96290

Брестская церковная уния

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить предпосылки проведение и итоги Брестской церковной унии. Задачи: Определить основные причины итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях. - Предпосылки заключения Брестской унии. - Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

Русский

2015-10-04

20.87 KB

9 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Брестская церковная уния.

Дата урока: 24. 02. 2015

Цель: Изучить предпосылки, проведение, и итоги Брестской церковной унии.

Задачи:

  1.  Определить основные причины, итоги и значение Брестской церковной унии; рассмотреть процесс распространения униатства на белорусских землях.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом.
  3.  Создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: уния, униатская церковь, православные братства, базилиане.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Предпосылки заключения Брестской унии.

- Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

- Распространение униатства.

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Устный опрос учащихся у доски.

  1.  Что такое Контрреформация?
  2.  Назовите цели контрреформации на белорусских землях?
  3.  Главные особенности контрреформации на Беларуси?
  4.  Кто такие иезуиты?
  5.  Когда орден иезуитов впервые появился в Беларуси?
  6.  Что вы можете сказать про деятельность иезуитов на территории Беларуси?
  7.  Назовите основные итоги Контрреформации?
  8.  Дать определение понятиям клерикализация, коллегиум.
  9.  Кому принадлежит следующее высказывание: «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом»?
  10.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Что такое уния?

Предпосылки заключения Брестской унии.

После церковного раскола 1054 г. делались попытки объединить католичество и православие. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор. На нем был провозглашен союз католической и православной церквей.

Проблему унии неоднократно поднимали и в ВКЛ.

Вспомните, какое событие произошло в 1385 г.?

[Кревская уния – династический союз между ВКЛ и Польшей.]

Каковы были последствия Кревской унии?

[Одним из последствий унии стало распространение католичества. Феодалы католического вероисповедования получали дополнительные права и вольности.]

После крещения Литвы по католическому обряду, феодалы-католики и духовенство заняло господствующее положение, что вызвало недовольство православного населения.

Попытки объединения католичества и православия предпринимали великие князи литовские Витовт и Александр Казимирович.

После образования Речи Посполитой идея церковного единства все еще оставалась актуальной.

Причины:

  1.  Необходимость единства для государства.
  2.  Заинтересованы:

Римские папырасширить влияние на востоке, путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Короли Речи Посполитой – расширить связи с Западом, вывести православное население из-под влияния Российского государства.

Духовенство – сохранить свои владения, достичь равенства с католиками, получить доступ к государственной власти.

Учащиеся вслед за учителем записывают в рабочую тетрадь причины унии.

Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии.

В 1577 г. вышла книга Петра Скарги [портрет, стр. 57] «О единстве церкви Божьей». П. Скарга предложил свой план унии.

Один из учащихся читает текст на стр. 57 про план церковной унии П. Скарги. Остальные внимательно слушают.

В декабре 1594 г. епископы Ипатий Потей [портрет, стр. 57] и Кирилл Терлецкий тайно составили декларацию унии, которую провозгласили весной следующего года. Сигизмунд ІІІ Ваза поддержал церковный союз. 23 декабря 1595 г. папа римский торжественно провозгласил унию и приказал выбить медаль в честь этого события [рис. на стр.58].

В октябре 1596 г.  в Свято-Николаевской  церкви Бреста заседал церковный собор. На нем присутствовали 200 представителей католической и православной церквей. Акт унии был утвержден.

Собор принял решение о создании униатской церкви. Вероучение было католическим, униаты подчинялись папе римскому, обряды оставались прежними, православными. Но православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

Учитель записывает на доске основные события, учащиеся записывают их в рабочие тетради.

Распространение униатства.

Новая церковь насильственно насаждалась среди бывших православных верующих. Это в свою очередь вызывало антиуниатские настроения в среде православной шляхты, мещан и крестьян. Они  начали организовывать в городах православные братства. Их участники выступали против католичества, униатства и протестантов.

Дело дошло до насильственных действий. В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича [портрет, рис. на стр.59]. Он насильственно насаждал унию на территории Полоцкой епархии. В ответ на расправу Витебск утрачивает магдебургское право. Городская ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола и переплавили. 19 человек казнили.

Главный итог: уния не объединила общество, а, наоборот, разобщила. Народные выступления принудили королей восстановить православную церковь. Без согласия папы это совершил Владислав IV Ваза.

