96288

Контрреформация в Беларуси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом. Задачи: Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.

Русский

2015-10-04

27.08 KB

10 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Контрреформация в Беларуси.

Дата урока: 19.02.2015

Цель: Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом.

Задачи:

  1.  Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации, выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси, проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.
  2.  Способствовать развитию умений характеризовать и сравнивать исторические явления, определять последовательность событий, раскрывать причинно-следственные связи между ними, конкретизировать исторические понятия.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  История Беларуси. Вт. пол. XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко ; под ред. В.А. Белозоровича ; – -е изд., доп. и пересмотр. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. –  с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: контрреформация, иезуиты, коллегиум, клерикализация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа у доски.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Особенности Контрреформации на территории Беларуси.

- Деятельность иезуитов.

- Результаты Контрреформации.

     4.   Закрепление нового материала

     5.   Подведение итогов урока, рефлексия

  1.   Выставление оценок
  2.   Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Работа у доски: Заполнить схему «Арианство» (один учащийся)

Арианство (антитринитаризм)

                                                                         ?Основные Идеи?

                                                                             Направления

                 Шляхетское                                                                                               Крестьянское                                                                                          

                                                                                                                                    

                   ?Представители?                                                                                       ?Представители?

1. Что такое Реформация? В какой стране она началась? С чьим именем связано ее начало?

2. Что послужило предпосылками начала реформации в ВКЛ?

3. Назовите особенности реформации на белорусских землях?

3. Какое реформационное течение стало ведущим на территории Беларуси?

4. Охарактеризуйте кальвинизм как учение?

5. Почему магнаты и шляхта поддержали именно кальвинизм?

6. Кто стал лидером кальвинизма в ВКЛ?

8. Что представляли собой «гельветские (швейцарские) сборы»?

9. Каковы основные итоги Реформации в ВКЛ?

  1.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое Контрреформация? Какая ее основная цель?
  2.  Какими способами церковь вела борьбу с протестантами?
  3.  Какие наиболее яркие проявления Контрреформации в Западной Европе вы помните?

Контрреформация на территории Беларуси

Контрреформация в ВКЛ была направлена не только против протестантов, но и против православной церкви. Римские папы рассматривали белорусские земли в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Московское государство.  План предложил известный папский посол Антоний Поссевино в своей книге «Московия».

Учащиеся вслед за учителем записывают в тетради основные цели и особенности Контрреформации в Беларуси.

  1.  Борьба с протестантами.
  2.  Распространение католичества.
  3.  Ослабить православье.

Главные особенности контрреформации на территории Беларуси:

  1.  Направлена против православья.
  2.  Менее кровопролитна и жестока.

Деятельность иезуитов

Главную роль в борьбе с протестантами сыграли иезуиты.

Кем и когда был основан орден иезуитов?

[ Орден иезуитов, или Общество Иисуса основано Игнатием Лойолой в 1534 г.]

Каковы были его цели и методы деятельности?

[Цель: борьба с Реформацией и укрепление католичества. Методы: орден занимался прежде миссионерско-проповеднической деятельностью. Его представители выступали с проповедями, преподавали основы католичества, организовывали диспуты с иноверцами, проводили благотворительные акции. Часто осуществляли свою деятельность в сфере образования. Присутствовали и силовые методы борьбы.]

В 1569 г. виленский епископ Валериан Протасевич [портрет на стр. 52] пригласил в ВКЛ 13 представителей ордена иезуитов. Уже через год их количество увеличилось до 300 человек.

Один из учащихся вслух читает на стр. 52-53 про деятельность ордена Иезуитов на территории Беларуси. Остальные внимательно слушают.

Много внимания орден уделял организации собственных учебных заведений – коллегиумов.

Коллегиумы – учебные заведения в ВКЛ в  XVIXVIII вв. Большинство открыто иезуитами [записать в рабочую тетрадь].

В них молодежь получала качественное гуманитарное образование. Принимались дети разных исповеданий, т.к. в ходе воспитания предусматривалось склонение к католичеству.

На стр. 53, рис. Коллегиум иезуитов в Пинске. Современный вид.

Иезуиты стремились обосноваться в тех регионах, где преобладало православное население – в северо-восточной части.

На территории Витебской области самые известные:

Иезуитский коллегиум в Полоцке [рис.].

Иезуитский коллегиум в Орше [рис.].

Иезуитский коллегиум в Витебске [рис.].

В коллегиумах ученики изучали арифметику, геометрию, физику, астрономию, географию, историю, музыку, логику. Особое внимание  уделялось латинскому языку, грамматике, чтению произведений античных авторов и историков. Учащиеся хорошо знали греческую и римскую мифологию.

Занятия длились не более 5 часов в сутки, предусматривались поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким − 180 дней − и прерывался частыми каникулами.

Учеников хорошо и вкусно кормили. Они разучивали бальные танцы и правила поведения среди простого народа и в высшем свете. Учащиеся тщательно занимались плаванием, верховой ездой и фехтованием. Проводились соревнования между учениками. В начале учебного года профессор давал классу сложное задание. Двое тех, кто лучше выполнял его, делались командирами, или консулами. Остальных профессор делил на равные пары, и с каждой консулы выбирали одного в свою команду. Затем команды придумывали названия.

Принципы воспитания: система поощрений (почетные звания, почетные места в классе), система наказаний (скамья позора, колпак с ослиными ушами, прозвища) и др.

