9638

Коммерческие сделки и посредничество

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Коммерческие сделки и посредничество Понятие сделки Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Таким образом, сделку характеризуют ...

Русский

2013-03-14

82.5 KB

15 чел.

Коммерческие сделки и посредничество

Понятие сделки

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки:

сделка - это всегда волевой акт, т.е. действия людей;

это правомерные действия;

сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений;

сделка порождает гражданские  отношения,  поскольку  именно гражданским законом определяются те правовые последствия, которые наступают в результате совершения сделок.

Коммерческая сделка – это соглашение между двумя или несколькими сторонами на поставку товаров, работ или услуг в соответствии с условиями, установленными в соглашении.

Сделки могут быть международные и внутрифирменные. Международная сделка, в кот участвуют представители разных стран (фирмы, не зарегистрированные на территории страны продавца или покупателя). Внутренняя - сделка, в кот участвуют представители одной страны, а также иностранные фирмы, зарегистрированные в стране покупателя или продавца.

Виды коммерческих сделок

Коммерческие сделки подразделяются на основные - купля-продажа продукции, патентов, лицензий, технологий, товаров и услуг и т.д., и вспомогательные сделки, связанные с доставкой объектов сделки от продавца к покупателю, — соглашения по перевозкам, страхованию, хранению, форме расчетов.

Основные сделки: купля-продажа продукции; обмен научно-техническими знаниями (патента, лицензии, „ноу-хау” и т. д.); купля-продажа технических услуг (внедрение новых технологий, содействие при строительстве уникальных объектов и т. д.); аренда факторов производства; аренда товаров, работ и услуг; организация туризма, в том числе международного.

Вспомогательные сделки: соглашения, связанные с передачей товаров, работ и услуг от продавца к покупателю. Это соглашения: по перевозкам грузов, в том числе международным; по страхованию грузов; по складированию, переработке и хранению грузов; по проведению расчетов между сторонами (банковские операции).

Можно выделить следующие классифицирующие признаки сделок:

1. В зависимости от числа участвующих в сделке сторон:

односторонние - это такие сделки, для совершения которых необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, составление завещания, принятия наследства, объявление конкурса);

двух- и многосторонние - это такие сделки, для совершения которых требуется согласование воли двух или более лиц, такие сделки именуются договорами;

2. В зависимости от момента, с которого сделка считается совершенной:

консенсуальные - это такие сделки, для совершения которых достаточно достижения соглашения о совершении сделки;

реальные - это такие сделки, которые считаются совершенными столько при условии реальной передачи имущества одним из участников (например, рента, заем, хранение);

• сделки, считающиеся совершенными с момента их государственной регистрации (например, сделки с недвижимостью);

3. В зависимости от влияния цели сделки:

каузальные - это сделки, для которых наличие и правомерность цели создают действительность;

абстрактные -   это сделки, для которых наличие и правомерность цели не имеет никакого значения для ее действительности (например, выдача векселя, банковская гарантия);

4. Срочные, бессрочные и условные сделки:

срочные - это сделки, в которых определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент ее прекращения, либо оба указанных момента (особенность этих сделок в том, что наступление срока обязательно должно произойти);

бессрочные - это такие сделки, в которых не определяется ни момент вступления их в действие, ни момент их прекращения;

условные - это сделки, в которых возникновение прав и обязанностей приурочено к наступлению события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Условия бывают отлагательные, если возникновение прав и обязанностей зависит от наступления какого-либо события, и отменительные, если прекращение сделки поставлено в зависимость от наступления условия

Бартерные, или компенсационные – сделки на основе прямого товарообмена. Осуществляются без привлечения денежных средств в наличном или безналичном виде. Бартерные сделки характерны для недостаточно развитого рынка. Именно с бартера начались рыночные отношения. В современных условиях в странах с рыночной экономикой бартер имеет определенное распространение, но эти сделки носят вспомогательный, второстепенный характер. В нашей стране сегодня бартер играет существенную роль из-за расстроенной системы снабжения, финансов, инфляционных процессов.

Правила заключения коммерческих сделок

Правовым документом, закрепляющим коммерческую сделку, является контракт, где указывается предмет контракта, единица измерения, качество, условия, срок поставки, цена контракта (твердая, подвижная), условные сроки платежа (наличные, в кредит), формы расчетов (инкассовая, аккредитивная), гарантии, особые обстоятельства.

