96418

Государственные корпорации в России

Реферат

Политология и государственное регулирование

Корпорация – распространенная форма юридического лица в ряде зарубежных стран, но в России «корпорацией» может называться только отдельная специфическая группа юридических лиц. Мировой опыт свидетельствует о том, что государственные корпорации со значительным государственным финансированием появляются при наличии серьезных системных проблем в экономике.

Русский

2015-10-06

21.04 KB

20 чел.

Государственные корпорации в России

Корпорация – распространенная форма юридического лица в ряде зарубежных стран, но в России «корпорацией» может называться только отдельная специфическая группа юридических лиц.

Мировой опыт свидетельствует о том, что государственные корпорации со значительным государственным финансированием появляются при наличии серьезных системных проблем в экономике. Они являются управленческим ответом на эти проблемы. Государственные корпорации не российское изобретение. В том или ином виде они существуют в США, Великобритании, Канаде, Италии, Финляндии, Норвегии, Китае, Индии, Южной Корее. Очень часто государственные корпорации неприбыльны, т.к. создаются для реализации определенных целей государственной политики там, где рыночные институты не работают, где надо дать толчок инновационному развитию. Ведь инновационный бизнес – всегда занятие рисковое.

Создание государством крупных корпораций имеет своей целью поддержку и развитие тех областей, где бизнес в краткосрочной и среднесрочной перспективе не видит привлекательности для инвестирования своих средств и где рейтинг страны постепенно снижается. Функциональное назначение госкорпораций весьма разнообразно: от реализации отдельных проектов и программ, содействия отдельным видам деятельности до управления конкретными отраслями и группами компаний[1].

В настоящее время в России существуют несколько государственных корпораций:

  1.  Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта”. (“ГК Олимпстрой”)
  2.  Государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”. (Внешэкономбанк)
  3.  Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
  4.  Государственная корпорация “Российская корпорация нанотехнологий”. (ГК “Роснанотех”)
  5.  Агентство по страхованию вкладов
  6.  Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК)
  7.  Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”
  8.  Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростехнологии” (Государственная корпорация “Ростехнологии”)

Также в 2004 году на основе федерального закона была ликвидирована государственная корпорация “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”.

Законодательно закреплены следующие признаки указанной формы некоммерческой организации:

  1.  Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
  2.  Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
  3.  Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В качестве взноса при создании государственной корпорации может передаваться любое имущество, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности, кроме изъятого из гражданского оборота. Поскольку имущество, передаваемое Российской Федерацией создаваемой государственной корпорации, становится собственностью этой корпорации, а Российская Федерация утрачивает вещные права на переданное имущество, то не подлежит передаче имущество, изъятое из гражданского оборота, т.к. собственником такого имущества является исключительно Российская Федерация. Имущество, ограниченное в гражданском обороте, может быть передано вновь созданной государственной корпорации, если цели ее создания предполагают возможность получения всех надлежащих разрешений для ведения той деятельности, которая связана с использованием ограниченного в обороте имущества[2].
  4.  Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
  5.  В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
  6.  Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация не вправе распределять полученную от занятия предпринимательской деятельностью прибыль между своими учредителями (участниками). Более того, целевой характер их деятельности требует строгого соответствия между указанными в учредительных документах задачами и характером участия в имущественном обороте[3].
  7.  Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Вышеизложенное положение должно опираться на принцип открытости деятельности государственной корпорации, но данная норма является значительно суженной, так как государственные корпорации не обязаны отчитываться ни перед Счетной палатой, ни перед Центральным банком. Они не открывают подробных сведений о себе, как это предусмотрено в отношении других юридических лиц.
  8.  Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представляется,  что  у  юридических  лиц  должен  быть только  один  учредительный  документ –  устав.  Наличие учредительного  договора  в  качестве  учредительного  документа  не вызывается  практической  необходимостью (ибо  учредители юридического лица в любом случае выражают свою согласованную волю  на  его  создание  при  утверждении  ими  устава),  а  типовые  и иные  положения (применяемые  главным  образом  для государственных  и  муниципальных  учреждений)  отличаются  от устава не по содержанию, а лишь терминологически. Вместе с тем, уставы  должны  быть  у  всех  без  исключения  юридических  лиц, включая  государственные  корпорации. Они  могут  быть  типовыми, утверждаемыми в установленном законом (ГК) порядке[4].
  9.  В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

В настоящее время ряд авторов выражает сомнения относительно целесообразности передачи публичных функций государственным корпорациям. Среди недостатков выделяют следующие:

  1.  Не предусмотрены процедуры средне- и долгосрочного планирования.
  2.  Не прописаны возможные санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым.
  3.  Средства государства направляются на проекты, выбираемые государственным корпорациями самостоятельно, вне единой государственной стратегии и системы приоритетов (которых просто нет).
  4.  Отсутствие жесткого контроля государственных средств.
  5.  Имеющиеся у государственных корпораций преференции делают невозможной конкуренцию с ними со стороны частных компаний.
  6.  Государственные корпорации фактически входят в экономическую нишу естественных монополий.

