96444

Словарная работа на уроках русского языка

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания.

Русский

2015-10-06

24.32 KB

1 чел.

Департамент образования города Москвы

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 403

Словарная работа на уроках русского языка

Выполнила:

Учитель русского языка

Курлович Л.В.

Москва

2010

  СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели: 1. Показать различные формы работы со словарными словами на уроках русского языка.

           2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.

            3. Воспитывать интерес к образности русского слова.

   Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного  воспитания учащихся.                                    

Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно,  не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов  и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их.

--- Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем  определяя "трудное" место произносят правило и записывают его в тетрадь.

 Такой подход к словарной работе позволяет  учащимся закреплять изученные ранее правила. (Приложение 1).

--- Приносит неплохой результат и традиционный прием обучения, еще один вид словарной работы: выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).  (Приложение 2).

-- Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки.  Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово. (Приложение 3).

Данная работа способствует активному усвоению и непроверяемых и труднопроверяемых слов, а также закреплению определенных правил.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи. Это следующие задания:

1. Различные виды работы с орфографическим словарем.

2.  Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3. Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.

4.  Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво. «Проникновение в тайну» слова,  различные виды работы с фразеологическими выражениями. (Приложение 4)

5.  Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы (сочинение-миниатюра). (Приложение 5).

6.  Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова).

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.

Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

                                  Приложение 1

  1.  

Ед..ничный, обм..кнуть, отр..слевой, в..трина, собач..нка, учас..твовать, круглолиц..ый, с..мпровизировать, пр..творить дверь, фальш.., умнож..те, горюч.., наотмаш.., пол..царства, ни..чего не..желал, научно..популярный, какой..нибудь, собрались ото..всюду, ругать за..глаза, безветрен..ый день, серебрян..ый ручей, замеш..н..ое тесто, дорога длин..а, ранен..ый в бою, гружен..ая машина, заплетен..ая коса, слова брошен..ы вслед, по..осен..ему слякотно, не..просохшая после дождя земля, не..ряшливый человек, не..кошен..ая трава, кормить до..сыта.

  1.  

Настр..ение, бл..стательный, б..йкот, ч..ткость, здра..ствовать, газифиц..ровать, под..грать, относит..ся с пр..зрением, молодеж.., напишеш.., колюч.., вскач.., пол..килограмма, лимонно..ж..лтый, ни..в..чем, ..делать и..подтишка, коноплян..ое масло, отлажен..ый механизм, кусты посажен..ы жильцами, обществен..ость взволнован..а, варен..ый картофель, посеян..ый овес, светит по..весен..ему, не..прояснившийся небосклон, книга ни..сколько не..интересна, не..легкий диктант, пол..учебника, отнюдь не..единствен..ое решение, все по..старому, кое..в..чем.

               

                           Приложение 2

Распределить слова в две колонки:

                                              О и Ё:

Прош..л, девч..нка, сверч..к, обж..ра, реш..тка, крыж..вник, трущ..ба, уч..ный, проч..л, приш..птывать, беч..вка, ож..г руки, кирпич..м, прич..ска, перч..ое мясо, дворц..вый, ш..рох, ш..рстка, ч..ткость.

                                        Ь знак  и без мягкого знака:

Береч.., обеспеч..те, не тревож., много училищ.., решение задач.., дым пожарищ…, утеш..ся, замуж.., испеч.., малыш.., могуч.., много тысяч.., чертиш.., роскош.., полноч.., меч.., рубеж.., навеваеш.., гореч.., помощ.., наотмаш.., навзнич.., невтерпеж.., тягуч.., хорош.. .

Безударная гласная                                   Гласные в корнях с                           

в корне слова:                                                чередованием:

Выр..щивать, об..яние, пос..дел за столом, подр..внять кусты, водор..сли. исп..рение, друзья ув..дали, р..внина, изл..гать, посв..тил стихи, ув..дать от жары, ед..ничный, тв..рчество, выж..гать. зам..р, перем..стить, накл..нение. разл..жить, нав..вать сон, изм..рять площадь, пок..яние, подм..чить репутацию, ут..хающий шум, обгл..дать, заб..рать, бл..стать.