В 1630-е гг. униаты реформировали церковь. Был создан монашеский орден базилиан. Началась подготовка опытных униатских священников. Уже в кон. XVIII в. униатская церковь на территории Беларуси имела более тысячи приходов.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Назовите причины заключения Брестской унии?
  3.  Кто был заинтересован в заключении унии?
  4.  Расскажите, как проходила подготовка унии и ее заключение?
  5.  Какие события произошли в Витебске в 1623 г.?
  6.  Как вы думаете, способствовало ли распространение униатства развитию белорусской культуры?
  7.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке мне было интересно…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 10, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24717. Токовая поперечная дифференциальная защита линий 165 KB
  Токовая поперечная дифференциальная РЗ предназначена для параллельных ЛЭП с общим выключателем. При одностороннем питании параллельных ЛЭП РЗ устанавливается только со стороны источника питания а в сети с двусторонним питанием с обеих сторон параллельных ЛЭП. На одноименных фазах каждой ЛЭП устанавливаются ТТ с одинаковым коэффициентом трансформации. В действительности в реле протекает ток небаланса IНБ вызванный погрешностью ТТ и некоторым различием первичных токовобусловленным неточным равенством сопротивлений ЛЭП.
24718. Защита электродвигателей от перегрузок и замыканий на землю 146.5 KB
  Защита с тепловым реле. Лучше других могут обеспечить характеристику приближающуюся к перегрузочной характеристике электродвигателя тепловые реле которые реагируют на количество тепла Q выделенного в сопротивлении его нагревательного элемента. Тепловые реле выполняются на принципе использования различия в коэффициенте линейного расширения различных металлов под влиянием нагревания. Основой такого теплового реле является биметаллическая пластина 1 рис.
24719. ДИСТАНЦИОННАЯ ЗАЩИТА ЛИНИЙ 160.5 KB
  В качестве ДО используются реле сопротивления PC реагирующие на полное реактивное или активное сопротивление поврежденного участка ЛЭП Z X R. Сопротивление фазы ЛЭП от места установки реле Р до места КЗ точки К пропорционально длине этого участка lРK . Наибольшее значение Zp при котором PC срабатывает называется сопротивлением срабатывания реле Для обеспечения селективности в сетях сложной конфигурации на ЛЭП с двусторонним питанием ДЗ необходимо выполнять направленными действующими при направлении мощности КЗ от шин в...
24720. Малая группа 44 KB
  Цели: овладение знаниями по таким вопросам как определение малой группы и ее границы классификация малых групп социальнопсихологические характеристики малой группы. Ключевые понятия: малая группа команда организованные – спонтанные группы открытые – закрытые группы группы членства и референтные группы коллектив структура и развитие малой группы социометрия лидерство групповые нормы конформность групповая сплоченность. Минимальный размер малой группы – 2 чел. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы –...
24721. Характер 42 KB
  Задачи: определение понятия характер структуры характера его черт взаимосвязи с темпераментом. Ключевые понятия: характер отношение волевые интеллектуальные эмоциональные качества темперамент структура характера черты характера потребности установки интересы акцентуации характера. Структура характера свойства характера зависящие друг от друга связанные друг с другом и образующие целостную организацию. В структуре характера выделяют 2 группы черт: к 1 группе относятся черты выражающие направленность личности устойчивые...
24722. Сознание 44 KB
  Задачи: определение понятия сознание функции сознания слои сознания по Зинченко В. психические состояния человека состояния сознания. Ключевые понятия: понятие сознание слои сознания функции сознания психические состояния человека: определение измерения характеристики виды; состояния сознания. Слои сознания по Зинченко В.
24723. Я-ОБРАЗ 52.5 KB
  Общение с собой: Начало психологии активности. Основы общей психологии. Элементы практической психологии.
24725. Предметная область психологии 71.5 KB
  занятие контрольнодиагностические задания Цели: теоретическое и практическое овладение знаниями знакомство с наукой психология связь психологии с другими науками Ключевые понятия: психология как наука предмет психологии задачи психологии. Методология и методы психологии: методология – наука о методах. психологии харакны след принципы: В основе лежат постулаты диалектического материализма Принцип развития психика – непрерывно изменяющ.