96290

Брестская церковная уния

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить предпосылки проведение и итоги Брестской церковной унии. Задачи: Определить основные причины итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях. - Предпосылки заключения Брестской унии. - Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

Русский

2015-10-04

20.87 KB

15 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Брестская церковная уния.

Дата урока: 24. 02. 2015

Цель: Изучить предпосылки, проведение, и итоги Брестской церковной унии.

Задачи:

  1.  Определить основные причины, итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: уния, униатская церковь, православные братства, базилиане.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Предпосылки заключения Брестской унии.

- Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

- Распространение униатства.

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Устный опрос учащихся у доски.

  1.  Что такое Контрреформация?
  2.  Назовите цели контрреформации на белорусских землях?
  3.  Главные особенности контрреформации на Беларуси?
  4.  Кто такие иезуиты?
  5.  Когда орден иезуитов впервые появился в Беларуси?
  6.  Что вы можете сказать про деятельность иезуитов на территории Беларуси?
  7.  Назовите основные итоги Контрреформации?
  8.  Дать определение понятиям клерикализация, коллегиум.
  9.  Кому принадлежит следующее высказывание: «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом»?
  10.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое уния?

Предпосылки заключения Брестской унии.

После церковного раскола 1054 г. делались попытки объединить католичество и православие. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор. На нем был провозглашен союз католической и православной церквей.

Проблему унии неоднократно поднимали и в ВКЛ.

Вспомните, какое событие произошло в 1385 г.?

[Кревская уния – династический союз между ВКЛ и Польшей.]

Каковы были последствия Кревской унии?

[Одним из последствий унии стало распространение католичества. Феодалы католического вероисповедования получали дополнительные права и вольности.]

После крещения Литвы по католическому обряду, феодалы-католики и духовенство заняло господствующее положение, что вызвало недовольство православного населения.

Попытки объединения католичества и православия предпринимали великие князи литовские Витовт и Александр Казимирович.

После образования Речи Посполитой идея церковного единства все еще оставалась актуальной.

Причины:

  1.  Необходимость единства для государства.
  2.  Заинтересованы:

Римские папырасширить влияние на востоке, путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Короли Речи Посполитой – расширить связи с Западом, вывести православное население из-под влияния Российского государства.

Духовенство – сохранить свои владения, достичь равенства с католиками, получить доступ к государственной власти.

Учащиеся вслед за учителем записывают в рабочую тетрадь причины унии.

Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

В 1577 г. вышла книга Петра Скарги [портрет, стр. 57] «О единстве церкви Божьей». П. Скарга предложил свой план унии.

Один из учащихся читает текст на стр. 57 про план церковной унии П. Скарги. Остальные внимательно слушают.

В декабре 1594 г. епископы Ипатий Потей [портрет, стр. 57] и Кирилл Терлецкий тайно составили декларацию унии, которую провозгласили весной следующего года. Сигизмунд ІІІ Ваза поддержал церковный союз. 23 декабря 1595 г. папа римский торжественно провозгласил унию и приказал выбить медаль в честь этого события [рис. на стр.58].

В октябре 1596 г.  в Свято-Николаевской  церкви Бреста заседал церковный собор. На нем присутствовали 200 представителей католической и православной церквей. Акт унии был утвержден.

Собор принял решение о создании униатской церкви. Вероучение было католическим, униаты подчинялись папе римскому, обряды оставались прежними, православными. Но православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

Учитель записывает на доске основные события, учащиеся записывают их в рабочие тетради.

Распространение униатства.

Новая церковь насильственно насаждалась среди бывших православных верующих. Это в свою очередь вызывало антиуниатские настроения в среде православной шляхты, мещан и крестьян. Они  начали организовывать в городах православные братства. Их участники выступали против католичества, униатства и протестантов.

Дело дошло до насильственных действий. В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича [портрет, рис. на стр.59]. Он насильственно насаждал унию на территории Полоцкой епархии. В ответ на расправу Витебск утрачивает магдебургское право. Городская ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола и переплавили. 19 человек казнили.

