96292

Война России с Речью Посполитой 1654 – 1667 года

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить причины ход итоги и значение войны России с Речью Посполитой 1654 1667 гг. Задачи: Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению причин войны хода боевых действий на территории Беларуси основных военно-политических событий и итогов. Причины войны и соотношение сил.

Русский

2015-10-04

20.14 KB

22 чел.

ПЛАН УРОКА

Тема: Война России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг.

Дата урока: 10. 03. 2015

Цель: Изучить причины, ход, итоги и значение войны России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг.

Задачи:

  1.  Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению причин войны, хода боевых действий на территории Беларуси, основных военно-политических событий и итогов.
  2.  Продолжить формирование навыков логического мышления, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, навыков работы с учебником, иллюстративным материалом, картами.
  3.  Создать условия для воспитания патриотических и гуманистических чувств учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1.  Белозорович, В. А. История Беларуси, вторая половина XVI – кон. XVIII вв. : учеб. пособие для 8 кл. общеобразов. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н.Н. Ганущенко – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 191 с. : ил.
  2.  Мел, доска, тетрадь, иллюстративный материал.  

Понятия: шиши, Северная война.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод активного слушания, метод комментированного чтения.

План:

  1.  Организационный момент

- отметить отсутствующих

- записать тему на доске

  1.  Проверка домашнего задания
  2.  Новый материал.

- Причины войны и соотношение сил.

- Военные действия.

- Итоги и последствия войны (изучают самостоятельно дома).

  1.  Закрепление нового материала
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия
  3.  Выставление оценок
  4.  Формулировка домашнего задания

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания:

Устный опрос учащихся у доски.

  1.  Кто такие казаки?
  2.  Почему в Украине началось широкое национально-освободительное движение?
  3.  Расскажите и охарактеризовать личность Богдана Хмельницкого.
  4.  Какие белорусские земли планировал включить в состав независимого казацкого государства Б. Хмельницкий?
  5.  Дать определение понятиям: загоны, универсалы.
  6.  Расскажите о боевых действиях 1648 – п. п. 1649 гг.
  7.  Расскажите о Лоевской битве. Какое значение она имела в этой войне?
  8.  Как разворачивались военные действия на белорусских землях в 1650 – 1651 гг.?
  9.  Охарактеризуйте результаты казацко-крестьянской войны.
  10.  Как вы думаете, почему войну 1648 – 1651 гг. характеризуют как казацко-крестьянскую, антифеодальную, гражданскую?
  11.  Новый материал

Вспомните:

  1.  Получила ли Россия выход в Балтийское море в Ливонской войне?

В ходе уроке учащиеся заполняют таблицу «Война России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг.»

Участники

Причины

Ход войны

Итоги

Причины войны и соотношение сил.

Учащиеся самостоятельно читают первый пункт «Причины войны и соотношение сил». Затем с помощью учителя выделяют основные причины и участников, заполняют 1-ю и 2-ю колонки и отвечают на вопросы.

Участники

Причины

Ход войны

Итоги

Россия,

Речь Посполитая

1. Включить Украину в состав России.

2. Вернуть Смоленские, Черниговские, и новгород-северские земли.

3. Получить выход в Балтийское море.

4. Укрепить позиции православья.

В чью пользу было соотношение военных сил? [В пользу России. Войско российского царя насчитывало около 80 тыс. человек. Войско ВКЛ было примерно 20 тыс. человек.]

Военные действия.

Учащиеся самостоятельно читают второй пункт «Военные действия в 1654 – 1656 гг». Затем с помощью учителя выделяют основные события, заполняют 3-ю колонку и отвечают на вопросы. При разборе пункта важно обратить внимание на карту на стр. 76.

Участники

Причины

Ход войны

Итоги

Россия,

Речь Посполитая

1. Включить Украину в состав России.

2. Вернуть Смоленские, Черниговские, и новгород-северские земли.

3. Получить выход в Балтийское море.

4. Укрепить позиции православья.

До конца 1654г. русские войска заняли белорусские земли к востоку от Днепра (33 города).

Лето 1655 г. – занята вся территория Беларуси.

8 августа 1655 г. – взята Вильна.

1655 – 1660 гг. – Северная война со Швецией (участвовала Польша).

Уния в Кейданах – 1655 г. (автономия ВКЛ под контролем Швеции) => упразднена.

1656 г. – перемирие на 2 года.

Русские гарнизоны на белорусских землях  => антирусские выступления.

1660/61 гг – поражения русских войск в Полонковской битве, на р. Басе, под Кушликами.

