96492

Работа японского подхода «кружков качества» на примере ООО «ТюменНИИгипрогаз»

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Опытным практикам работающим в сфере производства известно что именно требуется для достижения высокого качества производимых изделий. Если все это систематизировать и обобщить то можно утверждать что для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный квалифицированный персонал...

Русский

2015-10-06

92.32 KB

1 чел.

I. ВВЕДЕНИЕ

Российские предприятия в современных условиях рыночной экономики по мере продвижения своей продукции все чаще и чаще сталкиваются с жесткими требованиями к качеству. Опытным практикам, работающим в сфере производства, известно, что именно требуется для достижения высокого качества производимых изделий. Если все это систематизировать и обобщить, то можно утверждать, что для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управление качеством.

Одним из способов увеличения степени участия персонала в решении проблем, который стал чрезвычайно популярен на Западе в последнее десятилетие, является так называемый японский подход «кружки качества»

Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «ТюменНИИгипрогаз».

Экспериментальный завод – замыкающее звено в цепи наука-проект-производство . Как производственное подразделение в структуре НПО завод создан в 1986.

В рамках предприятия реализуется комплексный подход к разработке и обустройству газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений.

Отличительной особенностью ООО «ТюменНИИгипрогаз» является совмещение функций научного исследования, проектирования и производства. Это позволяет действовать более оперативно, претворяя в жизнь самые смелые и эффективные проектные решения.

Выпускает более 80 наименований продукции. Из наиболее значимых изделий можно назвать следующие: газораспределительные пункты, газораспределительные станции, блоки подготовки пускового топливного газа для компрессорных станции и электростанций, станции подготовки питьевой воды «Водопад», установки комплексной подготовки газа и конденсата.

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить сущность «кружков качества», а также рассмотреть их работу на примере ООО «ТюменНИИгипрогаз».

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) На основе анализа литературы собрать необходимую информацию о «кружках качества»;

2) Рассмотреть значение кружков в распространении японского опыта управления качеством;

3) Рассмотреть отдел технического контроля предприятия, а также его функциональную и управленческую структуры.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Понятие качества

Качество - сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к ее основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой аспект.

При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, оно определяется как степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям). В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как правило, требует дополнительных пояснений.

Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество - определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Продукция по МС ИСО версии 2000 г. определяется как результат процесса, т.е. продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». В любом случае продукция - это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция является обобщенным понятием и включает изделия, продукты, технологии и т.п.

Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.

Как в повседневной жизни, так и в производственной сфере понятие «качество» нашло самое широкое распространение. Мы употребляем данный термин, говоря о вещах, изделиях, услугах, оценивая уровень жизни, вкладывая при этом в данное понятие достаточно широкий и в то же время не вполне определенный смысл. Что же следует понимать под качеством изделия или услуги? Как его оценить? Эти вопросы возникают постоянно при определении той или иной степени удовлетворения потребности общества. Несмотря на то, что термин «качество» закреплен в ГОСТах, международных стандартах, тем не менее споры о смысловом содержании данного термина продолжаются до сих пор. В литературе можно встретить различные формулировки, начиная с сугубо прагматичных, отражающих специфику конкретной профессии и сложившихся условий (например: качество - это когда возвращается клиент, а не продукт), заканчивая высокоакадемическими, рассматривающими качество с философской точки зрения. Существующие прения по определению качества, видимо, можно закончить только в том случае, если четко отследить связь между понятиями «качество», «потребительная стоимость» и «полезность». До сих пор среди исследователей имеется определенный пробел, связанный с соотношением двух родственных категорий - качества и потребительной стоимости продукта. Качество изделия - это совокупность его свойств. Потребительная стоимость - отношение людей, потребителей изделия, к его свойствам, их совокупности, к изделию как таковому. Подобный функциональный подход к определению качества не дает возможности рассмотрения его как экономической категории, не способствует пониманию экономической природы качества. Следуя данной формулировке, можно сделать вывод о том, что все затраты, связанные с формированием свойств изделия, есть не что иное, как затраты на качество данного изделия. Вся практика внедрения систем управления качеством продукции указывает на необходимость выделения затрат на качество в самостоятельную категорию, являющуюся только частью затрат на создание продукции.

