96291

Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. на белорусских землях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить причины ход и итоги Казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. Задачи: Определить основные причины развертывания казацко-крестьянского движения ход боевых действий на территории Беларуси и последствия войны 1648-1651 гг. - Развертывание казацко-крестьянского движения.

Русский

2015-10-04

23.05 KB

21 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. на белорусских землях.

Дата урока: 05. 03. 2015

Цель: Изучить причины, ход и итоги Казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. на белорусских землях.

Задачи:

  1.  Определить основные причины развертывания казацко-крестьянского движения, ход боевых действий на территории Беларуси, и последствия войны 1648-1651 гг.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом, картами.
  3.  Создать условия для воспитания гуманистических чувств учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал, карта «Речь Посполитая в XVIXVII вв.».  

Понятия: казаки, загоны, «Лоевские ворота» .

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Новый материал.

- Развертывание казацко-крестьянского движения.

- Начало борьбы с казацкими загонами.

- Лоевская битва.

- Завершение военной компании.

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Кто такие казаки? [стр. 69, прочитать историческую справку]

Развертывание казацко-крестьянского движения.

В середине XVII в. политическое положение в Восточной Европе было сложное. С юга Речи Посполитой угрожала Турция, на востоке − Русское государство, на севере не расплетался клубок противоречий со Швецией. Неспокойно было и внутри государства. Введение фольварочно-барщинной системы в сельском хозяйстве усилило эксплуатацию крестьян. Православная церковь не хотела сдавать позиции, а католический костел расширял свою деятельность. Обострились отношения между православной, католической и униатской церквями. Дополнительное напряжение в отношениях между знатью и подвластным ей крестьянством и мещанством вносила поляризация их по этническим признакам – языку и вероисповеданию.

Противоречия в белорусском обществе очерчивались все более резко. Достаточно было какого-то толчка, чтобы конфликт разразился. Таким толчком стало выступление украинского казачества в 1648 г. Украинский гетман Богдан Хмельницкий [портрет] возглавил военные действия против Речи Посполитой.

Один из учащихся вслух читает про Богдана Хмельницкого на стр. 70. Остальные внимательно слушают.

Восстания потрясли в первую очередь Украину и в итоге переросли в национально-освободительную  войну. Военные действия были направлены против польской шляхты, католического духовенства и евреев. Современные украинские историки называют эти события «освободительной войной украинского народа против польского господства». Казаков поддержали широкие слои украинского населения, прежде всего крестьяне и мещане.

Уже в мае 1648 г. запорожские казаки при поддержке крымского хана нанесли поражения польским войскам на территории Украины в битвах возле Желтых Вод и под Корсунем.

     Начало борьбы с казацкими загонами.

К своему государству Б. Хмельницкий хотел присоединить юго-восточные земли Беларуси. Поэтому еще в мае 1648 г. казацкий гетман начал засылать сюда своих агитаторов, которые одновременно распространяли его универсалы – призывы к населению, чтобы оно вооружалось и выступало против магнатов и шляхты [учащиеся записывают в рабочую тетрадь] .

Хмельницкий учел широкое недовольство народных масс проведенной аграрной реформой, ухудшением их социального положения, насаждения униатства.

Затем Хмельницкий направил в белорусские земли казацкие загоны – вооруженные казачьи отряды. [записать в рабочие тетради]. Многие из их командиров были уроженцами белорусских земель. Казаков поддержали местные крестьяне и мещане, выступившие против власти. На Юге белорусских земель развернулось широкое антифеодальное движение.

Учащиеся самостоятельно читают пункт 2. «Начало борьбы с казацкими загонами», а затем с помощью учителя выбирают главные события и отвечают на вопросы.

1.Какие белорусские города, в первую очередь, были охвачены восстанием? – показывать города на карте [Гомель, Мозырь, Лоев, Речица, Туров, Брагин, Бобруйск]

2.Кому поручил король Речи Посполитой Ян II Казимир Ваза подавить антифеодальные выступления?

[гетману Янушу Радзивилу (портрет)]

3.Рассказать про оборону Бобруйска. [стр. 72]

      Лоевская битва.

Януш Радзивил привел свое войско под Лоев, где находились переправы через Днепр. Их называли «Лоевскими воротами» [показать на карте г. Лоев]. Чтобы не допустить шляхетское войско и наемников в Украину, Б. Хмельницкий  направил туда загон во главе с Михаилом Кричевским [портрет, стр. 73]. Утром 31 июля 1649 г. Кричевский двинулся конной атакой на лагерь Радзивилла. Возможно, неожиданная атака могла иметь успех, если бы в тыл  казакам не ударили шляхтичи, возвращавшиеся из дозора из-под Брагина. Войско Кричевского было рассечено пополам, левое крыло разбито, правое отступило в долину Днепра. Казаки отступили в свой лагерь (засеку).

