96427

Конфуцианство и современность

Реферат

Религиоведение и мифология

Две основные веры Китая два основных философских направления конфуцианство и даосизм успели оформиться в самостоятельные учения до того как страна перестала быть закрытой для остального мира. Конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями сконцентрированными вокруг единого Бога такими как иудаизм христианство и ислам.

Русский

2015-10-06

27.3 KB

10 чел.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольятенский медицинский коледж

Реферат по «Основе философии»

на тему «Конфуцианство и современность»

Работу выполнил
студент 2109 группы
Юдин Иван

Шентала 2015г.

План

1.Введение

2.Конфуцианство и современность

2.1.Конфуций

2.2.Основные учения конфуцианства

2.3.Конфуцианство в современном мире

3.Список литературы

1.Введение

Религия и философия Китая уникальна. Частично это объясняется тем, что единственная из великих религий человечества, она начала свое развитие в изоляции, не испытывая влияние из вне. Две основные веры Китая, два основных философских направления, конфуцианство и даосизм, успели оформиться в самостоятельные учения до того, как страна перестала быть закрытой для остального мира. Конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями, сконцентрированными вокруг единого Бога, такими, как иудаизм, христианство и ислам. Особенно это касается конфуцианства, которое вообще уделяет мало внимания природе и деятельности бога. Поэтому конфуцианство, да и в известной степени и даосизм, часто вообще не считают религией, а философскими течениями Китая.

                                     

                                             

2.Конфуцианство и современность.

2.1.Конфуций

Китайский философ, основатель конфуцианства (жу цзя - школа великих книжников) - государственной религии Китая. Родился и жил в царстве Лу (современный город Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Родом из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал учить, прославивишись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("ёэцзин"). В 50 лет начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу. Вскоре после этого, вследствие интриг, ушел со службы и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, одновременно с этим собирая, редактируя и распространяя книги Шуцзин, Шицзин, Ицзин, ёэцзин, Лицзи, Чуньцю.

  Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках. Философское направление в конфуцианстве (натуральный дуализм) возникло в конце XI в. Конфуцию приписывается авторство ряда трудов, среди которых - приложения к трактату "И цзин" (Книга перемен), но считается, что его перу, без сомнений, принадлежит только Чунь-цю (летопись удела Лу, 722 - 481 до н.э.). Главным источником сведений об учении Конфуция является Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями. 

 

2.2.Основные учения конфуцианства.

 Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун-цзы, иначе Конфуцием.
 
Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.
 Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления.
 Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу.
 Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».
  Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.  Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром.
Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества.
  Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.
  
В отношении конфуцианства трудно решить, следует ли воспринимать его как религию или же исключительно как учение о нравственном поведении. Конфуций обладал верой с представлением о небесах, а также о божественной сущности, хотя истинная природа ее подробно не объясняется. Мы находим у него веру в благостную и нравственную природу божественного. Конфуций к тому же имел ясное представление о природе религиозного поведения. Он не думал, например, что в него должно входить использование обрядовых предметов. Неясно, воспринимал ли Конфуций собственное учение как религиозное в своей основе. Традиционно считается религиозным.

Его интересовали главные вопросы:

1. Как управлять огромной страной, такой, как Китай?
2. Как сделать человека лучше?

«Когда ведёшь себя правильно, за тобой пойдут и без приказа».

«Человек может сделать путь великим, а не путь человека».

2.3. Конфуцианство в современном мире.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее  в Древнем Китае и оказывавшее  огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного  строя Китая на протяжении свыше  двух тысяч лет. Основы конфуцианства  были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием  и затем развиты его последователями  Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения конфуцианство, выражая  интересы части господствовавшего  класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся  форм государственного управления путём  строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и  определённых принципов взаимоотношений  между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование  эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного  и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются  им и содержат их своим трудом. В  Древнем Китае существовали различные  направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных  общественных сил того времени. В  связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями  основных проблем конфуцианства (о  понятии «небо» и его роли, о  природе человека, о связи этических  принципов с законом и т. д.).
Главным в конфуцианстве были вопросы  этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской  этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений  людей в обществе и семье. Конфуцианство  в современном мире . Жэнь достигается  путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») —  норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и  т. д. Согласно конфуцианству, постичь  жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь  цзы («благородные мужи»), т. е. представители  высших слоев общества; простолюдины же — сяо жэнь (дословно — «мелкие  людишки») не в состоянии постичь  жэнь. Это противопоставление «благородных»  простолюдинам и утверждение  превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, — яркое  выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.  

