96288

Контрреформация в Беларуси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом. Задачи: Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.

Русский

2015-10-04

27.08 KB

10 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Контрреформация в Беларуси.

Дата урока: 19.02.2015

Цель: Изучить процесс Контрреформации на территории Беларуси и сравнить его с общеевропейским процессом.

Задачи:

  1.  Конкретизировать знания учащихся о Контрреформации, выявить ее особенности и итоги на территории Беларуси, проследить деятельность ордена иезуитов в ВКЛ; установить внутрипредметные связи со всемирной историей.
  2.  Способствовать развитию умений характеризовать и сравнивать исторические явления, определять последовательность событий, раскрывать причинно-следственные связи между ними, конкретизировать исторические понятия.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  История Беларуси. Вт. пол. XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко ; под ред. В.А. Белозоровича ; – -е изд., доп. и пересмотр. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. –  с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: контрреформация, иезуиты, коллегиум, клерикализация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа у доски.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Особенности Контрреформации на территории Беларуси.

- Деятельность иезуитов.

- Результаты Контрреформации.

     4.   Закрепление нового материала

     5.   Подведение итогов урока, рефлексия

  1.   Выставление оценок
  2.   Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Работа у доски: Заполнить схему «Арианство» (один учащийся)

Арианство (антитринитаризм)

                                                                         ?Основные Идеи?

                                                                             Направления

                 Шляхетское                                                                                               Крестьянское                                                                                          

                                                                                                                                    

                   ?Представители?                                                                                       ?Представители?

1. Что такое Реформация? В какой стране она началась? С чьим именем связано ее начало?

2. Что послужило предпосылками начала реформации в ВКЛ?

3. Назовите особенности реформации на белорусских землях?

3. Какое реформационное течение стало ведущим на территории Беларуси?

4. Охарактеризуйте кальвинизм как учение?

5. Почему магнаты и шляхта поддержали именно кальвинизм?

6. Кто стал лидером кальвинизма в ВКЛ?

8. Что представляли собой «гельветские (швейцарские) сборы»?

9. Каковы основные итоги Реформации в ВКЛ?

  1.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое Контрреформация? Какая ее основная цель?
  2.  Какими способами церковь вела борьбу с протестантами?
  3.  Какие наиболее яркие проявления Контрреформации в Западной Европе вы помните?

Контрреформация на территории Беларуси

Контрреформация в ВКЛ была направлена не только против протестантов, но и против православной церкви. Римские папы рассматривали белорусские земли в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Московское государство.  План предложил известный папский посол Антоний Поссевино в своей книге «Московия».

Учащиеся вслед за учителем записывают в тетради основные цели и особенности Контрреформации в Беларуси.

  1.  Борьба с протестантами.
  2.  Распространение католичества.
  3.  Ослабить православье.

Главные особенности контрреформации на территории Беларуси:

  1.  Направлена против православья.
  2.  Менее кровопролитна и жестока.

Деятельность иезуитов

Главную роль в борьбе с протестантами сыграли иезуиты.

Кем и когда был основан орден иезуитов?

[ Орден иезуитов, или Общество Иисуса основано Игнатием Лойолой в 1534 г.]

Каковы были его цели и методы деятельности?

[Цель: борьба с Реформацией и укрепление католичества. Методы: орден занимался прежде миссионерско-проповеднической деятельностью. Его представители выступали с проповедями, преподавали основы католичества, организовывали диспуты с иноверцами, проводили благотворительные акции. Часто осуществляли свою деятельность в сфере образования. Присутствовали и силовые методы борьбы.]

В 1569 г. виленский епископ Валериан Протасевич [портрет на стр. 52] пригласил в ВКЛ 13 представителей ордена иезуитов. Уже через год их количество увеличилось до 300 человек.

Один из учащихся вслух читает на стр. 52-53 про деятельность ордена Иезуитов на территории Беларуси. Остальные внимательно слушают.

Много внимания орден уделял организации собственных учебных заведений – коллегиумов.

Коллегиумы – учебные заведения в ВКЛ в  XVIXVIII вв. Большинство открыто иезуитами [записать в рабочую тетрадь].

В них молодежь получала качественное гуманитарное образование. Принимались дети разных исповеданий, т.к. в ходе воспитания предусматривалось склонение к католичеству.

На стр. 53, рис. Коллегиум иезуитов в Пинске. Современный вид.

Иезуиты стремились обосноваться в тех регионах, где преобладало православное население – в северо-восточной части.

На территории Витебской области самые известные:

Иезуитский коллегиум в Полоцке [рис.].

Иезуитский коллегиум в Орше [рис.].

Иезуитский коллегиум в Витебске [рис.].

В коллегиумах ученики изучали арифметику, геометрию, физику, астрономию, географию, историю, музыку, логику. Особое внимание  уделялось латинскому языку, грамматике, чтению произведений античных авторов и историков. Учащиеся хорошо знали греческую и римскую мифологию.

Занятия длились не более 5 часов в сутки, предусматривались поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким − 180 дней − и прерывался частыми каникулами.

