96440

Сельское хозяйство – главная отрасль страны

Реферат

Лесное и сельское хозяйство

Сельское хозяйство основа экономики любой страны. Даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития.

Русский

2015-10-06

259.5 KB

1 чел.

М И Н И С Т Е Р С Т В О   С Е Л Ь С К О Г О    Х О З Я Й С Т В А   Р О С С И Й С К О Й   Ф Е Д Е Р А Ц И И

Федеральное государственное образовательное учреждение  высшего пРофессионального образования

российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

Кафедра экономики и кооперации

Реферат на тему

«Сельское хозяйство – главная отрасль страны»

Выполнила

Студентка экономического факультета 308 группы

Дубовцева К.В.

Проверил

д.э.н., профессор

Коваленко Николай Яковлевич


Содержание

[1] Введение

[2] Сельское хозяйство России

[3] Экологические проблемы сельского хозяйства

[4] Сельское хозяйство сегодня

[5] Заключение

[6] Список используемой литературы


Введение

Сельское хозяйство – основа экономики любой страны. Даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу. «Труд – отец богатства, а земля – его мать» – этот постулат экономического учения физиократов был включен и в политическую экономию. В сельском хозяйстве земля и растения как огромная химико-биологическая машина работают, используя бесплатную энергию Солнца. Количество этой энергии, поглощенное культурными растениями и превращенное в пищевые продукты, намного превышает энергию добываемого минерального топлива.

Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства сразу наносит тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % ЭАН. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Сельское хозяйство России

На протяжении последних десятилетий советской власти сельское хозяйство в России и село в целом находились в состоянии кризиса. Импорт зерна в СССР уже в 1960-х превысил экспорт, СМИ пестрели сводками непрекращающейся "битвы за урожай". В сельское хозяйство закачивались огромные средства, но отдача была невелика. Село вымирало физически и социально. Писатели оплакивали гибель русской деревни; горожане имели возможность убедиться в их правоте во время регулярных выездов на картошку. В 1990-х ситуация только ухудшилась. Неудивительно, что сельское хозяйство стало объектом одного из четырех нацпроектов. Предполагается, что принятые меры уже дают плоды. "Впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций (в сельском хозяйстве.-"Власть")",-заявлял Владимир Путин в послании Федеральному собранию. И действительно, вместе с ростом экономики в целом в последние годы растет и продукция сельского хозяйства - более чем на 30% за 1999-2006 годы; начала увеличиваться доля сельского хозяйства в инвестициях. При ближайшем рассмотрении, однако, ситуация оказывается намного сложнее, особенно если сравнивать сегодняшнее положение вещей не только с состоянием отрасли в 1999 году, когда начался выход из глубокого кризиса, но и с докризисными показателями, например, 1990 года.

Результатом первых лет реформ 1990-х стал тяжелейший кризис отрасли. К концу 1990-х объем всей агропродукции сократился на 40% (в коллективном секторе на 60%). Поголовье крупного рогатого скота на агропредприятиях упало почти в три раза, свиней  в четыре раза, в те же три-четыре раза сократилось производство молока и мяса. Вместе с тем лишение привычной государственной поддержки заставило предприятия осваивать совершенно иные, рыночные условия функционирования. И, как показывает статистика конца 1990-х, сельское хозяйство оказалось в целом жизнеспособным. В 1997 году большинство предприятий сельского хозяйства (до 82%) были убыточными, а уже в 2000 году почти половина агропредприятий добились рентабельности. Хотя производство мяса до сих пор почти всюду убыточно, молочная отрасль в среднем по России вышла на уровень рентабельности уже в 1999 году. Наивысшая рентабельность - в зерновом хозяйстве, в выращивании подсолнечника.

Однако говорить о выходе сельского хозяйства страны в целом из кризиса пока преждевременно. Налицо возрастающая экономическая поляризация сельского хозяйства. Наиболее благополучные и выходящие из кризиса регионы формируют довольно компактную зону от Белгородской области и Краснодарского края через Поволжье и Южный Урал до Алтайского края. Вне этой зоны очаги сравнительно успешного сельского хозяйства сконцентрированы в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Свердловской областях, а также в Татарстане и Башкортостане. Половину всего прироста продукции в последние годы дали только 15 регионов. При этом в южных регионах выживают от 50 до 75% предприятий, в то время как на периферии Нечерноземья - 25% и менее. В регионах с неблагоприятным климатом сравнительно высокие шансы есть лишь у предприятий, расположенных в пригородах.

