96298

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей. Оборудование: карточки для контроля у детей; высказывания великих людей о нравственности на доске и у детей на карточках.

Русский

2015-10-04

21.4 KB

3 чел.

Урок по ОРКиСЭ № 29

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.

Оборудование: карточки для контроля у детей; высказывания великих людей о нравственности на доске и у детей на карточках.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Сообщение темы урока (Дети списывают тему урока с доски).

1)Как вы понимаете тему урока?

2) Согласны ли вы с утверждением, которое вынесено в название темы?

3)Какие нравственные ценности вы могли бы назвать? (Благородство, доброжелательность, мужество, справедливость)

4) Как вы думаете, для всех людей эти ценности обязательны? (В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм; в жизни далеко не все люди проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением).

3.Работа с текстом учебника.

1) Комментированное чтение статьи из учебника по абзацам.

Вопросы к каждому абзацу:

а) Что мы ценим в жизни? Какая главная ценность?

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются

честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Античные мудрецы главными считали  благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.

в) Какая жизнь особенно ценна? Кто должен сделать жизнь такой?

г) Чтение учителем: Люди с ограниченными возможностями показывают миру, что их непростая жизнь может быть посвящена науке, искусству, бизнесу, спорту. В середине прошлого века появились особенные международные соревнования – Параолимпийские игры. Такие игры традиционно проводятся после главных Олимпийских игр. Название «параолимпийский» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду», то есть параолимпийские спортсмены соревнуются друг с другом по той же системе, что и обычные олимпийцы. Спортсмены с ограниченными возможностями соревнуются в самых разных видах спорта. Это удивительные люди, которые не только прославили свои имена, но и принесли громкие победы своей стране. Достижения людей с ограниченными возможностями, их жизнь как преодоление - пример победы человека над обстоятельствами. В марте 2010 в канадском городе Ванкувере состоялись параолимпийские игры, в которых приняли участие 32 спортсмена, среди которых было 6 спортсменов из нашей области. Они заняли 1 место в неофициальном зачете, завоевав 38 медалей: 12 – золотых, 16 – серебряных и 10 – бронзовых. Участвовали в 3 видах: лыжные гонки, биатлон, горные лыжи. Среди спортсменов было 6 колясочников.

д) Что главное в жизни для человека?

е) От чего зависит счастье родителей?

ж) Кто заботится о здоровье людей в старости?

з) Почему жизнь человека имеет особую ценность?

4. Физминутка.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль периметра води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

5.УчительЧтобы ценить жизнь любого человека надо придерживаться золотого правила нравственности. Кто скажет, как оно звучит?

А теперь послушайте, как звучало это правило в устах древних мудрецов.

1 ученик. Примерно 2 с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

2 ученик. Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».

Конфуций говорил: «Только добро ведет к счастью».

3 ученик. В Индии существует вера в то, что когда–то давным–давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».

Смысл законов Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

4 ученик. В существовавшем когда–то государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди.

А теперь прочитайте высказывания других мудрых людей. Какое вам больше всего понравилось? Прочитайте то, которое вам больше всего понравилось.

У детей карточки с высказываниями.

Ассирийский мудрец Ахикар говорил: «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам».

Китайский философ Конфуций: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Индийский мудрец Бхишма: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим».

Древнееврейский мудрец Гилель говорил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Учитель.

И так золотое правило нравственности помогает человеку решить, как поступить в той или иной ситуации. Вернемся к теме урока. Перед вами листочки с вопросами, где нужно выбрать правильный ответ. Если не можете ответить, обратитесь к тексту учебника.

5.Подведение итога урока.

Что такое нравственные ценности?

Почему человеческая жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свою точку зрения!

6.Задание на дом: просмотреть на диске 29 урок, подготовить рассказ по теме урока.

7. Самостоятельная работа.

