96302

Светлый и радостный мир детства в произведении Марка Твена «Приключение Тома Сойера»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Постижение учащимися художественного мира повести Марка Твена Приключения Тома Сойера, особенностей изображения мира детства, в котором герои отличаются богатым воображением, душевной чистотой, свободолюбием; восприятие и декодирование учащимся – читателями ХХI столетия - изображенного в художественном произведении и сопоставление с реалиями сегодняшнего дня;

Русский

2015-10-05

31.21 KB

7 чел.

   СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:

«Светлый и радостный мир детства в произведении Марка Твена «Приключение Тома Сойера»»

Образовательное учреждение:

МБОУ СОШ № 25

Класс: 5 «Б»

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА:

ДЖАНАЛОВА Д.А.

ГРУППА:  

1081

                                 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Веретелник Е.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ:

                                                                     ГАЛЯН С. В.

                                                                                                  УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК:                                                                       

                                                                    

                                  2014 \ 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема:  Светлый и радостный мир детства в произведении Марка Твена «Приключение Тома Сойера»

Учебная задача: составление кластера

Термины: повесть, биография, автобиография, автобиографическое произведение

Цель:

  1.  постижение учащимися художественного мира повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера", особенностей изображения мира детства, в котором  герои отличаются богатым воображением, душевной чистотой, свободолюбием; восприятие и декодирование учащимся – читателями ХХI столетия - изображенного в художественном произведении и сопоставление с реалиями сегодняшнего дня;  

  1.  развитие умения школьников целостно воспринимать текст большого объема, аргументировать свои суждения ссылками на текст; развивать связную речь, навыки выразительного чтения;

  1.  воспитание у детей оптимистических взглядов на жизнь, чувства товарищества, взаимовыручки.

          Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

                                                                                              В.А.Сухомлинский

Оборудование: портрет Марка Твена (цветная репродукция), выставка детских рисунков к повести “Приключения Тома Сойера”.

Дата проведения:

 

Ход урока

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с повестью Марка Твена «Приключение Тома Сойера»

ІІ. Актуализация опорных знаний

Учитель: На предыдущем уроке мы начали изучение произведения, название которого содержит слово, завораживающее непредвиденностью, таинственностью. Приключения... “Приключения Тома Сойера” - так называется повесть Марка Твена (повторная демонстрация портрета писателя). При изучении материала на уроке, знакомстве со статьей учебника дома вы смогли убедиться, что жизнь Марка Твена тоже наполнена приключениями - счастливыми и трагическими, интересными и опасными, веселыми и непредсказуемыми. Припомним некоторые из них, ведь повесть “Приключения Тома Сойера” непосредственно связана с жизнью писателя.

2. Беседа с учащимися

  1.  - Какие факты биографии писателя вас больше всего поразили? 
  2.  - Кем довелось работать Марку Твену, прежде чем он стал писателем?
  3.  -Какие черты характера, на ваш взгляд, помогли Марку Твену стать всемирно известным писателем?
  4.  - Назовите произведения, написанные Марком Твеном для детей.
  5.  - У Твена есть книга воспоминаний, которая называется "Автобиография". И все же она не настолько известна, как “Приключения Тома Сойера”. Чем можно объяснить такую популярность?

(Вывод о жизнерадостном, оптимистическом восприятии мира Марком Твеном, о трудолюбии и веселом характере писателя, об оптимизме, который помогает преодолевать трудности, находить в себе силы достичь цели.)

- Припомните, что такое повесть? (Повесть – это произведение, в котором рассказывается об истории жизни человека, которая тесно переплетается с судьбой других людей.)

- В чем особенности автобиографической повести? (Автобиографическое произведение - литературное произведение, созданное на основе собственного опыта из жизни списателя)

-  Докажите, что  “Приключения Тома Сойера” - автобиографическая повесть.

ІII. Основной этап

1 учебная ситуация

Учитель: Знаю, что вы не очень доверяете взрослым, когда слышите от них воспоминания о детстве, наполненные сожалением, что то время прошло. В будущей взрослой жизни вы видите себя самостоятельными, независимыми, успешными... Но не слишком ли вы торопитесь расставаться с детством? Возможно, взрослые правы хотя бы в одном: детство - это самое прекрасное время? На сегодняшнем уроке попробуем найти ответ на этот вопрос.

