96427

Конфуцианство и современность

Реферат

Религиоведение и мифология

Две основные веры Китая два основных философских направления конфуцианство и даосизм успели оформиться в самостоятельные учения до того как страна перестала быть закрытой для остального мира. Конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями сконцентрированными вокруг единого Бога такими как иудаизм христианство и ислам.

Русский

2015-10-06

27.3 KB

6 чел.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольятенский медицинский коледж

Реферат по «Основе философии»

на тему «Конфуцианство и современность»

Работу выполнил
студент 2109 группы
Юдин Иван

Шентала 2015г.

План

1.Введение

2.Конфуцианство и современность

2.1.Конфуций

2.2.Основные учения конфуцианства

2.3.Конфуцианство в современном мире

3.Список литературы

1.Введение

Религия и философия Китая уникальна. Частично это объясняется тем, что единственная из великих религий человечества, она начала свое развитие в изоляции, не испытывая влияние из вне. Две основные веры Китая, два основных философских направления, конфуцианство и даосизм, успели оформиться в самостоятельные учения до того, как страна перестала быть закрытой для остального мира. Конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями, сконцентрированными вокруг единого Бога, такими, как иудаизм, христианство и ислам. Особенно это касается конфуцианства, которое вообще уделяет мало внимания природе и деятельности бога. Поэтому конфуцианство, да и в известной степени и даосизм, часто вообще не считают религией, а философскими течениями Китая.

                                     

                                             

2.Конфуцианство и современность.

2.1.Конфуций

Китайский философ, основатель конфуцианства (жу цзя - школа великих книжников) - государственной религии Китая. Родился и жил в царстве Лу (современный город Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Родом из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал учить, прославивишись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("ёэцзин"). В 50 лет начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу. Вскоре после этого, вследствие интриг, ушел со службы и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, одновременно с этим собирая, редактируя и распространяя книги Шуцзин, Шицзин, Ицзин, ёэцзин, Лицзи, Чуньцю.

  Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках. Философское направление в конфуцианстве (натуральный дуализм) возникло в конце XI в. Конфуцию приписывается авторство ряда трудов, среди которых - приложения к трактату "И цзин" (Книга перемен), но считается, что его перу, без сомнений, принадлежит только Чунь-цю (летопись удела Лу, 722 - 481 до н.э.). Главным источником сведений об учении Конфуция является Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями. 

 

2.2.Основные учения конфуцианства.

 Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун-цзы, иначе Конфуцием.
 
Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.
 Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления.
 Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу.
 Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».
  Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.  Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром.
Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества.
  Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.
  
В отношении конфуцианства трудно решить, следует ли воспринимать его как религию или же исключительно как учение о нравственном поведении. Конфуций обладал верой с представлением о небесах, а также о божественной сущности, хотя истинная природа ее подробно не объясняется. Мы находим у него веру в благостную и нравственную природу божественного. Конфуций к тому же имел ясное представление о природе религиозного поведения. Он не думал, например, что в него должно входить использование обрядовых предметов. Неясно, воспринимал ли Конфуций собственное учение как религиозное в своей основе. Традиционно считается религиозным.

Его интересовали главные вопросы:

1. Как управлять огромной страной, такой, как Китай?
2. Как сделать человека лучше?

«Когда ведёшь себя правильно, за тобой пойдут и без приказа».

«Человек может сделать путь великим, а не путь человека».

2.3. Конфуцианство в современном мире.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее  в Древнем Китае и оказывавшее  огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного  строя Китая на протяжении свыше  двух тысяч лет. Основы конфуцианства  были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием  и затем развиты его последователями  Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения конфуцианство, выражая  интересы части господствовавшего  класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся  форм государственного управления путём  строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и  определённых принципов взаимоотношений  между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование  эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного  и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются  им и содержат их своим трудом. В  Древнем Китае существовали различные  направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных  общественных сил того времени. В  связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями  основных проблем конфуцианства (о  понятии «небо» и его роли, о  природе человека, о связи этических  принципов с законом и т. д.).
Главным в конфуцианстве были вопросы  этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской  этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений  людей в обществе и семье. Конфуцианство  в современном мире . Жэнь достигается  путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») —  норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и  т. д. Согласно конфуцианству, постичь  жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь  цзы («благородные мужи»), т. е. представители  высших слоев общества; простолюдины же — сяо жэнь (дословно — «мелкие  людишки») не в состоянии постичь  жэнь. Это противопоставление «благородных»  простолюдинам и утверждение  превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, — яркое  выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.  

