96455

ФАШИЗМ И НЕОФАШИЗМ

Реферат

Политология и государственное регулирование

Политика играет одну из важнейших ролей в развитии человечества. История неразрывно связана с политическими «встрясками» и изменениями. С развитием человечества и экономики появлялись новые политические движения - новый виток в развитии общества и государства.

Русский

2015-10-06

122.5 KB

3 чел.

 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

      ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ и ПРАВА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Р Е Ф Е Р А Т

 «ФАШИЗМ И НЕОФАШИЗМ»

    Выполнила:

студент группы Гб321

Герасимов Сергей

Проверила:

доцент, к.политических наук

Агеев О.В.

Нижний Новгород

2011

Оглавление:

Введение            

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты двух идеологий .

1.1. Фашизм                    

1.2. Неофашизм        

Глава 2. Неофашизм в России                            2.1. Причины возникновения острых националистических проблем на территории России         

2.2. Влияние неонацистских организаций и движений на современное российское общество и общественный порядок.

Заключение

Список источников и литературы

                                              

 

 

 

Введение.

Политика играет одну из важнейших ролей в развитии человечества. История неразрывно связана с политическими «встрясками» и изменениями. С развитием человечества и экономики появлялись новые политические движения - новый виток в развитии общества и государства.  

 

Общество не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта строятся сегодняшний и завтрашний день. Это еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.  

         

В 1945 году фашизм потерпел сокрушительное поражение. Победоносно завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва против наиболее реакционной ударной силы империализма - гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожение русского государства, установление мирового господства.  

   

Вторая мировая война принесла человечеству неисчислимые страдания: 56млн. человек было убито, свыше 90 млн. – ранено, 28млн. – остались инвалидами. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.     

Годы фашистских нашествий были страшным периодом насилия и террора.

Человечество не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и др. странах Европы.    

      

Однако развитие после второй мировой войны, события последних лет свидетельствуют, что фашизм отнюдь не принадлежит прошлому.

Целью реферата является многовекторное рассмотрение идеологии фашизма и неофашизма.           

Для достижения этой цели в данной работе поставлено несколько задач:  

1. Раскрыть сущность фашизма и неофашизма.    

2.Дать полную характеристику современным неофашистским организациям.

3.Определить причины возникновения острых националистических проблем на территории России в конце 90-х годов 20 – начале 21 вв.   

4. Проанализировать и оценить влияние неонацистских организаций и движений на современное российское общество и общественный порядок.

Работа выполнена методом анализа:       

- исторической, справочной, периодической литературы,      

- программы международного форума «Россия Единая г. Нижний Новгород 2011г»          

-  положения и деятельности рабочей группы по развитию межнациональных отношений при Молодежном Парламенте при Законодательном Собрании Нижегородской Области.

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты двух идеологий .

  1.  Фашизм
    1.  

В  1913 году в Италии возникло движение сторонников вступления страны в войну на стороне держав Антанты (так называемые «интервенционисты»). В нем сомкнулись националисты, часть социалистов, представителей художественного авангарда («футуристов») и др. Вождем движения стал один из бывших лидеров Итальянской социалистической партии Бенитто Муссолини, исключенный из ее рядов за призывы к войне.

15 ноября 1914 Муссолини начал выпускать газету «Пополо д"Италия», в которой призывал к «национальной и социальной революции», а затем возглавил движение сторонников войны – «фаши революционного действия». Члены фаши проводили бурные провоенные манифестации, которые в мае 1915 вылились в волну погромов, направленных против граждан Австро-Венгрии и Германии и сторонников сохранения нейтралитета страны, в нападение на парламент. В итоге им удалось втянуть Италию в войну, вопреки воле большинства населения и значительной части политиков. В последствии фашисты считали это выступление исходным моментом своего движения.        

23 марта 1919 на съезде бывших фронтовиков в Милане было официально провозглашено рождение фашистского движения во главе с Муссолини, получившим титул «вождя» – «дуче» (duce). Оно стало называться «Национальной фашистской партией».       

В основе фашистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование. Побеждает, с точки зрения фашиста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Они вполне разделяли мысль, выраженную лидером итальянского художественного направления «футуристов» автором первого манифеста футуризма Филиппо Маринетти Томазо, ставшего позднее фашистом: «Да здравствует война – только она может очистить мир». «Живите опасно!» – любил повторять Муссолини.           

Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации, государству, партии. Итальянские фашисты заявляли, что признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход «от ощущения „я" к ощущению „мы", от прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и называл «социализмом».             

В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив – нация (у германских нацистов – «народное сообщество»). Нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности», – писал Муссолини. При этом в различных теориях фашизма сущность и становление нации могли толковаться по-разному. Так, для итальянских фашистов определяющими моментами были не этническая природа, расовая принадлежность или общая история, а «единое сознание и общая воля», носителем которых и было национальное государство. «Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, – учил „дуче". – В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм».  

Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию – так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация») приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым.            

Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. «Единственной причиной вымирания культур было смешение крови и, как следствие, снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови», – утверждал Гитлер в своей книге Моя борьба. Отсюда следовал вывод о необходимости «расовой гигиены», «очистки» и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». Другие «неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Особенно «вредными», с точки зрения нацистов, были народы, живущие в разных странах и не имеющие собственного государства. Национал-социалисты с остервенением уничтожили миллионы евреев и сотни тысяч цыган.

