96418

Государственные корпорации в России

Реферат

Политология и государственное регулирование

Корпорация – распространенная форма юридического лица в ряде зарубежных стран, но в России «корпорацией» может называться только отдельная специфическая группа юридических лиц. Мировой опыт свидетельствует о том, что государственные корпорации со значительным государственным финансированием появляются при наличии серьезных системных проблем в экономике.

Русский

2015-10-06

21.04 KB

14 чел.

Государственные корпорации в России

Корпорация – распространенная форма юридического лица в ряде зарубежных стран, но в России «корпорацией» может называться только отдельная специфическая группа юридических лиц.

Мировой опыт свидетельствует о том, что государственные корпорации со значительным государственным финансированием появляются при наличии серьезных системных проблем в экономике. Они являются управленческим ответом на эти проблемы. Государственные корпорации не российское изобретение. В том или ином виде они существуют в США, Великобритании, Канаде, Италии, Финляндии, Норвегии, Китае, Индии, Южной Корее. Очень часто государственные корпорации неприбыльны, т.к. создаются для реализации определенных целей государственной политики там, где рыночные институты не работают, где надо дать толчок инновационному развитию. Ведь инновационный бизнес – всегда занятие рисковое.

Создание государством крупных корпораций имеет своей целью поддержку и развитие тех областей, где бизнес в краткосрочной и среднесрочной перспективе не видит привлекательности для инвестирования своих средств и где рейтинг страны постепенно снижается. Функциональное назначение госкорпораций весьма разнообразно: от реализации отдельных проектов и программ, содействия отдельным видам деятельности до управления конкретными отраслями и группами компаний[1].

В настоящее время в России существуют несколько государственных корпораций:

  1.  Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта”. (“ГК Олимпстрой”)
  2.  Государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”. (Внешэкономбанк)
  3.  Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
  4.  Государственная корпорация “Российская корпорация нанотехнологий”. (ГК “Роснанотех”)
  5.  Агентство по страхованию вкладов
  6.  Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК)
  7.  Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”
  8.  Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростехнологии” (Государственная корпорация “Ростехнологии”)

Также в 2004 году на основе федерального закона была ликвидирована государственная корпорация “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”.

Законодательно закреплены следующие признаки указанной формы некоммерческой организации:

  1.  Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
  2.  Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
  3.  Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В качестве взноса при создании государственной корпорации может передаваться любое имущество, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности, кроме изъятого из гражданского оборота. Поскольку имущество, передаваемое Российской Федерацией создаваемой государственной корпорации, становится собственностью этой корпорации, а Российская Федерация утрачивает вещные права на переданное имущество, то не подлежит передаче имущество, изъятое из гражданского оборота, т.к. собственником такого имущества является исключительно Российская Федерация. Имущество, ограниченное в гражданском обороте, может быть передано вновь созданной государственной корпорации, если цели ее создания предполагают возможность получения всех надлежащих разрешений для ведения той деятельности, которая связана с использованием ограниченного в обороте имущества[2].
  4.  Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
  5.  В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
  6.  Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация не вправе распределять полученную от занятия предпринимательской деятельностью прибыль между своими учредителями (участниками). Более того, целевой характер их деятельности требует строгого соответствия между указанными в учредительных документах задачами и характером участия в имущественном обороте[3].
  7.  Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Вышеизложенное положение должно опираться на принцип открытости деятельности государственной корпорации, но данная норма является значительно суженной, так как государственные корпорации не обязаны отчитываться ни перед Счетной палатой, ни перед Центральным банком. Они не открывают подробных сведений о себе, как это предусмотрено в отношении других юридических лиц.
  8.  Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представляется,  что  у  юридических  лиц  должен  быть только  один  учредительный  документ –  устав.  Наличие учредительного  договора  в  качестве  учредительного  документа  не вызывается  практической  необходимостью (ибо  учредители юридического лица в любом случае выражают свою согласованную волю  на  его  создание  при  утверждении  ими  устава),  а  типовые  и иные  положения (применяемые  главным  образом  для государственных  и  муниципальных  учреждений)  отличаются  от устава не по содержанию, а лишь терминологически. Вместе с тем, уставы  должны  быть  у  всех  без  исключения  юридических  лиц, включая  государственные  корпорации. Они  могут  быть  типовыми, утверждаемыми в установленном законом (ГК) порядке[4].
  9.  В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

В настоящее время ряд авторов выражает сомнения относительно целесообразности передачи публичных функций государственным корпорациям. Среди недостатков выделяют следующие:

  1.  Не предусмотрены процедуры средне- и долгосрочного планирования.
  2.  Не прописаны возможные санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым.
  3.  Средства государства направляются на проекты, выбираемые государственным корпорациями самостоятельно, вне единой государственной стратегии и системы приоритетов (которых просто нет).
  4.  Отсутствие жесткого контроля государственных средств.
  5.  Имеющиеся у государственных корпораций преференции делают невозможной конкуренцию с ними со стороны частных компаний.
  6.  Государственные корпорации фактически входят в экономическую нишу естественных монополий.