Экономическая поляризация сопровождается поляризацией социальной. Можно выделить районы наиболее тяжелой депрессии в сельской местности, которая сохраняется и в 2000-х годах и преодоление которой только в рамках отраслевой политики невозможно. Это северо-восток европейской России и многие районы Сибири, где насаждалось растениеводство, совершенно не соответствующее местным природным условиям. На северо-западе страны и в центральных районах депрессия сельского хозяйства вне пригородных зон связана с тем, что трудоспособных людей в деревне почти не осталось. Надежды на то, что в таких районах вместо крупных предприятий появится много фермеров и других мелких частных хозяйств, не оправдались: мелким хозяйствам тоже нужны определенная социальная среда и работники.

Число фермерских хозяйств в стране быстро росло в первой половине 1990-х, а в настоящее время держится на уровне 260 тыс. Это соответствует всего 2% сельского населения (с учетом семей фермеров  5-7%), и их доля в производстве невелика, за исключением зерна и подсолнечника. Вместе с тем следует учесть, что более половины продовольствия современной России, согласно статистике, производят индивидуальные хозяйства населения. В 1990-х годах произошел откат к самообеспечению населения и мелкому товарному производству. Поэтому хотя официальная занятость в сельском хозяйстве продолжает сокращаться (с 13 до 10% всех занятых в экономике), эти показатели не учитывают сельских жителей, занятых на своих приусадебных участках, а также горожан, тратящих значительную часть времени на выращивание сельскохозяйственной продукции на дачах.

Оценить реальную степень государственной поддержки сельского хозяйства довольно сложно. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержка не ограничивается. Например, в России сохранена льготная система налогообложения - сельхозпроизводители почти не платят за землю (для сравнения: в Европе плата за пользование землей составляет около 20% себестоимости продукции). В начале 1990-х неоднократно списывались долги предприятий, что, впрочем, провоцировало их накопление. Создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводились зерновые интервенции для регулирования цен, вводились импортные квоты на мясо и т. д. Однако эти действия были хаотичны, так что происходившее скорее напоминало спешное залатывание пробоин в тонущем корабле.

Правда, в последние годы в России появились и крупные программы. В 2003 году была принята федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", включающая две задачи - развитие собственно социальной сферы и улучшение инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований. Таким образом, в программе отразилось понимание того, что сельское хозяйство - это не только отрасль экономики, но и образ жизни определенной части населения.

Все, что касается улучшения электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, расширения сети сельских автодорог и т. п., было включено в первый этап реализации программы и выполняется, хотя и медленно. Вместе с тем водопроводом до сих пор обеспечено лишь 40% сельских домохозяйств. Сетевым газом в России, мировом лидере по добыче и экспорту газа, обеспечена всего треть сельских домохозяйств.

Социальные задачи - улучшение здоровья сельских жителей, привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и специалистов - решить куда сложнее. Еще сложнее добиться расширения рынка труда в деревне и повышения престижности постоянного проживания там. Не все здесь поддается управлению с помощью экономических рычагов. В программе, в частности, абсолютно не учитываются объективные демографические процессы. Например, тот факт, что урбанизация в России не завершена, отток сельского населения в города будет продолжаться. Но главное, в программе абсолютно игнорируются огромные географические различия страны: то, что хорошо в одном месте, не годится для другого. Поэтому во многих отношениях программа производит впечатление благих пожеланий, далеких от реальной жизни, особенно в депрессивных районах.

Новым этапом в государственной политике стал национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", принятый осенью 2005 года. Нацпроект включает три направления: ускоренное развитие животноводства (цель - увеличить производство мяса и молока на 7 и 4,5% соответственно и остановить сокращение поголовья крупного рогатого скота), стимулирование развития малых форм хозяйствования (цель - увеличить к 2008 году выпуск сельхозпродукции подсобными и фермерскими хозяйствами на 6%) и обеспечение жильем молодежи на селе (цель - улучшить жилищные условия не менее 31,64 тыс. молодых специалистов). В рамках первого направления государство собиралось помогать субсидировать кредиты производителям, расширять лизинг племенного скота и техники и обеспечить предсказуемость таможенных тарифов на импорт мяса и оборудования для отрасли. На это в 2006-2007 годах было выделено 14,63 млрд руб. Второе направление предполагало опять-таки субсидировать кредиты, развивать систему кредитования под залог земли и создать 2,5 тыс. заготовительских, перерабатывающих и кредитных сельхозкооперативов. На это государство выделило 15,97 млрд руб. Жилищное направление предполагало предоставление молодежи в аренду 1392,9 тыс. кв. м жилья, построенного за счет федеральных и региональных субсидий и средств работодателей. Это направление получило от государства в 2006-2007 годах 4 млрд руб.

