96474

Воспитательные системы школ. Их разнообразие

Реферат

Педагогика и дидактика

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Духовно – нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.

Русский

2015-10-06

127 KB

5 чел.

PAGE  9

Реферат по педагогике

Тема:

Воспитательные системы школ. Их разнообразие

Выполнила Чикишева Елизавета Александровна
группа Инф-31
Проверила Кувалдина Елена Алексеевна


Оглавление

[1]
Оглавление

[2] Введение

[3] Основное содержание

[3.1] Понятие «Воспитательная система»

[3.2] Структура воспитательной системы

[3.3] Этапы развития воспитательной системы

[3.4] Программа самоанализа состояния воспитательной системы школы

[3.5] Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы

[3.6] Разнообразие воспитательных систем

[4] Заключение

[5] Использованная литература

Введение

Никогда не устареют слова А. Макаренко «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Духовно – нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.

Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.

Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

А.С.Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судить по результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем. В работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.

Важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования явилась Программа развития воспитания в системе образования России. Прошедшие годы показали, насколько востребован этот документ в образовательных учреждениях. Повсеместно разрабатываются региональные программы развития воспитания с учетом этнокультурных факторов, обновления воспитательного процесса на основе отечественных традиций, народной педагогики, современных научных исследований, инновационного опыта. Все это позволяет обеспечить единство и разнообразие воспитательного пространства, взаимодействие государственного, общественного и семейного воспитания личности. Программа позволяет координировать деятельность различных уровней образования от дошкольного до высшего профессионального, способствуя при этом сохранению единого образовательного пространства.

Основное содержание

Понятие «Воспитательная система»

Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", "воспитательная система" последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

Учитывая это, рассмотрим само понятие "воспитательная система" как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определим функции реально существующей воспитательной системы школы в решении педагогических задач, выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.

Прежде всего, дадим определение такой категории, как воспитание. В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание понятие "дидактическая система". Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего "Я", с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Структура воспитательной системы

Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:

  •  цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
  •  деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
  •  субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
  •  рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
  •  среда системы, освоенная субъектом;
  •  управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально - психологической защищенности.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Этапы развития воспитательной системы

Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

Первый этап развития воспитательной системы - этап становления.

Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

  •  создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
  •  формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
  •  ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
  •  выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
  •  включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
  •  диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
  •  создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается " система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Концепция может состоять из следующих разделов:

I. Исходное состояние воспитательной системы.

  1.  Основные параметры образовательного учреждения.
  2.  Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.
  3.  Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

  1.  Теоретико-методологические основы системы.
  2.  Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).
  3.  Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).
  4.  Этапы построения системы.
  5.  Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.

Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид (направление) в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.

Важную роль в организации жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы играет ее упорядоченность.

Упорядоченность системы осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, "ключевые дела").

На первом этапе формируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.

Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.

Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.

Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности. Она проявляется:

  •  в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
  •  во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
  •  в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
  •  в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется "чувство школы". Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.

Программа самоанализа состояния воспитательной системы школы

Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Для примера можно предложить программу самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанную В.А.Караковским.

Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы школы

I. Общие данные о школе.

  1.  Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).
  2.  Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.
  3.  Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).
  4.  Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).
  5.  Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.

II. Признаки гуманистической воспитательной системы и ее особенности.

  1.  Идеология системы (совокупность идей, лежащих в основе воспитательной системы).
  2.  Гуманистические цели воспитательной системы, особенности процесса целеполагания; участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.
  3.  Наличие системообразующей деятельности, реализующей целевую установку системы, другие приоритетные виды деятельности, наиболее часто используемые формы их организации.
  4.  Отношения между учащимися и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией.
  5.  Наличие чувства школьной общности и формы его проявления.
  6.  Ценности, которые объединяют учащихся и педагогов.
  7.  Культура воспитательной системы (традиции, ритуалы, символы, сленг).
  8.  Нормы школьной жизни, их знание и выполнение.
  9.  Наличие разных объединений, организаций, движений (постоянных и временных) учащихся, учителей, родителей; содержание и формы их взаимодействия.
  10.  Интеграционные процессы (создание различных форм интеграции: "ключевых дел", воспитательных центров, комплексов, клубов; взаимопроникновение обучения и воспитания; межвозрастные, одновозрастные связи).
  11.  Позиция педагога как воспитателя по отношению:
  •  к детскому сообществу школы,
  •  к собственному саморазвитию,
  •  к коллегам по педагогическому коллективу,
  •  к среде, окружающей воспитательную систему школы.
  1.  Управление воспитательной системой (органы, формы).
  2.  Самоуправление учащихся и педагогов в воспитательной системе.
  3.  Использование воспитательных возможностей среды, участие учащихся, родителей в ее преобразовании; защита от негативных воздействий среды.
  4.  Психолого-педагогическое обеспечение.

