96505

Психологические особенности влияния молодежной субкультуры на личность в подростковом возрасте

Курсовая

Психология и эзотерика

Выявить психологические особенности влияния молодежной субкультуры на личность подростка. Определить сущность, признаки и разновидности субкультур; выявить специфику развития личности в подростковом возрасте; изучить особенности влияние молодежной субкультуры на личность подростка.

Русский

2015-10-07

222 KB

1 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет заочный

Кафедра психологии

Психологические особенности влияния молодежной
субкультуры на личность в подростковом возрасте

Курсовая работа

Исполнитель

студент группы ПЗ-33                                              И.В. Сулимова

                                                     

Научный руководитель

преподаватель-стажер                                             А.В. Морозова

                                                                                   

                                               

Гомель 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Сущность, признаки и разновидности субкультур………………………..

5

2 Специфика развития личности в подростковом возрасте………………...

15

3 Особенности влияния молодежной субкультуры на личность в
подростковом возрасте………………………………………………………..

20

Заключение……………………………………………………………………..

25

Список используемых источников…………………………………………...

27


Введение

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация подростка с родителей, учителей на более или менее равных себе по положению. Подросткам свойственно тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия.

Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Немаловажную роль в становлении личности подростка играет включенность в какую-либо субкультуру, которая призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей. У каждой субкультуры есть своя идеология, но не всегда она бывает положительной. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками.

Актуальность данной темы состоит в том, что субкультуры появляются постоянно, и в будущем мы будем с ними сталкиваться, и чтобы понять, какое влияние они оказывают на будущее поколение, мы постараемся познакомиться с основными группами субкультур.

Данная проблема привлекла к себе пристальное внимание психологов и социологов разных стран, но на постсоветском пространстве формирование молодежной субкультуры в самостоятельную молодежную практику и способ самореализации закончились к 1992 – 1994 гг., постоянно появляются новые субкультуры, поэтому данная тема не может считаться тщательно изученной.

Вышесказанное определило объект исследования – становление личности подростка.

Предмет исследования: влияние субкультуры на личность в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы: выявить психологические особенности влияния молодежной субкультуры на личность подростка.

Задачи данной курсовой работы:

  1.  определить сущность, признаки и разновидности субкультур;
  2.  выявить специфику развития личности в подростковом возрасте;
  3.  изучить особенности влияние молодежной субкультуры на личность подростка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа поможет психологам в социализации подростков, их интеллектуальном и эмоциональном развитии, в формировании адекватного отношения и оценки современных молодежных субкультур.

1 Сущность, признаки и разновидности молодежной
субкультуры

Само понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством было открыто американским социологом Дэвидом Райзменом в середине двадцатого века. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, «субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности» [1]. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодежных субкультур. На постсоветском пространстве для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества также используется жаргонное слово «тусовка» [2].

Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система ‒ профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, ‒ область профанного, бытового, – лишалось статуса «культуры» (ср.: обыденные представления о «культурном» и «некультурном» – поведении, вкусах, речевых стереотипах и т.д.).

Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960 – 70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие «дневную поверхность» господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность «высокой» официальной культуре [3].

Таким образом, субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются [4]. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая доминирующую культуру. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них [5].

В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура». Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Возникновение контркультуры – явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других ‒ с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия [4].

Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или внекультурные. Со временем, эстетика, этика, идеология молодежных сообществ получила признание как особая «молодежная культура». Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от родителей. Молодежная культура выделяется тремя общими чертами: 1) это скорее культура досуга, а не работы; 2) в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг группы сверстников; 3) предметом особого внимания молодежных групп является «стиль», под которым понимается интерес к внешним маркерам, таким, как использование особых языковых форм, определенный вкус в одежде или музыке, усвоение определенных образцов проведения досуга или интерес к своей внешности [3]. 

Молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни.

Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко укорены, в общем, социально-культурном контексте [4].

В определении субкультуры могут возникать сложности, однако для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Основными характерными чертами субкультур являются [6]:

  1.  специфический стиль жизни и поведения;
  2.  свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
  3.  наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т.п.;
  4.  наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

По мнению Н.Н. Слюсаревского, составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются [7]:

  1.  знание (картина мира в узком смысле);
  2.  ценности;
  3.  стиль и образ жизни;
  4.  социальные институты как системы норм;
  5.  процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы);
  6.  потребности и склонности.

