96391

Политическая система общества

Лекция

Политология и государственное регулирование

Политическая система общества: сущность элементы и функции политической системы Типология политических систем. Одной из важных и сложных проблем политологии является категория политической системы получившее широкое распространение к середине ХХ века. Патриархами теории политической системы являются американские политологи...

Русский

2015-10-05

63.5 KB

0 чел.

Тема:  Политическая система общества.

      

Политическая система общества: сущность, элементы и функции политической системы

Типология политических систем. Политический режим.

I. Одной из важных и сложных проблем политологии является категория политической системы, получившее широкое распространение к середине ХХ века. Существует множество определений сущности «политическая система». Патриархами теории политической системы являются американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд.

Дэвида Истона в своих работах «Политическая система» (1953 г.) и  «Системный анализ политической жизни» представляет политическую систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, который реагирует на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды.

Алмонд в статье «Сравнительные политические системы» дал иное определение. По его мнению, политическая система – это различные формы политического поведения, как государственные, так и негосударственные, в анализе которых лежат два уровня – институциональный и ориентационный. Если первый ориентирован на исследование политических институтов, то второй – на изучение политической структуры, политической культуры.

В наши дни существует множество понятий. Одни считают политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики. Другие – как систему взаимодействий, третьи – как совокупность определенных элементов и т.д.

Таким образом, политическая система представляет собой определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство.  Существуют четыре главные группы элементов политической системы: а)политические институты; б)политические отношения; в) политические принципы и нормы; г)политическое сознание и политическая культура.

I. В первую очередь в политическую систему входят политические институты. Учитывая степень вовлеченности их в политическую жизнь можно выделить три вида организации: а) собственно политические организации; б) несобственно политические организации; в) неполитические организации.

Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо к этому стремятся. Главное в их деятельности – осуществление власти или борьба за власть. Собственно политические организациями являются государство и политические партии.   

Несобственно политическими организациями являются организации, деятельность которых хотя и связана  с осуществлением политической власти, но это один из аспектов их функционирования. Примером являются  профсоюзы, молодежные организации и т.д.

Неполитические организации  не участвуют в осуществлении политической власти. Примером таких организаций являются добровольные спортивные общества и др. однако, с повышением политической активности населения происходит политизация и этих организаций.

Таким образом, в первую группу элементов политической системы входят политические институты – это государство, политические партии, общественно-политические движения, религиозные организации, СМИ.

Государство занимает ведущее место  в системе политических институтов. Оно является главным субъектом прямо осуществляющий власть. Государство является носителем политической власти. Политическая власть – суть и содержание, а государственная власть – форма выражения этого содержания, реализация политической власти.

Формы государственного устройства зависят от природы общества и государства, от конкретно-исторических условий. Общецивилизованной тенденцией  является постепенное превращение государства в орган выражения потребностей и интересов общества в целом. В нашем государстве идет процесс формирования государственности нового типа, что нашло отражение в Конституции РК, где значится: «Единственным источником государственной власти является народ…Никто не может присвоить власть…» (ст.3, п1.3).

Политические партии и общественные политические движения играют особую роль в системе политических институтов. Причем следует иметь в виду два обстоятельства, касающиеся их роли, положения в политической жизни той или иной страны. Первое, есть политические партии, которые являются правящими: они формируют из своего состава правительство, занимают ведущее положение в законодательных органах, имеют большой авторитет во всех слоях общества. Второе, есть политические партии находящиеся в оппозиции. Они располагают небольшим количеством мест в парламенте или вовсе их не имеют, а потому не оказывают влияние на общественную и политическую жизнь страны.

Религиозные организации занимают особое место в системе политических институтов. Религия никогда не сводилась лишь к вере бога и совершению религиозных обрядов. Сердцевиной религиозной идеологии  является развернутое социальное учение, благодаря которой религия сумела овладеть массами и влиять на расстановку сил в стране. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни.

СМИ является важным активно действующим институтом политической системы, которую называют «четвертой властью». СМИ имеют огромные возможности воздействия на политическое сознание и поведение граждан.