Наиболее приемлемым, с нашей точки зрения, было бы представление качества продукции как совокупности общественных отношений между производителями продукции и ее потребителями по поводу формирования общественной потребительной стоимости, определяющих степень (уровень, интенсивность) удовлетворения потребностей общества в соответствии с назначением продукции. Именно такое представление содержится в определении качества продукции, отраженном в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.» Под качеством продукции понимается совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Данное определение представляет собой материально-вещественную основу для определения качества продукции как экономической категории.

Международный стандарт серии ІSO-9000 содержит почти аналогичное определение. Под качеством понимается совокупность свойств и характеристик изделия или услуг, обеспечивающая удовлетворение определенным образом обусловленных или предполагаемых потребностей. И в этом случае внесение в определение категории полезности обусловливает рассмотрение качества продукции как экономической категории.

Из определений следует, что качество продукции (КП) имеет как объективную обусловленность, выраженную через связь с потребительной стоимостью, определяющую уровень свойств продукта, так и содержит субъективную составляющую, характеризующуюся полезностью продукта. При этом полезность продукта определяется субъективной оценкой степени удовлетворения потребностей при использовании продукта с заданным уровнем свойств.


2.2 «Кружки качества»

Профессор Каору Исикава, один из коллег знаменитого Деминга, предложил идею создания знаменитых «кружков качества». Первоначальной целью таких кружков было обучение персонала японских компаний статистическим методам контроля. Такое обучение стало проводиться в японских компаниях в 60х годах для вовлечения сотрудников в работу по совершенствованию качества. Сегодняшние Кружки качества— это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности (не менее 3 и не более 12 человек, также руководитель и подчиненный в данных кружках представляют одно целое), собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. В кружке есть свой лидер, являющийся формальным руководителем, однако в процессе деятельности кружка все его участники попеременно выполняют эту функцию. Обычно такие кружки имеют свои девизы («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п.) и действуют на основе следующих принципов:

  1.  добровольности участия;
  2.  регулярности собраний;
  3.  конкретности решаемых проблем;
  4.  выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.

Основная идея работы кружков качества :

1.Кружки качества вносят вклад в существенное улучшение и развитие работы предприятия;

2.Позволяют улучшить моральный климат среди членов рабочей группы, способствуют развитию чувства собственного достоинства каждого и создание отношений между всеми членами кружка, основанных на уважении и человечности;

3.Кружки качества создают условия для повседневного роста, развития творческих способностей человека;

Основные цели деятельности кружков качества.

  1.  изыскивать дополнительные возможности для эффективного управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня, способствовать их саморазвитию;
  2.  поднять уровень трудовой морали рабочих на производстве и создать атмосферу, в которой усилится сознательное отношение каждого члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;
  3.  функционировать как “ядра” общей системы управления, что обеспечит поддержку и внедрение политики обеспечения качества продукции.
  4.  дать возможность каждому члену кружка проявить свои способности;
  5.  содействовать возникновению у работников удовлетворенности трудом.

Важной функцией кружков качества является обучение рабочих: бригадир или квалифицированный рабочий, изучивший новую технологию, обучает других членов кружка. Участвуя в обсуждении, члены кружка получают возможность повысить свой профессиональный уровень. Таким образом, кружки качества играют важную роль в развитии профессиональных навыков работников.

Кружки качества являются методом обучения и поощрения персонала, интересы которого, в свою очередь, учитываются в процессе деятельности организации. Используя простые статистические инструменты, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность. Также их работой является подготовка предложений по усовершенствованию продукции или услуг компании. Основные результаты деятельности кружков качества представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты деятельности кружков качества.

Возможность задавать вопросы и получать на них ответы делает предложения понятными и близкими каждому, создавая впечатление коллективного авторства.

На собраниях вырабатывается большое количество предложений по улучшению производства, которые в итоге позволяют значительно увеличить производительность.


2.3 Значение «кружков качества» в распространении японского опыта управления качеством

Кружки качества очень популярны в Японии: первый кружок был зарегистрирован в 1962 г., к началу 1965 г. в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч.

