96536

Понятие коммерческой информации. Биржа как элемент рыночного механизма

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Применение современных экономико-математических методов и современных средств позволяет автоматизировать процесс информационного обеспечения и на этой основе управлять коммерческой деятельностью. Автоматизированная технология должна отражать идеологию, логику и регламентированное время.

Русский

2015-10-07

131.5 KB

1 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие коммерческой информации, требования предъявляемые к ней…………………………………………………………………………………...3

2. Биржа как элемент рыночного механизма. Развитие биржевой торговли………………………………………………………...…………………6

3. Ассортиментная политика розничного торгового предприятия……..15

4. Практическое задание…………………………………………………..20

Литература……………………………………………………………….....21

  1.  
    Понятие коммерческой информации, требования предъявля
    емые к ней

Коммерческая информация - это информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работ и выпускаемой продукции, финансовом состоянии, деловых связях, сделках, руководителях, а также деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые информационными службами.

Коммерческая информация представляется в виде электронных баз данных или печатных изданий, которые периодически обновляются. БД могут быть узко специализированными и содержать информацию, характеризующую одну из сторон деятельности предприятий, либо комплексную информацию, содержащую полную характеристику фирм. В настоящее время на рынке присутствует более сотни различных баз данных, в которых представлена коммерческая информация по предприятиям и продукции России.

Коммерческая информация включает в себя, как правило, не только название и адрес предприятия, фамилии его руководителей, специализацию, имеющееся оборудование и выпускаемую продукцию. Как упоминалось ранее, коммерческая информация – это информация о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и прочее.

Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

- коммерческая информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме; - коммерческая информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура); коммерческая информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Цель коммерческой информации состоит в том, что она позволяет торговым организациям проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее, осуществлять контроль за результатами этой деятельности.

К информации предъявляются следующие требования:

  •  достоверность - должна быть аргументированной и полной при ее получении и выдаче;
  •  надежность - должна постоянно накапливаться в достаточном объеме и обновляться;
  •  оперативность - должна быть конкретной и качественной, чтобы обеспечивать своевременное принятие коммерческих решений;
  •  систематичность - ее сбор должен проводиться непрерывно и системно;
  •  комплексность - должна отражать в комплексе деятельность торгового предприятия, а также данные о рынке и внешней среде.

Коммерсанту для успешной работы необходима коммерческая информация. Ему нужна постоянная информация о клиентах, конкурентах, дилерах. Рыночная ситуация постоянно меняется или может измениться в любую минуту. И если не налажено непрерывное обновление информационных данных, фирма может вовремя не отреагировать на те или иные изменения, а значит, не избежать неприятных последствий. Тот, кто владеет информацией, способен предвидеть неожиданности и противостоять им.

В последнее время все большее распространение получает покупка информации у различных фирм, основным видом деятельности которых является «производство и продажа чистой информации». Так, в настоящее время создано Международное бюро информации и телекоммуникации (МБИТ), специализирующееся на создании информационной инфраструктуры рынка. В МБИТе создана баз данных экспортеров и импортеров России. В частности на рынке предлагается база данных «Партнер-2», содержащая 3,5 тыс. наиболее крупных экспортеров и импортеров с указанием их адресов, факсов, телефонов, полной номенклатуры товаров, которыми торгует та или иная фирма.

В условиях рынка информация является одним из важнейших элементов управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Информационное обеспечение с позиции рынка - дело совершенно новое, и поэтому требуется его целенаправленное освоение.

Сегодня успешное функционирование предприятия невозможно без получения достоверной информации о сложившейся ситуации на рынке. Существует ряд фирм, деятельность которых заключается в продаже информации заинтересованным компаниям. Таким образом, можно говорить об информации как предмете коммерческого распространения.

Применение современных экономико-математических методов и современных средств позволяет автоматизировать процесс информационного обеспечения и на этой основе управлять коммерческой деятельностью. Автоматизированная технология должна отражать идеологию, логику и регламентированное время. Информационные технологии получили широкое распространение в таких сферах коммерческой деятельности, как финансово-хозяйственная деятельность предприятия, логистика, инвестиционная деятельность, маркетинг, управление в масштабах всего предприятия.

Благодаря широкому доступу к информации, рынок мгновенно ориентируется на сиюминутные запросы потребителей.

Экономическая деятельность, основанная на ограниченности ресурсов, уступает место экономической деятельности, основанной на информации.