Главный итог: уния не объединила общество, а, наоборот, разобщила. Народные выступления принудили королей восстановить православную церковь. Без согласия папы это совершил Владислав IV Ваза.

В 1630-е гг. униаты реформировали церковь. Был создан монашеский орден базилиан. Началась подготовка опытных униатских священников. Уже в кон. XVIII в. униатская церковь на территории Беларуси имела более тысячи приходов.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Назовите причины заключения Брестской унии?
  3.  Кто был заинтересован в заключении унии?
  4.  Расскажите, как проходила подготовка унии и ее заключение?
  5.  Какие события произошли в Витебске в 1623 г.?
  6.  Как вы думаете, способствовало ли распространение униатства развитию белорусской культуры?
  7.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке мне было интересно…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 10, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43960. Выбор и обоснование структуры данных для алгоритма построения AVL дерева 16.14 KB
  АVL - дерево с такими же значениями, как и в узлах предыдущего дерева можно представить так. Следует заметить, что сбалансированные деревья очень эффективны для поиска.
43962. Совершенствование сервисного обслуживания оборудования нефтяных скважин на базе ОАО «Северо-Западные Магистральные нефтепроводы» г. Пермь, с целью улучшения качества оказываемых услуг 1.12 MB
  В сервисном разделе были проанализирован рынок нефти процесс добычи нефти выявлены недостатки при добычи нефти предприятия ОАО Северо-Западные Магистральные нефтепроводы г. В производственно технологическом разделе проанализированы возможные методы увеличения производительности скважин рассмотрен опыт применения кислотного гидроразрыва пласта на Гагаринском месторождении предложено внедрение кислотного гидроразрыва пласта при добыче нефти. В разделе Безопасность жизнедеятельности рассмотрено обеспечение безопасности условий...
43963. Посредничество и регулирование конфликтного взаимодействия в рамках деловой коммуникации 163 KB
  Социально-психологические характеристики конфликтного взаимодействия Переговоры в структуре конфликтологии Социально-психологические аспекты конфликта Ситуационный подход к изучению проблематики кооперация-конфликт Медиация отличается от других способов разрешения конфликта консалтинга прямых переговоров арбитражного и судебного разбирательств с её помощью может быть лучше понят сам конфликт а вследствие этого переведен на более управляемый уровень...
43964. AVL дерево как инструмент повышения эффективности поиска. Оценки сложности поиска 17.8 KB
  Бинарные деревья поиска предназначены для быстрого доступа к данным. В идеале разумно сбалансированное дерево имеет высоту порядка O(log2n)...
43965. Изучении основ управления ОАО ГК «Армада» и разработке рекомендаций, направленных на совершенствование управления персоналом 924 KB
  Аналитическая часть работы включает в себя анализ организации управления персоналом на данном предприятии разработки решений по более эффективному управлению. Окончательно оформившись в конце XX века как массовое социальное явление работа по найму потребовала профессионального подхода к ее организации что породило управление менеджмент сначала как особый вид деятельности а затем и особую научную дисциплину. Гуманистический человек понимается как важнейшая ценность общества организации; ориентация на профессионализм интеллектуальный...
43966. Оптимизация алгоритма построения AVL дерева 63.34 KB
  По определению идеально сбалансированное дерево это дерево, все уровни которого, за исключением, может быть, последнего, полностью заполнены. (В бинарном дереве полностью заполненный уровень n содержит 2n узлов). При соблюдении данного условия бинарное дерево предоставляет оптимальнейшие условия для поиска в нем
43968. Державне регулювання субєктів зовнішньоекономічної діяльності 396.36 KB
  Необхідною умовою розвитку національної економіки, поглиблення співпраці з іншими державами, створення сприятливого середовища для залучення іноземних інвестицій є належне державне регулювання зовнішньоекономічної діяльності, яка становить важливий напрям загальної господарської діяльності держави.