96297

Урок мужества «Подвиг русских моряков»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель дела: способствовать осознанию подростками непреходящей ценности подвига русских моряков в годы Великой Отечественной войны. Задачи дела: Способствовать формированию у подростков знаний из истории Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать у подростков чувство гордости за свою страну и её народ, её героев.

Русский

2015-10-04

28.91 KB

3 чел.

Урок мужества «Подвиг русских моряков»

Цель дела: способствовать осознанию подростками непреходящей ценности подвига русских моряков  в годы Великой Отечественной войны.

Задачи дела:

  1.  Способствовать формированию у подростков знаний из истории Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны.
  2.  Воспитывать у подростков чувство гордости за свою страну и её народ, её героев.
  3.  Воспитывать у подростков чувство сопричастности к событиям истории Отечества.   

Основная идея дела: В годы Великой Отечественной войны моряки проявили беспримерный героизм, защищая своё Отечество. Подвиг моряков-героев живёт в сердцах потомков.

Ход дела:

(Выходят ведущие – 6 курсантов, одетые в морскую форму)

Курсант 1: С чего начинается память?

Курсант 2: С берёз?

Курсант 1: С речного песка?

Курсант 2: С дождя на дороге?

Курсант 1: А если с убийства?

Курсант 2: А если со слёз?

Курсант 1: А если с воздушной тревоги?

Курсант 2: Со взрослых, в пыли распростёртых?

Курсант 1: А если с недетского знанья о том, как живое становится мёртвым?

Курсант 2: И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

 Войной начинается память.

 Здесь, в нашей стране, где «непомнящих» нет,

 Попробуем это представить.

Звучит фонограмма «Священная война»

Курсант 1: 1941 год. 22 июня. Военные действия на Черном море начались в 3 часа 15 минут. Фашистская авиация произвела налеты на Севастополь и Измаил, подвергла артиллерийскому обстрелу населенные пункты и корабли на Дунае.

Курсант 2: С первых часов войны фашисты нанесли сокрушительные удары по городам, которые открывали выход к Чёрному морю. Гитлеровское командование придавало большое значение южному направлению. Оно планировало внезапным ударом прорвать Юго-Западный фронт, охватить с севера советские войска, уничтожить их основную группировку и захватить Киев, Донбасс, Ростов, лишив тем самым нашу страну важных в экономическом и стратегическом отношении районов. С помощью авиации противник рассчитывал уничтожить или вывести из строя основные силы Черноморского флота, а остальные корабли заблокировать в базах до захвата их с суши.

Курсант 1: Однако высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала попытки вывести из строя его основные силы в первые дни войны. В ходе всей войны флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиаудары по его береговым объектам.

Курсант 2: Флот участвовал в обороне Одессы (1941) и Севастополя (1941—1942); важное значение имела крупнейшая в истории Великой Отечественной войны Керченско-Феодосийская десантная операция 1941—1942.

Курсант 1: В 1942—1943гг. Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки разрушали коммуникации противника, надводные силы; авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе.

Курсант 2: Впоследствии за героическую оборону городам Одесса, Севастополь, Керчь и Новороссийск было присвоено звание Города-Героя, а это высшая степень отличия СССР. Городу Туапсе присвоено звание Города Воинской Славы.

Курсант 1: С города Туапсе начинается наше знакомство с Краснодарским краем, ведь автобус детского центра «Орлёнок» встречает нас именно на площади Туапсинского вокзала. 

Курсант 2: С воспоминания о битве за этот город мы и начнем наш рассказ о героической защите моряками Военно-Морского флота городов, расположенных на берегу Чёрного моря.

Курсант 1: В августе 1942 года началась операция, которая вошла в историю под названием «Туапсинская оборонительная». Город  Туапсе подвергался жесточайшим бомбардировкам и обстрелу, немцы стремились сравнять его с землей. Кровопролитные бои развернулись на подступах к городу, но фашистские войска были остановлены в 23 км от Туапсе.