Отрицая права и свободы личности как «бесполезные и вредные», фашизм защищал те проявления, которые он считал «существенными свободами» – возможность беспрепятственной борьбы за существование, агрессию и частную экономическую инициативу.     

Фашисты заявляли, что «неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей» (Муссолини). Гитлер в одном из разговоров пояснил: «Не устранять неравенство между людьми, но усугубить его, поставив непроницаемые барьеры. Какой вид примет будущий социальный строй, я вам скажу... Будет класс господ и толпа разных членов партии, размещенных строго иерархически. Под ними – анонимная масса, низшие навсегда. Еще ниже – класс побежденных иностранцев, современные рабы. Над всем этим станет новая аристократия...».             

Фашисты обвиняли и представительную демократию, и социализм, и анархизм в «тирании числа», в ориентации на равенство и «миф прогресса», в слабости, неэффективности и «коллективной безответственности». Фашизм провозглашал «организованную демократию», при которой подлинная воля народа находит свое выражение в национальной идее, реализуемой фашистской партией. Такая партия, «тоталитарно управляющая нацией», должна не выражать интересы отдельных социальных слоев или групп, а сливаться с государством. Демократические волеизъявления в форме выборов излишни. Согласно принципу «вождизма», фюрер или дуче и их окружение, а затем и вожди более низких рангов концентрировали в себе «волю нации». Принятие решений «верхами» (элитой) и бесправие «низов» считались в фашизме идеальным состоянием.    

Фашистские режимы стремились опереться на активность масс, пронизанных фашистской идеологией. При посредстве разветвленной сети корпоративных, социальных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий тоталитарное государство стремилось преобразовать самую сущность человека, покорить и дисциплинировать его, захватить и полностью контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание и характер, воздействовать на его желание и поведение.        

Одна из ключевых в идеологии фашизма – идея единства нации-государства. Интересы различных общественных слоев и классов считались не противоречащими друг другу, а взаимодополняющими, что должно было быть закреплено в виде соответствующей организации. Каждой социальной группе с общими экономическими задачами (прежде всего, предпринимателям и трудящимся одной и той же отрасли) надлежало образовать корпорацию (синдикат). Социальное партнерство труда и капитала было объявлено основой производства в интересах нации. Так, немецкие нацисты провозгласили труд (включая предпринимательство и управленческую деятельность) «социальным долгом», охраняемым государством. «Первая обязанность каждого гражданина государства, – гласила программа нацистской партии, – трудиться духовно и физически ради общего блага».

1.2. Неофашизм.

Главная социальная функция неофашистов на современном этапе состоит в том, чтобы реабилитировать фашизм в сознании людей и выработать у них, в первую очередь у молодого поколения немцев, а также и молодежи других капиталистических стран, ностальгию по нацистскому прошлому и стремлению к активным действиям. Неофашисты в других странах также воспитывают население по образцам “классического” фашизма.1   

                                                       

Современные неофашисты в ФРГ и других странах Европы и те политические силы, которые стоят за их спиной, осуществляют теперь тактику, которая хоть и рассчитана на длительное время, но может, по их мнению, надежно подготовить почву для победы в будущем.         

Суть этой тактики состоит в том, чтобы сконцентрировать основные усилия не на создании массовой партии и завоевании голосов избирателей, а на идеологической обработки широких слоев населения в фашистском духе, на создании духовной атмосферы, благоприятствующей политическому укреплению крайне правых сил, на формировании необходимых для этого социально-политических предпосылок, устойчивых стереотипов и установок массового сознания.2                        

В наши дни неофашистские организации откровенно пропагандируют основные постулаты старого фашизма; чудовищные преступления, совершенные фашистами против человечества, объявлены ложью и вымыслом. Неофашистские силы, ведущие в настоящее время наступление на массовое сознание, широко используют то, что значительной части населения капиталистического мира вообще и молодежи в особенности присущи своеобразный политический и идеологический абсентеизм, абсолютизация материальной стороны жизни, погоня за вещами, деньгами, удовольствиями. К тому чтобы заполнить духовный вакуум в сознании наиболее активной части населения, т.е. тех кому сейчас 20, 30, 40 лет, и стремятся неофашисты.         

Неофашизм сегодня явление интернациональное. Он действует во многих странах капиталистического мира, в развивающихся странах. Действия неофашистов широко координируются в международном масштабе. Рост связей неофашистов, “инфильтрация” методов западногерманских неофашистов в других странах - одна из характерных особенностей нынешнего этапа правого международного экстремизма.

Среди пропагандистских материалов “новых коричневых” часто обнародовались документы, одобряющие и приветствующие террористические акты, совершенные ультраправыми группами против высокопоставленных государственных чиновников и деятелей как в ФРГ, так и в Италии. В настоящее время неофашистские организации щедро финансируются монополиями, и имеются более чем в 60 капиталистических странах. “Черный интернационал” существует и действует. Поэтому не теряет активности проблема борьбы с неофашистской угрозой в современном мире.       

Залог успеха в борьбе против фашизма единство действий, постоянное, упорное наступление по всему фронту. В этом смысле неоценим опыт тех, кто вел такое наступление на передовой, - опыт прогрессивных сил, прежде всего коммунистов, в стране, породившей фашизм.        