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе, социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать, запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. Наибольшую опасность для граждан представляет использование СМИ для политического манипулирования – скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это – не «ложь во спасение», а корыстное действие.

II. Политические отношения относятся ко второй группе элементов политической системы. В процессе взаимодействия различных институтов, социально-политических сил в сфере государственной власти возникают политические отношения. В зависимости от состава субъектов политические отношения можно разделить на три группы:

 1 группа -  отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

2 группа – взаимодействие органов власти на социально-экономические, политические и культурные процессы. Они имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления власти.

3 группа – политические отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

III. Политические  принципы и нормы являются третьей группой элементов политической системы. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядочность, устойчивость. Особое место среди всевозможных норм занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций. Через них властные структуры доводят до общества свои цели, обосновывают политические решения, формируют политическое поведение населения.

Важными политическими частями политических принципов и норм являются политические традиции и обычаи, которые имеют такие общие черты, как преемственность, повторяемость, относительную устойчивость. Среди политических традиций и обычаев многих стран можно выделить такие, как существование политических оппозиций, многопартийность, разделение государственной власти и др. особенностью политических обычаев и традиций является их тесная связь с государством, с политической жизнью. Эта связь обусловлена тем, что в политических традициях нередко находит свое выражение  суть политики государства.

IV. Политическое сознание и политическая культура относятся к четвертой группе элементов политической системы общества.

Политическое сознание – это восприятие и осознание мира политики, политических процессов личностью, коллективом, обществом. Особенно значимым элементом политического сознания является общественное мнение. Во-первых, никакая политика и никакое управленческое решение не могут рассчитывать на серьезный успех, если при этом не учитывается общественное мнение. Исторический опыт показывает, что политику и конкретное решение можно навязать массам, но тогда для их осуществления потребуется прибегнуть к принуждению, использованию карательных мер. Во-вторых, нужно учитывать и тот факт, что иногда общественное мнение может отставать от динамики событий, запаздывать с выявлением и оценкой определенных процессов и необходимых решений.

Одной их форм общественного сознания является политическая идеология. Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающая в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология является по преимуществу духовным оружием элиты. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Политическая культура – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. От уровня политической культуры во многом зависит функционирование политической системы, ее  стабильность. Политическая культура общества характеризуется уровнем участия граждан в политической жизни, процессах подготовки и принятия политических решений на основе демократических принципов и норм, участия в выборах, общественных референдумах, обсуждениях проектов законов и т.д.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях, это:

а) определение целей, задач программы деятельности общества;

б) мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

в) интеграция всех членов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использование власти и т.д.

Главная цель политической системы - самосохранение путем приспособления к среде и активного воздействия на нее.

II. Что касается типологии политически систем, то будучи сложной, многогранной  они могут классифицироваться по различным основаниям. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное глубоко изученных является деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.  Критерием их разграничения служит политический режим.   

Политический режим – это система конституционных порядков, государственный  строй, форма правления. Критерием определения политический режимов считается уровень развития демократии, политическая активность членов общества. На этой основе политические режимы делятся на демократические и антидемократические, у которых можно выделить общие черты.

Демократические режимы характеризуются следующими признаками.

1.Такой  режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

2. Реальная  гарантия личных прав  и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в государственных и общественных делах придают государству высокую нравственность.

3.Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на государственную власть (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов).

4. Личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под охраной органов прокуратуры.

5.Жесткое  разделение государственной власти

6.Учитываются в одинаковой мере интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7.Только демократическими методами разрешаются возникшие социальные противоречия.

8.Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм

9.Демократический режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Следует иметь в виду, что идеальных демократических режимов в реальной действительности не существует.

В свою очередь демократические  режимы можно разделить на два типа: президентские и парламентские.

По Конституции РК «является унитарным государством с президентской формой правления». Президент республики является главой государства. Он является «гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина», определяет внутреннюю и внешнюю политику государства и т.д. Президентское правление основывается на жестком разделении властей. Но существует опасность установления диктатуры.