2. Биржа как элемент рыночного механизма. Развитие биржевой торговли

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике обусловил возрождение и развитие товарной биржи, следовательно вопрос о бирже актуален и является в настоящее время открытым. В связи с этим у товарная биржа в нашей стране имеет существенные причины для развития. Это, прежде всего, возможность непосредственного проникновения на мировой рынок, а также возможность влияния на данный рынок, используя постторговую информацию и результаты торгов.

Торговля при посредничестве товарных бирж в пределах территории Республики Беларусь регулируется законом «О торговых биржах», принятым Верховным Советом Республики Беларусь 13 мая 1992 г. В этом законе определены также основные понятия, употребляемые для характеристики товарной биржи, ее основные задачи и функции, вопрос о членстве товарной биржи, права и обязанности членов биржи, правила биржевой торговли, ценообразование на товарной бирже и т. д.

Рассматривая биржевую торговлю товарами в Республике Беларусь необходимо отметить следующие биржи, оказывающие прямое влияние на экономическую деятельность страны: Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ), Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ). Первоначально рассмотрим деятельность БУТБ.

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ) – это одна из крупнейших организаций Республики Беларусь, главной функцией которой является оказание содействия белорусским предприятиям по реализации своей продукции на экспорт и предоставления помощи иностранным компаниям по выходу на белорусский рынок. Белорусская универсальная товарная биржа была создана правительством по инициативе Президента А. Лукашенко в 2004 году, однако первые торги начались в 2005 г.

Деятельность биржи построена на следующих принципах и ее полномочиями являются: общественная полезность и доверие; гласность и открытость биржевых торгов; гарантия прав участников биржевой торговли и другое. Ее нормативные документы разработаны в соответствии с законодательством Беларуси,  правилами, утвержденными Советом Министров « О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» от 16 июня 2004 года. Правительство также утвердило перечень товаров, которые продаются на торговой площадке биржи.

Цели, задачи и функции биржи: на первом месте совершенствование механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней торговли. Далее – развитие организованного оптового рынка товаров. Обеспечение равного доступа на рынок хозяйствующим субъектам, создание для них дополнительных экономических стимулов.  И все же основную цель своей деятельности БУТБ видит в повышении эффективности товарооборота между белорусскими и зарубежными компаниями, установление дружественных и партнерских отношений между странами и создание благоприятного имиджа страны.

Биржа призвана формировать эффективный государственный контроль за условиями проведения торговых операций. Устанавливать единые правила импорта и экспорта товаров. Обеспечивать «прозрачность» торговых операций. Создавать здоровую конкуренцию и определять диапазон цен на товары, производимые в нашей республике и импортируемые. Сокращать проникновение на рынок нелегальных товаров, исключать бартер и ненужные посреднические звенья во внешнеторговых операциях. В соответствии с экономическими законами создавать наиболее благоприятные условия заключения торговых сделок и предоставлять участникам торгов определенные гарантии по их исполнению.

На БУТБ могут заключаться следующие виды сделок:

  1.  с товаром, имеющимся в наличии;
  2.  с товаром, который появится в будущем (фьючерсные контракты);
  3.  иные сделки, чье совершение не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Для того чтобы продаваемый или покупаемый товар был допущен к биржевым торгам необходимо:

– для товара, имеющегося в наличии, – установления товарной биржей соответствия фактического объема и качества товара информации, указанной в заявке участника биржевой торговли, а также точного местонахождения товара;

– для товара, который появится в будущем, – установления товарной биржей возможности производства или импорта указанного в заявке объема товара соответствующего качества, а также возможности его поставки в определенное место и в определенный срок.

БУТБ на постоянной основе проводит торги по следующим направлениям:

1. металлопродукция:

2. лесопродукция:

3. сельхозпродукция:

4. промышленные и потребительские товары.

На БУТБ существует следующий порядок выставления товара на биржевые торги: данная процедура производится путем подачи участником биржевой торговли заявки на куплю или продажу товара, допущенного к биржевым торгам. Участник биржевой торговли, желающий продать товар, подает заявку на продажу товара в соответствующее подразделение товарной биржи. Заявка принимается при условии, что продаваемая партия товара допущена к биржевым торгам. Участник биржевой торговли, желающий приобрести товар, допущенный к биржевым торгам, подает заявку на покупку товара в соответствующее подразделение товарной биржи.

Одной из важных особенностей биржевых торгов является формирование стартовых цен с учетом итогов предыдущих продаж. Они могли существенно отличатся от цен, формируемых на основе себестоимости и рентабельности.

