96507

Типы и методы денежно-кредитной политики

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план однако не следует забывать что наличные деньги все еще являются тем фундаментом на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса поэтому деятельность центрального банка по эмиссии...

Русский

2015-10-07

154 KB

0 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Теоретические аспекты кредитно-денежной политики…………..….6

  1.  Цели денежно-кредитного регулирования……………………………..…..6

1.2 Инструменты и методы кредитно-денежной политики…………………..10

Глава 2. Основные типы денежно-кредитной политики………………….…..17

Глава 3.  Кредитно-денежная политика России……………………………….21

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованной  литературы…………………………………….…….35


Введение

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. [6, c.39]

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться  успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

  Целью работы является анализ кредитно-денежной политики в России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты кредитно-денежной политики

- провести анализ кредитно-денежной политики в современной России


Глава 1.  Теоретические аспекты кредитно-денежной политики

  1.  Цели денежно-кредитного регулирования

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.  А вот что показывает западная статистика:

  1.   “ Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).

Уровень роста предложения денег и реального производства абсолютно не связаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно 18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1

Уровень инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно не взаимосвязаны.

Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. [11, c.85]

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег,  изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

1.2 Инструменты и методы кредитно-денежной политики

Выше мной были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. [14, c.122]

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В первые данный метод применили в США в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях – 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте – 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях – 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте – 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях – 5%.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Рефинансирование коммерческих банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. [18, c.39]

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  •  условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – операции РЕПО;
  •  объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
  •  срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  •  сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  •  способ установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.


Глава 2. Основные типы денежно-кредитной политики

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе  рассматриваются механизмы реализации основных типов денежно-кредитной политики. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.


Глава 3.  Кредитно-денежная политика России

              Становление российской банковской системы как важнейшего института рыночной экономики имело особенности, что повлияло на механизм, цели и результаты проводимой денежно-кредитной политики.

           Анализ функционирования банковского сектора позволяет сделать вывод о том, что коммерческие банки в России с первых дней существования не ориентировались на обслуживание реального товарного производства, а создавались как инструменты быстрого обогащения и накопления капитала за счет получения сверхприбылей от спекулятивных операций на финансовых рынках. Беспрецедентный количественный рост коммерческих банков в начале 90-х гг. был не столько вызван потребностями развития экономики и нарождающегося частного сектора, сколько обусловлен проводимой в 1991—1992 гг. политикой, в том числе и денежной.

             Неконтролируемая денежная эмиссия, осуществляемая одновременно двенадцатью центральными банками рублевой зоны, спровоцировала жесточайшую подавленную инфляцию. Последовавшая в 1992 г. либерализация, перевод подавленной инфляции в открытую вызвали колоссальный скачок цен и изменения основных ценовых пропорций. Необходимость поддержания возросшего платежного оборота определила дальнейшее увеличение денежной массы. В то же время денежная эмиссия, осуществляемая в форме наличных денег и прямого кредитования Центральным банком России привилегированных коммерческих банков при отсутствии должного контроля за движением денежных потоков, лишь частично смягчила нарастающую нехватку денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота. Непродуманная политика денежного оборота в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, высокие процентные ставки повлекли за собой изменение пропорции в системе денежного обращения. Началось вымывание денежных средств из производственной сферы и переток их в сферу финансовых спекуляций. Центральный банк России, эмитируя деньги вслед за ростом спроса на них вследствие быстро увеличивающейся инфляции, не смог предотвратить концентрацию новых денег в сверхприбыльном финансовом секторе. В результате, несмотря на огромные масштабы денежной эмиссии, реальное производство продолжало испытывать нехватку денежных средств, а банки извлекали огромные доходы из-за инфляционного перераспределения капиталов.

           Таким образом, создаваемая в России кредитно-банковская система изначально не была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений.

            Незавершенность формирования правовой базы, противоречивая и непоследовательная политика Центрального банка России, низкий уровень регулирования деятельности кредитных организаций обусловили крайнюю неустойчивость российской банковской системы, кризисные явления в которой стали нарастать уже в 1994 г. Сопровождавшие развитие банковской системы России кризисные процессы были отражением начавшейся глубокой дезинтеграции экономики, и прежде всего распада ее на автономно функционирующие сферы: спекулятивно-финансовую и производственную. По сути, российская кредитно-банковская система работала как антипод нормальной банковской системы, создавая для себя новые, высокодоходные и надежные финансовые инструменты, все более замыкая движение денежных потоков внутри себя, обескровливая реальный сектор.