Итак, государственная корпорация, задумывавшаяся как помощник в продвижении и развитии различных областей общественной жизни и экономики, на данный момент может послужить фактором, ослабляющим государство и, как следствие, ухудшающим состояние экономики и и социальных сфер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20036. Советское общество в 1920-е года 10.88 KB
  Началось антибольшевистское движение: крестьяне выступали в Тамбовской и Воронежской губерниях рабочие в Москве и Петрограде матросы в Кронштадте НЭП экономическая политика проводившаяся в Советской России и СССР в 1920е годы Март 1921г. была провозглашена НЭП 1. Привлекался иностранный капитал Концессии для участия в российской промышленности Итог НЭПа: экономика страны достигла довоенного уровня. К концу 20х годов НЭП был свернут.
20037. Сталинская модернизация 15.15 KB
  Ее главными мероприятиями стали индустриализация коллективизация. Коллективизация Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г. Сталину становится ясно что коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису . сплошная коллективизация возобновилась.
20038. Дайте оценку Мюнхенскому договору и его последствиям 7.29 KB
  23 августа 1939 Пакт о ненападении Германии и СССР. Получившее название МолотоваРиббентропа к пакту прилагаются секретные материалы и карта Европы распределяющая влияние СССР и Германии на страны Европы. СССР заявил о своей готовности помочь Чехословакии в случае начала войны. Руководители Англии и Франции боялись что Гитлер развяжет войну в Европе что приведет к резкому усилению влияния СССР.
20039. Рычажные механизмы. Классификация. Конструкции. Регулировка длин рычагов 852 KB
  Регулировка длин рычагов. Рычажные механизмы состоят из рычагов стержней ползунов соединенных в кинематические пары. Подвижные звенья конструктивно могут быть выполнены в виде рычагов пранок пластин пружин стержней соединяемых между собой высшими нисшими кинематическими парами. Стержневые чаще всего имеют круглое сечение пластинчатые прямоугольное сечение объемных или профильных рычагов может быть любое.
20040. Фрикционные механизмы. Классификация.Расчет 33.5 KB
  К ним относятся фрикционные передачи фрикционные муфты тормозные регуляторы тормоза фиксаторы замедлители и т. В зависимости от расположения осей различают передачи с параллельными и пересекающимися осями. Передачи со скрещивающимися осями используются крайне редко в связи с повышенным износом. По взаимному расположению поверхностей трения существуют передачи с внешним и внутренним контактом.
20041. Опоры вращения с трением качения. Опоры с малым моментом трения 1.29 MB
  Опоры с малым моментом трения. Опоры на ножах Опора состоит из ножа 1 контактирующего с подшипником подушкой 2. В любом варианте опоры этого типа представляют собой контакт двух цилиндрических поверхностей максимальный угол поворота 10 момент трения минимальный. Опоры на кернах Опора на керне состоит из цапфы конической формы на конце которой выполнена сферическая полированная поверхность радиусом 01 015 мм и подшипника с вогнутой сферической поверхностью с радиусом =4 12 .
20042. Направляющие прямолинейного движения с трением скольжения 1.8 MB
  Для обеспечения поступательного движения одной детали относительно другой применяют направляющие. Требования к направляющим: надёжность технологичность невысокая стоимость Направляющие с трением скольжения просты в изготовлении имеют небольшие габаритные размеры но чувствительны к изменению температуры и уступают направляющим с трением качения в плавности и лёгкости хода. По конструктивному признаку различают: цилиндрические призматические направляющие. Цилиндрические направляющие наиболее просты в изготовлении но в них трудно...
20043. Направляющие прямолинейного движения с трением качения 1.21 MB
  По форме используемых тел качения различают направляющие на шариках и на роликах. При этом в качестве роликов могут быть использованы стандартные подшипники качения. В зависимости от способа установки различают направляющие с перекатывающимися и вращающимися вокруг своей оси телами качения.
20044. Конструирование механически обрабатываемых деталей 85.5 KB
  Рекомендуется уменьшать количество металла, снимаемого при обработке (в первую очередь это касается отливок); По возможности рекомендуется отказываться от обработки деталей со снятием стружки, переходить на штамповку, вытяжку, гибку;