Антифашистская пропаганда в современных условиях представляет собой разоблачение сущности старого и нового фашизма, разъяснении поучительных уроков истории, решительный отпор антисоветизму и антикоммунизму. Неотъемлемой составной частью идеологической борьбы против фашизма на современном этапе является разоблачение человеконенавистнической практики и теории “расизма, шовинизма”, антисемитизма, реакционного национализма, великодержавности и сионизма. Неофашистская опасность требует постоянной настороженной бдительности. Не допустить повторения страшного прошлого - одна из благороднейших задач человечества.              

Старый и новый фашизм объединяет прежде всего зловещее сходство, самое близкое родство. Фашизм и неофашизм глубоко реакционны. Их цели - удушение демократии вообще, рабочего и коммунистического движения в особенности. Их жизнедеятельность поддерживается военно-промышленным комплексом, реакционной военщиной, кровно заинтересованными в обострении международной напряженности, в наращивании гонки вооружений.    

Основные черты их идеологии очень близки. Вернее будет сказать, что у неофашистов нет собственной идеологии, она заимствована у гитлеровцев и слегка “подправлена” в угоду времени и обстановке. Антикоммунизм, антисоветизм, расизм, антисемизм - все это осталось. Нет существенного различия и в методах: террор, обман, провокации, демагогия, игра на неосведомленности - это тоже заимствовано новыми фашистами из арсенала Гитлера и Муссолини.1                  Есть разумеется и различия. Их меньше, и они не очень существенны. В основном они представляют собой дань времени. В 70-80-х гг. опасно и нерасчетливо открыто призывать к новой войне, это может только оттолкнуть сторонников. И неофашисты осторожно обходят этот вопрос, но об “исторической несправедливости” и “советской угрозе” кричат так же, как и их предшественники - гитлеровцы. Вместо расовой теории основывающейся на мифе о превосходстве германской расы, неофашисты в Европе провозглашают превосходство европейцев над всеми остальными народами. Почти исчезли бредни о германской исключительности; на их месте теперь разговоры о “европейской” и “атлантической” общности.                                                                                                            

Неофашисты взяли на вооружение опасную идею отчуждения исторической ответственности от масс и сосредоточения ее в руках элиты (своеобразная модификация “фюрер-принципа”), которая, дескать, обладает знаниями, высоким уровнем понимания обстановки и условий, волей и т.п. В противоположность элите, масса, согласно этой теории, некомпетентна решать вопросы общественного развития в сложных условиях современности. В конкретной практике это сводится к проповеди суперменства, отказу простому человеку в каком-либо участии в политической жизни.   

Некоторые из новых фашистов усиленно напяливают на себя демократические одежды и пытаются “вписаться” в конституционные рамки, но все это не более чем маскировка. Не могут себе позволить новые фашисты и нацисты того размаха террора, который осуществляли гитлеровцы и молодчики Муссолини в 20-30-х гг. Особенности фашизма 70-80-х гг. обусловлены и новой социально-политической реальностью: фашистские движения не являются в настоящее время главным орудием антидемократизма и агрессии, как это было в предвоенные годы. Они служат сейчас в основном политическим резервом.   

Те функции, которые в довоенный период выполнял фашизм, с успехом выполняют сейчас правобуржуазные движения, которые рассматриваются реакционными монополиями, как надежная сила обеспечения их господства. При этом правые партии (в ФРГ, Италии и др.) умеют и апеллировать к массам, и направлять их политическую активность в интересах защиты капиталистического строя. Некоторая часть их членов очень близко смыкается с неофашизмом, и границы между ними вообще не всегда различимы. Разумеется правые партии обычно решительно отмежевываются от скомпрометировавших себя фашистских движений, их лозунгов, “программ” и методов. Однако, если отбросить “конституционный”, псевдодемократический камуфляж, то станет ясно, что правобуржуазные движения и партии во многом уходят своими корнями в старый, довоенный фашизм. У него заимствовано многое: и методы апелляции к массам, и крайне консервативные программы, и, наконец, иллюзии, предназначенные для привлечения на свою сторону мелкобуржуазных слоев и даже представителей трудящихся. Правобуржуазные партии - близкие родственники неофашизма - настойчиво и небезуспешно завладевают позициями в государственном аппарате, особенно в армии, полиции, юстиции, роль которых постоянно возрастает.

                                        

Глава 2. Неофашизм в Росси

2.1. Причины возникновения острых националистических проблем на территории России.          

О всплеске неофашизма и неонацизма в России в последние полтора десятилетия говорят много. Говорят с праведным гневом, с деланным удивлением (дескать, как это стало возможно в стране, больше всех от этого пострадавшей, и больше всех сделавшей для победы над нацизмом и фашизмом), а то и со скрытым - или нескрываемым! - злорадством: мол, за что боролись? А теперь вот сами..»

И ищут причины в чём угодно: в происках Запада, в мировом сионистском заговоре, в политике властей, и даже в "загадочной русской душе". Сам факт сомнения не вызывает, но вызывают сомнения приписываемые ему причины возникновения.             В нашей стране есть только зародыши неофашизма. В  виде, почти готовом к употреблению, слава Богу, нет. Пока есть только некоторое количество людей, масса, контингент, готовый стать фашистами. Увлечение символикой, хулиганские выходки, преступления на почве национальной, классовой или иной неприязни есть. Но нет главного, что делает фашизм реальной силой: нет вождя (вождей). Гитлер пришёл к власти из политического небытия за неполных четырнадцать лет (организация НСДАП в 1919 г. - назначение рейхсканцлером в 1933 г.), причём известность и влияние получил уже в 1926 г., когда партия стала реальной общенациональной политической силой. Муссолини основал свою партию также в 1919 г., а в ноябре 1922 г. уже стал дуче и диктатором Италии. Обычно сми раньше склонны были изображать их в карикатурном виде, совершенно забывая, что лидера делают вождем вовсе не высокие моральные или умственные качества, а прежде всего то неуловимое, что именуют "харизма" (греч. charisma -- милость, божественный дар) , и умение влиять на массы и иметь веру в себя и свое предназначение.    

