96292

Война России с Речью Посполитой 1654 – 1667 года

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить причины ход итоги и значение войны России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг. Задачи: Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению причин войны хода боевых действий на территории Беларуси основных военно-политических событий и итогов. Причины войны и соотношение сил.

Русский

2015-10-04

20.14 KB

5 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Война России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг.

Дата урока: 10. 03. 2015

Цель: Изучить причины, ход, итоги и значение войны России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг.

Задачи:

  1.  Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению причин войны, хода боевых действий на территории Беларуси, основных военно-политических событий и итогов.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом, картами.
  3.  Создать условия для воспитания патриотических и гуманистических чувств учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: шиши, Северная война.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Причины войны и соотношение сил.

- Военные действия.

- Итоги и последствия войны (изучают самостоятельно дома).

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Устный опрос учащихся у доски.

  1.  Кто такие казаки?
  2.  Почему в Украине началось широкое национально-освободительное движение?
  3.  Расскажите и охарактеризовать личность Богдана Хмельницкого.
  4.  Какие белорусские земли планировал включить в состав независимого казацкого государства Б. Хмельницкий?
  5.  Дать определение понятиям: загоны, универсалы.
  6.  Расскажите о боевых действиях 1648 – п. п. 1649 гг.
  7.  Расскажите о Лоевской битве. Какое значение она имела в этой войне?
  8.  Как разворачивались военные действия на белорусских землях в 1650 – 1651 гг.?
  9.  Охарактеризуйте результаты казацко-крестьянской войны.
  10.  Как вы думаете, почему войну 1648 – 1651 гг. характеризуют как казацко-крестьянскую, антифеодальную, гражданскую?
  11.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Получила ли Россия выход в Балтийское море в Ливонской войне?

В ходе уроке учащиеся заполняют таблицу «Война России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг.»

Участники

Причины

Ход войны

Итоги

Причины войны и соотношение сил.

Учащиеся самостоятельно читают первый пункт «Причины войны и соотношение сил». Затем с помощью учителя выделяют основные причины и участников, заполняют 1-ю и 2-ю колонки и отвечают на вопросы.

Участники

Причины

Ход войны

Итоги

Россия,

Речь Посполитая

1. Включить Украину в состав России.

2. Вернуть Смоленские, Черниговские, и новгород-северские земли.

3. Получить выход в Балтийское море.

4. Укрепить позиции православья.

В чью пользу было соотношение военных сил? [В пользу России. Войско российского царя насчитывало около 80 тыс. человек. Войско ВКЛ было примерно 20 тыс. человек.]

Военные действия.

Учащиеся самостоятельно читают второй пункт «Военные действия в 1654 – 1656 гг». Затем с помощью учителя выделяют основные события, заполняют 3-ю колонку и отвечают на вопросы. При разборе пункта важно обратить внимание на карту на стр. 76.

Участники

Причины

Ход войны

Итоги

Россия,

Речь Посполитая

1. Включить Украину в состав России.

2. Вернуть Смоленские, Черниговские, и новгород-северские земли.

3. Получить выход в Балтийское море.

4. Укрепить позиции православья.

До конца 1654г. русские войска заняли белорусские земли к востоку от Днепра (33 города).

Лето 1655 г. – занята вся территория Беларуси.

8 августа 1655 г. – взята Вильна.

1655 – 1660 гг. – Северная война со Швецией (участвовала Польша).

Уния в Кейданах – 1655 г. (автономия ВКЛ под контролем Швеции) => упразднена.

1656 г. – перемирие на 2 года.

Русские гарнизоны на белорусских землях  => антирусские выступления.

1660/61 гг – поражения русских войск в Полонковской битве, на р. Басе, под Кушликами.

            

Как развертывались военные действия в 1654- 1655 гг.? [С мая 1654 г. российские войска начинают военные действия. Януш Радзивилл из-за немногочисленности войска нападал только на небольшие  отряды российской армии. До конца 1654г. русские войска заняли белорусские земли к востоку от Днепра (33 города). Лето 1655 г. – занята вся территория Беларуси.8 августа 1655 г. – взята Вильна.]

Как к войне относилась Польша? [Польша не могла оказать помощь ВКЛ, т. к. вела Северную войну со Швецией]

Какие события произошли в Кейданах в 1655 г.? [Братья Януш и Богуслав Радзивиллы (портрет на стр. 77) предложили заключить унию со Швецией. Она предусматривала автономию Княжества под контролем Швеции. Унию подписали в октябре 1655 г. Однако вскоре она была упразднена.]