  При парламентском режиме глава государства подчиняется парламенту, а исполнительная власть в лице  Кабинета Министров имеет власть только за счет парламента. Парламентские режимы разделяются  на однопартийные, многопартийные и консенсуальное правление. Однопартийное большинство в парламенте – это когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство даже на весь срок выборов. Многопартийное (коалиционное) парламентское правление – это когда кабинет министров формируется на основе коалиции различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте (Италия). Консенсуальное парламентское правление – это когда парламент существует за счет регионального и этнического большинства.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками.

1.Государство в лице различных его органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию.

2. Тотальный контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством.

3.Огосударствление всех общественных организаций.

4.Личность лишена субъективных прав, хотя формально они провозглашены в Конституции.

5.Верховенство государства над правом, что является следствием произвола, нарушении законности.

6.Всеохватывающая милитаризация общественной жизни.

7.Игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

8.Не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

Недемократические режимы тоже делятся на два типа: тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарным является режим, при котором: во-первых, есть массовая политическая партия и ей принадлежит власть; во-вторых, партия организована недемократическим путем – она строится вокруг лидера; в-третьих, доминирующую роль играет идеология, причем политический лидер и определяет идеологию; в-четвертых, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни и; в-пятых, террористический полицейский контроль.  

Авторитаризм – антидемократическая, антиправовая концепция и практика властвования. Существует несколько видов авторитарных режимов.

Теократический авторитарный режим – это когда власть сосредоточена в руках фанатичного религиозного клана.

Неототалитарный режим – это когда правящая партия при многопартийности допускает оппозицию и даже выборы.

Военное правление – это когда военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность вообще запрещена, либо ограничена, демократия отсутствует.

Персонифицированный авторитарный режим – это когда власть принадлежит лидеру, без сильных институтов власти, за исключением полиции.

Монархия – форма правления, при котором государственная власть сосредоточена  в руках наследственного монарха.

Мы рассмотрели одну из самых простых и самых распространенных типологий политической системы. Не менее популярна типология политических систем на традиционные и модернизированные. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. В модернизированных современных системах существует развитое гражданское общество, диверсификация (разностороннее развитие, разнообразие) политических ролей.  Процесс политического развития, с точки зрения, видится как переход от традиционных систем к модернизированным.

Довольно популярной является типология систем французского политолога Ж. Бланделя, который различает политические  системы по содержанию и формам управления. Он выделяет  5 их основных разновидностей: 1) либеральной демократии, в которой принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) коммунистические системы или авторитарно- радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;   3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления  и стремятся к большему равенству  в распределении  благ; 5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия  населения.

Типология,  предложенная Г. Алмондом, основана на различных типах политической культуры. В современном мире он выделяет 4 типа политических систем: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично- индустриальную и тоталитарную.

Англо-американская система (США, Великобритания, Канада, Австралия) характеризуется преобладанием в ней таких ценностей как свобода личности, благосостояние и безопасность, разделяемых большинством населения. Ей свойственна специализация политических отношений  (партий, групп интересов и т.д.) по выполнению особых функций. Власть и влияние в такой системе распределены между различными звеньями системы. Система характеризуется высокой степенью стабильности.       

К континентально-европейскому типу политических систем можно отнести Францию, Германию, Италию. Для них характерна эклектичность политической культуры, сосуществование новых и старых культур. Для политической системы этого типа характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющих значительное влияние в обществе.

Многие политические системы стран  Азии, Африки и Латинской  Америки, согласно  Алмонду являются доиндустриальными или частично-индустриальными. Этому типу политической системы свойственна смешанная политическая культура: смесь западных ценностей, этнических и религиозных традиций. Данные системы имеют нечеткое разделение обязанностей. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции; законодательные органы вмешиваются в судебные процессы.

Для этих систем характерны: личный авторитаризм, власть одной партии, достаточно высокий уровень насилия. Политическое участие ограничено (в лучшем случае) местным уровнем.

