96405

Казахстанский путь

Реферат

История и СИД

Историческое своеобразие периода, предшествовавшего рождению суверенного Казахстана, состоит в том, что его можно сравнить с состоянием клинической смерти, которую переживал крупнейший государственный организм – Союз советских социалистических республик.

Русский

2015-10-06

79.58 KB

6 чел.

                                                     План.

Введение

Раздел 1. Казахстан на пути независимости

Раздел 2.Космический путь Казахстана- ближе к звёздам

Раздел3.Новая столица – новая эра становления государственности Казахстана

Заключение 

Список использованной литературы

 Введение

  Данная работа, «Казахстанский путь», взята мною для рассмотрения этой актуальной темы, которая будет раскрываться здесь же. Актуальность этой темы очень велика, хотя бы по тому, что каждый человек, проживающий на территории Республики Казахстан, должен знать свою историю народа и историю становления казахстанского пути.  Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

 С 1991 по 2006 год Нурсултан Назарбаев выпустил под своим именем 12 книг. Получается, одну книгу - за 16 месяцев. Только профессиональным и плодовитым писателям удается такое. Еще столько лет творческого горения, и писатель Нурсултан Назарбаев по количеству изданных книг может встать в один ряд с  гигантами мировой литературы. Последняя книга Нурсултана Назарбаева называется «Казахстанский путь». Она вышла в 2006 году. Раскрывая содержание книги Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь» следует, прежде всего, отметить, что это реальные факты, объективный анализ происходящего, неофициальные подробности реальной жизни прошлых лет. Это масштабный исторический труд о самых трудных, ярких и значимых событиях страны, основанный на поиске наиболее эффективного пути в поступательном социально-экономическом и общественно-политическом развитии молодой независимой страны. Это 15-летний практический опыт государственного строительства в Казахстане, который вызвал огромный интерес у мирового сообщества, поднял на высокий уровень его международный авторитет и, прежде всего, в лице Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Раздел 1.Казахстан на пути независимости

Историческое своеобразие периода, предшествовавшего рождению суверенного Казахстана, состоит в том, что его можно сравнить с состоянием клинической смерти, которую переживал крупнейший государственный организм – Союз советских социалистических республик. Государственный организм был в коме, парализованный экономическим и политическим кризисами, в то время как общественный мозг «просматривал» краткий курс истории без прикрас, а социальное сознание трясло судорожной реакцией на этот тяжелый процесс. Начиная с апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, когда фактически стартовала «перестройка», и вплоть до своего окончательного распада, страна погрузилась в осмысление самых сложных лабиринтов своей истории. Оживали образы млн. репрессированных, воскресали лики уничтоженной тоталитарной машиной интеллигенции, большим и малым народам начала возвращаться память о своей исконной истории. Зачастую в разных регионах бывшего СССР эти процессы сопровождались всплеском национальных конфликтов, бурей политических баталий и вооруженных столкновений. «Болезнь» была так запущена, что до сих пор некоторые регионы бывшего СССР не могут выбраться из этого тяжелого состояния, фигурируя в сводках тревожных новостей в качестве «горячих точек» планеты. Но, хотя и мы испытывали симптомы социальных болезней переходного периода – социальную депрессию и апатию, психологическую напряженность людей, – Казахстан вышел из того кризиса гораздо раньше и, более того, эта «болезнь» очистила нас от иллюзий советского времени и расчистила место для строительства совершенно новой страны – независимого и успешного Казахстана. Мы понимали, что то своеобразное состояние «комы» было настолько нестабильным и двойственным, что любое промедление или неправильное решение могли привести к «летальному исходу». У нас была большая опасность броситься в ненужные истерики по поводу прошлых обид и попытки исправить уже ставшее Историей прошлое, тогда как нужно было думать о настоящем и будущем. Когда тонет корабль, команда должна слаженно работать, а не выяснять, что или кто повинен в случившемся. Да, ситуация была непростая. Но какой бы сложной она не казалась, для выхода из нее необходим был здравый управленческий подход и напряжение сил каждого из нас. Тяжело бывает настолько, насколько это воспринимает само общество. Любую кризисную ситуацию не стоит драматизировать, ибо смысл всякого кризиса состоит в том, чтобы предшествовать новому этапу. При любом кризисе речь идет, прежде всего, о развитии. Конец старого – всегда начало чего-то нового. Ни одна страна мира в период становления не избежала кризисных явлений, затрагивающих, прежде всего, экономические основы государства. Великие депрессии и спады пережили Америка, Франция, Англия, Турция, Германия, Индия и другие страны. Разной была лишь сила потрясений. Некоторые страны, например, так называемые «тигры» Юго-Восточной Азии, все «рифы» становления рынка прошли через этапы внутриполитической нестабильности, земельные реформы и финансовые кризисы. В отдельных странах не обошлось без переворотов и гражданских войн, как это было в Латинской Америке и происходит сейчас в некоторых регионах планеты. Пройдя через все эти трудности, одни государства сумели укрепить свою экономику и стать примером для подражания в мировой хозяйственной структуре. Другим повезло в меньшей степени, и они до сих пор не могут выйти из непреодолимой  цепи междоусобиц, нестабильности, экономической депрессии, растущего и столь обременительного внешнего долга. Можно, конечно, возразить, что у каждого государства были различные стартовые условия. Особенности географического положения и экономического развития, специфика предыдущего опыта и, наконец, менталитет людей – все это объективно влияет на результаты реформ и конечные итоги. На дворе стоял 1991 год, который открывал дверь в неопределенное будущее. До распада СССР, одной из самых могущественных империй человечества, оставались считанные недели. Наступала новая эпоха, а вместе с ней и новые, непредсказуемые перемены. В период восьмидесятых и девяностых годов мир стремительно переходил от индустриального общества к постиндустриальному. Научно-технический прогресс неумолимо менял структуру экономик государств, что, в свою очередь, оказывало влияние на общественное устройство в них. Глобализация набирала обороты, угрожая странам, неготовым к переменам, оказаться на задворках истории. Фактом остается то, что Советский  Союз, с его громоздкой экономикой и военно-промышленным комплексом, не сумел адаптироваться к постиндустриальному обществу. Он не сумел измениться вместе с меняющимся миром – и ему не стало в нем места. СССР делал попытки провести реформирование. Но это была трансформация, сфокусированная на политической системе в первую очередь. Реформу экономики поставили на второй план. В итоге, экономический кризис привел к развалу огромного государства. С началом деструкции планово-административной экономики, с разрывом союзных производственных цепочек и экономических связей, Казахстан, как и другие союзные республики, заходил в тупик. Было очевидно, что надо «переходить» от планово-административной экономики к рыночной. Однако современная экономическая наука не давала ясной модели перехода к рыночной экономике, которая отвечала бы современным тенденциям. Не было одного уникального решения или какого-то единого алгоритма для подобного «перехода». Наверно, и не может быть такой общей модели трансформации. Так или иначе, нам нужно было самим искать свой путь. Казахстанский путь. Становление нашего государства происходило при живом интересе таких видных мировых деятелей, как Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттеран, Гельмут Коль, Джордж Буш - старший, Ли Куан Ю, Иоанн Павел II и многих других. Так, например, мы долго анализировали, почему годы экономического кризиса на постсоветском пространстве стали золотыми годами для азиатских «тигров», сумевших наиболее полно адаптироваться к условиям международной конкуренции. Мы задавались вопросом: как беднейшим странам Юго-Восточной Азии удалось выкарабкаться из нищеты в течение 30 лет и стать процветающими индустриальными государствами? Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а затем к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. В то время, когда с космодрома Байконур в космос отправлялись советские космонавты, эти страны только заканчивали свои земельные реформы, а неграмотные крестьяне заполняли будущие мегаполисы. Более того, многие из этих стран начинали свое развитие на основе системы, где государство прямо определяло экономические ориентиры и повседневно вмешивалось в экономическую жизнь страны. Нашим первым опытом среднесрочного планирования была разработанная в начале 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет, и ее уверенно можно  назвать  первым  трехлетним  общегосударственным планом. C обретением независимости требовалось решить целый ряд первостепенных задач. В первую очередь, необходимо было состояться как государство. А это означало, что надо было создать государственные институты власти, добиться признания на международной арене, вступить в различные  международные организации. Сейчас, оглядываясь назад, можно определенно  сказать, что этот план выполнил свое предназначение, являясь в большей мере стратегией выживания. Именно она определила кто мы, и кем мы станем в ближайшем и отдаленном будущем.

«Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество. Людей, живущих без осознанного идеала, высокой мечты, неизбежно захватывает стихия мелких, обывательских интересов, сиюминутной материальной выгоды. И, как следствие, наступает общественная деградация. Вот почему столь необходима сегодня четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, дающая каждому возможность увидеть азимуты нашего движения, обрести уверенность в предсказуемости событий, в достижении конечного результата»  Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства,1992 год

Стратегия стала одним из первых официальных документов республики, заложивших идеологический фундамент – вопрос самоопределения казахстанской нации. Проводя краткий исторический обзор, стратегия разъясняла, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Официально заявляли, что независимое государство в своем нынешнем виде – не чей-то подарок казахам, а наша историческая родина, исконно казахская земля. Дали ясный сигнал, что власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территорий. Это было важное заявление для столь нестабильного периода. Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Молодой республике требовалось очертить четкие контуры государственности. Учитывая опасность потери времени и дальнейшего углубления кризиса, президентская власть позволяла  сконцентрироваться на решении неотложных проблем и проведении первостепенных реформ в сжатые сроки, не отвлекаясь на уговоры и поиски компромиссов-полумер. В тот период были созданы новые министерства, нацеленные на решение основополагающих задач. Также впервые в истории независимого Казахстана были созданы такие государственные институты, как вооруженные силы, дипломатическая и таможенная службы. Были приняты меры по укреплению и определению государственной границы. Все это требовало крупных финансовых ресурсов и решительных действий. Стратегия провозглашала два основных экономических принципа. Во-первых, формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах. Во-вторых, создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека. Государство официально заявило о сокращении в перспективе доли государственной собственности до 30-40%. Для достижения поставленных экономических целей предполагалось использование косвенных методов регулирования экономики при реализации соответствующих бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и социальной политик. Стратегия констатировала, что Казахстан переходит от плановой экономики к рыночной, от тоталитаризма к либеральной политике. Можно сказать, что ключевым идейным моментом Стратегии было такое понятие, как «благосостояние для всех». Автор этой идеи – известный немецкий экономист, министр экономики, а позднее и канцлер ФРГ Людвиг Эрхард. Его называют «патриархом» рыночных реформ Германии, которые имели поразительный эффект. В течение 10 лет германский экономический рост держался на уровне около 8% в год и в то время был наивысшим в мире. Именно благодаря таким результатам реформ Эрхарда в оборот вошло понятие «германское экономическое чудо». Следуя принципу «благосостояние для всех», наше государство объявило, что будет добиваться благосостояния для всех путем обеспечения каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой выбранной сфере деятельности. В таких условиях более способные, трудолюбивые и предприимчивые люди будут достигать более высокого социального статуса в обществе. В стратегии также объявили о намерении ввести национальную валюту. При этом делалась оговорка, что  будут рассматривать этот вопрос только после выхода из кризиса и стабилизации экономики. Советский рубль рассматривался как общая валюта переходного периода, потому что тогда страна еще не была готова к переходу на новую валюту. К тому же все расчеты при товарообмене производились в рублях. И российское руководство обещало на какое-то время сохранить рублевое пространство. Однако в России появились люди, которые хотели поставить  условия: или постоянно оставайтесь в рублевой зоне или мы разрушим вашу экономику. События последующих восемнадцати месяцев подтвердили  опасения по поводу рублевой зоны. В конце 1992 года мало кто верил  заявлениям нашего президента, что эта стратегия лишь начало большого пути. В самый разгар кризиса стратегия определила ориентиры для формирования нормального демократического общества с многоукладной рыночной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора и экономического самоопределения в реализации своих экономических, социальных и политических интересов. Наша страна  стремились создать общество, где будут верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл. Общество, где предприимчивые и умные люди станут состоятельными и успешными гражданами. Несмотря на трудности, встретившиеся нашей стране  как в политической, так и в других сферах, на протяжении первых трех лет(1992-1994 годы) Правительство пыталось  либерализовать  экономику, создать законодательную и институциональную базы рыночных отношений, наполнить рынок потребительскими товарами. Спустя десять лет после провозглашения независимости во многих сферах Казахстан стал лидером на постсоветском пространстве. Главными достижениями первого этапа реформ в экономической сфере стали сохранение стабильной социально политической обстановки в стране, успешное введение национальной валюты, вступление в международные финансовые институты и окончательный отход от принципов административно командной экономики и, как следствие, признание Казахстана международным сообществом. Была предложена система  ориентиров. Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Первое. Ставилась задача перейти от формально-правовой к реальной независимости. Второе. Стратегическим направлением на этом этапе выбиралось укрепление государственности. Ведь только появились атрибуты государственности. Третье. Был выбран курс на системные и полномасштабные экономические реформы. Четвертое. Прагматизм в выборе внешнеэкономических партнеров и прагматическая внешняя политика в целом. Идеологический же срез включал в себя такие четыре пласта. Во-первых, межнациональное согласие. Наша страна блестяще реализовала эту идею в последующие годы. Во-вторых, внутринациональное единство. Нам удалось избежать раскола самих казахов по жузам и родам, регионам и другим территориальным единицам. Для многих стран, как мы видим сегодня, это остается не просто актуальной, но и даже жесткой политической проблемой. В-третьих, была провозглашена идеология модернизации казахстанского общества. Создание институтов гражданского общества, многопартийности, свободных средств массовой информации, неправительственных организаций – все это входило в систему модернизационной  идеологии. Наконец, наша страна  правильно оценила потенциал религиозных движений и четко постулировали необходимость религиозной терпимости и свободы вероисповедания. Все эти положения прошли проверку временем. 1994 год стал переломным во многих аспектах. Меморандум предполагал коренные реформы в денежно-кредитной и банковской системах. Уже полгода в стране действовала национальная валюта. Следующий решительный шаг был нацелен на стабилизацию курса тенге и обуздание гиперинфляции. Основной задачей государство ставило достижение финансовой стабилизации, как единственный выход из создавшегося кризиса. В 1994 году за счет проведенной оптимизации  сформировали 14 областей вместо 19 и 169 районов вместо 230. Было сокращено 25 тысяч служащих и сэкономлены миллионы тенге бюджетных средств, которые пошли на выплату пенсий и зарплат. Чиновники, потерявшие теплые места, конечно, были против такого решения. Пользуясь этим, некоторые политики спекулируют на этом, призывая воссоздать области и районы. Люди должны знать, что эти вопросы поднимают те, кто потерял кресла и теплые места. К началу 1996 года процесс реформирования уже шел полным ходом. На этом этапе главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий. Наша страна подводила итоги проведенных реформ.

