96537

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Контрольная

Мировая экономика и международное право

В то же время другие источники указывают на близость понятий охраны и защиты конституции: Правовая охрана конституции — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.

Русский

2015-10-07

88.5 KB

0 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Тема:

Вариант 8

Охрана и защита Конституции Италии. Каковы отличия этих институтов? Средства и механизмы конституционной охраны и защиты. Органы, участвующие в процессе охраны и защиты Конституции Италии. Гражданин Италии – лицо, охраняющее Конституцию Италии. Ответы должны быть подтверждены нормами Конституции и законодательства Италии.

     Выполнила:

       Студентка 2 курса

       заочной формы обучения

(группа выходного дня)

        

Преподаватель:

         

Москва 2013 г.


Вариант 7

  1.  Охрана и защита Конституции Италии. Каковы отличия этих институтов?

В литературе встречаются разные определения и толкования терминов «правовая охрана конституции» и «защита конституции». Так, словарь юридических терминов под защитой конституции понимает следующее:

Защита конституции заключается в устранении конкретных (уже совершенных) нарушений конституционных норм. Этим данное понятие отличается от охраны Конституции, направленной на предупреждение конституционных правонарушений.

А охрана конституции определяется следующим образом: это совокупность юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности. Иными словами, под охраной конституции понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации конституции и предотвращению конституционных нарушений.

В то же время другие источники указывают на близость понятий охраны и защиты конституции: Правовая охрана конституции — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении правовая охрана конституции предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Источник:  http://slovari.yandex.ru/охрана Конституции/конституционное право РФ/правовая охрана конституции. 

А В.В. Баглай предлагает следующее определение правовой охраны конституции: «Под правовой охраной конституции следует понимать совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм.»

Как мы видим, согласно вышеприведенному мнению, понятия охраны и защиты близки, и иногда могут быть взаимозаменяемы.

В принципе, охрана и защита конституции реализуются в форме контроля и надзора соответственно. Но, в свою очередь, не во всех источниках соотношение понятий контроля и надзора одинаково. Так, Страшун в учебнике «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» предлагает четко разграничить понятия контроля и надзора «ибо в зависимости от этого мы можем говорить о конституционном контроле и конституционном надзоре. В юридической литературе по этому вопросу существуют различные взгляды, и не в последнюю очередь это различие обусловлено неодинаковым словоупотреблением в законодательстве разных стран и даже одной и той же страны.»

Далее Страшун предлагает следующие толкования: «Чаще всего под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа. Надзор же при этом понимании – это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.»

Есть, однако, и другое понимание соотношения между этими двумя терминами. При этом понимании контроль есть проверка деятельности подконтрольного органа, проводимая контролирующим органом либо выборочно по собственной инициативе, либо по какому-то сигналу, а надзор – постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа.

Во избежание терминологической путаницы Страшун предлагает пользоваться только термином «конституционный контроль», имея в виду любую форму проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.

Теперь перейдем к реализации функций конституционного контроля и надзора. За рубежом существуют два вида специализированных органов конституционного контроля. Это конституционные суды и конституционные советы, которые, считаются квазисудами. Различие между ними главным образом процессуальное. Конституционный суд – орган, обычно использующий состязательную и гласную процедуру рассмотрения дел. Конституционный совет – орган, в котором такая состязательность почти отсутствует или носит весьма условный характер. Например, в советах могут запрашиваться и представляться документы, письменные пояснения, но не практикуются открытые выступления сторон. Впрочем, советы могут запрашивать письменные объяснения по вопросам, ставящимся одной из сторон. Члены советов в данном случае анализируют лишь письменные источники и лишены возможности наблюдать за устной борьбой мнений. Впрочем, это, пожалуй, единственное различие конституционных судов и советов. В отношении почти всех остальных параметров своей организации и деятельности суды и советы практически идентичны.

В Италии важнейшим органом конституционного контроля и надзора является Конституционный суд. В отличие от Франции, где Конституционный суд и Конституционный совет осуществляют функции конституционного контроля и надзора соответственно, и их функции достаточно четко разграничены, в Италии защита и охрана Конституции возложена на Конституционный суд. (Ст. 134-137 Конституции Италии):

Статья 134

Конституционный суд выносит решения по следующим делам:

споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;

споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями и между областями;

обвинения, выдвигаемые в соответствии с Конституцией против Президента Республики.

