96297

Урок мужества «Подвиг русских моряков»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель дела: способствовать осознанию подростками непреходящей ценности подвига русских моряков в годы Великой Отечественной войны. Задачи дела: Способствовать формированию у подростков знаний из истории Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать у подростков чувство гордости за свою страну и её народ, её героев.

Русский

2015-10-04

28.91 KB

4 чел.

Урок мужества «Подвиг русских моряков»

Цель дела: способствовать осознанию подростками непреходящей ценности подвига русских моряков  в годы Великой Отечественной войны.

Задачи дела:

  1.  Способствовать формированию у подростков знаний из истории Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны.
  2.  Воспитывать у подростков чувство гордости за свою страну и её народ, её героев.
  3.  Воспитывать у подростков чувство сопричастности к событиям истории Отечества.   

Основная идея дела: В годы Великой Отечественной войны моряки проявили беспримерный героизм, защищая своё Отечество. Подвиг моряков-героев живёт в сердцах потомков.

Ход дела:

(Выходят ведущие – 6 курсантов, одетые в морскую форму)

Курсант 1: С чего начинается память?

Курсант 2: С берёз?

Курсант 1: С речного песка?

Курсант 2: С дождя на дороге?

Курсант 1: А если с убийства?

Курсант 2: А если со слёз?

Курсант 1: А если с воздушной тревоги?

Курсант 2: Со взрослых, в пыли распростёртых?

Курсант 1: А если с недетского знанья о том, как живое становится мёртвым?

Курсант 2: И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

 Войной начинается память.

 Здесь, в нашей стране, где «непомнящих» нет,

 Попробуем это представить.

Звучит фонограмма «Священная война»

Курсант 1: 1941 год. 22 июня. Военные действия на Черном море начались в 3 часа 15 минут. Фашистская авиация произвела налеты на Севастополь и Измаил, подвергла артиллерийскому обстрелу населенные пункты и корабли на Дунае.

Курсант 2: С первых часов войны фашисты нанесли сокрушительные удары по городам, которые открывали выход к Чёрному морю. Гитлеровское командование придавало большое значение южному направлению. Оно планировало внезапным ударом прорвать Юго-Западный фронт, охватить с севера советские войска, уничтожить их основную группировку и захватить Киев, Донбасс, Ростов, лишив тем самым нашу страну важных в экономическом и стратегическом отношении районов. С помощью авиации противник рассчитывал уничтожить или вывести из строя основные силы Черноморского флота, а остальные корабли заблокировать в базах до захвата их с суши.

Курсант 1: Однако высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала попытки вывести из строя его основные силы в первые дни войны. В ходе всей войны флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиаудары по его береговым объектам.

Курсант 2: Флот участвовал в обороне Одессы (1941) и Севастополя (1941—1942); важное значение имела крупнейшая в истории Великой Отечественной войны Керченско-Феодосийская десантная операция 1941—1942.

Курсант 1: В 1942—1943гг. Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки разрушали коммуникации противника, надводные силы; авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе.

Курсант 2: Впоследствии за героическую оборону городам Одесса, Севастополь, Керчь и Новороссийск было присвоено звание Города-Героя, а это высшая степень отличия СССР. Городу Туапсе присвоено звание Города Воинской Славы.

Курсант 1: С города Туапсе начинается наше знакомство с Краснодарским краем, ведь автобус детского центра «Орлёнок» встречает нас именно на площади Туапсинского вокзала. 

Курсант 2: С воспоминания о битве за этот город мы и начнем наш рассказ о героической защите моряками Военно-Морского флота городов, расположенных на берегу Чёрного моря.

Курсант 1: В августе 1942 года началась операция, которая вошла в историю под названием «Туапсинская оборонительная». Город  Туапсе подвергался жесточайшим бомбардировкам и обстрелу, немцы стремились сравнять его с землей. Кровопролитные бои развернулись на подступах к городу, но фашистские войска были остановлены в 23 км от Туапсе.