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать, прежде всего, в широком смысле. То есть как большую общность людей, главным признаком которой является, прежде всего, культура, а не место в системе общественных отношений.

В зависимости от цели и задач исследования для полноты картины помимо перечисленных выше базовых, вводятся дополнительные признаки: пол, возраст, благосостояние, проживание на определенной территории, определенные временные ограничения и т.п. [8].

Типологизация молодежных субкультур как исследовательская задача заинтересовала советских социологов еще в 70-е годы XX в., однако до середины 1980-х гг. исследования по данной проблематике проводились довольно редко.

В.А. Луков в своем исследовании обозначил два вида молодежных субкультур [4]:

  1.  ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
  2.  аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур [7]:

  1.  политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни,  имеют четкую идеологическую принадлежность;
  2.  эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
  3.  нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
  4.  радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
  5.  субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
  6.  субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.;
  7.  субкультура «золотой молодежи» – характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Российским Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования была предложена классификация, целью которой было понять, как молодежные субкультуры социализируют современного молодого человека, с какими установками он выходит из этой субкультуры. Их классификация такова [4]:

  1.  субкультурные группы, функционирующие как общины-общежития. Сюда можно включить хиппи. Или, например, сквоттеров — людей, которые проживают в брошенных зданиях. Как правило, это творческие люди, художники, музыканты — либо без собственного жилья, либо желающие жить коммуной.
  2.  сообщества, участники которых регулярно собираются для совместной деятельности, разделяют общие ценности и довольно жесткие правила. Спектр сообществ, относящихся к этой категории, довольно широк. К ней можно отнести и полукриминальные группы типа гопников и спортивных фанатов, и спортивные группы типа пейнтболистов и паркурщиков, и байкеров, и романтико-эскапистские сообщества типа ролевиков, толкиенистов и индианистов (которые «играют» в индейцев Северной Америки).
  3.  группы, которые объединены общими увлечениями, но не обязательно собираются вместе. То есть для принадлежности к субкультурам такого типа достаточно иметь общие увлечения (музыка, искусство, развлечение). Есть тенденция к объединению таких людей в сообщества, особенно в виртуальные, например, в социальных сетях, на форумах и т.д.
  4.  сообщества, которые объединяет скорее стиль жизни и внешний вид, чем философия и мировоззрение. Это хипстеры, девушки-ванильки и эпатажные субкультуры типа треша и фриков.

Т.В. Латышева типологизирует молодежные субкультуры по стадии внутреннего развития [3]:

  1.  субкультуры прошлого (не существующие в настоящее время: моды, тедди-бойз, стиляги, битники, митьки, люберы и пр.);
  2.  реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 – 90-х гг. XX в.: хиппи, готы старой школы, гранджеры, глэм-рокеры и др.). Эти группы малочисленны сегодня, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации.
  3.  современные субкультуры (которые зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности). Ценностные ориентации и стиль жизни представителей таких субкультур, как байкеры, металлисты, наци-скинхеды, футбольные фанаты практически не изменились со времен их возникновения, они существуют стабильно на протяжении длительного времени. Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активного развития, появляются новые течения в их рамках, меняется стилистика (например, эмо-культура).

Рассмотрим наиболее популярные молодежные субкультуры.

Металисты – самая большая из существующих сейчас субкультур. Она появилась в 1970-х годах. Представителей этой субкультуры можно спутать с панками и готами, но между ними много различий. У металистов не так заметна выражена идеология, она и сосредоточена только вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Также учит человека основополагающим моральным ценностям (за исключением некоторых групп). Многие группы, затрагивают тематику борьбы добра со зла и проблему богоискательства. А агрессию чаще всего используют, чтобы обратить внимание на «пороки» современного общества. Для многих металистов субкультура служит средством, с помощь которого можно уйти от реальной действительности и общепринятых стандартов, а также норм общественной жизни в мир иллюзий. Исследования ученых подтвердили, что интеллектуальный уровень металистов зачастую довольно высокий, так что увлечение металом может быть признаком интеллектуальности [9].

Панки – молодежная субкультура, возникшая в конце 60-х – начале 70-х годов в Великобритании, США, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие–либо идеи кроме анархии. Панки отличаются пестрым эпатажным имиджем: яркие «ирокезы», рваная, грязная одежда. В рамках панка выделяют также различные направления – анархо-панк, кельтский панк, готик-рок, фолк-панк, глэм-панк, хардкор-панк, поп-панк и многие другие. Наиболее ярким направлением является наци-панк, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии [10].

Субкультура рэперов включает в себя три основных направления: граффити (настенные росписи и рисунки), брэйк-данс, рэп(ритмичный речитатив). До середины 80-х годов рэп  был музыкой сплошного веселья, дискотек и вечеринок. Позже в нем все чаще появляется социально-агрессивные речитативы. Рэп стал служить средством самовыражения афроамериканцев, которым было много что рассказать о своем социальном статусе, политических правах и бытовом расизме. В данное время выделяют четыре основных направления рэп–субкультуры: RnB («золотая молодежь»), собственно рэперы, бэкпэкеры («туристы»), бэггеры (их интересует только стиль одежды рэперов) [11].

Субкультура сатанистов носит нигилистический характер. Еще в конце 80-х гг. в США от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны Шандора Лавэя. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Сатанисты являются опасными для общества, так как их религия поддерживает жертвоприношения и насилие над другими людьми. Внешне с сатанистами часто путают готов, но готы гораздо миролюбивее, если можно так выразиться [7].

Субкультура готов появилась в конце 70-х годов, когда волна панк-рока пошла на спад. Стиль субкультуры панков стал сильно меняться и именно это вызвало изменения в этой субкультуре и появился пост-панк.  А часть групп поменяла свое звучание на более депрессивное, а внешний вид стал более мрачный. Именно из этих групп появилась готическая пост-панк волна. А после возникли группы игравшие готический рок. В самом начале готы очень сильно отличались внешним видом от современных готов, но и сейчас есть готы, для которых времена конца 70-х – начала 80-х являются идеалом. Мировоззрение готов отличается мрачным депрессивным взглядом на жизнь. Оно проявляется в поведении в виде замкнутости, частых депрессий, меланхолии и повышенная ранимости. Также изолированность от общества, а также неприятие стереотипов и пристрастие к сверхъестественному. Еще одной характерной чертой большинства готов является своеобразная «артистичность» и стремление к творчеству, которое в основном проявляется в работе над своим внешним видом[10].

Эмо – произошло от слова «эмоциональный». Это субкультура также произошла от панков. В самом начале в 1985 году, когда только зарождалась эта субкультура, некоторые группы начали играть странную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк. Основой их треков стал мелодичный вокал. Этот эмоциональный и лирический вокал стал основой музыкального направления. Эмо, как и любой другой музыкальный стиль, изменялся и развивался.

Также как и у любых других субкультур основанных на музыке, представители субкультуры эмо отличаются мировоззренческими стандартами и внешнем видом. Мировоззрение субкультуры эмо направленно на ощущения и эмоции человека и отображение этих эмоций в своей одежде, внешнем виде, поведении и, конечно же, музыке. Основными эмоциями являются: грусть, тоска и любовь. В текстах песен речь идет в основном о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, злость и чувство обособленности от всего окружающего мира [12].

Скинхэды – это националистические молодежные группировки закрытого типа. Скинхэды проповедуют культ сильной личности, а также систематически занимаются физической подготовкой. Также они время от времени устраивают друг с другом спарринги или драки стенка на стенку. Еще они не скрывают политических своих взглядов. Идеология скинхедов – заключается в подчинение сильной личности, при этом все слабые не имеют права на жизнь. В основе идеологии – нация превыше всего. Ненавидят рэперов, хиппи, рэйверов, готов, панков, бомберов и райтеров, а также все представителей других национальностей и людей с другим цветом кожи. К металистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им.

Гопники – это субкультура отрицающая ценности основной культуры и противостоящая всем субкультурам. Ее представители имеют криминальные черты поведения, как правило, за счет соответствующего окружения или происхождения из неблагополучных семей. Гопники не любят иностранцев и любых неформалов.

Криминальная субкультура отличается от обычной молодежной субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется, прежде всего, в среде педагогически запущенных подростков и молодежи [13].

Хиппи – это субкультура, возникшая летом 1967 года в Беркли (Калифорния) и в Нью-Йорке  и, быстро распространившись за пределы США, почти исчезла к середине семидесятых. У представителей субкультуры хиппи свои правила поведения и своя философия. В самом начале хиппи были люди в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет. Они плохо относились к обычаям и традициям, общепринятым в обществе понятиям, а также критиковали почти все ценности среднего класса. Они также выступали против войны во Вьетнаме и воспринимали правящую на тот момент культуру как бесчеловечную и безнравственную, которая силой меняет жизни людей и ломает их судьбы. Они постоянно находились в поисках смысла жизни и придерживались определенной философии. Для того чтобы освободит сознание в среде этой субкультуры распространялось курение марихуаны. Хиппи также увлеклись философией Востока. Летом хиппи путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки – это были их коммуны, в которых они культивировали свои ценности [7].

Субкультура трэш – противоположность массовой культуре в обществе культура обществе: если в обществе привыкли к невзрачным тонам в макияже и одежде, спокойной музыке, сдержанному поведению и шаблону: учеба–работа–семья–дом... и т.д., то у представителей субкультуры треш все должно быть в точности наоборот. Кислотные, розовые цвета, ужасающий макияж, музыка режущая слух с ревущем вокалом и т.д. Любые рамки и любые правила игнорируются [14].

Байкеры – стремяться быть свободными от власти и правил,  стремятся самореализоваться, свободно выражая свое мнение. Байкеры представляют разные слои общества, так как они принимают друг друга настоящими, не требуя изменения ради общественного мнения. Для байкеров характерно объединение в клубы. Несмотря на достаточно распространенный стереотип, такие объединения в настоящее время носят, в подавляющем большинстве случаев, мирный характер [13].

Субкультура геймеров – пожалуй, самая большая из существующих и самая незаметная субкультура в мире. Но те, кто к ней принадлежит, порой даже не осознают этого. Геймеры способны просидеть в одиночестве за игрой множество часов подряд без еды и сна проходя новую игру. Средний возраст геймера – от тринадцати до двадцати лет. Геймеры, в отличии от других субкультур не отличаются какими-то особыми мировоззренческими стандартами. Все, что их объединяет это какая либо игра или игровой жанр [14].

Гламур – одна из самых новых и самых спорных субкультур. Почти все его представители живут в мире, в котором все замечательно и шикарно, в котором сплошные вечеринки идут одна за одной. А самая главная цель, представителей этого направления – следовать идеалам которые представлены на страницах глянцевых журналов.

Субкультура ванильки появилась благодаря смешению двух направлений — эмо и гламур. Девочки-ванильки культивируют демонстративные романтичность и депрессивность. Как правило, ванильки растут в семье зажиточных родителей. В отличие от других современных молодежных движений, ванильки любят читать и отдают большее предпочтение западной литературе. Большую часть своего свободного времени они проводят в социальных сетях, где выкладывают собственные фотографии и пишут понравившиеся цитаты из любимых книг [8].

Кибер-субкультуру можно разделить на два главных направления: киберпанк и киберготику. Первое из них нашло свое отражение в основном в кино и литературе, а второе – в музыке и внешнем виде ее представителей. Две этих кибер-ветви являются неразрывно связанными: киберготика является отображением киберпанка, а он – основой ее идеологии. Кибер-готы – люди «технического прогресса», своеобразные «живые роботы», стремящиеся сделать мир на современный лад, подвластный электронике и виртуальной реальности. Они подобны неземным существам, которые хотят превратить существующую реальность в общество «компьютеров и новых технологий», где душа человека ничего значить не будет.

Субкультура sXe или Straight Edge (четкая грань) – это своего рода ответвление хардкор культуры, которое имеет более философское направление. Характерными чертами этой субкультуры являются отказ от любых наркотических веществ, включая алкоголь и сигареты, разборчивость в половых связях. Эта субкультура стала своего рода ответом на сексуальную революцию, гедонизм и всяческие излишества, связанные с панк-роком. «Униформы» для этой субкультуры не существует. Она дает право собственного выбора. Наиболее распространенным и узнаваемым символом Straight Edge считается знак «Х» – символ креста. Сторонники субкультуры наносят его на тыльную сторону ладони или одежду. Кроме того, широкое распространение получили татуировки в виде трех крестов. Это являлось своеобразным символом всей философии движения: «Не курю! Не пью! Не приветствую случайные половые связи!» [14].

Славянские субкультуры это увлечение молодежью дохристианскими, языческими верованиями древних славян. Основную часть современных славянских субкультур составляют новые языческие культы и попытки реконструировать действительность того времени, включая виды активности, культы, внешний вид и так далее. Неоязычники люди глубоко образованные, они стараются максимально изучить материал, прежде чем назвать себя приверженцами той или иной культуры. Представители славянских субкультур принимают участие в социальной жизни наравне с положенными им обрядами [8].

Диггеры – это люди, занимающиеся исследованием искусственных строений, например бомбоубежищ, подземных коллекторов, заброшенные бункеров, теплотрасс, вентиляционных шахт, заброшенных и функционирующих метро. Диггеры исследуют все, что было построено человеком с применением строительных материалов и технологий. Очень часто диггерство сопряжено с разного рода опасностями, поэтому считается увлечением, в основном мужской части молодежи, однако девушки тоже не редкие гости подземелий.

Бейсджампинг это отдельная экстремальная дисциплина парашютизма, отличающаяся тем, что прыжки совершаются с неподвижных объектов. Настоящий бейсджампер не курит, не употребляет спиртного и наркотики, потому что ему это незачем. Когда покоренная высота остается над головой, возникает ощущение, что мир стал ярче и выразительнее.

Паркур дисциплина, внешне заключающаяся только в быстром преодолении препятствий. Паркур не учит использовать какие–либо средства, приспособления или оружие, а позволяет развить навык поведения в условиях «здесь и сейчас». Деревья, стены, крыши все это есть часть нашей жизни, и мы можем столкнуться с любым препятствием в любых условиях.  Человека, занимающегося паркуром, называют трейсер. Он волен передвигаться вне границ стандартно мыслящих вокруг людей. Сознание трейсера позволяет ему, преодолевая препятствия, проложить дорогу там, где нравится, а не там, где это принято.

Стритрейсинг это уличные гонки на автомобилях. Зачастую это незаконные гонки, которые проходят на общественных дорогах. Они могут быть самопроизвольными или хорошо запланированными и скоординированными. Любители уличных гонок («стритрейсеры») обычно объединяются в клубы. Стритрейсинг относится к увлечениям, связанным с опасностью [14].

Сообщества футбольных фанатов одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова, и футболисты работали в среде своих болельщиков. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Основное средство отличия фанатов шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.) [13].

В настоящее время существует огромное множество других субкультур, постоянно появляются новые и возрождаются уже забытые.

Таким образом, субкультура – это социальная общность, в которой кодируется, хранится и реализуется социокультурный опыт посредством социального взаимодействия вербального и невербального характера. В ходе исследования было обнаружено, что классификация субкультур очень условна, и создана в основном для упрощения работы с ними. Субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

2 Специфика развития личности в подростковом возрасте

Подростковым принято считать период развития детей от 10 – 11 до 15 – 16 лет; он знаменуется бурным физическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, но чаще как возраст полового созревания [15].

Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте – половое созревание, начало функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но тем не менее мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизнь подростка.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек «скачок роста» обычно начинается и заканчается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими [16].

Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются [15].

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. В целом, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержки, самоуважения) [12].

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу [16].

На образ физического «Я» влияет темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками и сверстницами. Он вызывает и у взрослых отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест и раздражение. Между тем, оттого, как организуются чувства и знания подростка о себе, зависят его самовосприятие и самооценка в последующем, отношение к любви, общая система подхода к окружающему миру [17].

Примерно в 11 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себя каким бы он, хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни [5].

В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и других. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание и самооценка, способность к анализу окружающих явлений. И это в первую очередь — осознание себя как отличного от родительских образов субъекта, являющегося продуктом своего прошлого и будущего, способного к самостоятельному выбору, обеспечивающему цельность личности [15].

Способность к рефлексивному мышлению и абстрагированию, развивающиеся в этом возрасте, дает возможность формирования самосознания как особой формы отражения своего существования, собственной системы мотивов, смыслов, ценностей [18].

Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Иными словами, проблема самосознания не сводится к проблеме интроспекции. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обращать их и осмысливать сначала как относительно устойчивые качества своей личности. Для успешного осуществления всего сложного процесса самосознания необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становится возможным познание и оценка нравственно-психологической стороны личности [15].

Среди личностных новообразований подросткового периода особо следует выделить формирующиеся у него чувства взрослости, «Я-концепцию».

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют ввиду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем – как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истиной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми правами. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Желание слиться с группой, ни чем не выделятся, желание, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией [1].

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущений себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости – особая форма самосознания; оно не жестко связано с процессом полового созревания. Он начинает претендовать на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару неделей, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоциональным. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [18].

Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым.

После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» –  реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников [15].