Почему Россия вынуждена была заключить с Речью Посполитой перемирие на 2 года в 1656 г.? [Россия готовилась к войне со Швецией]

Как изменяется ход войны в 1660- 1661 гг.? [Ход войны меняется в пользу Речи Посполитой. Российские войска терпят поражения в Полонковской битве, на р. Басе, под Кушликами.]

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Назовите причины войны России с Речью Посполитой.
  3.  Расскажите про борьбу крестьянских отрядов самообороны на занятой российскими войсками территории.
  4.  Как вы думаете, каков был исход войны, если бы Россия не вступила в войну со Швецией?
  5.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке мне было…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 13, вопросы после параграфа + заполнить последнюю колонку таблицы «Итоги войны».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41304. Численные методы и компьютерные технологии решения дифференциальных уравнений 1-го порядка 456.91 KB
  Изучение численных методов и компьютерных технологий решения обыкновенных дифференциальных уравнений 1-го порядка, приобретение практических навыков составления алгоритмов, программ и работы на ЭВМ.
41305. Численные методы и компьютерные технологии решения систем дифференциальных уравнений и дифференциальных уравнений n-го порядка 778.94 KB
  Изучение численных методов и компьютерных технологий решения систем дифференциальных уравнений 1-го порядка и дифференциальных уравнений n-го порядка, приобретение практических навыков составления алгоритмов, программ и работы на ЭВМ.
41306. Построение сетевого графика разработки стандарта предприятия; построение, содержание и изложение стандарта предприятия 1.15 MB
  Целью данной работы является: построение сетевого графика разработки стандарта предприятия; построение, содержание и изложение стандарта предприятия; расчёт годового экономического эффекта от внедрения стандарта предприятия; описание функционирования служб стандартизации на предприятии и структурная схема; проведение нормаконтроля сборочного чертежа «привод электромагнита».
41307. Метод конечных разностей для решения дифференциальных уравнений в частных производных, способы построения трехмерных графиков в среде УМС Mathcad 591.35 KB
  Графики функции.Предусмотреть счетчик числа уточнений итераций значений функции. Значения функции выводить в виде матрицы. Построить график функции fxy.
41308. Изучение методов интерполяции графических или табличных функций 1.09 MB
  Изучение методов интерполяции графических или табличных функций. Задание Изучить методы интерполяции функции. Составить алгоритм и программу линейной интерполяции кривой намагничивания магнитного материала а также табуляции интерполирующей функции. Точки при этом называются узлами интерполяции.
41309. Численные методы и компьютерные технологии решения нелинейных уравнений 471 KB
  За приближенное значение корня принимается точка пересечения хорды АВ с осью абсцисс. Координата этой точки находится из уравнения этой хорды АВ рис. В точке пересечения хорды АВ с осью абсцисс . К уравнению хорды Далее сравниваются значения функции на левой границе и в точке пересечения хорды АВ с осью абсцисс по знаку.
41310. Численные методы и компьютерные технологии вычисления определенных интегралов 337.09 KB
  Вычисление определенного интеграла методом трапеций Текст программы progrm lb6; uses crt; vr bhyffbjj1xe:rel; in:integer; begin clrscr; writeln' = пи 6'; :=pi 6; writeln'b = Пи 3'; b:=pi 3; writeln'Введите n'; redn; h:=b n; y:=0; x:=h; for i:=1 to n1 do begin y:=ysqrsinx cosXsqrcosx sinx;x:=xh; end; f:=sqrsin cossqrcos sin; fb:=sqrsinb cosbsqrcosb sinb ; y:=yffb 2; J:=yh; writeln'J='J:5:2; writeln'Метод НьютонаЛейбница'; j1:= sinb cosbcosb...
41311. Программирование МК серии МС68 на языке АSM 2.84 MB
  В состав служебных модулей входят: генератор тактовых импульсов CGM08 модуль системной интеграции SIM08 модуль контроля напряжения питания LVI08 модуль прерывания в контрольной точке BREK08 модуль управления внешним прерыванием IRQ08 сторожевой таймер COP08 базовый таймер TBM08. Модуль генератора импульсов CGM08 генерирует импульсные сигналы на базе которых модуль системной интеграции SIM08 формирует тактовые импульсы. Модуль системной интеграции SIM08 выполняет ряд функций...
41312. Отладка ППО МК серии МС68 5.11 MB
  Б окне 2 на передний план выходит вкладка Brekpoints nd Trcepoints где теперь будут отображаться все точки останова. 2 Практическая часть Применение точек останова Пошаговый метод отладки удобен для отладки небольших несложных программ или отдельных участков большой программы. Для того чтобы проверить правильность выполнения всего этого цикла в пошаговом режиме пришлось бы очень долго щелкать мышкой В подобных случаях применяются точки останова Brekpoint. Точка останова это специальная метка...