96288

Контрреформация в Беларуси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом. Задачи: Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.

Русский

2015-10-04

27.08 KB

11 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Контрреформация в Беларуси.

Дата урока: 19.02.2015

Цель: Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом.

Задачи:

  1.  Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации, выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси, проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.
  2.  Способствовать развитию умений характеризовать и сравнивать исторические явления, определять последовательность событий, раскрывать причинно-следственные связи между ними, конкретизировать исторические понятия.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  История Беларуси. Вт. пол. XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко ; под ред. В.А. Белозоровича ; – -е изд., доп. и пересмотр. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. –  с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: контрреформация, иезуиты, коллегиум, клерикализация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа у доски.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Особенности Контрреформации на территории Беларуси.

- Деятельность иезуитов.

- Результаты Контрреформации.

     4.   Закрепление нового материала

     5.   Подведение итогов урока, рефлексия

  1.   Выставление оценок
  2.   Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Работа у доски: Заполнить схему «Арианство» (один учащийся)

Арианство (антитринитаризм)

                                                                         ?Основные Идеи?

                                                                             Направления

                 Шляхетское                                                                                               Крестьянское                                                                                          

                                                                                                                                    

                   ?Представители?                                                                                       ?Представители?

1. Что такое Реформация? В какой стране она началась? С чьим именем связано ее начало?

2. Что послужило предпосылками начала реформации в ВКЛ?

3. Назовите особенности реформации на белорусских землях?

3. Какое реформационное течение стало ведущим на территории Беларуси?

4. Охарактеризуйте кальвинизм как учение?

5. Почему магнаты и шляхта поддержали именно кальвинизм?

6. Кто стал лидером кальвинизма в ВКЛ?

8. Что представляли собой «гельветские (швейцарские) сборы»?

9. Каковы основные итоги Реформации в ВКЛ?

  1.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое Контрреформация? Какая ее основная цель?
  2.  Какими способами церковь вела борьбу с протестантами?
  3.  Какие наиболее яркие проявления Контрреформации в Западной Европе вы помните?

Контрреформация на территории Беларуси

Контрреформация в ВКЛ была направлена не только против протестантов, но и против православной церкви. Римские папы рассматривали белорусские земли в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Московское государство.  План предложил известный папский посол Антоний Поссевино в своей книге «Московия».

Учащиеся вслед за учителем записывают в тетради основные цели и особенности Контрреформации в Беларуси.

  1.  Борьба с протестантами.
  2.  Распространение католичества.
  3.  Ослабить православье.

Главные особенности контрреформации на территории Беларуси:

  1.  Направлена против православья.
  2.  Менее кровопролитна и жестока.

Деятельность иезуитов

Главную роль в борьбе с протестантами сыграли иезуиты.

Кем и когда был основан орден иезуитов?

[ Орден иезуитов, или Общество Иисуса основано Игнатием Лойолой в 1534 г.]

Каковы были его цели и методы деятельности?

[Цель: борьба с Реформацией и укрепление католичества. Методы: орден занимался прежде миссионерско-проповеднической деятельностью. Его представители выступали с проповедями, преподавали основы католичества, организовывали диспуты с иноверцами, проводили благотворительные акции. Часто осуществляли свою деятельность в сфере образования. Присутствовали и силовые методы борьбы.]

В 1569 г. виленский епископ Валериан Протасевич [портрет на стр. 52] пригласил в ВКЛ 13 представителей ордена иезуитов. Уже через год их количество увеличилось до 300 человек.

Один из учащихся вслух читает на стр. 52-53 про деятельность ордена Иезуитов на территории Беларуси. Остальные внимательно слушают.

Много внимания орден уделял организации собственных учебных заведений – коллегиумов.

Коллегиумы – учебные заведения в ВКЛ в  XVIXVIII вв. Большинство открыто иезуитами [записать в рабочую тетрадь].

В них молодежь получала качественное гуманитарное образование. Принимались дети разных исповеданий, т.к. в ходе воспитания предусматривалось склонение к католичеству.

На стр. 53, рис. Коллегиум иезуитов в Пинске. Современный вид.

Иезуиты стремились обосноваться в тех регионах, где преобладало православное население – в северо-восточной части.

На территории Витебской области самые известные:

Иезуитский коллегиум в Полоцке [рис.].

Иезуитский коллегиум в Орше [рис.].

Иезуитский коллегиум в Витебске [рис.].

В коллегиумах ученики изучали арифметику, геометрию, физику, астрономию, географию, историю, музыку, логику. Особое внимание  уделялось латинскому языку, грамматике, чтению произведений античных авторов и историков. Учащиеся хорошо знали греческую и римскую мифологию.

Занятия длились не более 5 часов в сутки, предусматривались поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким − 180 дней − и прерывался частыми каникулами.

Учеников хорошо и вкусно кормили. Они разучивали бальные танцы и правила поведения среди простого народа и в высшем свете. Учащиеся тщательно занимались плаванием, верховой ездой и фехтованием. Проводились соревнования между учениками. В начале учебного года профессор давал классу сложное задание. Двое тех, кто лучше выполнял его, делались командирами, или консулами. Остальных профессор делил на равные пары, и с каждой консулы выбирали одного в свою команду. Затем команды придумывали названия.