 Конфуцианство  уделяло большое внимание вопросам  т. н. гуманного управления, опираясь  на идею обожествления власти  правителя, существовавшую до  конфуцианства, но им развитую  и обоснованную. Государь объявлялся  «сыном неба» (тяньцзы), правившим  по повелению неба и выполнявшим  его волю. Власть правителя признавало  конфуцианство священной, дарованной  свыше, небом. Считая, что «управлять  — значит исправлять», Конфуцианство  придавало большое значение учению  чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех  в обществе на свои места,  строго и точно определять  обязанности каждого, что было  выражено словами Конфуция: «Государь  должен быть государем, подданный  — подданным, отец — отцом,  сын — сыном». Конфуцианство призывало  государей управлять народом  не на основе законов и наказаний,  а при помощи добродетели, примером  высоконравственного поведения,  на основе обычного права, не  обременять народ тяжёлыми налогами  и повинностями. Один из наиболее  видных последователей Конфуция  — Мэн-цзы (4—3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал  даже мысль о том, что народ  имеет право свергнуть путём  восстания жестокого правителя.  Эта мысль определялась в конечном  счёте сложностью социально-политических  условий, наличием сильных пережитков  первобытнообщинных отношений, острой  классовой борьбой и распрями  между существовавшими тогда  в Китае царствами. В такой  обстановке в конфуцианстве, направленном  на укрепление существующего  общественного строя, допускалась  иногда критика отдельных правителей  с противопоставлением им «мудрых»  и «добродетельных» государей  отдалённых времён (т. е. родоплеменных  вождей) — Яо, Шуня, Вэнь Вана и  др. В этой связи находится  и проповедь конфуцианства социальной  утопии об обществе Да тун  («Великого единения»), «золотого  века» в истории Китая, во  времена которого якобы не  было войн и распрей, существовали  равенство людей и подлинная  забота о народе.  

 Конфуцианство  в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других  древне-китайских идеологических  течений, в особенности легизма  (см. Фацзя), что являлось объективной  необходимостью в условиях создания  централизованной империи Хань, для управления которой требовался  гибкий и разветвленный административный  аппарат. Во главе его могли  встать конфуцианцы, владевшие  наукой управления на базе  патернализма, традиций и освоившие  легистские методы управления  на основе законов и наказаний.  Реформированное конфуцианства  эпохи Хань, одним из главных  представителей которого был  Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший  конфуцианскую этику с натурфилософией  и космологическими взглядами  даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение  в обществе централизованной  деспотии. В 136 до н. э. при  императоре У-ди оно было провозглашено  официальной доктриной и после  этого оставалось господствующей  идеологией на протяжении свыше  двух тысяч лет (до буржуазной  Синьхайской революции 1911), поддерживая  существование феодально-абсолютистской  деспотической власти. Конфуцианство  в современном мире . В конфуцианстве  усиливаются религиозно-мистические  и реакционные черты. На первый  план выдвигаются положения о  небе как о предопределяющей  божественной силе, о зависимости  общества, человека от воли неба, о божественном происхождении  власти государя — «сына неба»,  о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над  всеми народами Вселенной. Т.  о., конфуцианство как господствующая  идеология, веками проповедуя  культ императора как исполнителя  «воли неба», насаждало в народе  фанатическую преданность «сыну  неба», китаецентризм, шовинизм  и пренебрежительное отношение  к другим народам. Конфуцианство  как этико-политическая и религиозная  система проникло во все поры  общественной жизни и в течение  многих веков определяло нормы  морали, семейные и общественные  традиции, научную и философскую  мысль, препятствуя их дальнейшему  развитию и выработав определённые  стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции.  Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7—8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768—824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.  

 Новый  этап развития конфуцианства  относится к эпохе Сун (960—1279) и связан с именем Чжу Си (1130—1200) — известного учёного-историка, филолога и философа, который  является создателем обновленного  конфуцианства, философской системы  неоконфуцианства. Неоконфуцианство  восприняло и сохранило основные  принципы древнего конфуцианства,  его реакционные положения о  незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения  людей на высших и низших, благородных  и подлых, о главенствующей роли  «сына неба» — повелителя Вселенной.  Неоконфуцианство также было  поставлено на службу правящему  классу и официально признано  ортодоксальной господствующей  идеологией, которая вплоть до  нового времени сковывала и  тормозила развитие общественно-политической  и филосовской мысли, препятствовала  прогрессу науки и техники,  способствовала изоляции Китая  от европейской цивилизации и  её прогрессивной научно-технической  мысли, что явилось одним из  факторов, обусловивших относительную  отсталость Китая в новое время.  Такую же роль, как в Китае,  неоконфуцианство играло в Японии, Корее и Вьетнаме.  