2 учебная ситуация -  Проверка домашнего задания. Комментарии детей к рисункам

Учитель: На доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги. И сейчас я попрошу вас прокомментировать свои работы. Ответьте, почему именно этот эпизод из книги вам захотелось изобразить на бумаге?

(Ученики демонстрируют и комментируют свои рисунки)

Учитель: Итак, на основе ваших замечательных рисунков и их комментирования, я делаю вывод о том, что приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. Так давайте же войдем в неповторимый, светлый мир детства главных героев.

3 учебная ситуация -  Работа над осмыслением содержания повести

Учитель: Ребята, давайте вспомним в каком городе происходит действие романа? Что это за город?

Ученики: г. Санкт-Петербург.

Учитель. Американцы любили давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж.

Учитель: Почему же Том ненавидел школу и церковь?

Ученики: Том не любил школу, ему не нравится учить уроки,перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.

Учитель:

  1.  А какие  приключенческие книги прочитали вы? (рекомендации    учителя: книги для чтения)
  2.  - Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?
  3.  - А кто из персонажей книги похож на Тома? Такой же озорник? Чем похожи они на Тома?

4 учебная ситуация – работа с главой «Том знакомится с Бекки»

Учитель: Ребята, откройте на своих учебниках главу «Том знакомится с Бекки»

(Чтение по ролям от начала главы до слов: «Ой, тетя Полли, идите скорей»)

- Какие качества характера героя проявляются в данном эпизоде?

Ученики: Хитрость ……

Учитель: почему Том не хочет идти в школу?

                                          ***

Герой называет школу темницей. Он знает, что в школе его ждет скучное «жужжание» класса и жестокое наказание за малейшую провинность. Средством убеждения и воспитания, с точки зрения местных педагогов, является палка.

  1.  За что наказали Тома Сойера, когда он пришел в школу?
  2.  Почему взрослые не разрешают дружить с Гекльберри Финном? Найдите строчки содержащие ответ на вопрос

Прочитайте выразительно фрагмент начиная со слов: «И еще, потому что…» до слов «…хорошо воспитанные»

  1.  Почему все мальчики и в том числе Том «души не чаяли» в Гекке?

                                      

                                               ***

    Живописная фигура маленького бродяги, ведущего независимый образ жизни встает со страниц романа , как живое олицетворение той большой гуманистической темы свободы, которая лежит в основе произведения.

Озорник и бунтарь, Том Сойер является любимым героем Марка Твена, именно потому что он инстинктивно отметает от себя всё способное заглушить свойственное ему живое чувство жизни.

Раскрывая внутренний мир своего героя писатель показывает, что ребенок в каждом предмете видит свою «игровую» занимательную сторону.

Учитель: Найдите абзац со словами «Том приветствовал романтического бродягу». (Кто-то один читает выразительно до слов «…причем каждый чувствовал что стал богаче»)

  1.  Почему ребята верят, что все эти истории – правда?

                                ***

Юные герои романа хотят верить в волшебную природу жизни, видеть в мире чудесное. Так становится интереснее жить, появляется самое главное, что поддерживает человека всю жизнь- надежда.

Всей логикой своего романа, всей системой его художественных образов Тве подводит читателя к мысли о том, что жизнь по природе своей может быть чудесной, увлекательной, что «чудеса» скрыты в самых обыкновенных предметах.

Юмористически обыгрывая наивность детского восприятия жизни Твен в то же время утверждает красоту жизни, как нечто несомненное и объективно существующее.

  1.  Как ведут себя герои в сцене покупки клеща?
  2.  Какие вещи становятся предметом купли-продажи в мире Тома и Гекка?

Богатство взрослых имеет столь же относительную ценность, как сокровища Тома и Гекка

Учитель: Какой рисунок нарисовал Том когда его посадили к Бекки (что изображенно)?

Ученики: Том нарисовал песочные часы, увенчанные круглой луной, приделал к ним тонкие соломинки ручек и ножек и вооружил растопыренные пальчики громаднейшим веером.

5  учебная ситуация - Работа над эпиграфом

-Почему именно эти слова мы взяли эпиграфом к нашему уроку?

6 учебная ситуация – составление кластера

Учитель: Ребята предлагаю вам составить кластер с качествами характера Тома. Все знают как составлять кластер? (на слайде будет представлен алгоритм составления кластера)

ІV. Итоги урока. Оценивание деятельности учащихся

Вывод. В повести "Приключения Тома Сойера" Марк Твен создал светлый, радостный мир детства, ведь детство- это самый прекрасный период жизни.

