96548

Конъюнктура рынка потребительских товаров и услуг, методы ее исследования

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Конъюнктура рынка потребительских товаров и услуг методы ее исследования Конъюнктура как экономическая категория. Конъюнктура торговли экономическое понятие связанное с соотношением спроса и предложения товаров на рынке. Конъюнктура потребительского рынка - это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условий при которых происходит...

Русский

2015-10-07

73.23 KB

11 чел.

Тема 7. «Конъюнктура рынка потребительских товаров и услуг, методы ее исследования»

  1.  Конъюнктура как экономическая категория.

Конъюнктура — условия, ситуация, сложившиеся на рынке в конкретный период времени под воздействием субъективных и объективных факторов внешнего характера действия. Знание конъюнктуры рынка позволяет субъектам хозяйствования принять решение об увеличении (сокращении) объемов производства, расширении (сужении) ассортимента, завоевании (уходе) с рынка, изменении тактики продаж, денежно-кредитной и политики, совершенствовании материального стимулирования, ценовой политики, методах государственного регулирования экономических процессов.

Конъюнктура торговли — экономическое понятие, связанное с соотношением спроса и предложения товаров на рынке.

Конъюнктура потребительского рынка - это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условий, при которых происходит процесс продажи и покупки товаров.

Под торговой конъюнктурой понимается состояние торговли за определенный период времени, складывающееся под влиянием спроса и  товарного предложения в конкретных условиях хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий.

При   изучении   торговой   конъюнктуры   обычно   различают   общую конъюнктуру и отдельных рынков или взаимосвязанных товаров, а также конъюнктуру региональных рынков (республики, экономических районов) во взаимосвязи и обусловленности.

Конъюнктура торговли является необходимым составным элементом конъюнктуры рынка и несет в себе как общие, так и специфические черты, обусловленные особенностями спроса населения, формирования товарного предложения, выполняемых функций.

Основная цель изучения конъюнктуры торговли — установить, в какой мере деятельность торговых организаций влияет на состояние рынка, как должна развиваться торговля в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и обеспечит выполнение плана товарооборота.

Положение, складывающееся на рынке в конкретный момент, можно определить как конъюнктуру текущего момента (или конъюнктурную ситуацию). Одну конъюнктурную ситуацию от другой отличают конъюнктурные колебания, порождающие те или иные тенденции в развитии отдельных элементов товарных рынков и, в свою очередь, порождаемые этими тенденциями. Конъюнктурная ситуация характеризуется особенностями развития розничного товарооборота в государственной торговле и потребительской кооперации, а так же в продаже отдельных видов товаров, в оптовой и розничной торговле и особенностями изменения товарных запасов.

  1.   Система понятий и показателей, используемых для изучения рыночной ситуации.

Рыночная ситуация (конъюнктура) на потребительском рынке изучается с помощью следующих понятий и показателей: степень соотношения спроса и предложения; емкость рынка (возможный объем реализации товаров при заданных или прогнозных условиях); динамика и уровень цен; специфика сегмента рынка; темны инфляции; тенденции развития рынка; уровень конкуренции; обеспеченность товарооборота товарными ресурсами; состоят товарных запасов, товарооборачиваемость; качество товаров и тор го во г обслуживания; объем потребления (товарооборота) в расчете на душ населения; конкурентоспособность товара (способность товара соревноваться на рынке с другими товарами), товарооборачиваемость, доходность субъектов, работающих на рынке, степень коммерческого риска, динамика численность занятых.

Анализ конъюнктуры потребительского рынка и ее прогноз предполагает изучение макроэкономических показателей, определяющих формирование спроса населения, предложения потребительских товаров и их цены, которая является результатом представленного на рынке спроса и предложения.

Возможный объем реализации, определяемый размером покупок организаций и учреждений при действующем уровне розничных цен и имеющемся или планируемом товарном предложении можно определить с помощью емкости внутреннего рынка, как одного из элементов потребительского рынка.

На емкость влияет уровень развития производства и перспективы егс роста, размер и динамика покупательных фондов, изменение численности работающих и занятых в народном хозяйстве, а также уровень тарифов на услуги, динамика цен и другие факторы.

  1.   Источники  и  виды  информации,   необходимые  для   изучен, конъюнктуры рынка.

Потребительский  рынок  является  основным   поставщиком  главного товара информационного рынка - информации. В свою очередь, рынок информации становится значимым фактором формирования информационной инфраструктуры потребительского рынка, предоставляя данные количественных и качественных характеристиках спроса на потребительские товары и услуги, тенденциях изменения производства и потребления, денежных доходов.