  1.  Обеспечить жизнь без войны – задача

 каждого человека  общества  государства

  1.  В процессе жизни каждый человек

 переезжает на новое место  получает 3 – 4 профессии

 утверждается как личность  создаёт свою биографию

  1.  Высшей ценностью для человека является

 умение танцевать  его жизнь  материальные ценности

 природа

  1.  Жизнь каждого человека бесценна для общества, так как

 каждый человек создаёт художественные произведения

 каждый человек неповторим

 каждый человек может сделать научное открытие

 каждый человек может открыть новые страны

1.Счастье родителей зависит от _______________________ их детей.

2.Высшая ценность для человека – это его _________________ .

3. Выберите из списка те ценности, которые важны для человека:

 здоровье  семья  стильная причёска  красивая одежда

4. Соотнесите ценности, которые важны для человека, и организации, которые помогают сохранять и создавать эти ценности.

Организации Ценности, которые важны для человека

Школа здоровье

Фитнес–клуб образование

Поликлиника красота тела

Музей культурные ценности

8. Коллективная проверка.

Источник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с. с электронным приложением

Автор урока: Ковальская Надежда Степановна, учитель начальных классов I категории МОУ Лицей


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78972. Формы развития научных знаний: проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа 37.5 KB
  Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема в науке - это такая задача или вопрос
78973. Изменчивость научного знания как проблема философии науки. Представление о движущих силах развития научного знания. 45 KB
  Изменчивость научного знания как проблема философии науки. Представление о движущих силах развития научного знания. XX века в качестве оппозиции экстернализму подчеркивавшему фундаментальную роль социальных факторов как на этапе генезиса науки так и на всех последующих этапах развития научного знания. Последнему принадлежит наиболее значительная попытка обоснования правомерности интерналистской программы развития научного знания.
78974. Теоретический уровень научного познания и его методы 37 KB
  Теоретический уровень научного познания и его методы Теоретический уровень высший уровень научного познания включает факты добытые эмпирическим путем предшествующие развитию науки а также логические выводы добытые разумом человека. Абстрагирование Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных чувственно воспринимаемых предметов и явлений их внешних признаков свойств связей. является необходимым моментом процесса познания.
78975. Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса 30.5 KB
  Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки концепции Поппера Куна Лакатоса. Концепция Куна Кун считает что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества члены которого разделяют определенную парадигму приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки принципами...
78976. КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Т.КУНА 40 KB
  История науки по Куну: Согласно книге Структура научных революций Т.Куна историю науки можно представить следующей схемой: 1 При переходе к зрелой науке на основе идей одной или нескольких научных школ возникает общепринятая парадигма; 2 одно из главных направлений деятельности нормальной науки обнаружение и объяснение фактов как фактов подтверждающих парадигму; 3 при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии факты противоречащие парадигме; 4 в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано но...
78978. Особенности становления и основные принципы неклассической науки 43 KB
  Планк квантавая теория Резенфорд планетарная модель атома Ренген ренгеновские лучи Все эти открытия разрушили картину мира. Основные принципы: Установка на невозможность описать мир сам по себе Установлено различие в организации и развитии 3х уровней мира: макро микро мега. Нет качественной однородности в мега микро и макромирах Вероятностный детерменизм Признавалась роль случайностей. Случайность равноценный фактор необходимости Объект исследования не вещи а процессы Принципиально невозможно найти первокирпичик мира т.
78979. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы научной рациональности 48 KB
  Понятие рациональности научной рациональности. Виды и типы научной рациональности. В самой идее рациональности можно увидеть символ современной научно-технической цивилизации со всеми ее особенностями и противоречиями. Ее началом является некоторый тип активно-преобразовательного отношения человека к миру с которым и связывается как правило сама идея рациональности.
78980. Пространство и время в современной и классической картине мира 35 KB
  Пространство и время в современной и классической картине мира. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов состояний материи. Пространство и время это всеобщие формы существования координации объектов. Пространство и время в классической картине мира.