96547

Потребности, спрос, потребление. Потребности как исходная предпосылка формирования потребительского рынка

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Формирование спроса на рынке носит избирательный и изменчивый характер. При столкновении спроса и предложения возникает конкуренция. Анализ конъюнктуры предполагает изучение макроэкономических показателей определяющих формирование спроса населения предложение потребительских товаров и их цены является результатом представленных на рынке спроса и предложения.

Русский

2015-10-07

47.17 KB

0 чел.

Тема 6 Потребности, спрос, потребление

  1.  Потребности как исходная предпосылка формирования потребительского рынка

Центральным звеном потребительского рынка является потребитель. Потребитель – это индивид, который на протяжении жизни стремится к удовлетворению своих потребностей, исходя из сложившейся ситуации в тот или иной момент. Потребности человека заставляют человека вступать в экономические отношения. В условиях ограниченности ресурсов стоит проблема выбора, поэтому изучение особенностей потребления в различных экономических условиях необходима для понимания тенденций развития потребительского рынка.

Потребности – это совокупность материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества. Потребность выражается в конкретных материальных и духовных благах в соответствии с достигнутым уровнем развития общества. Потребности можно классифицировать на абсолютные – это потребности в материальных и духовных благах (стимул развития производства) и платежеспособные (спрос – это платежеспособная потребность).

Потребление – это процесс использования средств производства и предметов для удовлетворения производственных и/или личных потребностей. Реальное потребление товаров становится основой для организации их воспроизводства. Потребности являются связующим звеном в потреблении и проявляются через конкретные образы материальных и духовных благ, способных их удовлетворять.

Потребности являются одновременно исходным моментом и результатом производства. Необходимость их удовлетворения требует от производителя форм их удовлетворения, разработка новых товаров и способов решения поставленных задач в конкретном случае.

Постулаты:

  1.  Природа потребностей определяется производственной деятельностью людей
  2.  Виды потребностей и формы их удовлетворения определяются характером производственных отношений
  3.  Содержание потребностей отражают специфику исторического момента
  4.  Осознанное отношение к труду через осознание в необходимости в удовлетворении потребностей

Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг, как он осуществляет выбор рыночных благ. В последней трети 19 века Джевонс, Менге и Вальрас независимо разработали теорию полезности. Эджуорт, Парето и Фишер предложили альтернативную порядковую теорию.

В основе количественной теории лежит понятие полезности. При покупке товара потребитель максимизирует полезность, т.е. психологическое удовлетворение от использования блага. При этом действует принцип убывания предельной полезности, согласно которому полезность потребляемого блага убывает по мере увеличения его потребления.

При исследовании понятия «полезность» ученые столкнулись с необходимостью  количественного измерения показателя. Вальрас пришел к выводу о том, что полезность, хотя и является количественной величиной, количественно неизмерима. Менге связывал возможность измерения с психологией и психофизикой. Джевонс предложил косвенный метод измерения полезности, в  виде количества денег, которые потребитель готов заплатить за товар.

Первоначально полезность рассматривалась как психическая реальность. Главная трудность – при таком подходе изучаемые факты выводятся из интроспекции, т.е. каждый человек может на себе проверить истинность утверждаемой теории, однако отсутствует возможность соотнесения теории с объективными фактами экономической реальности.  Этот подход получил название «Кардинализм».  

Постепенно было аннулировано, а экономисты пришли к выводу, что подход к анализу потребительского выбора с точки зрения максимизации полезности нисколько не страдает от невозможности измерить эту полезность. В этом отношении достаточно просто стало ранжировать различные альтернативы, что и делают потребители. Выбор потребителя обычно основан на сравнении различных вариантов и выборе наиболее предпочтительного варианта.

Так сложился «Ординалистикий» подход, суть: чтобы определять потребительский выбор не путем прямого измерения полезности, а с помощью сравнения различных товаров или товарных наборов. Основатели: Парето и Эджуорт. Очевидно, что ни одна из теорий потребления в чистом виде не может быть применима в современных условиях.

На сегодняшний день конкретную картину полезности можно изучить, исследуя современную теорию потребления, которая является синтезом прошлых: как количественный подход, так и посредством сравнения имеющихся альтернатив.

  1.  Рынок потребительских товаров и услуг: сущность, структура и элементы

Потребительский рынок – это совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления, это сфера и сущность отношений между объектами и субъектами рынка, которые возникают в процессе реализации продукта, направленного на личное потребление.

Потребительский рынок, являясь важнейшей структурообразующей составляющей воспроизводственного процесса экономики, обеспечивает движение товарных потоков и замыкает процесс воспроизводства. Он связан со всеми элементами рынка. На потребительском рынке отражаются все позитивные и негативные изменения не только в производстве потребительских товаров, но в производстве средств производства. Развитие потребительского рынка отражает состояние экономики страны и эффективность всей системы хозяйствования. Потребительский рынок часто определяется как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг.

Потребительский рынок  - это система экономических отношений по поводу всей совокупности актов купли-продажи потребительских товаров и услуг, используемых в целях личного и общественного потребления в обмен на денежные доходы населения, и коллективных потребителей, обусловленное общественным разделением труда.

Потребительский рынок является местом приобретения товаров и услуг с целью их конечного потребления, является индикатором возникающих потребностей людей и возможностью их удовлетворения. Эффективность проявляется в соотношении полученного эффекта и затраченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Количественное выражение эффективности можно получить через расчет показателей эффективности использования ресурсов, затрат, результат и обобщенных показателей. Тем самым потребительский рынок представляет собой систему экономических, социально-психологических и иных отношений между субъектами и участниками рынка.

Рынки характеризуются массовым потребителем, конкуренцией и децентрализованной структурой

Основным элементов потребительского рынка является товар. К. Маркс: товар – предмет, который благодаря свойствам удовлетворяет потребности. Товар должен обладать полезными свойствами, стоимость, а также быть ограниченным в доступе. Именно удовлетворение потребностей ставит товар на 1 место. При появлении товара на рынке одновременно возникает и спрос на него. Спрос представляет на рынке количество товара, которое покупатели желают приобрести по данной цене,  а предложение – это совокупность всех предложений товара при разных ценах.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Величину предложения можно определить как количество товара по определенной цене.

Как правило, между уровнем цен и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению прибыли, что позволяет расширить производство и увеличить предложение на рынке. предложение на рынке отличается большой номенклатурой и ассортиментом, который требует обновления и расширения. Формирование спроса на рынке носит избирательный и изменчивый характер. При столкновении спроса и предложения возникает конкуренция.

Конъюнктура – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условий, при которых происходит процесс продажи и покупки товаров. Анализ конъюнктуры предполагает изучение макроэкономических показателей, определяющих формирование спроса населения, предложение потребительских товаров и их цены, является результатом представленных на рынке спроса и предложения.

Возможный объем реализации, определяемый объемом покупок организаций и учреждений при действующем уровне розничных цен и имеющемся товарном предложении можно определить с помощью емкости внутреннего и потребительского рынка. На емкость рынка влияет  уровень развития производства. Перспективы его роста, размер и динамика покупательных фондов, изменение численности занятых, уровень тарифов на услуги, динамика цен.

Материально-техническая база функционирования потребительского рынка формируется через рынок средств производства и спрос на большую часть товаров промышленного назначения также влияет на емкость потребительского рынка. Потребительский рынок является основным поставщиком информации. Рынок информации становится значимым фактором формирования инфраструктуры потребительского рынка, предоставляя данные о количественных и качественных характеристиках спроса, тенденциях изменения производства и потребления, тенденции к изменению денежных доходов.

Можно выделить основные конструирующие признаки системы потребительского рынка:

  1.  Носит системный характер
  2.  Обмен
  3.  Сфера экономических отношений.
  4.  Задействие психологических факторов
  5.  Наличие продавцов
  6.  Покупателей
  7.  Личное потребление

Функции потребительского рынка

  1.  Регулирующая
  2.  Стимулирующая
  3.  Посредническая
  4.  Ценообразующая
  5.  Контролирующая
  6.  Социальная

Потребительский рынок выполняет задачи:

  1.  Реализация части совокупного общественного продукта, предназначенного для личного потребления
  2.  Доведение товаров до конечных потребителей
  3.  Участие в организации нормального финансового оборота
  4.  Изучение и прогнозирование потребностей участников рынка
  5.  Потребительский рынок способствует распространению идей и достижению НТР в жизни индивида и общества
  6.  Способствует механизму стимулирования
  7.  Создает конкурентную среду для субъектов рынка

