96412

Условия развития рынка ИТ аутсорсинга в России и зарубежный опыт применения ИТ-аутсорсинга

Реферат

Международные отношения

Выживают и добиваются успеха те компании которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом. Компании передают узкоспециализированным обслуживающим компаниям некоторые функции которые были прерогативой подразделений самих компаний: обслуживание внутренней информационной сети обработка входящей информации и многое другое.

Русский

2015-10-06

37.63 KB

2 чел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………

Рынок ИТ-аутсорсинга…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………….

Введение

В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным усилением конкуренции. Выживают и добиваются успеха те компании, которые, ведут свой бизнес наиболее эффективным способом. Одной из наиболее современных и успешных моделей хозяйствования, позволяющих добиться конкурентных преимуществ, является аутсорсинг. Аутсорсинг начал распространяться в 80-е годы ушедшего столетия – как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. В 90-х пришло осознание того, что аутсорсинг - это не только способ повышения доходности предприятий, но и мера, способствующая глубокой оптимизации их структур и деятельности - за счет сосредоточения на основном предмете и передаче побочных, служебных функций внешним специалистам. Актуальность проблем возрастающего значения аутсорсинга как формы организации бизнеса предопределили выбор темы дипломной работы. Так как тема аутсорсинга столь обширна, что её невозможно изучить в одной дипломной работе, мы попытались сузить объект исследования, и рассмотреть один из видов аутсорсинга, а именно аутсорсинг информационных технологий. Компании передают узкоспециализированным обслуживающим компаниям некоторые функции, которые были прерогативой подразделений самих компаний: обслуживание внутренней информационной сети, обработка входящей информации и многое другое. Аутсорсинг в его современном виде был создан в 1963 г. Компанией Electronic Data System (EDS), специализирующейся на аутсорсинге информационных технологий, или ИT-аутсорсинге. Однако объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 90-х гг2.

С переходом к информационной экономике процесс распространения ИТ-аутсорсинга принял взрывной характер, охватив область внедрения систем обработки информации, информационных технологий и управления предприятиями. В условиях современного рынка применение инновационных информационных технологий позволяет предприятиям получить ощутимые преимущества, повысить свою конкурентоспособность. Однако их применение приводит к росту сложности и масштабов ИТ-проектов, изменению ИТ-инфраструктуры предприятий, повышению насыщенности предприятий аппаратными и программными средствами инфокоммуникационных технологий, увеличению доли ИТ-издержек в издержках предприятия. Управленческими инновациями, позволяющими решить проблему увеличивающихся ИТ-издержек и привести к их сокращению, являются аутсорсинг и инсорсинг ИТ-услуг. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью внедрения аутсорсинга информационных технологий во все возможные сектора экономики страны с целью формирования экономики нового инновационного типа.

В центре анализа в работе находится, с одной стороны, теоретические аспекты данного экономического явления, а с другой стороны, развитие ИТ-аутсорсинга в России, а также основные проблемы данного рынка.

Объектом исследования является ИТ-аутсорсинг как элемент хозяйственного механизма рыночной экономики. Предметом исследования является условия развития рынка ИТ аутсорсинга в России, зарубежный опыт применения ИТ-аутсорсинга.

Основы ИТ-аутсорсинга

Понятие, сущность и цели ИТ-аутсорсинга

Для начала дадим определение «Аутсорсингу» (Оutsourcing), данный термин переводится с английского как «заключение договора подряда с внешними компаниями». Аутсорсинг - неологизм, появившийся на Западе только в начале 80-х гг., но с тех пор широко распространившийся в мире. По аналогии были созданы термины "ауттаскинг" (outtasking) — передача вовне отдельных задач организации и "аутплейсмент" (outplacement) —"вывод персонала за пределы фирмы. И так аутсорсинг — это способ оптимизации деятельности предприятия за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям3.

К определению аутсорсинга информационных технологий существуют различные подходы. В них данное понятие рассматривается как с разных позиций практики аутсорсинга: снижения затрат, качества обслуживания, набора услуг, доступа умениям и навыкам, рисков, степени технологической зрелости, так и различных теоретических основ: экономической теории, теории транзакционных издержек, теории управления, теории принятия решений.

Наиболее часто под ИТ-аутсорсингом понимается передача части или всех ИТ-функций внешнему поставщику услуг на условиях заключенного долгосрочного соглашения, в рамках которого проводится передача или продажа ИТ-активов в совокупности с переводом персонала на оговоренный период4.

Применение ИТ-аутсорсинга начиналось с поддержки ИТ- инфраструктуры, а со временем распространилась и на обслуживаемые ею прикладные задачи и бизнес-процессы. На сегодняшний день ИТ - аутсорсинг представляет сформировавшийся вид услуг аутсорсинга, который развивается вместе с рынком информационных и коммуникационных технологий.

Основными группами услуг в области ИТ-аутсорсинга являются:

  1.  Техническая поддержка и управление ИТ - инфраструктурой: поддержка средств вычислительной техники, базовых корпоративных сервисов, телекоммуникационных систем, систем обеспечения информационной и технической безопасности, бизнес-приложений.
  2.  Разработка и развитие информационных систем: разработка приложений и их интеграция с другими системами, развитие существующих информационных систем.
  3.  Обучение и развитие персонала организации – клиента в области ИТ: создание и проведение программ обучения, оценка эффективности обучения.
  4.  Предоставление ИТ – персонала различного уровня квалификации для выполнения поставленных задач: разработчиков, программистов, системных администраторов, администраторов баз данных, менеджеров проектов, аналитиков и т.д5.

Постоянные изменения в бизнесе и усложнение ИТ-инфраструктуры приводят к тому, что многим компаниям трудно контролировать и обеспечивать защиту разрастающихся ИТ-систем. ИТ-службы, вместо того, чтобы сфокусировать свои усилия на обеспечении проектов роста компании, загружены поддержкой рутинных функций. Это оборачивается недостатком внимания по отношению к проектам развития, что грозит срывом сроков их реализации. В то же время недостаточное внимание к процессам эксплуатации приводит как минимум к удорожанию эксплуатации, а зачастую и к падению качества поддержки.

Специализирующаяся на услугах ИТ-аутсорсинга компания может обеспечить высокую надежность и эффективность функционирования систем за счет наличия высокотехнологичных ресурсов, опыта и производственного масштаба своей организации. Тщательный контроль над собственными ИТ-системами и тем, что делает аутсорсер, достигается за счет четкой регламентации взаимодействия.

ИТ-аутсорсинг может позволить компании:

  1.  быстро наладить бесперебойную работу ИТ-систем
  2.  зафиксировать требуемое качество сервиса
  3.  оперативно привлекать высококвалифицированных специалистов к решению проблем
  4.  существенно снизить риск потери критически важных данных
  5.  оптимизировать и сделать более предсказуемыми затраты
  6.  сконцентрировать ресурсы компании на профильном бизнесе

Среди целей ИТ-аутсорсинга можно выделить следующие:

  1.  снижение TCO: снижение TCO и «скрытых затрат» связаны со стандартизацией, большим масштабом и более эффективным управлением. Помимо всего прочего происходит высвобождение капитала для реинвестирования в основной бизнес;
  2.  увеличение прозрачности: стандартизованная инфраструктура и увеличение прозрачности основных средств в сочетании с эффективным управлением бюджетом. Прозрачность SLA увеличивается и сочетается с эффективным управлением рабочими нагрузками;
  3.  уменьшение количества поставщиков услуг влечет за собой уменьшение комплексности инфраструктуры, что приводит к упрощению процесса поддержки и к уменьшению операционных рисков;
  4.  увеличение качества: комплексные решения уменьшают количество нескоординированных поставщиков, повышая качество предоставляемых услуг и уровень удовлетворенности пользователей;
  5.  увеличение масштабируемости: обеспечение гибкости и масштабируемости нуждается в увеличении уровня поддержки основного бизнеса6.

ИТ-аутсорсинг позволяет осуществить передачу функций поддержки информационной системы внешнему исполнителю избавляет компанию от расходов на содержание штата ИТ-специалистов. В идеале, настроенная вычислительная техника, периферийное оборудование и программное обеспечение требуют лишь периодического обслуживания, соответственно постоянное содержание штатных специалистов при их слабой загрузке может рассматриваться на уровне компании, как неоправданные расходы. В то же время, в масштабе крупных холдингов, их сокращение может составить существенную экономию. Если стоимость услуг аутсорсинга не превышает величины указанной экономии, есть все причины к нему прибегнуть.

ИТ-аутсорсинг позволяет высвободить управленческие ресурсы для решения профильных для компании задач. Для любой компании, не специализирующейся на информационных технологиях, настройка и поддержка вычислительной и оргтехники, разработка, настройка и внедрение информационных систем являются непрофильными видами деятельности, они не обеспечивают ей конкурентных преимуществ на рынке, однако отнимают энергию и время менеджеров. Логично передать указанные функции специализированным компаниям, а собственных управленцев задействовать на действительно важных для предприятия направлениях. Таким образом, каждый будет заниматься тем, что у него лучше всего получается.

Передача решения ИТ-задач на аутсорсинг избавляет компанию от необходимости расчета затрат на разработку и внедрение программных решений и ведения достаточно непростого учета нематериальных активов. Сегодня многие эксперты признают, что учет программных средств, приобретаемых компанией, исчисление соответствующих налоговых сумм, амортизационных отчислений и т.п. является нетривиальной задачей, так как современное российское законодательство достаточно слабо охватывает объекты интеллектуальной собственности, а методология учета таких комплексных объектов, как, например, интернет-портал, вообще отсутствует7. Передавая разработку и настройку программного обеспечения и поддержку интернет-порталов на субподряд, компании одновременно избавляются и от сложностей, связанных с учетом в этой сфере. В результате в документах компании будет значиться лишь сумма, соответствующая оплате услуг партнера по аутсорсингу. Все вопросы бухгалтерского и налогового учета, связанного с программным обеспечением, решаются партнером самостоятельно.

Передача внешней фирме информационной системы в целом позволяет компании избавиться от затрат на программное и аппаратное обеспечение, на соответствующие обновления, ремонты и обслуживание. В последнее время речь начинает идти уже не только об аутсорсинге работ по наладке и настройке, обслуживанию и сопровождению информационной инфраструктуры, но и о передаче сторонним организациям всего комплекса мероприятий по созданию и поддержке корпоративной информационной системы. В последнем случае компания даже не приобретает в собственность аппаратное обеспечение – все предоставляется партнером по аутсорсингу. Такой комплексный аутсорсинг перекладывает на плечи партнера все заботы о поддержании инфраструктуры в рабочем состоянии, периодическом обновлении вычислительной техники и программного обеспечения, оргтехники и расходных материалов.

Однако если говорить об ИТ-аутсорсинге применительно к России, необходимо отметить, что из-за неразвитости отечественного рынка аутсорсинга и отсутствия в его рамках устоявшихся обычаев делового оборота информация о провайдерах практически недоступна8. Оценить их квалификацию и ключевые компетенции можно лишь на основе ими же предоставляемых данных. Разумеется, о неуспешных проектах потенциальному заказчику никто не сообщит. В этих условиях компании крайне сложно, во-первых, выбрать из нескольких провайдеров одного, лучшего с ее точки зрения и, во-вторых, заранее определить, насколько уровень оказываемых конкретным провайдером аутсорсинговых услуг соответствует требованиям компании. Таким образом, компания, фактически, вынуждена «покупать кота в мешке», заключая соглашение без подробной информации об истории деятельности провайдера, его достоинствах и недостатках, мнениях предыдущих заказчиков.

Передавая часть функций своего ИТ-подразделения на аутсорсинг, компания при этом не может контролировать процесс формирования команды специалистов партнера по аутсорсингу и навязывать ему свои корпоративные нормы и правила. Поскольку речь идет о критичной для деятельности компании инфраструктуре, отсутствие возможности влиять на подбор персонала и на нормы, которыми он будет руководствоваться, создает для компании дополнительный риск. В первую очередь он связан с опасностью найма и/или включения в рабочую группу сотрудников с недостаточным уровнем квалификации, во вторую – с несогласованностью действий сотрудников компании и сотрудников аутсорсинговой фирмы, вызванная различиями в корпоративных стандартах, которыми они руководствуются.

Заключая контракт на аутсорсинговое обслуживание, компания теряет возможность контроля качества и сроков выполнения передаваемых внешней фирме ИТ-функций. В настоящее время деятельность аутсорсинговых компаний совершенно непрозрачна и точек контроля их деятельности просто не существует. Таким образом, качество и сроки выполнения ими своих обязательств по контракту можно проконтролировать лишь post factum, что практически не позволяет компании осуществлять оперативное планирование, так как о степени и качестве выполнения переданных на аутсорсинг функций до конца отчетного периода можно лишь строить предположения. Это же относится и к календарному планированию комплексов работ, часть из которых передана на аутсорсинг. Определить соответствующие ресурсы времени не представляется возможным.

Для крупных компаний, как правило, содержание собственных специалистов обходится дешевле привлечения аутсорсеров. В частности, в компании "Комплексные энергетические системы" вывод ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо привел к пятипроцентному росту затрат холдинга на информационные технологии9. В то же время было отмечено, что для этого решения был целый ряд причин, не только экономического характера. Кроме того, руководству аутсорсинговой фирмы (входящей в холдинг) была поставлена задача снизить уровень ИТ-затрат на 15%.

Сотрудники партнера по аутсорсингу, работающие в компании в соответствии с контрактом, подчиняются своему непосредственному начальству, а не руководству компании-заказчика аутсорсинговых услуг. Это может создавать трудности при необходимости проведения каких-либо оперативных действий, например, восстановления работы информационной системы после сбоя. В этом случае компания-заказчик обладает информацией об оптимальной для себя последовательности восстановления функций информационной системы, а сотрудники аутсорсинговой фирмы действуют только по указаниям их собственного руководства. Поэтому наличие в компании сотрудников, выполняющих функции персонала, но подчиняющихся менеджменту внешней фирмы, создает дополнительные риски. Реализация этих рисков может обернуться для компании существенными потерями, возникшими в результате несогласованности действий персонала компании и ее партнера по аутсорсингу.

Допуск к бизнес-процессам компании третьих лиц создает существенные риски информационной безопасности. Эти риски связаны как с возможностью потери информации, так и с возможностью ее разглашения по вине сотрудников провайдера услуг аутсорисинга. Это очень важный фактор, так как даже подписание специального соглашения об ответственности партнера по аутсорсингу за нарушение целостности или конфиденциальности информации компании не является гарантией того, что этого не случится. Как правило, следующие за этим судебные разбирательства, и даже их успешное завершение, не могут компенсировать потери компании. Поэтому сегодня отечественные фирмы крайне настороженно относятся к возможности обработки своей внутренней информации третьими лицами.

Подводя итоги относительно эффективности ИТ-аутсорсинга можно выделить основные плюсы и минусы как самостоятельной поддержки ИТ, так и аутсорсинга (табл. №1).

Табл. №1

Самостоятельная поддержка ИТ

ИТ-аутсорсинг

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

1. формальный контроль над персоналом и процессами в ИТ;

2. отсутствие необходимости взаимодействовать с подрядчиком.

1. отсутствие реального контроля над персоналом;

2. сложность внедрения инноваций;

3. высокая стоимость владения и поддержки;

4 непрозрачность затрат на ИТ;

5. необходимость поиска ИТ-специалистов и управления ими.

1. финансовая ответственность за качество сервиса;

2. быстрый доступ к технологиям и легкость внедрения инноваций;

3. возможность снизить стоимость владения и поддержки;

4. полная прозрачность затрат;

5. нет проблемы поиска ИТ-персонала;

6. фиксированный уровень сервиса.

1. страх потери оперативного контроля над системами;

2. страх утечки коммерческой информации;

3. зависимость от провайдера.

Сегодня трудно найти компанию, которая не использовала бы в своей повседневной работе ИТ. Обслуживание и настройка техники, консультирование пользователей, установка и сопровождение бухгалтерских и кадровых программ, офисного ПО — вот стандартный перечень работ, которые выполняют ИТ-специалисты практически в каждой компании, независимо от ее размера, вида деятельности и количества сотрудников. Малые предприятия развиваются, а чтобы идти в ногу со временем, необходимо расширение спектра используемых ИТ, что нередко приводит к увеличению объема их обслуживания и сопровождения. Обеспечение должного уровня развития и обслуживания ИТ-инфраструктуры обходится небольшим предприятиям достаточно дорого и отнимает много времени. Поэтому многие ищут экономически выгодные способы решения этой задачи. Один из них — передача технической поддержки сторонней организации, для которой данные услуги являются основным видом деятельности, то есть на аутсорсинг. В любом случае, передаче должны подлежать лишь те ИТ-функции, которые не создают конкурентного преимущества компании на рынке. Вторые целесообразнее всего оставить у себя и развивать собственными силами, так как никакой провайдер услуг аутсорсинга не будет так заинтересован в усилении конкурентных преимуществ компании, как сама эта компания.

На сегодняшний день основным потребителем услуг по ИТ-аутсорсингу является крупный бизнес. Но экономический эффект от их использования минимален или отсутствует, чаще всего это делается для поднятия престижа. С финансовой стороны передача мероприятий по поддержке ИТ-инфраструктуры сторонним компаниям выгоднее всего сектору СМБ. Сколь популярно это решение сегодня среди российских компаний сектора малого бизнеса? В России ИТ-аутсорсинг для малых компаний пока менее популярен, чем в других странах, в основном из-за финансовых соображений, российские компании все чаще приходят к выводу, что нанимать штатного ИТ-специалиста дороже и проблематичнее, чем купить эти услуги у ИТ-фирмы. ИТ-аутсорсинг постепенно получает и будет получать в нашей стране все большее распространение по мере того, как приходит понимание экономической выгоды от его использования.

Заключение

На сегодняшний день основным потребителем услуг по ИТ-аутсорсингу является крупный бизнес. Но экономический эффект от их использования минимален или отсутствует, чаще всего это делается для поднятия престижа. С финансовой стороны передача мероприятий по поддержке ИТ-инфраструктуры сторонним компаниям выгоднее всего сектору СМБ. Сколь популярно это решение сегодня среди российских компаний сектора малого бизнеса? В России ИТ-аутсорсинг для малых компаний пока менее популярен, чем в других странах, в основном из-за финансовых соображений, российские компании все чаще приходят к выводу, что нанимать штатного ИТ-специалиста дороже и проблематичнее, чем купить эти услуги у ИТ-фирмы.

Изучив историю становление мирового рынка аутсорсинга ИТ-услуг, в заключение можно сказать, что, несомненно, в некоторых странах данный рынок начал развиваться намного раньше, нежели в России, однако в свое время формировался он также неспешно и неуверенно. Мировая практика показывает, что значительную часть рынка ИТ-аутсорсинга составляет разработка программного обеспечения иностранной компанией - офшорное программирование. Наиболее широко использование офшорного программирования распространено в США. Офшорные модели также используются в Великобритании, Нидерландах, Франции, Германии и в странах Северной Европы. Активными поставщиками услуг офшорного программирования являются Индия, Китай, Мексика, Ирландия и страны Восточной Европы.

Литература

1) Гниденко И.Г., Соколовская С.А. Информационные технологии в бизнесе. – М.: Взлет, 2005. – 154с.

2) Молоткова Н.В. Качество ИТ-аутсорсинга:организационно-технологические решения. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. – 92с – (Учебное пособие для учащихся вузов)

3) Попкова Е.Г., Боярский Д.М. Международный информационный бизнес. – Волгоград: Волг ГТУ, 2002. – 92 с.

4) Колесова В.П., Дятлова С.А. Информационно-сетевая экономика в XXI веке. – М.; СПб.ТЕИС, 2001 – 170с.

5)Аалдерс Р. ИТ аутсорсинг : практическое руководство; пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2003. – 300 с.

6) Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций.- М.: Инфра-М, 2003. — 192 с.

7) Готтшальк П. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества. – М.: Альпина Бизнес Букс , 2007 . – 390с.

8) Ильин В.В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 176 с.

9) Ильин, В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.

10) Карабутов Н.Н. Информационные технологии в экономике: Анализ информации в экономике. – Первое изд. – М.: Экономика, 2002. – 207 с.

2 Черемисин Д.В. Аутсорсинг как элемент современного хозяйственного механизма: теоретический аспект: автореф. дис. канд. эк. наук; Фин. Акад. при правительстве РФ. – Москва, 2005. – 21с.

3 Аалдерс Р. ИТ аутсорсинг : практическое руководство; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. – 300 с.

4 IT-аутсорсинг в мире и в России

5 Готтшальк П. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества. – М.: Альпина Бизнес Букс , 2007 . – 390с.

6 Карабутов Н.Н. Информационные технологии в экономике: Анализ информации в экономике. Первое изд. – М.: Экономика, 2002. – 207 с.

7 Готтшальк П. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества. – М.: Альпина Бизнес Букс , 2007 . – 390с.

8 Рынок ИТ-аутсорсинга

9 Рынок ИТ-аутсорсинга


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7366. Тепловой и аэродинамические расчеты котла ТВГ-8М 512.5 KB
  Пояснительная записка содержит страниц, таблиц, 21 источников. Объект исследования - тягодутьевое оборудование котла ТВГ-8М на Бородинской котельной в г. Запорожье. Цель проекта - аэродинамический расчет котла ТВГ-8М. Метод исследо...
7367. Исследование статических режимов в двигателе постоянного тока с электромагнитным возбуждением 11.16 MB
  Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного токас независимым возбуждением Задание Исследовать статические режимы в двигателе постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Цель Ознакомиться с виртуальной средо...
7368. Розробка конструкції та монтажу модуля попереднього підсилювача 182.5 KB
  Розробка конструкції та монтажу модуля попереднього підсилювача Вступ (ризначення, основні технічні характеристики, умови експлуатації). Як відомо, для високоякісного відтворення стереофонічних програм в салоні автомобіля необхідним пісилювачем звук...
7369. Исследование цепи второго порядка. Поиск входной и предаточной характеристики 619.5 KB
  Задание к курсовой работе В курсовой работе необходимо исследовать цепь второго порядка. Для цепи необходимо найти ее входную и передаточную характеристику, определить переходную и импульсную характеристику, написать уравнения цепи через переменные ...
7370. Разработать и отладить программу расчета выражения 121.5 KB
  Разработать и отладить программу расчета выражения Содержание Введение Задание с выбором варианта коэффициентов Описание алгоритма задачи Описание отдельных процедур Листинг программы с комментариями Листинг результатов...
7371. Проектирование и прогнозирование механических свойств однонаправленного слоя из композиционного материала 1.07 MB
  Проектирование и прогнозирование механических свойств однонаправленного слоя из композиционного материала Данное пособие призвано помочь студентам при изучении основ механики, конструирования и изготовления изделий из композиционных материалов. Пред...
7372. Радіозв’язок. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт 142.5 KB
  Лабораторна робота №1 Визначення типу прольоту РРЛ прямої видимості Навчальна мета. Отримати практичні навички побудови профілю прольоту каналу радіозв’язку прямої видимості. Опанувати методику визначення коефіцієнту посла...
7373. Финансовое обеспечение муниципальных услуг дошкольного образования и его совершенствование (по материалам ДОУ 18 города Липецка) 576 KB
  Теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования; проанализировать существующий механизм финансирования дошкольных образовательных учреждений; рассмотреть совершенствование формирования механизма финансирования дошкольных учреждений.
7374. Про що говорить музика 54 KB
  Тема:Про щоговорить музика Мета: формувати уміння сприймати музику як виражальне мистецтво ознайомити з поняттям нотний стан, скрипковий ключ, нота вдосконалювати вокальні, танцювальні навички розвивати ритмічний слух...