96530

АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КАЗАХСТАНЕ

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Рассмотреть основные характеристики инфляции. Изучить социально-экономические последствия инфляции. Провести анализ процессов инфляции в Казахстане на современном этапе. Рассмотреть прогнозирование инфляции в Республике Казахстан.

Русский

2015-10-07

224.95 KB

5 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ……………………………...5

1.1 Сущность, типы и показатели инфляции………………………..……………..5

1.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса..……................….12

1.3 Социально-экономические последствия инфляции….………………………15

2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КАЗАХСТАНЕ…….………19

2.1 Инфляция в Республике Казахстана на современном этапе …………...…...19

2.2 Прогнозирование инфляции в Казахстане …………………………………...21

3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………...…..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32

ВВЕДЕНИЕ

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики.

Инфляция это обесценение денег, проявляющееся, в общем, и неравномерном росте цен на товары и услуги.

При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег.

Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы.

Казахстан как и другие страны СНГ, после обретения независимости, приступил к реализации радикальных мер по реформированию экономических отношений и заметно продвинулся на пути трансформации командно-административной экономики в рыночную. Основы старой модели демократизированы, и процесс преобразований приобрел необратимый характер. Осуществлен переход от директивного ценообразования к системе свободно образующихся цен, в значительной мере отражающих конъюнктуру рынка.

С введением национальной валюты сделан еще один крупнейший шаг на пути достижения экономической независимости страны, ликвидации неопределенности в реформировании ее финансово-кредитной системы. Именно с этого момента можно говорить о самостоятельности и ответственности Правительства и Национального банка за состояние дня в экономике, в том числе и в денежном обращении особо острой проблемой, которой является инфляция.

По данной теме в настоящее время существует много материалов, статей, где раскрыты причины этой проблемы. Очень детализирована проблема инфляции рассмотрена также западными экономистами, но взять все у них и применить у нас тоже нельзя.

На основании всего выше сказанного актуальность темы курсовой работы очевидна.

Целью курсовой работы является изучение основных характеристик инфляции и антиинфляционной политики республики Казахстан.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1.  Рассмотреть основные характеристики инфляции.
  2.  Изучить социально-экономические последствия инфляции.

2. Провести анализ процессов инфляции в Казахстане на современном этапе.

3. Рассмотреть прогнозирование инфляции в Республике Казахстан.

В процессе написании курсовой работы были использованы материалы исследований в области изучения инфляционных процессов таких авторов как: Берник Н.Г., Бурилина Э.Г., Булатова А. С., Влушкова А.И..  


1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ.

1.1 Сущность, типы и показатели инфляции

В современных условиях во многих странах большое значение приобрело явление инфляции. Инфляция (от латинского inflation – вздутие) – это процесс обесценивания денег, проявляющийся во всеобщем повышении цен. Возникновение инфляции связывают с появлением еще в древности неполноценных денег - порченых монет, снижение покупательной способности которых нередко приводило к бунтам. В XVII веке в Европе произошло обесценение золотых денег, получившее название «революции цен». Оно было вызвано хлынувшим в Европу из Нового Света потоком драгоценных металлов. В последующие периоды инфляционному обесценению подвергались бумажные деньги. С середины 60-х годов XX века инфляция становится одной их центральных макроэкономических проблем для многих стран мира, как развивающихся, так и экономически развитых. Например, непродолжительное превышение спроса над предложением сигнализирует только о работе механизма рынка и ни к какой инфляции отношения не имеет. А вот когда неравновесие затягивается надолго, превращаясь в характерную черту сразу многих рынков, можно уже говорить о развертывании инфляционного процесса. Инфляция зарождается на денежном рынке. И именно там, в деформациях денежного обращения следует искать ее причины (их можно наглядно рассмотреть на рисунке № 1 [1, с. 7].

Неправильная денежная политика центрального банка

Бюджетный дефицит

Милитаризация экономики

Монополизация рынков

Внешнеэкономические факторы

ИНФЛЯЦИЯ

                               

                                   Рисунок № 1. Процесс инфляции

Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. Когда государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии, стремится подключить центральный банк к решению текущих проблем, то велика возможность, что приращение денежной массы выйдет за пределы, очерченные уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка.

Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, Национальный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.

Во-вторых бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на Национальный банк смотрят как на подразделение Министерства финансов и отсутствует верная денежная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.

В-третьих, милитаризация экономики способствует возникновению, по крайней мере, трех инфляционных эффектов. Чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление. Военная экономика поглощает огромные материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно. Например, выпуская потребительские товары. Если ресурсы распределены в экономике не оптимально, то возникающие диспропорции затрудняют развитие гражданского производства, что отрицательно сказывается на объеме и динамике товарного предложения, усугубляет неравновесие рынков в пользу спроса [2, с. 8].