Сегодня можно сказать, что нацпроект производит точечный эффект. По сути, он идет на пользу отдельным жизнеспособным предприятиям, чем усиливает поляризацию в отрасли, то есть следует в русле объективных рыночных процессов. В депрессивных районах обычно отбирают одно-два хозяйства, способные если не вернуть деньги, то хотя бы частично восстановить производство, и субсидируют им процентную ставку по кредитам. Остальные все равно оказываются брошенными на произвол судьбы. Увеличена также привлекательность кредитных ресурсов для населения и фермеров. Однако это востребовано лишь там, где сохранился трудовой потенциал и развиваются товарные частные хозяйства. В Нечерноземье, в районах депопуляции, кредиты на покупку скота буквально навязывают, но их почти никто не берет: пожилым корова уже не по силам, а молодежь стремится в города.

Принятая в 2007 году Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы расставила основные приоритеты развития сельского хозяйства. Из 76 млрд руб. в 2008 году и из 130 млрд в 2012 году половина направляется на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, а попросту на продолжение субсидирования процентной ставки по кредитам. В лучших советских традициях в программе подробно расписано, как увеличится производство и поголовье скота, как замечательно вырастет урожайность. Однако механизм этого роста остается за кадром. И главные социальные риски развития сельского хозяйства в районах глубокой депопуляции в Нечерноземье и современного оттока населения в Сибири, как и прежде, игнорируются. Более того, в противовес реальным тенденциям территориального разделения труда в сельском хозяйстве программа намечает расширение растениеводства на Крайнем Севере, возобновление трудоемкого производства льна и конопли в местах, где почти не осталось сельского населения, и т. п.

В то же время насущные проблемы, на которые жалуются все сельские хозяева, даже не затронуты. Советская система госзакупок и потребкооперации давно разрушена, а новая инфраструктура для сбыта сельхозпродукции за 17 лет так и не создана. Стимулирование ее создания является главной задачей властей всех уровней, которую они выполняют из рук вон плохо. Сеть доступных производителям оптовых и розничных рынков, аукционов скота и зерна, хорошо поставленная информация о ценах и потребителях продукции - насущная потребность крупных предприятий, фермеров и хозяйств населения. А это главное в современном агросервисе. Но лишь 2% средств в рамках программы направляется на регулирование рынка агропродукции.

Сельское хозяйство спасают не столько осмысленные действия правительства, сколько другие отрасли, и прежде всего пищевая промышленность. Ведь даже современное российское сельское хозяйство (за исключением производства говядины, которое убыточно во всех регионах страны) при разумном ведении отрасль выгодная. Спрос на его продукцию есть, отдача от вложений скорая, особенно в растениеводстве (мало в каких отраслях производства, вложив средства весной, можно получить результат осенью). Относительно быстро окупаются небольшие фермы мелкого скота и птица. Поэтому многие фирмы, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, стали инвестировать в агропроизводство, то есть укреплять собственную сырьевую базу.

Часть крупных агропромышленных холдингов формируется на базе компаний, по основной деятельности далеких от сельского хозяйства. Например, активно приобретали агропредприятия на юге России "Газпром" и Стойленский ГОК. Некоторые торговые компании, начав с импорта продовольствия, после 1998 года также стали скупать пищевые и сельскохозяйственные предприятия. Иностранные производители также влияют на сельское хозяйство России. Ярким примером служит сеть молокоперерабатывающих предприятий с иностранными инвестициями. Они поддерживают сельхозпроизводителей, предлагая гораздо более высокие закупочные цены на молоко, чем местные молокозаводы. Однако агрохолдинги и предприятия с иностранными инвестициями обычно предъявляют более жесткие требования к качеству и объемам поставок, поэтому опираются на сильные и крупные хозяйства, тем самым усиливая поляризацию предприятий.

Таким образом, к 2007 году реформирование сельского хозяйства и меры, принимаемые для его вывода из кризиса, привели не только к стабилизации и росту статистических показателей по сравнению с 1999 годом, но и к трансформации его структуры - само пространство сельскохозяйственной деятельности России заметно изменилось. Частичный выход из кризиса, поляризация агропредприятий, увеличение доли индивидуальных хозяйств в структуре сельхозпроизводства - все это указывает скорее на спонтанные рыночные механизмы восстановления сельского хозяйства. Те, кто не смог адаптироваться к новым условиям, до сих пор пребывают в глубокой депрессии, вырезая оставшийся скот и забрасывая поля.

2000 "В наши дни сельское хозяйство становится прибыльной отраслью... Мы должны сосредоточиться на структурных преобразованиях".

2001 "Законы рынка медленно, но все-таки постепенно и уверенно начинают функционировать и в этом секторе нашей экономики... В АПК пошли отечественные и зарубежные инвестиции".

2002 "В отечественном АПК определенные, пускай еще очень робкие, но тем не менее положительные тенденции и сдвиги все-таки есть. Об этом говорят и общий рост продуктивности сельского хозяйства, и сокращение числа убыточных предприятий".