Классификация потребительского рынка

  1.  По территориальному признаку: мировой, межнациональный, внутренний (национальный), региональный, локальный
  2.  По отношению к территории государства: внешний и внутренний
  3.  По материально-вещественному содержанию: рынок потребительских товаров, рынок услуг, валютный, фондовый…

Внутренний рынок ТНП делится на:

  1.  Отраслевые рынки: торговли (прод и непрод товаров), которые делятся на конкретные товарные рынки
  2.  Рынок страны
  3.  Рынок областей
  4.  Рынок городов
  5.  Рынок села

Потребительский рынок тесно взаимосвязан с другими видами рынков: рынок средств производства, финансовый, рынок услуг, технологий, рынок интеллектуальной собственности и информации, рынок рабочей силы, недвижимости.

Для устойчивого развития страны необходимо такое состояние рынка потребительских товаров, которое характеризуется положительной динамикой, сбалансированностью между спросом и предложением по объему и структуре. Обеспечение сбалансированности - процесс, требующий взаимосвязанной совокупности действий всех субъектов рынка.

Торговля – это особая форма обмена, существующая при товарно-денежных отношениях и характеризующая собой экономические отношения между производителем, продавцом и покупателем, в результате которых происходи отчуждение продукта и возмещение его другим товаром на эквивалентной основе.

Субъектами рынка ТНП являются производители, личное подсобное хозяйство, сфера заготовок, все посреднические структуры, оптовая и розничная торговля, социальная сфера, население.

  1.  Товарооборот – важнейший показатель потребительского рынка. Составляющие товарооборота: продажа товаров предприятиями, товаропроизводителями торговым организациям и ИП по ценам производителя.  
  2.  Продажа товаров производителями конечным производителям
  3.  Продажа товаров предприятиями-изготовителями конечным потребителям с торговой надбавкой
  4.  Продажа товаров организациями или ИП оптовой или розничной торговли
  5.  Продажа товаров конечным потребителям для потребления

  1.  Покупательский спрос  как форма проявления потребностей

Производитель должен производить, а посредник продавать товары и услуги. Потребности присущи индивиду с его рождения и представляют собой движущую силу экономического, социального и духовного развития и критерий целесообразности использования природных богатств и других ресурсов. Потребности неиссякаемы, они находятся в постоянном развитии и зачастую удовлетворение одной потребности дает толчок к развитию другой. Процесс формировании потребностей бесконечен и получил название закона возвышения потребностей.

Спрос - это платежеспособная потребность, которую предъявляет покупатель на рынке для реализации своих потребностей. Возможно использование заемных средств. По степени удовлетворения спроса судят о степени удовлетворения потребности. Спрос объективен и чаще всего предъявляется на конкретные товары и услуги.

Классификация:

  1.  В зависимости от степени удовлетворения: реализованный спрос, неудовлетворенный спрос, действительный и потенциальный
  2.  От уровня проявления и управления: макро, мезо и микро
  3.  По периодичности возникновения: повседневный, периодический, редкий, импульсивный, эпизодический
  4.  В зависимости от динамики развития интенсивности предъявления: формирующийся, возрастающий, стабильный. Снижающийся
  5.  По характеру: первичный, спрос на замену, дополнительный
  6.  В зависимости от объемов предъявителя: индивидуальный и совокупный
  7.  По уровню подвижности: базовый и мобильный

На объем и структуру спроса влияют:

  1.  Социальные: уровень развития культуры, мода, уровень безработицы
  2.  Экономические: уровень развития экономики, размер доходов, уровень и динамика розничных цен, соотношения товарных и нетоварных, степень обеспеченности покупателей товарами, ставки налогов, культура торговли, уровень цен
  3.  Демографические: численность, половозрастной состав, размер и состав семей, миграция населения, возрастная градация
  4.  Природно-климатические: специфика климата, сезонность продаж, национальные традиции
  5.  Политические: войны, конфликты, меры по поддержке малоимущих слоев населения, минимальный уровень зарплаты, прожиточный минимум, политика индексации доходов.
  6.  Товарная политика: качество товаров, степень насыщенности, современная техника и технология производства, широта ассортимента
  7.  Прочие факторы: потребительские ожидания, реклама

Размер спроса конкретного сегмента рынка обусловлен численностью потребителей, объема предъявляемого спроса и ценой товара и рассчитывает:

Спрос = число покупателей*среднедушевой объем покупок*цена.