В соответствии с классификацией сделок можно выделить следующие формы соглашений (или контрактов): соглашения (контракты) купли-продажи, лицензионные, маркетинговые, арендные, страхования, перевозки, поставки, хранения и др.

Для совершения сделки необходимо соглашение о предмете и объекте контракта. Их четкое определение относится к существенным условиям контракта.

Предмет контракта определяет вид действия, что отражается в его названии. Например, предметом договора купли-продажи является передача товара продавцом в собственность покупателю, который обязуется уплатить за него определенную денежную сумму.

Объектом контракта данного вида могут выступать вещи, принадлежащие продавцу на праве собственности либо не существующие на момент заключения сделки (т.е. вещи, которые предполагается изготовить в будущем).

Одной из обязанностей продавца по контракту купли-продажи является передача покупателю товара, отвечающего необходимым требованиям относительно качества. Поэтому при заключении контрактов на поставку товаров сторонам необходимо подробно оговаривать качественную характеристику товара.

Качество товара представляет собой совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению. Оно определяется соглашением сторон, которые могут, в частности, описать свойства товара в самом договоре или приложениях к нему или указать, что качество товара должно соответствовать одобренному покупателем образцу или эталону, либо сослаться на соответствующую нормативно-техническую документацию.

Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которые покупатель должен заплатить продавцу в той же или другой валюте за весь товар или единицу товара на согласованных базисных условиях.

Цена поставляемого товара - существенное условие контракта купли-продажи. Однако, если в текст контракта не включено условие о цене товара или не указан способ ее определения, контракт не теряет своей юридической силы. В этом случае стороны контракта подразумевают цену, которая в момент его заключения обычно взималась за аналогичные товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей сфере торговли.

Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку, за комплект.

В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен:

твердая,

подвижная,

скользящая.

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока действия контракта.

Подвижная цена - зафиксированная цена при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки измениться. Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2-5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в контракте обязательно должен быть оговорен источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены.

Скользящая цена - это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта.

Сроки поставки - временные периоды (календарные даты), в течение которых (к которым) товары должны быть доставлены продавцами в установленные контрактами географические пункты. Таким образом, под сроком поставки понимается момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю или, по его поручению, лицу, действующему от его имени.

Датой поставки при этом будет дата фактической передачи товара в распоряжение покупателя.

В практике оговоренное в контракте количество товара либо поставляется единовременно, либо по частям. При единовременной поставке устанавливается один срок поставки, а при поставке по частям в контракте указываются промежуточные сроки поставки. Таким образом, различаются общие и частичные (промежуточные) сроки исполнения контракта.

Стороны обычно устанавливают в контракте конкретные сроки платежа. Если сроки не установлены прямо или косвенно, то платеж производиться через определенное число дней после уведомления продавцом покупателя о том, что товар предоставлен в его распоряжение; при других условиях поставки - через определенное число дней после уведомления продавцом покупателя об отправке товара.

Способ платежа определяет, когда должна осуществиться оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: наличный платеж, платеж с авансом и платеж в кредит.

Наибольшее распространение в практике расчетов получили аккредитивная и инкассовая формы.

Аккредитивная форма расчетов предусматривает обязательство покупателя открыть аккредитив в пользу продавца на оговоренную сумму, к установленному в контракте сроку и в определенном банке-эмитенте. Аккредитив - обязательство банка перевести на счет продавца при расчетах наличными деньги против предоставления согласованного с покупателем комплекта документов, подтверждающих поставку товара в соответствии с условиями контракта. Такой аккредитив называется документарным. В комплект документов обычно входят счета-фактуры и спецификации, сертификаты качества и сертификаты происхождения товаров, коносаменты или дубликаты железнодорожных и автомобильных накладных, страховые полисы или страховые сертификаты.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.

При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

Нередко в ходе исполнения контракта допускаются просрочки в поставках товаров и выполнении работ. Чтобы стимулировать своевременное выполнение обязательств сторонами и возместить возможные потери, контракты предусматривают взыскание штрафов. Штрафы могут взыскиваться как в твердой денежной сумме, так и в процентах от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.