Итак, государственная корпорация, задумывавшаяся как помощник в продвижении и развитии различных областей общественной жизни и экономики, на данный момент может послужить фактором, ослабляющим государство и, как следствие, ухудшающим состояние экономики и и социальных сфер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73832. Проектирование операционных технологических процессов обработки заготовок 67.5 KB
  обработки позволяет правильно выбрать станок из имеющегося парка или по каталогу. По типу обработки устанавливают группу станков: токарный сверлильный В соответствии с назначением станка его компоновкой степенью автоматизации определяют тип станка: токарный одношпиндельный многошпиндельный револьверный полуавтомат и т. Если эти требования выполнимы на различных станках то при выборе учитывают следующие факторы: 1 соответствие основных размеров станка габаритным размерам обрабатываемой заготовки или нескольких одновременно...
73833. Анализ технологичности конструкции деталей 43 KB
  Ее следует отрабатывать на технологичность комплексно учитывая зависимость технологичности от следующих факторов: исходной заготовки вида обработки технологичности СЕ в которую эта деталь входит. Конструкция должна быть такой чтобы для ее изготовления можно было применять высокопроизводительные методы обработки. Повышение технологичности конструкции изделия предусматривает проведение следующих мероприятий: Создание конфигурации деталей и подбор их материалов позволяющих применение наиболее совершенных исходных заготовок сокращающих объем...
73834. Выбор вариантов схем базирования 40.5 KB
  Для создания возможности повышения уровня концентрации обработки в операции и снижения разнообразия технологической оснастки лучше принять в качестве базы для обработки всех поверхностей детали одну и туже базу Е. Синтез маршрута обработки заготовки Первый шаг синтеза маршрута обработки заготовки распределение отобранных переходов обработки типовых поверхностей заготовки по этапам типовой схемы изготовления деталей соответствующего класса или подкласса. Типовая схема обработки является вариантом полного типового решения. Причиной...
73835. Проектирование маршрутных технологических процессов механической обработки 52 KB
  Маршрутное описание ТП заключается в сокращенном описании всех технологических операций в маршрутной карте в последовательности их выполнения без переходов и технологических режимов. Операционное описание ТП характеризуется полным описанием всех технологических операций в последовательности их выполнения с указанием переходов и технологических режимов. Маршрутнооперационным описанием ТП называют сокращенное описание технологических операций в маршрутной карте в последовательности их выполнения с полным описанием отдельных операций в других...
73836. Особенности проектирования технологических процессов обработки заготовок на автоматизированных участках и автоматических линиях 51.5 KB
  В необходимых случаях подготовку технологических баз при обработке на автоматической линии или при установке заготовки в приспособлениеспутник производят на отдельных операциях вне автоматической линии; маршрутный технологический процесс разрабатывают с учетом максимальной концентрации операций соблюдения принципа единства баз выполнения чистовых и отделочных операций в конце технологического процесса; при проектировании автоматических операций анализируют возможность совмещения технологических и вспомогательных переходов во времени. Для...
73837. Особенности проектирования технологических процессов для станков с ЧПУ и ГПС 58 KB
  Особенности проектирования технологических процессов для станков с ЧПУ и ГПС При проектировании технологических операций для станков с ЧПУ необходимо учитывать ряд особенностей обработки. Порядок обработки поверхностей заготовок для деталей типа валов следующий. Черновая и чистовая обработка дополнительных форм поверхности если имеются дополнительные формы требующие черновой обработки. Обработка дополнительных форм поверхности не требующих черновой обработки.
73838. Технология изготовления втулок 80.5 KB
  Технологические задачи Отличительной технологической задачей является обеспечение концентричности наружных поверхностей с отверстием и перпендикулярности торцов к оси отверстия. Диаметры наружных поверхностей выполняют по h6 h7; отверстия по H7 реже по H8 для ответственных сопряжений по Н6.015 мм; перпендикулярность торцовых поверхностей к оси отверстия 02 мм на радиусе 100 мм при осевой нагрузке на торцы отклонение от перпендикулярности не должно превышать 002. Заготовками для втулок с диаметром отверстия до 20 мм служат...
73839. Технология изготовления корпусных деталей 1.63 MB
  Обрабатывают направляющие начерно резцами на продольнострогальных станках торцевыми фрезами и наборами фрез на продольнофрезерных станках. Обрабатывают начерно поверхности расположенные перпендикулярно направляющим на продольнофрезерных станках если станина по длине проходит между колонами станка; на горизонтальнорасточных станках фрезой или на торцефрезерных станках если станина длинная. Обрабатывают отверстия начерно на горизонтальнорасточных станках в приспособлении. Чистовую обработку лучше выполнять на продольнофрезерных...
73840. Процессы обработки деталей типа некруглые стержни 191.5 KB
  Технология изготовления рычагов. Характеристика рычагов К деталям класса рычагов относятся собственно рычаги тяги серьги вилки балансиры шатуны. Детали класса рычагов имеют два отверстия или больше оси которых расположены параллельно или под прямым углом.