2003 "Экономические тенденции положительного свойства пока мало влияют на жизнь сельских тружеников... По большому счету реформы на селе по-прежнему "пробуксовывают"".

2004 "Мы и дальше будем аккуратно, не нарушая рыночных механизмов и принципов, не создавая проблем для потребителя сельхозпродукции, заниматься поддержкой отечественного товаропроизводителя".

2005 "Три года назад мы приняли закон о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий... Вместе с тем большое количество сельхозпредприятий еще находится в достаточно сложном финансовом положении".

2006 "Селу объективно не хватает ресурсов для широкомасштабного технического переоснащения. В отрасли не были задействованы механизмы эффективного рыночного регулирования. Их развитие сдерживала финансовая несостоятельность значительной части хозяйств, а также незавершенность в реформировании земельных отношений".

2007 "Нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства. Помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне".

В то время как некоторые отрасли российского сельского хозяйства демонстрируют значительные успехи, другие не растут вовсе.

Растениеводство вернулось к уровню производства 1990 года одним из первых - в 2004 году. Несмотря на это, посевная площадь в России продолжает сокращаться, во многих регионах, особенно в Нечерноземье, не используется от 30 до 60% пахотных земель.

Производство льна сокращалось на протяжении всего ХХ века, несмотря на многочисленные программы его поддержки. В районах европейской России, где традиционно выращивался лен, оно почти полностью деградировало. Сейчас треть российского производства льна концентрируется в Алтайском крае и Новосибирской области.

Производство картофеля за последние годы не сократилось, но по большей части переместилось в частные хозяйства. Однако из-за невозможности мелких хозяйств сбывать свою продукцию в торговых сетях крупных городов картофель приходится импортировать. Овощи, как показывает статистика, граждане теперь тоже предпочитают выращивать для себя сами.

Животноводство пережило особенно глубокий кризис - поголовье крупного рогатого скота в России с 1990 года сократилось более чем на 60%. Во многом это связано с плохим породным составом скота и устаревшими технологиями его содержания. В отрасли сильно географическое расслоение - южные и пригородные предприятия увеличили надои. Благодаря этому надои молока в среднем по России (в расчете на одну корову) выросли по сравнению с 1999 годом и даже превысили уровень докризисного 1990 года. При этом на периферии регионов и в Нечерноземье продолжают вырезать оставшейся скот. Падение поголовья свиней остановилось на 35% от уровня 1990 года лишь в 2004 году. Зато птицеводство быстро выходит из кризиса - с 2000 года начался рост поголовья. Также начиная с 2000 года постепенно восстанавливается овцеводство - рост поголовья овец составляет 2-6% в год. Однако доля баранины в общем производстве мяса не превышает 4%.

Положительным фактором стала реализация нацпроекта в сфере АПК, хотя очевидно, что всех проблем он не решает. Яма, в которой оказалось сельское хозяйство, настолько велика, что выбираться из нее предстоит вплоть до 2020 года. Впрочем, и до принятия нацпроекта были отработаны и постоянно совершенствуются механизмы льготного кредитования сельского хозяйства: теперь кредит дают не на один год, как раньше, а на 10 лет. Стоит отметить и введенную с 2001 года практику госрегулирования цен, в первую очередь на зерновые.

Однако наблюдаются и негативные явления. Например, укрепление курса рубля снижает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортерами. Хотя сельское хозяйство и стало постепенно выходить из кризиса, однако по-прежнему сохраняется ряд фундаментальных рисков. Во-первых, это кадровая проблема. На ближайшую перспективу основным сдерживающим фактором остается нехватка даже не техники, а именно людей. Во-вторых, это сложившаяся конъюнктура цен, с одной стороны, на сельхозпродукцию, а с другой - на ресурсы. Ведь из-за сохраняющейся инфляции среди всех отраслей больше всего страдает именно сельское хозяйство. В рамках реализации нацпроекта многие сельхозпроизводители взяли кредиты, но если не будет создана соответствующая конъюнктура, у них могут возникнуть большие проблемы с возвратом денег.

Виктор Семенов, депутат Госдумы, в 1998-1999 годах министр сельского хозяйства и продовольствия РФ, основатель агропромышленной группы "Белая Дача":

Наше сельское хозяйство уже прошло восстановительный период, и начался необратимый рост. Во многих регионах, особенно на юге, сложилась устоявшаяся специализация на производстве определенных видов продукции. Конечно, на юге это проще сделать, чем в северных районах, но тем не менее еще недавно не существовало такого четкого понимания, что выгодно выращивать, а что нет. В стране появилось много эффективных хозяев как на малых, так и на крупных сельхозпредприятиях, и они не без помощи, конечно, государства защищают рынок от некачественной продукции.