Курсант 2: 21 октября 1942 года фашисты прорвались к горам Семашхо и Два Брата. Советская армия нанесла контрудар и окружила гитлеровскую группировку. В обороне города участвовал и сторожевой корабль «Шторм», в честь которого назван наш детский лагерь. К 17 декабря 1942г. немецкие войска были полностью уничтожены. Больше попыток наступления на Туапсе не предпринималось. После войны город был отстроен практически заново.

Курсант 1: Одесса — большой, красивый город и важнейший морской порт на берегу Черного моря, расположенный неподалеку от советско-румынской границы.  Фашисты настолько были уверены в быстром захвате Одессы, что направили на Одессу в основном войска румынских солдат.

Курсант 2: Но Одесса держала оборону 73 дня (с 5 августа по 16 октября 1941 г.) В основу плана обороны города легла директива Ставки Верховного Командования: "Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". И на протяжении всей обороны Верховное Главнокомандование и командование Черноморским флотом помогало городу личным составом, вооружением, боевой техникой, боеприпасами, горюче-смазочными материалами и продовольствием. В конце августа в ряды защитников города влились шесть отрядов моряков-добровольцев, общей численностью 2400 человек.

Курсант 6: Защитники Одессы проявили патриотизм, мужество и воинское мастерство. Многие читали рассказ Леонида Соболева «Батальон четверых». Его сначала восприняли как легенду; даже видавшие виды черноморские моряки сомневались в его достоверности. А описываемый Л. Соболевым эпизод произошел под Одессой в дни ее обороны. Их было пятеро. Пятеро моряков-десантников против роты гитлеровцев. Но одного из них, Леонтьева, тяжело ранило в самом начале боя. Четверо героев: Негреб, Перепелица, Котиков, Литовченко – стреляли до тех пор, пока не кончились патроны. Потом схватились с фашистами врукопашную. Моряки не только пробились к своим, но и вынесли с поля боя раненого товарища. Что помогло отважным? Несомненно, то, о чем сказал один из них – Перепелица: «Один моряк – моряк, два моряка – взвод, три моряка – рота... Сколько же нас? Четверо?.. Батальон, слушай мою команду».

Курсант 1: Защитники Одессы с честью выполнили поставленную перед ними задачу – город был освобожден. 

Курсант 2: Для севастопольцев война началась 22 июня 1941 года, когда вражеская авиация сбросила на город первые бомбы. Прорыв немецко-фашистских войск в Крым в октябре 1941 г. создал непосредственную угрозу Севастополю. Враг стремился овладеть городом с ходу, но натолкнулся на героическое сопротивление защитников. Севастополь отважно защищали войска Приморской армии, моряки Черноморского флота и жители города. 30 октября враг подошел близко к городу. Так началась 250-дневная героическая оборона Севастополя.

Курсант 3: Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады, мастерские, которые производили и ремонтировали оружие и военную технику. Героическая защита Севастополя, продолжавшаяся 8 месяцев, вошла в историю как пример несгибаемой стойкости наших людей, их беззаветной преданности Родине. Только после получения приказа Ставки Верховного Главнокомандования 4 июля защитники оставили город, но продолжали героическую борьбу в тылу врага.

Курсант 4: В славной летописи городов-героев достойное место занимает и город Керчь — крупный порт на берегу Керченского пролива. В середине ноября 1941 года после двухнедельных ожесточенных боев на Керченском полуострове город был захвачен фашистами. 30 декабря 1941 года в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции Керчь была освобождена войсками 51 армии Черноморского флота и Азовской военной флотилии.

Курсант 5: Но фашистам очень нужен был Крым. В мае 1942 года немцы сосредоточили крупные силы на Керченском полуострове и начали новое наступление. После страшных, упорных боев город снова оказался в руках фашистов. Часть войск в составе сводного отряда полковника П.М. Ягунова спустились в Аджимушкайские каменоломни.

Курсант 6: В Малых каменоломнях подземный гарнизон возглавил старший лейтенант М.Г. Поважный. С мая до конца октября, сжигаемые жаждой, травимые газами, голодные, в сырости и холоде сражались воины гарнизона. 

