96282

География творчества М.И.Глинки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Исследование влияния музыкальных впечатлений полученных от путешествий по странам мира на творчество композитора. Задачи: способствовать пониманию учащимися значения о влиянии народной музыки на творчество композитора; развитие умения анализировать аргументировать свою точку зрения; развитие умения активно слушать музыку...

Русский

2015-10-04

442 KB

0 чел.

Федотова Мария

География творчества М.И.Глинки

Урок музыки в 4 классе

Цель: Исследование влияния  музыкальных впечатлений, полученных от  путешествий    по странам мира, на творчество композитора.

Задачи: - способствовать пониманию учащимися  значения о влиянии народной музыки на  творчество композитора;

             - развитие умения анализировать, аргументировать свою точку зрения;

             - развитие умения «активно слушать музыку»  и уметь вычленять характерные интонации.

Встреча с проблемой

1.Актуализация опыта

Учитель предлагает детям вспомнить, что они знают о композиторе М.И.Глинке, а так же какое место в становлении русской музыки он занимает, его произведения.

Затем учитель сообщает:

В становлении Глинки как композитора важную роль сыграли его путешествия по странам Европы  - Италия, Испания, Германия, Франция ,Польша и поездки на Кавказ.

2.Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, что ценного для себя как композитора, мог привести М.И.Глинка из этих поездок?

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: прав ли я в своих предположениях?

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель предлагает детям сформулировать те вопросы, которые у них возникли после обмена мнениями. Вопросы детей: Какую роль играет  народная (зарубежная) музыка для становления Глинки , как композитора? Отразилось ли пребывание  за рубежом на его творчестве? Можем ли мы услышать интонации народной музыки разных стран в его произведениях?

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом:

- Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?

Учащиеся говорят  о необходимости  обратиться к биографии автора для того чтобы полно рассмотреть вопрос о путешествиях композитора. А затем факты путешествий сопоставить с произведениями композитора.

2.Сбор информации

Учащимся демонстрируется презентация «География творчества М.И.Глинки».

3. Организация информации

По ходу  демонстрации презентации и объяснения учителя дети фиксируют информацию в таблицу ( приложение 1)

- Итак, теперь мы с вами знаем, что под впечатлением народных мотивов разных стран М.И.Глинка написал свои замечательные произведения, которые с течением времени стали шедеврами  мировой классической музыки. Скажите, на все ли поставленные вопросы мы ответили?

Ответ на последний вопрос учитель предлагает детям найти самостоятельно при прослушивании отрывков музыкальных произведений, в помощь слуховому анализу на экране высвечиваются 4 картинки с тематической принадлежностью к странам, интонации народной музыки которых использовал композитор в своих произведениях (приложение2).

4.Построение объяснения

Слушание: «Арагонская хота» - посредством определения средств музыкальной выразительности  и характера произведения,, использования подражания народным музыкальным инструментам (кастаньеты) дети приходят к выводу, что принадлежность

к испанского национального колорита можно определить.

Слушание: «Венецианская ночь» - определения характера музыки, интонаций мерного покачивания рисует у учащихся образ поющего гондольера  - венецианского певца

Слушание: Полонез  из оперы «Жизнь за царя» - путем рассуждений о характере данного танца дети приходят к выводу, что в этом произведении М.И.Глинка использовал интонации польской  народной музыки для показа национального колорита польской шляхты в опере «Иван Сусанин».

Слушание: Лезгинка  из оперы «Руслан и Людмила» путем характеристики мелодии дети приходят к выводу о ее изысканности  и витиеватости - принадлежности к восточным мотивам.

5. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что путешествие по странам Европы и поездка на Кавказ явились важным этапом в становлении М.И.Глинки, как композитора; в основу многих его произведений легли народные интонации.

Учитель обращает внимание детей на то, что в названии темы урока говорится о географии творчества великого русского композитора, и предлагает им доказать справедливость этого утверждения с опорой на имеющиеся факты.

Рефлексия 

Учащиеся пишут текст-резюме, заканчивая фразу: «Оказывается, ...». Тексты зачитываются в парах, группах. Один представитель от каждой группы читает свой текст всему классу.

Приложение 1

страна

произведение

Средства музыкальной выразительности

Италия

«Венецианская ночь»

Испания

«Арагонская хота»

Германия

Франция

Польша

Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Кавказ

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»

Приложение 2

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81061. Субъекты и акторы международных отношений. Цели, средства, стратегии в международных отношениях 38.16 KB
  Участники: Мировое сообщество активные участники национально-государственные объединения Остальное сообщество негосударственные наднациональные организации общественные организации и личное участие.= организации создается государствами или другими участниками международных отношений и подразделяются на несколько типов: межправительственные создаются государствами ЕС неправительственные организации формируются независимыми от государств группами для решения задач с которыми государство не справляется самостоятельно; с...
81062. Взаимоотношение и анализ понятий внутренняя политика, внешняя политика, мировая политика. Закономерности международных отношений 36.74 KB
  В МО включается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика испытывает двоякое давление системы международных отношений и внутренних тенденций социальноэкономического развития а также зависит от этапа исторического развития и задач государства на данном этапе. Мировая политика процесс и результат выработки принятия и реализации решений затрагивающих жизнь мирового сообщества.
81063. Методы и техники исследований международных отношений (методы исследования ситуации, сравнительный, экспликация, эксперимент, прогностические методы, построение сценариев, системный метод и модели анализа) 44.94 KB
  Методы анализа ситуации Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала данных. Главный недостаток данного метода сбора данных большая роль субъективных факторов связанных с активностью субъекта его идеологическими предпочтениями несовершенством...
81066. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича 5.32 MB
  В современных условиях отмечается увеличение частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта, тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в среднем 10% всего населения земного шара...
81067. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ 866 KB
  Целью данного научно-методического исследования является изучение содержания и разработка путей социально-психологической коррекции личности безработных. Объектом исследования является динамика изменения содержания личности безработных в процессе проводимой с ними коррекционно-развивающей работы.
81069. Научные основы формирования сбалансированного социально-эколого-экономического потенциала сельскохозяйственных организаций 4.6 MB
  В современных условиях вступления России в ВТО устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие, сохранение окружающей среды и природного ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений приобретает всё большее значение.