Воздействие государства на экономику методами денежно-кредитной политики предполагает тесную взаимосвязь денежной сферы и сферы, производящей товары и услуги. И проводником здесь выступает кредитно-банковская система как основа инфраструктуры рыночной экономики.

           Деформированная российская банковская система, оторванная от производственного сектора, не только не обеспечила каналов денежного регулирования экономики, но и сама рухнула вследствие проводимой макроэкономической политики, приоритеты которой во многом были обусловлены необходимостью обеспечения сверхприбылей в финансовом секторе.

          Создание устойчивой современной банковской системы в переходной экономике — непременное условие проведения эффективной денежно-кредитной политики.

  В следующем разделе мы рассмотрим кредитно- денежную политику России, после кризиса 1998г.

Кредитно-денежная политика России должна быть ориентирована на динамику базовой инфляции, а не на выполнение показателя инфляции на конец  2007 года, считает Международный валютный фонд (МВФ). В докладе по итогам консультаций в соответствии со статьей IV устава фонда МВФ рекомендует Банку России для уменьшения инфляционных ожиданий смелее заявлять о том, что кредитно-денежная политика направлена на контролирование показателя инфляции, и воздерживаться от включения в нормативные документы даже индикативных показателей номинального и реального валютного курса. В то же время МВФ считает преждевременным делать целевой показатель инфляции основным критерием кредитно-денежной политики.

Вместе с тем эксперты фонда отмечают, что при условии сохранения гибкости валютного курса установленный на конец текущего года показатель инфляции в 8,5% является достижимым, так же как и его дальнейшее снижение до 6,5% в следующем году. МВФ полагает, что снижение инфляции после 2—3 лет, в течение которых она практически не менялась, в значительной степени обусловлено укреплением номинального эффективного курса рубля с начала 2005 года.

Правительство, возглавляемое Е.Примаковым, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания серьезных изменений макроэкономической политики. Предполагать инфляционный вариант развития событий можно было на основе многочисленных выступлений видных членов правительства с призывами к усилению вмешательства государства в экономику, компенсации потерь населения от кризиса осени 1998, государственной поддержки банковской системы. Казалось, правительство было готово пойти на открытую конфронтацию с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.

        Однако на практике правительство Е. Примакова проявило необходимую осторожность и в итоге обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще большей степенью прагматизма можно охарактеризовать политику Правительства РФ, возглавляемого С. Степшиным и В. Путиным.

        Среди основных целей политики валютного курса на 2000 год ЦБ РФ определил сглаживание значительных колебаний обменного курса рубля и поддержание золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Была отмечена необходимость совершенствования действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы, расширения объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Процентная политика Банка России в 2000 год планировалась лишь опосредованным способом: с помощью контроля за объемом эмиссии и операциями на открытом рынке, хотя вследствие медленного развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, данные меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.

           Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год содержали два базовых сценария развития экономики в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы должен был составить 20–28%, инфляция – около 18–22%, а прирост реального ВВП – от 1 до 2%. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более высокие показатели роста реального ВВП (6–10%) при незначительном по сравнению с первым вариантом увеличением прироста денежной массы М2 (32–38% за год) и инфляцией на уровне 25–28 %.

