96279

Традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Прочитаем содержание 1 картины балета страница 106.Кустодиева Балаганы и на содержание 1 картины балета подумайте и скажите какая должна звучать музыка в балете. Звучит музыка из балета Петрушка 1 картина Ярмарка.

Русский

2015-10-04

36.5 KB

2 чел.

          Тема урока: Традиции русского народа. Балет «Петрушка».

Цель: познакомить ребят с композиторской музыкой в народном духе.

Задачи:

Образовательные: научить воспринимать композиторскую музыку в народном духе; научить слышать качества музыки; научить предполагать характер и настроение произведения опираясь на картину Б.Кустодиева;

 Воспитательные: воспитать слушательскую и исполнительскую культуру, художественный вкус, любовь к музыке;

        Развивающие: развивать слушательскую культуру, эмоциональный отклик на композиторскую музыку; развить эстетический вкус, любовь к музыке, художественный вкус.

Оборудование урока: 1) учебник 4 кл. (стр.106-107)

                                    2) портрет Стравинского И.Ф.

                                    3) рисунок Петрушки

                                    4) ноты разучиваемых песен

                                    5) аудиокассета 4 кл., № 3(а)

                                    6) магнитофон

                                    7) синтезатор

Структура урока: 1. Организационный момент        (2 мин.)

                     2.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     3. Работа по теме урока                 (15 мин.)

                     4.  Динамическая пауза                 (5 мин.)

                     5. Исполнение песен                     (15 мин.)

                     6. Итог урока                                  (3 мин.)

           

                                                               1.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: традиции русского народа. Балет «Петрушка»

Сегодня мы познакомимся с музыкой Игоря Фёдоровича Стравинского; будем в роли композиторов и режиссеров, слушателей и исполнителей; определим – созвучны ли изобразительное и музыкальное искусство.

                                                                2.

- дворники;

- комарик;

- круговой маятник;

- ладошки;

- проколотый мяч;

- повороты головой;

- китайский болванчик.

                                                                3.

В начале учебного года, мы с вами узнали, как складывались народные песни. В давние времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен.

В отличие от народных песен, композиторские песни сочинялись и сочиняются образованными музыкантами, а стихи – образованными поэтами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и кто музыку. Нередко композиторские песни по своему характеру бывают похожи на народные. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе, народном характере.

Сейчас попробуем на слух определить, какая из песен является народной, а какая в народном духе:

Исполнение учителем а`cappella  

  1.  «Вниз по матушке по Волге…» (народная)
  2.  «Уж, ты зимушка – зима» (композиторская)

        - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с современным русским композитором Игорем Фёдоровичем Стравинским (показ портрета).

Стравинский сочинил балет «Петрушка». Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Действие этого балета происходит в старом Петербурге 1830-х годов во время народных гуляний на масляной неделе. Основные действующие лица – куклы, между которыми и разворачивается драма, очень несложная, даже банальная. Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Фоном драмы служат широко развернутые картины Масленичного гулянья, в которых показана многоликая веселящаяся толпа. Сущность замысла – в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир: грубый и злой Арап, пустая и легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец Фокусник и равнодушная толпа.

Прочитаем содержание 1 картины балета (страница 106).

- Представьте себя режиссерами спектакля и определите характер отдельных эпизодов: (ответы детей)

      1 эпизод (танцевальный, весёлый, праздничный, свободный);

      2 эпизод (таинственный, спокойный, напевный);

      3 эпизод  (танцевальный, яркий).

На странице 107 вам предоставлена картина Б.Кустодиева «Балаганы». Скажите, какой здесь праздник изображен? (Масленица).

- А теперь представьте себя композиторами и, опираясь на картину Б.Кустодиева «Балаганы» и на содержание 1 картины балета, подумайте и скажите, какая должна звучать музыка в балете. (Очень веселая, народная, праздничная, беззаботная).

- На этой же странице вам предоставлены эскизы костюмов Арапа и Балерины художника А.Бенуа. Скажите, их костюмы схожи с настроением на картине Б.Кустодиева? (Схожи).

- Сейчас сели как слушатели. Звучит музыка из балета «Петрушка» 1 картина Ярмарка.

- Скажите, какой оркестр звучит: русский народный или симфонический? (Симфонический).

- Созвучны ли картина «Балаганы» и балет «Петрушка»? (Да).

- А что объединяет музыку балета и картину? (праздничное настроение, народность).

Вывод: так как в музыке присутствует народность, можно смело сказать, что балет «Петрушка» написан композитором Стравинским в народном духе, стиле.

                                                                 4.

