96282

География творчества М.И.Глинки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Исследование влияния музыкальных впечатлений полученных от путешествий по странам мира на творчество композитора. Задачи: способствовать пониманию учащимися значения о влиянии народной музыки на творчество композитора; развитие умения анализировать аргументировать свою точку зрения; развитие умения активно слушать музыку...

Русский

2015-10-04

442 KB

0 чел.

Федотова Мария

География творчества М.И.Глинки

Урок музыки в 4 классе

Цель: Исследование влияния  музыкальных впечатлений, полученных от  путешествий    по странам мира, на творчество композитора.

Задачи: - способствовать пониманию учащимися  значения о влиянии народной музыки на  творчество композитора;

             - развитие умения анализировать, аргументировать свою точку зрения;

             - развитие умения «активно слушать музыку»  и уметь вычленять характерные интонации.

Встреча с проблемой

1.Актуализация опыта

Учитель предлагает детям вспомнить, что они знают о композиторе М.И.Глинке, а так же какое место в становлении русской музыки он занимает, его произведения.

Затем учитель сообщает:

В становлении Глинки как композитора важную роль сыграли его путешествия по странам Европы  - Италия, Испания, Германия, Франция ,Польша и поездки на Кавказ.

2.Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, что ценного для себя как композитора, мог привести М.И.Глинка из этих поездок?

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: прав ли я в своих предположениях?

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель предлагает детям сформулировать те вопросы, которые у них возникли после обмена мнениями. Вопросы детей: Какую роль играет  народная (зарубежная) музыка для становления Глинки , как композитора? Отразилось ли пребывание  за рубежом на его творчестве? Можем ли мы услышать интонации народной музыки разных стран в его произведениях?

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом:

- Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?

Учащиеся говорят  о необходимости  обратиться к биографии автора для того чтобы полно рассмотреть вопрос о путешествиях композитора. А затем факты путешествий сопоставить с произведениями композитора.

2.Сбор информации

Учащимся демонстрируется презентация «География творчества М.И.Глинки».

3. Организация информации

По ходу  демонстрации презентации и объяснения учителя дети фиксируют информацию в таблицу ( приложение 1)

- Итак, теперь мы с вами знаем, что под впечатлением народных мотивов разных стран М.И.Глинка написал свои замечательные произведения, которые с течением времени стали шедеврами  мировой классической музыки. Скажите, на все ли поставленные вопросы мы ответили?

Ответ на последний вопрос учитель предлагает детям найти самостоятельно при прослушивании отрывков музыкальных произведений, в помощь слуховому анализу на экране высвечиваются 4 картинки с тематической принадлежностью к странам, интонации народной музыки которых использовал композитор в своих произведениях (приложение2).

4.Построение объяснения

Слушание: «Арагонская хота» - посредством определения средств музыкальной выразительности  и характера произведения,, использования подражания народным музыкальным инструментам (кастаньеты) дети приходят к выводу, что принадлежность

к испанского национального колорита можно определить.

Слушание: «Венецианская ночь» - определения характера музыки, интонаций мерного покачивания рисует у учащихся образ поющего гондольера  - венецианского певца

Слушание: Полонез  из оперы «Жизнь за царя» - путем рассуждений о характере данного танца дети приходят к выводу, что в этом произведении М.И.Глинка использовал интонации польской  народной музыки для показа национального колорита польской шляхты в опере «Иван Сусанин».

Слушание: Лезгинка  из оперы «Руслан и Людмила» путем характеристики мелодии дети приходят к выводу о ее изысканности  и витиеватости - принадлежности к восточным мотивам.

5. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что путешествие по странам Европы и поездка на Кавказ явились важным этапом в становлении М.И.Глинки, как композитора; в основу многих его произведений легли народные интонации.

Учитель обращает внимание детей на то, что в названии темы урока говорится о географии творчества великого русского композитора, и предлагает им доказать справедливость этого утверждения с опорой на имеющиеся факты.

Рефлексия 

Учащиеся пишут текст-резюме, заканчивая фразу: «Оказывается, ...». Тексты зачитываются в парах, группах. Один представитель от каждой группы читает свой текст всему классу.

Приложение 1

страна

произведение

Средства музыкальной выразительности

Италия

«Венецианская ночь»

Испания

«Арагонская хота»

Германия

Франция

Польша

Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Кавказ

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»

Приложение 2

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15787. Основные тенденции(тренда) ряда динамики и методы её распределения 17.77 KB
  Основные тенденциитренда ряда динамики и методы её выявления. Закономерности изменения явления во времени не проявляются в каждом конкретном уровне ряда. Это связано с действием на явления общих и случайных причин. Поэтому в статистике для выявления закономерности ил...
15788. Относительные величины и их виды 15.04 KB
  Относительные величины и их виды. Относительная величина мера количественного соотношения статистических показателей которая отражает относительные размеры социальноэкономических явлений. Относительная величина получается как частное от деления одной величин
15789. Относительные показатели вариации 14.62 KB
  Относительные показатели вариации. Относительные показатели вариации используют для сравнения степени вариации: различных признаков в одной и той же совокупности вариация заработной платы рабочих и выработки тех же рабочих на предприятии; одного и того же пр...
15790. Показатели вариации и их виды 131.8 KB
  Вариация это различия индивидуальных значений признака у единиц изучаемой совокупности. Изменение вариации признака в совокупности осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей Абсолютные показатели вариации включают: размах вариации ...
15791. Понятие статистической сводки и группировки 16.36 KB
  Понятие статистической сводки и группировки. Виды группировок Группировка метод позволяющий распределить совокупность на группы по признакам сходства или различия. Например группировка предприятий города по формам собственности. С помощью метода группировок реш...
15793. Правила построения статистических таблиц 25.5 KB
  Правила построения статистических таблиц. Статистические таблицы необходимо строить по определенным правилам. Таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные которые непосредственно отражают исследуемое социальноэкономическое явление и
15794. Правило сложений дисперсий 73.74 KB
  Правило сложений дисперсий. Показатели вариации могут быть использованы не только в анализе изменчивости изучаемого признака но и для оценки степени воздействия одного признака на вариацию другого признака т.е. в анализе взаимосвязей между показателями. При проведе...
15795. Предмет метод и теоретические основы статистики 14.61 KB
  Предмет метод и теоретические основы статистики Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной которая отображается посредством объективных статистических показателей то есть осо