          “Замораживание” в августе 1998 года рынка государственных ценных бумаг значительно сузило инструментальные возможности ЦБ РФ, в первую очередь, по управлению ликвидностью в краткосрочном периоде. Фактически, на протяжении всего послекризисного периода Банк России осуществлял операции на открытом рынке лишь в форме рублевых и валютных интервенций на валютном рынке. Общий объем эмитированных облигаций Банка России, обращавшихся на рынке в период с сентября 1998 года по февраль 1999 года, не превысил 26 млрд. рублей (т.е. не более 10% по отношению к широкой денежной базе на конец 1998 года), а объем новых ГКО, выпущенных в 2000 году, составил около 13,2 млрд. рублей (около 2% по отношению к широкой денежной базе на середину 2000 года), в том числе суммарный оборот всех ГКО-ОФЗ на вторичном рынке не превышал 3–5 млрд. рублей. В этих условиях единственным инструментом для стерилизации интервенций в распоряжении ЦБ РФ являлись депозитные операции. Другим инструментом стерилизации денежного предложения может быть названо накапливание средств на счетах федерального бюджета благодаря профициту федерального бюджета, т.е. изъятие денег из экономики через налоги и неналоговые доходы бюджета. За одиннадцать месяцев 2000 года прирост остатков на счетах федерального бюджета превысил 64 млрд. рублей.                  

          Таким образом, к началу декабря 2000 года общий объем денег, временно изъятых таким образом из экономики, достиг 103,8 млрд. рублей. Однако в декабре 2000 года остатки на счетах федерального бюджета снизились на 19 млрд. рублей.

          12 октября 1999 года Правительство РФ утвердило положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Выпуск данного финансового инструмента должен был дать ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, в частности, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.

             Политика резервных требований достаточно активно использовалась Банком России в 1998 и 1999 годах. Так, с целью преодоления кризиса ликвидности после “замораживания” рынка ГКО-ОФЗ в 1998 году ЦБ РФ трижды снижал резервные требования: с 24 августа 1998 года резервные требования по срочным обязательствам и счетам в иностранной валюте были снижены с 11% до 10%, а по вкладам физических лиц – с 8% до7%. С 1 сентября 1998 года резервные требования для Сбербанка РФ и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, были снижены до 5%, а для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет менее 40% – до 7,5%. Унификация резервных требований на уровне 5% по всем видам и валютам обязательств была произведена с 1 декабря 1998 года.

          Ставка рефинансирования ЦБ РФ в 1999–2000 году носила еще более символический характер, чем в докризисный период. Прекращение операций репо и однодневного рефинансирования первичных дилеров лишило ставку рефинансирования признаков уровня платы за пользование заемными ресурсами. Ее роль как ограничителя доходности на вторичных торгах государственными ценными бумагами (предел равнялся двухкратной ставке рефинансирования) имела значение лишь в первые несколько месяцев воссоздания рынка ГКО-ОФЗ. В дальнейшем уровень доходности на рынке был значительно ниже ставки рефинансирования.  На протяжении 1999–2000 Банк России неоднократно снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых

      Однако ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении. За два года, прошедшие со времени описываемых событий мало что изменилось в отношении государства в  вопросах регулировании кредитно- денежной политики.

Фонд считает необоснованной критику в отношении Банка России, основанную на том, что ЦБ способствует повышению реального курса рубля и ограничивает тем самым экономический рост. «Напротив, за счет повышения направленности кредитно-денежной и валютной политики на снижение показателя инфляции возрастает их роль в достижении продолжительного снижения реальных процентных ставок и развитии финансового посредничества, необходимого для обеспечения высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе», — уверены эксперты МВФ.

Кредитно-денежная политика – это совокупность целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель посредством регулирования

предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики Центральный банк является главным кредитором всех финансовых институтов страны. В соответствии с целями государственной экономической политики он меняет ставки, влияя таким образом на соотношение спроса и предложения ссудного капитала. Повышая учетную ставку, он делает кредит более дорогим, менее выгодным для заемщика, снижает спрос и увеличивает предложение свободных денег, сокращая приток этих денег в реальный сектор экономики. При понижении ставки наблюдается обратная картина.

Заемный капитал нужен, когда его не хватает; предложение его достаточно или избыточно, когда потребность в нем меньше всего. Государство в лице центрального банка пытается оторвать Уровень учетной ставки от ее естественной рыночной тенденции. Это ему удается в пределах финансовых возможностей центрального банка, которые не безграничны.
Высокие и непрогнозируемые нормы инфляции подрывают возможность использования учетной ставки в качестве инструмента функционирования кредитно-денежной системы в целом.