Иезуиты способствовали расширению деятельности других католических монашеских орденов: францисканцев, доминиканцев, кармелитов, пиаров, бенедиктинцев.

Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти Речи Посполитой. Известность получили слова Стефана Батория [портрет] : «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом». «Иезуитским королем» называли Сигизмунда ІІІ Вазу [портрет]. Он с детства был воспитан в духе верности и преданности католичеству.  Сигизмунд ІІІ Ваза активно поддержал Брестскую церковную унию.

Результаты Контрреформации

С конца XVI в. реформационное движение стало угасать.

Учитель записывает итоги Контрреформации на доске, учащиеся записывают их  в рабочую тетрадь.

Итоги:

  1.  Победа Контрреформации.
  2.  Сворачивалась деятельность протестантов.
  3.  Переход кальвинисткой шляхты в католичество (Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка) [портрет]).
  4.  Законодательное оформление. Сеймы Речи Посполитой: 1668 г. отход от католичества = государственному преступлению; 1764 г. за смену католического вероисповедания – смертная казнь.
  5.  Клерикализация – усиление влияния церкви на культурную и общественную жизнь.

Контрреформация не благоприятствовала становлению белорусской культуры.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Что такое контрреформация?
  3.  Какие цели ставила контрреформация на территории Беларуси?
  4.  Назовите особенности контрреформации  на территории Беларуси?
  5.  Кто такие иезуиты? На что была направлена их деятельность?
  6.  Как вы думаете, почему С. Будный называл иезуитов «Чертовым семенем»?
  7.  Каковы итоги контрреформации для белорусских земель?
  8.  Дать определение понятиям: иезуиты, коллегиум, клерикализация.
  9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 9, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41032. Поняття та особливості сучасного міжнародного права 88.5 KB
  Проблема визначення міжнародного права. Характерні риси міжнародноправової системи в порівнянні з внутрішньодержавною системою права. Функції міжнародного права.
41033. Суб’єкти міжнародного права 80.5 KB
  Держава як основний субєкт міжнародного права. Україна як субєкт міжнародного права. Правосубєктність вторинних субєктів міжнародного права: а націй і народів що борються за свою незалежність; б міжнародних організацій; в державоподібних утворень; г фізичних осіб; д транснаціональних компаній.
41034. Теоретичні основи дослідження національної культури 149.5 KB
  Теоретичні основи дослідження національної культури Поняття культури та її структури Культурологія як наукова дисципліна Становлення української культурологічної думки. З точки зору історії культури якій власне і присвячено цей посібник поняття культура†використовують при характеристиці історичних епох середньовічна культура чи пам'яток археологічна культура характеристиці суспільств та регіонів європейська культура характеристиці народів кожен з яких створює неповторний культурний простір українська культура....
41035. Надзвичайні ситуації мирного й воєнного часів, їхній вплив на життєдіяльність населення України 34.5 KB
  Запобігання надзвичайним ситуаціям природного і техногенного характеру ліквідація їх наслідків максимальне зниження масштабів втрат та збитків перетворилося на загальнодержавну проблему і одне з найважливіших завдань органів виконавчої влади і управління всіх рівнів.1 Класифікація надзвичайних ситуацій Відповідно до характеру походження подій що можуть зумовити виникнення НС на території України розподіляються: надзвичайна ситуація НС порушення нормальних умов життя і діяльності людей на обєкті або території спричинене аварією...
41036. Структура національної культури. Українська культура як цілісна система 71 KB
  Структура національної культури. Українська культура як цілісна система Структура національної культури Українська культура як цілісна система Характерні риси сучасної світової культури 1. Проблема систематизації культури і розкриття її структури є досить складною. На цій підставі в культурі правомірно виділяти світову і національну культури.
41037. Джерела української культури 62.5 KB
  Протослов'янське населення території давньої України 2. Територія заселена трипільцями пролягала від Словаччини та Румунії до Слобідської України від Чернігова до Чорного моря. Тут жили зокрема пращури слов'ян місцеві землеробські племена. Питання походження східних слов'ян і на сьогодні є недостатньо вивченим.
41038. Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури 66 KB
  Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури План: 1. Християнізація Русі як чинник нових культурних зрушень 2. Мистецтво Київської Русі як утілення світогляду релігійної та естетичної свідомості. Культура Київської Русі видатне явище світової середньовічної культури.
41039. Духовна культура українського народу ХІV – першої половини XVІІ століття 62 KB
  Розєднаність українських земель відсутність єдиного політичного центру спустошливі турецькотатарські набіги іноземний гніт спричинили складні процеси в розвитку української культури XIV XVI ст. Довгий час православна церква залишалася для українського населення єдиним осередком національної самобутності духовності й культури. Складна соціальнополітична ситуація що склалася в польськолитовську добу в Україні істотно позначилася на розвитку української культури. Вказані особливості притаманні усім сферам української культури періоду...
41040. Українська культура козацької доби 60 KB
  Українська культура козацької доби Нові процеси у духовному житті Наука і освіта козацької доби Специфіка національного варіанту бароко Еволюція образотворчого мистецтва Барокова архітектура Саме козацькі часи в історії України називають добою Бароко маючи на увазі не лише мистецький стиль а значно ширше духовне поняття: світовідчуття. Українське Бароко виявилося співзвучним історичному часові що переживав народ і тому так повно виразило і його філософію і психологію й естетику. Більш того національний варіант бароко в...