Статья 135

Конституционный суд состоит из пятнадцати судей, назначаемых по третям: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании палат и высшими общей и административной магистратурами.

Судьи Конституционного суда избираются из магистратов, в том числе находящихся в отставке, высших органов общей и административной юрисдикции, ординарных профессоров права университетов и адвокатов с двадцатилетним стажем.

Судьи Конституционного суда назначаются на девятилетний срок, исчисляемый со дня принесения присяги. Они не могут быть назначены повторно.

По истечении этого срока пребывание в должности конституционного судьи и выполнение его функций заканчивается.

На основе и в соответствии с законом Конституционный суд избирает из своей среды председателя, который остается на этом посту в течение трех лет; он может переизбираться до тех пор, пока продолжает исполнять свои функции в качестве судьи Конституционного суда.

Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью члена Парламента или областного совета, с адвокатской практикой, с какими-либо занятиями или должностями, указанными в законе.

В рассмотрении обвинений против Президента Республики [и министров] кроме ординарных судей Конституционного суда участвуют 16 членов Суда, избираемых по жребию из списка граждан, соответствующих требованиям, необходимым для избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов в соответствии с процедурой, применяемой для выборов ординарных судей.

Статья 136

Если Суд объявляет о конституционной незаконности какой-либо нормы закона или акта, имеющего силу закона, такая норма теряет силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда.

Решение Суда публикуется и сообщается палатам и заинтересованным советам для того, чтобы они, если сочтут необходимым, приняли соответствующие Конституции меры.

Статья 137

Конституционный закон устанавливает условия, формы и сроки возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда.

Другие правовые нормы, необходимые для образования и деятельности Конституционного суда, устанавливаются обычным законом.

Никакие жалобы на решения Конституционного суда не допускаются.

Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе. Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 г., а первое решение вынес 14 июля 1956 г.

Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия. Судьи назначаются по третям — парламентом на совместном заседании палат, Президентом республики и высшей магистратурой, общей и административной. В парламенте для назначения требуется две трети голосов списочного состава в первых трех турах, и три пятых — в последующих турах. Такое квалифицированное большинство установлено для того, чтобы партии, имеющие большинство мест в парламенте и образующие правительство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Кассационным судом, один — Государственным советом, один — Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета министров.

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящихся в отставке, штатных профессоров права университетов и адвокатов — все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда избирается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост.

Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. — он составляет девять. Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профессиональная деятельность, даже с преподаванием права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с парламентским. Разрешение на их преследование в судебном порядке или отстранение от должности может быть дано только самим Судом. В отношении судей не существует каких-либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд — автономный орган в административном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой трех назначаемых категорий. Решения принимаются большинством голосов, при их равенстве голос председателя дает перевес.

Важнейшее полномочие Суда — контроль за конституционностью законов и актов, имеющих силу законов. О нем будет рассказано ниже. Кроме того. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции в соответствии со статьей 134 основного закона, т. е. могущие возникнуть споры между парламентом и правительством, главой государства и парламентом, органами судебной власти и правительства. Также Конституционный суд рассматривает дела по обвинению против Президента Республики. В этом случае он дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и ординарные судьи этого органа. Избрание производится по заранее составленным спискам граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Члены парламента в список не включаются. Что же касается преступлений, совершенных председателем Совета министров и министрами, то после поправки в конституцию, внесенной в январе 1989 г., их дела рассматриваются в порядке обычного судопроизводства по разрешению, даваемому палатами парламента. До принятия этой поправки их дела также рассматривались Конституционным судом.

Суд имеет полномочия при проведении голосования в порядке народного вето, о котором уже говорилось. Он изучает требование об отмене закона или акта, имеющего силу закона, с точки зрения их конституционности. Суд рассматривает вопрос, какие из требований допустимы и какие противоречат кругу законов, в отношении которых народное вето не может проводиться.

Конституционный суд играет заметную роль в государственной системе Италии, часто выступая как «созаконодатель» и даже как законодатель при вынесении решений. Такое случается тогда, когда сами законы страдают пробельностью. Суд включает в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.

  1.  Средства и механизмы конституционной охраны и защиты.

Как уже говорилось, функция конституционной защиты в Италии возложена на Конституционный суд. Он не считается частью судебной власти: Конституция говорит о нем в разделе, посвященном конституционным гарантиям (ст. 134 — 137). Учрежден он был впервые в истории страны лишь действующей Конституцией.