Японские фирмы придают очень большое значение обеспечению высокого качества производимых ими товаров и услуг. Прежде всего, это связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции, господствующей как на внутреннем, так и на внешних рынках, качественная продукция является более конкурентоспособной. Кроме того, обеспечение качества товаров длительного пользования снижает издержки фирмы на послепродажное обслуживание.

Однако, одной из наиболее важных причин, по которой японские фирмы стремятся обеспечить высокое качество своей продукции является поддержание хорошей репутации фирмы. В целом, работники практически каждой японской фирмы осознают, что "качество определяет судьбу предприятия".

Управляющие японских предприятий первостепенное значение придают контролю качества: основной задачей в управлении производством является обеспечение высокого качества выпускаемой продукции; уровень производительности при этом имеет вторичное значение. Японские управляющие понимают, что контроль качества требует большего, чем простое использование статистических методов в процессе контроля: для повышения качества продукции необходимо добросовестное выполнение обязанностей всеми работниками в каждом производственном процессе. Поэтому задачи по контролю качества не должны возлагаться исключительно на специалистов по контролю качества; за них должны быть ответственны все рабочие и служащие компании.

Вопросы, обсуждаемые в кружках контроля качества, не обязательно связаны с качеством. В "Ниссан", например лишь 22% кружков занимаются вопросами качества. 29% - ищут пути снижения себестоимости продукции или повышения эффективности производства на своих участках, 26% - думают над дополнительными способами более рационального использования оборудования. В других фирмах кружки борются за снижение издержек производства, усовершенствование инструмента и оборудования, улучшение технологического процесса. Иными словами, кружки контроля качества стали средством развития и использования творческой энергии и инициативы работников.

Деятельность кружков контроля качества позволяет добиться значительного повышения эффективности производства и, соответственно, прибылей фирмы. Так, фирма "Ниссан" с 1978 по 1984 год сэкономила благодаря деятельности кружков контроля качества 160 миллионов долларов. Предложений кружков набирается в Японии в расчете на одного рабочего до 60. В 1983 году кружки контроля качества внесли 827859 предложений, 80% из них были внедрены.

Большинство компаний имеет специальные организации для содействия кружкам качества. С целью координации работы кружков компании организуют отчетные семинары на уровне цеха или завода, а также на уровне всей фирмы, на которых участники кружков обмениваются информацией о результатах работы. Группы, представившие наилучшие предложения, компания награждает премией.

В японских компаниях используются меры преимущественно морального поощрения активности работников в кружках контроля качества: особо отличившимся работникам вручаются почетные знаки и медали, авторам наилучших проектов предоставляется возможность выступить со своими предложениями на региональной конференции.

На данный момент кружки качества существуют в более 50 странах мира и активно развиваются. В последние годы стали использоваться все более современные методы в распространении концепции комплексного управления качеством . Разработаны программы деловых игр по качеству с использованием персональных компьютеров. Обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции, а далее применяет их на практике.

2.4 «Кружки качества» на ООО «ТюменНИИгипрогаз»

Для выявления возможности применения японской системы менеджмента, а именно «Кружков качества»,  на данном предприятии было проведен опрос персонала.

Анализируя ответы на проведенный опрос в
ООО «ТюменНИИгипрогаз», были сделаны следующие выводы:

  1.  При внедрении японской системы менеджмента возникает множество проблем таких как: нехватка времени и средств. Что мы и доказали проведённым исследованием.
  2.  В данной управленческой системе  отсутствует система мотивирования труда. Стимулируют только некоторых работников в денежном эквиваленте.
  3.  Работник не чувствует себя одним целым с коллективом. Всем присущ индивидуализм. Руководитель редко интересуется самочувствием своих работников.

Для представления чёткой картины разницы систем управления в Японии и на предприятии ООО «ТюменНИИгипрогаз», данные были обработаны и занесены в таблицу (Таблица 1).