Курсант 2: 21 октября 1942 года фашисты прорвались к горам Семашхо и Два Брата. Советская армия нанесла контрудар и окружила гитлеровскую группировку. В обороне города участвовал и сторожевой корабль «Шторм», в честь которого назван наш детский лагерь. К 17 декабря 1942г. немецкие войска были полностью уничтожены. Больше попыток наступления на Туапсе не предпринималось. После войны город был отстроен практически заново.

Курсант 1: Одесса — большой, красивый город и важнейший морской порт на берегу Черного моря, расположенный неподалеку от советско-румынской границы.  Фашисты настолько были уверены в быстром захвате Одессы, что направили на Одессу в основном войска румынских солдат.

Курсант 2: Но Одесса держала оборону 73 дня (с 5 августа по 16 октября 1941 г.) В основу плана обороны города легла директива Ставки Верховного Командования: "Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". И на протяжении всей обороны Верховное Главнокомандование и командование Черноморским флотом помогало городу личным составом, вооружением, боевой техникой, боеприпасами, горюче-смазочными материалами и продовольствием. В конце августа в ряды защитников города влились шесть отрядов моряков-добровольцев, общей численностью 2400 человек.

Курсант 6: Защитники Одессы проявили патриотизм, мужество и воинское мастерство. Многие читали рассказ Леонида Соболева «Батальон четверых». Его сначала восприняли как легенду; даже видавшие виды черноморские моряки сомневались в его достоверности. А описываемый Л. Соболевым эпизод произошел под Одессой в дни ее обороны. Их было пятеро. Пятеро моряков-десантников против роты гитлеровцев. Но одного из них, Леонтьева, тяжело ранило в самом начале боя. Четверо героев: Негреб, Перепелица, Котиков, Литовченко – стреляли до тех пор, пока не кончились патроны. Потом схватились с фашистами врукопашную. Моряки не только пробились к своим, но и вынесли с поля боя раненого товарища. Что помогло отважным? Несомненно, то, о чем сказал один из них – Перепелица: «Один моряк – моряк, два моряка – взвод, три моряка – рота... Сколько же нас? Четверо?.. Батальон, слушай мою команду».

Курсант 1: Защитники Одессы с честью выполнили поставленную перед ними задачу – город был освобожден. 

Курсант 2: Для севастопольцев война началась 22 июня 1941 года, когда вражеская авиация сбросила на город первые бомбы. Прорыв немецко-фашистских войск в Крым в октябре 1941 г. создал непосредственную угрозу Севастополю. Враг стремился овладеть городом с ходу, но натолкнулся на героическое сопротивление защитников. Севастополь отважно защищали войска Приморской армии, моряки Черноморского флота и жители города. 30 октября враг подошел близко к городу. Так началась 250-дневная героическая оборона Севастополя.

Курсант 3: Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады, мастерские, которые производили и ремонтировали оружие и военную технику. Героическая защита Севастополя, продолжавшаяся 8 месяцев, вошла в историю как пример несгибаемой стойкости наших людей, их беззаветной преданности Родине. Только после получения приказа Ставки Верховного Главнокомандования 4 июля защитники оставили город, но продолжали героическую борьбу в тылу врага.

Курсант 4: В славной летописи городов-героев достойное место занимает и город Керчь — крупный порт на берегу Керченского пролива. В середине ноября 1941 года после двухнедельных ожесточенных боев на Керченском полуострове город был захвачен фашистами. 30 декабря 1941 года в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции Керчь была освобождена войсками 51 армии Черноморского флота и Азовской военной флотилии.

Курсант 5: Но фашистам очень нужен был Крым. В мае 1942 года немцы сосредоточили крупные силы на Керченском полуострове и начали новое наступление. После страшных, упорных боев город снова оказался в руках фашистов. Часть войск в составе сводного отряда полковника П.М. Ягунова спустились в Аджимушкайские каменоломни.

Курсант 6: В Малых каменоломнях подземный гарнизон возглавил старший лейтенант М.Г. Поважный. С мая до конца октября, сжигаемые жаждой, травимые газами, голодные, в сырости и холоде сражались воины гарнизона. 