Убытки включают в себя реальный ущерб (расходы пострадавшей стороны, стоимость утраченного или поврежденного имущества) и упущенную выгоду (доходы, которые могла бы получить пострадавшая сторона, если бы ее права не были нарушены).

На ход исполнения контрактов могут оказать существенное влияние обстоятельства, предугадать исполнение которых заранее невозможно, поскольку они возникают в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера. Такие обстоятельства называются обстоятельствами непреодолимой силы или «форс-мажорными» обстоятельствами. К ним обычно относятся пожары, наводнения, землетрясения, другие стихийные бедствия, эпидемии, военные действия и правительственные меры, препятствующие выполнению контрактных обязательств.

Оговорка о «форс-мажорных» обстоятельствах в контракте разрешает переносить срок исполнения контракта или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по нему, поэтому во избежание возникновения разногласий в контрактах обычно приводится согласованный контрагентами перечень таких обстоятельств.

Посредничество

Коммерческие сделки в международной практике заключаются напрямую с производителем или через посредника.

Прямые торговые сделки между потребителями и производителями товаров, работ, услуг обеспечивают значительные преимущества, а именно:

1) покупатель получает именно тот товар, который ему необходим;

2) связи между продавцами и покупателем устанавливаются на стадии научно - исследовательских или проектных работ, что позволяет вовремя вносить коррективы в условия сделки;

3) покупатель расширяет свои деловые связи, входя в контакт с фирмами, которые участвуют в проекте или являются поставщиками главного продавца, что часто имеет место при выполнении сложных заказов (создании уникальных машин и механизмов, строительстве многопрофильных объектов и т. д.);

4) прямые связи чаще всего перерастают в долговременное сотрудничество или совместное производство;

5) прямые связи облегчают эксплуатацию оборудования, организацию гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Однако при таком ведении дел покупатель берёт на себя перевозку, хранение, страхование грузов, осуществление таможенных формальностей, банковских расчётов и других операций. Поэтому покупатели зачастую предпочитают пользоваться услугами квалифицированного и опытного посредника.

Торговые посредники, извлекая прибыль от закупочной цены и реализации или за счёт комиссионного вознаграждения, которое выплачивает продавец либо покупатель, избавляют продавца от необходимости создавать сбытовую сеть, которая требует крупных инвестиций в рекламу, транспорт, складские хозяйства и т. д.

Посредники оказывают производителям и покупателям множество услуг — от поиска партнёра и заключения контракта до послегарантийного обслуживания, включая поставку, монтаж, наладку, испытания, запуск в работу оборудования.

При проведении коммерческой сделки изначально необходимо найти контрагента, затем подготовиться к подписанию контракта купли-продажи, после - заключить контракт и последнее обсудить осуществление условий контракта.

Посредничество - содействие в осуществлении торговой сделки между продавцом и покупателем за определенное вознаграждение. В рыночной экономике заполняет разрыв в цепи «производитель - потребитель». Совершается по поручению поставщика или специализированными фирмами. Используются различные формы материального вознаграждения, как правило, в виде определенного процента от прибыли, полученной по результатам сделки.

Посредник - это юридическое или физическое лицо, находящееся между другими контрагентами коммерческого процесса и выполняющее функции их сведения друг с другом для обмена товарами, услугами и информацией.

В роли контрагентов выступают, как правило, производители товаров, оптовые и розничные потребители.

Посредник – лицо, стоящее между сторонами и передающее информацию, товар и др., содействующее заключению какой-либо сделки.

Посредничество направлено на сведение, соглашение лиц или сторон, интересы которых совпадают. Допустим, посредник получил информацию, в каком товаре нуждается его клиент – он начинает поиски потенциального производителя или сразу нескольких.

Посредничество не подразумевает осуществления переговоров, глубокого знакомства с образцами товара, с условиями производства. Посредника ничего не интересует, кроме готовности предприятия выпустить нужную его клиенту продукцию. Клиенту передаются лишь адреса и телефоны с именами контактных лиц. Услуга посредника обычно стоит приличных денег. 

Примеры посредничеств:

Финансовое посредничество

Выступать посредником можно практически во всех операциях, проводимых в интернете. Самый простой способ: посредничество по продаже ссылок. Арендуете места на различных рекламных площадках, а потом продаете их, конечно не забывая про наценку.