Сравнительная таблица систем управления

Таблица 1

Объект сравнения

Япония

ООО«ТюменНИИгипрогаз»

Характер решений

Коллективный

Индивидуальный

Преобладающие цели

Стратегические

Тактические

Разграничение обязанностей и полномочий

Расплывчатое

Четкое

Специализация работников

Широкая

Узкая

Продолжение таблицы 1

Ответственность

Коллективная

Коллективная

Приверженность работника

К фирме

К профессии

Оценка и карьерный рост

Медленный

Медленный

Разделяемые ценности

Коллективные

Коллективные

Направленность руководства

На коллектив

На коллектив

Идеал менеджера

Координатор-мозговой центр

Лидер-сильная личность

Способ контроля

По коллективным показателям

По коллективным  показателям

Отношение к подчинённым

Неформальное

Формальное

Обусловленность карьеры

Возраст, стаж, коллективные достижения

Возраст, стаж, коллективные достижения

Структура управления

Гибкая

Жесткая

Оплата труда

По коллективным  результатам, от возраста и стажа

По коллективным результатам

Расходы на обучение персонала

Высокие

Низкие

Найм на работу

Пожизненный

Долгосрочный

Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, насколько отличаются представленные системы управления. Существуют и положительные моменты. В процессе работы руководители подразделений проводят  обучение своего персонала, но в пределах организации. Нет так же « перекидывания» работников с должности на должность. На вопрос о сверхурочной работе не все ответили о готовности её выполнения, что свидетельствует о не полной приверженности персонала к фирме. Что и подтверждает ответ на вопрос о сплоченности коллектива.

Совместно с подчиненными принимаются некоторые решения, направленные на стимулирование деятельности сотрудников. Также периодически (около двух раз в месяц), проходит небольшое собрание контролеров отдела технического контроля, на котором обсуждается текущее положение дел и возможные их изменения.

Для внедрения Японского метода необходимо установить внутриорганизационные положительные, практически неформальные, отношения. Решения так же рекомендуется принимать совместно, ужесточить контроль и установить такую систему ответственности чтобы наказывался сразу не только виновник, но и весь коллектив.

Так же окажет свое влияние на внедрение  расширение специализации работников. Постоянное их обучение и обмен опытом. Не стоит экономить на повышение квалификации и всего остального. Необходимо создать все условия, чтобы работник чувствовал себя самым необходимым винтиком во всём этом механизме работы предприятия.

Да, конечно, русского человека невозможно заставить работать так, что бы он ни выделял собственную выгоду, но нужно научить работать в первую очередь на фирму и ради фирмы. Через усиление внимания на работника как на человека, как на личность, а не просто как на рабочую единицу

.


2.5 Отдел технического контроля, его характеристика и функциональная схема

Отдел технического контроля (ОТК) – это самостоятельное подразделение предприятия, которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям и гарантирует это соответствие потребителю. Функциональная схема ОТК представлена на рисунке 2.

Рисунок 2.Функциональная схема ОТК

Характеристика служб ОТК:

  1.  Лаборатория химического анализа занимается проверкой поступившего на предприятие металла, с помощью спектрального метода исследований. Металл подвергается проверке на складах стилоскопом (прибор для определения марки металла). Если у лаборанта есть сомнения в соответствии металла нормативной документации, то отбирают стружку, которая подвергается химическому анализу, с помощью реагентов определяют марку металла (химический метод исследований).
  2.  Лаборатория физико-механических испытаний получает данные о физико-механических характеристиках материала при проведении механических испытаний. Лаборатория проводит: статические испытания

при растяжении, сжатии, изгибе, кручении, испытания на трещиностойкость; испытания на длительную прочность и ползучесть; испытания на удар; определение твердости; эрозионные испытания.

  1.  Лаборатория неразрушающих методов контроля работает по принципу рентген-кабинета. Специалисты делают снимки конструкций изделий и с помощью негатоскопа (устройство, предназначенное
    для просмотра на просвет сухих и мокрых чёрно-белых 
    радиографических снимков) выявляют внутренние дефекты изделия(неровные швы, шероховатость и пузырчатость).
  2.  Метрологическая служба -служба, которая выполняет работу  по обеспечению единства измерений и осуществляет метрологический контроль и надзор. Проводит поверку измерительных приборов.


2.6 Управленческая структура отдела технического контроля

На предприятии ООО «ТюменНИИгипрогаз» управленческая структура ОТК (рис.3)  имеет линейный тип. При данной управленческой структуре каждый руководитель управляет нижестоящим подразделением по всем направлениям деятельности.