 Конфуцианство  уделяло большое внимание вопросам  т. н. гуманного управления, опираясь  на идею обожествления власти  правителя, существовавшую до  конфуцианства, но им развитую  и обоснованную. Государь объявлялся  «сыном неба» (тяньцзы), правившим  по повелению неба и выполнявшим  его волю. Власть правителя признавало  конфуцианство священной, дарованной  свыше, небом. Считая, что «управлять  — значит исправлять», Конфуцианство  придавало большое значение учению  чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех  в обществе на свои места,  строго и точно определять  обязанности каждого, что было  выражено словами Конфуция: «Государь  должен быть государем, подданный  — подданным, отец — отцом,  сын — сыном». Конфуцианство призывало  государей управлять народом  не на основе законов и наказаний,  а при помощи добродетели, примером  высоконравственного поведения,  на основе обычного права, не  обременять народ тяжёлыми налогами  и повинностями. Один из наиболее  видных последователей Конфуция  — Мэн-цзы (4—3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал  даже мысль о том, что народ  имеет право свергнуть путём  восстания жестокого правителя.  Эта мысль определялась в конечном  счёте сложностью социально-политических  условий, наличием сильных пережитков  первобытнообщинных отношений, острой  классовой борьбой и распрями  между существовавшими тогда  в Китае царствами. В такой  обстановке в конфуцианстве, направленном  на укрепление существующего  общественного строя, допускалась  иногда критика отдельных правителей  с противопоставлением им «мудрых»  и «добродетельных» государей  отдалённых времён (т. е. родоплеменных  вождей) — Яо, Шуня, Вэнь Вана и  др. В этой связи находится  и проповедь конфуцианства социальной  утопии об обществе Да тун  («Великого единения»), «золотого  века» в истории Китая, во  времена которого якобы не  было войн и распрей, существовали  равенство людей и подлинная  забота о народе.  

 Конфуцианство  в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других  древне-китайских идеологических  течений, в особенности легизма  (см. Фацзя), что являлось объективной  необходимостью в условиях создания  централизованной империи Хань, для управления которой требовался  гибкий и разветвленный административный  аппарат. Во главе его могли  встать конфуцианцы, владевшие  наукой управления на базе  патернализма, традиций и освоившие  легистские методы управления  на основе законов и наказаний.  Реформированное конфуцианства  эпохи Хань, одним из главных  представителей которого был  Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший  конфуцианскую этику с натурфилософией  и космологическими взглядами  даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение  в обществе централизованной  деспотии. В 136 до н. э. при  императоре У-ди оно было провозглашено  официальной доктриной и после  этого оставалось господствующей  идеологией на протяжении свыше  двух тысяч лет (до буржуазной  Синьхайской революции 1911), поддерживая  существование феодально-абсолютистской  деспотической власти. Конфуцианство  в современном мире . В конфуцианстве  усиливаются религиозно-мистические  и реакционные черты. На первый  план выдвигаются положения о  небе как о предопределяющей  божественной силе, о зависимости  общества, человека от воли неба, о божественном происхождении  власти государя — «сына неба»,  о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над  всеми народами Вселенной. Т.  о., конфуцианство как господствующая  идеология, веками проповедуя  культ императора как исполнителя  «воли неба», насаждало в народе  фанатическую преданность «сыну  неба», китаецентризм, шовинизм  и пренебрежительное отношение  к другим народам. Конфуцианство  как этико-политическая и религиозная  система проникло во все поры  общественной жизни и в течение  многих веков определяло нормы  морали, семейные и общественные  традиции, научную и философскую  мысль, препятствуя их дальнейшему  развитию и выработав определённые  стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции.  Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7—8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768—824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.  