Сегодня мы уже не 70-80% продовольствия завозим из-за рубежа, а всего лишь 50%, и со временем эта цифра будет только уменьшаться. Сейчас уже виден большой рывок в растениеводстве, птицеводстве и свиноводстве. Есть небольшой рост в молочном животноводстве. А главное, уже очевиден рост в откормке крупного рогатого скота. Это самый длительный и капиталоемкий процесс в сельском хозяйстве, а у нас он пошел довольно быстро. Сложились и схемы взаимодействия сельхозпроизводителей и власти.

Уверен, что наши фермеры смогли добиться таких результатов благодаря комплексной поддержке со стороны государства. Если будет исполнена программа поддержки сельского хозяйства до 2012 года, а из федерального бюджета, как запланировано, будет выделено 150 млрд рублей, то мы выйдем на самый оптимистический сценарий развития сельского хозяйства в России. К тому же наши механизмы поддержки сельхозпроизводителей более прогрессивные, чем в США и Европе, они менее расточительны и капиталоемки.


Экологические проблемы сельского хозяйства 

Различные сельскохозяйственные производства порождают целый ряд острых экологических проблем. Основные экологические проблемы связаны с воздействием факторов сельскохозяйственного производства на природные экосистемы, ландшафты и биосферу в целом. Такими факторами воздействия являются:

  •  применение минеральных удобрений;
  •  применение пестицидов;
  •  распашка земель;
  •  сведение природной растительности на сельхозугодья;
  •  выпас скота;
  •  создание крупных животноводческих комплексов;
  •  орошение земель;
  •  осушение земель.

Основные экологические проблемы, связанные с сельским хозяйством:

  •  деградация почвенного покрова, которая обусловлена:
  •  усилением ветровой эроизии;
  •  водной эрозии;
  •  засолением при орошении;
  •  загрязнением при использовании минеральных удобрений и пестицидов;
  •  загрязнение поверхностных вод (рек, озер, морей) и деградация водных экосистем; загрязнение грунтовых вод;
  •  сведение лесов и деградация лесных экосистем (обезлесивание);
  •  нарушение водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении);
  •  опустынивание в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова;
  •  уничтожение природных местообитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов.

Сельское хозяйство привело к экологическим катастрофами в некоторых регионах планеты: Приаралье и Аральское море (причина — орошение, химизация, засоление почв), а также зона Сахель в Африке (причина – скотоводство и примитивное земледелие). Стремление решить эти проблемы привело к созданию концепции органического сельского хозяйства.

Во второй половине XX века стала актуальна ещё одна проблема: уменьшение в продукции растениеводства содержания витаминов и микроэлементов и накопление в продукции как растениеводства, так и животноводства вредных веществ (нитратов, пестицидов, гормонов, антибиотиков и т. п.). Причина − деградация почв, что ведёт к снижению уровня микроэлементов и интенсификация производства, особенно в животноводстве.

Согласно результатам обнародованного Счетной палатой Российской Федерации «Аудита эффективности охраны окружающей среды в Российской Федерации в 2005—2007 годах», примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн человек, является экологически неблагополучной


Сельское хозяйство сегодня

Об инновациях

В 2009 году министерством сельского хозяйства был заключен контракт на создание трех космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли с целью мониторинга сельскохозяйственных угодий на всей территории России. С их помощью мы сможем получать высокоточные данные о состоянии сельскохозяйственных земель, прогнозировать и оценивать урожайность. У нас появится возможность предсказывать засухи, от которых в этом году пострадали многие хозяйства.

Министерство реализует комплекс мероприятий, направленных на внедрение ресурсосберегающих почвозащитных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. В период до 2015 года значительная часть сельскохозяйственных предприятий будет обеспечена оборудованием для картографирования полей, определения потребности в удобрениях и средствах защиты сельскохозяйственных культур от болезней, вредителей и сорняков с соответствующим программным обеспечением.

В животноводстве сбережение ресурсов обеспечивается внедрением современных технических средств с высоким уровнем автоматизации и роботизации. В России уже действуют фермы, где работают роботы-дояры. В результате современные животноводческие комплексы обслуживаются минимальным количеством персонала. А микрочип на шее коровы с информацией о ежесуточных надоях, которую считывают "умные" кормушки и в соответствии с потребностью выдают зерновой корм, - это уже достаточно распространенная в нашей стране технология.

Сейчас министерство реализует комплекс мер по внедрению инновационных подходов к управлению АПК. Для этого создается Единая система государственного информационного обеспечения, гарантирующая системный обмен данными между федеральными, региональными властями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это позволит существенно повысить оперативность принимаемых решений на всех уровнях.

Также в 2009 году создан единый реестр бюджетополучателей и введены критерии оценки эффективности использования средств на основе многоуровневой системы контроля - от региона до конечного получателя.