Биржевые котировки стали важным инструментом в государственном регулировании оптового рынка продукции. Котировки размещаются на сайте биржи.

Биржевые торги проходят одновременно на торговых площадках г. Минска и всех областных центров Республики Беларусь (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев). В июне 2010 г. было открыто представительство БУТБ в Москве.

В 2009 году БУТБ ввела в эксплуатацию новую подсистему электронных биржевых торгов промышленными и потребительскими товарами, позволяющую закупать и реализовывать продукцию самой широкой номенклатуры через Интернет непосредственно из офисов участников. В торгах могут участвовать все юридические лица и индивидуальные предприниматели нашей страны и нерезиденты Республики Беларусь. Они получают прямой доступ к уникальному информационному ресурсу биржи, не имеющему аналогов в республике, что дает возможность участвовать в биржевых торгах с любой точки мира, и позволяет экономить время, деньги и силы.

Значительное количество участников биржевой торговли и широкая география представительств сделали биржу важным объектом товаропроводящей сети. Эффективность биржевой торговли подтверждается фактом участия в торгах значительного количества иностранных компаний. В связи с этим, число производителей и покупателей, пользующихся возможностями ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», постоянно расширяется. Если к началу 2009 года на ней было аккредитовано 5 545 участников, то к началу ноября – 6 368, в том числе 1 299 нерезидентов из 46 стран мира. И это число постоянно растет. На 2012 в БУТБ зарегистрировано 8754 компании, в том числе 1824 нерезидента из 54 стран мира.

Следует отметить, что биржа стала важным коридором для выхода белорусских экспортеров на мировые рынки, а биржевые котировки для продавцов и покупателей – одним из основных ценовых ориентиров. Заключая сделки, белорусские и зарубежные участники рынка активно используют постторговую информацию об экспорте различной продукции, также результаты торгов на внутреннем рынке.

С целью привлечения к биржевым торгам наибольшего количества прямых потребителей и производителей биржевых товаров и создания в республике наиболее благоприятной конкурентной среды Белорусская универсальная товарная биржа активно сотрудничает с Министерством иностранных дел и загранучреждениями Республики Беларусь, принимает участие в республиканских и международных выставках, тематических круглых столах и семинарах, устанавливает контакты с биржами стран СНГ и дальнего зарубежья.  Только в этом году экспозиции биржи были развернуты на национальных выставках Республики Беларусь в Польше, Литве, Азербайджане и Казахстане, состоялись рабочие визиты сотрудников БУТБ в Германию и Великобританию, организованы посещения биржи делегациями из Венесуэлы, Литвы и Латвии, заключены соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургской и Узбекской биржами.

Однако, учитывая, что Белорусская универсальная товарная биржа молодое образование в структуре нашего рынка, можно объяснить ряд недостатков. Одной из проблем является отсутствие образовательных учреждений, где готовят отечественные биржевые кадры. Не менее важным является недостаточная техническо-информационная платформа и другие недостатки, которые в ближайшее время будут устранены путем открытия в вузах страны факультетов по подготовке биржевых кадров, также через разработку передовой техническо-информационная платформы, которая обеспечит совершение биржевых сделок на расстоянии и через другие направления совершенствования работы биржи.

Еще одна проблема нашей биржи — консерватизм мышления. Вхождение биржи в рынок — процесс длительный. Невозможно сразу и покупателей и продавцов повернуть к биржевым торгам лицом. Самое главное, что в такой ситуации есть понимание и поддержка со стороны правительства. Уже создан ряд нормативных документов, готовятся новые, в которых предъявляются жесткие условия к участникам сделок.

Хотелось бы отметить и то, что уже сделано на нашей товарной бирже для совершенствования ее работы: созданы филиалы биржи в областных центрах. Приняты локальные нормативные правовые акты: регулирующие порядок предоставления финансового обеспечения по биржевым сделкам, упрощающие порядок аккредитации участников биржевой торговли, совершенствующие порядок регистрации биржевых договоров. Дополнена система проведения биржевых маркетинговых исследований, отработана методика подготовки информационно-аналитических материалов по рынкам биржевых товаров. Изучены и проанализированы статистические данные внешней торговли Республики Беларусь по товарам более 100 кодов ТН ВЭД с целью обоснования дальнейшего расширения обязательного перечня биржевых товаров. Организовано предоставление услуг страхования на бирже: подписано соглашение о сотрудничестве между биржей и БРУП «Белэксимгарант», УСП «Белвнешстрах».