Еще одним ограничителем действенности изменения учетной ставки является относительная независимость крупных фирм от заемного капитала и возможность получения средств из более дешевых иностранных источников.
В условиях либерализации международного движения капитала краткосрочный капитал, так называемые горячие деньги, при неизменности прочих показателей чутко реагирует на изменения учетной ставки и массовым образом притекает или уходит из страны, создавая серьезные проблемы для платежного баланса.

Один из инструментов кредитно-денежного регулирования - количественное ограничение кредита, заключающееся в административном установлении предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет в залог ценные бумаги. Количественное ограничение может выражаться в максимально допустимом приросте суммы кредита частных банков по сравнению с предыдущим периодом.

Центральный банк под давлением правительства может вступить на опасный путь предоставления коммерческим банкам кредитов на суммы, превышающие его реальные ресурсы. Такой кредит называется инфляционным. Он, как и печатание избыточных денег, подстегивает инфляцию.

Количественное ограничение кредита может быть также нежелательным побочным эффектом государственных внутренних займов, так как государственные займы уменьшают ресурсы рынка свободных капиталов. Этот инструмент регулирования имеет ограниченный эффект и применяется, как и другие кредитно-денежные инструменты.

Суть обязательных минимальных резервов состоит в том, что государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк периодически изменяет нормы обязательных резервов. Это средство призвано обеспечить минимальную стабильность частных банков, гарантировать в определенной степени интересы вкладчиков, поддерживать резервы центрального банка и предоставить ему еще одно средство экономического регулирования.

Операции на открытом рынке направлены на изменение предложения ссудного капитала в стране путем скупки ценных бумаг центральным банком (вливание финансовых средств в экономику) или массовой продажи их (изъятие ликвидных средств). Покупка и продажа ценных бумаг производится субъектами рынка исключительно на добровольной основе в соответствии с материальными стимулами центрального банка. Создание стимулов для хозяйствующих субъектов в операциях с ценными бумагами требует затрат от центрального банка. Это одна из многих финансовых издержек государственного регулирования экономики.

К сожалению, денежно-кредитная политика пока не является действующим инструментом, имеющим вес в экономическом росте, поскольку сводится лишь к валютным интервенциям, и процентная ставка не является основным инструментом регулирования денежного предложения, как во всем мире.

Это обусловлено низкой монетизированностью экономики России. По этой причине скорость обращения денег высока и нестабильна. В настоящее время Центробанк в принципе не может влиять на скорость обращения денег.
Его роль, безусловно, повысится, если в обозримом будущем он станет выступать в качестве кредитора в последней инстанции.

В денежно-кредитной политике на 2008 год ЦБ подтверждает намерение постепенно перейти от управления денежным предложением через операции на валютном рынке к управлению через регулирование процентных ставок и операции на денежном рынке, что, по его мнению, позволит сделать динамику денежного предложения более независимой от колебаний внешнеторговой конъюнктуры и более эффективно достигать антиинфляционных целей.

С сентября 2008 года средства массовой информации почти ежедневно напоминают о мировом кризисе ликвидности. Пугая всевозможными его последствиями - от коллапса банковской системы до полного сворачивания ипотеки. Что же ждать россиянину?

Мировой кризис ликвидности продолжает и сейчас оставаться главной темой на российском финансовом рынке. Пессимисты прогнозируют радикальное сворачивание ипотечного кредитования. Оптимисты полагают, что "американская волна" нас не затронет, поскольку российская банковская система достаточно автономна от западной. И все же влияние финансового кризиса отечественные банки на себе ощутили

В самые первые дни после известия об обвале американского, а затем и британского ипотечного рынка российские финансисты заговорили о необходимости свернуть ипотечные программы, в частности и масштабное кредитование в целом.

Причина проста. Основным источником финансовых ресурсов для российских банков служили заимствования на Западе - кредиты крупнейших мировых банков, секьюритизация (по сути - перезаклад) ипотечных кредитов, проведение IPO (массовое размещение акций и других ценных бумаг среди розничных акционеров). В результате кризиса "свободных" денег у западных финансистов стало меньше, а их "цена" заметно выросла (в среднем стоимость межбанковского, то есть кредита, выдаваемого одним банком другому, выросла на 2-3%). Соответственно, российские банки испытали дефицит денег, необходимых для выдачи ипотечных кредитов.