Конституция определяет три категории подсудных Конституционному суду дел:

споры о конституционности законов и имеющих силу законов актов государства. Конституционный суд, в случае принятия им решения о признании закона или другого акта, обладающего силой закона, неконституционным, объявляет недействительными законодательные положения в пределах обращенного к нему запроса. Положения, объявленные неконституционными, теряют свою силу со дня после опубликования решения. В положении о Конституционном суде специально подчеркивается, что решения Суда должны исключать какие-либо оценки политического характера;

споры о компетенции между властями государства, а также между государством и областями и между самими областями. Своим решением Суд закрепляет оспариваемую компетенцию за соответствующим органом. Если, по мнению Суда, был издан акт с пороком компетенции, то Суд его аннулирует. Исполнение актов, по поводу которых возник спор о компетенции, может быть приостановлен на период разбирательства жалобы;

обвинения, выдвигаемые в соответствии с Конституцией, против президента Республики и отдельных министров. Речь может идти исключительно об обвинениях президента в государственной измене либо посягательстве на Конституцию. Что касается членов правительства, то Суд рассматривает обвинения в преступлениях, совершенных ими при исполнении своих обязанностей.

Контроль конституционности законодательных актов, осуществляемый Конституционным судом, может быть предварительным и последующим. Предварительному контролю подлежат по требованию Правительства законы областей до их промульгации в случаях, когда, по мнению правительственного комиссара в области, она, приняв закон, превысила свою компетенцию либо нарушила национальные интересы или интересы других областей. Если областной совет подтвердил закон абсолютным большинством, Председатель Совета министров может в течение 15 дней по получении уведомления об этом обратиться в Конституционный суд, приостановив тем самым вступление в силу областного закона до решения Конституционного суда, который никаким сроком не связан. На практике такие обращения нечасты.

Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль может проводиться по требованию области, точнее — председателя областной джунты на основании ее решения, в отношении законов государства, нарушающих, по мнению джунты, компетенцию области. Конкретный контроль осуществляется по ходатайству обычного суда, внесенному по инициативе стороны в процессе, прокурора или самого суда, и касается закона государства или области, подлежащего применению в данном деле; при этом Конституционный суд не связан доводами заявителя. Рассмотреть вопрос о конституционности Конституционный суд может и по своей инициативе.

Конституционный суд, установив неконституционность, объявляет недействительными соответствующие законоположения в пределах ходатайства.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и Конституционному суду приходится включать в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.

В качестве особого средства охраны Конституции стоит упомянуть референдум, который регулируется статьями 75, 138 и 139 Конституции. О референдуме, его особенностях, процедуре его проведения и о требованиях к вопросам, которые могут выноситься на референдум, также будет рассказано ниже.

  1.  Органы, участвующие в процессе охраны и защиты Конституции Италии.

Как уже говорилось, самый важный орган, ответственный за охрану и защиту Конституции Италии – Конституционный суд.

В формировании состава Конституционного суда участвуют следующие лица и государственные органы:

Президент республики, высшая общая и административная магистратура, Парламент, Кассационный суд, Государственный совет и Счетная палата. Несмотря на то, что Президент республики назначает членов Суда по своему усмотрению, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета министров, следовательно, он также должен быть упомянут в данном списке.

Кроме того, абз. 7 Ст. 135 Конституции говорит следующее: В рассмотрении обвинений против Президента Республики [и министров] кроме ординарных судей Конституционного суда участвуют 16 членов Суда, избираемых по жребию из списка граждан, соответствующих требованиям, необходимым для избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов в соответствии с процедурой, применяемой для выборов ординарных судей.

Таким образом, в вышеуказанном случае члены Суда, которые набираются из граждан, удовлетворяющим требованиям для избрания в Сенаторы, также участвуют в охране и защите Конституции Италии.

Кроме того, в ходе референдумов задействованы такие органы как Центральное бюро по проведению референдумов при кассационном суде и непосредственно Конституционный суд.

  1.   Гражданин Италии – лицо, охраняющее Конституцию Италии.

Наиболее ярко участие граждан Италии в охране Конституции проявляется в ходе референдумов. Порядок проведения референдумов регулируется Ст. 75 Конституции:

Референдум назначается для полной или частичной отмены закона или акта, имеющего силу закона, когда этого потребуют 500 тысяч избирателей или пять областных советов.

