96401

Этика русского языка с современной речи молодежи

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

Молодежная речь сегодня отражает неустойчивое культурно-языковое состояние нашего общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле - и радиоэфире.

Русский

2015-10-06

280.12 KB

4 чел.

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Калининградской области

«Педагогический институт»

Номинация: «Этика нового тысячелетия».

Тема конкурсной работы: «Этика русского языка с современной речи молодежи».

Выполнила студентка группы СПО-11.46:

Грабовская Я.Г.

Проверил преподаватель русского языка и литературы:

Дрыкова Т.А.

Черняховск 2015г.

План работы

 Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Этика русского языка в современной речи молодежи. . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2. Причины употребления жаргона речи подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Введение

В современных условиях глобализации, интеграции и демократизации, когда сознание общества в целом изменяется, приспосабливается, перестраивается, молодежь формируется и развивается уже в новом времени с новыми взглядами, с новым подходом к жизни, с новым мышлением.  Молодежь, как известно, представляют собой большую социальную мобильную  группу, которая играет важную роль в жизни общества.

Именно представители молодого поколения отличаются стремлением ко всему новому, способностью моментально реагировать на все происходящее вокруг, уверенностью и «безоглядностью», что делает их поступки и действия решительными, смелыми, бескомпромиссными.   Подобные тенденции, как правило, находят свое непосредственное отражение, прежде всего в языке, что является визитной карточкой любого его носителя. Именно в речи молодежи, как в зеркале, находят свое максимальное отражение все социальные преобразования, изменения, которые происходят в обществе на определенном этапе его исторического развития.

Потребность в общении – отличительная черта индивида, а так как основным средством общения, как известно, является язык, наша задача – сохранить его, сберечь как основное орудие культуры, преемственности поколений.

Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.

При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.

Молодежная  речь сегодня отражает  неустойчивое  культурно-языковое  состояние  нашего общества, балансирующее на грани литературного языка  и  жаргона.  Так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле - и радиоэфире. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, престижным и необходимым для самовыражения.

 Состояние русского языка – проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Особую тревогу вызывает современный молодёжный язык. Цель работы заключается в рассмотрении актуальных вопросов связанных с речью молодёжи. Каким образом формируется молодёжная речь и как она влияет на культуру языка? Почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику?

Все это актуализирует проблему рассмотрения речи молодежи, которая, без сомнения, уникальна, неповторима, своеобразна и принципиально отличается от особенностей речи молодежи предыдущих лет.

1. Этика русского языка в современной речи молодежи.

Состояние русского языка – проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Особую тревогу вызывает современный молодёжный язык.

 Язык – необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. А. И. Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.  Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Русский язык по праву считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности и неповторимости русского языка с восторгом говорили многие поэты и писатели. Он так велик, красив, могуч в умелых устах интеллигентного, образованного человека, который хорошо знает произведения А.С. Пушкина, И. С. Тургенева. Сколько чудесных слов сказано о красоте и величии русского языка М. В. Ломоносовым, К. Паустовским, А. К. Толстым.

Говоря о меткости русского языка, Н.В. Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замаши сто, бойко, так вырывалось бы из самого сердца, кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

 Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем зачастую обратное: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной,  порой жаргонной лексикой.

Наблюдая за современной молодежью в различных речевых ситуациях, при общении друг с другом, как юноши, так и девушки, как студенты, так и школьники зачастую в своей речи употребляют нецензурные слова и выражения. И целью использования таких языковых средств не является оскорбить или унизить собеседника, а в большинстве случаев они применяются лишь в качестве связки слов.2(1, с. 19-22)

Языковая культура молодёжи индивидуальна, а правильное  использование языка предполагает наличие своего стиля и индивидуальности. Однако часто стремление к  индивидуальности переходит все разумные границы.

Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. В язык проникает много словесного «мусора», отчего язык становится бедным. Улет, отпад, класс!— так может выразить восторг сегодняшняя молодежь скучную музыку назовет депрессняк, а примерного ученика — ботаник.

Стихия, питающая молодежный жаргон, — все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для метафоризации (не грузи меня - из жаргона компьютерщиков; тащусь, торчу - из жаргона наркоманов). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану.

В словесный сленг, включены следующие группы слов неологизмы, заимствованные слова, варваризмы, вульгаризмы, в том числе бранные слова, матерщина, жаргонизмы.

