96545

Основы административного права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство - определённый способ организации общества основной элемент политической системы организация публичной политической власти распространяющаяся на всё общество выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Русский

2015-10-07

41.02 KB

0 чел.

1

Дисциплина  «Основы права»

Тема № 2. Основы административного права

Вопросы

1. Понятие административного права.

2. Административно-правовой механизм регулирования общественных отношений.

Введение

Административное право можно назвать государственным правом, поскольку слово «администрация» (от лат. administratio) означает «управление», «руководство».

В масштабах страны, общества управленческие функции осуществляет государство.  

В обществе имеет место (было, есть и будет) дифференциация интересов субъектов (мужчин и женщин, семьи), общественных групп, социальных слоев населения.

Регулирование этих процессов в масштабе страны, региона, отрасли, населённого пункта и т.д. есть политика.

Организацией власти является та или иная форма государственности.

Таким образом, политика и государственность - постоянные спутники социальной жизни общества.

Государство - определённый способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на всё общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Государство - орудие господствующего класса для подавления классовых противоречий.

Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей его участников, соблюдение которого гарантируется различными средствами (организационными, разъяснительными, стимулирующими), а также обеспечивается мерами юридического принуждения.

Управление – это определённый вид деятельности, осуществляемый с целью достижения общественно значимых результатов.

Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. В системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления:

общественное, муниципальное и государственное.

  1.  Государственное управление – организующая деятельность органов

государства по упорядочению социальных процессов.  

Государственное управление - это организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом исполнении функций государства.

В Конституции РФ 1993 г. внедрён новый термин - «исполнительная власть».

  1.  Местное самоуправление обеспечивает целенаправленное воздействие на общественные процессы на территории его подчинения. Местное самоуправление гарантируется Конституцией Российской Федерации. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских населенных пунктах и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Организация и структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно в соответствии с законом.
  2.  Общественное управление.

  1.  Понятие административного права

Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административными правовыми нормами.

Метод административного права – это метод власти-подчинения.

      Норма административного права – это норма права,  применяемая в государственном управлении, содержит юридически-обязательные правила поведения обеих сторон государственно-управленческого отношения, носителей государственно-властных полномочий и субъектов, вступающих с ними в отношения.

Структура нормы административного права

Гипотеза - это условия, при которых применятся предписания соответствующей правовой нормы.

В большинстве норм не формулируется, а презюмируется. Если же гипотеза формулируется, то может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.

Диспозиция - это само правило должного поведения.

Всегда предполагает неразрывность прав и обязанностей, в ней излагаются права и обязанности, запреты и ограничения. Диспозиция также может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.

Санкции - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушения административно-правовой нормы.

Административно-правовые отношения – это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант – осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.

Характерные черты административных правоотношений:

1. Административные правоотношения складываются в специфической сфере, а именно, в области государственного управления.

2. Для административных правоотношений характерно наличие обязательного субъекта (субъекта управления), то есть должен быть наделенный государственно-властными полномочиями субъект (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, служащий и т.п.), другой же стороной может быть любой субъект.

3. Этот субъект (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, служащий и т.п.) всегда действует юридически-властно.

4. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не обязательно.

5. Споры, возникающие из данных отношений, разрешаются, как правило, в административном, то есть, внесудебном порядке.

6. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его уполномоченных органов.

Реализация норм административного права - практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений.

Формы реализации: исполнение, применение (основные способы) и соблюдение и использование.

Субъект – управляемый орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация,  должностные лица, физические лицо.

Объект – это то, на что направлено управляющее действие субъекта.

К субъектам АП относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, Президент РФ, президенты субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные служащие, предприятия, учреждения, организации независимо от организационных форм и форм собственности, общественные объединения, религиозные организации, органы местного самоуправления.

Субъекты объединены тем, что все они обладают особым юридическим качеством – административной правоспособностью, т.е. способностью приобретать соответствующий комплекс юридических прав и обязанностей административно-правового характера и нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений при наличии трёх составляющих:

1. Должна быть административно-правовая норма, регулирующая права и обязанности сторон административно-правовых отношений;

2. Если имеются все основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт);

3. Наличие административной право- и дееспособности субъектов административно-правовых отношений.

Административная правоспособность – это способность иметь права и обязанности, закреплённые нормами административного права.

