96290

Брестская церковная уния

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить предпосылки проведение и итоги Брестской церковной унии. Задачи: Определить основные причины итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях. - Предпосылки заключения Брестской унии. - Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

Русский

2015-10-04

20.87 KB

9 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Брестская церковная уния.

Дата урока: 24. 02. 2015

Цель: Изучить предпосылки, проведение, и итоги Брестской церковной унии.

Задачи:

  1.  Определить основные причины, итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: уния, униатская церковь, православные братства, базилиане.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Предпосылки заключения Брестской унии.

- Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

- Распространение униатства.

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Устный опрос учащихся у доски.

  1.  Что такое Контрреформация?
  2.  Назовите цели контрреформации на белорусских землях?
  3.  Главные особенности контрреформации на Беларуси?
  4.  Кто такие иезуиты?
  5.  Когда орден иезуитов впервые появился в Беларуси?
  6.  Что вы можете сказать про деятельность иезуитов на территории Беларуси?
  7.  Назовите основные итоги Контрреформации?
  8.  Дать определение понятиям клерикализация, коллегиум.
  9.  Кому принадлежит следующее высказывание: «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом»?
  10.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое уния?

Предпосылки заключения Брестской унии.

После церковного раскола 1054 г. делались попытки объединить католичество и православие. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор. На нем был провозглашен союз католической и православной церквей.

Проблему унии неоднократно поднимали и в ВКЛ.

Вспомните, какое событие произошло в 1385 г.?

[Кревская уния – династический союз между ВКЛ и Польшей.]

Каковы были последствия Кревской унии?

[Одним из последствий унии стало распространение католичества. Феодалы католического вероисповедования получали дополнительные права и вольности.]

После крещения Литвы по католическому обряду, феодалы-католики и духовенство заняло господствующее положение, что вызвало недовольство православного населения.

Попытки объединения католичества и православия предпринимали великие князи литовские Витовт и Александр Казимирович.

После образования Речи Посполитой идея церковного единства все еще оставалась актуальной.

Причины:

  1.  Необходимость единства для государства.
  2.  Заинтересованы:

Римские папырасширить влияние на востоке, путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Короли Речи Посполитой – расширить связи с Западом, вывести православное население из-под влияния Российского государства.

Духовенство – сохранить свои владения, достичь равенства с католиками, получить доступ к государственной власти.

Учащиеся вслед за учителем записывают в рабочую тетрадь причины унии.

Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

В 1577 г. вышла книга Петра Скарги [портрет, стр. 57] «О единстве церкви Божьей». П. Скарга предложил свой план унии.

Один из учащихся читает текст на стр. 57 про план церковной унии П. Скарги. Остальные внимательно слушают.

В декабре 1594 г. епископы Ипатий Потей [портрет, стр. 57] и Кирилл Терлецкий тайно составили декларацию унии, которую провозгласили весной следующего года. Сигизмунд ІІІ Ваза поддержал церковный союз. 23 декабря 1595 г. папа римский торжественно провозгласил унию и приказал выбить медаль в честь этого события [рис. на стр.58].

В октябре 1596 г.  в Свято-Николаевской  церкви Бреста заседал церковный собор. На нем присутствовали 200 представителей католической и православной церквей. Акт унии был утвержден.

Собор принял решение о создании униатской церкви. Вероучение было католическим, униаты подчинялись папе римскому, обряды оставались прежними, православными. Но православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

Учитель записывает на доске основные события, учащиеся записывают их в рабочие тетради.

Распространение униатства.

Новая церковь насильственно насаждалась среди бывших православных верующих. Это в свою очередь вызывало антиуниатские настроения в среде православной шляхты, мещан и крестьян. Они  начали организовывать в городах православные братства. Их участники выступали против католичества, униатства и протестантов.

Дело дошло до насильственных действий. В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича [портрет, рис. на стр.59]. Он насильственно насаждал унию на территории Полоцкой епархии. В ответ на расправу Витебск утрачивает магдебургское право. Городская ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола и переплавили. 19 человек казнили.

Главный итог: уния не объединила общество, а, наоборот, разобщила. Народные выступления принудили королей восстановить православную церковь. Без согласия папы это совершил Владислав IV Ваза.

В 1630-е гг. униаты реформировали церковь. Был создан монашеский орден базилиан. Началась подготовка опытных униатских священников. Уже в кон. XVIII в. униатская церковь на территории Беларуси имела более тысячи приходов.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Назовите причины заключения Брестской унии?
  3.  Кто был заинтересован в заключении унии?
  4.  Расскажите, как проходила подготовка унии и ее заключение?
  5.  Какие события произошли в Витебске в 1623 г.?
  6.  Как вы думаете, способствовало ли распространение униатства развитию белорусской культуры?
  7.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке мне было интересно…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 10, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67984. ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 133 KB
  Определить сущность понятий «сотрудничество» и «взаимодействие», ознакомиться с процессом развития взаимодействия и общения детей со сверстниками в современной педагогике и психологии; рассмотреть сотрудничество детей дошкольного возраста со сверстниками во время игровой деятельности...
67987. Иван Михайлович Комов 201.5 KB
  В своем очерке посвященном общественно-историческим условиям в России во второй половине XVIII века считаю нужным указать наиболее важные для исторические черты с точки зрения развития и влияния на формирование Комова И. Иван Михайлович Комов Комов Иван Михайлович 1750-1324.
67988. Иван Владимирович Тюрин 132.5 KB
  Официальная биография говорит, что Иван Владимирович Тюрин родился 3 ноября 1892 году в селе Верхние Юшады Мензелинского района Уфимской области. Однако по воспоминаниям М. Оберландер, дочери И.В. Тюрина, в этом селе его крестили, а родился Иван Владимирович в доме своих родителей, Владимира Ивановича и Анастасии Васильевны...
67989. Определение концентрации Ge в эпитаксиальных пленках SixGe1-x/Si методом Оже-спектроскопии 749 KB
  Данное пособие подготовлено в рамках работ по проекту «Научно-образовательный центр Физика твердотельных наноструктур Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского» Российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование».
67990. Розвиток освіти в Іспанії 164.5 KB
  Перші школи в Іспанії як і в ін. школи для бідних а також ряд шкіл і колегіумів при інститутах створених педагогамигуманістами. Працюючим були доступні лише початкові школи але їх не вистачало. Незважаючи на те відповідно до конституції 1931 і закону 1933 школи релігійних організацій...
67991. Навчання в Росії в 11-14 століттях 116.5 KB
  Історичні зведення про російські школи убогі. Аж до XVІІ століття, коли святитель Дмитрій Ростовський влаштував перші народні школи. Істотно те, що характер народної освіти в Руській державі споконвічно складається як церковний і сімейний. Церковним було мистецтво, зачинателем якого став...
67992. Освітня справа доби гетьманату (квітень — грудень 1918 року) 138 KB
  Щоб зрозуміти погляд П. Скоропадського на державу, треба пояснити, у якому середовищі формувався світогляд гетьмана і в якому контексті доводилося йому діяти. Насамперед він був глибоко пов’язаний з історичною традицією. П. Скоропадський належав до старого козацького роду, серед якого був...