96282

География творчества М.И.Глинки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Исследование влияния музыкальных впечатлений полученных от путешествий по странам мира на творчество композитора. Задачи: способствовать пониманию учащимися значения о влиянии народной музыки на творчество композитора; развитие умения анализировать аргументировать свою точку зрения; развитие умения активно слушать музыку...

Русский

2015-10-04

442 KB

0 чел.

Федотова Мария

География творчества М.И.Глинки

Урок музыки в 4 классе

Цель: Исследование влияния  музыкальных впечатлений, полученных от  путешествий    по странам мира, на творчество композитора.

Задачи: - способствовать пониманию учащимися  значения о влиянии народной музыки на  творчество композитора;

             - развитие умения анализировать, аргументировать свою точку зрения;

             - развитие умения «активно слушать музыку»  и уметь вычленять характерные интонации.

Встреча с проблемой

1.Актуализация опыта

Учитель предлагает детям вспомнить, что они знают о композиторе М.И.Глинке, а так же какое место в становлении русской музыки он занимает, его произведения.

Затем учитель сообщает:

В становлении Глинки как композитора важную роль сыграли его путешествия по странам Европы  - Италия, Испания, Германия, Франция ,Польша и поездки на Кавказ.

2.Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, что ценного для себя как композитора, мог привести М.И.Глинка из этих поездок?

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: прав ли я в своих предположениях?

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель предлагает детям сформулировать те вопросы, которые у них возникли после обмена мнениями. Вопросы детей: Какую роль играет  народная (зарубежная) музыка для становления Глинки , как композитора? Отразилось ли пребывание  за рубежом на его творчестве? Можем ли мы услышать интонации народной музыки разных стран в его произведениях?

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом:

- Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?

Учащиеся говорят  о необходимости  обратиться к биографии автора для того чтобы полно рассмотреть вопрос о путешествиях композитора. А затем факты путешествий сопоставить с произведениями композитора.

2.Сбор информации

Учащимся демонстрируется презентация «География творчества М.И.Глинки».

3. Организация информации

По ходу  демонстрации презентации и объяснения учителя дети фиксируют информацию в таблицу ( приложение 1)

- Итак, теперь мы с вами знаем, что под впечатлением народных мотивов разных стран М.И.Глинка написал свои замечательные произведения, которые с течением времени стали шедеврами  мировой классической музыки. Скажите, на все ли поставленные вопросы мы ответили?

Ответ на последний вопрос учитель предлагает детям найти самостоятельно при прослушивании отрывков музыкальных произведений, в помощь слуховому анализу на экране высвечиваются 4 картинки с тематической принадлежностью к странам, интонации народной музыки которых использовал композитор в своих произведениях (приложение2).

4.Построение объяснения

Слушание: «Арагонская хота» - посредством определения средств музыкальной выразительности  и характера произведения,, использования подражания народным музыкальным инструментам (кастаньеты) дети приходят к выводу, что принадлежность

к испанского национального колорита можно определить.

Слушание: «Венецианская ночь» - определения характера музыки, интонаций мерного покачивания рисует у учащихся образ поющего гондольера  - венецианского певца

Слушание: Полонез  из оперы «Жизнь за царя» - путем рассуждений о характере данного танца дети приходят к выводу, что в этом произведении М.И.Глинка использовал интонации польской  народной музыки для показа национального колорита польской шляхты в опере «Иван Сусанин».

Слушание: Лезгинка  из оперы «Руслан и Людмила» путем характеристики мелодии дети приходят к выводу о ее изысканности  и витиеватости - принадлежности к восточным мотивам.

5. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что путешествие по странам Европы и поездка на Кавказ явились важным этапом в становлении М.И.Глинки, как композитора; в основу многих его произведений легли народные интонации.

Учитель обращает внимание детей на то, что в названии темы урока говорится о географии творчества великого русского композитора, и предлагает им доказать справедливость этого утверждения с опорой на имеющиеся факты.

Рефлексия 

Учащиеся пишут текст-резюме, заканчивая фразу: «Оказывается, ...». Тексты зачитываются в парах, группах. Один представитель от каждой группы читает свой текст всему классу.