Российские активисты неофашистских организаций на роль вождя не тянут. Пока настоящего фашизма в России.       

После Великой Отечественной Войны вряд ли кому из граждан СССР могло прийти в голову, что всего через 50 лет (два поколения, и ещё живы те, кто воевал!) в России всерьёз начнут говорить о русском фашизме... но говорят. И не без основания. Нет, ругали "фашистами" хулиганов и преступников и в 45ом, и во все года позже, но вкладывали в термин смысл совсем не тот, что сейчас!    

Если рассматривать вопрос с другой стороны: можно ли сталинский режим называть "фашистским", как это сейчас принято делать? Так вот, опять же строго говоря, нет. При всех ужасах того времени, Гулагах, чистках, репрессиях, культе личности и прочих особенностях сталинизма, не было главной составляющей фашизма или нацизма: пропаганды рассового или национального превосходства, исключительности. Да, менталитет у нас был особый - но у многих народов и государств он особый, это просто факт. Была господствующая идея, "доктрина коммунизма" - но и эта идея готова была включить в себя любую нацию, любую страну ( при Ленине даже всерьёз говорили о мировой революции и "всепланетном коммунизме") И даже репрессии отдельных народностей - тех же чеченцев, крымских татар - были вызваны только лишь  тактическими причинами, но отнюдь не идеологией.          

Итак, почвы для неофашизма вплоть до начала перестройки практически не было. Было недовольство режимом, глупостью генсеков, "совковой" жизнью, было желание перемен были диссиденты, андеграундная культура... И наконец свершилось: перемены пришли!         

И вот тут-то почва для неофашизма стала удобряться со страшной скоростью и силой.             Условия для фашизма в Италии и нацизма в Германии буквально один к одному сходны с нынешней Россией (небольшая поправка на прогресс): страны после первой мировой войны имели (особенно Германия) полуразрушенное производство, обнищание населения, массовую безработицу, разгул преступности, спекулянтов и жуликов разного калибра... и никакой уверенности в завтрашнем дне.   Что хочет простой человек в подобной ситуации? Ясно, что: работу, порядок в стране, искоренение уголовников и жуликов и улучшение жизни в стране вообще, а своей - в частности. Но если власти не могут этого обеспечить в силу своей слабости, чего он жаждет больше всего? "Демократии!" - ответ неверный, он хочет «твердой руки». И эта рука находится. И наводит порядок - жёстко, даже жестоко - но наводит. И даёт работу. И дает идею, ради которой можно постараться, поднапрячься, затянуть пояс и через несколько лет (десятилетий, поколений - тут уж как получится у вождя) мы будем жить хорошо!  

После перестройки у нас есть всё это, кроме вождя.    

Итак, у нас ситуация, когда власть не может навести порядок после бардака перестройки - ибо она сама явилась её продуктом, и полностью срослась с олигархами - бывшими коррумпированным чиновничеством, (забравших себе то, что создавалось трудом всего народа многие десятилетия. Пол-страны без работы; есть регионы, где практически нет работы ни для кого (как правило, это населённые пункты с градообразующими предприятиями, которые по разным причинам закрылись). Сельское хозяйство так и не получило те тысячи фермеров, которых грозились выпустить на поля демократы и завалить страну дешёвыми дарами полей - при таких ценах на технику, горючее и посевной материал и налоговых "льготах" им самим бы прокормиться! Разрушены - где наполовину, где почти совсем - социальные структуры, промышленности высоких технологий (ВПК, авиапром, космическая, электронная, мед. техника…) на ладан дышат почти все НИИ во главе с РАН... Зато западная т. н. "культура" и западный образ жизни насаждается всеми возможными способами - но средств, чтобы жить так, как видится эта жизнь в кино, заработать негде.         

Эйфория первых лет перестройки и ожидания чуда давно прошла. Надежд на справедливость правительства нет, уверенности в будущем нет, идеи - цементирующей нацию,общероссийской нет. И вот уже молодёжь, а также и люди постарше, начинают понимать, что про них просто забыли. И они начинают искать сами выход из положения. А генетическая память и обломки знания истории, а также классовое чутьё подсказывают: если тебе власти что-то не дали, что положено, возьми силой! Они же взяли! Так отними - и то, что взяли, и ещё - в порядке моральной компенсации. А для этого нужна идея и партия. Таким образом и возникает человеческий материал для неофашизма.     

