96288

Контрреформация в Беларуси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом. Задачи: Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.

Русский

2015-10-04

27.08 KB

4 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Контрреформация в Беларуси.

Дата урока: 19.02.2015

Цель: Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом.

Задачи:

  1.  Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации, выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси, проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.
  2.  Способствовать развитию умений характеризовать и сравнивать исторические явления, определять последовательность событий, раскрывать причинно-следственные связи между ними, конкретизировать исторические понятия.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  История Беларуси. Вт. пол. XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко ; под ред. В.А. Белозоровича ; – -е изд., доп. и пересмотр. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. –  с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: контрреформация, иезуиты, коллегиум, клерикализация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа у доски.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Особенности Контрреформации на территории Беларуси.

- Деятельность иезуитов.

- Результаты Контрреформации.

     4.   Закрепление нового материала

     5.   Подведение итогов урока, рефлексия

  1.   Выставление оценок
  2.   Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Работа у доски: Заполнить схему «Арианство» (один учащийся)

Арианство (антитринитаризм)

                                                                         ?Основные Идеи?

                                                                             Направления

                 Шляхетское                                                                                               Крестьянское                                                                                          

                                                                                                                                    

                   ?Представители?                                                                                       ?Представители?

1. Что такое Реформация? В какой стране она началась? С чьим именем связано ее начало?

2. Что послужило предпосылками начала реформации в ВКЛ?

3. Назовите особенности реформации на белорусских землях?

3. Какое реформационное течение стало ведущим на территории Беларуси?

4. Охарактеризуйте кальвинизм как учение?

5. Почему магнаты и шляхта поддержали именно кальвинизм?

6. Кто стал лидером кальвинизма в ВКЛ?

8. Что представляли собой «гельветские (швейцарские) сборы»?

9. Каковы основные итоги Реформации в ВКЛ?

  1.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое Контрреформация? Какая ее основная цель?
  2.  Какими способами церковь вела борьбу с протестантами?
  3.  Какие наиболее яркие проявления Контрреформации в Западной Европе вы помните?

Контрреформация на территории Беларуси

Контрреформация в ВКЛ была направлена не только против протестантов, но и против православной церкви. Римские папы рассматривали белорусские земли в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Московское государство.  План предложил известный папский посол Антоний Поссевино в своей книге «Московия».

Учащиеся вслед за учителем записывают в тетради основные цели и особенности Контрреформации в Беларуси.

  1.  Борьба с протестантами.
  2.  Распространение католичества.
  3.  Ослабить православье.

Главные особенности контрреформации на территории Беларуси:

  1.  Направлена против православья.
  2.  Менее кровопролитна и жестока.

Деятельность иезуитов

Главную роль в борьбе с протестантами сыграли иезуиты.

Кем и когда был основан орден иезуитов?

[ Орден иезуитов, или Общество Иисуса основано Игнатием Лойолой в 1534 г.]

Каковы были его цели и методы деятельности?

[Цель: борьба с Реформацией и укрепление католичества. Методы: орден занимался прежде миссионерско-проповеднической деятельностью. Его представители выступали с проповедями, преподавали основы католичества, организовывали диспуты с иноверцами, проводили благотворительные акции. Часто осуществляли свою деятельность в сфере образования. Присутствовали и силовые методы борьбы.]

В 1569 г. виленский епископ Валериан Протасевич [портрет на стр. 52] пригласил в ВКЛ 13 представителей ордена иезуитов. Уже через год их количество увеличилось до 300 человек.

Один из учащихся вслух читает на стр. 52-53 про деятельность ордена Иезуитов на территории Беларуси. Остальные внимательно слушают.

Много внимания орден уделял организации собственных учебных заведений – коллегиумов.

Коллегиумы – учебные заведения в ВКЛ в  XVIXVIII вв. Большинство открыто иезуитами [записать в рабочую тетрадь].

В них молодежь получала качественное гуманитарное образование. Принимались дети разных исповеданий, т.к. в ходе воспитания предусматривалось склонение к католичеству.

На стр. 53, рис. Коллегиум иезуитов в Пинске. Современный вид.

Иезуиты стремились обосноваться в тех регионах, где преобладало православное население – в северо-восточной части.

На территории Витебской области самые известные:

Иезуитский коллегиум в Полоцке [рис.].

Иезуитский коллегиум в Орше [рис.].

Иезуитский коллегиум в Витебске [рис.].

В коллегиумах ученики изучали арифметику, геометрию, физику, астрономию, географию, историю, музыку, логику. Особое внимание  уделялось латинскому языку, грамматике, чтению произведений античных авторов и историков. Учащиеся хорошо знали греческую и римскую мифологию.

Занятия длились не более 5 часов в сутки, предусматривались поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким − 180 дней − и прерывался частыми каникулами.

Учеников хорошо и вкусно кормили. Они разучивали бальные танцы и правила поведения среди простого народа и в высшем свете. Учащиеся тщательно занимались плаванием, верховой ездой и фехтованием. Проводились соревнования между учениками. В начале учебного года профессор давал классу сложное задание. Двое тех, кто лучше выполнял его, делались командирами, или консулами. Остальных профессор делил на равные пары, и с каждой консулы выбирали одного в свою команду. Затем команды придумывали названия.

Принципы воспитания: система поощрений (почетные звания, почетные места в классе), система наказаний (скамья позора, колпак с ослиными ушами, прозвища) и др.

Иезуиты способствовали расширению деятельности других католических монашеских орденов: францисканцев, доминиканцев, кармелитов, пиаров, бенедиктинцев.

Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти Речи Посполитой. Известность получили слова Стефана Батория [портрет] : «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом». «Иезуитским королем» называли Сигизмунда ІІІ Вазу [портрет]. Он с детства был воспитан в духе верности и преданности католичеству.  Сигизмунд ІІІ Ваза активно поддержал Брестскую церковную унию.

Результаты Контрреформации

С конца XVI в. реформационное движение стало угасать.

Учитель записывает итоги Контрреформации на доске, учащиеся записывают их  в рабочую тетрадь.

Итоги:

  1.  Победа Контрреформации.
  2.  Сворачивалась деятельность протестантов.
  3.  Переход кальвинисткой шляхты в католичество (Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка) [портрет]).
  4.  Законодательное оформление. Сеймы Речи Посполитой: 1668 г. отход от католичества = государственному преступлению; 1764 г. за смену католического вероисповедания – смертная казнь.
  5.  Клерикализация – усиление влияния церкви на культурную и общественную жизнь.

Контрреформация не благоприятствовала становлению белорусской культуры.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Что такое контрреформация?
  3.  Какие цели ставила контрреформация на территории Беларуси?
  4.  Назовите особенности контрреформации  на территории Беларуси?
  5.  Кто такие иезуиты? На что была направлена их деятельность?
  6.  Как вы думаете, почему С. Будный называл иезуитов «Чертовым семенем»?
  7.  Каковы итоги контрреформации для белорусских земель?
  8.  Дать определение понятиям: иезуиты, коллегиум, клерикализация.
  9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 9, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20530. Определение удельного сопротивления материалов 56 KB
  Цель работы: Опытным путем определить удельное сопротивление проводниковых материалов. Теоретическое основание: Сопротивление проводника характеризует его способность препятствовать прохождения тока. Для того чтобы при расчетах учесть способность разных проводников проводить ток вводится понятие удельное сопротивление. Удельное сопротивление – это сопротивление проводника длиной 1м и поперечное сечение 1 мм2 Сопротивление проводника зависит не только от материала из которого он изготовлен оно зависит и от его размеров длины и поперечного...
20531. Создание и редактирование простейших таблиц в EXEL 91.5 KB
  Интервал или блок ячеек задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек разделенных двоеточием например А1:C4; B1:B10. Для выделения блока ячеек можно использовать мышь перемещать при нажатой левой кнопке или клавиши управления курсором при нажатой клавише Shift. Для удобства представления данных в EXСEL применяются различные форматы ячеек числовой денежный научный процент дата и др. Присвоить формат ячейке или блоку ячеек предварительно выделив их можно с помощью команды Ячейки меню Формат или нажав правую кнопку мыши и...
20532. Создание и редактирование различных видов диаграмм в Excel 74 KB
  Диаграмма – это графическое представление числовых данных. Ряды данных – это наборы значений которые требуется изобразить на диаграмме. Например при построении диаграммы дохода компании за последнее десятилетие рядом данных является набор значений дохода за каждый год. Математический аналог рядов данных это значения функции Y.
20533. Встроенные функции EXCEL. Статистический анализ 101 KB
  Встроенные функции EXCEL. Простейший способ получения полной информации о любой из них заключается в переходе на вкладку Поиск из меню после чего необходимо напечатать имя нужной функции и нажать кнопку Показать. Для удобства функции в EXCEL разбиты по категориям матаматические финансовые статистические и т. Зная к какой категории относится функция справку о ней можно получить следующим образом: Щелкните на закладке Содержание в верхней части окна а затем последовательно пункты Создание формул и проверка книг Функции листа.
20534. Создание, дополнение и чтение файла данных 80 KB
  Создать файл данных со следующей структурой: шифр товара наименование план выпуска на каждый квартал фактический выпуск в каждом квартале. выпуск Факт. выпуск План. выпуск Факт.
20535. Обработка файла данных 23.5 KB
  Данные по машинам автобазы: номер марка план перевозок факт. Макет исходных данных номер марка план факт о 367 нр ГАЗ 105 100 л 577 ор ЗИЛ 185 185 н 705 ар КамАЗ 220 220 в 368 еу ЛИАЗ 343 340 а 859 ср МАЗ 368 368 у 364 ар УАЗ 373 373 м 290 ао КамАЗ 288 287 н 390 ал ГАЗ 100 99 Алгоритм программы Программа по разработанному алгоритму Командный файл Обработка файла данных CLEAR {Очистка экрана} SET TALK OFF {Команда запрета выполнения отдельных команд} USE Imfd...
20536. Изучение принципов микропрограммного управления 23 KB
  Владимир 2000 Цель работы: Изучение принципов построения микропрограммного устройства управления. Развитие методов параллельной обработки данных и параллельного программирования показало что сложные алгоритмы могут быть эффективно реализованы при микропрограммном управлении что обусловило применение принципов микропрограммного управления в ЭВМ высокой производительности. Микропрограммный принцип управления обеспечивает реализацию одной машинной команды путем выполнения микрокоманд записанных в постоянной памяти.
20537. КЭШ память с прямым распределением 32 KB
  Владимир 2000 Цель работы: Изучение принципа построения кэшпамяти с пря мым распределением. Введение Кэшпамять это быстродействующая память расположенная между центральным процессором и основной памятью. В больших универсальных ЭВМ основная память которых имеет емкость порядка 3264 Мбайт обычно используется кэшпамять емкость 64256 Кбайт т.