А также занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателя, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров. Все это свидетельствует о том, что без демилитаризации экономики, инфляцию не обуздать. По мере конверсии военного производства, действия отмеченных эффектов ослабевают.

В-четвертых, монополизация рынков влияет на интенсивность инфляционного процесса.

Практика показала, что инфляция быстрее развивается в той экономике, где наблюдается высокая степень монополизации рынка. Монополистические структуры, разрушая механизм рынка, снижают эластичность предложения по цене, затмевают реакцию производства на колебания инфляционного спроса, продлевают инфляционное неравновесие.

В-пятых, внешнеэкономические факторы воздействуют на инфляцию. Например, имеется в виду перенос инфляции по каналам мировой торговли, когда рост цен на спрос или энергоносители придает новый импульс механизму инфляции затрат. Немалую инфляционную угрозу несут также потоки краткосрочных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболее высокой ставки процента.

Количественную оценку инфляционных процессов можно дать при помощи нескольких показателей.

Индексы цен – это относительные показатели, характеризующие изменение среднего уровня цен за определенный период. Можно подсчитать индексы цен на отдельные товары. В качестве показателя стоимости жизни рассматривают индекс розничных цен. Он отражает изменение цен на набор потребительских товаров в расчете на среднюю семью. Подсчитываются также индексы цен на товары производственного назначения, на некоторые наиболее важные виды сырья или продукции (например, цены на нефть). Важное место среди индексов цен занимает дефлятор, используемый для измерения динамики валового продукта общества, выявления его реального объема.

 Косвенными показателями инфляции, которые могут служить индикаторами ее появления, выступают высокий прирост денежной массы в процентах, рост номинальной ставки процента, наличие и размеры золотых и валютных резервов, соотношение валютных резервов и денежной массы.                         

Процесс, противоположный инфляции, проявляющийся в общем падении цен, называют дефляцией (от лат. deflatio – сдувание). Под дезинфляцией понимают замедление темпов роста цен.

Причины инфляции весьма разнообразны. Самым общим основанием инфляции является несоответствие денежной и товарной массы. Инфляция может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами.

К внутренним причинам относятся:

• деформация структуры экономики, проявляющаяся в существенном отставании отраслей, производящих потребительские товары;

• дефицит госбюджета;

• рост государственного долга, подрывающий покупательную способность национальной валюты, обостряющий дефицит госбюджета;

• необоснованная денежная эмиссия;

•опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда;

• повышение налогов, процентных ставок, что уменьшает стимулы к инвестициям;

• монопольное положение на рынке крупных производителей, устанавливающих монопольно - высокие цены;

• повышение цен в целях компенсации ожидаемых убытков;

• инфляционные ожидания.

К внешним причинам инфляции можно отнести:

• колебания цен на мировом рынке: рост мировых цен на импортируемые товары «импортирует» инфляцию, снижение мировых цен на предметы экспорта уменьшает поступления от внешней торговли;

• ухудшение условий международной торговли (торговая дискриминация);

• сокращение поступлений от внешней торговли;

Различают разнообразные формы и виды инфляции.

В зависимости от степени государственного регулирования цен различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция имеет место в условиях свободных цен, которые формируются под влиянием рыночных факторов. Она характеризуется постоянным повышением цен.

Подавленная или скрытая инфляция возникает в условиях жесткого регулирования государством цен и доходов. Она проявляется не в повышении цен, а в появлении и обострении товарного дефицита, сопровождающегося снижением качества продукции, скрытым повышением цен и спекуляцией, увеличением производства дорогих товаров в ущерб дешевым товарам повседневного спроса. Измеряется скрытая инфляция соотношением государственных цен с ценами рынка (легального и теневого), объемом вынужденных сбережений (отложенным спросом) и пр.

В зависимости от факторов, вызывающих инфляцию, различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса вызывается превышением совокупного спроса над предложением товаров, что вызывает повышение цен. Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост заработной платы в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров.

Инфляцию спроса можно проиллюстрировать графически. (Рис. №2)

Рисунок № 2.

Увеличение денежной массы по указанным выше причинам в течение короткого промежутка времени сдвигает кривую совокупного спроса вправо (AD1  AD2), и если экономика находится на промежуточном (2) или классическом (3) отрезках кривой совокупного предложения, то это ведет к росту цен, что представляет инфляцию спроса.

Инфляция издержек – это инфляция со стороны предложения. Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье,  требующих повышения заработной платы, увеличением косвенных налогов, акцизов и др.

Инфляция издержек может быть изображена графически (рис.№ 3). Смещение кривой совокупного предложения влево (AS1  AS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены, сокращается реальный объем производства или реальный ЧНП.

Рисунок № 3.

Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так как растут издержки предпринимателей на заработную плату. При этом успешная государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев населения или одинаковыми для работников различных отраслей экономики.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек.

Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране одновременно не наблюдались во второй половине ХХ в. длительное время полная занятость, свободный рынок и стабильность цен. Цены росли постоянно, а с конца 60–х годов – даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров.

А ведь рост цен в фазе кризиса – явление невероятное для циклов XIX – первой половины ХХ веков. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост цен в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.

Наиболее широко используемыми индексами инфляции являются индексы роста цен, в том числе индексы потребительских цен (рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя) и индексы цен производителей (включает в себя три группы товаров: конечные товары, не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей обработки).

Хозяйствующие субъекты пытаются предвидеть изменение основных макроэкономических показателей, в частности, динамику цен. Предполагаемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители строят свою денежную и ценовую политику, называют инфляционными ожиданиями. [3,C.87]

В зависимости от точности инфляционных ожиданий выделяют ожидаемую (прогнозируемую) и непредвиденную (непрогнозируемую) инфляцию. Инфляционные ожидания являются важным фактором развития инфляции и могут сами вызвать или затормозить ее рост.

Сочетание инфляции спроса, инфляции издержек и инфляционных ожиданий порождает инфляционную спираль. Раскручивание инфляционной спирали показано на рис. №4.

                      Рисунок №4.

Допустим, что экономика находится в равновесии в точке Е0 в условиях полной занятости. Стимулирование экономики со стороны государства (при помощи кредитно-денежных или бюджетных методов) вызовет смещение кривой совокупного спроса вправо в положение AD2 и установление равновесия в точке Е1. Повышение уровня цен вызывает инфляционные ожидания, в соответствие с которыми хозяйствующие субъекты строят свое экономическое поведение. Увеличение ставок заработной платы по требованию наемных работников вызывает увеличение средних издержек. Кривая AS сдвинется вверх, а новое равновесие установится в точке Е2. Этот процесс может продолжаться далее, все увеличивая инфляцию.

В зависимости от темпов различают следующие виды инфляции:

Умеренная (ползучая) инфляция означает повышение цен не более 10% в год. Такая инфляция не сопровождается кризисными явлениями. Считается, что она стимулирует производство, является предсказуемой и контролируемой. Вместе с тем, цены обычно растут быстрее, чем заработная плата.

При галопирующей инфляции среднегодовой рост цен составляет от 10 до 100% или несколько выше. Она свидетельствует о серьезных диспропорциях в экономике страны, нарушении денежного обращения, неадекватной денежно-кредитной политике.

Наиболее опасной и даже разрушительной считается гиперинфляция, при которой темпы роста цен выше 50% в месяц, а в среднегодовом выражении достигают четырехзначных цифр. Она может возникнуть в результате серьезных социально-экономических потрясений, длительных войн. Опасность гиперинфляции заключается в том, что она становится неуправляемой, выходит из-под контроля, действуя разрушительно на экономику. Гиперинфляция подрывает доверие к деньгам, вызывает частичный возврат к натуральному обмену, оказывает сильное влияние на перераспределение богатства.

Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.

Главное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь защититься от «инфляционного налога» и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в не обесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке. [4,C.9]

Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.

1.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса

Экономисты отмечали связь темпов инфляции с уровнем безработицы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А.Филлипса (1914-1975). Он исследовал статистические данные по Великобритании за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когда безработица превышала 3%-ный уровень, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название «кривой Филлипса».

Позднее в его модели П.Самуэльсон и Р.Солоу заменили темп прироста заработной платы на показатель инфляции. «Кривая Филипса» показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, «компромисса» (по выражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса.

В ходе глубокого экономического кризиса 1974-75 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы. В 80-е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе. [5,С.10]

Анализ кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому. (Рис. № 5.)

Рис.№ 5. Кривая Филипса в краткосрочном и долгосрочном периоде

При обосновании долгосрочной кривой Филипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики.

Адаптивные ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах.

Рис.№ 6. Кривая Филипса в теории адаптивных ожиданий

Долгосрочная кривая Филипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.№ 6. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. [6]

Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.

Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (рис. № 7). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен.

Рис. № 7. Кривая Филипса в теории рациональных ожиданий

Исследование долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полной занятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.

Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика». Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности. Другим основным положением ТРО является идея о том , что рынки товаров и факторов производства высоко-конкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена.

1.3  Социально-экономические последствия инфляции

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Термин “социальные” стоит впереди не случайно. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям [1, с. 8]:

1. между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;

2. между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во всё более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, то есть по номиналу;

3. между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – неизбежные спутники инфляции, которая негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.

Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относиться к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается с прямым снижением жизненного уровня беднейших слоёв населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.

Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги  и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами . В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым – получателям ссуды за счёт вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен).

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, её снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она даже может вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса даёт толчок к расширению производства.

Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его центральное звено – система цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Вследствие этого неоправданное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции.

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходиться всё дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоёмкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределённые перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

Выше перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

Инфляция создает так называемый баланс убытков и выигрышей [1, с. 9].

Возможные убытки:

1) работающие по найму, где зарплата оговорена на определённый срок;

2) кредиторы, предоставившие долго – и среднесрочные ссуды при фиксированном проценте;

3) получатели фиксированных платежей – аренды, платы за коммунальные услуги (оговоренные контрактом);

4) лица, хранящие наличные деньги в “кубышках”.

Возможные выигрыши:

1) при возрастающей инфляции выгодно брать в долг;

2) вложение в недвижимость, картины и т.д.;

3) у государства могут возникнуть известные “выгоды”, связанные с ростом налоговых поступлений от личных доходов;

4) выгодно конвертировать отечественную валюту в иностранную.

Возникшие инфляционные явления имеют и негативные социальные последствия [1, с. 9].

Прежде всего, снижаются реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Если цены повысились, предположи, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты её можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живёт в условиях снижения реальных доходов.

Так как инфляция – это процесс постоянный, то, начав, в октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10 % в соответствии с ежемесячным  темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также обесценится. Поэтому, если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.

Второе негативное последствие для населения – обесценивание вкладов и сбережений. Для того, чтобы огородить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и её больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.  

И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части компенсационных доходов от увеличения налогов. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и соответственно сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.

Таким образом, инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Инфляция в Республике Казахстана на современном этапе

Инфляция за 2012 год. По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2012 году инфляция в годовом выражении составила 6,0% (в 2011 году – 7,4%) (рисунок 8) [7, с. 14].

Рисунок 8. Инфляция и ее составляющие за 2011 и 2012 гг.

Формирование инфляции в 2012 году происходило на фоне значительного удорожания платных услуг, которые за этот период выросли в цене на 9,3% (в 2011 году – на 7,3%).

Продовольственные товары стали дороже на 5,3% (на 9,1%), непродовольственные товары – на 3,5% (на 5,3%).

В 2012 году среди продовольственных товаров больше всего подорожали мясо и мясопродукты на 9,5%, в том числе свинина – на 12,8%, баранина – на 11,6%, говядина – на 11,1%, конина – на 10,8%, мука – на 7,6%, макаронные изделия – на 7,5%, рыба и морепродукты – на 5,7%, кондитерские изделия – на 5,0%, фрукты и овощи – на 4,8%. Среди продовольственных товаров стали дешевле крупы на 27,0%, сахар – на 2,1%, масла и жиры – на 0,2%.

В группе непродовольственных товаров за 2012 год выросли цены на одежду и обувь на 4,4%, в том числе на ткани – на 5,1%, верхнюю одежду – на 4,3%, а также на медикаменты – на 2,7%. Стоимость бензина выросла на 2,4%, дизельного топлива – на 3,0% [8, с. 16].

В структуре платных услуг в 2012 году оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы подорожала на 8,2%. При этом оплата за горячую воду выросла на 10,8%, электроэнергию – на 10,1%, центральное отопление – на 9,3%, сбор мусора – на 8,0%, холодную воду – на 5,9%. Также выросли цены на услуги связи – на 12,2% (за счет удорожания почтовых услуг – на 56,5%, услуг телефонной и факсимильной связи – на 11,2%), на услуги транспорта – на 12,0%, в том числе автомобильного транспорта – на 13,7%, воздушного транспорта – на 8,6%, железнодорожного транспорта – на 8,3%, а также на услуги образования – на 11,0%.

Инфляция в декабре 2012 года. В декабре 2012 года инфляция сложилась на уровне 0,6% (в декабре 2011 года – 0,3%). Цены на продовольственные товары выросли на 0,8% (на 0,3%), на непродовольственные товары – на 0,3% (на 0,4%), на платные услуги – на 0,6% (на 0,2%).

На рынке продовольственных товаров в декабре 2012 года в наибольшей степени подорожали яйца на 3,5%, фрукты и овощи – на 2,1%, масла и жиры – на 1,3%, макаронные изделия – на 1,1%, мука – на 0,9%, молочные продукты – на 0,8%, мясо и мясопродукты – на 0,6%. Вместе с тем, цены на сахар снизились на 1,1%, гречневую крупу – на 0,9%.

В группе непродовольственных товаров цены на одежду и обувь повысились на 0,5%, предметы домашнего обихода – на 0,2%, медикаменты – на 0,2%.