9 ноября «Молодежная правозащитная группа» и Молодежный антифашистский центр при музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе провели акцию, приуроченную к международному дню борьбы с фашизмом, расизмом и антисемитизмом, а на следующий день состоялось заседание клуба по этим проблемам. На данной встрече прозвучала мысль, что акция носила антиобщественный характер. В каком смысле? А в том, что она не была ощутимо, весомо поддержана населением и напоминала кучку молодых диссидентов, стоящих с самопальными плакатами и призывающими ко всеобщему братству, миру и борьбе с фашизмом. Антиобщественный – это не только направленный против общества, но и в некоторой степени асоциальный. Здесь, конечно, есть преувеличение. Что же такое общество? Все жители или наиболее граждански активная их часть? Кто тогда все остальные? Современный уровень развития общественной жизни в России показывает разношерстность мнений, при том, что на практике этого почти нет: негде и, кажется, незачем выражать взгляды, так как отсутствует интеллектуально-идейное поле. То есть у большей части общества не сформирована потребность в такого рода обсуждении, а меньшая не желает метать бисер.              

Нынешняя жизнь людей – это декорация, реализованная видимость жизни, ощутимая, буквально, физически. Люди, как тени, хотя и заполняют собой все вокруг, но в их существование не верится. Это связано с отсутствием необходимой опоры, продуктивного мифа, на котором только и может строиться общественная жизнь. Акция, как проявление неких искренних порывов, в мире видимости не воспринимается как нечто существенное, значимое, поскольку ни ее форма, ни содержание – не главное для масс. Проблема в том, что многое происходящее воспринимается только как информация, которая еще требует переработки, осмысления того, как она соотносится с общей стратегией поведения общественного организма. Единственный способ сделать информацию актуальной не только сообщить ее, но и обсудить, поставить в определенный контекст, связать с уже значимыми явлениями и образами, тогда она становится знанием. Препятствует пониманию и существование некоего стандарта ценностей, за пределы которого не выходит обывательская мысль. Проблема состоит не только в том, что акция не нашла широкой поддержки среди людей, а и в том, что эти самые стандарты, в силу своей «видимостной», поверхностной природы, являются довольно шаткими и подверженными даже незначительному влиянию. А оно может быть различным. Итак, задача акции - показать существование в обществе другого полюса, была достигнута. В силу этого акция, конечно, была не антиобщественная, а, скорее, безобщественная, или частнообщественная, проводимая гражданским меньшинством.     

Когда мы говорим о проблеме распространения неонацизма и неофашизма, интолерантности в конкретных исторических условиях, мы говорим о стране победившей бюрократии. Бюрократизм и формализм – главные враги России, драма существования которой заключается в нереализованных возможностях… «Без бумажки ты букашка» - девиз бюрократа. Неонацисты усугубляют проблему, говоря о том, что и с бумажкой кто-то нечеловек. Отсюда возникает катастрофическая картина современного дегуманизированного общества. Итак, неонацизм и неофашизм против всего человечного. Дегуманизированное общество не чувствует угрозы, мизантропия латентно присутствует во всех сферах жизнедеятельности. Это является причиной некоего непротивления злу, ибо оно имеет всеобщий характер, и даже поощряет оное, поскольку соответствует мироощущению подавляющего большинства. Здесь как никогда велика роль любой конструктивной власти, авторитетов, способных управлять массами и направлять их.           

Клин вышибают клином. Для борьбы с неофашизмом и неонацизмом пригодится сама бюрократия, благодаря которой любое начинание, в том числе и негативное, обречено на провал и забвение. Необходимо бюрократизировать националистические организации, придать им статус официальных и пользующихся вниманием властей, тогда скоро от них ничего не останется: они будут либо уподоблены этой мертвой чиновничьей схеме, либо начнут с нею бороться, поняв, кто настоящий их враг – коррупция, волокита, чрезмерные административные барьеры, например.         

Но как быть с тем, что сама власть – это срез общества, ведь народ имеет то правительство, которое заслуживает, а оно настроено явно ксенофобски, руководствуясь атавистическими взглядами на проблемы, которые само же, зачастую, и порождает? Кто или что может повлиять на смену данной мироощущенческой парадигмы? Ответ кажется простым – это принцип целесообразности и толерантности. Необходимо допускать определенную меру наличия иного и разного, а также перемен, боясь собственного конформизма, ведь все тяготеет к изменениям. Надо учитывать и жизненные реалии, диктующие новые условия.             

Оппозиция свое/чужое – глубочайшая экзистенциальная дилемма. Ибо «свое» – это знакомое, предсказуемое, известное. «Чужое» – то, что предугадать нельзя, неизвестное. «Свое» может стать «чужим», а «чужое» – «своим». «Чужое» навсегда может остаться «чужим», лишенное черт «своего», определенных культурных маркеров. Отсюда неизбежная ассимиляция, социализация «иного» в инокультурной среде, да и в своей также. Этому должны помогать и контролировать социальные институты, руководствующиеся юридическим характером своих действий, которые призваны разруливать конфликты, неизбежные в этом процессе.           

«Чужие» - это, как правило, не лучшие представители своего народа, выпавшие из традиционной культуры. Конфликт между приезжими и коренными жителями, следовательно, возникает не на почве неприятия иной культуры, а в связи с антиобщественным, бескультурным поведением приезжих, их явно намеренным пренебрежением установленными общими нормами поведения, ибо элементарное бескультурье провоцирует враждебность, в том числе и к «своим», но которая становится еще сильнее и устойчивее, окрашиваясь в этнические тона. И это основная проблема проявления ксенофобии. Другая трудность того же плана – это категорическое неприятие, при любых условиях, «иных», иностранцев. К их врагам относятся убежденные расисты, неофашисты, неонацисты, скинхэды. В борьбе с ними надо применять весь арсенал имеющихся средств.               