Референдум не допускается в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об одобрении ратификации международных договоров.

В референдуме имеют право участвовать все граждане, участвующие в избрании Палаты депутатов.

Вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании участвовало большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.

Закон устанавливает порядок проведения референдума.

Итак, Конституция предусматривает применение референдума в следующих случаях:

Согласно ст. 75, по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов подлежит назначению народный референдум для полной или частичной отмены закона либо акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о даче разрешения на ратификацию международных договоров.

В таком референдуме могут участвовать все граждане, призываемые к выборам в Палату депутатов. Вынесенное на референдум предложение об отмене акта считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и за предложение подано большинство действительных голосов.

Примечательно, что таким путем можно отменять законы (народное вето), но нельзя их принимать.

В ст. 132 и 133 Конституция предусматривает применение референдумов при изменении политико-территориального деления страны и областей. Такое голосование проводится при слиянии существующих областей и создании новых областей с числом жителей не менее 1 млн. по предложению коммунальных советов, представляющих не менее 1/3 заинтересованного населения. Такое же голосование проводится при отделении провинций и коммун от одной области и присоединении к другой. В пределах области посредством референдума могут образовываться новые коммуны, изменяться их границы и названия.

Наконец, институт референдума, согласно ст. 138, может быть использован для пересмотра Конституции. Положения о нем изложены в. п. 2 § 1).

Статья 132

Конституционным законом по заслушивании мнения областных советов может быть разрешено слияние существующих областей, а также создание новых областей с числом жителей не менее миллиона, если это предлагают коммунальные советы, представляющие не менее одной трети заинтересованного населения, и если такое предложение одобрено на референдуме большинством того же населения.

Посредством референдума и закона Республики по заслушивании областных советов провинциям и коммунам может быть разрешено по их просьбе отделиться от одной области и присоединиться к другой.

Статья 133

Изменение границ провинций и образование новых провинций в пределах одной и той же области устанавливается законом Республики по инициативе коммун и после консультации с этой областью.

Область, учитывая мнение заинтересованного населения, может издать законы, образующие на территории области новые коммуны, а также изменить их границы и названия.

Как мы видим, голосование проводится при слиянии существующих областей и создании новых областей с числом жителей не менее миллиона по предложению коммунальных советов, представляющих не менее трети заинтересованного населения. Такое же голосование проводится при отделении провинций и коммун от одной области и присоединении к другой. В пределах области посредством референдума могут образовываться новые коммуны, изменяться их границы и названия.

Статья 138 Конституции предусматривает возможность проведения конституционного факультативного референдума:

Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании.

Такие законы выносятся на референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребует одна пятая часть членов одной из палат, или 500 тысяч избирателей, или пять областных советов. Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.

Референдум не проводится, если при втором голосовании в каждой из палат закон был принят большинством в две трети голосов их членов.

Однако наиболее оригинальным, предусмотренным статьей 75 Конституции, является институт народного вето в отношении уже действующего закона. Сама конституция называет такое голосование референдумом. Такое голосование может быть проведено по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов для отмены полностью или частично уже действующего закона или акта, имеющего силу закона (например, декрета-закона, акта делегированного законодательства). Применение такого голосования не ограничено временным отрезком от даты вступления акта в силу. Правда, из-под действия названной нормы изъяты законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.

Референдум, проводимый на основе статьи 75 конституции, стал единственной формой такого голосования на национальном уровне. Было несколько "волн" референдума (народного вето), в частности, в 1974, 1978, 1981, 1985 гг. и т.д. в отношении более двадцати законов. Каждая "волна" включала голосования об отмене, как правило, нескольких законов.
Несмотря на значительное число голосований на национальном уровне, проведение референдума в Италии значительно ограничено. Так, не разрешается представлять требования о проведении референдума в форме народного вето в год, предшествующий истечению срока полномочий одной из палат парламента и в течение шести месяцев после созыва избирательных комитетов для проведения выборов палат. С учетом этих положений и некоторых других требований о проведении таких голосований могут представляться ежегодно с 1-го января по 30 сентября. Если произведен досрочный роспуск одной или обеих палат парламента, то после опубликования декрета президента республики о назначении новых выборов в обе или в одну палату, ранее назначенный референдум автоматически откладывается и сроки, связанные с процедурой этого голосования, возобновляются по истечении 365 дней со дня выборов. Иначе говоря, при нормальной работе парламента, не прерываемой досрочным роспуском, остается около двух с половиной лет из пятилетней легислатуры, когда могут вноситься требования о проведении голосования.