Принципы воспитания: система поощрений (почетные звания, почетные места в классе), система наказаний (скамья позора, колпак с ослиными ушами, прозвища) и др.

Иезуиты способствовали расширению деятельности других католических монашеских орденов: францисканцев, доминиканцев, кармелитов, пиаров, бенедиктинцев.

Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти Речи Посполитой. Известность получили слова Стефана Батория [портрет] : «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом». «Иезуитским королем» называли Сигизмунда ІІІ Вазу [портрет]. Он с детства был воспитан в духе верности и преданности католичеству.  Сигизмунд ІІІ Ваза активно поддержал Брестскую церковную унию.

Результаты Контрреформации

С конца XVI в. реформационное движение стало угасать.

Учитель записывает итоги Контрреформации на доске, учащиеся записывают их  в рабочую тетрадь.

Итоги:

  1.  Победа Контрреформации.
  2.  Сворачивалась деятельность протестантов.
  3.  Переход кальвинисткой шляхты в католичество (Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка) [портрет]).
  4.  Законодательное оформление. Сеймы Речи Посполитой: 1668 г. отход от католичества = государственному преступлению; 1764 г. за смену католического вероисповедания – смертная казнь.
  5.  Клерикализация – усиление влияния церкви на культурную и общественную жизнь.

Контрреформация не благоприятствовала становлению белорусской культуры.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Что такое контрреформация?
  3.  Какие цели ставила контрреформация на территории Беларуси?
  4.  Назовите особенности контрреформации  на территории Беларуси?
  5.  Кто такие иезуиты? На что была направлена их деятельность?
  6.  Как вы думаете, почему С. Будный называл иезуитов «Чертовым семенем»?
  7.  Каковы итоги контрреформации для белорусских земель?
  8.  Дать определение понятиям: иезуиты, коллегиум, клерикализация.
  9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 9, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77300. Некоторые методы многомерной визуализации 835.5 KB
  Однако если результат есть многомерное множество то в настоящее время нет ответа на вопрос как в общем случае получать визуальное представление множества для понимания его структуры. Как правило в каждой конкретной задаче исследователя интересует вполне конкретная информация о структуре численно полученного им множества M. С другой стороны исследователь часто знает априорные данные о строении множества. Поэтому есть надежда что можно разработать конкретный метод представления многомерного множества с помощью которого исследователь был бы...
77301. О Создании Методов Многомерной Визуализации 622 KB
  Перевалов Институт Математики и Механики УрО РАН Екатеринбург АННОТАЦИЯ Работа посвящена теории и практике многомерной визуализации. Разработана классификация методов визуальных представлений изложены принципы создания сложных систем многомерной визуализации. Большое внимание уделено проблемам и рекомендациям по взаимодействию разработчика системы визуализации и конечным пользователем системы.
77303. RESEARCH OF VIRTUAL REALITY USERS 17.5 KB
  The min fctor distinguishing virtul relity from trditionl threedimensionl computer grphics is the stte of presence. First of ll there re questions bout the impct of presence on mentl ctivity. Will presence distrct the user from the ctul tsk We lso need to know if the presence could be chieved t ll when working with bstrct dt. Will the user be ble to interct with the environment.
77304. ACTIVITY THEORY IN PRACTICE OF DESIGN AND DEVELOPMENT OF HUMAN-COMPUTER INTERFACES 431 KB
  The paper is devoted to the design and development of “mass” and “professional” interfaces. The approach based on Activity Theory is considered. The example of the system with the interface based on Activity Theory approach is described.
77305. Анализ подходов к отладке параллельных вычислений 19 KB
  Фактически единственным способом является поочередное подсвечивание строчек создающее иллюзию выполнения программы перед глазами пользователя. Выполнение программы отождествляется с ее исходным текстом вообще говоря статическим. Попытки же напрямую исследовать динамику выявляют огромную сложность рассмотрения реальной программы и в основном ограничиваются небольшими фрагментами кода. Кроме того выполнение программы как последовательность операторов довольно плохо поддается визуализации.
77307. ФЕНОМЕН «ПРИСУТСТВИЯ» В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 32.5 KB
  В статье рассматриваются вопросы применения технологии виртуальной реальности в образовании. Приводится определяющее термин виртуальная реальность понятие «присутствия» и показывается его влияние на интеллектуальную деятельность, что представляет большое значение для образовательного процесса с использованием сред виртуальной реальности.
77308. Psychological Aspects of Virtual Environment Use 33.5 KB
  Phenomen of presence nd immersion in to virtul environments re subject of psychology studies t the sme time they re extremely importnt from positions of computer visuliztion. Keywords: Presence virtul relity visuliztion. INTRODUCTION The presence phenomenon ws described s perceptionl illusion of immedicy or otherwise ldquo;sense of being thererdquo; ignoring the computer s intermediry between person nd the world it intercts with. The sme wy one cn describe involvement phenomenon tht s well s immersion is defined s component of...