96444

Словарная работа на уроках русского языка

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания.

Русский

2015-10-06

24.32 KB

1 чел.

Департамент образования города Москвы

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 403

Словарная работа на уроках русского языка

Выполнила:

Учитель русского языка

Курлович Л.В.

Москва

2010

  СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели: 1. Показать различные формы работы со словарными словами на уроках русского языка.

           2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.

            3. Воспитывать интерес к образности русского слова.

   Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного  воспитания учащихся.                                    

Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно,  не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов  и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их.

--- Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем  определяя "трудное" место произносят правило и записывают его в тетрадь.

 Такой подход к словарной работе позволяет  учащимся закреплять изученные ранее правила. (Приложение 1).

--- Приносит неплохой результат и традиционный прием обучения, еще один вид словарной работы: выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).  (Приложение 2).

-- Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки.  Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово. (Приложение 3).

Данная работа способствует активному усвоению и непроверяемых и труднопроверяемых слов, а также закреплению определенных правил.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи. Это следующие задания:

1. Различные виды работы с орфографическим словарем.

2.  Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3. Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.

4.  Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво. «Проникновение в тайну» слова,  различные виды работы с фразеологическими выражениями. (Приложение 4)

5.  Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы (сочинение-миниатюра). (Приложение 5).

6.  Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова).

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.

Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

                                  Приложение 1

  1.  

Ед..ничный, обм..кнуть, отр..слевой, в..трина, собач..нка, учас..твовать, круглолиц..ый, с..мпровизировать, пр..творить дверь, фальш.., умнож..те, горюч.., наотмаш.., пол..царства, ни..чего не..желал, научно..популярный, какой..нибудь, собрались ото..всюду, ругать за..глаза, безветрен..ый день, серебрян..ый ручей, замеш..н..ое тесто, дорога длин..а, ранен..ый в бою, гружен..ая машина, заплетен..ая коса, слова брошен..ы вслед, по..осен..ему слякотно, не..просохшая после дождя земля, не..ряшливый человек, не..кошен..ая трава, кормить до..сыта.

  1.  

Настр..ение, бл..стательный, б..йкот, ч..ткость, здра..ствовать, газифиц..ровать, под..грать, относит..ся с пр..зрением, молодеж.., напишеш.., колюч.., вскач.., пол..килограмма, лимонно..ж..лтый, ни..в..чем, ..делать и..подтишка, коноплян..ое масло, отлажен..ый механизм, кусты посажен..ы жильцами, обществен..ость взволнован..а, варен..ый картофель, посеян..ый овес, светит по..весен..ему, не..прояснившийся небосклон, книга ни..сколько не..интересна, не..легкий диктант, пол..учебника, отнюдь не..единствен..ое решение, все по..старому, кое..в..чем.

               

                           Приложение 2

Распределить слова в две колонки:

                                              О и Ё:

Прош..л, девч..нка, сверч..к, обж..ра, реш..тка, крыж..вник, трущ..ба, уч..ный, проч..л, приш..птывать, беч..вка, ож..г руки, кирпич..м, прич..ска, перч..ое мясо, дворц..вый, ш..рох, ш..рстка, ч..ткость.

                                        Ь знак  и без мягкого знака:

Береч.., обеспеч..те, не тревож., много училищ.., решение задач.., дым пожарищ…, утеш..ся, замуж.., испеч.., малыш.., могуч.., много тысяч.., чертиш.., роскош.., полноч.., меч.., рубеж.., навеваеш.., гореч.., помощ.., наотмаш.., навзнич.., невтерпеж.., тягуч.., хорош.. .

Безударная гласная                                   Гласные в корнях с                           

в корне слова:                                                чередованием:

Выр..щивать, об..яние, пос..дел за столом, подр..внять кусты, водор..сли. исп..рение, друзья ув..дали, р..внина, изл..гать, посв..тил стихи, ув..дать от жары, ед..ничный, тв..рчество, выж..гать. зам..р, перем..стить, накл..нение. разл..жить, нав..вать сон, изм..рять площадь, пок..яние, подм..чить репутацию, ут..хающий шум, обгл..дать, заб..рать, бл..стать.

                            И или Е:

Ут..хающий шум, пос..деть на скамейке, прил..пать к подошве, нат..рать до блеска, бл..стит, подж..гатель, бл..стательный, соч..тание, расст..лать платок, прим..рить противников, посв..тить фонарем, поч..тание, выж..гать, ст..реть пыль, проб..раться, скр..пить документы, скоро соб..рут, выд..рнуть гвоздь, пост..лю, зам..реть, пос..дел от горя, бл..стящий исполнитель.

