96291

Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. на белорусских землях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить причины ход и итоги Казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. Задачи: Определить основные причины развертывания казацко-крестьянского движения ход боевых действий на территории Беларуси и последствия войны 1648-1651 гг. - Развертывание казацко-крестьянского движения.

Русский

2015-10-04

23.05 KB

8 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. на белорусских землях.

Дата урока: 05. 03. 2015

Цель: Изучить причины, ход и итоги Казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. на белорусских землях.

Задачи:

  1.  Определить основные причины развертывания казацко-крестьянского движения, ход боевых действий на территории Беларуси, и последствия войны 1648-1651 гг.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом, картами.
  3.  Создать условия для воспитания гуманистических чувств учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал, карта «Речь Посполитая в XVIXVII вв.».  

Понятия: казаки, загоны, «Лоевские ворота» .

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Новый материал.

- Развертывание казацко-крестьянского движения.

- Начало борьбы с казацкими загонами.

- Лоевская битва.

- Завершение военной компании.

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Кто такие казаки? [стр. 69, прочитать историческую справку]

Развертывание казацко-крестьянского движения.

В середине XVII в. политическое положение в Восточной Европе было сложное. С юга Речи Посполитой угрожала Турция, на востоке − Русское государство, на севере не расплетался клубок противоречий со Швецией. Неспокойно было и внутри государства. Введение фольварочно-барщинной системы в сельском хозяйстве усилило эксплуатацию крестьян. Православная церковь не хотела сдавать позиции, а католический костел расширял свою деятельность. Обострились отношения между православной, католической и униатской церквями. Дополнительное напряжение в отношениях между знатью и подвластным ей крестьянством и мещанством вносила поляризация их по этническим признакам – языку и вероисповеданию.

Противоречия в белорусском обществе очерчивались все более резко. Достаточно было какого-то толчка, чтобы конфликт разразился. Таким толчком стало выступление украинского казачества в 1648 г. Украинский гетман Богдан Хмельницкий [портрет] возглавил военные действия против Речи Посполитой.

Один из учащихся вслух читает про Богдана Хмельницкого на стр. 70. Остальные внимательно слушают.

Восстания потрясли в первую очередь Украину и в итоге переросли в национально-освободительную  войну. Военные действия были направлены против польской шляхты, католического духовенства и евреев. Современные украинские историки называют эти события «освободительной войной украинского народа против польского господства». Казаков поддержали широкие слои украинского населения, прежде всего крестьяне и мещане.

Уже в мае 1648 г. запорожские казаки при поддержке крымского хана нанесли поражения польским войскам на территории Украины в битвах возле Желтых Вод и под Корсунем.

     Начало борьбы с казацкими загонами.

К своему государству Б. Хмельницкий хотел присоединить юго-восточные земли Беларуси. Поэтому еще в мае 1648 г. казацкий гетман начал засылать сюда своих агитаторов, которые одновременно распространяли его универсалы – призывы к населению, чтобы оно вооружалось и выступало против магнатов и шляхты [учащиеся записывают в рабочую тетрадь] .

Хмельницкий учел широкое недовольство народных масс проведенной аграрной реформой, ухудшением их социального положения, насаждения униатства.

Затем Хмельницкий направил в белорусские земли казацкие загоны – вооруженные казачьи отряды. [записать в рабочие тетради]. Многие из их командиров были уроженцами белорусских земель. Казаков поддержали местные крестьяне и мещане, выступившие против власти. На Юге белорусских земель развернулось широкое антифеодальное движение.

Учащиеся самостоятельно читают пункт 2. «Начало борьбы с казацкими загонами», а затем с помощью учителя выбирают главные события и отвечают на вопросы.

1.Какие белорусские города, в первую очередь, были охвачены восстанием? – показывать города на карте [Гомель, Мозырь, Лоев, Речица, Туров, Брагин, Бобруйск]

2.Кому поручил король Речи Посполитой Ян II Казимир Ваза подавить антифеодальные выступления?

[гетману Янушу Радзивилу (портрет)]

3.Рассказать про оборону Бобруйска. [стр. 72]

      Лоевская битва.

Януш Радзивил привел свое войско под Лоев, где находились переправы через Днепр. Их называли «Лоевскими воротами» [показать на карте г. Лоев]. Чтобы не допустить шляхетское войско и наемников в Украину, Б. Хмельницкий  направил туда загон во главе с Михаилом Кричевским [портрет, стр. 73]. Утром 31 июля 1649 г. Кричевский двинулся конной атакой на лагерь Радзивилла. Возможно, неожиданная атака могла иметь успех, если бы в тыл  казакам не ударили шляхтичи, возвращавшиеся из дозора из-под Брагина. Войско Кричевского было рассечено пополам, левое крыло разбито, правое отступило в долину Днепра. Казаки отступили в свой лагерь (засеку).

Казаки потерпели поражение и потеряли более 10 тыс. человек. Полковник М. Кричевский был ранен и захвачен в плен. Войско ВКЛ праздновало победу.

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь дату Лоевской битвы, и отмечают, что это было решающим сражением в ходе казацко-крестьянской компании 1648-1651 гг. на территории Беларуси.

      Завершение военной компании.

В 1650 г. сохранялись только небольшие очаги крестьянских выступлений [записать в рабочие тетради] в районе Черикова, Гомеля, Чечерска [показать на карте]. Летом 1651г. Б. Хмельницкий развернул новое наступление по территории Украины. Наперерез ему из ВКЛ выступило почти 30-тысячное шляхетское войско.

6 июля Януш Радзивилл после боя занял лоевские переправы, затем направился к Киеву и 8 августа вошел в город.

В 1651 г. был подписан Белоцерковский договор между казаками и Речью Посполитой. Согласно его условиям под контролем Хмельницкого осталось только Киевское воеводство, а численность войска сократилась до 20 тыс. человек. [записать в рабочие тетради]

Военные неудачи заставили украинского гетмана обратиться за помощью к российскому царю. Земский собор в 1653 г. принял решение включить Левобережную Украину в состав России. 8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада. Казаки приняли решение перейти под покровительство Российской империи [записать в рабочую тетрадь].

Учащиеся вслед за учителем записывают итоги войны.

Итоги:

- Поражение казаков и крестьянства.

- Разрушения и бедствия на юге Беларуси.

- Гибель десятков тысяч людей.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Почему в Украине началось национально-освободительное движение?
  3.  С какой целью Б. Хмельницкий посылал казацкие отряды в ВКЛ?
  4.  Расскажите о военных действиях 1648- первой половины 1649 гг.?
  5.  Опишите Лоевскую битву 1649 г.
  6.  Как разворачивались военные действия на белорусских землях в 1650-1651 гг.?
  7.  Охарактеризуйте результаты казацко-крестьянской войны.
  8.  Как вы считаете, почему казацко-крестьянские выступления понесли поражения?
  9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики выбирают одно утверждение:

  1.  На уроке было комфортно и все понятно!
  2.  На уроке немного затруднялся, не все понятно!
  3.  На уроке было трудно и ничего не понятно!

     Утверждения написаны на доске.

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 12, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83764. Виды налогов и основания их классификации 46.97 KB
  В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов но и в финансовой системе в целом. Выяснение местоположения каждого налога в финансовой системе координат способствует точному установлению механизма его введения определению уровня бюджета в который зачисляется каждый налог круга плательщиков и перечня...
83765. Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения 48.43 KB
  Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов.2: НС – это совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном порядке.: НС – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения установленных НП и налоговым законодательством. 3 НК порядок установления и введения налогов часть 1 НК система налогов – совокупность отдельных налогов обладающая организационноправовым и экономическим единством.
83766. Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение 43.59 KB
  Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Элементы налога – это внутренние исходные функциональные единицы которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога и придают им их универсальность. Обязательные существенные элементы юридического состава налога это элементы без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.
83767. Субъект налогообложения: понятие субъектов, виды, правовой статус 47.87 KB
  Общественные отношения преимущественно образующие предмет налогового права складываются относительно перехода права собственности на денежные средства. Большинство названных отношений направлены на достижение баланса частных и публичных интересов поэтому и понятие субъекта налогового права носителя интереса является ключевым. Точное определение субъекта налогового права имеет и практическое значение поскольку позволяет выявить круг лиц вступающих в налоговые отношения и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие...
83768. Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база 44.73 KB
  Объект налогообложения это те юридические факты действия события состояния которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог совершение оборота по реализации товара работ услуг; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки куплипродажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т. наличие объекта налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие объект налогообложения так: Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров работ...
83769. Налоговый период, порядок исчисления налога, способы, сроки и порядок уплаты налога 42.93 KB
  Налоговый период календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога подлежащая уплате. Продолжительность момент начала и момент окончания каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу. Порядок исчисления налога ст.
83770. Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения 45.33 KB
  Система налогов и сборов не путать с налоговой системой это совокупность налогов и сборов взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях определенных Налоговым кодексом. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ: федеральные; региональные; местные. Федеральные налоги Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ при отсутствии специальных налоговых режимов п.
83771. Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система 46.7 KB
  Сегодня основными научными подходами для определения места НП в системе юридических наук являются: 1 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части АП швейцарская налоговая правовая доктрина 2 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части ФП неаполитанская налоговая правовая школа 3 концепция автономии НП согласно которой оно занимает особое или даже исключительное положение в системе права независимое от общих принципов как частного так и публичного права французская налоговая правовая доктрина 4 концепция...
83772. Источники налогового права. Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права 48.45 KB
  Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права. Источники налогового права это внешние конкретные формы его выражения т. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления содержащие нормы налогового права.