96486

ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАЖИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Курсовая

Педагогика и дидактика

Методическая культура учителя как психолого-педагогическая проблема. Основные компоненты формирования методической культуры учителя иностранного языка. Факторы формирования методической культуры учителя иностранных языков. Организация опытно-экспериментальной работы. Диагностика методической культуры учителей иностранного языка.

Русский

2015-10-06

79.58 KB

0 чел.

ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАЖИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 

  1.  Методическая культура учителя как психолого-педагогическая проблема  …………………………………………………………………5
  2.  Основные компоненты формирования методической культуры учителя инностранного язика …………………………………………………….10
  3.  Факторы формирования методической культуры учителя иностранных языков ……………………………………………………………………..15

Выводы по 1 главе ………………………………….………………………….19

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТАЖИРОВОК НА ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы ……………………….20

2.2 Диагностика методической культуры учителей иностранного языка …22

2.3 Программа повышения методической культуры учителей иностранного

языка путем зарубежных стажировок ……………………….………………..23

2.4 Анализ полученных результатов …………………………………………24

Выводы по 2 главе ………………………………………………………..……..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………..28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….30


ВВЕДЕНИЕ

В условиях реализации образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения произошло существенное расширение содержательного поля профессиональной деятельности педагога, связанного с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: разработкой учебно-программной документации, средств контроля, методического обеспечения образовательного процесса, конструирования учебного материа- 
ла в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Профессионализ учителя иностранного языка сегодня зависит от трех основных составляющих: знание иностранного языка, методики преподавания и психологии. Повышение удельного веса методической деятельности в работе педагога повышает требования к его методической культуре, требует нового осмысления сущности методической культуры педагога в современных условиях. 

В психолого-педагогических науках формирование концепта методической культуры учителя иностранного языка осуществляется преимущественно в контексте традиционных научных парадигм и связано, прежде всего, с интересом к вопросам методологии психолого-педагогических исследований (С.К. Бондырева, Ю.П.Сокольников, Д.И. Фельдштейн, Шабельников В.К. и др.), педагогической этики (В.И. Писаренко, В.А. Сухомлинский, И.И.Чернокозов и др.), повышения педагогической культуры (В.А. Кан-Калик, К.В. Левитан, А.А. Леонтьев, М.С.Станкин и др.), культуры педагогического общения (Н.Л.Грейдина, И.И.Зарецкая, О.В. Шмайлова и др.), эстетической культуры педагога (О.В.Кулешова-Суходольская, Е.И. Сухова и др.), исследовательской культуры педагога (К.Ю.Белая, Г.П. Скамницкая).

В настоящее время понятие «методическая культура» активно используется в педагогике и психологии, в учебных пособиях нового поколения (Е.И. Сухова, Н.А. Морева и др.). Научно-методическая культура педагога трактуется как ведущее требование современного образования (Е.В.Бондаревская, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Д.И.Фельдштейн и др.), важнейший компонент профессиональной и общей культуры педагога (Г.В.Звездунова, Г.П. Максимова, М.Г. Рудь и др.), существенный критерий социализированности человека (И.И. Легостаев, Л.В.Мардахаев, А.В. Мудрик и др.), качество личности специалиста (М.А.Лимонова, В.В. Соколова, М.Г.Тайчинов и др.).

Как показал анализ психолого-педагогической культуры, вопросам формирования методической культуры учителя иностаранных языков уделяется недостаточное внимание, в существующих программах подготовки не находят отражения развивающие методологическую культуру дисциплины как отдельная область профессиональной подготовки, теоретических знаний и практики. У значительной части педагогов сохраняется низкий уровень методической культуры, что непосредственно влияет на эффективность профессиональной деятельности учителя иностранных языков в современных условиях развития образования. Все то, что способствует развитию методической культуры учителя иностранного языка устарело, стоит искать новые направления и факторы, которые будут способствовать повышению методической культуры учителя иностранного языка.

Незаурядная значимость обозначенной выше проблемы, и важность ее  изучения для нас, обусловили выбор темы курсовой работы – «Зарубежные стажировки как фактор повышения методической культуры учителя иностранного языка»

Объект: методическа культура учителя иностранного языка.

Предмет: факторы повышения методической культуры учителя иностранного языка.

Цель: обосновать пути реализации факторов повышения методической культуры учителя иностранного языка.

Гипотеза: предполагается, что повышению методической культуре учителя иностранного языка способствуют зарубежные стажировки.

Согласно цели и выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность методической культуры учителя иностранного языка.

2. Раскрыть компоненты методической культуры учителя иностранного языка

3. Раскрыть факторы формирования методической культуры учителя иностранных языков.

4. Изучить опыт работы учителей иностранных языков по формированию у них методической культуры и дать методические рекомендации учителям по совершенствованию этой работы.


1.1. Методическая культура учителя

как психолого-педагогическая проблема

Понятие «методическая культура» мы рассматриваем в одном логическом ряду с понятиями «культура», «педагогическая культура». 

Понятие «культура» есть общенаучным, существует множество концепций культуры. Так, для аксиологической концепции, культура явление, отражающее духовную природу человека, что выражает духовные ценности и моральные нормі человека.

Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее культура является совокупностью способов человеческой деятельности, а также высокий уровень овладения определенной областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и др.).

Личностная (поведенческая) концепция представляет культуру как актуализацию социальной природы человека: способ движения личности в социальном пространстве и времени; систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношение человека к природе, обществу, своих духовных и телесных потребностей, для процесса ее социализации.

Эвристическая концепция сводит культуру к креативной деятельности человека по совершенствованию того, что дано ей в природе, обществе, себя как космопланетарного, биосоциальной, культурно-исторической существа.

Каждая концепция интересная, но культура не исчерпывается лишь одним аспектом, она является сложным системным образованием, и приводит к существованию различных концепций культуры.

На основании вышесказанного, культура рассматривается нами как совокупность материальных и духовных ценностей, специфический способ человеческой деятельности, процесс творческой самореализации сущностных сил личности [12; 13].

Сущность и структуру педагогической культуры раскрыли в своих трудах А. Барабанщиков, А. Бондаревская, М. Букач, А. Гармаш, Т. Иванова, И. Исаев, В. Сластенин, Е. Шиянов и др.

В. Л. Бенин определяет педагогическую культуру как часть общечеловеческой культуры, отмечает, что это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования [3]. 

О. Е. Костенко в исследовании профессиональной педагогической культуры указывает на две тенденции. Первая – значительное количество методологически разноуровневых трактовок и определений педагогической культуры в системе педагогических понятий и педагогики в целом. Вторая – рассмотрение педагогической культуры как части общей культуры с преобладанием в ней педагогической составляющей и методологически более однородных позиций в ее понимании [16].

Анализ психолого-педагогической литературы подводит нас к тому, что педагогическая культураважнейшая составляющих культуры общества обуславлена спецификой педагогической деятельности учителя, направленной на формирование личности, способной в будущем воспроизводить обогащать культуру общества. В учебно-воспитательном процессе основным средством передачи культуры, духовных ее ценностей является неповторимая индивидуальность учителя как носителя культуры и субъекта межличностных отношений с учениками, которая постоянно меняется и обогащается.

Методическую культуру можно трактовать, как: разновидность его профессиональной культуры, представляющей собой одну из социально-профессиональных характеристик преподавателя и охватывающей те проявления его духовного облика, которые в практической реализации обеспечивают более или менее успешное осуществление различных аспектов профессиональной деятельности (педагогической, организационной, методической, инновационной, научной и т. д.), требуемых функций и служебных обязанностей (Ю. В. Подповетная);  интегральная личностная характеристика его профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры (И. Н. Артемьева, В. В. Малеев);  единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности, интегральное личностное образование в единстве его статических и динамических характеристик, основными функциями которого выступают: познавательная, конструктивная и посредническая (А. П. Карачев-цева) [2; 8; 9; 13; 18; 22]. 

Как параллельное, но близкое понятие, часто используется teaching philosophy. Подразумевается, что teaching philosophy – дело индивидуальное, но все равно основано оно на общепринятых взглядах и популярных подходах. Например, благодаря теориям Стивена Крашена в США среди учителей иностранных языков очень популярен comprehensible input и прочие идеи SLA на которых базируется целая философия обучения, разделяемая многими членами академического сообщества. А в Великобритании идеи Крашена менее популярны, и, соответсвенно, teaching philosophy тоже отличается. 

Методическая культура – это устойчивые в профессиональном сообществе нормы, ценности, правила, стереотипы и стратегии, разделяемые и поддерживаемые членами этого сообщества, влияющие на способы обучения языку в педагогическом колективе, регионе, в масштабе целого государстве и т.п. Методическая культура формируется под влиянием социальной среды, отношения властей к иностранным языкам и учителям, к тем, кто владеет иностранными языками и распространяет в государстве иной ызык и культуру. У российских учителей безусловно существует своя методическая культура по сравнению с их зарубежными коллегами [2]. 

Некоторые ученые, говоря о российской методической культуре обучения английскому языку, ищут то, что сами учителя России считают для себя актуальным. В связи с этим, что наши учителя, намного чаще, чем зарубежные коллеги, берутся за составление собственных методических разработок и даже целых пособий. Зачем? Это что, форма самоутверждения или требование «сверху»? Эти пособия лишь в редчайших случаях являются действительно авторскими. Между тем, учителя и «руководство» нередко считают, что учительский проект – это как правило авторская программа и собственное пособие [4]. 

Для примера наведем методическую культуру языкового тестирования в Индии. Оказывается, там достаточно широко используются тесты для контроля умений читать с пониманием в виде текстов и вопросов к ним. То есть, традиционная организация проверки понимания прочитанного с помощью обычных вопросов по содержанию и письменных ответов в свободной форме. Индийские учителя вообще очень много внимания обращают на содержание прочитанного текста и его интерпретацию. Частью методической культуры обучения английскому языку в Индии является глубокая и нередко субъективная интерпретация содержания. Каждый ответ ученика – это целая поэма, которая иногда очень высоко отрывается от текста оригинала. Конечно, грамматике в Индии тоже учат и стандартизованные тесты там известны, но это уже импортированная «американская методические культура», а не индийская. Местным учителям, воспитанным в старых педагогических традициях, больше по душе философствование по поводу прочитанного [27]. 

Каждый педагог в процессе профессиональной методической деятельности накапливает опыт теоретического и практического решения различных педагогических задач, имеет представление об опыте своих предшественников и современников, использует такой опыт на практике в соответствии с требованиями реальной ситуации, творчески обогащает воспитательные традиции в силу закономерного характера непрерывного изменения, модификации педагогических идей и воспитательных традиций как культурного феномена [17; 33]. 

Т. Э. Кочарян отмечает, что методическая культура для преподавателя выступает как субъективный аспект профессиональной деятельности, как способность преломлять сложившийся опыт методической науки в своей деятельности, искать меру между своими потребностями, опытом, знаниями, с одной стороны, состоянием и развитием учебного процесса по данной дисциплине – с другой  [17]. 

Введение в научный оборот понятие «методическая культура», на наш взгляд является правомерным, поскольку овладение культурой как системой ценностей, источником знаний о природе, обществе, способы деятельности, предусматривает принципиально иное отношение к превращению педагогической теории и практики [14; 26]. Сегодня говорить лишь о методической обучаемость, методическую компетентность представляется недостаточным в связи с тем, что в образовании происходят существенные сдвиги, которые не отменяют необходимость в обучении знаниям и профессионализму, но они должны быть «погруженными в контекст мировоззрения, в поле социальной, культурной и исторической ответственности» [24; 32].

Учителям с высоким уровнем методической культуры свойственны следующие черты: творческая самостоятельность, определяется инициативностью, стремлением к познавательной деятельности нестандартным подходом к делу, активной поисковой деятельностью, направленностью на постановку и решение научно-методических проблем, настроенностью интеллекта на творческое мышления; высокий уровень самоорганизации в подготовке к занятиям во время учебно-воспитательной деятельности, настойчивость, работоспособность, организованность, ответственность; трудолюбие и усердие во время самоподготовки, самообучения, самоформирования, дисциплинированность и заботливость по реализации своей технологии обучения; целеустремленность в достижении цели, твердость в отстаивании своих убеждений; потребность в самовоспитании, формировании опыта духовного и профессионального самосовершенствования и тому подобное [28; 30].


1.2. Основные компоненты формирования методической

культуры учителя иностранного языка

Методическая культура  учителя, его умение передавать свои знания, организовывать весь процесс обучения, создавать надлежащие условия для полноценного общения – являются необходимой основой для организации современного эффективного урока.

Многие методисты представляют свои компоненты методической культуры учителя. Рассмотрим несколько вариантов. Один из первых, что нами рассмотрен – это состав за Т. Бережной. Он включает сочетание таких компонентов как целевой, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, личностно-творческий и рефлексивный, следует указать, что компоненты методической культуры педагога могут включать в себя: научное мировоззрение; общенаучная и профессиональная эрудиция; глубокие психолого-педагогические знания; глубокие знания в области преподавания учебного предмета, методики воспитание; ощущение нового; творческое мышление; конструктивные способности и склонность к аналитико-синтетической интеллектуальной деятельности; критичность мышления; потребность к самосовершенствованию.

Высокий уровень методической культуры означает,  что педагог: овладевает содержанием программ и методике их реализации в учебно-воспитательном процессе; проявляет желания к внедрению нового, передового, вооружает учащихся

глубокими знаниями, повышает качество преподавания предмета не только на основе своего жизненного и профессионального опыта, но и путем познания общих закономерностей учебного процесса, усвоения достижений психолого- педагогической науки, внедрения их в практику педагогической деятельности;  умеет диагностировать, моделировать и прогнозировать систему педагогического

деятельности; владеет методикой педагогических исследований и умеет ее реализовать в учебном процессе; совершенствует профессиональную деятельность, прогнозирует перспективы собственной труда с учетом самоанализа достигнутого;

принимает активное участие в различных формах методической работы, обнаруживает заинтересованное отношение к инновации; умеет обобщать личный опыт работы, имеет печатные работы, пропагандирует среди коллег свои творческие достижения; развивает творческие способности учеников и в совершенстве владеет современными техническими средствами обучения.

Необходимо отметить так же, что в рамках методической культуры можно выделить определенные профессиональные компетенции, характеризующие каждый из перечисленных компонентов [5; 31].

 В связи с этим, согласно первому компоненту сформулирован иерархически упорядоченый перечень целей (стратегическая, тактические и оперативные) и задач.

Мотивационный (А. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и т.д.) и ценностный компоненты (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) выступают как системообразующие в подготовке педагога и выражающие осознанное побуждение к овладению и развитию методического аспекта педагогической деятельности [1; 10].

Потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему «делу», стремление к общественному признанию являются мощным мотиватором любой деятельности [15; 34].

Когнитивный компонент определяет степень теоретической готовности будущего педагога, представляется нам как синтез профессионально-методических компетенций соответствующих иерархической системе направлений:

1) методологическое направление;

2) психолого-педагогическое направление;

3) частно-предметное направлений [29].

Методологическая направленность когнитивного компонента методической культуры выражается в способности педагога реализовать комплексный подход к проектированию и внедрению инноваций в системе образования [25].

Развитие личности как определенной когнитивной парадигмы, формирующейся на базе существующих культурных образовательных парадигм, при которой мировоззрение и поведение определяются характером восприятия, понимания и усвоением полученной профессионально-педагогической информации.

Опора на когнитивно-синергетическое понимание при изучении иностранного языка обозначает, что знания становятся личностной категорией учащихся посредством реализации частно-предметного направления когнитивного компонента методической культуры учителя иностранного языка.

Третий компонент методической культуры – операционно-деятельностный. Компетенции, входящие в его состав, предполагают освоение современных, прежде всего активных форм обучения и методов обучения с использованием новейших технических средств. Владение информационными компетенциями является необходимым условием для реализации операционно-деятельностного компонента и предполагает, что при помощи реальных объектов  и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Рефлексивный компонент методической культуры представлен пониманием рефлексии как процесса осмысления учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляется оценка и переоценка своих собственных способностей, планирование и корректировка действий, формирование культурных установок [11].

Проанализировав общие структурные компоненты методической культуры, выделим те, которые наиболее характеризируют методическую культуру учителя иностранного языка:

1. Профессиональные знания всех компонентов процесса обучения иностранного языка, а именно: цели, средств, подходов к обучению иностранного языка, структуры учебно-воспитательного процесса с иностранного языка, методов, приемов работы учителя иностранного языка, специфических особенностей планирования обучения иностранного языка как конкретного урока, его места в системе уроков, так и всего курса изучения иностранного языка (когнитивный уровень);

2. Умение использовать приемы собственной педагогической деятельности, основывается на опыте работы, то есть конструктивные способности, которые предусматривают применение методических приемов в зависимости от различных условий обучения иностранного языка;

3. Научное мировоззрение, креативность, критичность мышления, постоянное самосовершенствования, фасилитаторськие способности, ценностная обусловленность профессионального самоопределения, предусматривающего преобразование имеющихся методических знаний и сформированных иностранных умений на систему собственных жизненных ценностей (личностно-мотивационный уровень). Формирование иноязычной методической культуры будущего учителя.

Это фундамент для развития психологической, педагогической культуры, совершенного уровня владения иностранным языком, что в сочетании составляют профессиональную культуру педагога и способствуют его профессиональному росту [21].

Что же касается таких элементов методической култтуры как: педагогическая направленность; профессиональные знания; педагогические способности – то их схарактеризуем следующим образом. Педагогическая направленность в нашем случае – эмо преподавание иностранного языка. Содержание профессиональных знаний составляет знание предмета, который преподается, его методики, педагогики и психологии. А педагогические способности включают в себя: дидактические; организаторские; коммуникативные; перфективни; сугестивные; научно-познавательные; эмоциональная устойчивость и оптимальное прогнозирования.

При обсуждении вопроса о сущностных признаках методической культуры современного педагога-воспитателя своеобразным эталоном может стать профессия методиста. Методист - это специалист по методам и формам работы в конкретной области педагогической действительности, в том числе и в сфере воспитательной работы с учащимися. Методист - это специалист, обладающий профессиональным видением широкого спектра возможностей для практического решения типичных и инновационных проблем и задач. Воспитательная сфера профессиональной педагогической деятельности не является здесь исключением. Кроме того, каждый педагог является и методистом-практиком, накопившим определенный опыт учебной и воспитательной работы, опыт теоретического и практического решения различных педагогических задач. Воспитательная составляющая такого опыта, на наш взгляд, может быть отнесена к феномену профессиональной культуры только в том случае, если педагог-практик имеет развернутое представление об опыте своих предшественников и современников, правильно использует такой опыт на практике, в соответствии с требованиями реальной ситуации, творчески обогащает воспитательные традиции в силу закономерного характера непрерывного изменения, модификации педагогических идей и воспитательных традиций как культурного феномена. К сожалению, педагогику часто отделяют от культуры, чем наносят ей непоправимый вред. Педагоги-исследователи также не особо уделяют свое внимание методической составляющей профессиональной культуры педагога.

Что же касается опытных методистов-практиков – то они уверены, что методическая культура учителя должна состоять из следующих трех базовых компонента: компетентностный, включающий в основном знаниевую часть, осведомленность педагога в общих и частных вопросах теории и методики учебной работы; деятельностный, характеризующийся развернутым умением на практике осуществлять учебную деятельность в непрерывно расширяющихся социокультурных границах целостного учебного процесса, с учетом актуальных ситуативных задач, освоенного содержания и приобретенного уровня психолого-педагогической и методической компетентности; креативный, в рамках которого педагог может, с учетом специфики складывающейся воспитательной ситуации и своего индивидуального творческого потенциала обогащать, совершенствовать конкретную систему учебной работы, в пространстве которой он реализует свои жизненные и профессиональные намерения.

Иноязычная методическая культура, прежде всего, предполагает сформированность профессионально-методических умений учителя использовать современные технологии в обучении иностранного языка, методы и приемы обучения иностранного языка; рационально планировать и реализовывать различные формы организации учебно-воспитательного процесса с иностранного языка как в урочное, так и внеурочное время; оценивать уровень сформированности всех компонентов.

Методическая культура учителя иностранного языка является необходимым компонентом профессионально методического мастерства будущего учителя иностранного языка, его конкурентоспособности на рынке труда. Это означает, что учитель иностранного языка способен достичь эффективности в процессе своей педагогической деятельности только при условии осведомленности в вопросах теоретических и прикладных основ обучения иностранного языка; наличии соответствующих профессионально-личностных качеств, жизненных ценностей; рационального и методически целесообразного использования этих знаний на практике, а также их адаптации в зависимости от условий обучения.


1.3. Факторы формирования методической культуры учителя иностранных языков

Дав определение методической культуры и описав основные составляющие методической культуры учителя иностранного язика, ее реализация на практике предполагает: высокий уровень развития личности педагога и его профессионального мастерства; организованность в осуществлении учебно-воспитательного процесса; высокий уровень самореализации, самосовершенствования и повышения квалификации; способность к интенсивной творчества работы.

Методическая культура будущего учителя иностранного языка есть реальной движущей силой профессионального мастерства. Повышение методической культуры – необходимый элемент интенсификации, расширение сферы ответственности учителя как условие и результат своего труда.

Отсутствие методической культуры в деятельности учителя – это фактор, что тормозит и снижает эффективность учебного процесса в учебном заведении. Он приводит к застою и консерватизму.

Путями и средствами формирования методической культуры, развития методического мастерства, совершенствования профессиональных способностей педагога являются: самообразование; учебно-методическая работа в межкурсовой период; прохождения курсовой переподготовки, что создает условия для непрерывности последипломного образования педагогов; формирование личного педагогического мастерства и профессиональной культуры, то есть проявление креативности в работе.

Методическая культура формируется параллельно с мастерством, искусством преподавания, общения, обучения, но суть ее заключается в обобщении, осмыслении лично педагогического опыта и перехода на высокий уровень профессионализма.

Отметим, что методическая культура, как указывают многие исследователи (Р. Мильруд, Л. А. Плеханова), складывается и развивается под влиянием внешних (политических решений, социальных реформ, нормативных требований, экономических условий) факторов и внутренних (к которым относятся значимые для профессиональной деятельности нормы и ценности, освоенные компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки). Внешние факторы оказывают на методическую культуру обновляющее влияние, внутренние – способствуют созданию определенных профессиональных стереотипов. В этом взаимодействии внешних и внутренних факторов существует методическая культура как профессиональная реальность [33]. 

А поскольку научить самого себя значительно сложнее, чем кого-то, она предусматривает методическое сопровождение. На подготовительном этапе большую роль играет готовность к постоянному роста, к творчеству. И хотя, к сожалению, педагог вынужден отдавать значительную часть времени семье, ведению домашнего хозяйства, и другом положельная оценка деятельности обязательно приведет к осознанию необходимости постоянного самообразования.

Проанализируем состояние методической культуры учителя иностранного языка за границей. В некоторых странах Азии и Латинской Америки обучения английскому языку осуществляется в больших классах, насчитывающих до 50 учеников. Работа в таких классах – часть методической культуры в этих странах, и воспринимается она как неизбежная и привычная необходимость. Различия в методике обусловлены переданными от поколенияк поколению историческими традициями. Конфуцианские традиции в Китае обусловили непререкаемый авторитет учителя в классе, подчинение меньшинства мнению большинства, скромность и уважение к окружающим. Такие особенности значительно усложняют реализацию коммуникативного метода в китайской среде, поскольку ученики приучены не ставить учителю и друг другу вопросы, а также не высказывать личное мнение. На уроках изучаются тексты и грамматические структуры, которые представляют для всех эстетическую ценность. Точно так же затруднено коммуникативное обучение языку в Японии, которая традиционно относится к «молчаливым культурам» [20].

Культура обучения языку может иметь заметные отличия и в зависимости от региона. Так, отдельные области России имеют свои методические школы и устойчивые традиции обучения. Даже на уровне методического объединения учителей района или школы культура иноязычной образования аутентичной. Это особенно характерно для коллективов учителей-новаторов, в которых складывается свой особый профессиональный стиль. Вспомним, например, новаторские идеи использования на уроках опорных сигналов, разрабатывались в начале 90-х годов педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым. Для методической культуры одних объединений учителей характерна работа в команде, коллективный способ разработки и принятия решений для достижения целей, выхода из проблемных ситуаций. Другие объединения увлечены идеей использования интернет-сообществ и социальных сетей с целью обучения иностранному языку. Третьи сосредоточены на языковом тестировании учеников [23].

Методическая культура может быть и индивидуальной. В этом случае учебная деятельность учителя отличается своим собственным «почерком». Индивидуальная методическая культура учителя – это собственные способы обучения школьников искусству написания эссе, выполнение задач языкового теста, овладению коммуникативными стратегиями устного общения, чтения и слушания с пониманием. Если индивидуальная методическая культура учителя представляет интерес для других профессионалов, организуется обмен педагогическим опытом, диалог культур в профессии.

Внешние условия развития методической культуры включают политико-экономическое положение государства, языковую политику в государстве или в межгосударственных отношениях, достижения педагогической науки. Именно поэтому в ряде стран, как, например, в Иране, английский язык рассматривается как «необходимое зло».

К внутренним условиям развития методической культуры относятся природные языковые процессы в среде учителей и за ее пределами, принятые в учительском сообществе профессиональные правила педагогической деятельности, языковые стереотипы «должного», «возможного» и «недопустимого» в речи учащихся. Отличительной чертой российской методической культуры по традиции является исправление всех ошибок в речи учащихся, что считается признаком профессионализма учителя.

Методическая культура обучения английскому языку в России – часть общего процесса глобализации. Частью методической культуры становятся подготовка наших учеников к глобальному международному общению на английском языке, обучение школьников культуре разных стран, ознакомление их с «живым английским». Английский язык проникает в русскую языковую среду.

В общении на русском языке отмечается такое новое явление, как переключение кодов (code switching) – «На американском космодроме начался countdown перед запуском космического корабля» (из телевизионного репортажа). Увеличилось количество английских заимствований, в русском языке появляются такие слова, как: серфинг, шейпинг, бодибилдинг, прессинг, шопинг, тьюнинг, пирсинг, гемблинг, боулинг, кастинг и тому подобные. Так английский герундий становится частью русского языка, даже облегчает учителю задачу объяснения грамматики [6].

Традиционной частью русской культуры является признание в качестве педагогической ценности авторитета учителя в классе (в этом российские учителя похожи на своих китайских и японских коллег), а также безошибочной речи учащихся, когда «жесткие» грамматические знания превалируют по значимости над «мягкими» коммуникативными умениями. Опросы показывают, что правильность (accuracy) для российского учителя предпочтительнее подвижности языка (fluency). В этом русский методическая культура также совпадает с азиатской (Япония, Китай).

А в то внимание, которое российская методическая культура уделяет самостоятельной работе учащихся, она похожа на западную, где учение считается важнее обучения, а учитель способствует обучению в роли фасилитатора (facilitator).

И потому приходим к выводу, что способствовать повышению методической культуры учителя иностранного языка будет зарубежная стажировка, которая создаст условия для активной интеграции российских учителей в международное сообщество своих коллег и позволит найти резервы повышения эффективности обучения английского языка в России.


Выводы по 1 главе

Анализ литературы дает основание утверждать, что изучением методической культуры учителя иностранного языка занималось много ученых. Среди них: К.Ю.Белая, С.К. Бондырева, О.В.Кулешова-Суходольская, Ю.П.Сокольников, Г.П. Скамницкая, Д.И. Фельдштейн, И.И.Чернокозов, Шабельников В.К.

Под методической культурой мы понимаем комплекс норм, компетенций и основных ее компонентов, устойчиво существующих в учительском сообществе.

Структурно можно представить методическую культуру учителя как сочетание следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-творческого и рефлексивного.

Складывается и развивается методическая культура под влиянием внешних факторов (политических решений, образовательных реформ, нормативных требований, экономических условий и т.д.) и факторов внутренних (к которым относятся значимые для учителей нормы и ценности, освоения компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки и т.д.).

Способствовать повышению методической культуры учителя иностранного языка будет зарубежная стажировка, которая создаст условия для активной интеграции российских учителей в международное сообщество своих коллег и позволит найти резервы повышения эффективности обучения английского языка в России.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТАЖИРОВОК НА ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы

Цель: выявить влияние зарубежной стажировки на повышение методической культуры учителя иностранного языка.

В анкету вошли вопросы, касающиеся основных компонентов методической культуры учителя иностранного языка, а именно способность анализировать, планировать и реализовывать собственную педагогическую деятельность в процессе преподавания иностранного языка.

Учителям предлагалось выбрать подходящие варианты ответов. Анкета выглядит следующим образом:

1. Укажите более оптимальные пути формирования методической культуры:

- зарубежная стажировка;

- курсовая переподготовка на базе институтов повышения квалификации;

- методическая работа на уровне района (области);

- внутришкольная методическая работа.

2. Укажите, на Ваш взгляд,  самые важные компоненты содержания формирования методической культуры:

- мировоззренческая и методологическая подготовка учителя;

- методическая подготовка учителя из отдельных специальностей;

- дидактическая подготовка учителя;

- психолого-физиологическая подготовка учителя;

- этическая подготовка учителя;

- общекультурное подготовка учителя;

- техническая подготовка учителя..

3. Выберите компоненты вызывающие у вас трудности при планировании:

- планирование урока;

- планирование внеклассного мероприятия;

- тематическое планирование;

- тематическое планирование;

- планирование своей деятельности.

4. Выберите компоненты вызывающие у вас трудности при реализации вашей профессионально–педагогической деятельности:

- проведение урока;

- планирование внеклассных мероприятий;

- введение документации;

- составление отчетов.

5. В каком аспекте вы чувствуете себя более уверенно:

- психологическом;

- педагогическом;

- методическом;

- языковом.

Опытно экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:

1. констатирующих этап – анкетирование с целью выявления уровня методической культуры учителей иностранного языка.

2. формирующий этап – внесение корректировок, способствующих росту методической культуры учителей иностранного языка.

3. контрольный этап – анализ полученных результатов, подведение итогов исследования.


2.2 Диагностика методической культуры учителей иностранного языка

Опрос среди учителей иностранного языка показал, что основным препятствующим фактором в развитии методического мастерства для 62,00 % учителей является недостаток практики или стажтровки в стране, язык которой преподают;  для 41,00 % – безразличие к качеству работы; для 43,00 % – перегрузка в работе; для 37,70% – отсутствие квалифицированной методической помощи в учебном заведении.

Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод о том, что наибольшие затруднения учителя иностранного языка испытывают в связи с тем, что нет постоянного совершенствования языка, которое должно быть доступным каждому педагогу, работающему по призванию и любит детей – это 57, 00 %. Наибольшую уверенность чувствуют в языковом аспекте те учителя, которые проходили зарубежную стажировку.

Таким образом, можно констатировать, что число преподавателей, имеющих низкий уровень методической культуры, в среднем составило 41,00 % педагогов, что подтверждает ранее полученный нами предварительный вывод о существовании проблемы на практике.

Так же в нашей работе мы выделили показатель методической культуры, такие как: знание и понимание профессионального языка; сформированность базовых методико-педагогических знаний; представление о сущности методической культуры преподавателя; организаторские способности; сформированность умений, необходимых для анализа, отбора, внедрения и авторизации традиционных и инновационных методик и технологий преподавания педагогических дисциплин; опыт создания методических продуктов как артефактов; рефлексивность; способность к оценке и самооценке продуктов методической деятельности; способность к самопознанию и саморазвитию; профессионально-ориентированная направленность личности; профессионально-педагогическая мотивация; ценностная ориентация на методическую деятельность – что позволит нам с их помощь повысить методическую культуру учителя иностранного языка.


2.3 Программа повышения методической культуры учителей

иностранного языка путем зарубежных стажировок

Прохождение практики или стажировки за рубежом является непревзойденным в плане интенсивности и объема получения информации. Стажер учится везде: ориентируясь в городе, читая надписи, просматривая телевизионные программы, выполняя повседневные дела и т.д. Перебывание в другой стране в качестве стажера дает возможность глубоко погрузиться в культуру страны изучаемого. Это также имеет положительный эффект для более углубленного изучения иностранного языка. Кроме того, стажер получает доступ к «живой» речи, на практике познает и может анализировать процессы, происходящие в ней, может делать выводы относительно отклонения от языковой нормы, которые существуют в устной речи носителей языка. Только при углублении к аутентичной среде можно сделать возможным ознакомление не только с денотативной, но и с конотативной лексикой. Польза зарубежных стажировок заключается и в культурном образовании через добавления стажеров к мировым шедеврам, известных культурных памятников, и т.п.

Наибольшим спросом пользуются программы международных культурных обменов (гость в зарубежной семье, программы помощника в семье Au pair), образовательные обмены (программы непродолжительного обучения в колледже или университете); программы профессиональной подготовки, курсы повышения квалификации, семинары для специалистов и т.д.

Прохождение зарубежных стажировок имеет свои преимущества: первое и основное преимуществом – это погружение в речевую среду (стажер оказывается в ситуации, когда иностранный язык окружает его повсюду и он обязательно берет участие в общении на этом языке для решения практических заданий); находясь в данной среде, стажер имеет возможность оценивать собственные достижения в овладении языком, исходя из практического опыта определяет свои слабые стороны, поэтапно работать над решением проблемных моментов и наблюдать за собственным прогрессом. А так же стажер при прохождении стажировки получает уверенность в собственных силах, что еще больше способствует повышению его методической культуры.

2.4 Анализ полученных результатов

Изучение качества методической культуры учителей иностранных языков подтвердило, что ее системная модернизация способствовала повышению профессиональной компетентности педагогов (увеличению количества педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию с 33,50 % в 2010 г. до 62,40 % в 2014 г.).

Внедрение технологии развития методической културы учителей иностранного языка происходило согласно принципам целостности, дополнительности, диалогичности, субъектности, контекстности.

Принцип целостности репрезентовал понимание того, что каждый элемент этой системы, находящейся в постоянном движении, развитии, должен быть основательно продуман, и продуман не в своей обособленности, а во внутреннем единстве со всеми другими реалиями бытия,что обеспечило запланированный социо- и культуросообразный результат. Принцип целостности соответствует сущности феномена «методическая культура» как сложной системы, соединяющей профессионально-педагогический опыт человечества как объективный уровень существования методической культуры с опытом отдельного субъекта как носителя профессиональной деятельности, достигшего определенного уровня постижения ее смысла и механизмов действия (субъектный уровень существования методической культуры).

Соотношение и сосуществование «ставшего», нового и только нарождающегося является не только сущностной характеристикой, но и условием существования и развития методической культуры. Этому соответствовал принцип дополнительности как краткое толкование соответствующей закономерности.

Принцип диалогичности опирается на диалогический подход, согласно которому диалог представляется универсальной и абсолютной характеристикой человеческого бытия в различных сферах реальности. Принцип диалогичности в этом контексте предполагает включение учителя в диалог культур, в диалог с самим собой, с коллегами с других стран, ведь архитектоника внутреннего мира человека позволяет не только смыслообразно строить свои отношения с миром, но и всякий раз преодолевать ограничения своего собственного «Я».

Принцип субъектности  был нацелен на то, что становление учителя иностранного языка в качестве равноправного активного сотворца культуросообразной методико-педагогической деятельности происходит в процессе овладения им общественно-историческими формами такой деятельности как педагогическим инструментарием, в котором «свернуты» способы педагогического «производства».

Принцип контекстности помогал преодолевать противоречия между построением учебного материала в соответствии с логической структурой научного знания, которое презентуется в рамках традиционного образования в таком общем виде, что действия, контекст и результаты предлагаемой теоретической модели деятельности не ясны для обучающихся, и потребностью учителя в новых знаниях и умениях, имеющих не обобщенный (абстрактный), а ситуативный (практико-ориентированный) характер, включенных в контекст будущей профессиональной деятельности.

О росте эффективности свидетельствуют результаты анкетирования и данные комплексной автоматизированной оценки в период аттестации учителей: повысилось качество обученности (с 42,10 % в 2010г. до 59,20 % в 2014), увеличилось число призёров и победителей муниципальных, всероссийских, международных предметных олимпиад, конкурсов, конференций; вырос уровень сплочённости классных коллективов и включённости гимназистов в общественную жизнь школы (по данным изучения «социальной грани»).

Повысился также уровень аналитико-диагностических умений и инновационно-методической компетентности педагогов. Недостаточно высокий (ситуативный, адаптивный) уровень компетентности сократился в среднем на 6,90 %, конструкторский (активный, локально-моделирующий) снизился за счёт повышения моделирующего – на 12,70 %, высокий (творческий, системно-моделирующий) составил 66,40 % (против 41,00 % по результатам констатирующего эксперимента).

О повышении методической культуры педагогического коллектива свидетельствовали: включённость педагогов в инновационную деятельность (81,00 % учителей), в методическую работу; участие в экспертной деятельности муниципальных, окружных образовательных структур; руководство временными творческими коллективами, предметными объединениями; участие и выступления с докладами на научно-практических конференциях российского, межрегионального, окружного и городского уровней (56,60 % учителей за 4 года); публикации (с 2010 по 2014 год у 51,00 % учителей). Успешно осуществлялись информатизация и профилизация образования, созданы базы данных образовательной статистики. Расширилась система социального партнёрства школы.

Таким образом, суммирующая оценка результатов прохождения зарубежной стажировки учителями иностранных языков показала, что это способствовало повышению их методической культуры в целом.


Выводы по 2 главе

Изучая состояние сформированости методической культуры учителей иностранных языков, на основании проведеного анкетирония, мы пришли к выводу, что наибольшему ее повышению способствуют зарубежные стажировки.

Наибольшим спросом пользуются программы стажировок, как: гость в зарубежной семье, программы помощника в семье Au pair, образовательные обмены (программы непродолжительного обучения в колледже или университете); программы профессиональной подготовки, курсы повышения квалификации, семинары для специалистов и т.д.

При определенных условиях и при использовании соответствующих путей формирования методической культуры, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов может в значительной массы учителей иностранных языков повысить урівень их методической культуры.

О повышении методической культуры педагогического коллектива свидетельствовали: включённость педагогов в инновационную деятельность (81,00 % учителей), в методическую работу; участие в экспертной деятельности муниципальных, окружных образовательных структур; руководство временными творческими коллективами, предметными объединениями; участие и выступления с докладами на научно-практических конференциях российского, межрегионального, окружного и городского уровней (56,60 % учителей за 4 года); публикации (с 2010 по 2014 год у 51,00 % учителей). Успешно осуществлялись информатизация и профилизация образования, созданы базы данных образовательной статистики. Расширилась система социального партнёрства школы.

 Таким образом, суммирующая оценка результатов прохождения зарубежной стажировки учителями иностранных языков показала, что это способствовало повышению их методической культуры в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя, из поставленных задач, мы пришли к следующим выводам:

1. Раскрыли сущность методической культуры учителя иностранного языка. Отметили, методическая культура –  важнейшим элементом педагогической культуры и формируется на базе как педагогической, так и общей культуры, а также на базе овладения системой знаний, в частности: научно-теоретических основ преподаваемой дисциплины;  основ психолого-педагогической науки; методики преподавания; основных идей и технологий мастеров педагогического труда;  основных социальных запросов и требований общества к образованию.

2. Раскрыто компоненты методической культуры учителя иностранного языка (мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-творческого и рефлексивного), где каждый из выше перечисленных определяется общей, профессиональной и педагогической культурой, знаниями методики и технологий, а также уровнем сформированности методической культуры.

3. Раскрыли факторы формирования методической культуры учителя иностранных языков: внешние (политических решений, образовательных реформ, нормативных требований, экономических условий) и внутренние (к которым относятся значимые для учителей нормы и ценности, освоения компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки). Если внешние факторы оказывают на методическую культуру обновляющее влияние, то изнутри она направлена на собственную консервацию, закрепляя в коллективном профессиональном сознании учителей «вечные истины» педагогического успеха. В этом взаимодействии внешних и внутренних импульсов и продолжаем существовать и методическая культура как педагогическая реальность.

4. Изучили опыт работы учителя иностранного языка по формированию у них методической культуры и по результатам исследования проанализировали программы прохожления стажировок за рубежом, которые способствуют повышению их методической культуры.

Проведенный анализ количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-103293.html

2. Артемьева И. Н. Формирование методической культуры будущих учителей начальных классов в контексте вузовской подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Нижний Новгород, 2004. – 172 с. 

3. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа, 1997. – 131 с. 

4. Бережная Т. Н. Формирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2010. – 211 с.

5. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.

6. Гаргай В.Б.  Повышение квалификации учителей на западе: рефлексивная модель обучения [Электронный ресурс] http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_ readme.php?subaction=showfull&id=193230172&archive=1196815145&start_from.

7. Генике Е.А. Учитель, готовый работать с личносно ориентированными технологиями, – каков он? // Труды СГА. – Вып. 9. – М., 2014. – С. 42-62.

8. Гильмуллин М. Ф. Формирование исторического компонента математико-методической культуры студентов при обучении истории математики в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Ярославль, 2009. – 230 с. 

9. Гущина Т. Н. Развитие методической культуры педагога [Электронный ресурс]. http://old.ino.yar.

10. Даутова О.Б., Христофов С.В. Процесс повышения методического мастерства учителя иностранного языка // Инновации и образование [сборник материалов конференции]. – Вып. 29. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С. 309-317.

7. Дудникова Н. Д., Таранова Т. Н. Идеальное в педагогике как условие подготовки педагогических кадров: Монография. – Ставрополь: АльфаПринт, 2009. – 145 с.

12. Исаев В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002. – 187 с.