Тенденции развития спроса на товары, позволяющие оценить степень использования покупательных фондов характеризует система показателей: фактическая емкость рынка, эластичность спроса, частота и ритмичность покупок , особенность сегмента рынка, стадия зрелости, динамика спроса, колебания объема продаж.

  1.  Показатели, используемые для оценки тенденций развития покупательского спроса

Степень удовлетворения спроса измеряется с помощью показателей:

  1.  Коэффициент реализации действительного спроса населения:

объем товарооборота/покупательные фонды + остаток денег на руках у населения во вкладах, предназначенных на покупку товара

  1.  Индекс изменения коэффициента реализации действительного спроса: коэффициент реализации в отчетном/ в базисном
  2.  Коэффициент охвата покупательных фондов населения: товарооборот/покупательные фонды
  3.  Сравнение темпов изменения среднедушевого потребления с темпами изменения спроса, денежных доходов и цен на товары

Сила взаимосвязи цены, спроса и предложения измеряется с помощью эластичности как меры реакции результата на изменение фактора. Эластичность спроса от изменения цены показывает, насколько изменится в % отношении величина спроса на товар при изменении цены на 1%.

Различают прямую, перекрестную и эластичность спроса по доходу. Прямая эластичность показывает чистое влияние цены на спрос без учета цен на другие товары-заменители.

Коэффициент прямой эластичности рассчитывается: спрос (отчетный к базисному)/изменение цены базисного периода.

При равном процентом изменении спроса и цены коэффициент ценовой эластичности будет равен 1 и будет называться единичной эластичностью. Если меньше 1 – неэластичный спрос. Если больше 1 – эластичный спрос. С изменением цены на 1% спрос будет возрастать в большем размере.

В зависимости от значения коэффициента эластичности различается и реакция потребителя при изменении цены:

  1.  Реакция покупателей на снижение цены. При снижении цены спрос будет расти теми же темпами, что и цена. При повышении цен спрос снижается теми же темпами, какими растет цена
  2.  Меньше 1: при снижении цены темп роста спроса будет меньше темпа снижения цены, при возрастании цены темп снижения спроса будет меньше темпа роста цены
  3.  Больше 1: при снижении цены значительно увеличивается спрос. При росте цен спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена

При помощи перекрестной эластичности измеряется сила колебания спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары под воздействием цен. Коэффициент эластичности = изменение спроса на товар А/% изменения цены на товар В.

На величину ценовой эластичности оказывают воздействие факторы: объем спроса, степень его изменения, изменение цен, наличие товаров-заменителей, время (в долгосрочном периоде эластичность спроса проявляется более отчетливо), значение товаров для потребителя, степень насыщения рынка…

Коэффициент эластичности может измерить предложение. Будет показывать влияние изменения цены на объем предложения: % изменения товарного предложения/ % изменения цены.

Взаимодействие предложения и цены в среднесрочном периоде бывает эластичным, а краткосрочном – неэластичным, поскольку за короткий период времени не удается изменить объемы и ассортимент производства.

Эластичность предложения товаров и услуг определяется особенностями производственного цикла, способностью товара к длительному хранению.

Если коэффициент эластичности по доходам больше 1 (для предметов роскоши, товаров длительного пользования), означает, что с ростом денежных доходов населения расходы на приобретение товаров возрастает и меняется структура покупок. Если меньше 1 – по товарам первой необходимости.

  1.  Социальные нормативы как система основополагающих условий развития покупательского спроса

К системе показателей, формирующих структуру потребления, относят социальные нормативы

Социальные нормативы – это научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших видов благ и услуг, размеров денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека в разрезе различных социально-демографических форм.

Основой для их разработки являются МПБ. МПБ – это сумма расходов на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей.