Приложение 1

страна

произведение

Средства музыкальной выразительности

Италия

«Венецианская ночь»

Испания

«Арагонская хота»

Германия

Франция

Польша

Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Кавказ

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»

Приложение 2

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74433. СТЕБЕЛЬ ДВУДОЛЬНЫХ И ГОЛОСЕМЕННЫХ 39 KB
  Из особенностей ее в стеблях отметим что клетки кожицы здесь обычно имеют мало извилистые очертания вытянуты в направлении параллельном продольной оси стебля и что частота устьиц сравнительно низка. Механическая ткань первичной коры и колленхима располагаются под кожицей в виде тяжей в углах стебля как например у губоцветных или в его ребрах у зонтичных реже в виде кольца у тыквенных пасленовых и др. В некоторых стеблях и многих корневищах этот слой представлен типичной эндодермой с поясками Каспари см. Некоторые авторы...
74434. Новизна теоретических исследований: понятия, закономерности, дефиниции понятий, теория 17.81 KB
  Работа претендующая на роль теоретической должна содержать положения выводы благодаря которым происходит развитие наличных достоверных знаний по предмету соответствующей отрасли правовой науки. При этом новизна может охватывать предмет науки с разной полнотой. Второй уровень новизны образуют оригинальные решения отдельных проблем науки. Одна из распространенных в правовой науке форм теоретической новизны сводится к развитию совершенствованию понятийного аппарата науки.
74435. Новизна эмпирических юридических исследований: единичные и обобщенные факты, эмпирический закон 17.37 KB
  Новизна эмпирических юридических исследований: единичные и обобщенные факты эмпирический закон Исследование новизна которого ограничивается эмпирическим уровнем знаний представляет собой эмпирическое исследование. Итак эмпирическое исследование проводится с применением теоретических знаний для описания и оценки исследуемых фактов но в нем нет новых теоретических положений сформулированных лично автором иначе исследование относилось бы к теоретическому уровню познания. Эмпирическое юридическое исследование в полной мере соответствует...
74436. Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход 16.87 KB
  Общие принципы научного познания: объективность всесторонность системность конкретноисторический подход В российской философской и юридической литературе в числе всеобщих принципов научного познания чаще всего называют принципы объективности познаваемости объективного мира всесторонности познания исторического и конкретноисторического подходов познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др. Принцип объективности означает что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так как...
74437. Виды методологии правовых исследований 20.23 KB
  Методология догматических правовых исследований Догматическое правовое исследование является наиболее распространенным в правовой науке поскольку именно оно обеспечивает правоведов достоверными и полными знаниями о системе действующего права ее отдельных отраслях институтах и нормах права. Понимается как исследование норм права в целях выявления воли правотворческого органа выраженной в исследуемых источниках права общих и особенных черт признаков свойственных исследуемым нормам права и допущенных правотворческих ошибок. Методология...
74438. История западноевропейской правовой науки 18.62 KB
  История западноевропейской правовой науки. Порожденная практическими потребностями общества правовая наука вырабатывала представления об идеальном государстве и о справедливом праве характерные для конкретноисторических особенностей соответствующей эпохи и формулировала свои предложения о путях совершенствования политикоправовой практики. Поэтому историю правовой науки как и историю общества можно подразделить на четыре большие по времени эпохи: Древний мир Средневековье Новое время и современный период. Начало западноевропейской...
74440. Классификация как процедура научного исследования 17.46 KB
  При этом каждый обособленный класс образуют явления представляющие собой какую-либо одну форму признака взятого основанием классификации. Объектом классификации всегда выступает определенное множество однородных предметов явлений а не какой-либо единичный предмет или отдельное событие. Основание классификации представляет собой какой-либо признак присущий объекту исходя их которого производится классифицирование. Компоненты классы классификации это группы предметов явлений и т.
74441. Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук 15.1 KB
  Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук. По мнению одних авторов специфический метод правовой науки может быть представлен только ее теоретико-понятийным аппаратом а общие и специальные методы лишь применяются учеными-юристами но не разрабатываются ими. Его всеобщность выражается в том что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях этапах научного познания; общие методы анализ синтез абстрагирование системно-структурный подход восхождение от абстрактного к конкретному которые как...