В группе платных услуг оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы выросла на 0,8%. При этом тарифы за транспортируемый газ по распределительным сетям выросли на 2,8%, канализацию – на 2,5%, холодную воду – на 1,2%, горячую воду – на 0,8%. За декабрь 2012 года поднялись цены на услуги транспорта на 0,4% (железнодорожного транспорта – на 1,5%), финансовые услуги – на 2,2%, медицинские услуги – на 0,8%.

Цены на продовольственные товары за прошедший месяц увеличились на 0,5%, непродовольственные – на 0,3%, платные услуги – на 0,1%, таблица 1 [7, с. 18].

                

Таблица 1      

Прирост инфляции                                                                        

     %

Наименование

Январь 2012г. к

декабрю 2011г.

январю 2011г.

декабрю 2010г.

Все товары и услуги

0,3

5,9

7,7

Продовольственные товары

0,5

6,5

9,7

Непродовольственные товары

0,3

5,1

5,6

Платные услуги

0,1

6,1

7,4

 

В прошедшем месяце повышение цен зафиксировано на мясо, яйца – по 1,4%, фрукты и овощи свежие – на 1,1%, рыбу и морепродукты – на 0,8%, масло животное – на 0,6%, молочные продукты, булочные и мучные кондитерские изделия – по 0,5%, алкогольные напитки – на 0,4%. Снижение цен отмечено на крупы на 4,4%, сахар, муку – по 2,1%, масло подсолнечное – на 1,5%, картофель – на 0,5%, рис – на 0,3%, макаронные изделия – на 0,2%.

Цены на твердое топливо, стеклянные и керамические изделия увеличились по 0,7%, одежду и обувь, товары для личного ухода – по 0,5%, фармацевтическую продукцию – на 0,3%, моющие и чистящие средства – на 0,2%.

Уровень цен на услуги здравоохранения, дошкольного и начального образования стал выше по 0,8%, культуры – на 0,5%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 0,4%, железнодорожного пассажирского транспорта на большие расстояния  – ниже на 1,2%.

В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы на содержание жилья повысились на 0,4%, сбор мусора – на 2,3%, а на канализацию – снизились на 0,2%, горячую воду и центральное отопление – по 0,4%, (рисунок № 9).

 

 

Рисунок 9. Изменение цен на потребительские товары и услуги

Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, показывает изменение цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления [8, с. 22].

Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных центрах, столице и определенному кругу городов и районных центров. Используемая для агрегирования система весов в части их расходов рассчитывается на основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующий год.

С января 2012 года при построении ИПЦ доля продовольственных товаров составляет 38%, непродовольственных – 32%, платных услуг –30%.

2.2 Прогнозирование инфляции в Казахстане

В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального Банка Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, т.е. поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам [7, с. 11].

Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан определил стабильность цен, переход к принципам инфляционного таргетирования переносится на более длительные перспективы. В ближайшей перспективе основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании и повышении эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также усилении влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.

Национальный Банк Республики Казахстан при проведении денежно-кредитной политики Республики Казахстан будет предпринимать меры по гибкому регулированию денежного предложения в экономике. В случае возникновения дефицита краткосрочной ликвидности на денежном рынке Национальный Банк Республики Казахстан будет увеличивать объемы операций по предоставлению ликвидности.

Вместе с тем Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к тому, чтобы монетарная составляющая находилась на оптимальном уровне и не оказывала дополнительного инфляционного давления.

В 2012-2014 годах ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Основными рисками роста инфляции, как и раньше, остаются  неразвитость внутренней рыночной конкурентной среды, высокая степень монополизации рынка, слабая развитость торговой инфраструктуры, а также нестабильность ситуации на мировых товарных рынках.

В отношении мировых товарных рынков экономические интересы Казахстана зависят, в первую очередь, от мировых цен на нефть, и, следовательно, на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Последние имеют двойное влияние на уровень инфляции – как непосредственно через цены на ГСМ, так и через цены всех прочих товаров и услуг, в себестоимость которых неизменно входит стоимость ГСМ [7, с. 14].

При этом в 2012-2014 годах влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан будет минимальным. Это будет обеспечиваться поддержанием на адекватном уровне денежного предложения со стороны Национального Банка Республики Казахстан.

При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2012-2014 годах основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.

Первый сценарий – предполагает пессимистические прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе.

При реализации данного сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2012 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2014 году.

В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.

Независимо от сценария экономического развития меры денежно-кредитной политики будут направлены на удержание уровня годовой инфляции в пределах 6-8%. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет, соответственно, нивелироваться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан.

Важно также иметь в виду, что если ВВП, государственные расходы и другие показатели, предусмотренные Среднесрочным планом будут пересмотрены в сторону увеличения, то прогноз инфляции повысится. Кроме того, в случае более интенсивного притока валюты, превышающие показатели сценария высоких цен, и роста доходов населения выше показателей, определенных Среднесрочным планом, денежное предложение может выйти за пределы, необходимые для достижения целевых показателей инфляции.

