96290

Брестская церковная уния

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить предпосылки проведение и итоги Брестской церковной унии. Задачи: Определить основные причины итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях. - Предпосылки заключения Брестской унии. - Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

Русский

2015-10-04

20.87 KB

12 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Брестская церковная уния.

Дата урока: 24. 02. 2015

Цель: Изучить предпосылки, проведение, и итоги Брестской церковной унии.

Задачи:

  1.  Определить основные причины, итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: уния, униатская церковь, православные братства, базилиане.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Предпосылки заключения Брестской унии.

- Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

- Распространение униатства.

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Устный опрос учащихся у доски.

  1.  Что такое Контрреформация?
  2.  Назовите цели контрреформации на белорусских землях?
  3.  Главные особенности контрреформации на Беларуси?
  4.  Кто такие иезуиты?
  5.  Когда орден иезуитов впервые появился в Беларуси?
  6.  Что вы можете сказать про деятельность иезуитов на территории Беларуси?
  7.  Назовите основные итоги Контрреформации?
  8.  Дать определение понятиям клерикализация, коллегиум.
  9.  Кому принадлежит следующее высказывание: «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом»?
  10.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое уния?

Предпосылки заключения Брестской унии.

После церковного раскола 1054 г. делались попытки объединить католичество и православие. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор. На нем был провозглашен союз католической и православной церквей.

Проблему унии неоднократно поднимали и в ВКЛ.

Вспомните, какое событие произошло в 1385 г.?

[Кревская уния – династический союз между ВКЛ и Польшей.]

Каковы были последствия Кревской унии?

[Одним из последствий унии стало распространение католичества. Феодалы католического вероисповедования получали дополнительные права и вольности.]

После крещения Литвы по католическому обряду, феодалы-католики и духовенство заняло господствующее положение, что вызвало недовольство православного населения.

Попытки объединения католичества и православия предпринимали великие князи литовские Витовт и Александр Казимирович.

После образования Речи Посполитой идея церковного единства все еще оставалась актуальной.

Причины:

  1.  Необходимость единства для государства.
  2.  Заинтересованы:

Римские папырасширить влияние на востоке, путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Короли Речи Посполитой – расширить связи с Западом, вывести православное население из-под влияния Российского государства.

Духовенство – сохранить свои владения, достичь равенства с католиками, получить доступ к государственной власти.

Учащиеся вслед за учителем записывают в рабочую тетрадь причины унии.

Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

В 1577 г. вышла книга Петра Скарги [портрет, стр. 57] «О единстве церкви Божьей». П. Скарга предложил свой план унии.

Один из учащихся читает текст на стр. 57 про план церковной унии П. Скарги. Остальные внимательно слушают.

В декабре 1594 г. епископы Ипатий Потей [портрет, стр. 57] и Кирилл Терлецкий тайно составили декларацию унии, которую провозгласили весной следующего года. Сигизмунд ІІІ Ваза поддержал церковный союз. 23 декабря 1595 г. папа римский торжественно провозгласил унию и приказал выбить медаль в честь этого события [рис. на стр.58].

В октябре 1596 г.  в Свято-Николаевской  церкви Бреста заседал церковный собор. На нем присутствовали 200 представителей католической и православной церквей. Акт унии был утвержден.

Собор принял решение о создании униатской церкви. Вероучение было католическим, униаты подчинялись папе римскому, обряды оставались прежними, православными. Но православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

Учитель записывает на доске основные события, учащиеся записывают их в рабочие тетради.

Распространение униатства.

Новая церковь насильственно насаждалась среди бывших православных верующих. Это в свою очередь вызывало антиуниатские настроения в среде православной шляхты, мещан и крестьян. Они  начали организовывать в городах православные братства. Их участники выступали против католичества, униатства и протестантов.

Дело дошло до насильственных действий. В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича [портрет, рис. на стр.59]. Он насильственно насаждал унию на территории Полоцкой епархии. В ответ на расправу Витебск утрачивает магдебургское право. Городская ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола и переплавили. 19 человек казнили.

Главный итог: уния не объединила общество, а, наоборот, разобщила. Народные выступления принудили королей восстановить православную церковь. Без согласия папы это совершил Владислав IV Ваза.