В соответствии со статьей 123 конституции каждая область имеет право устанавливать в своем статуте процедуру референдума в отношении законов и административных постановлений области. Статуты содержат такие нормы, за исключением области Сицилия. Референдум в областях имеет два вида: консультативный и форму народного вето. Например, в области Лацио голосование назначается для вынесения решения о полной или частичной отмены областного законодательства по требованию 50 тыс. избирателей области или двух провинциальных советов, принятым в каждом из них двумя третями установленного состава советников, или 10-ю коммунальных советов, в избирательные списки которых внесено не менее 50 тыс. человек, принятым в каждом совете двумя третями установленного числа советников. Не допускается референдум в отношении налоговых вопросов и для принятия бюджета. В других областях установленные иные квалификационные требования для проведения голосования в форме народного вето. Например, в области Базиликата требуется 8 тыс. подписей. В статутах областей закреплен и институт народной инициативы. Однако, в настоящее время институты непосредственной демократии в областях практически не используются.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Конституция Итальянской Республики
  2.  В.В. Маклаков, Конституции зарубежных государств, М., 1999
  3.  Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский Союз, США, Япония, Бразилия. 3-е издание, перераб. и доп. М., 2002.
  4.  Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран, М., 2004
  5.  М.В. Баглай, Конституционное право зарубежных стран, М., 2000
  6.  Сафонов В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2012.
  7.  Яндекс словари: http://slovari.yandex.ru  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69229. Історія формування та розвитку статистики. Статистика у феодальному суспільстві та в епоху відродження. Розповсюдження товарно–грошових відносин та розвиток статистики 74 KB
  Історія вітчизняної соціально-економічної статистики Розвиток державної статистики визначається багатьма умовами і чинниками економічного соціального організаційного характеру. Становлення державної статистики можна віднести до кінця XVII початку XVIII в.
69230. Організація державної статистики в Україні та її структура 128 KB
  Цей Закон регулює правові відносини в галузі статистики і ведення первинного обліку визначає повноваження та функції органів державної статистики і створює основу для ведення державної інформаційної системи України з метою одержання достовірної статистичної інформації...
69231. Організація міжнародної статистики 155.5 KB
  Таким чином послідовна розробка міжнародних рекомендацій в області статистики дозволила МСІ закласти наукові основи міжнародних класифікацій по найважливіших розділах статистики і їх застосуванні але вже опосередковано через діяльність Ліги Націй і через ООН...
69232. Статистика продуктивності праці 120 KB
  Статистика продуктивності праці. Поняття продуктивності праці та завдання її статистичного вивчення. Показники рівня продуктивності праці та методи їх обчислення. Індексний метод у вивченні динаміки продуктивності праці.
69233. Робота з масивами і матрицями 86.72 KB
  При роботі з таблицями часто виникає ситуація, коли необхідно використати одну й ту ж операцію або формулу до деякого діапазону комірок, які утворюють інтервал масиву (масив-інтервал). MS Excel надає різні засоби для розв’язку такого типу задач.
69235. Робота з базами даних (списками) в Excel 19.6 KB
  Загальні відомості Організувавши табличні дані у формі списку бази даних користувач одержує можливість виконувати в Excel дії подібні до процедур обробки баз даних у системах керування базами даних. Створення списку Список це таблиця на робочому аркуші побудована за принципами бази даних.
69236. Робота з базами даних (списками) в Excel. Використання розширеного фільтра 62.99 KB
  Расширенный фильтр має додаткові можливості порівняно з Автофильтр а саме: задавати для кількох стовпців умови з’єднані логічним оператором ИЛИ.; задавати три або більше умов для конкретного стовпця з використанням хоча б одного логічного оператора ИЛИ.
69237. Використання консолідації в Excel 20.02 KB
  Вихідні аркуші можуть розміщуватись як у тій самій книзі що й підсумковий аркуш так і в інших. Консолидация можна використовувати різними способами: створити зв’язки даних у підсумковому аркуші з вихідними даними щоб наступні зміни у вихідних аркушах відображалися в підсумковому...