 Новый  этап развития конфуцианства  относится к эпохе Сун (960—1279) и связан с именем Чжу Си (1130—1200) — известного учёного-историка, филолога и философа, который  является создателем обновленного  конфуцианства, философской системы  неоконфуцианства. Неоконфуцианство  восприняло и сохранило основные  принципы древнего конфуцианства,  его реакционные положения о  незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения  людей на высших и низших, благородных  и подлых, о главенствующей роли  «сына неба» — повелителя Вселенной.  Неоконфуцианство также было  поставлено на службу правящему  классу и официально признано  ортодоксальной господствующей  идеологией, которая вплоть до  нового времени сковывала и  тормозила развитие общественно-политической  и филосовской мысли, препятствовала  прогрессу науки и техники,  способствовала изоляции Китая  от европейской цивилизации и  её прогрессивной научно-технической  мысли, что явилось одним из  факторов, обусловивших относительную  отсталость Китая в новое время.  Такую же роль, как в Китае,  неоконфуцианство играло в Японии, Корее и Вьетнаме.  

 Буржуазный  реформатор Кан Ю-вэй и его  сторонники в конце 19 — начале 20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся  безуспешной, модернизировать конфуцианство,  которое всё более вступало  в противоречие с изменяющимися  в связи с развитием капиталистических  отношений в стране условиями  общественного бытия. В период  движения «4 мая» 1919г., когда наряду  с общественно-политической борьбой  были выдвинуты требования заменить  старую отжившую культуру новой,  демократической и более передовой,  конфуцианству был нанесён сильный  удар. Тем не менее и после  этого оно продолжало играть  значительную роль в общественной  жизни Китая. В период господства  чанкайшистского гоминьдана (1927—49) идеология конфуцианства была  поставлена на службу гоминьдановской  реакции. Даже после создания  КНР конфуцианство продолжает  оказывать некоторое влияние  на определённые слои населения  страны, способствуя распространению  культа личности и возрождению  китаецентризма и национализма.

3.Список используемой литературы:

  1.  http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-27647
  2.  http://kitaia.ru/religioznofilosofskie-ucheniya/osnovnye-osobennosti-konfucianskogo-ucheniya/
  3.  http://yaneuch.ru/cat_10/konfucianstvo-i-sovremennost/50124.1304043.page1.html
  4.  http://xreferat.ru/104/5151-1-filosofiya-sovremennogo-kitaya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27327. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке 20.18 KB
  Педагогика начального образования как наука о воспитании образовании и развитии младших школьников Педагогика с греческого означает детоводство дитяведение. Педагогика наука о воспитании человека совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание образование и обучение. Педагогика это относительно самостоятельная дисциплина имеющая свой объект и предмет изучения. Педагогика в широком смысле влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
27328. Методология и методика педагогического исследования, Методологическая культура учителя 30.65 KB
  Методы обучения т. В свою очередь возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования Пути способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Различают теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
27329. Система образования и ее характеристика 23.22 KB
  Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Создавать условия для общедоступности образования приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников. Носить демократический характер образования и допускать автономность обр.
27330. Целостный педагогический процесс 42.13 KB
  Раскрывая вторую характерную черту педагогического процесса усовершенствование он пишет: Усовершенствование же имеет три направления: 1 устранение препятствий с пути естественного развития сил отрицательная сторона; 2 прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей положительная сторона; 3 искоренение недостатков и насаждений ценных свойств усовершенствование в тесном смысле. Понятие структура и функции педагогического процесса Педагогическим процессом называется развивающиеся взаимодействие...
27331. Воспитательный процесс и его характеристика 17.82 KB
  Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.
27332. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 21.42 KB
  Принципы: Организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социальнопедагогического партнёрства; индивидуальноличностного развития; интегративности программ духовнонравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. Нравственность учителя моральные нормы которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни его отношение к своему...
27333. Воспитательная система школы. Составляющие воспитательной системы школы 21.29 KB
  Воспитательная система школы это такой способ организации ее жизнедеятельности который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы И. Ее компоненты: цели выраженные в исходной концепции то есть совокупность идей для реализации которых система создается;деятельность обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности ее организующий и в ней участвующий;...
27334. Дидактика как теория обучения (историко-педагогический аспект) 19.72 KB
  Дидактика теория обучения часть педагогического изучения закономерностей процесса образования и обучения. Задачи дидактики: Установление целей и задач теории Анализ процесса обучения и открытие его закономерностей Обоснование принципов и правил обучения Определение содержания образования Конкретизация форм организации обучения Разъяснение методов и способов обучения Характеристика материальных средств с помощью которых выполняются задачи обучения. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания.
27335. Развитие деятельностного подхода в обучении 22.97 KB
  Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей разнообразных умений детей. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности формулировка проблемы сути затруднения выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление научный поиск.