Теперь обратимся к рассмотрению не менее важной организации в Республике Беларусь, осуществляющую биржевую торговлю - Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» была образована в 1998 году во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг».

Целями деятельности БВФБ являются организация проведения операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг и их производными, обеспечение необходимых условий для торговли иностранной валютой, ценными бумагами, определение их курса, осуществления регулярных операций на финансовом рынке.

В настоящее время ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» – единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных секциях финансового рынка – валютном, фондовом и срочном.

БВФБ является единственной в Республике Беларусь специализированной организацией, осуществляющей проведение торгов иностранными валютами. Организацию торгов иностранной валютой на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» определяет Инструкция о порядке биржевой торговли иностранной валютой. Биржевые торги иностранной валютой с использованием электронной системы проводятся ежедневно в рамках секции валютного рынка БВФБ. Основными валютами, котируемыми на белорусской торговой площадке, являются: доллар США, евро, российский рубль и украинская гривна. По итогам биржевых торгов формируются курсы валют, входящие на сегодняшний день в число основных индикаторов валютного рынка. Результаты торгов являются определяющим фактором для установления Национальным Банком Республики Беларусь официальных курсов белорусского рубля к основным котируемым валютам.  

Что же касается фондовой секции, то основными ее инструментами являются:

-государственные ценные бумаги (на сегодня это ГДО);

-не государственные ценные бумаги (облигации банков и муниципальных займов, незначительный процент составляют облигации юридических лиц и акции).

К участию в торгах ценными бумагами допускаются только члены Секции фондового рынка. Сделки с ценными бумагами совершаются в универсальной электронной торговой системе. Членам Секции фондового рынка предоставляется возможность участвовать в торгах с использованием автоматизированных рабочих мест, расположенных в торговых залах биржи, или через удаленные торговые терминалы. Торги ценными бумагами проводятся ежедневно в следующих режимах: «Непрерывный двойной аукцион», «РЕПО (фиксированное ценообразование)», «РЕПО (свободное ценообразование)», «Дискретный аукцион», «Форвардные сделки», «Простой аукцион», «Простой аукцион РЕПО». Данные режимы эффективно используются для первичного размещения ценных бумаг, организации их вторичного обращения и обеспечения процессов приватизации.

В настоящее время в секторе государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка проводятся аукционы Министерства финансов по размещению государственных ценных бумаг.

В секторе негосударственных ценных бумаг совершаются сделки с акциями и облигациями субъектов хозяйствования при первичном размещении и вторичном обращении, а также приватизационные сделки.

Кроме этого, биржа осуществляет функции по поддержанию индикативных котировок по активам, обращающимся вне торговой площадки, и выступает центральным регистратором информации о сделках с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом рынке.

Рассматривая деятельность БВФБ, необходимо отметить, что наиболее эффективное функционирование биржи будет осуществлено при проведении следующих мероприятий. Центральной линией в развитии биржевого фондового рынка должно стать максимальное использование в торговых и расчетных процессах всех потенциальных возможностей его новой технологической платформы. Для решения данной задачи планируется произвести интеграцию разработанных биржей и автономно существующей в настоящее время нормативных баз двух секторов рынка ценных бумаг (сектора рынка государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка, сектора негосударственных ценных бумаг) в единые блоки документов, расширив таким образом спектр потенциально допустимых для каждого из секторов и вида активов режимов торгов и кодов расчетов.

Также запланирован полномасштабный переход на использование системы криптографической защиты информации и электронного документооборота по биржевым операциям с ценными бумагами позволит начать активное продвижение на рынок дополнительного вида услуг – Итернет-трейдинг .

Свое продолжение должно получить развитие технологии размещения государственных ценных бумаг и аукционов РЕПО, проводимых Национальным банком Республики Беларусь, ориентированное на повышение эффективности функционирования данных секторов.

На рынке производных финансовых инструментов определяющим станет расширение спектра обращающимся на нем инструментов, расширение перечня валютных контактов, разработка спецификации процентных фьючерсов и развитие рынка поставочных инструментов.

Кроме того, планируется унифицировать принципы взаимоотношений банков и брокерско-дилерских компаний в процессе осуществления расчетов по срочным сделкам с принципами, действующими на фондовом рынке, предоставив последним право получить статус клирингового члена и самостоятельно отвечать перед биржей по обязательствам, возникшим у них в ходе торгов финансовыми инструментами срочного рынка.