Так как изменение в инфляции является сигналом к изменению к ставках дисконтирования, то экономисты и аналитики тратят значительное время и ресурсы на прогнозирование инфляции.

Модели для прогноза варьируются от просто наивных до сложных и основываются на всем от интуиции до сложнейшей эконометрики. Результаты таких моделей в основываются на информации прошлых периодов, таких как инфляция за последний период либо модели временных рядов исследующих тенденции и сдвиги в прошлых уровнях инфляции, и являются очень спорными. Однако это несколько не умаляет тех позитивных сторон связанных с прогнозом инфляционных процессов.

Инфляционный риск возникает в связи с неопределенностью величины денежных потоков из-за воздействия инфляции, измеренное величиной покупательной способности. Например, если инвестор покупает пятилетнюю облигацию с 7 процентным купоном, но, в то же время, уровень инфляции равен 8 процентам, то это означает, что покупательная способность денежного потока упала.

Многие люди не являются экспертами в области финансов и предпочитают вкладывать свои средства в консервативные «безопасные» инвестиции. Таковыми являются некоторые паевые фонды, ценные государственные бумаги или депозитные сертификаты, стоимость которых остается стабильной по истечению времени, но обычно обеспечивающие низкую доходность.

Однако такое вложение может оказаться на практике не лучшим из-за риска инфляции [7, с. 18].

Простыми словами инфляция съедает стоимость денег и доходность инвестиции должна быть достаточно высокой, чтобы опережать уровень инфляции. Инфляция всегда снижает стоимость дохода от инвестиции.

Инфляционный риск – это риск, который уменьшает покупательную способность денег. Он часто рассматривается как скрытый риск, потому что инвестор на самом деле его не наблюдает также как изменение в стоимости ценных бумаг.

Однако, хотя данный риск и является скрытым, но стоит помнить о нем и соответственно выбирать инвестицию. Существует только один метод борьбы с воздействием инфляции – это получение дохода превышающего ее.

Эффекты инфляции на стоимость инвестиции будут зависеть часто от того, является ли она ожидаемой или непредсказуемой. Ожидаемая инфляция может быть использована в расчетах денежных потоков и ставок дисконтирования во время анализа, и стоимость инвестиции может основываться на этом.

Номинальные денежные потоки включают в себя инфляцию. Процесс расчета номинальных денежных потоков требует от аналитика или инвестора не только калькуляцию показателей ожидаемой инфляции, но и ожидаемый рост цен на товары и услуги, которые фирма продает или использует.

Таким образом, аналитик делающий прогнозы номинальных денежных потоков для отдельно взятой авиалинии должен будет прогнозировать рост цен на авиабилеты для расчета продаж и уровень инфляции цен на топливо для расчета затрат.

Процесс расчета номинальных процентных ставок намного проще. Если используются ставки финансовых рынков как основа для расчета, то данные ставки будут номинальными. Отношение между номинальными и реальными денежными потоками может быть выражено (формула 1):

Реальный денежный потокt= Номинальный потокt/(1+Е(И))t,                  (1)

где, Е(И) = ожидаемым уровень инфляции общего уровня цен.

Эффекты инфляции будут зависеть частично на разнице, если такая существует, между ожидаемой инфляцией цен на товары, которые данная фирма продает и той на товары, которые фирма использует.

Если фирма ожидает повышение цен на товары, которые она продает, будет происходить быстрее чем стоимость ее расходов то реальные денежные потоки увеличатся с ростом темпа инфляции.

Если нет, то будет происходить обратная ситуация.

Отношение между номинальной и реальной ставкой дисконтирования также зависят от уровня инфляции (формула 2):

Реальная процентная ставка = (1 + номинальная процентная            ставка)/(1+Е(И)) – 1,                                                                                           (2)

где, Е(И) = ожидаемый уровень инфляции в общем уровне цен.

3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.

Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции:

1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться;

2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения;

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28 %, акцизов, экспортных и таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции, в Фонд преобразования экономики, Государственный фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчислений на социальное страхование.

Рассмотрим методы преодоления инфляции.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1) уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Национальным банком [9];

2) увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности

3) увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4) прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии, но в наших условиях только ценой остановки производства.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос.

Другим вариантом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. И третье, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции, предпочтительнее простая и надежная налоговая система.

Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса, как на бюджетную, так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций. В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек, или производителей.

Для преодоления инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства. Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатом непосредственная.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги.

В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду.

Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или  сочетание и того, и другого. Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов.

Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит. Проблемы фискальной политики: Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.

Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен. Политические проблемы.

Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).

Кредитно-денежная политика. В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом: Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков [13, с. 7].

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания. На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

- повышение нормы процента;

- уменьшение уровня реального объема производства;

- понижение уровня цен.

Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции, мы обнаружим, что чистый экспорт сократится. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция (политика дорогих денег - более высокая процентная ставка - (возросший спрос на национальную валюту за границей (стоимость национальной валюты повышается (чистый экспорт сокращается-сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса. Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкуренты и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности.

Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства.

Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, Монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ).

Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен.

Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен.

Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения.

Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен. Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла.

С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП. За очень скромное увеличение объема производства и занятости экономика платит высокую цену в виде инфляции [13, с. 9].

Фискальная политика, ориентированная на предложение. Экономисты признали также, что фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Некоторые экономисты убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств.

Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду.

Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике. Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив тему курсовой работы, можно сделать следующие выводы. В сложившихся условиях всех волнует один вопрос: неужели нет выхода, возможности остановить инфляцию. Ведь ясно одно: если не сделаем инфляцию регулируемой, то проводимые реформы заглохнут. Поэтому победить инфляцию – важнейшая задача.

Из выводов, сделанных в процессе изложения курсовой работы в качестве наиболее насущных мер по ограничению инфляционных процессов можно предложить следующие. Как показывает мировой опыт, преодоление инфляции шло вслед за оживление производства. Ошибочным было бы игнорировать роль финансово-кредитной и денежной политики.

Она должна быть направлена на всемирное оживление и подъем производства, инвестиционной деятельности, умению привлечению в экономику зарубежного капитала. Необходимо заняться производством, обновлением изношенного и морально устаревшего оборудования, реконструкции и модернизации.

В этом реальный путь спасения от инфляции. Следует ужесточить режим бюджетных расходов. Их следует осуществлять в пределах реально поступающих доходов. Непременный атрибут антиинфляционной политики – сокращение аппарата на всех уровнях, что позволит уменьшить расходы бюджета.

Нужно внедрять жесткую систему государственного контроля за продвижением государственных товарных ресурсов, способную перекрыть каналы их перекочевывания в коммерческие структуры. Не менее важное условие для преодоления инфляции – перестать игнорировать закон опережающего роста производительности труда на увеличение зарплаты. Рост зарплаты всегда должен опираться на рост производства продукта.

Значит, к числу надежных средств борьбы с инфляцией, можно отнести общий рост производства при сокращении удельных издержек, преодоление узких мест производства и ликвидацию его структурных диспропорций. Такая инвестиционная активность имеет смысл только в тех отраслях, которые приносят немедленный доход и отличаются быстрой оборачиваемостью капитала.

