96287

Типы и стили речи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить пятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля...

Русский

2015-10-04

14.67 KB

0 чел.

Урок №

Тема урока :Типы и стили речи

Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить пятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

– Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы.

– Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

– Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации?

1. Бытовая сфера.

2. Научная сфера.

3. Правовая сфера.

4. Сфера политики.

5. Сфера искусства.

– Каковы функции языка?

1. Общение.

2. Сообщение.

3. Воздействие.

Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:

1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения.

2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения.

3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения.

4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия.

5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия.

III. Работа в группах.

Задание. Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.

1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)

2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения».(Г. Фетисов.)

3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном  затоплении. (Росгидрометцентр.)

4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.)

5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)

IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.

Упражнение 437

V. Итог урока.

Домашнее задание. Упр.442., выуч теор. материал246, 263, 266.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83945. Разработка рекламы поездки в Санкт-Петербург 4.15 MB
  Немаловажную роль реклама играет также и в туризме. Реклама в сфере туризма позволяет модифицировать поведение уже имеющихся потребителей, привлечь внимание к предлагаемым услугам потенциальных потребителей, создать положительный имидж самого предприятия, а также показать его общественную значимость.
83946. Методы развития слухо-голосовой координации у младших школьников на уроках музыки 238 KB
  Педагогическое руководство процессом развития чистоты интонирования у детей младшего школьного возраста посредством работы над слухо-голосовой координацией. Из опыта музыкально-педагогической работы по развитию чистоты интонирования у детей младшего школьного возраста посредством работы над слухоголосовой координацией.
83947. Лекарственное сырье животного происхождения. Спермацет и его заменители 889 KB
  Необходимость очистки организма вытекает из факта, во-первых, весьма малого употребления грубой растительной пищи, которая является естественным очистителем кишечного тракта, а во-вторых, большей частью хаотичным питанием большинства людей, которое приводит к неполному перевариванию пищи.
83948. Сoвершенствoвание валютнoй пoлитики Рoссийскoй Федерации 204.63 KB
  Вoздействие валютнoй пoлитики Центральнoгo банка РФ на экoнoмику Рoссии. Oбмeнный курс валюты и инфляция в Рoссии. Денежнo-кредитная пoлитика разрабатываемая Банкoм Рoссии в свoих вариантах макрoэкoнoмическoгo развития страны в первую oчередь учитывает вoзмoжные кoлебания цен на нефть.
83949. Исследование технологии product placement в зарубежном кинематографе методом фокус-группы на примере фильма «Одноклассники» («Grown Ups») 161.5 KB
  Такую технологию называют продакт плейсмент который в свою очередь набирает все большую популярность. Таким образом актуальность продакт плейсмент в контексте темы данной работы очевидна. Актуальность состоит в том что в настоящее время технология продакт плейсмент активно развивается в России...
83950. Организация обслуживания участников конференции в количестве 70 человек (завтрак в ресторане при четырех звездочном отеле по типу шведского стола) 285.02 KB
  Это обеспечивается прежде всего изменением технологий переработки продуктов питания развитием коммуникаций средств доставки продукции и сырья интенсификацией многих производственных процессов. По международным документам термин общественное питание характеризуется такими различными определениями как методы приготовления большого количества пиши выполняемые без предварительной договоренности с потребителем или как любые виды питания организованного вне дома . Во всем мире предприятия общественного питания принадлежат либо...
83951. Разработки бизнес-плана предприятия гостиницы «Лавра» 109.83 KB
  Решив заняться бизнесом предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнеспланах с которых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероприятие. В рыночной экономике бизнесплан является рабочим инструментом и для действующих фирм используемых во всех сферах предпринимательства.
83952. Организация поточной застройки жилых кварталов 254 KB
  Нормативная продолжительность устанавливается в соответствии со СниП 1.04.03.-85. «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений.», в зависимости от конструктивных характеристик и площадей ( мощностей) объектов.