Одновременно с работами, направленными на развитие собственной методологической и технологической базы, для решения проблем, препятствующих активизации и росту объемов проводимых на нем операций, биржа планирует самостоятельно или совместно с Белорусской ассоциацией профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществлять подготовку соответствующих предложений и выступать инициатором внесения необходимых изменений в нормативные акты. 

Таким образом, БВФБ, являясь одним из главных регуляторов не только биржевой торговли, но и экономики в целом, позволяет осуществлять необходимых условия  для торговли иностранной валютой, ценными бумагами, определение их курса, проведение  регулярных операций на финансовом рынке, что весьма важно для устойчивого развития экономики страны.


3. Ассортиментная политика розничного торгового предпри
ятия

Ассортиментная политика торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.

Задачами ассортиментной политики служит:

  •  Удовлетворение запросов потребителей;
  •  Эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;
  •  Оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
  •  Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара);
  •  Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
  •  Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определённой технологией единой квалификацией кадров др. логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.

На построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

К экономическим факторам относят денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.

Социальные факторы к ним относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей, праздники, мода и др.

К демографическим факторам изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; размеру состава семьи.

Природно-естественные факторы – это климатические условия, продолжительность времён года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т. д.

Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

При формировании в рознично торговой сети ассортимента не продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости.

В случае отсутствия в продаже нужного товара или неудовлетворительного качества предположительного товара покупатель, как правило, не откладывает. А ищет ему замену с аналогичными удовлетворяющими потребностями. На спрос многих товаров оказывает влияние сезонности и производства со сменой времени года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах. Ассортиментная политика в розничной торговой сети важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и снятия товаров с продажи. Фирмы изготовители и поставщики товаров постоянно обновляются номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новые и новые прибыли. Ассортимент же является частью розничной стратегией и оружием в конкурентной борьбе это предполагает его непрерывное и динамическое изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определённого товара из ассортимента совершенно очевидна.

Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом. Надо обратить внимание на стадии жизненного цикла товара:

На первой стадии внедрения производят самые ходовые и базовые модели, которые пользуются спросом покупателей;

К стадии зрелости выходит всевозможный ассортимент;

В стадии спада остаётся самый лучший и ходовой товар

Ассортиментная политика выделяет набор изделий, находящихся одновременно на рынке, в разных жизненных циклах. Номенклатура товара находящегося в спаде жизненного цикла, но по степени новизны, гарантирует фирме относительно стабильные объёмы реализации, покрытие расходов и уровня прибыли.

Следует выделить товарные группы:

основная – товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся в стадии роста.

Поддерживающая – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости.

Стратегическая – товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия.

Тактическая – товары призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся, как правило, в стадии роста и зрелости.

При определении ассортиментной политики выделяют два принципа:

Принцип синергизма товары и услуги внутренне увязаны и дополняют друг друга. Масштаб деятельности фирмы определяет широкую экономию.

Принцип стратегической гибкости преодолевает недостаток, построение стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказывается на деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупным фирмам.

Принципы подбора ассортиментных групп товаров должны гармоничны всем ассортиментным группам.

Принципы формирования ассортимента торговой организации:

Ориентируются на одну ассортиментную группу характерна для специализированных магазинов. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обуславливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов (обувь, одежда, галантерея).

Ориентация на место производства товара (это менее распространено), подходит тем торговым организациям, которые ориентируются на производство в определённом географическом регионе (одежда из Германии, Белорусский трикотаж и т. д.). Обеспечивает соответствие ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей.

Ориентация на определённый уровень цен означает, что торговая организация подбирает ассортимент таким образом, чтобы соответствовало платежеспособности покупателей.

Ориентация на самообслуживание может сочетаться с другими принципами формирования ассортимента, но чтобы товары имели несущую информацию о нём и достаточно просты, и не требовали дополнительной консультации продавца. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

Ориентация на широту и глубину ассортимента товара. Ширина и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из принципов правильного формирование ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. Рентабельность является главным фактором для функционирования торгового предприятия. При построении ассортимента необходимо учитывать издержкоёмкость и налогоёмкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. При этом устанавливаются:

Ценовые линии – где совокупность цен на одинаковый товар, будет рознится с качеством.

Цена «выше норминала» - характеризуется низкой ценой на основной товар и приложения к нему дополнительного товара;

Цена «с приманкой» - доступность цен массовому покупателю основного товара и повышенные цены на широкий круг дополнительных товаров к нему;

Цены на сопутствующие товары;

Цена на комплект (стоимость набора товара);

Цены на побочные продукты;

Психологические цены (например: цены которые заканчиваются на 9 или 99 рублей).