Создаются федеральные и региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, с учетом биоклиматического потенциала регионов и их роли в агропродовольственном рынке страны.

Вводятся новые формы отчетности по всем базовым показателям государственной программы в виде подготовки и защиты "паспорта региона". Таким образом, мы намерены добиться повышения не только рентабельности государственной поддержки, но и ее "прозрачности".

О зерне

В 2009 году в России собран хороший урожай зерна - 97 миллионов тонн в чистом весе. Впервые за 100 лет российское зерно стало стратегическим экспортным продуктом - на мировом рынке будет продано свыше 20 миллионов тонн. Таким образом, наша страна вошла в тройку лидеров мирового зернового рынка и превратилась в одного из гарантов глобальной продовольственной безопасности. При сохранении положительной конъюнктуры мирового рынка через 10-15 лет экспорт может вырасти до 30-40 млн тонн.

Дальнейшее наращивание производства зерна и его экспорт - стратегическая задача для министерства. Поэтому основные наши усилия будут направлены на модернизацию и развитие зерновой инфраструктуры, в том числе экспортной, стимулирование применения инновационных технологий, а также развитие переработки. Важной задачей министерства останется обеспечение ценовой стабильности внутреннего рынка посредством проведения государственных закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций.

О мясе

В 2009 году объем производства мяса в убойном весе составил 6 миллионов 700 тысяч тонн (или 10 миллионов тонн в живом весе). Это на 7 процентов больше показателя прошлого года. Наибольший прирост показали Белгородская, Орловская, Новгородская области, Республика Татарстан.

Могу сказать, это результат комплекса мер, принятых на федеральном и региональном уровнях: разработана отраслевая программа по развитию мясного скотоводства до 2012 года, согласованы прогнозные балансы на этот же период по мясным ресурсам, предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение 3 лет. Реализуются экономически значимые региональные программы по развитию мясного скотоводства стоимостью 2 миллиарда 900 миллионов рублей.

Важная деталь: за счет взвешенных мер таможенно-тарифного регулирования и роста производства к концу 2010 года доля импорта в общих ресурсах сократится с 25 процентов до 22 процентов, а к 2012 году - до 18 процентов.

Тенденция к импортозамещению определяется опережающими темпами развития мясного животноводства в ряде регионов страны, где объем производства существенно превышает внутреннее потребление: в Белгородской области в 4 раза, Липецкой области в 1,7 раза, Ленинградской области в 1,4 раза. Это позволяет не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах.

О молоке

Несмотря на неблагоприятную ценовую конъюнктуру в прошедшем году, в отрасли отмечен рост производства - 0,3 процента. Лучшую динамику показали Саратовская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Башкортостан. Всего было произведено 32 миллиона 430 тысяч тонн молока. Доля импорта на рынке молока и молочных продуктов по итогам года составит около 17 процентов.

В успешных регионах объем производства существенно превышает потребление: в Республике Мордовия - в 1,8 раза, Алтайском крае и Вологодской области - в 1,7 раза. Фактически происходит специализация регионов. Именно здесь будет решаться задача импортозамещения на рынке молочной продукции.

В будущем министерство предполагает осуществить для этого целый комплекс мер. Разработаны и реализуются программы по развитию молочного животноводства и семейных молочных ферм, осуществляются меры таможенно-тарифного регулирования. На поддержку экономически значимых региональных программ, направленных на увеличение производства молока, выделено 3 миллиарда 400 миллионов рублей.

О развитии инфраструктуры и переработки

Динамичный рост производства в отрасли требует реализации новых подходов к развитию инфраструктурной составляющей.

По поручению президента министерством разрабатывается программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. В кратчайшие сроки будут приняты неотложные меры по реализации крупных инфраструктурных проектов на рынках зерна, мяса, молока, овощей.

Программа предусматривает консолидацию возможностей государства и бизнеса, комплекс мер по стимулированию и поддержке предпринимательской инициативы. К участию в этом масштабном и амбициозном проекте приглашены все заинтересованные стороны. Реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности российской аграрной продукции и, как следствие, импортозамещению на рынках мяса и молока, наращиванию экспорта зерна.

Не менее важной задачей является развитие переработки. Министерство сельского хозяйства планирует, во-первых, создание агропромышленных парков, на территории которых будут базироваться мощности по первичной и глубокой переработке сельхозсырья, а также учебные центры, машинно-тракторные станции, транспортные подразделения, мощности по хранению продукции, бизнес-центры с региональными представительствами поставщиков техники, удобрений и средств защиты растений, информационно-консультационные пункты и прочие инфраструктурные объекты. Главная задача агропарков - собрать сырье мелких производителей и превратить его в крупные товарные партии продовольствия. Таким образом фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств, которые в совокупности производят около половины всего российского сельскохозяйственного сырья, смогут получить доступ к прилавкам крупных сетевых торговых предприятий.