                            И или Е:

Ут..хающий шум, пос..деть на скамейке, прил..пать к подошве, нат..рать до блеска, бл..стит, подж..гатель, бл..стательный, соч..тание, расст..лать платок, прим..рить противников, посв..тить фонарем, поч..тание, выж..гать, ст..реть пыль, проб..раться, скр..пить документы, скоро соб..рут, выд..рнуть гвоздь, пост..лю, зам..реть, пос..дел от горя, бл..стящий исполнитель.

                      ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:

  1.  О..блеск, пиш..м, кристал.., платоч..к, эф..ект. выск..чка, старин..ый.
  2.  Бе..ценный, дыш..щий, грамм..атика, пор..сль, ил..юзия, туш..нка, лес..ница.
  3.  Суф..икс, гон..шь, сма..ка, обман..щик. доверч..вый, ге..заметр, к..нонада.
  4.  Не..гораемый шкаф, замеш..нное тесто, сер..це, науч..ный, расст..лать, заветрен..ый, выкач..нный воздух.
  5.  Лю..ская. прик..сновение. ломан..ый, кочеры..ка. сва..ьба, кружиш..ся.

                           ПРИЛОЖЕНИЕ  4

  1.  Придумайте и напишите предложения с данными синонимами:

Нечистый, грязный, испачканный, вымазанный, загаженный.

Написать, начертать, выписать,  набросать, настрочить, нацарапать.

  1.  К данным словам придумайте антонимы и синонимы. Составьте с ними предложения.

    Ненавидим, жара, воля, спокойный, лето, смех, золото, холод,   чистый, говорить.

  1.  Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) бессердечный, бездушный, черствый, безответный.

б) интересный, занимательный, достойный внимания, истинный.

в) вежливый, благополучный, предупредительный, учтивый.

Укажите предложение с фразеологизмом:

а ) Сегодня такое чистое небо!

б) Я попал в мишень только с первого раза.

в) У тебя длинные музыкальные пальцы.

г) Ты в этот раз попал пальцем в небо.

                       ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Написать сочинение-миниатюру по данному началу:

  1.  Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело,  чисто и опрятно…

                                                                   По С. Аксакову

  1.  Была грустная августовская ночь – грустная потому, что пахло осенью. Покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам ее темные озимые поля. Часто падали звезды…

                                                                             А. П. Чехов

3.  Сочинение по опорным словам на тему: «Мой путь в школу».

Недавно, недалеко, нередко, тогда, немного, раньше, наспех, заранее; не торопливо, а медленно, зачастую, мало-помалу, дальше, вместе, вовремя, поэтому, никогда. (Не обязательно использовать все).

  1.  Сочинение-миниатюра по опорным словосочетаниям на тему: «Осень».

Солнце, (не)греющее землю; лес, еще (не)потерявший осенний наряд; деревья (не)обнажены; (не)улетающие на зиму синицы; (не)скончаемые дожди.

          

                    

Используемая литература:

  1.  Т. Ю. Угроватова «Материалы для подготовки к итоговой аттестации»
  2.  В. В. Леденева «Тесты по русскому языку»
  3.  Е. С. Симакова «Словарные слова»
  4.  М. Р. Львов «Словарик синонимов и антонимов».
  5.  О. Л. Брынцева «Русский язык. Тренинг. 5-7 классы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32616. Докладно описати такі питання: -призначення і класифікація пасажирської станції (ПС); -основні пристрої, які проектуються на ПС; -основні операції, які виконуються на ПС 198.5 KB
  Мин. Iрп=120 2·8=75 мин; Время занятия перронного пути: Тз=tпмtпрtтпtот где tпм – продолжительность приготовления маршрута мин; tпр – время занятия маршрута приемом поезда мин; tтп – продолжительность операций по технологическому процессу мин; tот время занятия маршрута отправлением поезда мин. tпр=LгпLднLп Vпр где Lгп – длина горловины приема м; Lдн – длина участка приближения м; Lп – длина поезда м; Vпр –скорость поезда при входе на станцию км ч; принимаем Vпр= 40км ч = 66667м мин tпр=4001500450 66667=352...
32617. Назначение и классификация и основные технические и эксплуатационные параметры сортировочных устройств 413.5 KB
  Для сортировки вагонов на станциях рекомендуется проектировать основные и вспомогательные сортировочные устройства следующих типов: горочные – сортировочные горки повышенной большой средней и малой мощности где для сортировки вагонов используется сила тяжести; негорочные – вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне где используется сила тяжести локомотива и сила тяжести вагонов; вытяжные пути и стрелочные горловины на горизонтальной площадке где используется только сила тяги локомотива. Для выполнения функций основного...
32618. Докладно описати основні пристрої вантажної станції (ВС): -колійний розвиток ВС - сортувальні пристрої; -вимоги до проектування основних пристроїв ВС 69 KB
  Для выполнения работы по приему отправлению и обработке поездов и обслуживанию пунктов погрузки – выгрузки на ГС имеются пути сортировочные устройства грузовой район а в отдельных случаях – устройства для экипировки локомотивов и ремонта вагонов производственнотехнические здания и прочие сооружения. Путевое развитие включает приемоотправочные сортировочные погрузочновыгрузочные выставочные соединительные и ходовые пути. Приемоотправочные пути используются для приема и отправления поездов передач на сортировочную или...
32619. Дати докладну характеристику розв’язок перехрещень в вузлах 900 KB
  Основное требование ко всем пересечениям маршрутов в одном уровне заключается в том что эти пересечения не должны снижать пропускную способность ниже необходимой в период интенсивного движения и создавать угрозу безопасности движения. Пересечения в одном уровне устраиваются при благоприятных топографических условиях относительно небольших размерах движения. Безопасность движения поездов обеспечивается с помощью устройств автоматики и сигнализации предохранительных тупиков. Развязки в одном уровне осуществляются чаще всего с...
32620. Розрахунок конструктивної висоти сортувальної гірки на сортувальній станції 571.5 KB
  Профільна висота головної дільниці h1 встановлюється з урахуванням найбільшого використання допустимої швидкості входу Vвх розрахункового бігуна вагою 85 т ωо=05 Н кн. в уповільнювачах 1 ГП при сприятливих умовах скочування: де Vo – найбільша швидкість розпуску приймається 25 м с; g′ох – розрахунковий параметр для ОХ бігуна м с2; де g – прискорення вільного падіння 981 м с2; n – кількість осей бігуна ОХ 4; q – вага бігуна ОХ 85 т; hωо1 hск1 – питома робота сил опору основного і від стрілок та кривих в межах головного дільниці l1...
32621. Докладно описати питання щодо пасажирської технічної станції (ПТС): 1) призначення і класифікація; 2) основні пристрої; 3) основні операції, що виконують на станції; 4) умови застосування; 5) переваги та недоліки окремих ПТС 116.5 KB
  1 ПТС призначаються для переформування ремонту очищення і екіпірування пасажирських составів. Станції бувають крупні 1520 составів за добу і середні 815.20 составів. На технічних парках менше ніж 68 составів.
32622. Аналіз схем двосторонніх станцій с послідовним розташуванням основних парків. Описати системи гіркової автоматики 216.5 KB
  Для комплексної механізації і автоматизації процесу сортування вагонів сортувальні гірки обладнуються локальними системами автоматики ГАЦ ГПЗУ АРС АЗСР ТГЛ пристроями зв’язку телебачення сигналізації. Під час роботи в маршрутному режимі оператор натисканням кнопки яка відповідає номеру підгіркової колії встановлює маршрут для кожного відчепу перед розпуском його з гірки. Система АСУ РСГ дозволяє регулювати швидкість насуву і розпуску составів швидкість руху відчепів з гірки керувати маршрутами руху відчепів з контролем...
32623. Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції, спеціалізація спеціальних вантажних станцій,основні операції,які виконують на спеціалізованих вантажних станціях 677.5 KB
  Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції спеціалізація спеціальних вантажних станційосновні операціїякі виконують на спеціалізованих вантажних станціях. Спеціалізовані вантажні станції це вантажні станції що будуються в пунктах масової переробки однорідних вантажів і забезпечують ритмічність і потоковість обробки масових вантажів і прискорену обробку рухомого складу на станції ефективне використання вантажнорозвантажувальних механізмів і скорочення обсягу роботи сортувальних станцій за рахунок формування...
32624. Дати технічну характеристику колієпроводів 992.5 KB
  Минимальная длина путепроводной развязки в плане определяется в зависимости от радиуса кривой и угла пересечения. Рис 1 – К расчету путепроводной развязки в плане. Длина путепроводной развязки в плане должна быть не менее длины развязки в профиле Lnл Lпp Длина путепроводной развязки в профиле зависит от характера подходов. Минимальная длина развязки в профиле: Lпр=lпод0.