Между отдельными товарами внутри ассортимента могут складываться различные связи:

Взаимозаменяемость;

Взаимозависимость.

Используется перекрёстная эластичность для изменения взаимосвязи товаров. Можно это сделать методом переключения спроса с одного товара на другой.
         
5. Практическое задание

Солигорское ЗАО «Калина» заключило договор на поставку швейных изделий на год. Составьте проект договора по разделу «Качество товаров», изложите в нем требования к качеству и безопасности швейных изделий.

Ответ:

3. Качество, маркировка, упаковка и порядок приемки

3.1. Качество, комплектность, маркировка и упаковка поставляемого товара должны соответствовать стандартам: ГОСТ 25295-2003, 25294-2003.

3.2. Приемка товара по количеству и качеству производится в соответствии с требованиями Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г. № 1290.

3.3. При обнаружении в полученном товаре недостачи, пересортицы, ненадлежащего качества, несоответствия маркировки, упаковки обязателен вызов представителя Поставщика для участия в приемке не позднее следующего дня после обнаружения.

3.4. Некачественный товар возвращается Поставщику для обмена в первоначальном (товарном) виде и фирменной упаковке.

3.5. По соглашению сторон возможна замена отдельных  моделей в течение 30 календарных дней с момента получения товара, при отсутствии просроченной задолженности за ранее поставленный товар.


Литература

  1.  Авилина, И. В. Биржа - правовые основы организации и деятельности: Учебник для вузов / И. В. Авилина.  – Москва: Экономика и право, 2009. – 464 с.
  2.  Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общей ред. В.И. Стражева. - Киев: Высшая школа, 2007. – 369 с.
  3.  Биржа – это равные права для вхождения в рынок / А.С. Саликов // Гермес. – 2010. – №5. – С. 30 – 47.
  4.  Макаренко М. В., Махалина О. М. Производственный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2005. – 384 с.
  5.  Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. –  Москва : Дашков и К, 2007. – 328 с.
  6.  Поплавский, В.Д. Биржа-атрибут рыночной экономики / В.Д. Поплавский. Москва: Деньги и кредит, 2009. – 255 с.
  7.  Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. Н. А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 2006. – 258 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83688. Анализ прибыли и рентабельности 278 KB
  Анализ прибыли и рентабельности предприятия проводится с целью получения информации о способности предприятия зарабатывать прибыль и об его имущественном и финансовом состоянии, т. е. обеспеченности источниками для получения прибыли. Задачи работы: раскрыть факторный анализ прибыли и рентабельности...
83689. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОПУЛЯРНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ РУНЕТА СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 305.81 KB
  Телекоммуникации с помощью социальных сетей принципиально новый пласт социальной реальности более подвижная и адаптивная форма организации способная развиваться вместе со своим окружением и эволюцией узлов которые составляют сети. Однако бум в развитии онлайновых социальных сетей начался в 2003-2004 гг.
83690. Исследование потребительских предпочтений молочной продукции на примере холдинга «Афанасий» 98.13 KB
  Качественные методы маркетинговых исследований направлены на изучение взглядов, отношений, мнений и интересов потребителей. Качественные методы позволяют исследователю разобраться в сложной и многообразной природе действий покупателей.
83693. Холодоснабжение Кафе общего типа на 50 мест, с самообслуживанием, работающей на полуфабрикатах 545 KB
  Подбор и расчет камеры наиболее экономичной для предприятия общественного питания. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: подобрать современную сборную щитовую камеру; определить теплопритоки через ограждения от термообработки продуктов и эксплуатации камеры...
83695. По‏нятие и о‏со‏бенно‏сти Федерально‏го‏ ко‏нституцио‏нно‏го‏ зако‏на в Ро‏ссийско‏й Федерации 154.02 KB
  Для то‏го‏ что‏бы дать характеристику любо‏й о‏трасли прaва нео‏бхо‏димо‏ о‏пределить о‏со‏бенно‏сти со‏ставляющих ее но‏рм. Рассматривая по‏нятие ко‏нституцио‏нно‏-право‏вых но‏рм, нужно‏ прежде всего‏ о‏тметить, что‏ им сво‏йственны и о‏бщие признаки, присущие всем право‏вым но‏рмам, безо‏тно‏сительно‏ к их о‏траслево‏й...
83696. СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БАТИКА 8.74 MB
  Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства итерпения.