МПБ используют в целях:

  1.  на их основе идет прогнозирование изменения уровня жизни населения
  2.  определение минимальных размеров МЗ, пенсий, пособий…
  3.  усиление социальной поддержки нуждающихся граждан
  4.  для разработки социальных программ помощи населению
  5.  для формирования народно-хозяйственных приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение к определенному уровню.

МПБ разрабатываются для различных социальных групп населения, в среднем на душу и/или на одного члена семьи различного состава, МПБ сначала разрабатывается в натурально-вещественной форме нормативным методом на основе потребительской корзины.

Потребительная корзина – это сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих потребности человека в определенный период исходя из конкретных условий в стране.

При определении МПБ в стоимостном выражении исходят из средних цен покупки товаров.

Для расчета МПБ потребительская корзина включает:

  1.  Основные продукты питания
  2.  Одежда, обувь, белье
  3.  Предметы культурно-бытового назначения
  4.  Предметы санитарии, гигиены, лекарства
  5.  Оплата ЖКХ 6. Оплата бытовых услуг, транспорта и связи.

Мин труда ежеквартально утверждает МПБ по 18 группам в ценах последнего месяца квартала: семья из 4 человек, молодая семья с 2 (1) ребенком, семьи пенсионеров, студент, до 3 лет, 3-6 лет, 6-14 лет, 14-18 лет.

Среднедушевой МПБ семьи из 4 человек с 01.02-30.04 480690р. Служит основой для получения гражданами льготных кредитов для приобретения жилых помещений.

В МПБ для всех 18 групп рассчитываются удельные веса в общей сумме по 6 вышеприведенным статьям.

К социальным нормативам относятся БПМ (60% от МПБ). БПМ  296. Для трудоспособного населения 324550.

МЗП составляет 460000, часовая 2710. Для работников бюджетной сферы – ставка первого разряда 118000.

В настоящее время значительно изменилось соотношение структуры денежных доходов населения. Оплата труда составляет 65%, трансферты населению 22,2%, доходов от предпринимательской деятельности 10,2%, доходы от собственности 2,3%, прочие 0.3%.

Средняя зарплата в январе 2011 в торговле (ремонт автомобилей и др.) 1234000. Финансовая деятельность 2343000, горнодобывающая 203000, строительство 1611000..

  1.  Методы и способы прогнозирования спроса

Важнейшим элементом системы управления спросом является организация прогнозирования спроса. Система прогнозирования спроса на ТНП взаимодействует с системой экономического развития страны, регионов, отраслей и организаций. Прогнозы потребительского спроса используются для разработки балансов спроса и предложения , стратегии развития организаций промышленности, торговли, а также для оптимизации методов государственного регулирования товарного обращения.

Для качественного прогнозирования спроса необходимо обладать информацией:

  1.  Данные о динамике и прогнозах изменения численности населения
  2.  Данные об источниках образования доходов
  3.  Материалы, характеризующие динамику развития производства
  4.  Информация о тенденциях изменения уровня цен
  5.  Результаты анализа состояния товарных рынков и степени удовлетворения спроса на отдельные виды товаров
  6.  Социальные нормативы
  7.  Результаты выборочных обследований бюджетов семей
  8.  Материалы опросов специалистов и потребителей

Основными источниками информации являются:

  1.  Балансы денежных расходов и доходов
  2.  Данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств
  3.  Информация статистического комитета о динамике цен на товары и услуги
  4.  Статистические материалы о динамике розничного товарооборота
  5.  Нормы рационального потребления продовольственных товаров
  6.  Материалы переписи населения
  7.  Справочники, словари
  8.  Данные о выполнении кассовых планов банков
  9.  Прогнозы развития экономики на текущую, среднесрочную и долгосрочную перспективы

Этапы прогнозирования спроса:

  1.  Подготовка исходной информации об условиях и факторах развития спроса
  2.  Выбор методов прогнозирования спроса
  3.  Определение гипотезы и концепции развития
  4.  Определение общего объема спроса
  5.  Расчет реального и потенциального спроса
  6.  Прогноз развития структуры спроса
  7.  Оценка достоверности результатов прогноза
  8.  Разработка рекомендаций по достижению поставленных целей

Прогнозирование спроса идет от общего к частному. Первоначально прогнозируется общий объем спрос, прогноз макро структуры спроса, прогноз спроса на отдельные товары, прогноз микро спроса.