Курсант 1: 31 октября 1943 года началась Керченско-Эльтигенская десантная операция. В сорокадневном бою на Огненной земле Эльтигена более 60 воинов стали Героями Советского Союза. В ночь на 3 ноября начал высадку основной десант в районе Глейки-Жуковки-Опасного. Пять с половиной месяцев стоял здесь фронт. 58 воинов стали Героями Советского Союза. И лишь 11 апреля 1944 года город был полностью освобожден.

Курсант 2: Ближе всего к нам расположен Город-Герой Новороссийск. Кто-то из вас уже побывал на экскурсии по памятным местам этого города и, конечно, посетил мемориальный комплекс «Малая Земля». Он хранит память о моряках, насмерть стоявших на защите города. 

Курсант 3: В феврале 1943 года началась советская наступательная операция, разделенная на 2 части «Горы» и «Море». Операция «Горы» развивалась достаточно успешно. Уже 12 февраля был освобожден Краснодар и отрезан возможный путь отступления немецко-фашистких войск на запад и северо-запад. Операция «Море», начавшаяся 1 февраля, планировалась как совместный удар моряков и общевойсковых соединений с целью разгрома немцев у Новороссийска.

Курсант 4: Ночью 4 февраля первый эшелон морского десанта подошел к Южной Озерейке. После нескольких неудач высадку десанта решено было остановить. Успевшие высадиться почти полторы тысячи бойцов морской пехоты, не получив подкрепления, вынуждены были отойти.

Курсант 5: В это же время начал высадку еще один десант, призванный маскировать высадку основного. Двести пятьдесят бойцов отряда морской пехоты во главе с майором Ц. Л. Куниковым высадились в районе «Станички», захватили небольшой плацдарм на берегу Цемесской бухты. Вскоре сюда были переброшены еще три группы морских пехотинцев. 5 февраля было принято решение направить в Станичку основные силы десанта. Десантникам удалось закрепиться и расширить плацдарм, фактически вгрызаясь в землю.  За два месяца тяжелейших боев удалось немного расширить захваченную десантниками землю.

Курсант 6: Воспользовавшись некоторым затишьем и временным превосходством своей авиации на данном участке фронта, немецкое командование решило предпринять решительную попытку сбросить защитников «Малой Земли» в море. 17 апреля в 6 часов 30 минут после массированной артиллерийской и авиационной подготовки противник перешёл в наступление на Мысхако. Началась операция «Нептун». Толька за первый день наступления немцев наши войска отбили 19 атак врага. В непрерывных атаках и бомбардировках прошло трое суток. Плацдарм был удержан советскими войсками. Очень важную роль в отражении атак противника сыграла советская авиация. Начиная с 20 апреля, благодаря переброске на Кубань авиационных резервов Ставки, в воздухе над «Малой Землей» наступил перелом в нашу пользу.

Курсант 1: 25 апреля немцы были вынуждены признать полную невозможность продолжения операции и приступили к отводу войск на исходные позиции.

Курсант 2: Хочется назвать имена нескольких героев обороны города Новороссийска.

Курсант 3: Это Цезарь  Львович Куников, человек, стоявший у истоков славы Малой Земли. За мужество и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица в Новороссийске. Она начинается недалеко от того места, где шагнул в бессмертие человек, чье имя она носит.

Курсант 4: Николай Иванович Сипягин, командир четвертого дивизиона сторожевых катеров, капитан третьего ранга.

Катера под его командованием высаживали десант во главе с Ц. Л. Куниковым на Малую землю в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года. Имя бесстрашного командира занесено в списки личного состава одного из подразделений; крымский поселок Еникале, куда катера четвертого дивизиона высаживали десант, переименован в Сипягино. Его именем названа одна из улиц Новороссийска.