Курсант 1: 31 октября 1943 года началась Керченско-Эльтигенская десантная операция. В сорокадневном бою на Огненной земле Эльтигена более 60 воинов стали Героями Советского Союза. В ночь на 3 ноября начал высадку основной десант в районе Глейки-Жуковки-Опасного. Пять с половиной месяцев стоял здесь фронт. 58 воинов стали Героями Советского Союза. И лишь 11 апреля 1944 года город был полностью освобожден.

Курсант 2: Ближе всего к нам расположен Город-Герой Новороссийск. Кто-то из вас уже побывал на экскурсии по памятным местам этого города и, конечно, посетил мемориальный комплекс «Малая Земля». Он хранит память о моряках, насмерть стоявших на защите города. 

Курсант 3: В феврале 1943 года началась советская наступательная операция, разделенная на 2 части «Горы» и «Море». Операция «Горы» развивалась достаточно успешно. Уже 12 февраля был освобожден Краснодар и отрезан возможный путь отступления немецко-фашистких войск на запад и северо-запад. Операция «Море», начавшаяся 1 февраля, планировалась как совместный удар моряков и общевойсковых соединений с целью разгрома немцев у Новороссийска.

Курсант 4: Ночью 4 февраля первый эшелон морского десанта подошел к Южной Озерейке. После нескольких неудач высадку десанта решено было остановить. Успевшие высадиться почти полторы тысячи бойцов морской пехоты, не получив подкрепления, вынуждены были отойти.

Курсант 5: В это же время начал высадку еще один десант, призванный маскировать высадку основного. Двести пятьдесят бойцов отряда морской пехоты во главе с майором Ц. Л. Куниковым высадились в районе «Станички», захватили небольшой плацдарм на берегу Цемесской бухты. Вскоре сюда были переброшены еще три группы морских пехотинцев. 5 февраля было принято решение направить в Станичку основные силы десанта. Десантникам удалось закрепиться и расширить плацдарм, фактически вгрызаясь в землю.  За два месяца тяжелейших боев удалось немного расширить захваченную десантниками землю.

Курсант 6: Воспользовавшись некоторым затишьем и временным превосходством своей авиации на данном участке фронта, немецкое командование решило предпринять решительную попытку сбросить защитников «Малой Земли» в море. 17 апреля в 6 часов 30 минут после массированной артиллерийской и авиационной подготовки противник перешёл в наступление на Мысхако. Началась операция «Нептун». Толька за первый день наступления немцев наши войска отбили 19 атак врага. В непрерывных атаках и бомбардировках прошло трое суток. Плацдарм был удержан советскими войсками. Очень важную роль в отражении атак противника сыграла советская авиация. Начиная с 20 апреля, благодаря переброске на Кубань авиационных резервов Ставки, в воздухе над «Малой Землей» наступил перелом в нашу пользу.

Курсант 1: 25 апреля немцы были вынуждены признать полную невозможность продолжения операции и приступили к отводу войск на исходные позиции.

Курсант 2: Хочется назвать имена нескольких героев обороны города Новороссийска.

Курсант 3: Это Цезарь  Львович Куников, человек, стоявший у истоков славы Малой Земли. За мужество и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица в Новороссийске. Она начинается недалеко от того места, где шагнул в бессмертие человек, чье имя она носит.

Курсант 4: Николай Иванович Сипягин, командир четвертого дивизиона сторожевых катеров, капитан третьего ранга.

Катера под его командованием высаживали десант во главе с Ц. Л. Куниковым на Малую землю в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года. Имя бесстрашного командира занесено в списки личного состава одного из подразделений; крымский поселок Еникале, куда катера четвертого дивизиона высаживали десант, переименован в Сипягино. Его именем названа одна из улиц Новороссийска.