Помимо «Я-реального», «Я-концепция» включает в себя «Я-идеальное». При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все способны проявить настойчивость, силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий [12].

Подросток – еще не цельная, зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармоничны [15].

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему –  «Я-концепцию», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Однако нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается, изолированные либо неуверенные в себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается  на  развитии  его  личности, предъявлении  требований  через  коллектив  –  один  из  путей  формирования личности подростка [17].

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях, а так же к стремлению группирования со сверстниками. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». К ним  относятся: реакция  эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби) [18].

Реакция эмансипации. Эта  реакция  представляет  собой  тип  поведения, посредством  которого  подросток   старается   высвободиться   из-под   опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться  связана  с борьбой за самостоятельность, за  утверждение  себя  как  личности.  Реакция может  проявляться  в  отказе  от  выполнения  общепринятых   норм,   правил поведения,  обесценивании   нравственных   и   духовных   идеалов   старшего поколения. Мелочная опека,  чрезмерный  контроль поведения,  наказание путем   лишения   минимальной   свободы   и   самостоятельности    обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков  на  крайние  меры:  прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. В  группе  сверстников  более  эффективно   отрабатывается   самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их   общество,  а  не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для  подросткового  возраста  увлечения   (хобби)   составляют   весьма характерную особенность.  Увлечения  необходимы   для  становления  личности подростка, так как благодаря увлечениям  формируются  склонности,  интересы, индивидуальные способности подростков [17].

Таким образом, мы видим, что подростковый период является очень важной ступенью в формировании и развитии личности. На данном этапе происходит не только физическое развитие, но и формирование мировоззрения, осмысление себя как личности, окружающего мира и своего места в нем.

3 Особенности влияния молодежной субкультуры на личность в подростковом возрасте

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодые по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны [1].

Существует ряд функций, которые выполняет молодежная субкультура в обществе. С одной стороны она выступает своего рода социальным двигателем и инструментом социализации молодежи, выполняя при этом образовательную и воспитательную функции. С другой – выполняет функции, среди которых основными, на наш взгляд, являются:

  1.  творческая (помощь молодому человеку в самореализации);
  2.  инструментальная (улучшение своего имиджа среди сверстников),
  3.  компенсаторная (компенсация отсутствия личной независимости).

Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляется склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью [11].

Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах [2].

Под влиянием включенности в субкультуру происходит стимулирование творчества. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное [7].

Инструментальная функция – это преследование явной цели (защита памятника архитектуры, стремления возродить национальную культуру) и неосознанной цели (стать физически или умственно сильным, утвердиться в глазах сверстников). Результатами реализации инструментальной функции являются: улучшение своего имиджа среди сверстников, общение с единомышленниками, какие-либо совместные проекты или же банальное времяпровождение. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь [11].

Компенсаторная функция заключается в том, что в семье, школе или в вузе личность ощутила себя замкнутой, ограниченной рамками обязательств и социальных ожиданий от родителей и педагогов. Участие в неформальных группах компенсирует отсутствие личной независимости. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. Субкультура учит ответственности за себя и за младших друзей-неформалов. Подобные беседы старших с младшими неформалы ведут в интернете: на форумах и дневниках [18].

Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Лет с 10 – 12 подросток вполне понимает, что музыкант не призывает к войнам, насилию, агрессии это метафоры, сарказм, а порой, увы, отражение суровой реальности. У рока большинство текстов до сих пор социально окрашено. В них отражаются зло и несправедливость, которые так видны честному взгляду подростка. И подростку становится легче, когда об этом знает и поет кто-то еще. В этих песнях он черпает силы, чтобы идти вперед, развиваться, даже когда очень трудно [14].
         Некоторым ребятам такие тексты помогают избавиться от фобий
например, страха смерти, одиночества, отверженности. Лирический герой песен попадает в суровый мир, но борется с трудностями и успешно преодолевает их. Это умение и перенимает юный неформал, и сам начинает бороться со своими страхами. А если герой погибает, это дает подростку шанс, сопереживая ему, стать мудрее, смелее.

Однако, не все субкультуры одинаково позитивно влияют на развитие и социализацию молодежи.

Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение подростка.

Вовлеченность в определенную субкультуру может приводить к ряду конфликтов, таких как: конфликт в семье, конфликт с учебным заведением и конфликт с обществом в целом.

Эмоциональная привлекательность иного, отличного от насаждаемого взрослыми стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у подростка опыта самопонимания и самоопределения [10].