V. Домашнее задание 

Найти эпизоды, подтверждающие изобрететельность и предприимчивость главного героя, подготовить их пересказ от имени главного героя.

Творческое задание: продолжить предложение: "Что бы я взял во взрослую жизнь из детства".

ДИАНА, В ЦЕЛОМ НЕПЛОХО. НО! ПОСКОЛЬКУ НЕТ КОНЦЕПЦИИ, РЕЗУЛЬТАТ НЕЯСЕН И ВСЕ КАК-ТО РАССЫПАЕТСЯ. НЕПОНЯТНО К ЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРИВЕСТИ ДЕТЕЙ. МОЖЕТ БЫТЬ СДЕЛАТЬ В ИТОГЕ КЛАСТЕР С КАЧЕСТВАМИ ЕГО ХАРАКТЕРА?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75888. Комп’ютерні технології і сучасна лексикографічна наука 26.72 KB
  Множество различных компьютерных лексикографических программ можно разделить на две больших группы: программы поддержки лексикографических работ и автоматические словари АС различных типов включающие лексикографические базы данных. Автоматические словари. Иными словами различаются автоматические словари конечного...
75889. Когнітивний інструментарій когнітивної лінгвістики 26.47 KB
  В основе этого языка лежит теория знаний разработанная в искусственном интеллекте и образующая важный раздел когнитивной науки. Онтологически разделение декларативных и процедурных знаний соответствует различным типам знаний когнитивной системы человека. В теории знаний для изучения и представления знания используются различные структуры знаний фреймы сценарии планы. Минскому фрейм это структура данных предназначенная для представления стереотипной ситуации Более развернуто можно сказать что фрейм является концептуальной структурой...
75890. Понятие «империя» и многообразие его трактовок. Континентальные и морские империи 15.44 KB
  Континентальные и морские империи. Исторически такая трактовка империи оформилась не сразу. Понятие империи было тесно связано с завоеваниями территориальными захватами. Развитие империи как агрессивного расширяющегося государства всегда сопровождалось развитием личной диктатуры тиранической власти единоличного правителя.
75891. Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм» 18.63 KB
  Сравнительный анализ Российской империи АвстроВенгрии Великобритании. Характер интеграции присоединенных территорий материальные духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую Российскую и АвстроВенгерскую империи.
75892. СССР как «империя»: сохранился ли имперский характер государства в советский период? Является ли современная Россия империей 17.35 KB
  Империя: слово и его значения Ливен Д. Российская империя и её враги с XVI века до наших дней. Она расширялась в соперничестве с имперскими континентальными государствами Австрийской и Османской империями на западе Китаем и Северо-Американскими Штатами на востоке.
75893. Неудобные регионы современной России: в чем их специфика, будущее этих регионов в составе России? (анализ одного-двух примеров на выбор семинариста – Кавказ, Сибирь, Крым, Дальний Восток, «крайний север», Калининград и т.п.) 14.13 KB
  Население регионов все активнее пытается привлечь внимание Центра к своим социальноэкономическим и экологическим проблемам; все большее число людей обращают внимание на региональные культурные особенности и проявляют интерес к истории своего края. Предварительные результаты последней переписи населения проведенной в октябре 2010 года свидетельствуют о том что в графе национальность жители ряда регионов указывали новые национальные самоидентификации.
75894. Понятие «центр» - «периферия» в современной России и их границы 15.2 KB
  Результаты многочисленных социологических исследований показывают что такие ощущения присущи населению субъектов РФ вне зависимости от их географического положения и связаны они во-первых с повсеместными представлениями об удаленности интересов и политических решений центра от насущных проблем периферии и во-вторых с уверенностью в том что влиять на центральные интересы и решения фактически невозможно.
75895. Соотношение светской и церковной власти в Древней и Средневековой Руси 14.01 KB
  В Новгородских землях и Смоленских церкви обеспечивались к половине 12 в. К тому же во время феодальной раздробленности авторитет главы церкви значительно вырос. Территориально-административная организация церкви повторяла систему подчинения древнерусских княжеств Киеву один митрополит и несколько.
75896. Сущность российского самодержавия. Когда оно возникло? В чем его отличия от западноевропейских монархий 15.64 KB
  САМОДЕРЖАВИЕ - форма правления, при которой власть всецело и нераздельно принадлежит царю. Идея самодержавия возникла уже в самом замысле крещения Руси, то есть возникновение централизованного государства объединенного единой религией.