 Буржуазный  реформатор Кан Ю-вэй и его  сторонники в конце 19 — начале 20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся  безуспешной, модернизировать конфуцианство,  которое всё более вступало  в противоречие с изменяющимися  в связи с развитием капиталистических  отношений в стране условиями  общественного бытия. В период  движения «4 мая» 1919г., когда наряду  с общественно-политической борьбой  были выдвинуты требования заменить  старую отжившую культуру новой,  демократической и более передовой,  конфуцианству был нанесён сильный  удар. Тем не менее и после  этого оно продолжало играть  значительную роль в общественной  жизни Китая. В период господства  чанкайшистского гоминьдана (1927—49) идеология конфуцианства была  поставлена на службу гоминьдановской  реакции. Даже после создания  КНР конфуцианство продолжает  оказывать некоторое влияние  на определённые слои населения  страны, способствуя распространению  культа личности и возрождению  китаецентризма и национализма.

3.Список используемой литературы:

  1.  http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-27647
  2.  http://kitaia.ru/religioznofilosofskie-ucheniya/osnovnye-osobennosti-konfucianskogo-ucheniya/
  3.  http://yaneuch.ru/cat_10/konfucianstvo-i-sovremennost/50124.1304043.page1.html
  4.  http://xreferat.ru/104/5151-1-filosofiya-sovremennogo-kitaya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44002. Подбор основных элементов проектируемого здания 4.46 MB
  Основным направлением развития массового жилищного строительства является сборное, панельное домостроение. Однако более 35% объемов жилищного строительства осуществляется еще недостаточно индустриальными методами. Поэтому индустриальные методы монолитного домостроения рассматриваются как резерв повышения общего уровня дальнейшей индустриализации
44003. Розробка установки для зварювання прямолінійних швів товстостінної обичайки неплавким електродом у середовищі інертного газу 367 KB
  До того у зв’язку із значною вартістю і істотними складнощами робіт по виправленню дефектів швів особливо важливим є питання вибору оптимальних параметрів процесу зварювання і їх підтримки впродовж усього технологічного циклу. Слід зазначити що розширення технологічних можливостей і підвищення продуктивності дугового зварювання неплавким електродом також є вельми важливим. Спрощення технології складання деталей під зварювання зниження кутових деформацій звуження зони термічного впливу сприяють більш широкому застосуванню технологій...
44005. Вибір відповідників перекладу текстів науково-навчального жанру та визначення ступеня їх відповідності 287 KB
  У зв’язку з цим стало зрозумілим що основні труднощі перекладу і весь характер перекладацького процесу зумовлюються розбіжностями в структурах і правилах функціонування мов що беруть участь у цьому процесі. Розвитку лінгвістичної теорії перекладу сприяло і те що дослідження перекладацького процесу дало важливі результати для рішення багатьох інших мовознавчих проблем. Рецкер висловив переконання що вибір перекладачем того чи іншого варіанта перекладу часто аж ніяк не є довільним а є закономірним і визначається співвідношенням одиниць...
44006. Розрахунок верстату з ЧПУ 188 KB
  На базі верстатів з ЧПУ та обробляючих центрів буде створюватися гнучкий виробничий модуль який вимагає обмеженого втручання обслуговуючого персоналу який складається з верстата контрольновимірювального пристрою завантажувальнорозвантажувального пристрою автоматичного маніпулятора накопичувача для заготівок та оброблених деталей пристроїв управління та автоматизованого підтримування робочого процесу. Вже зараз при переході від верстатів з ручним управлінням к верстатам з ЧПУ продуктивність праці значно підвищується в результаті...
44007. Учёт и аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками в коммерческой организации 999.5 KB
  Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности ускорению оборачиваемости оборотных средств что влияет на финансовое состояние предприятия. Рассмотреть методику отражения хозяйственных операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками а так же интерпретировать способы бухгалтерской оценки величины дебиторской и кредиторской задолженности предприятия на каждой из стадий учётного процесса. Практическая значимость работы определяется тем что приведенные в дипломе данные по учёту расчётов с...
44008. ВДОСКОНАЛЕННЯ РУХОВИХ НАВИЧОК СКЕЛЕЛАЗІВ НА ЕТАПІ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 1.29 MB
  Скелелазіння як спосіб подолання скельного рельєфу людиною в процесі освоєння і пристосування до життя в гірських районах виник дуже давно. Скелелазіння як подолання скельного рельєфу не з метою вирішення утилітарних життєвих завдань (полювання, пошук найкоротших шляхів в горах і т. п.), а для самоствердження, рішення спортивних завдань, тобто як різновид активного відпочинку та спорту, виникло в гірських районах в XIX столітті.
44009. Усовершенствование двигательных навыков скалолазов на этапе базовой подготовки 1.17 MB
  В 1986 принято решение придать международным соревнованиям в Ялте статус неофициального Кубка Европы. Международная Организация Ассоциаций Альпинизма (UIAA) направила на соревнования официального представителя — Густава Нардера из ФРГ. В соревнованиях приняли участие 10 команд из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, США, ФРГ, Чехословакии и Японии.