У старшеклассников представителей неофициальных молодежных субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, вызываемые как провоцирующим имиджем, так и некомпетентностью в общении. Рассогласования в сфере общения, усиливаются после того, как школьник начинает предъявлять себя как представитель субкультуры [11].

Субкультуры помогают подросткам реализовать свои желания. Например, на фоне их агрессии существует потребность в общении, которую можно удовлетворить только среди так называемых «своих». Тех, кто не принадлежит этой группе, молодежь воспринимает настороженно. Этим свойством субкультуры поддерживают подростковую отчужденность.

Каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность подростков, примкнувших к определенной группировке. Но можно выделить и общие тенденции возможного негативного воздействия [13]:

  1.  агрессивное или аутодеструктивное поведение;
  2.  склонность к суицидальным проявлениям;
  3.  мода на аддиктивный  образ жизни (в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека);
  4.  приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений.

Аутодеструктивное  (саморазрушительное)  поведение  это  поведение,  отклоняющееся  от  медицинских  и  психологических  норм,  угрожающее  целостности  и  развитию  самой  личности.

Спецификой  аутодеструктивного  поведения  в  подростковом  возрасте  является  его  опосредованность  групповыми  ценностями.  Группа,  в  которую  включен  подросток,  может  порождать  следующие  формы  аутодеструкции:  наркозависимое  поведение,  самопорезы,  компьютерную  зависимость,  пищевые  аддикции,  реже  суицидальное  поведение [18].

Аддиктивное поведение детей и подростков – это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Аддиктивное поведение относится к групповому «социализированному» типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы «риска формирований состояний зависимости», непатологические и патологические формы аддиктивного поведения [16].

Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживается ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т.п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Потребление спиртных напитков, в свою очередь, требует денег, которые у подростков, только начинающих самостоятельную жизнь, либо очень мало, что толкает группу на первые выраженные асоциальные, криминальные поступки. Алкогольные эксцессы подростков (несовершеннолетних) – это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Алкоголизм среди детей и подростков изначально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра. Отсюда и связь с групповыми преступлениями [12].

Подростковый возраст является особенно «благоприятным» периодом для употребления наркотиков: душевное беспокойство и физический дискомфорт, характерные для этого возраста, налет ритуальности и магии, который сопутствует употреблению наркотиков, социальное давление разных подростковых групп, поиски самоидентификации – таковы факторы, способствующие тому, что подросток начинает пробовать действие наркотиков [8].

И.С. Кон подчеркивает, что помимо вреда для здоровья, наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную структуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения [17]. Это позволяет сделать вывод, что употребление наркотиков подталкивает личность к преступной деятельности и деструктивному поведению в обществе: наркоманы готовы совершить противоправный поступок, чтобы добыть средства для приобретения очередной дозы наркотиков. 

Когда человек принимает систему ценностей, существующую а данной субкультуре, измененяется и его взгляд на мир в целом. Таким образом, определив себя как члена какой–либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинает приводить себя в «соответствие с группой». Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, т. е. стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум [15].

Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп.

Эмо-культура пропагандирует самодеструктивное и суицидальное поведение. И хотя суицидальные признаки и разговоры являются демонстративными, однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам тинейджеров такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмоциональная неустойчивость, характерная для эмо-культуры, тормозит процесс взросления и формирования самоконтроля.

В настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме.

Сатанисты являются опасными для общества, так как их религия поддерживает жертвоприношения и насилие над другими людьми.

Футбольные фанаты нередко несут огромную беду – массовые беспорядки, погромы, зачастую влекущие за собой смерти и даже убийства.

Криминальная субкультура оказывает непосредственное влияние на сам процесс криминализации общества. Социальная опасность широкого распространения криминальной субкультуры заключается в том, что она зачастую становится фундаментом для сплочения преступных сообществ, выступает в качестве идеологического оправдания преступной деятельности, в особенности для молодежи и подростков [13].

Таким образом, можно сказать, что у каждой субкультуры есть своя идеология, но не всегда она бывает положительной. Включенность в молодежные субкультуры может приводить к ряду конфликтов, а также являться причинами саморазрушающего поведения и аддиктивного образа жизни. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками.