Прогнозирование общего спроса использует балансовые, статистические, экономико-математические. На макро и мезо – балансовый. Баланс денежных расходов и доходов населения разрабатывается на смежный период и позволяет определить структуру денежных доходов и расходов, рассчитать реальные и номинальные доходы. Баланс характеризует объем и источники денежных расходов населения.

Годовой баланс денежных доходов и расходов имеет доходную и расходную часть.

Доходная

Расходная

Денежные доходы: оплата труда

Покупка товаров и услуг:

1 покупка товаров

2 оплата услуг: 2.1 оплата медицинские, саноторно-оздоровительные 2.5 услуги культуры 2.6 транспортные 2.7 услуги связи 2.8 прочие платные услуги 2.9 расходы граждан в личных поездках за границу

Доходы работников от организации, неучитываемая в фонде зарплаты

Обязательные платежи, добровольные взносы:

  1.  Налоги, сборы в фонд соц защиты
  2.  Профсоюзные
  3.  Страховые
  4.  Другие: 1. Взносы в общественные объединения 2. Проценты по кредитам 3. Лотерейные билеты 4. Строительство 5. Вытрезвители

Доходы от предпринимательской деятельности: 1. Доходы ИП

2. доходы от иной деятельности

Изменение задолженности население по кредитам

Трансферты населению:

1 социальные трансферты

  1.  пособия, стипендии

2 другие трансферты населению: страховые выплаты, выигрыши по лотереям, прочие (а) возмещение расходов участникам ВОВ б) возмещение морального вреда в) выплаты льгот и компенсаций на ЧАЭС г) выплаты на строительство жилья

Сбережения: 1. Прирост вкладов в банк

2. приобретение ценных бумаг

3. сальдо покупки/продажи драг металлов

Поступление от продажи продукции сельского хозяйства

Всего

Доходы от собственности:

1 проценты по депозитам

  1.  дивиденды
  2.  прочие: 3.1 доходы от имущества 3.2 доходы от инвестиций из-за границы

Прочие доходы:

1 сальдо полученных и отправленных населением денежных переводов

2 прочие:  2.1 поступление от продажи товаров через магазины комиссионной торговли

2.2 поступление от вторичного сырья

 

Балансирующие статьи:

1. Превышение расходов над доходами (доходная часть баланса)

2. Превышение доходов над расходами (в расходной части).

На основе баланса рассчитывается общий объем доходов населения, располагаемых доходов (за вычетом обязательных платежей), реальные денежные доходы (с учетом ИПЦ), денежные расходы и сбережения.

Прогноз баланса денежных расходов и доходов населения разрабатывается:

  1.  определяется общая сумма доходов
  2.  рассчитываются обязательные платежи и нетоварные расходы
  3.  исчисляются объемы денежных средств, которые могут быть направлены на покупку товаров, на покупательные фонды (часть денежных доходов, предназначенных для покупки товаров и оплаты услуг, их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и нетоварных расходов)
  4.  определяется сумма расходов по статье «покупка товара» с прогнозированием объемов продаж, с учетом покупательных фондов и степени охвата ими рознично товарооборота. Объем средств, которые могут быть направлены на покупку товаров населением представляют собой сумму покупательных фондов и сумму превышения доходов над расходами со знаком +, или наоборот
  5.  определяется размер превышения доходов над расходами или доходов над расходами как разность между общей суммой доходов и расходов

по данным баланса рассчитывается емкость рынка, которая складывается из 3 элементов:

Емкость рынка = покупки товаров местным населением +- инорайонный спрос + покупки товаров организациями и учреждениями социальной сферы.

Для прогнозирования макроструктуры спроса используют данные о тенденциях развития макроэкономических параметров (объем продаж), о динамике денежных доходов населения и данные выборочного обследования домашних хозяйств.

Прогнозирования осуществляются с помощью экономико-математических методов, метода экспертных оценок, экстраполяции.

Экстраполяция – это метод определения будущих значений экономических величин и показателей на основе имеющихся данных об изменениях в прошлых периодах.

Метод экспертных оценок – это метод количественных и качественных оценок показателей, производимых экспертами на основе их суждений.

