96402
Имя существительное как часть речи
Реферат
Иностранные языки, филология и лингвистика
Имя существительное. Обозначение имени существительного. Морфологические признаки имён существительных. Лексико-грамматические разряды. Нарицательное и Собственное. Конкретные и неконкретные. Одушевленные и неодушевленные. Грамматика. Общее грамматическое значение имени существительного. Словообразование имен существительных.
Русский
2015-10-06
38.26 KB
25 чел.
Муниципальная казенная общеобразовательная
Рогалевская средняя школа
Ордынского района Новосибирской области
Реферат
по русскому языку на тему
«Имя существительное как часть речи»
Выполнил: ученик 9 класса
Рура Максим
Проверила: учитель русского языка
Назарова О.В
Рогалево 2015 г.
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………………………………… 1
2. Имя существительное ……………………………………………………………………… 2
А) Обозначение имени существительного …………………………………………… 2
Б) Морфологические признаки имён существительных ………………………… 2
3. Лексико-грамматические разряды …………………………………………………… 3
А) Нарицательное и Собственное ……………………………………………………… 5
Б) Конкретные и неконкретные ………………………………………………………… 5
В) Одушевленные и неодушевленные ………………………………………………… 5
4. Грамматика …………………………………………………………………………………… 6
5. Общее грамматическое значение имени существительного …………… 7
6. Словообразование имен существительных …………………………………… 8
А) Лексико-семантическое словообразование …………………………………… 8
Б) Лексико-синтаксический способ …………………………………………………… 8
В) Морфолого-синтаксический способ ……………………………………………… 9
Г) Морфологическое словообразование …………………………………………… 9
7. Литература ( источники ) …………………………………………………………… 11
2
Введение
Имя существи́тельное (или просто существительное) самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения. и именной части сказуемого. В русском языке самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.
Тема взята для полного раскрытия смысла имени Существительного, как части речи.
3
Имя существительное это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях рода, числа и падежа. Отвечает на вопросы: кто? или что?
Значение предметности понимается широко.
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб),фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
Имя существительное служит для обозначения:
Конкретных предметов окружающей действительности:
тайга,океан, лайнер, айсберг, якорь.
Живых существ: птица, медведь, человек, Лёша,пассажир.
Фактов, событий и явлений:
утро, отпуск, каникулы,спектакль, облачность.
Качеств, свойств, действий и состояний:
смелость, доброта,отдых, чтение, уборка, молотьба.
Морфологические признаки имён существительных
Существительные обладают категориями рода, числа и падежа, которые служат средством выражения категориального грамматического значения предметности. Род является постоянным признаком существительного, а число и падеж переменными..
4
Лексико-грамматические разряды это подклассы внутри определённой части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения.
Для существительных можно выделить следующие лексико-грамматические разряды:
Нарицательное и Собственное
собственные: Менделеев, Волга, Екатеринбург
нарицательные: учёный, река, город
Переход нарицательных имён в собственные сопровождается утратой именем языкового понятия (например, «Десна» от «десна» «правая»). Н. и. бывают конкретные (стол), неконкретные или сложно понятийные (любовь), вещественные, или материальные (сахар), и собирательные (студенчество).
Конкретные и неконкретные
конкретные: девочка, леопард, подснежник
неконкретные: смелость, ячмень, листва
Одушевленные и неодушевленные
одушевлённые: журавли, водяной, школьник
неодушевлённые: лиственница, дивизия, камень
5
Грамматика
Имя существительное обладает рядом атрибутов (именных классов), число которых в разных языках различно. Такими атрибутами могут являться:
Набор этих характеристик определяет парадигму словоизменения, называемого склонением.
Все существительные имеют одно из 3 склонений:
Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория), изменяются по 3 склонению.
Также есть существительные разносклоняемые, не подчиняются общим правилам ни одного из склонений: например, существительные, оканчивающиеся на -мя (время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя) и существительные путь, дитя.
6
Общее грамматическое значение имени существительного значение
предмета.
Предметность имён существительных понимается широко, сюда относят:
1. Названия конкретных предметов:
книга, библиотека,автомобиль, светофор, метро, улица.
Лица, живые существа:
человек, штурман, смельчак,красавица, домработница, насекомое
Растения: бамбук, цветок, орхидея, кактус,колокольчики.
Вещества: золото, масло, нефть, соль.
Географические названия: Москва, Россия, Чукотка,Байкал, Волга.