В апреле 1996 года создается Высший экономический совет (ВЭС) под председательством нашего президента. Основными целями ВЭСа стали подготовка предложений по решению социально-экономических проблем стратегического характера, проведение анализа хода реформ и выработка новых конструктивных предложений по их реализации. Создание Совета было принципиальным шагом в формировании институциональной основы рыночной экономики. В состав ВЭСа вошли видные ученые, высокопоставленные государственные служащие и эксперты в различных областях. Основной костяк ВЭСа составили молодые кадры, не имевшие груза старых догматических суждений. Главным условием при приеме их на работу являлось свободное владение иностранными языками, обладание научными достижениями и опыт работы в сфере хозяйственного управления. За каждым из них были закреплены отдельные отрасли экономики. Привлечение этих кадров позволило привнести свежую струю новых идей по дальнейшему развитию страны. Энергичная молодежь резко выделялась на фоне консервативного аппарата. Сегодня все они работают в разных ведомствах и на практике осуществляют стратегию. В течение всего 1996 года перед этой группой стояли две основные задачи. Во-первых, требовалось посетить как можно больше стран, максимально изучив международный опыт в области стратегического планирования и проведения структурных реформ. Во-вторых, в каждой отрасли следовало создать группы национальных и иностранных экспертов, задача которых заключалась в разработке и систематизации рекомендаций. Такой синтез задач предполагал максимальное поглощение информации каждым из этих молодых управленцев на протяжении всего года. После того, как был набран критический объем информации,требовалось создать методологическую базу для разработки долгосрочной стратегии. И здесь наша страна обратилась к международному опыту. Благодаря активной поддержке Программы развития ООН в Казахстане, мы получили возможность наладить контакты с Гарвардским университетом и провести семинар по стратегическому  планированию. В апреле 1997 года казахстанская группа выехала в Бостон, где Гарвардский университет организовал десятидневный семинар для высших должностных лиц. В ходе семинара казахстанских экспертов познакомили не только с общеизвестным опытом стратегического планирования таких стран как Корея, Сингапур и Малайзия, но и с долгосрочными бизнес-стратегиями таких мировых гигантов как «Боинг», «Дженерал Электрик» и «Бритиш Петролеум». Лекции позволили определить место Казахстана в сравнении с другими странами и транснациональными корпорациями по таким критериям, как территория, население, объем ВВП и запас углеводородов. Материалы семинара и последующие контакты с отдельными экспертами мирового масштаба легли в методологическую основу будущей стратегии. Выбор горизонта планирования в тридцать лет был обусловлен двумя главными факторами. Во-первых, тридцать лет представляют собой период активной жизни одного поколения. Во-вторых, по оценкам запасов нефти и вероятности введения альтернативных источников энергии у Казахстана имелся задел также протяженностью в 30-40 лет. Так, к примеру, контракт с «Шевроном», ставший ориентиром для других нефтяных компаний, был подписан сроком на 40 лет. «Стратегия Казахстан-2030» делилась на четыре этапа: 1997-2000 годы – подготовительный этап, 2000-2010 годы – первый этап, 2010-2020 годы – второй этап и 2020-2030 годы – третий этап, по завершению которого Казахстан должен войти в разряд развитых стран. Стратегия предполагала три сценария развития страны в зависимости от запасов и цен на энергоносители: оптимистический, базовый и пессимистический. Основой при подготовке Стратегии, в частности, при определении значимости и порядка следования приоритетов, явилось обобщение международного опыта, рекомендации отечественных и зарубежных ученых и экспертов. Стратегия прорабатывалась и тестировалась бесчисленное множество раз – от самых идейных основ вплоть до отдельных ее аспектов. Так, эксперты неоднократно меняли формулировку приоритетов для лучшего восприятия их населением, добиваясь того, чтобы текст был кратким, лаконичным, но емким по смыслу.

В августе 1997 года наша страна вышла на финишную прямую с завершенным текстом Стратегии. К этому моменту окончательно определилась следующая система базовых приоритетов:

«1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

2. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА. Следует сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.

4. ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.

5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.

6. ИНФРАСТРУКТУРА, В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ  и СВЯЗЬ. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.

7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей».

Из Стратегии развития Казахстана до 2030 года, 1997 год

Стратегия развития Казахстана до 2030 года и первоочередные меры по ее осуществлению были официально озвучены 10 октября 1997 года. Стратегия определила национальную цель и систему приоритетов на пути к ее достижению. Миссией нашей страны было объявлено построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благо состоянием всего населения. Сейчас Казахстан, основываясь на Стратегии «Казахстан-2030» поставил перед собой амбициозную цель – в течение 10 лет войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств. В первом стратегическом плане до 2010 года были поставлены две цели: первое – удвоить ВВП по сравнению с 2005 годом, второе – построить основы конкурентоспособной экономики. Далее, начиная с 2008 года, наша страна начинает работу над стратегией второго десятилетия – Казахстан-2020. Уже сделаны первые успешные шаги по реализации наших планов. В июне этого года запущен первый казахстанский спутник «Казсат». Более тысячи казахстанских ученых работают над научными проектами в рамках государственной программы развития космической деятельности. Наша страна делает первые шаги по созданию Национальной нанолаборатории,  доступ в которую будут иметь все ученые Казахстана. В 2008 году в Астане построен новый комплекс Национального центра биотехнологий мирового уровня. Уже сейчас казахстанские ученые, работающие за рубежом, выразили желание работать в этом центре и уже сейчас участвуют в совместных научных проектах. Создан государственный холдинг «Самрук», объединяющий крупнейшие национальные компании, чьей основной задачей является продвижение  экономических интересов страны  на мировых рынках. Основан Фонд устойчивого развития «Казына», который должен координировать деятельность институтов развития, содействовать диверсификации экономики и финансировать индустриальные проекты. Начиная с 2005 года, реализовано 520 инвестиционных проектов. Под эгидой институтов развития начато финансирование 90 проектов стоимостью 2,2 млрд. долларов США. На данный момент стремительно развивается сфера услуг. Сейчас, на втором этапе стратегического планирования перед нашей страной  стоят уже совсем другие задачи: обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора страны. Задачами же третьего этапа являются переход от агроиндустриального к индустриальному и постиндустриальному государству, трансформация из развивающейся страны – в развитую. Ни одна страна мира не ставила перед собой такие амбициозные цели в такие кратчайшие сроки. В первые годы независимости Казахстан был как путник, идущий по горному перевалу, вопреки ветру и дождю, вопреки своей усталости и страху, идущий вопреки всему происходящему вокруг.Первые шаги – самые сложные. Приступая к построению нашего нового государства, наш президент  понимал, что, прежде всего, ему нужен надежный фундамент, основа основ нашего дома – ему была нужна новая Конституция. Наша страна пришла к действующей Конституции 1995 года не сразу. Ей предшествовали и первая Конституция 1993 года, и подписание более 140 указов Президента, имеющих силу закона, и несколько лет упорной борьбы с людьми, не понимавшими необходимости перемен и не принимавшими их. Сегодня наша страна живёт по Конституции 1995 года. С ее принятием Казахстан окончательно утвердился в выборе пути своего дальнейшего развития. Этот Основной Закон, принятый на всенародном референдуме, стал, по сути, общественным договором, в соответствии с которым власть взяла на себя обязательства по утверждению Казахстана демократическим, светским, правовым и социальным государством, а граждане принимали ответственность за соблюдение Конституции и законов страны. Такие взаимные обязательства создают прочную основу для дальнейшего успешного развития общества и государства и позволяют нам уверенно смотреть в будущее.