Средства ЭМ методов для прогнозирования спроса в случае устойчивой тенденции его изменения часто используется формула линейной связи виды y=a+b*t или y=a0+a1*x1. У – объем спроса, остальные параметры. T- временной фактор (тренд), Х1 – наиболее важный фактор, определяющий спрос на определенном этапе.

Для товаров непродовольственного спроса часто используется степенная функция Y=a*x^t.

В рамках ЭММ часто используются многофакторные модели: Y=a0+a1+  (x-факторы , формирующие спрос).

При прогнозировании спроса на отдельные товары выбирается 1 или комплекс методов в зависимости от ситуации на рынке, от целей исследования и объема располагаемой информации.

К методам прогнозирования микроструктуры спроса относят логико-экономический, экономико-статистический и метод структурного моделирования.

Логико-экономический – это метод сопоставлений, который базируется на опыте развития процесса или явления и используется, чтобы описать, что будет в будущем при подобных обстоятельствах. Данный метод предполагает задействие экспертов и проведение опросов.

Нормативный метод применяется в тех случаях, когда отдельные характеристики или отдельные состояния объекта задаются в виде нормы или твердо сформулированной цели. В его основе лежат перспективные нормы потребления или рекомендуемые нормативы обеспечения населения непродовольственными товарами.

Расчет спроса как правило производится: объем продаж в базисном периоде (шт, кг) * индекс изменения численности потребителей * корень в н степени (научно обоснованная норма потребления на душу населения/фактическое среднедушевое потребление данного продукта в базисном периоде)^к (к – это количество лет от базисного до прогнозируемого периода, n – количество лет, необходимое для достижения норм потребления).

Объем продаж фактический * индекс изменения численности потребителей * коэффициент сближения среднедушевого потребления с рациональной нормой (в среднем за год и на организацию, обслуживающую определенный сегмент.

Экономико-статистический используется для изучения динамики и прогнозирования спроса. Наиболее часто используются метод прогнозирования спроса на основе коэффициента эластичности.

При применении метода структурных изменений спроса используют данные, полученные в ходе обследования домашних хозяйств. Обследование проводится выборочным методом НСК, который распространяет полученные данные на всю генеральную совокупность. Семьи, попавшие в совокупность, ведут дневниковые записи о ежедневных расходов с детальным описанием каждого товара, места покупки, стоимости, о ежедневном потреблении продуктов питания в разрезе приобретенных товаров, выращенных, полученные в подарок.

На основании этого выявляется структура доходов семью, структура расходов семьи

Структуру потребительских доходов и расходов семей в зависимости от типа населенного пункта, размера и состава семьи и числа работающих в семье. Полученная информация и показатели используются при прогнозировании показателей потребительского рынка.

Суть метода структурного метода спроса заключается в проведении исследований, перемещений части населения в разные группы доходности.

Процедура структурного моделирования:

  1.  выявление тенденций формирования денежных расходов в зависимости от доходов
  2.  обоснование возможных передвижений населения в разные группы доходности
  3.  оценка прогнозной структуры потребительского спроса в разрезе потребительских и в целом по всем группам населения

ЭММ основано на применении трендовых и регрессионных моделей.

Трендовая модель – это уравнение, формализующее закономерности развития спроса в отчетном периоде, а их использование построено на принципе экстраполяции текущих тенденций в будущем.

Выделяют 4 этапа анализа и прогнозирования спроса с помощью ЭММ:

  1.  логический. В  данном этапе в первом приближении отбираются существенные факторы, определяющие спрос. Затем на основе группировок и ранжирования динамических рядов выявляются общие тенденции спроса.
  2.  На данном этапе измеряется сила взаимосвязи между результатом и фактором. Коэффициент вариации, среднеквадратическое отклонение, коэффициенты корреляции.
  3.  Графический. На данном этапе числовые значения факторного признака откладываются на оси абсцисс. Посредством соединения точек формируется определенная линия, по форме которой выбирается зависимость
  4.  На данном этапе определяется достоверность полученных результатов (по показателям средней относительной ошибки и доверительного интервала прогноза), прогнозирование спроса по товарам.