 Сленг - разновидность нелитературной речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Неологизмы - это новые слова в современном обществе (по-любому, креативно, драйв,  колбаситься).

 Заимствование — это процесс усвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка.

Вульгаризмы -  это грубое слово и или выражение, находящееся на нижней границе просторечия за пределами литературной лексики и фразеологии. ( харя, морда, рожа, рыло, жрать, лопать, хавать (вм. есть), сдохнуть, околеть, окочуриться.

Жаргон – язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления (иногда «потайной» язык), отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным.

Разновидностью жаргона является речь современной молодёжи, или сленг. У молодёжи есть желание говорить иначе, чем взрослые, вводить в речь необычные слова: облом (неудача); тащиться, кайфовать (испытывать удовольствие); прикольный (интересный); оторваться (весело провести время); париться (мучиться); круто (здорово); прикид (одежда) и др.

Жаргоны делятся на производственные, молодежные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям.

Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы ("училка" - учительница, "лаба" – лабораторная работа, "матеша" – урок математики, "контроша" – контрольная работа).

Значительная часть носителей русского языка в возрасте от 14 до 25 лет употребляет в общении со сверстниками несколько сот специфических слов и словосочетаний, именуемых молодежным жаргоном.3 (2, с. 49-55)

В речи студенческой молодежи прослеживается значительное количество ошибок, связанных  с  несоблюдением  языковых норм.

Нарушаются все виды норм: орфоэпических  (катáлог,  нáчать,  красивéе); грамматических, морфологических (импортная шампунь, заказной бандероль, разрушительный  цунами);  синтаксических (Моя  подруга любит субботу,  бананы  и  читать; Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой;  Проезжая  березовую  рощу,  у  меня  закружилась  голова).

Всё это  приводит к искажению  стилистики предложения, текста (правильные варианты: катало́г, нача́ть, краси́вее, импортный шампунь, заказная бандероль, разрушительное  цунами; Моя подруга любит отдыхать в субботу, читать книги, есть бананы; Студентов, направляемых на практику, необходимо снабдить подробной программой; Когда я проезжал мимо березовой рощи, у меня закружилась голова). 

 Стихия, питающая молодежный жаргон, – все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет.

В последнее время произошло также повальное увлечение молодежи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником новых слов.  «Молодежный жаргон» не является постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно.  Идет процесс смены поколений, и те слова, которые казались модными и смешными пять-семь лет назад, сейчас выглядят устаревшими. Меняется мода, тенденции в обществе, некоторые слова просто надоедают.

2. Причины употребления жаргона речи подростков

 Последнее время речь,  особенно устная, засоряется употреблением иностранных слов. Они к нам идут из многочисленной рекламы, названий торговых предприятий, даже из речи телеведущих, журналистов.

Что же явилось причиной столь широкого распространения обесцененной лексики в речи сегодняшней молодежи? В первую очередь те политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в нашей стране за последние три десятилетия. Это, в частности, период перестройки, когда была объявлена свобода слова и печати, когда навсегда исчезла цензура (которая, тем не менее, выполняла и положительную роль в жизни общества), а демократию многие восприняли как вседозволенность.4 (3,с.7-66).  Соответственно, то, что было табуировано прежде, сдерживалось нравственными установками общества, в критический момент состояния общества стало распространяться в обществе, и коснулось это, прежде всего молодежи.

Стоит обратить внимание на телевидение, особенно такие телеканалы как ТНТ, МУЗ ТВ или МТV, которые пользуются большой популярностью у студентов и всей молодежи. Среди лидеров телепередач молодых людей являются «COMEDY CLUB», «Дом 2», и т.д., в которых ведущие и участники не соблюдают никаких норм, в том числе языковых. Если зрелая аудитория менее подвержена таким явлениям в силу жизненного опыта, устоявшейся системы ценностей, в том числе языковой, то молодежь в этом смысле отличается большей раскрепощенностью взглядов в поведении и речевой культуре. Копирование откровенной «речевой шелухи», идущей с экранов телевизоров, влияет на молодежь, не способствует ее развитию, примитивизирует ее сознание.

Заключение

Каждый народ имеет тот язык, какого он заслуживает и который ему необходим для удовлетворения своих потребностей в различных сферах жизнедеятельности. И чем богаче национальная культура, чем выше уровень развития общества, тем с большим уважением оно относится к одной из главных составляющих своей нации – к языку.