Учеников хорошо и вкусно кормили. Они разучивали бальные танцы и правила поведения среди простого народа и в высшем свете. Учащиеся тщательно занимались плаванием, верховой ездой и фехтованием. Проводились соревнования между учениками. В начале учебного года профессор давал классу сложное задание. Двое тех, кто лучше выполнял его, делались командирами, или консулами. Остальных профессор делил на равные пары, и с каждой консулы выбирали одного в свою команду. Затем команды придумывали названия.

Принципы воспитания: система поощрений (почетные звания, почетные места в классе), система наказаний (скамья позора, колпак с ослиными ушами, прозвища) и др.

Иезуиты способствовали расширению деятельности других католических монашеских орденов: францисканцев, доминиканцев, кармелитов, пиаров, бенедиктинцев.

Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти Речи Посполитой. Известность получили слова Стефана Батория [портрет] : «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом». «Иезуитским королем» называли Сигизмунда ІІІ Вазу [портрет]. Он с детства был воспитан в духе верности и преданности католичеству.  Сигизмунд ІІІ Ваза активно поддержал Брестскую церковную унию.

Результаты Контрреформации

С конца XVI в. реформационное движение стало угасать.

Учитель записывает итоги Контрреформации на доске, учащиеся записывают их  в рабочую тетрадь.

Итоги:

  1.  Победа Контрреформации.
  2.  Сворачивалась деятельность протестантов.
  3.  Переход кальвинисткой шляхты в католичество (Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка) [портрет]).
  4.  Законодательное оформление. Сеймы Речи Посполитой: 1668 г. отход от католичества = государственному преступлению; 1764 г. за смену католического вероисповедания – смертная казнь.
  5.  Клерикализация – усиление влияния церкви на культурную и общественную жизнь.

Контрреформация не благоприятствовала становлению белорусской культуры.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Что такое контрреформация?
  3.  Какие цели ставила контрреформация на территории Беларуси?
  4.  Назовите особенности контрреформации  на территории Беларуси?
  5.  Кто такие иезуиты? На что была направлена их деятельность?
  6.  Как вы думаете, почему С. Будный называл иезуитов «Чертовым семенем»?
  7.  Каковы итоги контрреформации для белорусских земель?
  8.  Дать определение понятиям: иезуиты, коллегиум, клерикализация.
  9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а)…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 9, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72403. CorelDRAW. Работа с линзами. Футуристичный автомобиль 548.5 KB
  Этот пример демонстрирует возможности линз, — чрезвычайно прост и оригинален. При этом получаемый результат действительно хорош с визуальной точки зрения и применим в профессиональном дизайне.
72404. Работа с макросами в CORELDRAW. Формирование календаря 2.16 MB
  Задание. Создайте изображение настенного календаря для вывода на печать. Создайте новый документ Файл - Новый (File - New). В меню Средства (Инструменты) - Visual Basiс - выбрать Воспроизвести (Tools - Visual Basiс - Play):...
72405. CorelDraw. Работа с растровыми объектами. Завернутый уголок 1.39 MB
  Существует растровый фильтр Page Curl (Завернутый угол страницы): Bitmaps > 3D Effects > Page Curl (Точечная графика > Трехмерные эффекты > Завернутый угол страницы). Где вы сможете выбрать место сворачивания уголка (слева, справа, снизу, сверху), направление...
72406. Повышение эффективности работы гальванической линии завода «ВЗЭП» г. Витебск 1.51 MB
  Обзор современных решений программ автоматического управления автооператорами гальванической линии; систематизация собранного материала для выполнения дипломного проекта, выбор физической среды реализации; изучение существующего программного обеспечения для проектирования выбранной системы; построение алгоритма управляющей программы. Определение протокола связи с модулями автооператоров, построение диаграммы состояний, вариантов использования...
72407. Форматирование таблицы, работа с формулами 1.08 MB
  Цель работы: ознакомиться со способами форматирования данных внутри ячеек, видами выравнивания и ориентации текста, прорисовки границ и выделения цветом. Изучить различные виды адресации ячеек, правила написания формул, работу Мастера функций и назначение кнопочек ленточной вкладки Формула.
72408. Работа с текстовыми данными 180.5 KB
  Цель работы: изучить основные сведения по работе с текстовыми данными, научиться обрабатывать текст. Уметь связывать данные в разных таблицах, освоить работу логических функций. Изучить пользовательские форматы данных. Научиться использовать средство Условное форматирование для выделения диапазона данных.
72409. Работа с датами и временем 116.5 KB
  Цель работы: Изучить правила организации и хранения даты и времени в EXCEL. Изучить функции для работы с датами и временем. Научиться работать с текущей датой и временем. Освоить способы связывания данных в таблицах при помощи функций...
72410. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ДЛИНЫ СВОБОДНОГО ПРОБЕГА И ЭФФЕКТИВНОГО ДИАМЕТРА МОЛЕКУЛЫ ГАЗА 165 KB
  Согласно молекулярно-кинетической теории газа хаотическое молекулярное движение является физической причиной наблюдаемых в газах явлений переноса энергии - при выравнивании температур (теплопроводность), массы - при выравнивании концентраций...
72411. Регулювання рульового механізму 131.5 KB
  Регулювання рульового механізму залежить від його конструкції. На автомобілях ГАЗ – 53 використовується передача типу глобоідальний черв’як – трьохгребневий ролик, а на автомобілях ЗИЛ – 431410 та КамАЗ – передача типу сектор та рейка – поршень.