Административная дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми норами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Субъекты могут быть индивидуальными и коллективными.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

По своей структуре Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из пяти разделов:

- Раздел I "Общие положения" (ст.ст. 1.1-4.7.), включающий в себя четыре главы:

1."Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях" (ст.ст. 1.1-1.8.),

2."Административное правонарушение и административная ответственность" (ст.ст. 2.1-2.10.),

3. "Административное наказание" (ст.ст. 3.1-3.12),

4. "Назначение административного наказания" (ст.ст. 4.1-4.7.);

- Раздел II "Особенная часть" (ст.ст. 5.1-21.7.), включающий в себя семнадцать глав:

5. "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" (ст.ст. 5.1-5.56.),

6. "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность" (ст.ст. 6.1-6.15.),

7. "Административные правонарушения в области охраны собственности" (ст.ст. 7.1-7.33.),

8. "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (ст.ст. 8.1-8.41);

9. "Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике" (ст.ст. 9.1-9.14.),

10. "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель" (ст.ст. 10.1-10.14.),

11. "Административные правонарушения на транспорте" (ст.ст. 11.1-11.29.),

12. "Административные правонарушения в области дорожного движения" (ст.ст. 12.1-12.37.),

13. "Административные правонарушения в области связи и информации" (ст.ст. 13.1-13.25.),

14."Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" (ст.ст. 14.1-14.34.),

15. "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст.ст. 15.1-15.31.),

16. "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" (ст.ст. 16.1-16.23.),

17. "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти" (ст.ст. 17.1-17.15.),

18. "Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.1-18.17.),

19. "Административные правонарушения против порядка управления" (ст.ст. 19.1-19.29.),

20. "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" (ст.ст. 20.1-20.29),

21. "Административные правонарушения в области воинского учета" (ст.ст. 21.1-21.7.);

- Раздел III "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" (ст.ст. 22.1-23.68.), включающий в себя две главы:

22. "Общие положения" (ст.ст. 22.1-22.3.),

23. "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" (ст.ст. 23.1-23.69.);

- Раздел IV "Производство по делам об административных правонарушениях" (ст.ст. 24.1-30.11), включающий в себя семь глав:

24. "Общие положения" (ст.ст. 24.1-24.7.),

25. "Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности" (ст.ст. 25.1-25.14.),

26. "Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств" (ст.ст. 26.1-26.11),

27. "Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях" (ст.ст. 27.1-27.17.),

28. "Возбуждение дела об административном правонарушении" (ст.ст. 28.1-28.9.),

29. "Рассмотрение дела об административном правонарушении" (ст.ст. 29.1-29.13.),

30. "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях" (ст.ст. 30.1-30.19.);

- Раздел V "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" (ст.ст. 31.1-32.12), включающий в себя две главы:

31. "Общие положения" (ст.ст. 31.1-31.11),

32."Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний" (ст.ст. 32.1-32.12).

Система государственной власти

        В Конституции РФ толкование термина  исполнительная власть  не содержится. В ней лишь определено, что исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, т.е. определён государственный орган, который в соответствии с конституционными полномочиями и ФКЗ «О Правительстве РФ» осуществляет исполнительную власть.

Исполнительная власть в РФ заключается в реализации Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов соответствующими государственными органами.

Правительство — орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации (Правительство РФ), республик, входящих в состав России, некоторых других субъектов Федерации.

Кабинет министров — название правительства в некоторых республиках, входящих в состав России (например, в Республике Татарстан, Чувашской Республике).

Министерство — орган исполнительной власти Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Государственный комитет — орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции во многих республиках, входящих в состав Российской Федерации. Их существование наряду с министерствами предусмотрено конституциями некоторых республик (Башкортостан, Карелии, Кабардино-Балкарии, Татарстан и др.).

Комитет — орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов Российской Федерации, как правило, не являющихся республиками (например, Комитет по культуре города Москвы).

Администрация — орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономной области, автономных округов. Администрация состоит из отраслевых и функциональных структурных  подразделений и возглавляется главой администрации, а в ряде краев  и областей — губернатором.

Мэрия — орган исполнительной власти общей компетенции в городах федерального значения, возглавляемый в Москве мэром, в Санкт-Петербурге — губернатором.

 Департамент, главное управление, управление, служба, отдел являются подразделениями отраслевой, иногда межотраслевой, специальной компетенции, когда входят в структуру Аппарата Правительства Российской Федерации, правительств (аппаратов правительств) или  администраций субъектов Федерации

Секретариат организационно обеспечивает деятельность руководителей органов исполнительной власти и руководителей их аппаратов.

Принципы государственного управления

1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

3. Принцип законности.

Черты исполнительной власти

1)  Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.

2)     Исполнительная власть – вид государственной власти.

Это означает:

- акты обязательны для всех;

- их исполнение обеспечивается государственным принуждением;

- осуществляется уполномоченными субъектами государства;

- в формах, опосредованных правом и установленных государством.

3)  Главное предназначение, цель – это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов.

4)    Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве.

5)   Исполнительная власть распространяется почти на все сферы и уровни общественной жизни.

6)      Непрерывность функционирования.

7)      Предметный характер деятельности – наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов.

8)      Подзаконный характер.

9)      Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности.

10)    Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты).

11)    Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих.

12)    Содержание исполнительной власти образует система определенных функций.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления.

Система органов исполнительной власти в РФ

Согласно статье 77 Конституции РФ все органы исполнительной власти делятся на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 78 федеральные органы  исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы.

Система органов исполнительной власти в РФ включает два уровня:

1) федеральные органы исполнительной власти РФ,

2) органы исполнительной власти субъектов РФ.

1. Федеральные органы исполнительной власти:

- Правительство РФ, федеральные министерства,

- федеральные службы, федеральные агентства.

В последнее время учреждено несколько государственных комитетов со специальным характером компетенции.

  1.  Органы исполнительной власти субъектов РФ.
  2.  Органы исполнительной власти муниципальных образований, местные органы федеральных органов и органов субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти:

а) федеральные министерства,

б) службы,

в) агентства.

2. Административно-правовой механизм регулирования общественных отношений

Государственная служба определяется как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов  Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Под государственным органом понимается:

- составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке;

- часть органов, наделенных государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Каждый государственный орган уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства Российской Федерации и ее субъектов к государственной службе.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

1. Принцип федерализма, обеспечивающий:

- единство системы государственной службы;

- соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов.

2. Законность

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

4. Принцип равного доступа к государственной службе.

5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы

7. Принцип открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Функции государственной службы

Функции государства - это определяемые конкретно-историческими условиями существования государства основные направления его деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих именно данному типу государства формах и с помощью специфических методов.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

1. Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов.

2. Правотворческая функция. Это разработка и принятие нормативных правовых актов. «Нормотворческая функция» государственной службы выражается в законопроектной деятельности, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

3. Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод гражданина. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

4. Регулирующая функция. Это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.

5. Организационная функция. Государственная служба призвана обеспечивать координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.

В совокупности перечисленные функции характеризуют сущность государственной службы. Все функции государственной службы реализуются в публично-правовой форме.

Формы осуществления исполнительной власти

Форма деятельности органов исполнительной власти (форма осуществления исполнительной власти) - это ее практическое выражение в конкретных действиях органов исполнительной власти и других субъектов управления.

Классификация форм государственно-управленческой деятельности:

- установление норм права или принятие нормативных актов;

- применение норм права, или издание индивидуальных актов;

- осуществление организационных мероприятий;

- осуществление материально-технических операций.

Правовые акты государственного управления

Правовой акт управления - это подзаконное, официальное, односторонне-властное решение (волеизъявление), принятое органом исполнительной власти (или иным субъектом государственного управления), в установленном порядке в пределах своей компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления:

1. Общие требования законности включают в себя следующие условия

каждый акт должен быть издан полномочным органом,

- данный акт принят по вопросу, отнесенному к его ведению,

- он вообще имеет право принимать акты,

- акт издан в пределах, предоставленных органу.

2. Специальные требования - срок, согласование, последующее утверждение, регистрация, опубликование.

Убеждение и принуждение в административном праве

Метод убеждения – основной метод, принуждения – вспомогательный метод управления.

Метод принуждения является не просто вспомогательным по отношению к методу убеждения, он может и должен быть применен только после применения методов убеждения, разъяснения, воспитания и т.д.

Особенные признаки государственного принуждения.

1. Государственное принуждение является вспомогательным по отношению к государственному убеждению методом, поэтому оно выполняет ограниченный круг задач, а именно, не организацию государственного управления вообще, а лишь обеспечение исполнения воли государства при отсутствии добровольного исполнения его предписаний;

2.  Персонифицирование (индивидуализация);

3. Средство самозащиты общества, способ охраны его ценностей, главной из которых является состояние социальной упорядоченности.

4. Четкая регламентпция правовыми нормами.

Виды мер административного принуждения

1) Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей;

2) Меры административного пресечения. Суть подобных мер      состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок;

3) Меры административной ответственности;

4) Меры административно-процессуального обеспечения. Это:

- доставление – кратковременное ограничение свободы(ст. 27.2 КоАП;

- принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.;

- административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя;

- личный досмотр;

- досмотр вещей и документов (ст. 27.7 КоАП). Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;

-  составления протокола об административном правонарушении;

- установления личности;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел;

- осмотр помещений и территорий (юридических лиц);

- досмотр транспортного средства;

-  оценка стоимости вещей;

-  задержание транспортного средства (это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления;

- отстранение от управления (запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение.);

-  медицинское освидетельствование (м.о. на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу);

- арест товаров. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими;

- привод.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62135. Основы пограммирования 78.36 KB
  Применение рабочей тетради в обучении программированию на языке Pascal улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.
62136. ИНТЕГРАЛ ЛЕБЕГА, ТЕОРЕМЫ О ПРЕДЕЛЬНОМ ПЕРЕХОДЕ 627 KB
  Определение. Назовём функцию f интегрируемой (суммируемой) на X, если существует последовательность простых интегрируемых на X функций, сходящаяся равномерно к f. Интегралом Лебега функции f на множестве X называется предел интегралов от функций
62137. Деньги, их функции 18.52 KB
  Цели урока: Образовательная: выявить причины появления денег главные функции денег; научиться применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций; выявить научный смысл понятий: деньги банкнота и кредитная карточка.