Курсант 5: Георгий Никитич Холостяков, в Великую Отечественную войну командир Новороссийской военно-морской базы. В Новороссийской операции 1943 г. командовал силами высадки. За боевые отличия, героизм и мужество, проявленные в Новороссийской операции, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны вице-адмиралу Холостякову 7 мая 1965 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

Курсант 6: Филипп Яковлевич Рубахо - снайпер из отряда Цезаря Куникова. На его боевом счету 8 уничтоженных фашистских дзотов, один танк, один шестиствольный миномет, около 350 гитлеровских солдат. Ф. Я. Рубахо посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А улица Застаничная переименована в улицу Имени Филиппа Рубахо.

Курсант 1: Василий Андреевич Ботылев, возглавил группу бойцов отдельного батальона морской пехоты и с ними на катерах-охотниках прорвался сквозь вражескую огневую завесу в Новороссийский порт. Он умело руководил боевыми действиями своих бойцов, вдохновлял их примером личного мужества и отваги. Василию Андреевичу Ботылеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Курсант 2: Моряки во все времена были достойными защитниками нашего Отечества.

Курсант 3: И сегодня моряки надежно стоят на защите национальных интересов нашего Отечества. Представители самой героической и романтической морской профессии всегда отличались смелостью, храбростью и мужеством, они беззаветно преданы своему воинскому долгу. Этим обусловлена народная любовь и признательность к морякам, несущим нелегкую службу . Боевая деятельность военных моряков Российского флота на протяжении всей истории отличалась высокой активностью, моряки являли собой пример самопожертвования и профессионализма. Сила духа и мужество моряков, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись России.

Курсант 4: И сейчас мы вас приглашаем пройти в музей Военно-Морского флота России, где мы вас познакомим с экспозициями, посвященными разным эпохам становления и развития российского флота. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60109. Позакласний захід: Княгиня Ольга 38 KB
  Вдова Ігоря - Ольга На сцену виходить Ольга сідає на свій трон: Той хто не помстився за смерть родичів буде зганьблений на віки вічні і тому наказую кинути древлянських послів у глибоку яму та закопати живцем.
60111. Любімо Україну! 74.5 KB
  Ой зелене жито зелене хорошії гості у мене Зеленеє жито женці жнуть хорошії гості мене ждуть 2р. Ой зелене житто зелене хорошії гості у мене Зеленеє жито при межі хорошії гості від душі...
60112. Виховний захід «Миколай святий іде, подарунки всім несе!» 47 KB
  Увага Дітвора У нас чудова новина До казки просимо усіх Де вас чекають жарти й сміх Сьогодні в нас казкове свято Гостей запрошено багато Уучень. Летить сніжок Легесенький кружляє Безшумно осідає він на все...
60114. Виховний захід до річниці визволення Києва та України від німецько-фашистських загарбників 55 KB
  Мета: 1. Показати героїзм визволителів Києва та України. на території України; окупацію України; голокост; битву за Дніпро та визволення Києва від окупантів. Обладнання: проектор на сцені надпис Київ 1941-1943 фотографії Києва часів війни та подій пов’язаних із визволенням столиці.
60115. НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ 58.5 KB
  Время вроде замкнутого круга: Год мелькнул как месяц день как час. Я рада что все вы откликнулись и решили принять участие в конкурсе Мама папа я - дружная семья. Рада приветствовать вас на нашем семейном развлечении Наша дружная семья.
60116. Виховний захід: «Моя Батьківщина – Україна» 59 KB
  Мова кожного народу неповторна і своя це рядки з вірша. Українська мова Давня й молода. Рідна мова як її не знати Як же не любити нам її. Рідна мова в рідній школі Що бринить нам чарівніш Що нам ближче і миліш І дорожче в час недолі Рідна мова...
60117. Позакласний захід з народознавства «Обжинки» 33 KB
  Учні: Ой обжинки господарю обжинки Позбирали колосочки із нивки Ой весело господарю весело Що ми тобі віночок несемо А ще буде веселіш Коли буде цей вінок на голові Коли буде коровай на столі Діти виконують пісню з рухами...