Рисунок 3. Управленческая структура ОТК

При  линейной структуре управления ОТК на данном предприятии возникают проблемы с распределением ответственности за устранение дефектов продукции. У отделов появляется замедленная реакция на внешние изменения, т.к. цепь команд от основного руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной (мешает передаче информации).


IV. Литература

Управление качеством: учеб. для вузов / под ред. Е.И. Семеновой. - М.: КолосС, 2005Бурчакова М.А.

Управление качеством: учеб. пособие / М.А. Бурчакова, М.Ф. Мизинцева. - М.: РУДН, 2004. - 200 с.. - 184 с

[Электронный ресурс] URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY/krujki.htm

Николаева Э.К. “Кружки качества на японских предприятиях”\ Издательство стандартов.-1990.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 332-ст. – М.: Издательство стандартов.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»: утв. постановлением Госстандарта РФ от 13 ноября 2009 г. – М.: Издательство стандартов.

СТО Газпром 9001–2006 Часть I. Общие требования

СТО Газпром 9001-2006 Часть II. Специальные требования

Чупырин, В.Н. Технология технического контроля в машиностроении[Текст]/ В.Н. Чупырин. – Москва: Издательство стандартов, 1990. - 400с.

Басовский Л.Е. Управление качеством[Текст]/ Басовский Л.Е.,

Протасьев В.Б.-Москва: ИНФРА – Москва, 2001.- 212 с.

http://tyumenniigiprogaz.gazprom.ru/

http://quality.eup.ru/GOST/st.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53800. Стратегии управление оборотными активами 27 KB
  Осторожная стратегия предусматривает наличие большого объёма оборотных средств для обеспечения производственной деятельности фирмы. Такая стратегия является безопасной для фирмы, но в этом случае фирма теряет часть доходов
53801. Экономическая сущность инвестиций 34 KB
  Реальные (капиталообразующие) инвестиции включают следующие элементы: инвестиции в основные фонды (основной капитал), затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы, инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств.
53802. Оптимизация использования денежных средств 28.5 KB
  Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия предполагает инвестирование избытка денежных средств для получения дополнительной прибыли, обеспечивая при этом необходимую ликвидность.
53803. Методы долгового финансирования 27 KB
  Эмиссия облигаций представляет собой финансовый проект, при реализации которого эмитент оформляет свои долговые обязательства в виде ценной бумаги, доступной любому инвестору, согласному с объявленными, едиными для всех кредиторов условиями.
53804. Тестовий контроль «Зарубіжна література» 149 KB
  Варіант 2 До жанру сатиричного роману слід віднести: А €œСобор Паризької Богоматері В. Варіант 3 Укажіть у якому столітті Біблію було вперше перекладено українською мовою: А ХIХ ст. Варіант 4 1.
53806. Стоимость капитала: понятие и сущность 26.5 KB
  Капитал - долгосрочные источники финансирования. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется стоимостью капитала (cost of capital).
53807. Оцінювання навчальних досягнень учнів. Прийоми усного опитування та письмового контролю 150 KB
  Про це свідчить хоча б той факт що контроль накладає свій відбиток на всі когнітивні процеси дитини і те що саме на одну з функцій контролю – оцінювання – орієнтовано 54 дітей сучасної школи. Без оцінювання процес засвоєння неможливий. За умови вдалої дидактикометодичної організації уроку добре продумане оцінювання може суттєво сприяти справі підвищення успішності. Серед типових помилок учителів що часто стають джерелами помилок під час оцінювання є наступні: гало ефект тенденція судити про всі аспекти поведінки людини на...
53808. Форми контролю знань на уроках інформатики 199 KB
  Для тестування широко використовую комп’ютер що дозволяє якісно змінити контроль за діяльністю учнів. Комп’ютер дозволяє перевірити всі відповіді учні більш охоче відповідають комп’ютеру і якщо отримують невисоку оцінку то мають велике бажання скоріше її виправити. Практична робота активізує пізнавальну діяльність учнів оскільки від роботи з ручкою та зошитом діти переходять до роботи з комп’ютерами. Учні оформляють свої доклади реферати за допомогою комп'ютера виконують самі малюнки схеми допомагають створювати тести посібники з...