В 1630-е гг. униаты реформировали церковь. Был создан монашеский орден базилиан. Началась подготовка опытных униатских священников. Уже в кон. XVIII в. униатская церковь на территории Беларуси имела более тысячи приходов.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Назовите причины заключения Брестской унии?
  3.  Кто был заинтересован в заключении унии?
  4.  Расскажите, как проходила подготовка унии и ее заключение?
  5.  Какие события произошли в Витебске в 1623 г.?
  6.  Как вы думаете, способствовало ли распространение униатства развитию белорусской культуры?
  7.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке мне было интересно…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 10, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35501. Общие вопросы по строительным конструкциям 457 KB
  Расчетные факторы нагрузки и механические характеристики материала временное сопротивление предел текучести и т. Нагрузки и воздействия могут отличаться от заданной вероятности превышения средних значений а механические характеристики материалов могут отличаться от заданной вероятности снижения средних значений.; усталостное разрушение расчет на выносливость конструкций находящихся под воздействием многократно повторяющейся нагрузки подвижной или пульсирующей: подкрановых балок шпал рамных фундаментов и перекрытий под...
35502. Материаловедение 115.5 KB
  16 МПа известковокремнеземистые известковонефелиновые бесклинкерные шлаковые и зольные вяжущие материалы хотя по существу они тоже относятся к гидравлическим вяжущим. Из строительной воздушной извести изготовляют растворы предназначенные для наземной кладки частей зданий и штукатурок работающих в воздушносухих условиях: бетоны низких марок для конструкций эксплуатируемых в воздушносухих условиях; плотные и ячеистые силикатные автоклавные изделия в том числе крупные блоки и панели; легкобетонные камни теплоизоляционные и другие...
35503. Архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений 274 KB
  определяется степенью огнестойкости и степенью долговечности его в заданных условиях эксплуатации Жилые: I Здания каменные особо капитальные; фундаменты каменные и бетонные; стены каменные кирпичные и крупноблочные; перекрытия железобетонные срок службы 150 лет II Здания каменные обыкновенные; фундаменты каменные; стены каменные кирпичные крупноблочные и крупнопанельные; перекрытия железобетонные или смешанные а также каменные своды по металлическим балкам 125 III Здания каменные облегченные; фундаменты каменные и...
35504. Безопасность жизнедеятельности. Понятие безопасности. Классификация и реализация опасностей 1.08 MB
  Понятие опасности. Классификация и реализация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Системный подход к анализу безопасности. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности деятельности. Идентификация опасностей с помощью декомпозиции деятельности. Примерная схема проектирования БЖД.
35505. Экология 51.5 KB
  Факторы окружающей среды биотические и абиотические периодические непериодические жизненно важные и сигнальные адаптация экосистем к окружающей среде. Экологические факторы компоненты природной среды влияющие на состояние и свойства организма или популяции. Абиотические все компоненты неживой природы: солн радиация температура влажность рельеф состав водной воздушной и почв среды. Опасные содержат вва которые обладают 1 из опасных свойств токсичность взрывчатость пож опасность инфекционность и присутствуют в...
35506. Конструкции из дерева и пластмасс 52.5 KB
  Основные виды соединений деревянных элементов и предъявляемые к ним требования. Конструктивные врубки для соед элементов с незначительными усилиями не рассчитываются. На шпонках W шпонок не выше W элементов. Нормальные напряжения вычисляют как для сжатоизгибаемых элементов.
35507. Железобетонные и каменные конструкции 1.87 MB
  В качестве напрягаемой рекомендуется применять стержневую термически упрочненную арматуру классов АтVI тV tIVC горячекатаную арматуру классов VI V и IV; для элементов длиной свыше 12 м целесообразно применять арматурные канаты и высокопрочную проволоку допускается применение стержней классов IV V. Конструктивные особенности железобетонных изгибаемых элементов. Основные положения расчета изгибаемых элементов по предельным состояниям. По нормальному сечению рассчитывают изгибаемые элементы прямоугольного профиля с одиночной и...
35508. Металлические конструкции 2.81 MB
  Применение: несущие конструкции промзданий большепролётные покрытия зданий мосты и эстакады листовые конструкции башни и мачты каркасы многоэтажных зданий крановые и др. подвижные конструкции прочие конструкции. Исходным материалом является прокатный металл все конструкции объединены одним технологическим процессом их изготовления.
35509. Строительная механика. Сущность расчета статически неопределимых систем методом сил 418 KB
  Эту систему большого числа сил по правилам теоретической механики можно привести к одной точке (центру тяжести поперечного сечения), в результате чего получим главный вектор R и главный момент.