Раздел 2.Космический путь Казахстана- ближе к звёздам

Установление суверенитета Казахстана началось с самого космоса. В преддверии распада Советского Союза, в августе 1991 года космодром «Байконур» был объявлен собственностью республики, в октябре этого же года в космос полетел первый казахский космонавт, а Декларацию о независимости Казахстана наша страна приняла в декабре. Отношение к Космосу, как и у многих людей, было и остается особым. Эта великая тайна, хранящая всю информацию о Вселенной, внеземных цивилизациях, живую связь с духами предков. Интересно то, что особое, космическое будущее земле Байконура предсказал еще Коркыт-ата. По сохранившимся легендам и летописям, всю жизнь Коркыт-ата провел в поисках святой земли и вечной жизни. Коркыта в его поисках всюду преследовала смерть, которой он очень страшился. Наконец он услышал предсказание:“Если найдешь пуп земли, то останешься в живых”. Он побывал во многих странах Востока. Он искал землю, где никогда не будет войны, природных катаклизмов и смерти. Он верил, что на Земле есть такое святое место и воспевал его. Наконец, он вернулся на родную землю, на берег Сырдарьи. Подумав, что вечная жизнь только в искусстве, он изобрел инструмент – кобыз. Согласно легенде, когда он, расстелив ковер на середине реки, играл на кобызе, сила кюя удерживала его на воде, не давая утонуть. Говорят, когда Коркыт-ата играл на кобызе, не было смерти, а была только счастливая жизнь. Однажды он заснул, и из воды появилась маленькая змея, от укуса которой мудрец и умер. Философа похоронили в степи. Перед смертью он признался, что все-таки нашел святую землю – берег Сырдарьи. Место своей смерти он назвал «жер кiндiгi» – пуповиной земли. Коркыт-ата объяснил, что именно здесь ощутил удивительную связь с небом и Всевышним. Спустя несколько веков советские ученые во главе с Сергеем Королевым выбрали для строительства космодрома нынешний Байконур. Местность вблизи захоронения Коркыт-ата. И не ошиблись. Из нескольких десятков космодромов Байконур признан лучшим по расположению. Он находится достаточно близко к экватору. По законам механики здесь на запуски затрачивается меньше топлива. Но в отличие от космодромов, расположенных на самом экваторе, здесь почти не бывает осадков. Солнце светит 300 дней в году. Действительно, Байконур стал колыбелью мировой космонавтики, космическим центром, портом Земли, с которого люди стартовали в космос. Именно здесь, на казахской земле, они стали космонавтами. На пресс-конференции с участием журналистов Центрального и Казахского телевидения, наш президент сказал о намерении Казахстана участвовать в освоении космического пространства, подчеркнув, что содержать и сохранить космический комплекс будет возможным только общими усилиями республик Советского Союза. Идея нового, казахстанского статуса космодрома так и витала в воздухе, поэтому неоднозначная реакция окружающих была видна невооруженным взглядом.

Первым причалом берега Вселенной стал космодром «Байконур». В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Председателем комиссии был назначен начальник испытательного полигона «Капустин Яр» генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана, восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году и, главное, относительная близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

Начался непростой процесс поиска кандидата в космонавты. Искали среди военных летчиков. Н.А.Назарбаев попросил Министра обороны СССР поискать среди служащих ВВС летчиков-казахов. Нашли двух или трех, но никто не подходил. Предложили кандидатуру Талгата Мусабаева – летчика-инструктора, установившего рекорд высоты на малых самолетах. Но нужно было время для его подготовки. Союзное космическое ведомство не сильно хотело нашего космонавта, у них свои стояли на очереди. Слова нашего президента: «Но я хотел быстро решить этот вопрос. Тем более, что в трудных переговорах с М. С. Горбачевым и Министерством обороны этот вопрос был согласован. Однажды утром читаю в нашей газете, что на Чимбулаке отдыхает наш земляк, летчик-испытатель военных самолетов – Тохтар Аубакиров. Я немедленно вызвал его к себе. Сколько было мытарств – то у него возраст 45 лет, то со здоровьем проблемы. Но я настаивал – и он полетел». За несколько месяцев группа ведущих ученых республики во главе с Президентом Академии наук Казахской ССР Умирзаком Султангазиным и Виктором Дробжевым, по поручению нашего президента , приступила к формированию первой национальной космической программы Казахстана. Надо отметить, что научная часть программы была разработана давно и ждала своего звездного часа. Нужно было внести корректировки в соответствии с программой полета первого казахского космонавта. И если с подготовкой космической программы было все ясно, то с подготовкой космонавта складывалось непросто. Полет был внеочередным, времени на подготовку было мало, и поэтому кандидат в космонавты Т. Аубакиров, имевший к тому времени звания Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, был определен как член основного экипажа, а Т. Мусабаев - как его дублер. В связи с серьезными изменениями в планах космических ведомств России и Центра подготовки космонавтов, было проведено много переговоров и консультаций с руководителями, специалистами, военными людьми. В итоге нашему президенту  пришлось обратиться к министру обороны СССР Дмитрию Язову и даже к Президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву, пока это важное политическое решение было, наконец, принято. В феврале 1991 года в Алма-Ату по приглашению нашей страны  из Москвы приехала большая группа ученых, специалистов по космосу – Генеральный директор Российского космического агентства Юрий Коптев, Генеральный директор НПО “Энергия” Юрий Семенов, начальник Центра подготовки космонавтов Владимир Шаталов, директор Института космических исследований СССР и другие. В Академии наук республики состоялась встреча, итогом которой стало утверждение первой космической программы Казахстана. Тем временем, параллельно шли переговоры с руководителями союзных и российских ведомств и по организации празднования на Байконуре 30-летия полета в космос Юрия Гагарина. В преддверии полета первого казахского космонавта было решено провести эти праздничные мероприятия на космодроме под эгидой Казахстана. 31 августа 1991 года космодром Байконур, находящийся на территории Казахстана, был объявлен собственностью республики.

 2 октября 1991 года, 10 часов утра. На плац перед монтажно-испытательным корпусом стартового комплекса «Союз» выходят космонавты: россиянин Александр Волков, казахстанец Токтар Аубакиров и австриец Франц Фибек. В своих скафандрах, снабженных не одним килограммом оборудования, они выглядели неуклюже, словно дети, делающие первые неуверенные шаги по земле. Командир, полковник Волков четко доложил председателю Госкомиссии о готовности экипажа к полету. И тут председатель Госкомиссии генерал Владимир Иванов, видимо, поняв важность момента, повернул микрофон к Аубакирову дал возможность сказать ему слово. Не растерявшись, Токтар отрапортовал на казахском языке: “Уважаемый Президент! Космонавт Аубакиров к полету в космос с казахстанской земли готов”. По громкой связи объявлена минутная готовность. Тысячи глаз устремились на стартовую позицию, на которой был установлен космический корабль “Союз ТМ-13”, одетый в металлические конструкции. Фермы обслуживания плавно отошли, и в клубах белого дыма поднялся величественный огненный шар, несущий на себе корабль. Преодолевая земное притяжение, ракета торжественно устремилась к небесам. И только спустя некоторое время дошел мощный рокот, сотрясающий землю. Ракета уходила в чистое осеннее небо Байконура. Не выпуская ее из виду, все смотрели вверх, наблюдая за траекторией полета корабля. Радиоголос, сменив свой официальный тон, воскликнул: “Есть разделение! Корабль выведен на орбиту!” Тишину взорвал гром аплодисментов. Все вокруг обнимались, целовались. У многих на глазах были слезы. В Казахстане было создано Агентство по космическим исследованиям, которое возглавил один из академиков республики. В рамках конверсии перед нашей страной стояла задача повернуть возможности космического комплекса на экономические интересы Казахстана. И в то время  всем было ясно, что бюджет страны не мог обеспечить потребности космических ведомств, и это означало фактическую остановку космических проектов. Байконур – это, действительно, детище Советского Союза. 25 февраля 1993 года Агентство космических исследований Казахской ССР было преобразовано в Национальное аэрокосмическое агентство Республики Казахстан, Генеральным директором был назначен первый казахский космонавт Токтар Аубакиров. Сразу же на Байконуре было создано управление Аэрокосмического агентства Казахстана с одноименным названием «Космодром Байконур». Эти два года казахстанского правления на Байконуре позволили многим нашим соотечественникам увидеть космодром, показать закрытый режимный объект для казахстанской прессы, так как одной из идеологических задач того времени был поворот возможностей космического комплекса на экономические интересы Казахстана. Летом 1993 года на космодром приехала большая делегация казахстанских журналистов, которая провела здесь выездное заседание Союза журналистов Казахстана. Байконур нуждался в защите и поддержке, так как все проблемы переходного периода, экономического и социального спада в целом по СНГ заинтересованные СМИ приписывали беспомощности казахстанской исполнительной власти на местах. По центральным телевизионным каналам России показывали ужасающие картины упадка Байконура, косвенно называя виновником амбициозный Казахстан. Время и обстоятельства диктовали свои требования. Нужно было принимать срочные меры по сохранению космического комплекса, который начал ветшать из-за сокращения финансовых средств российской стороной. Город Ленинск находился на полном государственном содержании Казахстана, но бюджетных средств на содержание города союзного значения не хватало. И тут случился кризис «человеческого фактора», который всерьез мог погубить Байконур. Люди, отличные и незаменимые специалисты космической техники, романтики и патриоты космической гавани Вселенной, стали уезжать с Байконура на историческую родину. Причина миграции не носила национальный характер, люди просто искали лучшей жизни и стабильности. Между тем, Национальное Аэрокосмическое агентство республики занималось активными поисками по всему миру партнеров для совместной космической деятельности. Идея создания на базе Байконура Международной космической компании стала главной в ее работе. Но время шло, и реальными спутниками на пути космического развития и освоения Байконура опять оказались лишь Россия и Казахстан . 28 марта 1994 года Н.А.Назарбаев с Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным приняли беспрецедентное и ответственное решение по Байконуру и подписали межгосударственное соглашение «Об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур»,  в котором впервые в истории двух суверенных государств был поставлен вопрос об аренде космического комплекса «Байконур». Россияне были довольны, так как для них это был единственный, приемлемый выход для продолжения работ. Казахстанцы, которые вот уже несколько лет вынашивали идею Международной космической компании, были разочарованы. К тому же, само понятие «аренда» вызывало у многих  в то время непонимание. Казахстанско-российская договорная база по комплексу «Байконур» имеет свою специфику. Она заключается в том, что подписанные и разрабатываемые новые соглашения охватывают не только и не столько совместную космическую деятельность как таковую, а главным образом, все стороны жизнедеятельности комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией. При этом под комплексом «Байконур» следует понимать испытательные, технологические, научные, производственно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома «Байконур» и город Байконыр, в котором проживают не только российские граждане, но и граждане Республики Казахстан, социальные права которых также следует регулировать посредством соответствующих двусторонних соглашений. Следующим, практическим шагом закрепления наших отношений с основным партнером по Байконуру стало соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, на основе которого 10 декабря 1994 года был подписан Договор аренды космического комплекса «Байконур» сроком на двадцать лет с пролонгацией на десять лет. В преамбуле этого документа стороны отметили историческую значимость этого шага для России и Казахстана, подчеркнув обоюдное желание обеспечить дальнейшее развитие космических исследований в интересах обоих государств. Арендная плата за использование космодрома составила 115 млн. долларов США ежегодно. Органом, регулирующим деятельность сторон, была определена Подкомиссия по комплексу «Байконур» Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Прошедшие пятнадцать лет с момента полета нашего первого казахского космонавта, и прошедшие двенадцать лет со дня подписания Договора аренды доказали правильность данного решения. За эти годы Россия сохранила и модернизировала главную стартовую площадку для выполнения основных своих космических программ. Казахстан, благодаря тесному сотрудничеству с россиянами, обеспечил полеты двух космонавтов – Токтара  Аубакирова, выполнившего первую национальную научную программу в космосе, и Талгата Мусабаева, трижды совершившего космические полеты в интересах Республики Казахстан и ставшего рекордсменом пребывания на орбите.

Постепенно жизнь города и космодрома налаживалась. Осенью 1995 года к президенту Республики Казахстан обратились  жители Байконура с просьбой переименовать город Ленинск в город Байконур, и в конце года это решение было принято, город получил свое настоящее, казахское имя Байконыр.

Вместе с космодромом, 5 мая 1955 года началось строительство поселка испытателей, который вначале именовался как поселок «Заря», а позднее, в зависимости от политической конъюнктуры сменил несколько названий: Ташкент-90, поселок Тюра-Там, поселок Ленинский, Звездоград, город Ленинск (21 июня 1966 года) и, наконец, 20 декабря 1995 года получил свое сегодняшнее наименование, широко известное в мире – город Байконыр. Сегодняшний город Байконыр – современный социально-культурный и административный центр, который, по праву, можно назвать оазисом в пустыне. Инфраструктура города представлена 1200 объектами и сооружениями, жилой фонд состоит из 367 многоэтажных домов общей площадью более миллиона квадратных метров. В городе 13 образовательных школ, 9 дошкольных учреждений, филиал Московского авиационного института, электрорадиотехнический техникум, медицинское училище, профтехучилище. Численность населения города Байконыр составляет около 80 тысяч человек. Байконырцы отмечают в году 16 праздников России и Казахстана.

   На сегодняшний день космодром «Байконур» это насыщенный техникой научно-технический комплекс. В составе наземной инфраструктуры космодрома 11 монтажно-испытательных корпусов (МИК) для сборки и проведения испытаний космических аппаратов, ракет-носителей и разгонных блоков, 9 стартовых комплексов (14 пусковых установок), 8 шахтных пусковых установок, 4 заправочно-нейтрализационных станции для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами топлива и сжатыми газами, 2 аэродрома, измерительный комплекс в составе ВЦ и 5 измерительных пунктов. Кроме того, инфраструктура Байконура включает 360 км линий теплосетей, 470 км железнодорожных путей, более 1 200 км автомобильных дорог и 2 500 км линий связи. На Байконуре созданы и функционируют 13 Центров эксплуатации и испытаний ракетно-космической техники. За годы существования космодрома было запущено около 2500 ракет космического и военного назначения, свыше 3000 космических аппаратов и спутников, на космическую орбиту стартовало более 150 российских и зарубежных космонавтов. Говоря о настоящем космодрома «Байконур», можно отметить, что он имеет возможность проводить пуски пяти типов ракет-носителей. В эксплуатации находятся девять стартовых комплексов с 15 пусковыми установками ракет-носителей легкого («Циклон-2»), среднего («Протон-К») и супертяжелого («Энергия») классов, 34 технических комплекса подготовки ракет и космических аппаратов. Анализируя, в целом, ход развития космической деятельности в Казахстане, можно условно разделить его на несколько этапов. Первый, включающий 1991-1994 годы, носил ярко выраженный национальный характер: в космос полетели два казахских космонавта, началась реализация первой космической программы Казахстана. Второй этап, нормативно-базовый, включающий последующее десятилетие с 1994 по 2004 год, был неразрывно связан с экономическим и политическим положением космического комплекса. За этот период между Республикой Казахстан и Российской Федерацией заключено более 30 международных договоров и соглашений, регулирующих космическую и социально-правовую деятельность в условиях аренды комплекса «Байконур». И третий, начавшийся с 2005 года, этап активного, практического развития космической деятельности в Казахстане. История независимости Казахстана началась с истории казахстанской космонавтики, и это символичный факт. Шаги Казахстана, сделанные им за прошедшие 15 лет в освоении космоса, словно космический виток вокруг Земли. Впереди у нашей страны новые высоты над Землей, где в самом ее центре– пустил свои корни могучий Байтерек – космическое древо Казахстана.

 Раздел 3.Новая столица новой эпохи

Этот раздел я начну с мыслью нашего президента: «Мысль о переносе и строительстве новой столицы зародилась у меня давно – еще в далеком 1992 году. Конечно, только мечтать построить новую столицу и осуществить данную мечту – две разные вещи. Причем осуществление казалось настолько нереальной вещью, что надеяться можно было только на себя и на чудо. Подробно основание и становление нашей молодой столицы описаны в моей книге «Сердце Евразии», а здесь я хотел дать саму историю принятия решения о переносе в контексте того, какую роль играет новая столица в становлении независимого Казахстана.» Итак, на новом этапе развития страны новая столица должна была стать не только главным городом страны, объединяющим казахстанскую нацию. Столица должна была обеспечить бурную экономическую активность и стать в перспективе одним из экономических мегаполисов Евразии. Исходя из этих факторов, местонахождение столицы в центре транспортных артерий. Недалеко должна быть расположена промышленность, и в наличии должны быть соответствующие квалифицированные кадры. Всеми данными параметрами и признаками, пригодными для столицы, обладала Акмола. Не раз приходилось слышать о том, что здесь, в степи, практически невозможно построить современный город, что подъем этого края начался только в советский период с освоения целинных и залежных земель. Однако территория современной Астаны была обжита во все времена. Если внимательно перечитать древних и современных исследователей, нетрудно убедиться, что акмолинские степи всегда были контактной территорией, где взаимодействовали разные этносы и культуры. Еще в середине первого тысячелетия до нашей эры через эти просторы пролегал так называемый Степной путь, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом. В 1998 году археологами было обнаружено средневековое городское поселение Бозок в пяти километрах от Астаны. Именно через территорию нынешней Астаны проходил в XVI веке караванный путь Сибирь – Средняя Азия. Бозок был столицей Кипчакского ханства. Вторая эпоха подъема в истории Акмолы связана с советским периодом. Благодаря выгодному географическому положению, в годы Советской власти в Акмоле были построены железнодорожные магистрали, способствовавшие подключению города к железнодорожной магистрали Союза и активному вовлечению в транспортные потоки. Это, в свою очередь, привело к широкому развитию различных областей промышленности и превратило Акмолу в крупнейший транспортный узел. Во время Великой Отечественной войны Акмола была не только экономическим, но и военно-транспортным узлом Союза. Здесь были сформированы одна кавалерийская и три стрелковые дивизии. Сюда эвакуировались предприятия и население из прифронтовых территорий страны, здесь размещались эвакогоспитали с тысячами раненых. Новый импульс в развитии всех сфер экономики для города дала «целинная эпопея». В 1950-1960 годы в городе начали работать предприятия машиностроения, промышленности строительных материалов, энергетики, легкой и пищевой промышленности, всех видов транспорта, связи и телекоммуникаций. Открылись сельскохозяйственный, педагогический, медицинский и инженерно-строительный институты, ряд техникумов и училищ. В 1961 году Акмолинск был переименован в Целиноград и стал центром целинного края, в который входило несколько крупных областей республики. Уже в то время руководство Союза во главе с Никитой Хрущевым всерьез обсуждало возможность переноса столицы Казахстана в Целиноград. После распада Союза республики обрели свою государственность и право делать свою историю. Перенос столицы Казахстана в Целиноград, ставший ныне Астаной, стал своего рода рубежом новой эры развития государственности Казахстана. Став Астаной, город открыл третью эпоху в своей истории.6 июля 1994 года президент выступил на пленарном заседании сессии Верховного Совета Республики Казахстан, и вынес на суд парламентариев идею о переносе столицы. Перенос столицы Казахстана аргументировало тем, что Алматы ни по экономическим, ни по геополитическим условиям уже не отвечает требованиям столицы независимого государства. С населением, приближающимся по численности к отметке в полтора миллиона человек, она становилась малоперспективной в смысле территориальных пропорций и пространственного размещения. Территорию Алматы необходимо было увеличивать, но из-за высокой плотности строений и большой стесненности в свободных площадях расширять город просто было некуда. Кроме того, в связи с высокой сейсмичностью новое строительство в Алматы обошлось бы намного дороже по сравнению с другими городами Казахстана. Алматы, как столица, действительно имела свои недостатки, которые нельзя было устранить. Так, из года в год все больше осложнялось экологическое положение города. По загрязненности атмосферы, особенно в зимнее время, бывшая столица занимала первое место среди казахстанских городов. Ее улицы и воздух с трудом справлялись с почти ста пятидесятитысячной армадой разнообразных транспортных средств. Аэропорт, находящийся практически в городской черте и в зоне частых туманов, часто прерывал воздушное сообщение. По плотности населения северные области, по сравнению с южными, гораздо менее заселены. Экономически и социально было выгоднее переориентировать миграционные потоки в другие регионы Казахстана. Новая столица должна была стать ближе к крупным промышленным центрам с большими перспективами и не иметь широкого спектра ограничителей. Столица должна была соответствовать 32 критериям. Среди этих критериев наиболее важными являлись: социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмоусловия, окружающая среда, наличие и перспективы развития инженерной и транспортной инфраструктур, коммуникаций, строительный комплекс и трудовые ресурсы. Самый центр Казахстана – это Джезказган и Улытау, где ранее находились ханские ставки. Где, посреди степи, взгромоздились горы. В прошлые века в Улытау встречались казахские роды со всех окраин Казахстана – с запада и севера, с юга и востока. Здесь как бы «цементировалась казахская нация». Но на сегодняшний день в Улытау ничего нет: ни воды, ни железных дорог, ни автомобильных магистралей, ни аэропорта. И для того, чтобы перенести столицу в Улытау, необходимы были колоссальные деньги. Построить новый город в таком месте было бы еще труднее. Наш президент также думал и о Караганде. Этот город он хорошо знал. Караганда для всех, работающих в Темиртау, была центром цивилизации. Но город подрабатывается шахтами, земля постоянно опускается, проблемы с водообеспечением и с экологией. Третий столичный вариант был Актюбинск. Но  тогда отошли бы далеко от восточного региона страны. Ведь  решением нашего президента тогда был уход из Алматы, так как считали его юго-восточным тупиком, а Актюбинск стал бы северо-западным тупиком для других регионов страны. Так или иначе, проведенный анализ показал, что из всех вариантов наиболее предпочтительным является Акмола. Состояние города, его территория позволяли осуществить любой архитектурный подход. Акмола находилась почти в географическом центре Казахстана и вблизи важных хозяйственных регионов, на пересечении крупных транспортных магистралей. В ней тогда проживало примерно 200 тысяч человек, и в соответствии с существующим генеральным планом предусматривалась возможность увеличения численности населения до 400 тысяч. Но со временем рост численности жителей города, как известно, превзошел все ожидания. Сейчас, только по официальным данным, в Астане проживают более полумиллиона человек, а фактически – гораздо больше. Плюс ко всему в Акмоле хорошо была развита транспортная инфраструктура, существовала и сохраняется на сегодняшний день нормальная экологическая обстановка. Процесс переноса столицы не был одномоментным актом и завершился в основном, как и планировалось, к 2000 году. После проведения необходимой подготовительной работы в Акмолу, в первую очередь, переехали главные государственные органы, а также ряд важнейших министерств и ведомств. По первоначальным оценкам архитекторов, столичный административный центр целесообразным считалось построить отдельно, на южной окраине города, на площади 300-400 гектаров. Но позднее, когда конкурс по застройке столицы выиграл японский архитектор Кисё Курокава, план был изменен, и город стал расти на левом берегу реки Ишим. Генеральный архитектор Кисё Курокава тогда сказал следующее: «Лучший иероглиф получится, если его рисовать на чистом листе бумаги». Левый берег реки Ишим, по своим масштабам и живописности, больше подходил для застройки нового центра столицы. Дипломатический корпус тоже был размещен в пределах городской черты на левобережье. В первое время, как и рассчитывалось, отдельные министерства и ведомства были переведены в смежные с новой столицей города республики. Предполагалось, что перемещение столицы будет способствовать интенсивному развитию в северных регионах инновационных и наукоемких производств, прогрессивного сельскохозяйственного машиностроения и широкой сети перерабатывающей сельской индустрии. 15 сентября 1995 года вышел  Указ президента  «О столице Республики Казахстан», имеющий силу закона. В Указе давалось распоряжение образовать Государственную комиссию для организации работы по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу. Правительству республики в целях аккумулирования внебюджетных средств по обустройству города Акмолы вменялось в обязанности учреждение внебюджетного фонда «Новая столица». Правительство должно было подготовить и внести на мое рассмотрение предложения по предоставлению налоговых, таможенных и иных льгот инвесторам, участвующим в застройке и развитии инфраструктуры города Акмолы. Государство построить непросто, новую столицу построить еще сложнее. Наш народ никогда не строил свою столицу. После завоевания территории Казахстана Россией тоже не было никакой столицы, центры губернии находились то в Омске, то в Оренбурге. Перевод столицы из Оренбурга в Ак-мечеть (Кызылорда) был решением советского правительства. В 1929 году, во время строительства Турксиба, столицу перевели в Алма-Ату. Ровно семьдесят лет Алма-Ата с честью выполняла функции главного города республики. Именно здесь была подписана Декларация о государственной независимости и принята первая суверенная Конституция. После обретения независимости столица была переименована в Алматы. В свое время Алматы была одна из самых красивых столиц союзных республик, славившаяся незабываемой природой и алматинским апортом. И уже в то время Акмола считался молодым и перспективным городом. Такие Дворцы молодежи в то время нигде не строили. Ее специально готовили, чтобы назвать Хрущевоградом и перевести столицу сюда. Акмола тогда была центром Целинного края. Но следует отметить, что после Хрущева, за исключением центра города, здесь основную массу строений составляли старые бараки. Итак, основные причины переноса столицы. Во-первых, перенос был обусловлен необходимостью укрепления Казахстана в геополитическом плане. Потому особое внимание уделялось местоположению главного города страны. Астана является центром евразийского континента, соединяя в себе европейские и азиатские традиции. Город одинаково открыт Югу, Востоку, Северу и Западу. Во-вторых, в этом решении немаловажную роль сыграли соображения безопасности. Столица независимого государства, по возможности, должна была быть удалена от внешних границ и находиться в центре страны. В-третьих, перемещение столицы было продиктовано необходимостью оздоровления экономики Казахстана. Оно обеспечило мультипликативный эффект для экономики страны. И действительно, стали развиваться областные центры, встали на ноги такие отрасли экономики, как производство строительных материалов, дорожного покрытия, энергетика и машиностроение. Невиданными темпами развивается жилищное строительство. В-четвертых, перенося столицу в регион, многонациональный по своему составу, мы еще раз подтвердили курс на создание стабильного полиэтнического государства, сохранение и приумножение дружбы между народами, населяющими Казахстан. И вот – свершилось. В бескрайних степях Казахстана, существовавших века и тысячелетия, теперь будут приниматься государственные решения. Наша страна  с нуля строила столицу. Через сердце пропустили все проблемы, связанные с ее переносом. Это была мечта. Теперь – это чудесный город, гордость и сердце Казахстана. Отныне в центре огромной страны будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия. Выбор определен и тем, что с течением времени Астана станет одним из мощных коммуникационных центров Евразийского материка. Экономические, технологические, информационные потоки развивающегося евразийского пространства в ХХI веке будут протекать и через нашу новую столицу. В драматической истории ХХ века наша страна впервые приняла самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге ХХI века заявили о своем собственном выборе – новой столице под святым небом древней степи. Если насчет самого факта переноса мнения разделились, то позже в одном все были единодушны: Акмолу надо переименовать! Были разные идеи – Караоткель, Есиль, Ишим, Сары-Арка. Даже были предложения назвать по имени страны – Казахстан, были и другие предложения, в том числе - Нурсултан. Но однажды ночью Н.А.Назарбаева  осенило – Астана! Столица она и есть столица. На всех языках произносится и понимается четко и ясно. Реализация генерального плана застройки столицы началась со строительства нового центра. В новом центре Астаны возведен монумент «Байтерек». Основная несущая часть композиции символизирует ствол дерева, а большой шар в верхней части композиции - небо. В общем замысле «Астана-Байтерек» воплощает три основные философские составляющие: земля, жизнь и небо. «Байтерек» для Казахстана и его столицы такой же символ, как, например, Красная Площадь в Москве или статуя Свободы в Нью-Йорке. Это сооружение вобрало в себя философский, политический и исторический смысл. Древний поэтический миф гласит, что на вершине Коктюбе, на берегу огромного океана растет дерево жизни Байтерек. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – солнце, и каждый год дракон-змея съедает солнце, но на следующий год оно появляется вновь. Это символически означало смену дня и ночи, лета и зимы, борьбу добра и зла, света и тьмы. По легенде Ер-Тостик убивает змею, спасает яйцо птицы Самрук, за что благодарная птица помогает ему выбраться из подземного царства. Легенда о священном дереве, как нельзя лучше, отражает идеалы обновлённого Казахстана, стремящегося жить в мире и согласии. Новая столица гармонично сочетает в себе богатое наследие прошлого и лучшие достижения современности. Многие ее объекты уже стали узнаваемыми по всей стране и за ее пределами. Танцующие фонтаны, Пирамида мира и согласия, океанариум – Астана удивляет своими «чудесами» даже самых искушенных знатоков прекрасного и опытных туристов. Наша столица отражает дух всей страны – это в каждом ее уголке, в каждой улице. Огромные макеты казахских ювелирных украшений XIX века, кувшин с высыпающимися монетами разных эпох, башня солнечных часов, сочетающих стиль «хайтек» и древний принцип, по которому тюрки определяли время – все это различные формулы казахстанской культурной самобытности. Я надеюсь, что юную столицу в обозримом будущем ждет слава красивейшего города на земле. В недалеком будущем Астана станет красивым современным городом, крупным политическим, научным, культурным и деловым центром Республики Казахстан.

Заключение

16 декабря 1991г. произошло величайшее событие за всю историю казахского народа. В этот день Президент Н.А.Назарбаев подписал Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", который положил начало строительству суверенной государственности.

Казахстан получил исторический шанс стать равноправным партнером среди независимых государств мира. Как показал 10-летний период независимого развития, этот шанс успешно реализован, свидетельством чему являются достижения страны по всем направлениям развития государства и общества.

Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.

Не менее значимы результаты 10 лет независимого государственного развития в экономической сфере. Создана либеральная экономика с развитой рыночной инфраструктурой, а также одна из прогрессивных на постсоветском пространстве финансово-экономическая система с устойчивой национальной валютой - тенге.

В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии.

В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.

В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Для решения вопросов национальной политики создан уникальный на постсоветском пространстве орган - Ассамблея народов Казахстана, где представлены интересы всех этносов, проживающих в стране.

Несомненным завоеванием 10 лет независимого существования в военно-политической сфере стало создание собственных Вооруженных Сил, которые являются надежным гарантом обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности государства. В целях реализации своих национальных интересов Казахстан выступил одним из инициаторов Договора по коллективной безопасности.

Весомы достижения нашей страны и во внешнеполитической сфере. В короткий по историческим меркам срок руководство Казахстана обеспечило плавное вхождение молодого независимого государства в мировое сообщество.

В преддверии распада Советского Союза, в августе 1991 года космодром «Байконур» был объявлен собственностью республики.

Повысился авторитет Казахстана на международной арене, свидетельством чему является последовательная реализация инициированных Президентом Н.А.Назарбаевым идей по укреплению региональной безопасности, развитию экономического сотрудничества и углублению интеграции на постсоветском пространстве.

В заключении можно подвести следующие итоги.

Во-первых, провозглашение Республики Казахстан суверенным и независимым государством привело к тому, что она получила членство в таких международных организациях, как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и др.

Во-вторых, важнейшей частью внешней политики Республики Казахстан стало ее участие в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) с момента подписания Декларации о Содружестве Независимых Государств от 21 декабря 1991 года.

В-третьих, Республика Казахстан, построила свою новую столицу будущего.

И в завершении, хочется подчеркнуть, что стране требуется новое поколение молодых людей, которые могут принимать на себя ответственность. Новое поколение должно уметь справляться с решением крупных проблем, уметь как адаптироваться к изменившимся экономическим и технологическим обстоятельствам, так и использовать эти условия в свою пользу, которые предчувствуя глобальные тренды на два шага вперед.

Список использованной литературы

Назарбаев.Н. Казахстанский путь,-Караганда,2006


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41429. МЕТАЛИ ІІІ ТА IV ГРУП. АЛЮМІНІЙ, ОЛОВО, ЇХ ВЛАСТИВОСТІ ТА ЗАСТОСУВАННЯ 1006.5 KB
  Окcид бopy мє киcлoтний xpктep i є нгiдpидoм бopтнoї киcлoти oкcиди i гiдpoкcиди люмiнiю глiю й iндiю мфoтepнi oкcид i гiдpoкcид тлiюIII мють ocновний xpктep. Bмicт люмiнiю y зeмнiй кopi cтнoвить 8 . вiднoвлeнням xлopидy люмiнiю мeтлiчним клiєм. Hинi вeликi кiлькocтi люмiнiю дoбyвють eлeктpoлiзoм poзплвлeнoї cyмiшi l2О3 з кpioлiтoм N3IF6.
41430. TBEPДICTЬ BOДИ TA METOДИ ЇЇ УCУHEHHЯ 90.5 KB
  Зacтocyвaння твepдoї вoди нeмoжливe в pядi виpoбництв. У paзi тpивaлoгo викopиcтaння твepдoї вoди yтвopюєтьcя тoвcтий шap нaкипy, який нe тiльки зyмoвлює знижeння тeплoпpoвiднocтi cтiнoк aпapaтiв, y якиx кип'ятитьcя вoдa, a й мoжe пpизвecти дo вибyxy внacлiдoк пepeгpiвaння циx aпapaтiв.
41431. МЕТАЛИ ПОБІЧНИХ ПІДГРУП І ТА ІІ ГРУПИ. МІДЬ, ЦИНК 630.5 KB
  Oкcиди мeтлiв фepyмy цинкy тoщo якi yтвopюютьcя пiд чc виплювння вiдoкpeмлюють y виглядi шлкy в пpoцeci плвлeння. Шиpoкo зcтоcoвyютьcя ткoж cплви мiдi нйвжливiшими з якиx є лтyнi cплви мiдi з 20 50 цинкy ткoж iншими мeтлми бpoнзи cплви мiдi з oлoвoм бepилiєм люмiнiєм т iншими мeтлми i мiднoнiкeлeвi cплви. Звдяки бiльш виcoкoмy зpядy ядeр тoмiв eлeмeнтiв пiдгpyпи Цинкy пopiвнянo з пepeдyючими в пepioдх тoмми Cu g u зв'язoк deлeктpoнiв y тoмx Zn Cd Hg з ядpoiм мiцнiший. Toмy eлeмeнти пiдгpyпи Цинкy виявляють y cпoлyкx...
41432. МЕТАЛИ ПОБІЧНИХ ПІДГРУП. ХРОМ, МАРГАНЕЦЬ. ЇХ ВЛАСТИВОСТІ ТА ЗАСТОСУВАННЯ 1.01 MB
  B тaбл. 1 пoдaнo дeякi влcтивocтi eлeмeнтiв пiдгpyпи Xpoмy. У pядy Cr Mo W збiльшyютьcя пoтeнцiли йoнiзцiї; Mo i W внcлiдoк лнтнoїднoгo cтиcнeння мють близькi тoмнi т йoннi pдiycи тoмy Moлiбдeн i Boльфpм з влcтивocтями бiльшe пoдiбнi oдин дo oднoгo нiж дo Xpoмy.15 Mкcимльн кoвлeнтнicть Xpoмy т йoгo нлoгiв дopiвнює 9 пpи цьoмy для їxнix тoмiв нйxpктepнiшi d2spз i d3s sp3гiбpидизoвнi cтни щo вiдпoвiдють кoopдинцiйним чиcлм 6 i 4. Cтiйкими cтyпeнями oкиcнeння для Xpoмy є 3 i 6 для Moлiбдeнy i Boльфpмy здeбiльшoгo ...
41433. МЕТАЛИ ПОБІЧНИХ ПІДГРУП. ЗАЛІЗО. ВЛАСТИВОСТІ ТА ЗАСТОСУВАННЯ 865.5 KB
  Meтли poдини Фepyмy злiзo кoбльт нiкeль дocить ктивнi н вiдмiнy вiд iншиx мeтлiв VIII гpyпи томy їx видiляють в oкpeмy poдинy фepoїди мeтли двox iншиx тpiд пoдiбнi мiж coбoю i дo плтини тoмy їx oб'єднyють y poдинy плтинoвиx мeтлiв плтинoїди. Biдмiннicть y xiмiчнiй ктивнocтi eлeмeнтiв poдин Фepyмy i плтинoвиx мeтлiв пoзнчилcь ткoж н їxнiй гeoxiмiчнiй xpктepиcтицi. B тoй чc як мeтли poдини Фepyмy пepeбyвють лишe y зв'язнoмy cтнi плтинoвi тpпляютьcя як в oдниx i тиx cмиx pyдx тк i в cмopoднoмy cтнi. Дeякi влcтивocтi eлeмeнтiв poдини...
41434. ЛУЖНО-ЗЕМЕЛЬНІ МЕТАЛИ 499 KB
  Bci eлeмeнти гoлoвнoї пiдгpyпи ІІ гpyпи кpiм Бepилiю мють яcкpвo виявлeнi мeтлiчнi влcтивocтi. Ocкiльки зpяд ядp тoмiв циx eлeмeнтiв н oдиницю бiльший нiж y лyжниx мeтлiв тиx cмиx пepioдiв зoвнiшнi eлeктpoни cильнiшe пpитягyютьcя дo ядp щo зyмoвлює бiльшi знчeння eнepгiй йoнiзцiї томiв i мeншy xiмiчнy ктивнicть Бepилiю т йoгo нлoгiв пopiвнянo з лyжними мeтлми. Mкcимльн вoн в глoгeнiдx бepилiю якi з cвoїми влcтивocтями є пpoмiжними мiж cпoлyкми мeтлiв i нeмeтлiв. Дeякi влcтивocтi eлeмeнтiв т пpocтиx peчoвин гoлoвнoї пiдгpyпи ІІ гpyпи Hзв...
41435. ЛУЖHI METAЛИ 285 KB
  3гльн xpктepиcтик лужниx мeтлiв. Дoбувння влcтивocтi і зcтocувння лужниx мeтлiв.Гiдpoкcиди лужниx мeтлiв.Coлi лужниx мeтлiв.
41436. EЛEMEHTИ ГOЛOBHOЇ ПIДГPУПИ Vlll ГPУПИ (IHEPTHI ГAЗИ) 325 KB
  Toмy Kr Xe i Rn yтвopюють cпoлyки в якиx виявляють cтyпeнi oкиcнeння: 2 XeF2 4 XeF4 6 XeО3 XeF6 XeOF4 B3XeO6 8 N4XeO66H2O i пoвoдять ceбe як нeмeтли. Teмпepтyp плвлeння XeF2 cтнoвить 140C. Пiд чc нгpiвння кceнoнy з фтopoм з тмocфepнoгo тиcкy yтвopюєтьcя здeбiлыuoгo XeF4 тeмпepтyp плвлeння 135 C в pзi ндлишкy фтоpy i з тиcкy 6 MП XeF6 тeмпepтyp плвлeння 49 C. Bci фтopиди кceнoнy eнepгiйнo гiдpoлiзyють y вoдi пpoцec cyпpoвoджyютьcя диcпpoпopцioнyвнням: Гiдpoлiз XeF4 y киcлoмy cepeдoвищi вiдбyвєтьcя з cxeмoю в...
41437. Apceн, cтибiй, бicмут. Дoбувaння і влacтивocтi apceну, cтибiю, бicмуту 608 KB
  Hайбiльшe знчeння як cиpoвин для дoбyвння pceнy мє FesS pceнoпipит. Дo 800C мoлeкyли pceнy щo пepeбyвють y гзoпoдiбнoмy cтнi з cклдoм вiдпoвiдють фopмyлi s4 з вищoї тeмпepтypи s2. Meтлiчнi мoдифiкцiї пpocтиx peчoвин pceнy cтибiю i бicмyтy мють шpyвтy бyдoвy кpиcтлiв. Kpиcтлiчнi фтки pceнy нближютьcя дo мoлeкyляpниx бicмyтy дo мeтлiчниx.