96402

Имя существительное как часть речи

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Имя существительное. Обозначение имени существительного. Морфологические признаки имён существительных. Лексико-грамматические разряды. Нарицательное и Собственное. Конкретные и неконкретные. Одушевленные и неодушевленные. Грамматика. Общее грамматическое значение имени существительного. Словообразование имен существительных.

Русский

2015-10-06

38.26 KB

6 чел.

 Муниципальная казенная общеобразовательная

Рогалевская  средняя школа

Ордынского района Новосибирской области

Реферат

по русскому языку на тему

«Имя существительное как часть речи»

Выполнил: ученик 9 класса

Рура Максим

Проверила: учитель русского языка

Назарова О.В

 

Рогалево 2015 г.

                        Оглавление

1. Введение ………………………………………………………………………………………… 1

2. Имя существительное ……………………………………………………………………… 2

А) Обозначение имени существительного …………………………………………… 2

Б) Морфологические признаки имён существительных ………………………… 2

3. Лексико-грамматические разряды …………………………………………………… 3

А) Нарицательное и Собственное ………………………………………………………  5

Б) Конкретные и неконкретные …………………………………………………………  5

В) Одушевленные и неодушевленные ………………………………………………… 5

4. Грамматика …………………………………………………………………………………… 6

5. Общее грамматическое значение имени существительного …………… 7

6. Словообразование имен существительных ……………………………………  8

А) Лексико-семантическое словообразование …………………………………… 8

Б) Лексико-синтаксический способ …………………………………………………… 8

В) Морфолого-синтаксический способ ………………………………………………  9

Г) Морфологическое словообразование ……………………………………………  9

7. Литература ( источники ) ……………………………………………………………  11

2

                          Введение

Имя существи́тельное (или просто существительное) — самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащегодополнения. и именной части сказуемого. В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Тема взята для полного раскрытия смысла имени Существительного, как части речи.

 

3

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях рода, числа и падежа. Отвечает на вопросы: кто? или что?

Значение предметности понимается широко.

 

 Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (столстенаокноножницысани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупамукасахарсливкикислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб),фактовсобытийявлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (РоссияБайкалОренбургЕвропаАзия), а также качествсвойствдействийсостояний (добротаглупость, синева, бег, решение, толкотня).

Имя существительное служит для обозначения:

Конкретных предметов окружающей действительности: 

тайга,океанлайнерайсбергякорь.

Живых существ: птицамедведьчеловекЛёша,пассажир.

Фактов, событий и явлений: 

утроотпускканикулы,спектакльоблачность.

Качеств, свойств, действий и состояний: 

смелостьдоброта,отдыхчтениеуборкамолотьба.

Морфологические признаки имён существительных

Существительные обладают категориями рода, числа и падежа, которые служат средством выражения категориального грамматического значения предметности. Род является постоянным признаком существительного, а число и падеж — переменными..

 

4

Лексико-грамматические разряды — это подклассы внутри определённой части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения.

 

Для существительных можно выделить следующие лексико-грамматические разряды:

Нарицательное и Собственное

собственныеМенделеев, Волга, Екатеринбург

нарицательныеучёный, река, город

  1.  Существительные нарицательные служат общим наименованием класса единичных предметов: статьядомкомпьютер и т. д.

  1.  Существительные собственные служат наименованием конкретного предмета, выделяемого из класса однородных: ИванАмерикаЭверест.

Переход нарицательных имён в собственные сопровождается утратой именем языкового понятия (например, «Десна» от «десна» — «правая»). Н. и. бывают конкретные (стол), неконкретные или сложно понятийные (любовь), вещественные, или материальные (сахар), и собирательные (студенчество).

Конкретные и неконкретные

конкретныедевочка, леопард, подснежник

неконкретныесмелость, ячмень, листва

Одушевленные и неодушевленные

одушевлённыежуравли, водяной, школьник

неодушевлённыелиственница, дивизия, камень

5

Грамматика

Имя существительное обладает рядом атрибутов (именных классов), число которых в разных языках различно. Такими атрибутами могут являться:

  1.  род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов);
  2.  падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
  3.  число (единственное, множественное);
  4.  одушевлённость.

Набор этих характеристик определяет парадигму словоизменения, называемого склонением.

Все существительные имеют одно из 3 склонений:

  1.  Существительные 1 склонения — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья.
  2.  Существительные 2 склонения — существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и нулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.
  3.  Существительные 3 склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например,мышь, шаль, ложь.

Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория), изменяются по 3 склонению.