Нужна отмена грабительских налогов, не ограниченных максимальной налоговой ставкой и съедающих всю прибыль производителей, уводящих массу наличных денег в теневой оборот. Следует понизить процентные ставки на кредиты. Все это вместе с политикой ограничения монополизма, отделением финансовой системы от исполнительной власти, жестким контролем за эмиссией денежных средств являются минимально-необходимыми условиями для нормализации финансовой системы и сферы обращения. Потенциал Казахстана огромен, и он позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Берник Н.Г. «Понятие и сущность инфляции» // Каржы-Каражата, № 1, 2011 г., с. 1-7
  2.  Бурилина Э.Г. «Виды инфляции» // Евразийское Сообщество, № 1, 2011 г., с. 8-16
  3.  Бошакбаев А. Е., Куватов Р.Ю. Экономика и проблемы переходного периода.- Алматы.- Экономика.- 2007 . - С.87;
  4.  Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
  5.  К.Айтуганов Инфляция// Транзитная экономика.-2007г.-№6.- С.10;
  6.  Канат Берентаев, Инфляция-2008 оказалась выше официальных данных // "Капитал.kz", 27 декабря 2008;
  7.  Волчков Д.А. “Инфляция в Казахстане: прогнозирование и расчеты”//Саясат, №4, 2012г., с.11-24
  8.  Влушкова А.И. “ Инфляционные процессы в Казахстане в современный период”// Аль-Пари, № 1, 2012 г., с. 14-26
  9.  Ивкина А.Н. “Антиинфляционные процессы в Казахстане”// www/ Kz-today. Kz
  10.  Искакова З.Д. Финасово - кредитная система Казахстана в условиях рыночной экономики. Алматы: Комп. Изд-ий центр.Институт философии и политологии МОН РК, 2004г.
  11.  Илларионов А. “Прогнозирование инфляции”// Евразийское Сообщество, № 4, 2012г., с. 9-16
  12.  Медведев А.В. “ Антиинфляционные меры ”// Аль-Пари, № 1, 2012 г.,  с. 7-19
  13.  Назарбаев Н.А. “Послание народу Казахстана – Казахстан - 2030”
  14.  Никитин С. “Инфляция в Казахстане”//Аль-пари, № 5, 2012г., с. 6-12
  15.  Панин  В. Г. “Главное — финансовая   стабилизация”//Каржы-Каражат, 2012, № 12, с. 14-21
  16.  Руденко В. М. “Бюджетная реформа: содержание и проблемы”//Аль-Пари, № 8, 2012, с. 3 – 9
  17.  К. Макконнелл, Л. Брю  Экономикс  - С-Пб.: Издательство ”Менеджер”,2004.
  18.  Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2003. Гл. 3.
  19.  Самуэльсон П. Экономика. М. 2002. Т. 1. Г л. 9, 10, 19.
  20.  Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 2003. Гл. 28, 29.
  21.  Чепурин М.Н.  Курс экономической теории.  Киров:  АСА. 2005.
  22.  Черник Д. Г. “Моделирование и прогнозирование инфляции”// Каржы-Каражат, 2012, № 3,с. 14-2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22593. Цивільне - правові угоди та договори 33.93 KB
  Угоди укладають як юридичні так і фізичні особи. Угоди бувають односторонніми для виникнення такої угоди достатньо волевиявлення однієї сторони; двосторонніми для виникнення угоди необхідні зустрічні волевиявлення двох сторін; багатосторонніми для їх виникнення необхідне волевиявлення трьох і більше сторін. Деякі угоди можуть бути як платними такі безоплатними наприклад договір схову.
22594. Договір найму жилого приміщення 30.71 KB
  Договір найму жилого приміщення в будинках що належать громадянам на правах особистої власності укладається з власником будинку. Предметом договору найму жилого приміщення в будинках державного і громадського житлового фонду є окрема квартира чи інше ізольоване житлове приміщення а також одноквартирний жилий будинок. Не можуть бути самостійним предметом договору найму: жиле приміщення яке хоча і є ізольованим але розмір якого менший від установленого для надання одній особі; частина кімнати або кімнат з'єднаних з іншою кімнатою...
22595. Контролер локальних дисків 63.5 KB
  Програмування контролера НГМД 765 і мікросхеми прямого доступу до пам'яті 8237. Мікросхема контролера НГМД 765 фірми NEC управляє мотором і головками накопичувача на дискетах і обробляє потоки даних що направляються в або з дискових секторів. Один контролер встановлений на платі адаптора дисків може обслуговувати до чотирьох НГМД. За винятком випадків пов'язаних із захистом від копіювання програмістам не доводиться програмувати мікросхему контролера НГМД напряму.
22596. Імітаційна модель процесора 97.5 KB
  Команда як послідовність деяких дій над даними виконується по тактам мікропрограма команди. Команда має вигляд: Код команди 1й операнд 2й операнд . Найчастіше результат команди заноситься за місцем першого операнда. Формат операндів закладається у формат команди.
22597. Визначення швидкодії обчислювальної системи 80 KB
  2; текстові операції – 0.2; файлові операції – 0.35; операції сортування – 0.15; текстові операції – 0.
22598. Робота з регістрами CMOS-memory 45.5 KB
  Приведемо тут тільки короткі зведення: Номер регістра Використання 10H тип накопичувача НГМД 12H тип накопичувача фіксованого диска 14H периферія 15H пам'ять на системній платі молодший байт 16H пам'ять на системній платі старший байт 17H загальна пам'ять молодший байт 18H загальна пам'ять старший байт 30H пам'ять понад 1 мегабайту молодший байт 31H пам'ять понад 1 мегабайту старший байт Кожний з трьох каналів мікросхеми таймера 8253 8254 для AT складається з трьох регістрів. Доступ до кожної групи з трьох регістрів здійснюється...
22599. Контроль клавіатурного вводу 32 KB
  Скенкод це однобайтне число молодші 7 бітів якого представляють ідентифікаційний номер призначений кожній клавіші. На всіх машинах крім AT старший біт коду говорить про те чи була клавіша натиснута біт = 1 код натискання або відпущена біт = 0 код звільнення. Наприклад 7бітный скенкод клавіші В 48 або 110000 в двійковій системі.
22600. Управління відеоадаптером IBM PC 35.5 KB
  Однак вона також встановлює режим екрана управляє курсором і для кольорового графічного адаптора управляє кольором. Розмір і розташування цих буферів міняється з системою режимом екрана а також кількістю заздалегідь відведеної пам'яті. Коли в буфері зберігається декілька образів екрана то кожний окремий образ називають екранною сторінкою. Цього досить для відображення одного графічного екрана без сторінок або від чотирьох до восьми екранів тексту в залежності від числа символів в рядку 40 або 80.