Критерием эффективности спроса является увеличение потребления конкретного товара в расчете на душу населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35036. САПР ElectriCS и UG/Wiring Технологии разработки бортовых электрифицированных систем в авиационно-космической отрасли 282 KB
  Цепочка проектирования ElectriCS и UG Wiring Укрупненная блоксхема цепочки проектирования отображенная на рис. Рис. Порядок разработки принципиальной схемы Э3: внесение в проект электрических устройств из базы электрических устройств рис. 2; определение буквеннопозиционных обозначений электрических устройств; разработка принципиальной схемы с использованием редактора схем utoCD рис.
35037. SCS и SchematiCS 57 KB
  Реферат по презентации программ SCS и SchemtiCS Преподаватель: Сенько В. Использование SchemtiCS4 2. Использование SchemtiCS. Приложение SchemtiCS работает на платформе utoCD и применяется для автоматизации создания и оцифровки схем любой сложности.
35038. Программное обеспечение Solid Edge 67 KB
  Solid Edge — среднеуровневая трехмерная твердотельная CAD-система, предназначенная для проектирования моделей деталей, создания сборок с сохранением ассоциативных связей и выпуска чертежной документации на базе созданных моделей. Интегрирована с системой высокого уровня Unigraphics и системой управления проектом iMAN
35039. Проектирование распределительной сети собственных нужд на основе компьютерной модели с использованием программы ElectriCA 91 KB
  Проектирование низковольтной распределительной сети собственных нужд ТЭС связано со значительными трудозатратами что объясняется с одной стороны большой размерностью задачи а с другой – большим количеством разноплановых расчетов. По существующей технологии проектирования сети собственных нужд ТЭС весь комплекс проектных работ разбивается на следующие этапы: Анализ состава потребителей электрической энергии и их ориентировочное распределение по возможным источникам питания. Расчеты отклонений напряжения выполняются для наиболее критичных...
35040. Адміністративна відповідальність. Притягнення до адміністративної відповідальності 493.5 KB
  В посібнику розкриваються поняття, правові та фактичні підстави адміністративної відповідальності, види та загальні правила накладення адміністративних стягнень, розглядаються питання підвідомчості справ про адміністративні правопорушення, провадження у справах про них: порядок порушення та розгляду справи, оскарження постанови і перегляду справи, а також виконання постанов про накладення адміністративних стягнень
35041. Использование PlanTracer и RasterDesk при проектировании структурированных кабельных сетей 219.5 KB
  Идеален случай когда при строительстве или реконструкции организациягенпроектировщик создает в CDприложениях поэтажные планы с детальной прорисовкой элементов здания и всех видов коммуникаций вентиляции и кондиционирования. Вариант первый: сканирование позволяющее использовать полученное растровое изображение в качестве подложки рис. К тому же при низком качестве исходного материала синька часто используемые планы этот способ применять нельзя рис. Второй вариант – перерисовка.
35042. Project Studiocs Электрика 3.0 254.5 KB
  15 Введение Разработка компании Consistent Softwre – САПР Project Studiocs Электрика – хорошо знакома специалистам. До августа 2004 года основное внимание разработчиков было направлено на развитие существующих тогда самостоятельных модулей пакета Project Studiocs Электрика: Project Studiocs Освещение создание проектов внутреннего электрического освещения и Project Studiocs Сила создание силовой части проектов электроснабжения зданий и сооружений. В декабре 2004 года компания Consistent Softwre объявила о выходе новой версии САПР Project...
35043. CAD/CAM системы среднего уровня на примере систем Cimatron, MasterCam, Solid Edge 585.5 KB
  Реферат по САПР на тему: CD CM системы среднего уровня на примере систем Cimtron MsterCm Solid Edge.5 MsterCm. На рынке программных продуктов широко используются два типа твердотельного геометрического ядра: Prsolid CIS К наиболее известным CD CM системам среднего уровня построенным на основе ядра CIS относятся: DEM Cimtron MsterCm utoCD 2000 Powermill CDdy Brvo К наиболее известным CD CM системам среднего уровня построенным на основе ядра Prsolid относятся: ...
35044. Программное обеспечение Consistent Software ElectriCS 3D 83 KB
  Реферат на тему: Программное обеспечение Consistent Softwre ElectriCS 3D Студент: Петров И.3 Назначение ElectriCS 3D.4 Предмет автоматизации ElectriCS 3D.4 Достоинства ElectriCS 3D.