Курсант 5: Георгий Никитич Холостяков, в Великую Отечественную войну командир Новороссийской военно-морской базы. В Новороссийской операции 1943 г. командовал силами высадки. За боевые отличия, героизм и мужество, проявленные в Новороссийской операции, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны вице-адмиралу Холостякову 7 мая 1965 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

Курсант 6: Филипп Яковлевич Рубахо - снайпер из отряда Цезаря Куникова. На его боевом счету 8 уничтоженных фашистских дзотов, один танк, один шестиствольный миномет, около 350 гитлеровских солдат. Ф. Я. Рубахо посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А улица Застаничная переименована в улицу Имени Филиппа Рубахо.

Курсант 1: Василий Андреевич Ботылев, возглавил группу бойцов отдельного батальона морской пехоты и с ними на катерах-охотниках прорвался сквозь вражескую огневую завесу в Новороссийский порт. Он умело руководил боевыми действиями своих бойцов, вдохновлял их примером личного мужества и отваги. Василию Андреевичу Ботылеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Курсант 2: Моряки во все времена были достойными защитниками нашего Отечества.

Курсант 3: И сегодня моряки надежно стоят на защите национальных интересов нашего Отечества. Представители самой героической и романтической морской профессии всегда отличались смелостью, храбростью и мужеством, они беззаветно преданы своему воинскому долгу. Этим обусловлена народная любовь и признательность к морякам, несущим нелегкую службу . Боевая деятельность военных моряков Российского флота на протяжении всей истории отличалась высокой активностью, моряки являли собой пример самопожертвования и профессионализма. Сила духа и мужество моряков, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись России.

Курсант 4: И сейчас мы вас приглашаем пройти в музей Военно-Морского флота России, где мы вас познакомим с экспозициями, посвященными разным эпохам становления и развития российского флота. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20662. Философское учение Платона 70.5 KB
  Платон настоящее имя Аристокл Платон от греческого platys широкоплечий полный 427 347 год до н. Платон был основателем собственной философской школы занятия слушателей которой проходили в роще посвящённой античному герою Академу что непосредственно повлияло на её название Академия. Философская Академия Платона просуществовала 915 лет.
20663. Философия Аристотеля, Критика платоновского учения об идеях 72.5 KB
  Аристотель 384 322 год до н. Аристотель проучившись в платоновской академии 20 лет вплоть до смерти Платона развивал философские положения своего учителя придерживаясь объективного идеализма и смог привнести в это течение новые неоспоримо значимые идеи. Аристотель предпочитал проводить занятия со своими учениками прогуливаясь по саду вблизи школы. Для обозначения философской школы Аристотеля используется и такое название как перипатетика от греческого peripatio крытая галерея занятия Аристотель проводил не только прогуливаясь...
20664. Философские школы поздней античности (эллинистическая эпоха) 186.5 KB
  Если ранее у греков существовало представление о своём духовном превосходстве над варварами не способных к культуре и к свободной деятельности что запечатлевалось даже в работах Платона и Аристотеля то в новую эпоху взаимовлияния культур формируется представление о едином бытие человека. Под влиянием восточных культур например астрологических и мистических течений Вавилона происходит эклектическое соединение рационального и сверхъестественного в понимание мира что пагубно отражается и на морали где вера в судьбу в определённость...
20665. Специфика философской мысли в эпоху средневековья 76 KB
  Этот период патристика сталкивается с внутренним противоречием которое выражено в том что стремление посредством рациональной аргументации доказать бытие Бога бессмертие души и прочих сакральных компонентов христианской догматики идёт в разрез с краеугольным положением религии о непостижимости при помощи разума божественных таинств доступных только исключительно в вере. Обсуждаются проблемы: а тринитальный вопрос о единстве и троичности Бога; б христологический вопрос о сочетание в Христе двух начал природного и божественного; в...
20666. Характерные черты эпохи Возрождения 77.5 KB
  Разум в силу своей конечности и определённости пропорцией не является истиной и не способен её постигать настоль точно чтобы утверждать о её исчерпанности. Отсутствие пропорциональности которую мы способны зафиксировать только в конечных вещах является причиной нашего незнания. Конечность нашего ума является источником диспропорции между разумом и бесконечностью в которую он включён и которую стремиться познать. На общем онтологическом уровне индивид связывает все вещи и поэтому является микрокосмом любой вещи.
20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.