13. Карачевцева А. П. Формирование методической культуры учителя начальных классов на первой ступени педагогического образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.08. – Курск, 2003. – 191 с.

14. Кычкина С.Д. Формирование научно-методической культуры студентов-заочников педагогического вуза: дис… канд. пед. наук : 13.00.01. – Якутск, 2008. – 168 с.

15. Княжева І. Методична культура педагога як інтегративна характеристика його загальної і професійно-педагогічної культури // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи. – Вип.39. – 2011. – С. 44-51.

16. Костенко О. Е. Особенности становления российской профессиональной педагогической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Екатеринбург, 2004. – 168 с. 

17. Кочарян Т. Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2004. – 179 с. 

18. Никулина Н. Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя // Специалист. – 2002. – № 12. – С. 17-18.

19. Плеханова Л. А. Развитие методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. http://www.science-education.ru/102-5887. 

20. Павелко Н.Н. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы : автореф. дис… канд. культ. наук : 24.00.01. – Краснодар, 2004. – 52 с.

21. Панова Л.В. Педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов: дис… канд. пед. наук : 13.00.01. – Стерлитамак, 2005. – 224 с.

22. Подповетная Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Челябинск, 2012. – 400 с. 

23. Программа реализации профессионального проекта «За гранью урока» [Электронный ресурс]  http://kk.convdocs.org/docs/index-264674.html?page=2.

24. Процесс повышения методического мастерства учителя иностранного языка [Электронный ресурс]. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2ad68 b4d53a88521306d36_1.html

25. Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования [Электронный ресурс]  http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3ad78a5c43a88421306c26_2.html.

26. Таранова Т.Н., Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В.П. Беспалько. – М., 1989. – С. 7-12.

17. Таранова Т. Н. Сущностная характеристика инновационной методической культуры педагога [Электронный ресурс]. http://www.science-education.ru/105-7066.

28. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя :

[учебное пособие] / В. А. Сластенин. – М. : Прометей, 1993. – 177 с.

29. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития диплом [Электронный ресурс] http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00069074_0.html.

30. Суртаева Н. Н. Формирование профессионально-педагогической

культуры личности педагога / Н. Н. Суртаева // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 1(8). – С. 80–81.

31. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 346 с.

32. Шадрина В.А. Системная модернизация методической работы в современной школе: автореф. дис… канд. пед. наук : 13.00.08. – Великий Новгород, 2009. – 24 с.

33. Elkabas C. Contribution of the Cybernautical Approach to the Teaching and Learning of Second Languages (L2) / Elkabas Charles, Trott David and Wooldridge Russon // Computer Assisted Language Learning. 2009. Vol.12, N 3. P.241-254.

34. Ortega L. Processes and Outcomes in Networked Classroom Interaction: Defining the Research Agenda for L2 Computer-Assisted Classroom Discussion // Language Learning & Technology. 1997. Vol.1, N 1. P.82-93.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61182. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-ОПОВІДАННЯ З ОБРАМЛЕННЯМ НА ОСНОВІ ПОЧУТОГО 142 KB
  Довести що висловлювання належить до оповідання. Яку структуру має текст-оповідання Виділити в тексті обрамлення і з’ясувати яку функцію воно виконує у структурі оповідання. Формування вмінь моделювати твіроповідання з обрамленням Уведення у висловлювання обрамлення Прочитати мовчки текст.
61183. ВІДОКРЕМЛЕНІ УТОЧНЮВАЛЬНІ ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ З УТОЧНЮВАЛЬНИМИ ЧЛЕНАМИ 403.78 KB
  Поглибити знання восьмикласників про відокремлені члени речення, ознайомити з уточнювальними членами речення, їх основними способами морфологічного вираження, видами та значенням; сформувати загальнопізнавальні вміння знаходити в тексті відокремлені уточнювальні члени
61184. УЗАГАЛЬНЕННЯ Й СИСТЕМАТИЗАЦІЯ З ТЕМИ «ВІДОКРЕМЛЕНІ ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ» 503.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях з відокремленими членами. Текст риторичний аспект: використання відокремлених членів речення в усному й писемному мовленні. Яку функцію в реченні виконують відокремлені члени речення.
61185. КОНТРОЛЬНЕ ЧИТАННЯ МОВЧКИ ТЕКСТУ НАУКОВОГО СТИЛЮ 50 KB
  Окремі постанови тодішнього карного права охороняли життя жінки й навіть її честь. Руська Правда захищає майнові права і гідність незаміжньої жінки. Багато уваги присвячує родинним справам і ролі в них жінки Устав Ярослава.
61186. ПРОСТЕ НЕУСКЛАДНЕНЕ РЕЧЕННЯ. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В НЬОМУ 56.5 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати знання восьмикласників про просте неускладнене речення; удосконалити вміння й навички працювати над визначенням його видів та структури способів вираження головних і другорядних членів речення...
61187. ДІЛОВІ ПАПЕРИ. ПРОТОКОЛ 52.5 KB
  Присутні: 13 членів гуртка керівник. Про роботу гуртка Живе слово у ІІ семестрі доповідач Клиганівська В. Про підготовку до підсумкових заходів гуртка за звітний період доповідач Зорін А.
61188. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ У ПРОСТОМУ УСКЛАДНЕНОМУ РЕЧЕННІ 53 KB
  Настановно-мотиваційний етап Психологічна настанова щодо повторення матеріалу з розділу Просте ускладнене речення. Виділити в реченнях відокремлені члени схарактеризувати їх і визначити спосіб вираження.
61189. Синтаксис. Пунктуація 202.5 KB
  Словосполучення й речення Просте двоскладне речення Односкладні й неповні речення Речення з однорідними членами Речення зі звертаннями вставними словами Речення з відокремленими членами; розвивати пізнавальний інтерес логічне мислення пам’ять увагу...
61190. Культурні процеси в незалежній Україні 46.5 KB
  Мета: визначити умови і стан розвитку культури в Україні охарактеризувати розвиток освіти стан науки здобутки літератури мистецтва фізкультури спорту; формувати уміння самостійно складати повідомлення висловлювати своє ставлення виховувати естетичні смаки.