Казаки потерпели поражение и потеряли более 10 тыс. человек. Полковник М. Кричевский был ранен и захвачен в плен. Войско ВКЛ праздновало победу.

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь дату Лоевской битвы, и отмечают, что это было решающим сражением в ходе казацко-крестьянской компании 1648-1651 гг. на территории Беларуси.

      Завершение военной компании.

В 1650 г. сохранялись только небольшие очаги крестьянских выступлений [записать в рабочие тетради] в районе Черикова, Гомеля, Чечерска [показать на карте]. Летом 1651г. Б. Хмельницкий развернул новое наступление по территории Украины. Наперерез ему из ВКЛ выступило почти 30-тысячное шляхетское войско.

6 июля Януш Радзивилл после боя занял лоевские переправы, затем направился к Киеву и 8 августа вошел в город.

В 1651 г. был подписан Белоцерковский договор между казаками и Речью Посполитой. Согласно его условиям под контролем Хмельницкого осталось только Киевское воеводство, а численность войска сократилась до 20 тыс. человек. [записать в рабочие тетради]

Военные неудачи заставили украинского гетмана обратиться за помощью к российскому царю. Земский собор в 1653 г. принял решение включить Левобережную Украину в состав России. 8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада. Казаки приняли решение перейти под покровительство Российской империи [записать в рабочую тетрадь].

Учащиеся вслед за учителем записывают итоги войны.

Итоги:

- Поражение казаков и крестьянства.

- Разрушения и бедствия на юге Беларуси.

- Гибель десятков тысяч людей.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Почему в Украине началось национально-освободительное движение?
  3.  С какой целью Б. Хмельницкий посылал казацкие отряды в ВКЛ?
  4.  Расскажите о военных действиях 1648- первой половины 1649 гг.?
  5.  Опишите Лоевскую битву 1649 г.
  6.  Как разворачивались военные действия на белорусских землях в 1650-1651 гг.?
  7.  Охарактеризуйте результаты казацко-крестьянской войны.
  8.  Как вы считаете, почему казацко-крестьянские выступления понесли поражения?
  9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики выбирают одно утверждение:

  1.  На уроке было комфортно и все понятно!
  2.  На уроке немного затруднялся, не все понятно!
  3.  На уроке было трудно и ничего не понятно!

     Утверждения написаны на доске.

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 12, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81098. Концептуальні засади, принципи та механізм функціонування міжнародного бізнесу 38.98 KB
  Діяльність цих суб’єктів націлена на створення матеріальних благ і послуг та їх посування до споживача. Аби це здійснити вкладаються необхідні кошти, а результатом є гроші. Вміння робити гроші із грошей через продуктивну діяльність в широкому загалі є бізнес.
81099. Правові та економічні передумови розвитку іпотечного кредитування в Україні 94.51 KB
  Для України це питання особливо актуальне, оскільки основні засоби виробництва найближчим часом не матимуть попиту через свою непридатність. Застосування іпотеки вимагає глибокого вивчення законодавчих положень, що постійно змінюються.
81100. Оценка потребностей в персонале 42.43 KB
  Численность персонала это количество занятых на предприятии людей. Структура персонала это качественный состав работников предприятия. В существующих там подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа.
81101. Спортивная тренировка, ее составные части 24.65 KB
  Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Физическая подготовка это педагогический процесс направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
81102. Прислів’я та приказки в українській та німецькій мовах 80 KB
  Протягом багатьох століть вони виявляли здатність народу відбирати й осмислювати найхарактерніші, найтиповіші сторони явищ природи, праці, побуту, родинного й суспільного життя і в результаті ставали конденсатором багатовікового життєвого досвіду, взаємин людей між собою, між класами...
81103. Питоме та чуже в термінології 53.68 KB
  Другі слова видаються органічними для англійського тексту, де їхні корінь і лексичне значення здебільшого прозорі. Але живосилом притягнуті в українську мову, вони втрачають цю органічність і набирають вигляду «стороннього тіла».
81104. Формирования мотивации в овладении иностранным языком на среднем этапе обучения 22.72 KB
  Ученик а также его родители должны иметь возможность выбора школы учителя программы обучения видов занятий форм контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. 3адачи обучения должны исходить из запросов интересов и устремлений ученика.
81105. Пятая французская республика 45.8 KB
  Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире.
81106. Антропологический состав народов мира 27.24 KB
  Ненаучными являются расовые концепции которые утверждают что расы обладают определенными психологическими свойствами детерминирующими исторический процесс. Существует качественное отличие расы человека и расы животных.