Существует и экономическая ксенофобия, причиной которой является резкая поляризация доходов населения. В самом деле, допустимо ли, чтобы вся страна работала на кучку олигархов? Какое может быть к ним отношение, кроме негативного, ведь, по сути, они пользуются тем, что сами не создавали, но в силу государственных махинаций получили в собственность, при том, что основная часть еле сводит концы с концами. В решение этого вопроса важно учитывать бедность реальную и воображаемую. Как бы то ни было, но отвертеться от этого нельзя. Проблема ненависти к богатым обретает другой масштаб, когда учитывается, что наиболее известные из них - еврейского происхождения. Будем помнить, что народ живет архаическими, родовыми представлениями, поэтому ненависть к одному представителю того или иного этноса автоматически, в личном и общественном сознании, переносится на весь народ.      

Мы живем в эпоху радикализма и экстремизма. Одна из причин этого, и может быть, главная – непроговоренность основных вопросов, отсутствие способности и возможности говорить о наболевшем, нежелание слушать и слышать друг друга. Слову, речи надо учить с рождения. Крен, сделанный в сторону экономики, дает измененное сознание и неправильную картину мира. Совершенное владение своим языком (хорошо бы и иностранными), а также здоровая духовно-интеллектуальная социальная экология - вот путь к процветанию и добрососедству.                              

Проблема фашизма и национализма в современном понимании не социальная или политическая, а, в первую очередь, психологическая, так как исходит от восприятия человеком своего «я». Я самый хороший, умный, следовательно, и народ мой тоже самый-самый и страна. Но двух «самых» не бывает, бывает один-единственный и неповторимый, поэтому все остальные неполноценные и нам не равны. Так думает каждый француз, русский, азербайджанец. Так вот те, у кого это понимание перерастает в крайние радикальные формы (как мне кажется - от собственной неполноценности), те и являются так называемыми фашистами и т.п. Здесь есть простой компромисс: пусть каждый будет неповторим в своей самости. Французы -самые романтичные, русские - самые гостеприимные, азербайджанцы - самые весёлые. Все разные, но все равные. И тогда, такие понятия, как диалог культур или веротерпимость станут реальными явлениями в нашем обществе.       

2.2 Влияние неофашистских организаций и движений на современное российское общество и общественный порядок.       

Влияние на общественную жизнь неофашистских группировок достаточно велико. Нарушение правопорядка, драки, стычки, погромы – основные занятия молодежи, относящей себя к этому движению. Эти действия создают атмосферу страха и опасности в различных слоях российского общества. Вот примеры некоторых происшествий.         

17 апреля 2008 года на улице Архангельска толпа в десять человек напала на двух коммерсантов их Грузии. Одному из пострадавших было нанесено 17 ножевых ран. Банда молодых людей 13 - 18 лет была арестована. Оказалось, что все они члены подпольной организации «Скинхедз» и объединились для того, чтобы «поддерживать чистоту нации». Девять подростков были осуждены: троих приговорили к лишению свободы на срок от 4 до 7 лет, еще шестерым было назначено условное наказание.           

5 мая 2008 года сотрудники московского МВД в Филевском парке задержали молодого человека из числа неофашистов, избившего одного их охранников посольства США. Инцидент произошел недалеко от Дома культуры имени Горбунова. Задержанный молодой человек заявил, что ему «не понравилось поведение негра». Его арестовали, но довольно быстро «борец со злом» оказался на свободе4.

          

7 мая 1998 года в Москве группа неофашистов примерно из 30 человек спровоцировала инцидент в Лужниках. Во время драки на вещевом рынке был убит 25-летний азербайджанец Нагиев. Его гибель вызвала стихийное шествие. Полторы тысячи азербайджанцев двинулись по Комсомольскому проспекту, перекрыв движение. Пять человек были задержаны милицией по подозрению в совершении убийства.            

Впервые посольства ЮАР, Судана и Нигерии направили официальные ноты протеста в МИД России в связи с террором неофишистов весной 1998 года. Основными жертвами являются, помимо кавказцев и евреев, африканцы, индийцы, непальцы, китайцы.           

15 марта 2011 года в Москве на территории русско-армянской школы в Черемушках группа неизвестных устроила погром. Около 30 человек, вооруженных цепями, забросали фасад здания. Один ученик был ранен5.    

21 апреля 2011 года более сотни подростков спровоцировали драку на московском муниципальном рынке «Ясенево». При этом были разбиты стекла в торговых палатках, принадлежащих торговцам «кавказской национальности».

Серьезные преступления неофашистская молодежь обычно совершает в день рождения Гитлера. Так, в 2008 году в Москве был забит до смерти студент из Африки. В редакции многих газет накануне пришли факсы с обещаниями это сделать. В конце августа 2009 года на Манежной площади произошла массовая драка скинхедов с подростками, которые пришли на концерт рэп-музыки. Шестнадцать подростков оказались в реанимации и еще пятьдесят получили ранения средней тяжести. В 2010 году на Манежной площади неофашисты убили юношу из Чечни. Похожее происходит и в Санкт-Петербурге: в день рождения Гитлера неофашисты избитому азербайджанцу отрезали ухо.