III. Процесс развития воспитательной системы.

  1.  Противоречия в развитии воспитательной системы.
  2.  Неиспользованные резервы развития воспитательной системы.
  3.  Перспективы развития воспитательной системы.
  4.  Наиболее оригинальные находки в жизни школы.
  5.  Связь с наукой:
  •  над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы;
  •  участие педагогического коллектива (отдельных учителей) в исследовании проблемы "Теория и практика воспитательных систем". Темы исследования.

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы

  1.  Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
  2.  Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
  3.  Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
  4.  Отношение к внутришкольным конфликтам.
  5.  Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
  6.  Событийный характер деятельности.
  7.  Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
  8.  Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Вот один из вариантов такого анализа.

Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели

Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

  1.  Освоение учащимися образовательной программы
  2.  Развитость мышления
  3.  Познавательная активность учащихся
  4.  Сформированность учебной деятельности
  1.  Школьный тест умственного развития
  2.  Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  3.  Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
  4.  Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)
  5.  Педагогическое наблюдение

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

  1.  Нравственная направленность личности
  2.  Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
  1.  Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
  2.  Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"
  3.  Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"
  4.  Метод ранжирования
  5.  Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

  1.  Коммуникабельность
  2.  Сформированность коммуникативной культуры учащихся
  3.  Знание этикета поведения
  1.  Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  2.  МЭПО и СУ
  3.  Педагогическое наблюдение

IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

  1.  Развитость чувства прекрасного
  2.  Сформированность других эстетических чувств
  1.  Методика Торренса
  2.  МЭПО и СУ
  3.  Педагогическое наблюдение

V. Сформированность физического потенциала выпускника

  1.  Состояние здоровья выпускника школы
  2.  Развитость физических качеств личности
  1.  Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
  2.  Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

  1.  Комфортность ребенка в школе
  2.  Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)
  1.  Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
  2.  Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
  3.  Анкета "Ты и твоя школа"
  4.  Социометрия

VI. Сформированность общешкольного коллектива

  1.  Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
  2.  Развитость самоуправления
  3.  Сформированность совместной деятельности

.

  1.  Методика "Наши отношения"
  2.  Методика М.И. Рожкова
  3.  Социометрический эксперимент

Разнообразие воспитательных систем

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

Характеристика некоторых воспитательных систем:

  1.  «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.
  2.  « Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей «педагогики успеха», что позволяет проектировать работу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели. Школа – это субъект успешного развития. Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – полное достижение поставленной цели, а достижение – предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.
  3.  « Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности – нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема «точка удивления».
  4.  Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно – нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно – воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.
  5.  Скаутизм как воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация – воспитательная система, н направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип скаутизма- патриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассовый характер. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря, трудовые.

Заключение

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Таким образом воспитательная система является важной частью воспитательного процесса в школе, которой необходимо уделить особое внимание. И так как существует огромное разнообразие воспитательных систем, то я считаю что каждая школа может подобрать или разработать свою, индивидуальную систему.

Использованная литература

  1.  Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! - Москва, 2000
  2.  Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999
  3.  Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993
  4.  Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М.,1997
  5.  Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995
  6.  Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
  7.  Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М., 1986.
  8.  Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.
  9.  Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85224. Профориентация выпускников средних школ средствами социально-культурной деятельности 1.25 MB
  В последнее время всё чаще возникает проблема безынициативности и отсутствия мотивации у вступивших во взрослую жизнь индивидов. Это чревато низким качеством труда и производимых благ. Люди всё чаще работают не по своей специальности, не развиваются и зачастую не любят свою работу.
85226. Gроектирование и разработкf информационной системы учёта реализации торгового оборудования 1.69 MB
  Своевременное и правильное оформление документов и контроль за каждой операцией поступления оборудования либо других товаров от поставщиков, из переработки и других источников, выявление расхождения фактического наличия и количества, указанного в сопроводительных документах...
85227. Доказательства в уголовном процессе 103 KB
  Целью дипломной работы -– является изучение доказательств в уголовном процессе доказывание представляет собой наибольшую по объему и важнейшую по значению часть уголовно-процессуальной деятельности задачи в значительной части совпадают с задачами уголовного процесса а цель установление...
85229. Экспериментальная работа по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 364 KB
  В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей.
85230. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности страны 117.82 KB
  В условиях происходящей интернационализации и глобализации современное экономическое развитие определяется сочетанием двух противоречивых тенденций: подчинения мировой экономики интересам международной финансовой олигархии и транснационального капитала, с одной стороны, и конкуренции национальных экономических...
85231. Эволюция внешней политики Великобритании в середине XX – начале XXI века 104.44 KB
  Великобритания является одним из ведущих акторов международных отношений, а также членом таких влиятельных международных организаций как ООН, ОБСЕ, совет Европы, ЕС, Содружества Наций. Внешнеполитический курс Великобритании не был однороден на протяжении второй половины XX начала XX века.