Посредничество по разработке сайтов

Например: кому-то нужна разработка нового сайта и он обращается к вам. Но есть проблема - вы сами не разрабатываете сайты. Но вы знаете веб-мастера, который как раз занимается этим. Тогда вам все карты в руки. Становитесь посредником. Узнайте у вашего друга-разработчика цену, накиньте процентов 20-30 и предложите тому человеку, который нуждается в этом.

Посредничество по размещению объявлений

Представим ситуацию. Человек, у которого есть свой сайт хочет предложить окружающим новую услугу. Но разбираться во всех премудростях донесения этой информации до нужных людей ему не хочется и времени нету. Тогда на помощь приходите вы! У вас полно необходимых контактов, опыта работы и регистраций на разных интернет-досках по размещению объявлений. Заказчик и вы объединяетесь. Точнее вы просто размещаете его объявления где только сможете. Он не напрягает мозги в изучении новой сферы. Вы получаете положенную вам оплату. Всем хорошо и все довольны.

Посредничество в обмене ссылок между линкаторами

Предположим очень простую ситуацию. К вам обратился человек с просьбой создать перелинковку между сайтами, чтобы поднять свои значения тИЦ и PR. А вы хорошо знакомы с технологией создания такой перелинковки по схеме “звезда”. Или знаете другого человека, занимающегося таким родом деятельности. Тогда опять вы становитесь посредником. Договариваетесь с одним и с другим и получаете свой процент.

Подводя итоги хочется отметить, что выступать посредником можно во всем. Конечно, для того, чтобы стать посредником надо самому хорошо разбираться в той или иной сфере. Если вы новичок, то вряд ли это для вас. Сначала надо научиться делать что-то себе, а потом уже предлагать эту услугу другим. Подумайте сами: как сможет человек, у которого нет своего сайта, выступать посредником по раскрутке чужого? По-моему: никак.

Итак,

«Посреднические услуги - форма предпринимательской деятельности, заключающаяся в способствовании налаживанию связей между производителями и потребителями с тем, чтобы ускорить и облегчить обращение сырья, материалов, продукции, денег, валюты, информации, потребительских товаров»

В современной практике в процессе осуществления посреднической деятельности со стороны посредника возможно осуществление следующих видов услуг:

  •  информационно-коммерческие услуги
  •  комиссионные услуги
  •  научно-консультативные услуги (консалтинговые услуги)
  •  инжиниринговые услуги
  •  лизинговые услуги
  •  рекламные услуги

К услугам посредников прибегают с целью расширить ареол представления своей продукции и ускорить достижение ими конечных потребителей.

Между участниками сделок, совершаемых на основании договоров посредничества, возникают достаточно сложные взаимоотношения, что вызывает определенные трудности при отражении операций на счетах бухгалтерского учета и определении налоговой базы по ряду налогов, в особенности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и по налогу на прибыль.

Сложная гражданско-правовая конструкция договоров посредничества, отсутствие четкой законодательной базы по вопросам отражения посреднических операций на счетах бухгалтерского учета и расчета налогов часто приводят к различным ошибкам.

Чтобы постараться избежать нежелательных последствий, необходимо очень хорошо представлять природу посреднических договоров по своей сути.

Гражданское законодательство различает три типа договоров посредничества: договор комиссии, договор поручения и агентский договор.

Несмотря на то что все посреднические договоры обладают специфичными признаками, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные гражданско-правовые сделки, у них есть общие характерные черты:

  •  все вышеперечисленные виды договоров являются возмездными. Договор поручения может быть безвозмездным, только если это условие закреплено в самом договоре;
  •  посредник всегда действует в интересах заказчика и за его счет;
  •  право собственности на реализуемые товары, впрочем, как и на все поступления, никогда не переходит к посреднику. Полученное им от третьих лиц является собственностью заказчика и подлежит передаче последнему;
  •  расчеты между заказчиком и третьими лицами могут производиться как с участием посредника, так и без него.

Концепция коммерческо-посреднической деятельности.