В 2009 году группа скинхедов вечером 30 сентября высадилась на одной из улиц поселка Яблоновский Краснодарского края. Ворвавшись во дворы, они крушили все, что попадалось под руки. Пострадало 7 домов, где живут цыганские семьи. Кроме выбитых стекол и разгромленных машин, пострадало 12 яблоновцев цыганской национальности. Милиция практически сразу задержала предводителя группы, восемнадцатилетнего подростка. Ему было предъявлено обвинение по статье 213 УК РФ «Хулиганство». По предварительной версии конфликт возник из-за места для торговли на вещевом рынке Краснодара, где работали все пострадавшие6. Необходимо отметить, что на совести неофашистов еще и проявления вандализма. 18.04.2002 года в Краснодаре на Славянском кладбище около полусотни подростков ночью ворвались на городское кладбище и стали крушить плиты на армянских могилах. В результате было осквернено около 20 могил. По факту вандализма было возбуждено уголовное дело.

16 января 2004 года в Санкт-Петербурге на кладбище жертв 9 января и на еврейском кладбище  было разрушено примерно 50 могил, на многих могилах нарисована свастика.  

Гибель девятилетней таджикской девочки в Санкт-Петербурге вечером 9 февраля 2004 года снова привлекла внимание общественности к проблеме агрессивного национализма. По подозрению в убийстве – опять неофашисты. Вал расистского насилия, захлестывающий крупные города, страны, перевалил через новый рубеж – жестокое убийство детей. Сами же расисты не замечают таких рубежей. И то, что этот вал будет нарастать, не исключено, ведь насилие не всегда встречает адекватную реакцию ни со стороны властей, ни со стороны общества в целом7             

Все эти события свидетельствуют о том, что растет социальная напряженность, а безнаказанность подобных действий ведет лишь к их повторе.

Стоит отметить, что данное движение продолжает в некоторых регионах страны набирать силу, привлекая в свои ряды молодежь своим «правым» делом: «борьбой с иностранцами, с лицами нерусской национальности, за чистоту родного города и за рабочие места», - а главное, безнаказанностью за свои действия. Власти видят в них угрозу, но, на мой взгляд, не всегда принимают должные меры для противодействия этим явлениям, объясняя это правами человека, свободой и демократией. К сожалению, только арестами за хулиганство проблему не решить.            

В заключении стоит отметить, что неофашисты называют себя солдатами Третьей Мировой войны, уже вступившими в войну. По оценке многих экспертов, единственное, что сдерживает их от широкомасштабных, активных действий – это собственные внутренние раздоры и отсутствие единого центра и лидера. Поэтому всем нам необходимо серьезно относиться к данной проблеме, не дать возможности движению перерасти в более крупную организацию и претворить в жизнь свои зловещие планы.

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н. Бердяев дал точную характеристику фашизма: это языческий соблазн, это натурализм, который, конечно, совершенно несовместим с православным мировоззрением, поэтому в России фашизма быть не может. У нас другая культура, у нас другая история, и если бы нынешние борцы с фашизмом внимательно это изучили, они не искали бы фашизм в русском национальном самосознании.         

Нарастание угрозы фашизма в России приобретает зримые и зловещие очертания. Разжигание расовой, национальной и религиозной розни принимает все более организованный характер. Происходит увеличение военизированных организаций, проповедующих идеи расового превосходства. Эти организации все более широко используют арсенал фашистской идеологии и методов ее пропаганды. В своей деятельности они все чаще переходят от боевой подготовки к актам прямого террора : хулиганские нападения на лиц «неугодной национальности», осквернение надгробий, памятников.      

Их работа облегчается тем, что значительные группы людей потеряли систему идейно-политических и даже моральных координат, в полной мере испытали чувство национального унижения после исчезновения великой державы, последствий чеченской войны. Фашистская идеология дает простые решения для накопившихся проблем. Можно говорить об угрозе завоевания фашистами РФ, ведь фашизм – исторический тупик, грозящий стране гибелью. Необходимо ужесточить меры по борьбе с фашизмом, борьба с ним должна стать задачей каждого гражданина РФ.           

Фашизм в России не выдумка. Это реальность, причем реальность социальная, складывающаяся внутри самого общества, независимо от каких-либо политических инициаций. Нельзя не видеть, как фашизируется само общество, в котором складываются корпоративные отношения (по сути своей - внутреннее "корпоративное государство", подменяющее официальное), возникает гремучая смесь власти и собственности, делающая неизбежным создание в будущем корпоративного политического режима фашистского толка.      

Фашизм можно сокрушить только в том случае, если вести с ним борьбу объективно и практически на основе глубокого знания жизненных процессов.Знание истории – того, к чему однажды привело установление фашизма – у нас есть. И только в наших силах не допустить повторения судьбы Гитлеровской Германии.

                      

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баркашев А.П. Азбука русского национализма. – М.,2005.-220с.

2.Большая советская энциклопедия. /Под ред. А.М.Прохорова – М.,2007. В 30-и т.-540 с.

3.Верховский А. Национализм и ксенофобия в российском обществе. – М.,2010.-203с.

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2008.-789с.

5.Советский энциклопедический словарь. /Под ред. А.М. Прохорва, М.С. Гилярова и др. – М.,2006.-1600с.

6.Строганов В.И. Русский национализм, его сущность, история и задачи. – М.,2005.-87с.

 

1 Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. - М., 1991.

2 Галкин А.А. Социология неофашизма. - М., 1985.