- ладошки;

- китайский болванчик;

- обними плечи;

- обними плечи + китайский болванчик;

- обними плечи + повороты головой;

- комарик;

- Ч5 на слог «лё».

                                                                         

                                                                          5.

Исполнение песен: р.н.п. «Вниз по матушке по Волге…»

                                 А.Александров «Уж, ты зимушка – зима»

                                 Т.Хренников «Гимн начальной школы»

                                                                 6.

Итог урока:

                  - Как звучит тема сегодняшнего урока?

                  - С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?

                  - С каким произведением И.Ф.Стравинского мы сегодня познакомились?

                  - Что объединяет музыку балета И.Ф.Стравинского и картину Б.Кустодиева?

                  - Какой оркестр исполняет музыку из балета «Петрушка»?

                  - Музыка из балета «Петрушка» является композиторской, народной или композиторской в народном духе?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85307. Системы исходных понятий народной художественной культуры 37.16 KB
  Основными понятиями являются культура ценности традиция этническая культура. Ценности первым кто ввел это понятие в научный оборот был польский психолог В. Для большинства исследователей понятие ценности сродни понятию установка. Клакхон ценностиэто осознанное или неосознанное характерное для индивида или группы индивидов представления о желаемом которое определяет выбор целей с учетом возможных последствий.
85308. Календарные праздники и обряды: структура, функции, художественные элементы 35.95 KB
  Основные зимние праздники приходились на январь. Дети девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать Колядовали и в Новый год. Молодежь наряжалась стариками и старухами цыганами гусарами; мазали лица сажей надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне подшучивая над всеми разыгрывая сценки веселясь. Ходили друг к другу в гости обильно угощались блинами оладьями пирогами была и выпивка.
85309. Календарные праздники и обряды на Руси; их связь с зимним и летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; с языческими и христианскими основами веры 35 KB
  Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом с жизнью природы а значит с мифологическими олицетворениями природных сил. Первыми еще в глубокой древности возникли праздники связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре когда солнце поворачивается на лето предвещая скорое пробуждение кормилицы материземли от зимнего сна и заканчиваясь осенью с завершением уборки урожая праздники составляли целостный календарный цикл.
85310. Система церковных праздников 35.79 KB
  Среди двунадесятых праздников три подвижных: Вход Господень в Иерусалим за неделю до Пасхи Вербное воскресенье Вознесение Господне Вознесение в 40й день по Пасхе и день Святой Троицы Пятидесятница Троица в 50й день по Пасхе. Неподвижные великие праздники: Крещение Господне Богоявление Водокрещи Иордань 619 января; Сретение Господне Сретение 215 февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещенье 25 марта 7 апреля; Преображение Господне второй Спас Спас на горе средний Спас Спас яблочный 619...
85311. Классификация традиционных календарных праздников и обрядов русского народа 37.14 KB
  Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов что длительное время примерно с Х века держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами писанками. Для землепашца это время критическое все что мог он на полях сделал брошенное зерно дало всходы теперь все зависело от природы а значит от прихоти управляющих природными стихиями существ. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней но и орошения полей живительной влагой способствующей колошению хлебов. Во время праздника...
85312. Функции фольклора 29.24 KB
  Функции фольклора в целом и отдельных его жанров не могли не изменяться в зависимости от общих изменений структуры всей духовной культуры от типа соотношения фольклорных и условно говоря ldquo;нефольклорныхrdquo; форм и видов духовной культуры. Важнейшие общественные функции фольклора функции народной истории народной философии народной социологии.
85313. Методология и методы изучения народной художественной культуры 33.46 KB
  Виды научных исследований в области НХТ. Теоретические исследования НХК выявление сущности принципов функций закономерностей развития НХТ и т. Фольклористические исследования фиксирующие образцы НХТ выявляющие особенности жанров сказки песни театральные тексты и т. Понятие модели в педагогике возможности педагогического моделирования в разработке направлений развития объединений и организаций занимающихся НХТ.
85314. Традиционное народное жилище: структура, функции 44.65 KB
  Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилищасборноразборной сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия круглого в основания и полусферическим верхом. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток которые определяют размеры и вместимость жилища. Если северная часть считалась почётной то южное пространство примыкающая к двери самая низшая часть жилища. Таким образом круглая юрта оригинальный исторически сложившийся образец жилища идеально...
85315. Научные предпосылки формирования курса «Теория и история народной художественной культуры» 35.12 KB
  Этнология сравнительная дисциплина целью которой является описание культуры а изначально и физических обличий между народами и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов миграции и взаимодействия этносов. Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества. История культуры представляется как непрерывный процесс прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному.