96291

Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. на белорусских землях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить причины ход и итоги Казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. Задачи: Определить основные причины развертывания казацко-крестьянского движения ход боевых действий на территории Беларуси и последствия войны 1648-1651 гг. - Развертывание казацко-крестьянского движения.

Русский

2015-10-04

23.05 KB

21 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. на белорусских землях.

Дата урока: 05. 03. 2015

Цель: Изучить причины, ход и итоги Казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. на белорусских землях.

Задачи:

  1.  Определить основные причины развертывания казацко-крестьянского движения, ход боевых действий на территории Беларуси, и последствия войны 1648-1651 гг.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом, картами.
  3.  Создать условия для воспитания гуманистических чувств учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.  
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал, карта «Речь Посполитая в XVIXVII вв.».  

Понятия: казаки, загоны, «Лоевские ворота» .

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Новый материал.

- Развертывание казацко-крестьянского движения.

- Начало борьбы с казацкими загонами.

- Лоевская битва.

- Завершение военной компании.

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Кто такие казаки? [стр. 69, прочитать историческую справку]

Развертывание казацко-крестьянского движения.

В середине XVII в. политическое положение в Восточной Европе было сложное. С юга Речи Посполитой угрожала Турция, на востоке − Русское государство, на севере не расплетался клубок противоречий со Швецией. Неспокойно было и внутри государства. Введение фольварочно-барщинной системы в сельском хозяйстве усилило эксплуатацию крестьян. Православная церковь не хотела сдавать позиции, а католический костел расширял свою деятельность. Обострились отношения между православной, католической и униатской церквями. Дополнительное напряжение в отношениях между знатью и подвластным ей крестьянством и мещанством вносила поляризация их по этническим признакам – языку и вероисповеданию.

Противоречия в белорусском обществе очерчивались все более резко. Достаточно было какого-то толчка, чтобы конфликт разразился. Таким толчком стало выступление украинского казачества в 1648 г. Украинский гетман Богдан Хмельницкий [портрет] возглавил военные действия против Речи Посполитой.

Один из учащихся вслух читает про Богдана Хмельницкого на стр. 70. Остальные внимательно слушают.

Восстания потрясли в первую очередь Украину и в итоге переросли в национально-освободительную  войну. Военные действия были направлены против польской шляхты, католического духовенства и евреев. Современные украинские историки называют эти события «освободительной войной украинского народа против польского господства». Казаков поддержали широкие слои украинского населения, прежде всего крестьяне и мещане.

Уже в мае 1648 г. запорожские казаки при поддержке крымского хана нанесли поражения польским войскам на территории Украины в битвах возле Желтых Вод и под Корсунем.

     Начало борьбы с казацкими загонами.

К своему государству Б. Хмельницкий хотел присоединить юго-восточные земли Беларуси. Поэтому еще в мае 1648 г. казацкий гетман начал засылать сюда своих агитаторов, которые одновременно распространяли его универсалы – призывы к населению, чтобы оно вооружалось и выступало против магнатов и шляхты [учащиеся записывают в рабочую тетрадь] .

Хмельницкий учел широкое недовольство народных масс проведенной аграрной реформой, ухудшением их социального положения, насаждения униатства.

Затем Хмельницкий направил в белорусские земли казацкие загоны – вооруженные казачьи отряды. [записать в рабочие тетради]. Многие из их командиров были уроженцами белорусских земель. Казаков поддержали местные крестьяне и мещане, выступившие против власти. На Юге белорусских земель развернулось широкое антифеодальное движение.

Учащиеся самостоятельно читают пункт 2. «Начало борьбы с казацкими загонами», а затем с помощью учителя выбирают главные события и отвечают на вопросы.

1.Какие белорусские города, в первую очередь, были охвачены восстанием? – показывать города на карте [Гомель, Мозырь, Лоев, Речица, Туров, Брагин, Бобруйск]

2.Кому поручил король Речи Посполитой Ян II Казимир Ваза подавить антифеодальные выступления?

[гетману Янушу Радзивилу (портрет)]

3.Рассказать про оборону Бобруйска. [стр. 72]

      Лоевская битва.

Януш Радзивил привел свое войско под Лоев, где находились переправы через Днепр. Их называли «Лоевскими воротами» [показать на карте г. Лоев]. Чтобы не допустить шляхетское войско и наемников в Украину, Б. Хмельницкий  направил туда загон во главе с Михаилом Кричевским [портрет, стр. 73]. Утром 31 июля 1649 г. Кричевский двинулся конной атакой на лагерь Радзивилла. Возможно, неожиданная атака могла иметь успех, если бы в тыл  казакам не ударили шляхтичи, возвращавшиеся из дозора из-под Брагина. Войско Кричевского было рассечено пополам, левое крыло разбито, правое отступило в долину Днепра. Казаки отступили в свой лагерь (засеку).

Казаки потерпели поражение и потеряли более 10 тыс. человек. Полковник М. Кричевский был ранен и захвачен в плен. Войско ВКЛ праздновало победу.

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь дату Лоевской битвы, и отмечают, что это было решающим сражением в ходе казацко-крестьянской компании 1648-1651 гг. на территории Беларуси.

      Завершение военной компании.

В 1650 г. сохранялись только небольшие очаги крестьянских выступлений [записать в рабочие тетради] в районе Черикова, Гомеля, Чечерска [показать на карте]. Летом 1651г. Б. Хмельницкий развернул новое наступление по территории Украины. Наперерез ему из ВКЛ выступило почти 30-тысячное шляхетское войско.

6 июля Януш Радзивилл после боя занял лоевские переправы, затем направился к Киеву и 8 августа вошел в город.

В 1651 г. был подписан Белоцерковский договор между казаками и Речью Посполитой. Согласно его условиям под контролем Хмельницкого осталось только Киевское воеводство, а численность войска сократилась до 20 тыс. человек. [записать в рабочие тетради]

Военные неудачи заставили украинского гетмана обратиться за помощью к российскому царю. Земский собор в 1653 г. принял решение включить Левобережную Украину в состав России. 8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада. Казаки приняли решение перейти под покровительство Российской империи [записать в рабочую тетрадь].

Учащиеся вслед за учителем записывают итоги войны.

Итоги:

- Поражение казаков и крестьянства.

- Разрушения и бедствия на юге Беларуси.

- Гибель десятков тысяч людей.

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Почему в Украине началось национально-освободительное движение?
  3.  С какой целью Б. Хмельницкий посылал казацкие отряды в ВКЛ?
  4.  Расскажите о военных действиях 1648- первой половины 1649 гг.?
  5.  Опишите Лоевскую битву 1649 г.
  6.  Как разворачивались военные действия на белорусских землях в 1650-1651 гг.?
  7.  Охарактеризуйте результаты казацко-крестьянской войны.
  8.  Как вы считаете, почему казацко-крестьянские выступления понесли поражения?
  9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики выбирают одно утверждение:

  1.  На уроке было комфортно и все понятно!
  2.  На уроке немного затруднялся, не все понятно!
  3.  На уроке было трудно и ничего не понятно!

     Утверждения написаны на доске.

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 12, вопросы после параграфа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58072. музичний образ поліфонія фуга; зосередити увагу учнів на особливостях будови й розвитку поліфонічног. 39 KB
  Мета: розширити та поглибити знання учнів про творчість Й.С.Баха; закріпити визначення термінів і понять: «музичний образ», «поліфонія», «фуга»; зосередити увагу учнів на особливостях будови й розвитку поліфонічного твору; надати уявлення про інструмент-оркестр – орган...
58073. Музика і мистецтво слова. Байки, зміст яких пов’язаний із музикою 112 KB
  МЕТА: на новому літературному (байки І. Крилова) і музичному (Квартет № 2 О. Бородіна) матеріалі довести нерозривний звязок літератури та музики на підставі: розвитку навичок аналізу, спостереження, узагальнення; розуміння ролі засобів художньої виразності у створенні художнього образу...
58074. Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении 57.5 KB
  Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.
58075. Засоби виразності декоративного мистецтва: символи, знаки в орнаментах; декоративна форма (стилізація, колір і символ), символіка «Дерево життя» в декоративно-ужитковому мистецтві 52 KB
  Мета: ознайомити учнів із символами в орнаментах, з процесом узагальнення форми; розвивати прийоми роботи з ножицями; розвивати вміння аналізувати, порівнювати, узагальнювати; розвивати творчу уяву, спостережливість, акуратність, стимулювати інтерес учнів до творчої діяльності в умовах практичної роботи...
58076. Природні форми. Створення творчої композиції «Як не любити зими сніжно-синьої» 812 KB
  Мета: характеризувати кольорове розмаїття навколишнього середовища кольорову гаму зими колорит художніх творів; навчити через певну кольорову гаму передавати настрій пейзажу; вдосконалювати технічні прийоми зображення гуашевими фарбами прийоми підбору...
58077. Харчування підлітків 57.5 KB
  МЕТА: сформувати в учнів уявлення про вікові вимоги до харчування калорійність харчування; встановити основні критерії раціонального харчування; навчити розпізнавати ознаки порушення питного режиму...
58078. Використання ІКТ на уроках як засіб підвищення якості навчальних досягнень учнів 220 KB
  Успішність розвязання цього завдання значною мірою залежить від мети використання компютера в навчальному процесі якості й можливостей програмного забезпечення та від того яке місце посяде компютер в системі дидактичних засобів.
58079. Свято- захист проекту “Людина без книги, як криниця без води” 133.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із тим, як книжка прийшла до людей; розкрити значення книги в житті людини; викликати інтерес до читання; розвивати творчі здібності, артистизм, зв’язне мовлення; активно залучати до творчого процесу батьків; виховувати любов до книжки, дбайливе ставлення до неї.
58080. Створення композицій з природних матеріалів. Флористика. Натюрморт 45.5 KB
  Мета уроку: навчити створювати рельєфні твори з природного матеріалу за законами композиції; готувати природний матеріал для створення флористики; розрізняти флористику та ікебану; розрізняти фактуру матеріалів для флористики та порівнювати їх форми і характерні риси...