования. Попытаемся обобщить достоинства метода имитационного моделирования целесообразность его применения в тех или иных случаях и существующие недостатки данного вида моделирования. 1 Основным достоинством имитационного моделирования является универсальность подхода при моделировании систем различной сложности и с различной степенью детализации. С одной стороны имитационное моделирование позволяет рассматривать процессы происходящие в системе практически на любом уровне детализации.
26820. Формирование монологической речи у дошкольников 51.5 KB
  Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.
26821. Задача Коши для ОДУ первого порядка 111.5 KB
  При объектном подходе акцент переносится на конкретные характеристики системы являющейся предметом программного моделирования. Это позволило создавать программные системы максимально похожие на реальные и при этом добиваться наивысшего уровня абстракции. Концептуальная модель системы С чего начать Для одной и той же системы можно составить множество моделей. Они будут отличаться: степенью детализации учета тех или иных особенностей и режимов функционирования отражать определенную грань сущности системы ориентироваться на...
26823. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов кровообращения. Особенности кровоснабжения отдельных органов 5.99 KB
  Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов кровообращения. особенности кровоснабжения отдельных органов. Система органов кровообращения состоит из центрального органа сердца; кроветворных органов селезенки костного мозга и лимфатических узлов; кровеносных сосудов артерий вен и капилляров. Таким образом сосуды несущие кровь от сердца к органам называются артериями а сосуды несущие кровь от органов к сердцу венами.
26824. Общие закономерности строения, хода и ветвления кровеносных сосудов 5.4 KB
  Строение кровеносных сосудов: Кровеносные сосуды по функции и строению разделяются на проводящие сосуды артерии и вены и питающие сосуды капилляры. Сосуды vasa vasorum и нервы nervi vasorum. Артерии arteria сосуды по которым кровь выносится из сердца. Соединяет сосуды с органами и мышцами По строению стенок различают артерии эластического переходного и мышечного типов.
26825. Основные данные фило- и онтогенеза сердечно -сосудистой системы 3.41 KB
  У амфибий на ряду с жаберным дыханием появляется легочное с образованием легочного круга кровообращения: из жаберной артерии появл. У рептилий 2 круга кровообращения: легочной и соматический. Следовательно 2 круга кровообращения. Одновременно с ними закладывается сердце которое на 7 неделе становится 4хкамерным устанавливается желточный круг кровообращения который заменяется на плацентарное кровообращещение связанное со стенкой матки.
26826. Круги кровообращения 2.55 KB
  круги кровообращения Большой или системный круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца из которого кровь поступает в аорту. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия составляет большой круг кровообращения. Из правого предсердия кровь поступает в правый желудочек который служит началом малого круга кровообращения. Малый или легочный круг кровообращения начинается из правого желудочка легочной Артерией которая в легких распадается на многочисленные капилляры что способствует освобождению крови от углекислого...
26827. Анатомическое строение сердца 4.15 KB
  анатомическое строение сердца Сердце cor гр. Предсердия располагаются в основании сердца и снаружи от желудочков отделены венечной бороздой sulcus coronarius. Желудочки образуют большую часть сердца.Обе борозды сходятся на краниальной поверхности сердца не достигая его верхушки.