Во-вторых, в ряде регионов, в частности в Липецкой области, создаются мини-заводы по переработке молока мощностью до 25 тонн в сутки. Они нацелены на закупку сырого молока на современных семейных фермах, пилотный проект по строительству и оборудованию которых ведется сейчас в ряде регионов страны. Причем свежая, качественная продукция мини-заводов реализуется в близлежащих населенных пунктах по доступным ценам.

Этот позитивный опыт необходимо распространить и в других регионах.

В-третьих, министерством разработана программа по развитию первичной переработки скота, что будет способствовать повышению товарности производимого мяса.

О малых хозяйствах

Сегодня в России малые хозяйства - основа продовольственной безопасности страны, залог сохранения самобытного уклада жизни, культурных традиций и устойчивого развития сельских территорий.

Основным направлением их поддержки со стороны государства является субсидирование процентной ставки по кредитам. С 2006 по 2009 год года объем субсидий увеличился с 2,4 миллиарда рублей до 6 миллиардов рублей. В результате в 2009 году объем субсидируемых банковских кредитов составит 35 миллиардов рублей. Всего с 2006 года малые хозяйства привлекли кредитов более чем на 175 миллиардов.

Учитывая особую роль малого предпринимательства в развитии отечественного АПК, правительство и министерство сельского хозяйства реализуют для его поддержки специальные меры социально-экономического и правового характера.

Одна из них - проект по созданию семейных молочных ферм. Он должен обеспечить переработку и гарантированный сбыт произведенного фермерами молока по справедливым ценам. В 2009 году с использованием средств федерального бюджета уже построено 37 ферм в 8 регионах России.

О Доктрине продовольственной безопасности

Важнейшим итогом 2009 года стало утверждение Доктрины продовольственной безопасности страны. Наряду с госпрограммой развития сельского хозяйства - это основополагающий документ, формирующий идеологическую основу и определяющий приоритеты развития продовольственного рынка страны на долгосрочную перспективу.

По оценке ФАО, мы одними из первых разработали Доктрину на основе ориентиров саммита тысячелетия ООН, решений, принятых "Группой восьми" в Аквиле (Италия). Их суть - в необходимости системного и комплексного подхода к повышению уровня обеспеченности населения отдельных стран и мирового сообщества в целом безопасными и доступными продуктами питания.

По ряду стратегических позиций мы все еще серьезно зависим от импорта. Это мясо, молочная продукция, сахар. Доля импорта по ним составляет от 15 до 40 процентов. Поэтому основным критерием оценки продовольственной безопасности стал удельный вес отечественной продукции в общем объеме внутреннего рынка. По зерну и картофелю он составляет не менее 95 процентов, молоку и молокопродуктам - 90 процентов, мясу и мясопродуктам - 85 процентов, сахару, растительному маслу - 80 процентов. Эти показатели соответствуют рекомендованным ФАО пороговым значениям (17 процентов).

При этом по зерну и картофелю мы уже сейчас полностью обеспечиваем внутренние потребности. По мясу и мясопродуктам к 2012 году планируем рост производства на 25 процентов. В результате доля импорта сократится до 18 процентов, то есть почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом. Показатель Доктрины будет практически полностью выполнен. По молоку и молочным продуктам доля импорта составит 16,6%.

Задачи, поставленные в Доктрине, будут решаться комплексно и основываться на анализе спроса и предложения, структуры потребления, экономических аспектах производства по каждой группе сельскохозяйственной продукции.

Для этого министерством разработаны и согласованы с минэкономразвития балансы ресурсов до 2012 года по мясу, молоку, сахару, зерну. Они позволяют на федеральном уровне прогнозировать объемы производства, структуру потребления, экспорт, импорт и разрабатывать меры поддержки отдельных отраслей АПК с учетом возможностей сельхозтоваропроизводителей по наращиванию объемов производства.


Заключение

В отличие от многих других сфер экономики, сельское хозяйство России демонстрировало в 2009 году как минимум устойчивость, а в некоторых отраслях - даже рост. Основной результат 2009 года - рост производства составил 0,5 процента.

Благодаря этому удалось сохранить стабильность потребительских цен на основные виды продуктов. При этом индекс цен на продукцию сельского хозяйства даже снизился и составил 97,7 процента по отношению к предыдущему году.

Хочу подчеркнуть, что рост производства достигнут в год глобального экономического кризиса. При этом во многих регионах России была засуха. Тем не менее объем производства сельскохозяйственной продукции в стране по итогам года достиг, по нашим оценкам, 2,6 триллиона рублей.

