96287

Типы и стили речи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить пятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля...

Русский

2015-10-04

14.67 KB

0 чел.

Урок №

Тема урока :Типы и стили речи

Цели: систематизировать изученный материал о стилях речи; научить пятиклассников различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

– Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы.

– Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

– Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации?

1. Бытовая сфера.

2. Научная сфера.

3. Правовая сфера.

4. Сфера политики.

5. Сфера искусства.

– Каковы функции языка?

1. Общение.

2. Сообщение.

3. Воздействие.

Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:

1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения.

2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения.

3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения.

4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия.

5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия.

III. Работа в группах.

Задание. Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.

1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)

2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения».(Г. Фетисов.)

3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном  затоплении. (Росгидрометцентр.)

4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.)

5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)

IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.

Упражнение 437

V. Итог урока.

Домашнее задание. Упр.442., выуч теор. материал246, 263, 266.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11055. Исполнительные устройства систем мехатроники 206.5 KB
  Исполнительные устройства систем мехатроники Общие сведения и классификация Исполнительными механизмами называются механизмы выполняющие непосредственно требуемую технологическую операцию путем воздействия на обрабатываемую среду или объект с целью изменения
11056. Основы проектирования интегрированных мехатронных модулей и систем 734 KB
  Основы проектирования интегрированных мехатронных модулей и систем Основой метода мехатроники является интеграция составляющих частей которая закладывается на этапе проектирования и затем реализуется в технологических процессах производства и эксплуатации мехат...
11057. Методы интеграции при проектировании мехатронных агрегатов 182.5 KB
  Методы интеграции при проектировании мехатронных агрегатов Для проектирования интегрированных мехатронных агрегатов разработаны три метода интеграции. Каждый из методов может применяться как самостоятельно так и в комбинации с другими методами поскольку они реа
11058. Создание базы данных каналов промышленного контроллера в SCADA системе TRACE MODE 561.5 KB
  Создание базы данных каналов промышленного контроллера в SCADA системе TRACE MODE: методические указания по выполнению практической работы и варианты заданий / Воронеж. гос. технол. акад.; сост. И.А. Хаустов А.А Хвостов Р.А. Романов. Воронеж: ВГТА 2011. 32 с. Указания разработаны
11059. Создание базы каналов автоматизированного рабочего места диспетчерского контроля и управления с настройкой сетевого обмена 447 KB
  Создание базы каналов автоматизированного рабочего места диспетчерского контроля и управления с настройкой сетевого обмена: методические указания по выполнению практической работы / Воронеж. гос. технол. акад.; сост. И.А. Хаустов А.А Хвостов Р.А. Романов. Воронеж: ВГТА 20...
11060. Создание пользовательских функциональных блоков программированием на СИ++ 900 KB
  Создание пользовательских функциональных блоков программированием на СИ: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине Интегрированные системы проектирования и управления / Воронеж. гос. технол. акад.; Сост. И.А. Хаустов А.А. Хвостов. Воронеж...
11061. Создание и отладка программ на языке инструкций 270 KB
  Создание и отладка программ на языке инструкций: Методические указания для выполнения практической работы по дисциплине Интегрированные системы проектирования и управления / Воронеж. гос. технол. акад.; Сост. И.А. Хаустов. Воронеж 2011. 13 с. Указания разработаны в соотве...
11062. Создание графического интерфейса оператора технолога 1.25 MB
  Создание графического интерфейса оператора технолога: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине Интегрированные системы проектирования и управления / Воронеж. гос. технол. акад.; Сост. И.А. Хаустов. Воронеж 2011. 54 с. Указания разработаны в ...
11063. Создание и настройка отчета тревог 475.5 KB
  Создание и настройка отчета тревог: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине Интегрированные системы проектирования и управления / Воронеж. гос. технол. акад.; Сост. И.А. Хаустов. Воронеж 2011. 12с. Указания разработаны в соответствии с тре