1 Гурвич В.М. Русский марш к фашизму. //Историко-политический журнал “Кентавр”. - М., 1994, №2.

4   http://www.Kolokol.ru/pogroms/ [15.12.10]

5   Градов С. Кровавый рейд бритоголовых.//Мегаполис – Экспресс №17, четверг, 03.05.01.C.12

6   Цыганский погром в Краснодарском крае. – URL:http://www.district.pravda.ru. [20.02.04]

7   http://www.Kolokol.ru/pogroms/60762.htm [20.01.10]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20802. Економічні методи управління, регулювання раціонального природокористування та охорони навколишнього середовища 137.5 KB
  Це платежі за ресурси та забруднення надання пільг в оподаткуванні підприємств надання на пільгових умовах коротко і довгострокових позичок для реалізації проектів щодо забезпечення раціонального використання природних ресурсів та охорони навколишнього природного середовища звільнення від оподаткування фондів охорони довкілля; передача частини коштів позабюджетних фондів охорони навколишнього природного середовища на довготривалих договірних умовах підприємствам установам організаціям і громадянам для вжиття заходів із гарантованого...
20803. Економічна та соціальна ефективність здійснення природоохоронних заходів 47 KB
  Економічна та соціальна ефективністьздійснення природоохоронних заходів 8. Методичні вказівки До природоохоронних заходів належать усі види господарської діяльності спрямовані на зниження й ліквідацію негативного антропогенного впливу на навколишнє природне середовище збереження поліпшення і раціональне використання природноресурсного потенціалу країни регіонів а саме: 1 будівництво та експлуатація очисних знешкоджувальних споруд та обладнання; 2 розвиток мало та безвідходних технологічних процесів і виробництв; 3 розміщення...
20804. Науково-технічний прогрес та економіка природокористування 50 KB
  Методичні вказівки Екологічна експертиза в Україні вид науковопрактичної діяльності спеціально уповноважених державних органів екологоекспертних формувань та об’єднань громадян що рунтується на міжгалузевому екологічному дослідженні аналізі та оцінці передпроектних проектних та інших матеріалів чи об’єктів реалізація та дія яких може негативно впливати або впливає на стан навколишнього природного середовища та здоров’я людей спрямована на підготування висновків про відповідність запланованої чи здійснюваної діяльності нормам і...
20805. Регіональні екологічні проблеми України 86.5 KB
  Це було можливим за відсутності ефективно діючих правових адміністративних та економічних механізмів природокористування законодавства з охорони довкілля. Ці та інші чинники зокрема низький рівень екологічної свідомості суспільства призвели до значної деградації довкілля України надмірного забруднення поверхневих і підземних вод повітря й земель нагромадження в дуже великих кількостях шкідливих у тому числі високотоксичних відходів виробництва. Високий рівень концентрації промислових об’єктів нераціональна структура промислового...
20806. Курс «Екологія» 107.5 KB
  Він передбачає: засвоєння основних закономірностей взаємодії людини суспільства і природи; ознайомлення з особливостями впливу антропогенних факторів на природне середовище; вивчення проблем пов’язаних зі станом охороною та раціональним використанням природних ресурсів; управління процесом природокористування. Концепції безплатності та невичерпності природних ресурсів затратнорезультатна концепція; її безпідставність. Диференційна рента як основний критерій економічної оцінки природних ресурсів. Проблема раціонального використання...
20807. Розвиток продуктивних сил та антропогенний вплив на довкілля 92.5 KB
  Наслідком цього стало скорочення окремих життєво важливих ресурсів лісових земельних і водних а також надмірне забруднення довкілля в багатьох регіонах землі. Питома вага різних галузей промисловості й транспорту в загальному обсязі забруднення атмосфери становить у : теплова енергетика 257; чорна металургія 234; нафтовидобувна і нафтохімічна 137; транспорт 116; кольорова металургія 111; гірничодобувна 71; підприємства будівельного комплексу 34; машинобудування 28; інші галузі 12. На всіх його стадіях...
20808. Еколого-економічні проблеми використання природних ресурсів 45.5 KB
  Методичні вказівки Природні ресурси це засоби існування людей не створені їхньою працею які містяться в природі. До них належать вода рунт рослинний і тваринний світ мінеральні ресурси тощо. Природні ресурси класифікують за: 1 їхнім призначенням виробничі та рекреаційні; 2 належністю до тих чи інших компонентів природи земельні лісові мінеральні; 3 вичерпністю вичерпні та невичерпні ресурси. Відновлювані ресурси це рослинний і тваринний світ а також деякі види мінеральних ресурсів зокрема кухонна сіль.
20809. Господарський механізм управління процесом природокористування та правове регулювання охорони навколишнього середовища 51 KB
  Державне управління в царині охорони навколишнього природного середовища здійснюють Кабінет Міністрів України ради народних депутатів та їхні виконавчі й розпорядчі органи а також спеціальні уповноважені на те державні органи з питань охорони природного середовища та використання природних ресурсів. Нині Мінприроди здійснює координацію всіх природоохоронних робіт в Україні готує для Кабінету Міністрів пропозиції з питань охорони природи і раціонального використання водних ресурсів розробляє пропозиції щодо вдосконалення господарського...
20810. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні 41.5 KB
  Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Тип уроку: Засвоєння нових знань.Повідомлення теми мети уроку 1 хв. Підведення підсумків уроку23хв.