96287

Типы и стили речи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить пятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля...

Русский

2015-10-04

14.67 KB

0 чел.

Урок №

Тема урока :Типы и стили речи

Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить пятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

– Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы.

– Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

– Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации?

1. Бытовая сфера.

2. Научная сфера.

3. Правовая сфера.

4. Сфера политики.

5. Сфера искусства.

– Каковы функции языка?

1. Общение.

2. Сообщение.

3. Воздействие.

Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:

1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения.

2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения.

3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения.

4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия.

5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия.

III. Работа в группах.

Задание. Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.

1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)

2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения».(Г. Фетисов.)

3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном  затоплении. (Росгидрометцентр.)

4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.)

5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)

IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.

Упражнение 437

V. Итог урока.

Домашнее задание. Упр.442., выуч теор. материал246, 263, 266.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82112. Электрогидравлический следящий привод подачи фрезерного станка 1.99 MB
  В данной курсовой работе рассматривается электрогидравлический привод подачи фрезерного станка. Привод с гидромотором 8 подачи фрезерного станка с передачей «шариковый винт-гайка» применяется при больших длинах хода стола 10, когда изготовление длинной детали представляет значительные трудности.
82115. Хай вогонь в серцях палає, а пожеж хай не буває 51.5 KB
  Вогонь потрібен всюди: в житлових будинках навчальних закладах для обігрівання приміщень приготування страв Вогонь є символом Олімпійських спортивних ігор перед вогнем біля могили Невідомого солдата люди схиляють голови віддаючи шану загиблим за Батьківщину.
82116. Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами 201 KB
  Правила безпечного поводження з газом та газовими приладами. Ознайомити учнів з правилами безпечного користування побутовими газовими приладами. Вчити дітей діяти у разі виявлення запаху газу. Що зараз майже в кожнім домі Є необхідним безперечно Бо варить їжу всім без втоми Хоч він отруйний небезпечний...
82117. Поведінка учня. Вплив поведінки на здоров’я 110 KB
  Мета: Формувати уявлення про ввічливого учня, про вплив поведінки на власне здоров’я та здоров’я оточуючих людей. Формувати вміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки (між настроєм і суперечкою; добрим вчинком і доброзичливим ставленням); узагальнювати сприйняття, використовувати знання...
82118. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций 1.41 MB
  Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.
82119. Цінуй життя і здоров’я 48.5 KB
  Мета уроку: учити дітей свідомо ставитися до свого здоровя; вчити дотримуватися здорового способу життя: режиму дня раціонального правильного харчування правил гігієни; розвивати зацікавленість дітей до проведення фізичних вправ і загартовувальних процедур; розвивати мовлення вміння висловлювати свою думку...
82120. Ми – за здоровий спосіб життя 44 KB
  Мета: формувати відповідальну внутрішню позицію щодо свого здоров’я на основі позитивних перспективних мотивів; поглиблювати усвідомлення поняття «здоров’я», його багатогранності, необхідності турботи про нього; розширювати знання про негативний вплив шкідливих звичок...