Примерами политических систем  тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, бывшие социалистические страны. В системе этого типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие является "декоративным". Политическая коммуникация строго контролируется государством. Преобладает принудительный тип политической активности. Политическая "самодеятельность" запрещена. Для тоталитарных  систем  характерны  чрезмерная  централизация и высокая степень насилия.

Литература

Основы политической науки. Уч. Пособие. Часть 1,2/ под ред. В.п. Пугачева. М., 1996

Нысанбаев А., Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана.В 2-х томах. Алматы, 2001  

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2001

Смагулов Е.М. Основы политологии.  Астана: Фолиант, 2001

Панарин А.С. Политология. М., 2000

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2001

Смагулов Е.М. Основы политологии.  Астана: Фолиант, 2001


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34404. Объекты макроэкономического ПиП 26.5 KB
  Система прогнозных расчетов включает прогнозы макроэкономических показателей: валового национального продукта прогнозы показателей эффективности характеризующих качество экономического роста материалоемкости фондоотдачи производительности труда прогнозы структуры экономики. На макроуровне необходимо также осуществлять прогнозные расчеты экономического потенциала занятости спроса на продукцию разрабатывать прогнозы инвестиций экспорта и импорта платежного баланса цен валютного курса инфляции прогнозы государственных операций при...
34405. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов 50 KB
  В связи с этим повышается роль прогнозов требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта. Прогнозирование будущего развития предприятия самый значительный и сложный этап подготовки бизнесплана поскольку на основе результатов прогнозных расчетов определяются рамки проекта и требуемые ресурсы. Причем при реализации проекта в случае отклонения реальных данных от заложенных в проекте или изменения условий можно быстро уточнить расчеты вводя новую...
34406. Система методов ПиП 26 KB
  интуитивные Применяются если 1 объект прогнозия не поддается матем. описанию 2невозможно учесть все факторы объект очень сложный или очень простой 3 в экстремальной ситуации когда требуется быстрое решение 4 отсутствует статистичая выборка К интуитивным методам относятся: мды экспертных оценок используются для получения прогнозных оценок относительно развития производства НТП эффективности использования ресурсов мд исторических аналогий и прогнозия по образцуна основе развития изучаемого процесса в...
34407. Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристика 26 KB
  1метод интервью беседа прогнозиста с экспертом по схеме вопрос ответ относительно перспектив развития прогнозируемого объекта 2 аналитический мд самостоятельная работа эксперта над анализом развития прогнозируемого объекта. Прогнозный сценарий определяет стратегию развития объекта. Коллективные экспертные оценки предполагают согласованность мнений экспертов по направлениям развития объекта: 1 м. Используется ряд приемов предполагающих систематизированное рассмотрение характеристик объекта.
34408. Методы экстраполяции и их характеристика 28 KB
  Методы экстраполяции относятся к формализованным методам. Методы экстраполяции являются наиболее распространенными и проработанными. Применяются следующие методы: м.
34409. Методы моделирования 32.5 KB
  Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозие с использованием моделей включает разработку модели ее экспериментальный анализ сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса корректировку и уточнение модели. Различают: а по уровню управления эконми и соцми процессами: макроэккие...
34410. Экономико- математические методы, используемые в ПиП экономических и социальных процессов 28 KB
  Важнейшими методами являются : метод межотраслевого баланса методы оптимизации симплексметод и др. корреляционнорегрессионный метод. метод межотраслевого баланса базируется на принципах разработки межотраслевого баланса позволяет осуществлять прогнозие развития экономики и ее отраслевой структуры исходя из конечных потребностей.
34411. Метод экономического анализа, его сущность и роль в ПиП 29.5 KB
  При проведении экономического анализа следует соблюдать системный подход. Сущность метода экономического анализа заключается в том что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий постановку проблемы определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах...
34412. Балансовый и нормативный методы ПиП, их взаимосвязь и направления совершенствования 29.5 KB
  В непроизводственной сфере применяются нормы характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя потребление воды на 1 человека и др. В практике ПиП применяется система норм и нормативов включая нормы расхода сырьевых и топливноэнергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы характеризующие эффективность общественного производства; финансовые нормы и нормативы; социальные нормы ....