Также есть существительные разносклоняемые, не подчиняются общим правилам ни одного из склонений: например, существительные, оканчивающиеся на -мя (время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя) и существительные путьдитя.

6

Общее грамматическое значение имени существительного — значение

предмета.

 

Предметность имён существительных понимается широко, сюда относят:

1. Названия конкретных предметов:

 книгабиблиотека,автомобильсветоформетроулица.

Лица, живые существа:

 человекштурмансмельчак,красавицадомработницанасекомое

Растения: бамбукцветокорхидеякактус,колокольчики.

Вещества: золотомаслонефтьсоль.

Географические названия: МоскваРоссияЧукотка,БайкалВолга.

Качества, свойства в отвлечении от носителя: 

доброта,молодостьтемнотачернотабелизнасинь.

Явления природы: ветербурядождьметельураган,оттепель.

Состояние: грустьвесельестрахпечальзлоба,ненависть.

Действие в отвлечении от субъекта:

 бегплаваниесон,взлетдвижениежизнь.

7

Словообразование имен существительных

В современном русском языке имена существительные образуются разными способами:

1. лексико-семантическое словообразование;

2. лексико-синтаксический способ;

3. морфолого-синтаксический способ;

4. морфологическое словообразование.

 

Лексико-семантическое словообразование

 

Значительное количество существительных появилось в результате переосмысления значения существующих в языке слов. Так, слово приобретает новое смысловое значение, которое сосуществует с уже имеющимся значением — появляются слова-омонимы: бригадир,пионеркулакзаводмирбабка. Например, бригадир(военный чин в русской армии XVIII в., средний между полковником и генерал-майором) и бригадир (руководитель производственной бригады), пионер (солдат сапёрной части инженерных войск в Англии, Германии и в Российском государстве до 30-х годов XIX в.), пионер (тот, кто одним из первых пришёл и поселился на новой неисследованной территории), пионер (тот, кто положил начало чему-нибудь новому в области науки или культуры) и пионер (член детской коммунистической организации).

Лексико-синтаксический способ

 

Образование слов из словосочетаний, объединённых в одно слово в процессе употребления в языке: времяпрепровождение (время препровождение), кровопролитие (крови пролитие),тяжелораненый (тяжело раненный), сумасшедший (с ума сшедший).

8

Морфолого-синтаксический способ

Достаточно продуктивным способом образования существительных является субстантивация — переход слов других частей речи в разряд имён существительных. Чаще всего происходит субстантивация прилагательных: булочнаяпрохожийвоенныйштатский,рабочийсемейныйрядовойпешийконный,котельнаязапятаялесничийоперационнаястоловая; реже — субстантивация причастийзаведующийтрудящиеся,пострадавша.

Морфологическое словообразование

 

Наиболее продуктивный способ обогащения лексики современного русского языка — морфологическое словообразование. Основные виды образования слов: суффиксальный, суффиксально-префиксальный (аффиксация), безаффиксный способ и сложение основ.

 

 

9

Из этой темы реферата много можно познать нового, чего иногда не бывает в учебнике русского языка. Так же, позволило повторить многие правила об  имени существительном. Тем самым позволяет нам делать малое количество ошибок.

10

Список источников

1. Wikipedia

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%FF_%F1%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E8%F2%E5%EB%FC%ED%EE%E5

2.  Cуществительное — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание). В. М. Живов

2.  http://www.goldrussian.ru/sposoby-obrazovanija-sushhestvitelnyh/#title

 

11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60366. Business corespondence. Ділова кореспонденція 43 KB
  Business letters sent by phone or fax can be devoted to various subjects, Rather often after transactions are executed, payment problems arise and letters are sent then.
60367. СИНТЕЗ І РОЗПАД ГЛІКОГЕНУ. ГЕНЕТИЧНІ ПОРУШЕННЯ ОБМІНУ ГЛІКОГЕНУ 35 KB
  Вміти: визначати рівень глюкози в крові і трактувати одержані дані. Самостійна позааудиторна робота В зошитах для протоколів: написати структурні формули: а моносахаридів глюкози фруктози галактози рибози...
60368. Конкурс на кращу розробку виховного заходу 37.5 KB
  Під час підготовки до конкурсу студентам необхідно ретельно продумати тему і форму виховного заходу а також процедуру його представлення в аудиторії адже не кожен виховний захід можна провести в класі наприклад екскурсія.
60371. Report 35 KB
  The purpose of the report is to comment on... and to make recommendations for possible improvements. Although conditions are generally good, there are...