Говорят, глаза – зеркало души. Но тогда речь – это зеркало личности. По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, сложить о нем мнение, определить, каков уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. И поэтому если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком, стремиться в целом к совершенствованию себя как личности.

Часто в общественном сознании то или иное состояние языка подвергается оценке, причем обычно отмечается как раз «плохое» состояние языка. Такая критика вызвана, как правило, слишком быстрыми изменениями в языке и возникающим в связи с этим разрывом между дискурсами разных поколений. В подобной ситуации мы сейчас и находимся. Если принять во внимание важность заботы о языке, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.

Для этого необходимо:  пропагандировать бережное отношение к русскому языку; разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку; разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов; пропагандировать классическую литературу; воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку.

Нельзя замалчивать эту проблему, делать вид, что ничего особенного не происходит. Происходит.

Современная молодежь – это люди, которые в недалеком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности. И о том, какое оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас.

Список использованной литературы

1. Осипов П.Н., Богданова И.Н. Использование воспитательного потенциала дисциплины «Русский язык и культура речи» в стимулировании самовоспитания  студентов  //  Гуманитарные  науки  и образование, 2011. - № 1. - С. 19-22.

2.  Акуленко  Н.  Культура  речи  как  общественный фактор  //  Стратегия  России, 2007. - №1. - С. 49-55.

3.  Химик  В.В.  Язык  современной  молодежи  //  Современная русская речь: состояние и функционирование. - СПб., 2004. - С. 7-66.

Приложение

21. Осипов П.Н., Богданова И.Н. Использование воспитательного потенциала дисциплины «Русский язык и культура речи» в стимулировании самовоспитания  студентов  //  Гуманитарные  науки  и образование, 2011. - № 1. - С. 19-22.

32.  Акуленко  Н.  Культура  речи  как  общественный фактор  //  Стратегия  России, 2007. - №1. - С. 49-55.

43.  Химик  В.В.  Язык  современной  молодежи  //  Современная русская речь: состояние и функционирование. - СПб., 2004. - С. 7-66.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16543. Вычисление геодезических координат точек по их плоским 219.29 KB
  Лабораторная работа № 7 Вычисление геодезических координат точек по их плоским Координатам ГауссаКрюгера Общий путь решения сводиться к определению по известной абсциссе x широты В0 основания изображения плоской ординаты на поверхности B где В – искомая ши...
16544. Религия и мифология 76.33 KB
  Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев...
16545. Проектирование и уравнивание геодезических сетей 621.5 KB
  Курсовая работа Проектирование и уравнивание геодезических сетей Вариант 16 Карта У3567В В данной курсовой работе мы осуществляем перевод геодезических координат с эллипсоида Вальбека на эллипсоид Красовского. Переводим последние из геодезических в прямоуголь
16546. Определение коэффициентов термического расширения 492.5 KB
  Лабораторная работа Определение коэффициентов термического расширения Цель работы: Освоить методы исследования термических изменений структуры исследуемых объектов В процессе выполнения работы необходимо: освоить методику рентгенографического исследовани...
16547. Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения, рентгеновских трубок 1.51 MB
  Лабораторная работа № 1 Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения рентгеновских трубок. Цель работы: изучение устройства и принципов работы установок рентгеноструктурного анализа устройства рентгеновской трубки. В процессе выполн
16548. Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре 407.5 KB
  Лабораторная работа Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре. Цель работы: освоение способов подготовки порошковых образцов и регистрации дифракционных спектров на дифрактометре; В процессе выполнения работы необходимо: изучить реком
16549. Качественный рентгенофазовый анализ 319 KB
  Лабораторная работа Качественный рентгенофазовый анализ Цель работы: освоение метода качественного рентгеновского фазового анализа однофазных и двухфазны проб; В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться с сущностью метода рентгеновского фазового...
16550. Индицирование порошковых рентгенограмм 379 KB
  Лабораторная работа Индицирование порошковых рентгенограмм Цель работы: Освоение приемов индицирования порошковых рентгенограмм определение параметров элементарной ячейки исследуемого вещества В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться мет
16551. Расчет теоретических структурных амплитуд 236 KB
  Лабораторная работа Расчет теоретических структурных амплитуд Цель работы: Научиться определять теоретические значения структурных амплитуд исследуемых объектов для дальнейшего использования при расшифровке структур. В процессе выполнения работы необходимо...