Частично проблему решает российский Центробанк, который проводит рефинансирование российских коммерческих банков. Однако понятно, что ресурсы Центробанка ограничены и не сравнимы с деньгами западного финансового мира.

В итоге российские банки, с одной стороны, потеряли источник "длинных" (на долгие сроки) и "дешевых" (под маленький процент) денег в виде западных финансовых структур, а с другой - должны отвечать по ранее взятым на себя долговым обязательствам перед Западом.

Кстати, объемы внешних долгов отечественных банкиров стали вызывать вопросы. Первый заместитель председателя Центробанка России Геннадий Меликьян выразил обеспокоенность объемами средств, которые российские банки привлекли за рубежом. Их долг перед западными коллегами превышает 100 миллиардов долларов - это 15% от общей суммы пассивов российских банков.

Итог ясен - возможности банков кредитовать население резко снизились. Осенью 2008 года многие из них либо объявили о замораживании ипотечных программ, либо о значительном повышении ставок.

Впрочем, в скором времени ситуация на рынке ипотеки начала выравниваться. Многие банки не стали принципиально менять свои программы ипотечного кредитования . Более того, аналитики МДМ-банка выступили с заявлением, что говорить о риске дефолта российских банков нет оснований. Председатель правления банка DeltaCredit Игорь Кузин заявил, что рост ставок по ипотеке в ближайшее время неизбежен, однако вовсе не обязателен. Сам DeltaCredit ставки не только не поднимал, но даже снизил.

В разгар кризиса ликвидности один из известнейших кредитных брокеров - компания "Фосборн Хоум" заявила, что вместе со своими партнерами (Инвестсбербанком и банком ICICI) готова заняться кредитованием всех тех, кому откажут в других банках. Московский кредитный банк снизил ставки по ипотеке на 0,5-2% (в зависимости от программы), Кредит Европа Банк снизил на 1% ипотечные ставки для клиентов своего основного партнера - Независимого бюро ипотечного кредитования, Джи Мани Банк и брокерская компания "Кредитный и Финансовый Консультант" отменили ряд комиссий за выдачу ипотечных кредитов.

Одновременно количество игроков рынка ипотеки продолжало расти. Осенью Альфа-групп заявила о намерении открыть дочерний ИпотекБанк в Самаре, ипотечные ссуды начал выдавать Сведбанк - дочернее подразделение скандинавской Swedbank Group, в Уфе открылся центр ипотечного кредитования банка "Хоум Кредит", в Набережных Челнах - ипотечный центр Автоградбанка.

Конечно, многие банки не сумели устоять, свернули свои программы и повысили ставки. Но мрачный прогноз президента Городского ипотечного банка Николая Шитова (осенью он заявил, что из-за кризиса более трети российских банков прекратят ипотечное кредитование) не сбылся.

Как стало известно из неофициальных источников, российские банки остановили выдачу ипотечных кредитов. Причиной тому стал кризис ликвидности или, другими словами, отсутствие свободных денег у банков для того, чтобы обеспечить своевременное погашение обязательств перед зарубежными кредиторами.

Совсем недавно на брифинге в Астане вице-премьер РФ, Министр Финансов Алексей Кудрин заявил, что отток внешнего капитала из России за первые месяцы текущего года составит $15-20 млрд. "В прежние времена это было бы существенным событием, но в настоящий момент у нас это даже не вызвало дефицита ликвидности. В настоящее время денежное предложение достаточно адекватно и не вызывает никаких вопросов", - отметил А.Кудрин.

Несмотря на это, сегодня Минфин обязал кредитные организации прекратить выдачу кредитов.

Разумеется, афишировать это банки не хотят и называют заемщикам совершенно другие причины отказа в выдаче кредита.

Настораживает и то, что крупнейшие игроки на рынке вкладов — Сбербанк, ВТБ 24, Банк Москвы, Газпромбанк, "Авангард" повышают ставки по депозитам для физических лиц. Таким образом, они пытаются угнаться за "народной" ликвидностью, и их примеру вскоре последуют более мелкие игроки.

