96540

УЧАСТИЕ ПОЧЕК В РЕГУЛЯЦИИ ПОСТОЯНСТВА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Лекция

Медицина и ветеринария

Водно-солевым обменом называют совокупность процессов поступления воды и электролитов в организм распределения их во внутренней среде и выделение из организма. У здорового человека поддерживается равенство объемов выделяющейся из организма и поступившей в него за сутки воды что называют водным балансом организма.

Русский

2015-10-07

226.9 KB

0 чел.

Тема: УЧАСТИЕ ПОЧЕК В РЕГУЛЯЦИИ ПОСТОЯНСТВА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Цель:

- уметь объяснить основные механизмы регуляции деятельности почек, обеспечивающие поддержание постоянства внутренней среды организма;

- уметь описать процессы, лежащие в основе регуляции постоянства водно-солевого обмена;

- уметь описать процессы, определяющие регуляцию кислотно-основного обмена.

Теоретические вопросы:

  1.  Гомеостаз и его значение для нормальной деятельности клеток.
  2.  Содержание и распределение воды в организме.
  3.  Баланс воды в организме.
  4.  Участие почек в обмене и регуляции осмотического давления крови.
  5.  Участие почек в регуляции кислотно-основного состояния крови.

Постоянство внутренней среды организма характеризуется рядом физиологических констант организма, а именно: ОЦК, осмотическое давление крови, КЩР, в формировании которых ведущая роль принадлежит почкам.

УЧАСТИЕ ПОЧЕК  В РЕГУЛЯЦИИ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА

 Водно-солевым обменом называют совокупность процессов поступления воды и электролитов в организм, распределения их во внутренней среде и выделение из организма. У здорового человека поддерживается равенство объемов выделяющейся из организма и поступившей в него за сутки воды, что называют водным балансом организма. Существует в организме и баланс электролитов – натрия, калия, кальция и др.

Суточный водный баланс организма (мл/сут)

Потребление и образование воды

Выделение (потеря) воды

Питье и жидкая пища

1200

С мочой

1500

С твердой пищей

1000

С потом

500

Образующаяся эндогенная вода «окисления»

300

С выдыхаемым воздухом

400

Всего:                     2500

                                      2400  (-100)

Внутренний цикл жидкостей желудочно-кишечного тракта

Секреция

Реабсорбция

Слюна

1500

Желудочный сок

2500

Желчь

500

8100

Панкреатический сок

700

Кишечный сок

3000

                                Итого: 8200 – 8100 = вода в кале 100 мл

Поступление: 2500

Выделение: 2500

При различных возмущающих воздействиях (температура окружающей среды, разный уровень физической активности, характер питания) отдельные показатели баланса могут меняться, но сам баланс при этом сохраняется.

Вода является важнейшим неорганическим компонентом организма, обеспечивающим связь внешней и внутренней среды, транспорт веществ между клетками и органами. Она входит в состав различных систем органических веществ.

Общее количество воды в организме составляет у человека до 70% массы тела (примерно 38-42 л). Вода в организме образует два водных пространства: внутриклеточное (2/3 общей воды) и внеклеточное (1/3 общей воды).

Содержание воды и твердых веществ в организме (в % от массы тела)

Внеклеточная вода

Внутриклеточная вода

Плазма крови – 5 %

45 %

Интерстициальная – 20 %

                       Итого: 25 %

Твердые вещества – 30 %

Вода внеклеточного пространства (интерстициальная) является наиболее подвижным водным бассейном, именно этот объем воды быстро меняется при избытке или недостатке воды в организме. Вся вода организма обновляется через месяц, а вода внеклеточного водного пространства – через неделю.

Сдвиги водного баланса: гипергидратация и дегидратация

ГИПЕРГИДРАТАЦИЯ возникает при избыточном поступлении и образовании воды в организме (вода «окисления» - в покое при окислении 100 г жира образуется 100 мл воды, при окислении 100 г белка – 40 мл воды; увеличение катаболизма и энергетического обмена резко увеличивает количество образующейся эндогенной воды) и неадекватно малом ее выделении из организма. При этом вода накапливается, в основном, в интерстициальном пространстве и может проявляться водной интоксикацией: при этом вода этого пространства имеет низкое осмотическое давление по отношению к клеткам, они поглощают воду, набухают, осмотическое давление в них также снижается. Нервные клетки особенно чувствительны к  пониженной осмолярности, что вызывает их возбуждение и мышечные судороги.

ДЕГИДРАТАЦИЯ возникает в условиях недостаточного поступления и образования воды при чрезмерно большом ее выделении. Вода интерстициального пространства уменьшается в своем объеме, что сопровождается сгущением крови, ухудшением ее реологических свойств, нарушением гемодинамики. Недостаток воды в организме в объеме 20% массы тела ведет к летальному исходу.