                      ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:

  1.  О..блеск, пиш..м, кристал.., платоч..к, эф..ект. выск..чка, старин..ый.
  2.  Бе..ценный, дыш..щий, грамм..атика, пор..сль, ил..юзия, туш..нка, лес..ница.
  3.  Суф..икс, гон..шь, сма..ка, обман..щик. доверч..вый, ге..заметр, к..нонада.
  4.  Не..гораемый шкаф, замеш..нное тесто, сер..це, науч..ный, расст..лать, заветрен..ый, выкач..нный воздух.
  5.  Лю..ская. прик..сновение. ломан..ый, кочеры..ка. сва..ьба, кружиш..ся.

                           ПРИЛОЖЕНИЕ  4

  1.  Придумайте и напишите предложения с данными синонимами:

Нечистый, грязный, испачканный, вымазанный, загаженный.

Написать, начертать, выписать,  набросать, настрочить, нацарапать.

  1.  К данным словам придумайте антонимы и синонимы. Составьте с ними предложения.

    Ненавидим, жара, воля, спокойный, лето, смех, золото, холод,   чистый, говорить.

  1.  Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) бессердечный, бездушный, черствый, безответный.

б) интересный, занимательный, достойный внимания, истинный.

в) вежливый, благополучный, предупредительный, учтивый.

Укажите предложение с фразеологизмом:

а ) Сегодня такое чистое небо!

б) Я попал в мишень только с первого раза.

в) У тебя длинные музыкальные пальцы.

г) Ты в этот раз попал пальцем в небо.

                       ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Написать сочинение-миниатюру по данному началу:

  1.  Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело,  чисто и опрятно…

                                                                   По С. Аксакову

  1.  Была грустная августовская ночь – грустная потому, что пахло осенью. Покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам ее темные озимые поля. Часто падали звезды…

                                                                             А. П. Чехов

3.  Сочинение по опорным словам на тему: «Мой путь в школу».

Недавно, недалеко, нередко, тогда, немного, раньше, наспех, заранее; не торопливо, а медленно, зачастую, мало-помалу, дальше, вместе, вовремя, поэтому, никогда. (Не обязательно использовать все).

  1.  Сочинение-миниатюра по опорным словосочетаниям на тему: «Осень».

Солнце, (не)греющее землю; лес, еще (не)потерявший осенний наряд; деревья (не)обнажены; (не)улетающие на зиму синицы; (не)скончаемые дожди.

          

                    

Используемая литература:

  1.  Т. Ю. Угроватова «Материалы для подготовки к итоговой аттестации»
  2.  В. В. Леденева «Тесты по русскому языку»
  3.  Е. С. Симакова «Словарные слова»
  4.  М. Р. Львов «Словарик синонимов и антонимов».
  5.  О. Л. Брынцева «Русский язык. Тренинг. 5-7 классы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70752. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕРЕНИИ 790 KB
  Физический эксперимент, проводимый с целью получения информации о количественной характеристике интересующего нас объекта или процесса; полученная информация содержит результат сравнения полученной величины с однородной величиной, принятой за единицу меры...
70753. Изучение зависимости момента инерции точечных тел от их расстояния до оси вращения с помощью крестообразного маятника Обербека 147.5 KB
  Цель работы: Изучить основной закон динамики вращательного движения тел определить момент инерции ненагруженного маховика и проверить зависимость момент инерции нагруженного маховика от распределения его массы в пространстве относительно оси.
70754. Изучение гармонических колебаний 170 KB
  Цель работы: Изучить гармоническое колебательное движение на примерах колебаний математического физического и оборотного маятников. Свойства гармонических колебаний: Частота колебаний не зависит от амплитуды.
70756. Изучение прецессии гироскопа 495.5 KB
  Момент инерции тела относительно оси не проходящей через центр масс равен моменту инерции для параллельной оси проходящей через центр масс плюс произведение массы тела на квадрат расстояния между параллельными осями...
70759. Определение отношений воздуха методом Клемана–Дезорма 59 KB
  Цель работы: изучить адиабатический процесс в газах; определить отношение теплоемкостей газа методом адиабатического расширения. Приборы и принадлежности: стеклянный баллон, манометр, насос.
70760. Изучение статистических закономерностей на механических моделях 258.5 KB
  Движение каждой молекулы определяется законами классической механики поэтому в принципе можно написать уравнение движения каждой молекулы. Однако поскольку число молекул огромно то не только решить но даже написать такое громадное число дифференциальных уравнений практически невозможно.