Качества, свойства в отвлечении от носителя:
доброта,молодость, темнота, чернота, белизна, синь.
Явления природы: ветер, буря, дождь, метель, ураган,оттепель.
Состояние: грусть, веселье, страх, печаль, злоба,ненависть.
Действие в отвлечении от субъекта:
бег, плавание, сон,взлет, движение, жизнь.
7
Словообразование имен существительных
В современном русском языке имена существительные образуются разными способами:
1. лексико-семантическое словообразование;
2. лексико-синтаксический способ;
3. морфолого-синтаксический способ;
4. морфологическое словообразование.
Лексико-семантическое словообразование
Значительное количество существительных появилось в результате переосмысления значения существующих в языке слов. Так, слово приобретает новое смысловое значение, которое сосуществует с уже имеющимся значением появляются слова-омонимы: бригадир,пионер, кулак, завод, мир, бабка. Например, бригадир(военный чин в русской армии XVIII в., средний между полковником и генерал-майором) и бригадир (руководитель производственной бригады), пионер (солдат сапёрной части инженерных войск в Англии, Германии и в Российском государстве до 30-х годов XIX в.), пионер (тот, кто одним из первых пришёл и поселился на новой неисследованной территории), пионер (тот, кто положил начало чему-нибудь новому в области науки или культуры) и пионер (член детской коммунистической организации).
Лексико-синтаксический способ
Образование слов из словосочетаний, объединённых в одно слово в процессе употребления в языке: времяпрепровождение (время препровождение), кровопролитие (крови пролитие),тяжелораненый (тяжело раненный), сумасшедший (с ума сшедший).
8
Морфолого-синтаксический способ
Достаточно продуктивным способом образования существительных является субстантивация переход слов других частей речи в разряд имён существительных. Чаще всего происходит субстантивация прилагательных: булочная, прохожий, военный, штатский,рабочий, семейный, рядовой, пеший, конный,котельная, запятая, лесничий, операционная, столовая; реже субстантивация причастий: заведующий, трудящиеся,пострадавша.
Морфологическое словообразование
Наиболее продуктивный способ обогащения лексики современного русского языка морфологическое словообразование. Основные виды образования слов: суффиксальный, суффиксально-префиксальный (аффиксация), безаффиксный способ и сложение основ.
9
Из этой темы реферата много можно познать нового, чего иногда не бывает в учебнике русского языка. Так же, позволило повторить многие правила об имени существительном. Тем самым позволяет нам делать малое количество ошибок.
10
Список источников
1. Wikipedia
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%FF_%F1%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E8%F2%E5%EB%FC%ED%EE%E5
2. Cуществительное статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание). В. М. Живов
2. http://www.goldrussian.ru/sposoby-obrazovanija-sushhestvitelnyh/#title
11
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
51183. | Изучение таймеров микроконтроллера | 39.03 KB | |
Цели работы Изучить особенности работы таймеров микроконтроллера. Изучить методику конфигурирования таймеров. Научиться формировать с помощью таймера временные интервалы. Изучить способы отладки программ на учебном лабораторном стенде LESO1. | |||
51185. | Работа с клавиатурой матричного типа | 40.12 KB | |
Цель работы Изучить особенности работы параллельных портов микроконтроллера. Изучить схемы подключения кнопок и матричной клавиатуры к микроконтроллеру. Научиться определять состояние кнопок при помощи программы. | |||
51187. | Інтерпретатор математичних виразів | 25.62 KB | |
Мета: Навчитися створювати та використовувати власні обєкти, нащадки, віртуальні функції, програмно реалізовувати деревоподібні графи. | |||
51188. | Інтерпретатор виразів з обчисленням першої та другої похідної | 21.38 KB | |
Мета: Удосконалити навики ООП, використавши для реалізації задачі про Інтерпретатор механізми інкапсуляції,наслідування, поліморфізму, динамічного звязування і віртуальних функцій. | |||
51190. | Построить аналитическую модель и, решив ее, определить вероятности состояний | 100.94 KB | |
По графу построить аналитическую модель и, решив ее, определить вероятности состояний. Рассчитать теоретическое значение показателя эффективности, заданного целью исследования задания.. | |||
51191. | Подання статистичних даних: табличний та графічний методи | 37.91 KB | |
Макет статистичної таблиці являє собою основу, заповнену заголовками: загальним, боковими та верхніми, які зазвичай виконуються 14 шрифтом з інтервалом 1,5, як і весь текст, де приводиться таблиця. | |||