За этим успехом стоит труд многих людей. Но надо признать: энергия развития была сохранена в первую очередь благодаря своевременной и эффективной государственной поддержке. В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и антикризисных мер правительства финансирование отрасли составило 190 миллиардов рублей. Косвенная поддержка - льготное налогообложение, фиксированные цены на горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, таможенно-тарифное регулирование - оценивается еще в 30 миллиардов рублей.

Объем кредитов, привлеченных сельхозтоваропроизводителями в 2009 году, составил 717 млрд рублей, в том числе субсидированных государством - 384 млрд рублей. В результате в агропромышленном комплексе созданы все предпосылки для дальнейшего устойчивого роста.

Сейчас перед министерством стоит задача сохранить положительную динамику развития АПК. На реализацию госпрограммы в 2010 году будет направлено 107,6 млрд рублей. Рассчитываем, что эта поддержка приведет к дальнейшему росту производства.

При этом время, когда аграрии радовались любому повышению валовых показателей, уже позади. Минсельхоз добивается, чтобы средства господдержки использовались рентабельно. А для этого рост производства зерна должен сопровождаться расширением рынков сбыта, в том числе и наращиванием экспорта. Увеличение объемов поставок на внутренний рынок отечественного мяса и молока - импортозамещением.

Наш агропромышленный комплекс работает в условиях жесткой конкуренции, и побеждать в ней можно только в том случае, если отрасль перейдет на инновационный путь развития. Нужно продолжать технологическую модернизацию производства, а она невозможна без подъема науки и образования. При этом мы намерены отдать приоритет развитию инфраструктуры, потому что сейчас уже трудно удивить рынок ростом производства скота и птицы, например, в живом весе. Нужно научиться превращать такие показатели в способность сельского хозяйства произвести именно тот товар, который нужен предприятиям переработки и торговли. И в нужном количестве, и в указанные в договоре сроки доставить его покупателю.


Список используемой литературы

1.Коваленко Н.Я., Экономика сельского хозяйства, Юркнига-М., 2004г

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сельское_хозяйство

3. http://www.mcx.ru/ - Министерство сельского хозяйства РФ

4. http://www.gks.ru/


Москва 2010г


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2829. Физический износ зданий 59 KB
  Физический износ зданий Критерием оценки технического состояния здания в целом и его конструктивных элементов и инженерного оборудования является физический износ — это утрата ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств в результате воз...
2830. Комплексы контроля параметров ГТД. Канал измерения давления 2.36 MB
  Комплексы контроля параметров ГТД. Канал измерения давления  Назначение, функции, состав приборов контроля силовых установок. Требования к точностным характеристикам. Системы контроля и измерительные информационные системы – это системы, п...
2831. Функциональное обслуживание зданий и придомовых участков 78 KB
  Функциональное обслуживание зданий и придомовых участков. Виды и структура эксплуатирующих организаций. Задачи эксплуатирующих служб. Техническое обслуживание зданий. Виды осмотров зд., их периодичность. Источники средств на техническое обслуживание...
2832. Озеленение городских территории 63 KB
  Озеленение городских территории Система зеленых насаждений в городе. Классификация. Озелененные территории в городе и за его границами в зависимости от функционального назначения, размеров и размещения в плане относятся к различным категориям. ...
2833. Безопасность жизнедеятельности. Среда обитания человека 690 KB
  Безопасность жизнедеятельности. Среда обитания человека. Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую). Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из вза...
2834. Канал измерения температуры 5.17 MB
  Канал измерения температуры. Общие сведения об измерении температуры. Понятие температуры Приборы, предназначенные для измерения температуры, называются термометрами. В качестве принципа работы термометров можно использовать любой физический п...
2835. Ремонт зданий 44.5 KB
  Виды ремонтов зданий. Текущие ремонты здания, их виды, цели и содержание. Капитальные ремонты зданий, их виды, цель и содержание. Источники финансирования текущих и капитальных ремонтов. Нормирование затрат на ремонты, суть понятия «недоремонт» 1 Ви...
2836. Трудові ресурси сільського господарства, склад і класифікація трудових ресурсів 102.5 KB
  Трудові ресурси сільського господарства, склад і класифікація трудових ресурсів Трудові ресурси як фактор економічного розвитку держави Трудові ресурси – специфічний і найважливіший із усіх видів економічних ресурсів. Як фактор економічного роз...
2837. Разработка и внедрение системы экологического менеджмента на АЭС 2.13 MB
  Становление и концепция экологического менеджмента при осуществлении деятельности, связанной с использованием атомной энергии и природных ресурсов. Руководство концерна Росэнергоатом и его филиалов - атомных станций, их деловые партнеры понимают преимущества, получаемые на международном и российском рынках предприятиями, которые внедрили систему экологического менеджмента.