            

Как развертывались военные действия в 1654- 1655 гг.? [С мая 1654 г. российские войска начинают военные действия. Януш Радзивилл из-за немногочисленности войска нападал только на небольшие  отряды российской армии. До конца 1654г. русские войска заняли белорусские земли к востоку от Днепра (33 города). Лето 1655 г. – занята вся территория Беларуси.8 августа 1655 г. – взята Вильна.]

Как к войне относилась Польша? [Польша не могла оказать помощь ВКЛ, т. к. вела Северную войну со Швецией]

Какие события произошли в Кейданах в 1655 г.? [Братья Януш и Богуслав Радзивиллы (портрет на стр. 77) предложили заключить унию со Швецией. Она предусматривала автономию Княжества под контролем Швеции. Унию подписали в октябре 1655 г. Однако вскоре она была упразднена.]

Почему Россия вынуждена была заключить с Речью Посполитой перемирие на 2 года в 1656 г.? [Россия готовилась к войне со Швецией]

Как изменяется ход войны в 1660- 1661 гг.? [Ход войны меняется в пользу Речи Посполитой. Российские войска терпят поражения в Полонковской битве, на р. Басе, под Кушликами.]

  1.  Закрепление нового материала.
  2.  Назовите причины войны России с Речью Посполитой.
  3.  Расскажите про борьбу крестьянских отрядов самообороны на занятой российскими войсками территории.
  4.  Как вы думаете, каков был исход войны, если бы Россия не вступила в войну со Швецией?
  5.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

После подведения итогов урока ученики заканчивают предложение: «Сегодня на уроке мне было…»

  1.  Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание: § 13, вопросы после параграфа + заполнить последнюю колонку таблицы «Итоги войны».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33007. Философия нового времени. Эмпиризм 17.81 KB
  Иной подход к сенсуализму продемонстрировал английский епископ Джордж Беркли 1685 1753. Стремясь защитить религию от идей материализма и атеизма Беркли в работе Трактат об основах человеческого познания 1710 использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма. Каждый предмет полагает Беркли можно определить как комплекс ощущений например яблоко это собранные воедино определенный вкус цвет форма запах и пр. Все что реально существует дано нам в наших ощущениях и восприятиях...
33008. Рационализм нового времени 24.77 KB
  Рационализм можно понять как уверенность в мощи и способности разума особенно разума просвещённого руководимого правильным методом постигнуть тайны природы познать окружающий мир и самого человека с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счёте построить общество на разумных началах. И непременно с помощью разума постигать Бога. Но и Декарт Спиноза Лейбниц которых считают рационалистами также уделяли немалое внимание чувственному опыту к которому однако относились критически воле и “страстям...
33009. Философия И. Канта 28.93 KB
  Канта 22. Основные достижения философии Канта: 1. Периодизация творчества Имеет место разделение творчества Канта на докритический и критический период.: Кант находится под влиянием Лебница и разрабатывает философию как умозрительное знание.
33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
  Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
  Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие ...
33012. Философия марксизма 18.68 KB
  Дарвина открытие клеточного строения живых организмов изобретение проволочного телеграфа паровоза парохода автомобиля фотографии многочисленные открытия в сфере производства механизация труда; крушение идеалов Великой французской революции свобода равенство братство идеи французского Просвещения их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социальноклассовых противоречий и конфликтов революция 1848 1849 гг. Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для...
33013. Позитивизм и его разновидности 16.86 KB
  Логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том чтобы наблюдать описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории. Современная философия науки начинается с Венского кружка философов участники кот выпустили манифест научное мировоззрение. По мнению неопозитивистов предметом философии д б язык науки а также деятельность философов направленная на анализ знания выраженного в языке науки. культ науки философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка3.
33014. Иррационализм в середине XIX века 14.55 KB
  Они вообще говоря не отвергали науку ее практическое значение для человеческой жизни но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. Рассмотрим каковы по Кьеркегору методы и способы познания человека. По Кьеркегору никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека.
33015. Западноевропейская философия XX века 38.12 KB
  Метод основан на идее специфики философского изучения сознания заключающегося в применении метода интуиции. Метод Эдмунда Гуссерля позволяет философии стать на позиции внутреннего вхождения в поток сознания обеспечивающий возможность непосредственно наблюдать видение структур чистого сознания. Основные формы эмоционального состояния обыденного сознания: забота вина страх ответственность страх смерти и т. В отличие от классических онтологий что как правило рассматривают бытие как объективный независимый от сознания мир Мартин...