Эксперты уже делают разные предположения относительно сроков и последствий сложившейся ситуации. Наиболее частые прогнозы - выдача кредитов возобновится только через 2 - 3 месяца. За это время количество игроков на рынке ипотеки сократится практически вдвое.


Заключение

В результате исследования я пришла к таким выводам:

  1.  Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.
  2.  Основным исполнителем кредитно-денежной политики государства является Центральный Банк России.
  3.  При проведении денежно-кредитной политики Банк России использует не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты: политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке, но и собирается расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  
  4.  Проводимая в настоящее время государственная политика России имеет некоторые недостатки, которые неблагоприятно сказываются на состоянии экономики страны.


Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

5. Федеральный закон о бухгалтерском учете.

 2. Список литературы

  1.  Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.

7.Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2000.

8.Гончаров Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52.

9.Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.

10.Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС,  2006.

11.Кожухарь Л.И. Основы общей теории и статистики – М.: Финансы и статистика, 2005.

12.Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. – М.: Финансы и статистика, 2001

  1.  Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. – 2005.

14.Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ, 2003.

15.Олейник. О.М.  Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2004.

16.Семенюта О.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

17.  Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов.- М., 2001.

18. Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.

19. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М.,  «Финансы», издательское объединение «Юнити», 2006.

PAGE  35


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12532. Помехоустойчивость сигналов дискретной модуляции 36.41 KB
  Домашняя работа для лабораторной работы № 23 по курсу ТЭС: Помехоустойчивость сигналов дискретной модуляции Цель работы: экспериментальное исследование помехоустойчивости приема сигналов дискретной амплитудной частотной и относительной фазовой модуляции. ...
12534. Анализ и эмпирический синтез цифровых фильтров 394.5 KB
  Лабораторная работа №26 Анализ и эмпирический синтез цифровых фильтров Лабораторная работа 261 Цель работы: На персональном компьютере провести анализ нерекурсивных цифровых фильтров 1го и 2го порядка; исследовать частотные и временные характеристики фил
12535. ОБНАРУЖЕНИЕ ИМПУЛЬСНЫХ СИГНАЛОВ В ШУМЕ 70.61 KB
  Лабораторная работа №16 ОБНАРУЖЕНИЕ ИМПУЛЬСНЫХ СИГНАЛОВ В ШУМЕ Цель работы Изучение принципа порогового обнаружения двоичных сигналов механизма возникновения ошибок обнаружения метода анализа и оптимизации процесса обнаружения. Экспериментальное
12536. Процессы протекающие в оптимальном фильтре детерминированных сигналов. Оптимальная линейная фильтрация детерминированных сигналов 1023 KB
  Оптимальная линейная фильтрация детерминированных сигналов Цель работы: эксперементальное исследование процессов протекающих в оптимальном фильтре детерминированных сигналов; закрепление теоретически
12537. Создание логотипа в CorelDRAW 3.19 MB
  Лабораторная работа №1 по CorelDRAW Создание логотипа Цель лабораторной работы В процессе выполнения этой лабораторной работы вы получите практические навыки по созданию и редактированию векторных изображений. При этом вы научитесь: Рисовать...
12538. СОЗДАНИЕ РИСОВАННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РУСАЛОЧКА 1.57 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № СОЗДАНИЕ РИСОВАННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РУСАЛОЧКА Перейдя непосредственно к созданию картинки прежде всего прорисуем лицо русалки. Для этого используем панель инструментов Corel Draw позволяющую рисовать стандартные фигуры круг прямоугольник много
12539. Кодирование данных в телекоммуникационных сетях 24.26 KB
  Домашнее задание №1 Кодирование данных в телекоммуникационных сетях 1. ВВЕДЕНИЕ1 2. ЭТАПЫ РАБОТЫ1 2.1. Формирование сообщения1 2.2. Физическое кодирование исходного сообщения2 2.3. Логическое избыточное кодирование исходного сообщения2 2.4. Скремблирование и...
12540. Методы цифрового кодирования в телекоммуникационных сетях 149.78 KB
  Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций Методы цифрового кодирования в телекоммуникационных сетях 1. Аналоговая модуляция1 2. Спектр модулированного сигнала1 3. Цифровое кодирование2 3.1. Требования к методам цифрового кодирования2 3.2. Потенциальный код без в