Заключение

В ходе исследования мы рассмотрели понятия субкультуры, контркультуры и молодежной субкультуры. Субкультура представляет собой социальную общность, в которой кодируется, хранится и реализуется социокультурный опыт посредством социального взаимодействия вербального и невербального характера. В ходе исследования было обнаружено, что классификация субкультур очень условна, и создана в основном для упрощения работы с ними. Рассуждая о молодежных субкультурах, мы привели примерную классификацию существующих на сегодняшний день молодежных субкультур. Мы обозначили их характерные черты и формы проявления. По основным характерным чертам Российским Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования были выделены следующие виды: 1) субкультурные группы, функционирующие как общины-общежития; 2) сообщества, участники которых регулярно собираются для совместной деятельности, разделяют общие ценности и довольно жесткие правила; 3) группы, которые объединены общими увлечениями; 4) сообщества, которые объединяет скорее стиль жизни и внешний вид, чем философия и мировоззрение. В ходе анализа литературы, мы рассмотрели следующую типологию, предложенную А.В. Толстых, которая характеризует наиболее часто встречающиеся формы проявления молодежных субкультур: 1) политизированные субкультуры; 2) эколого-этические субкультуры; 3) нетрадиционные религиозные субкультуры; 4) радикальные молодежные субкультуры; 5) субкультуры образа жизни; 6) субкультуры по интересам; 7) субкультура «золотой молодежи».

Мы пришли к выводу, что в течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и других, происходит перестройка социальной активности ребенка. Важным моментом в социализации личности является вовлеченность подростка в определенную субкультуру. 

Воздействия субкультур переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде, другие скорее имеют позитивное общественное значение. Однако субкультура выполняет и ряд важных функций: образовательную и воспитательную, а также творческую, инструментальную и компенсаторную. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Вовлеченность в определенную субкультуру может приводить к ряду конфликтов, таких как: конфликт в семье, конфликт с учебным заведением и конфликт с обществом в целом. Среди негативных последствий включенности подростка в молодежную субкультуру также можно выделить: агрессивное или аутодеструктивное поведение, склонность к суицидальным проявлениям, мода на аддиктивный образ жизни, совершение правонарушений.  Таким образом, можно сказать, что у каждой субкультуры есть своя идеология, но не всегда она бывает положительной. Включенность в молодежные субкультуры может приводить к ряду конфликтов, а также являться причинами саморазрушающего поведения и аддиктивного образа жизни. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками.

В целом в настоящее время явления субкультур прочно вошло в повседневную жизнь. В силу особенностей телекоммуникаций, оно создает в настоящее время стратификацию нашего общества по интересам. На наш взгляд, в настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных субкультур, которые представляют собой социальный феномен. Это важная составляющая нашего общества, изучению которой должно уделяться больше внимания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72374. Социология: Учебное пособие 2.02 MB
  В них рассматриваются наиболее значимые с точки зрения жизни современного общества проблемы: особенности социальной жизни и ее базисные элементы общество как социальная и социетальная система социальная структура общества и ее изменения культура личность и ее различные теории семья...
72375. Этическая и психологическая культура на предприятии питания: учебно-методический комплекс 431.5 KB
  Задачи дисциплины сформировать основные направления менеджмента в индустрии гостеприимства определить пути повышения культуры и качества обслуживания в гостиничном и ресторанном бизнесе и эффективности деятельности предприятий изучить методы и средства интенсификации труда...
72377. ПРОГРАММИРОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 5.58 MB
  Самостоятельная работа студента объемом 116 ч. (очное обучение), 187 ч. (очно-зоачное обучение), 230 ч. (заочное обучение) и 236 ч. (заочное сокращенное обучение) выполняется в соответствии с методическими указаниями с целью закрепления и усвоения навыков объектно-ориентированного...
72378. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ 659.5 KB
  Эти знания должны способствовать формированию политической культуры воспитанию политически грамотных людей способных рационально и критически оценивать политические феномены делать осознанный политический выбор быстро ориентироваться в стремительно меняющейся...
72381. Работа с базами данных 63 KB
  Изучить пользовательские форматы данных. Научиться использовать средство Условное форматирование для выделения диапазона данных. Освоить способы сокрытия и защиты данных.
72382. Знакомство с Еxcel, Настройка новой рабочей книги 50 KB
  Цель работы: ознакомиться с Ленточным интерфейсом табличного процессора EXCEL. Изучить организацию данных, систему адресации и организацию работы с ячейками в EXCEL. Ознакомиться с основными форматами ячеек. Освоить основные приемы и типовые технологические операции при работе с данными.