  •  Коммерческо-посредническая деятельность - это сложная оперативно-организационная система, направленная на обеспечение сoвершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок. Именно коммерческо-посредническая деятельность способствует эффективному развитию производства и влияет на формирование его объемов и перспективных направлений. Она в большей степени определяет экономическое положение промышленной фирмы, ее коммерческий успех с учетом переменчивых ситуаций на рынке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84024. Новые тенденции в развитии современной теории менеджмента 17.06 KB
  Интеграционные процессы как во внутренней среде так и во внешней во внешней среде интеграция бывает вертикальная холдинг и горизонтальная ФПГ ассоциация объединение.
84025. Вклад Д. Макгрегора в развитие идей поведенческой школы менеджмента 24.84 KB
  Макгрегора в развитие идей поведенческой школы менеджмента В начале 50х годов МакГрегор впервые сформулировал свои идеи об управлении которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде TheHumnSideofEnterprise Человеческая сторона предприятия. МакГрегор утверждал что существует два вида менеджмента персонала первый из которых основывается на теории X а второй на теории Y. К сожалению отмечает МакГрегор в условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал человека используется не полностью....
84026. Вклад П. Друкера в развитие мировой управленческой мысли 23.5 KB
  Друкера в развитие мировой управленческой мысли Живя и работая в Лондоне Питер Друкер выпускает свои первые книги 1939 и 1942 гг. Идеи высказанные Друкером в данных работах заинтересовали одного из руководителей Дженерал Моторс который пригласил его провести исследование высшего управленческого звена компании и основных принципов его функционирования. На основе данного исследования и опыта работы в консалтинговых проектах выполнявшихся им для других крупных корпораций Дженерал Электрик Сиарс Робак Друкер выпустил еще две работы:...
84027. Паркинсон С.Н. и его теоретические мировоззрения 24.1 KB
  Обратное этому утверждение гласит, что: «самым занятым является тот человек, который имеет свободное время». Причины разрастания работы заключаются в желании чиновников «множить число подчиненных, а не соперников» и «создавать работу друг для друга»
84028. Советская школа управления- теоретические взгляды Н.К. Гастева 21.38 KB
  Гастева В основе педагогической доктрины Гастева идея социального инженеризма воплотилась в установочном методе ЦИТа который Гастев расценивал как основу реформы всей системы обучения и воспитания общепедагогический метод формирования человеческих способностей. Гастев выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания. Особым элементом системы ЦИТа были поэтапный контроль и экспертиза качества обучения. Для организации обучения создавались установочные цехи.
84029. Вклад А.А. Богданова в развитие советской школы управления 22.91 KB
  Богданова в развитие советской школы управления Сформулированная и разработанная А. Богдановым Тектология явилась одной из первых концепций общего учения об организации. Богданов отмечал взаимосвязь организации с внешней средой. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к изучению организационной науки дал характеристику системы и ее элементов показав что организационное целое оказывается больше простой суммы его частей.
84030. Отечественная школа управления и теоретические воззрения О. А. Ерманского 20.09 KB
  Дав определение рациональной организации как теории наилучшего оптимального использования всех видов энергии и всех факторов производства он высказал убеждение что предметом этой теории являются три основных принципа закона: 1 принцип положительного подбора; 2 закон организационной суммы; 3 принцип оптимума. Помимо этих основополагающих по мнению Ерманского принципов теория должна формулировать частные принципы практической рационализации производства и управления. Главным принципом является принцип оптимума который он назвал...
84031. Характерные черты и недостатки советской системы управления 23.39 KB
  Хаотический характер капиталовложений в свою очередь приводит к нерациональной структуре основных фондов. Низкаярентабельость капиталовложений постепенно приводит к разорению экономики страны Принципиальная неопределенность будущего делает невозможным планирование инноваций. Техника и технология часто развиваются на основе копирования идей из стран с рыночной экономикой что в свою очередь приводит к перманентному технологическому отставанию Централизация стратегических решений приводит к централизации рисков. В случае ошибочного выбора...
84032. Характеристика российской теории и практики управления 23 KB
  После революции 1917г. в стране стала формироваться плановая экономика. Позже были созданы институты по формиров. системы организации труда на предприятии. Появились институты по разработке НОТ (науч. орг. труда). Система управления была реформирована в 1965г. в результате первое время показатели деятельности предприятий значительно улучшились. В нач. 1970х произошло ухудшение всех показателей, снижение реальных доходов населения по причинам...