Водный баланс тесно связан с обменом электролитов. Поэтому принято говорить о водно-солевом или водно-электролитном балансе организма. Для поддержания электролитного баланса организма необходимо в сутки потреблять:

Натрий 130 ммоль/сут

Калий 75 ммоль/сут

Кальций 20 ммоль/сут

Хлор  75 ммоль/сут

Фосфор 26 ммоль/сут

 РЕГУЛЯЦИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА происходит под влиянием ряда возмущающих факторов: осмотическое и онкотическое давление жидкостей водных пространств, гидродинамическое и гидростатическое давление крови, питьевое поведение и жажда, состояние мембран, активный транспорт электролитов и неэлектролитов, а также нейрогуморальная регуляция деятельности почек.

Участие ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в регуляции водно-солевого обмена

Снижение системного АД

Уменьшение   Активация ЮГА  Ренин Ангиотензиноген кровоснабжения    почек     

почек          Ангиотензин I

Ангиотензин II 

Повышение  Увеличение  Сужение

кровяного   периферического  сосудов

давления   сопротивления       Кора надпочечников

   сосудистого русла

Секреция альдостерона

Увеличение реабсорбции

натрия в дистальных

канальцах нефрона

Увеличение ОЦК              Увеличение реабсорбции воды

Уменьшение диуреза

Участие почек в регуляции осмотического давления крови

Ощущение жажды

Уменьшение поступления воды в орг-м

Увеличение поступления воды в орг-м

Поведенческая реакция, поиск воды, прием воды

Кора головного мозга

Супраоптические ядра гипоталамуса

Увеличение осмотичес-кого давления крови

Уменьшение осмотичес-кого давления крови

Гипофиз (задняя доля – нейрогипофиз)

Осморецеп-торы организма

Увеличение или уменьшение секреции АДГ

Уменьшение или увеличение осмотичес-кого давления крови

Увеличение или уменьшение реабсорбции воды в канальцах нефрона

Уменьшение или увеличение диуреза

Роль почек в регуляции кислотно-щелочного состояния (КЩС)

Почки играют важную роль в поддержании постоянства концентрации ионов водорода в крови. Активная реакция мочи может резко изменяться (в некоторых случаях рН снижается до 4,5 и возрастает до 8,0, что обеспечивает стабилизацию рН плазмы крови на уровне 7,36).

В апикальной мембране и цитоплазме клеток канальцев нефрона находится фермент карбоангидраза, катализирующий реакцию гидратации двуокиси углерода:

  СО2 + Н2О = Н2СО3 ====== Н+ + НСО3-

Просвет канальца II порядка

Клетки канальца

Кровь

Выделение Н2СО3+)

NaHCO3 (фильт. из плазмы)

   

    Na

    НСО3-           Н+

H2CO3--KA--H++HCO3-

CO2+H2O—KA—H2CO3

Na+

H+

HCO3-

NaHCO3

Выделение титруемых кислот NaH2PO4

            

H+

Na2HPO4

Na2HPO4

NaH2PO4

Na+

CO2+H2O—KA—H2CO3

H+

Na+

HCO3-

NaHCO3

Выделение аммония

NH4Cl

NaCl

Cl + H+

HCl

Na+

NH3

NH4Cl

CO2+H2O—KA—H2CO3

H+

Na+

NH3глутаминаза—глутамин

НСО3_

NaHCO3

Таким образом, общая экскреция кислот почкой складывается из трех компонентов: выделения Н+, титруемых кислот, солей аммония.

Участие почек в регуляции ОЦК (объема циркулирующей крови) с участием атриального натрийуретического фактора

Увеличение ОЦК  Растяжение предсердий   Волюморецепторы

         предсердий

Секреция атриопептидов

       Ингибирование секреции        Уменьшение реабсорбции

       альдостерона         натрия в почках

Уменьшение ОЦК      Увеличение диуреза

В СОСУДАХ

И

ЛЕВОМ ПРЕДСЕРДИИ

ГИПЕРГИДРАТАЦИЯ

Гипоталамус

Супраоптические ядра

   Возбуждение

I. V-рецепторы     торможение    АДГ

II.Сердце атриальный найтрийуретический пептид     кровь

I и II пути работают согласованно. Если V-рецепторы не возбуждены, то схема не работает

Уменьшение

Реабсорбции

Na и Н2О

Собирательная трубочка

Н2О  Na  

Много мочи низкой концентрации

Диурез увеличивается

Участие ренин-ангиотензивной системы в регуляции почками водно-солевого обмена

Ангиотензиноген в крови

Уменьшение     ЮГА Ренин    Ангиотензин-2

кровоснабжения          почек

      Сужение сосудов  Кора надпочечников

Секреция альдостерона

Повышение АД       Увеличение реабсорбции Na

в дистальном отделе канальцев

Увеличение объема

циркулирующей крови (ОЦК)

Увеличение реабсорбции Н2О

Уменьшение диуреза

Регуляция осмотического давления крови

Повышение концентрации NaCl    Н2О

Периферические  возбуждение    Гипоталамус   Продолговатый   Питьевое

осморецепторы      Центр осморе-      мозг. Центр  поведение

       гуляции.     жажды

      Супраоптические

    ядра

     АДГ

       АДГ в крови

     специфические рецепторы

     АДГ+специфические рецепторы

   

Собирательная трубочка                  Активация

    аденилатциклазы

Н2О Н2О    Н2О

Мало мочи высокой     АТФ --- цАМФ

концентрации,       активация

уменьшение диуреза    гиалуронидаза

         деполимеризация

 Н2О        гиалуроновая кислота

Увеличение проницаемости собирательных трубочек для Н2О

Участие системы выделения в регуляции гомеостаза

Росм

рН

рСО2

КД (в опред. рефлекс. зонах)

Кора, подкор-ка

Гипотал. Гипофиз

Кора надпо-чечни-ков

ЮГА почки

Осморе-цепто-ры

ХемоR

БароR

Волюмо-R

Жажда

АДГ

Альдос-стерон

С-ма ренин-ангио-тензин

Кора

Гипо-таламус

Про-долг. мозг

ЮГА почки

Поведен-ческая реакция поиска и приема воды

Увеличе-ние реабсор-бции воды

Увели-чение реабсор-бции натрия

Объем воды

Росм

Ионный состав


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53094. Доцільність використання контурної карти та практичні завдання по ній у шостому класі 35 KB
  Використовуючи контурну карту 6 класу Фізична карта півкуль підписати назви материків земної кулі. Використовуючи контурну карту 6 класу Карта океанів вказати рисочками напрям подорожі Христофора Колумба. Використовуючи контурну карту 6 класу Фізична карта півкуль підписати назви материків які перетинає екватор та Грінвический меридіан. Використовуючи контурну карту 6 класу План місцевості підписати пару ліній які називаються горизонталі та позначити населений пункт словами Населений пункт.
53095. Методика проведення контрольних робіт на уроках географії в 10-му класі 58.5 KB
  Учні повинні знайти з географічних джерел інформацію про площу держави кількість населення її столицю форму правління та форму устрою. Аналізуючи політичну карту світу та карту історикогеографічних регіонів учні повинні описати положення держави на карті: на якому континенті в якому регіоні які сусіди моря та океани що омивають державу і після цього зробити висновок про ЕГП держави. Природні ресурси держави. Слід розпочати аналіз промисловості з частки держави у світовому промисловому виробництві.
53096. Шкільна бібліотека у формуванні інформаційної компетентності на уроках географії 86 KB
  Географічне сприйняття інформації ЗМІ – це активна діяльність що протікає у взаємозв’язку з різними психічними процесами: мисленням мовленням почуттям волею. З огляду на незначну кількість навчальних годин з географії в 6 –х класах 2 години на тиждень і загальне навчальне перевантаження учнів в 6х класах важливу роль у формуванні інформаційної компетентності школярів відіграє шкільна бібліотека схема 2 Складаючи тематичне планування включаю ЗМІ в навчальний процес так щоб протягом однієї теми здійснювалася періодична робота з...
53097. ТЕСТИ З ГЕОГРАФІЇ 10 класу (профільний рівень) 88.5 KB
  Яка країна є лідером за кількістю користувачів Інтернету: а Китай; б Японія; в США. У якій країні знаходиться найбільша ТНК в світі: а США; б Велика Британія; в Японія. ТНК контролюють таку частку світової торгівлі: а 1 3; б 2 3 Найбільший експортер послуг в світі: а США; б Японія; в Велика Британія. Найбільша країна за кількістю іноземних туристів: а Іспанія; б США; в Франція.
53098. Використання інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області 82 KB
  Мета:практичне застосування інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області. Обладнання і матеріали: мультимедійна установка мікрофон роздавальні матеріали для п'яти уроків з теми Фізична географія Донецької області атлас Донецької області. Географічне положення межі розміри Донецької області Конструктор уроку Тема уроку Актуалізація...
53099. Брейн – ринг з географії для 7 класу. «По країнах і континентах» 218 KB
  Мета: поглибити інтерес до предмету, виховувати почуття колективізму, уміння працювати в команді. Обладнання : мультимедійний комплекс. Хід гри. Члени команд займають місця згідно проведеного жеребкування. Учитель об’являє правила проведення брейн – рингу та представляє журі. 1 конкурс. Розминка. Кожній команді учитель ставить питання. Протягом хвилини команда повинна дати відповідь. Кожна правильна відповідь оцінюється в 1 бал.
53100. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ 38.5 KB
  Вопросы к викторине по Китаю Китай на политической карте 1. По территории Китай занимает место в мире. Династия Цинь именно при ней велось строительство Китайской стены 4. С какой страной воевал Китай в 18941985 гг.
53101. СЦЕНАРІЙ ЗАГАЛЬНОШКІЛЬНОЇ ЛІНІЙКИ ДО ВІДКРИТТЯ ТИЖНЯ ГЕОГРАФІЇ 92.5 KB
  Андрій. Як же я не люблю середину лютого! Зимові канікули давно вже минули до весняних ще так довго... А кожен день одне й те ж саме: окисно-відновні реакції, рівняння, формули, задачі, вправи… Юлія. Увага! 11 лютого в школі розпочинається тиждень географії. Андрій. О, ні! Тільки не географії!