Одним из основных условий эффективного изучения конъюнктур торговли является наличие достоверной оперативной информации о состоянии спроса и предложения за конкретный период, факторах, обусловивши изменение объема, структуры спроса и предложения товаров. Все источник информации о состоянии конъюнктуры торговли можно разделить на внутренние и внешние.

Под внутренними понимаются собственные источники информации торговых предприятий и организаций, характеризующие:

  1.  товарное обеспечение планов розничного товарооборота;
  2.  условия закупки товаров;
  3.  запасы товаров на розничных и оптовых предприятиях;
  4.  выполнение плана товарооборота по видам оборота;
  5.  изменение объемов покупательных фондов населения;
  6.  внедрение прогрессивных методов продажи товаров;
  7.  качество поступающих товаров;
  8.  мероприятия по активизации торговли отдельными товарами;
  9.  подготовку организаций к торговле товарами сезонного спроса;
  10.  насыщенность товарами отдельных торговых организаций;
  11.  планы и задания по розничному товарообороту на предстоящий квартал (период).

Материально-техническая база функционирования и развития потребительского рынка формируется через рынок средств производства. В то же время, спрос на большинство товаров промышленного назначения определяет потребительский рынок.

Для исследования состояния и прогнозирования развития потребительского рынка используются методы экстраполяции, нормативный, экспертных оценок, балансовый. Метод балансовой связи применяется для разработки балансов спроса и предложения.

Внешняя информация — это представляющие интерес для изучения конъюнктуры торговли сведения, поступающие от других организаций в виде официальных форм отчетности, обзоров, справок.

  1.  Мониторинг рынка: цели, задачи, организация и метод исследования

Официальная статистическая отчетность и оперативные сведения организаций торговли не всегда позволяют в полной мере оценить состоят конъюнктуры торговли отдельными товарами. Для получения дополнительной информации применяются специальные выборочные наблюдения. Основным методами изучения торговой конъюнктуры являются:

  1.  анализ торгово-экономической информации;
  2.  изучение рынка с помощью специально организованных наблюдений (опросов населения, выборочных обследований и т.д.);
  3.  анализ информации, получаемой от организаций торговли, а также отдельных корреспондентов в виде различных конъюнктурных материалов докладов, сводок, справок по телеграфу и т.д.;
  4.  непосредственное изучение конъюнктуры на розничных предприятия? торговли путем бесед с торговыми работниками и покупателями,
  5.  наблюдений за ходом реализации и состоянием товарных запасов.

  1.   Конъюнктурный обзор, его структура и  методика разработки.

Различают следующие виды материалов, характеризующих конъюнктуру торговли:

  1.  конъюнктурные обзоры - охватывают все стороны торговой конъюнктуры;
  2.  конъюнктурные информации - освещают конъюнктуру торговли по ограниченному кругу вопросов;
  3.  экспресс-информации - содержат отдельные цифровые материалы и факты, характеризующие конъюнктуру торговли отдельными товарами.

В обзорах освещаются следующие основные вопросы конъюнктуры:

  1.  выполнение плана товарооборота отдельными организациями;
  2.  состояние    торговли    продовольственными    и    непродовольственным товарами (по важнейшим группам);
  3.  изменения в покупательском спросе на товары по сравнению с прошлым кварталом и аналогичным периодом прошлого года;
  4.  отсутствие в продаже отдельных товаров и его причины;
  5.  привлечение   дополнительных   источников      для   обеспечения   план товарооборота;
  6.  поступление новых товаров, в том числе от местной промышленности;
  7.  сокращение ассортимента товаров, пользующихся спросом (какие товары какими поставщиками сняты с производства);
  8.  качество поставляемых товаров, их маркировка и упаковка;
  9.  тенденции изменения уровня товарных запасов;
  10.  состояние общественного питания, общие тенденции, характеризующие развитие общественного питания в истекшем периоде;
  11.  факторы, влияющие на выполнение плана товарооборота конъюнктуры на предстоящий прогнозный период.

Обзоры конъюнктуры торговли целесообразно составлять по четырем основным разделам:

  1.  общая оценка конъюнктуры;
  2.  характеристика торговли, в том числе продовольственными и непродовольственными товарами;
  3.  проблемы развития товарооборота;
  4.  оценка продажи основных товаров на ближайший период.

  1.  Закономерности и тенденции развития рынка потребительских товаров и услуг.

Потребительский рынок в странах с переходной экономикой выступаем ключевым     фактором     формирования     экономических    и     социально-психологических    предпосылок    социально-экономического    развития осуществления реформ.

В условиях трансформируемой экономики Республики Беларусь сфера потребительского рынка включает рынок потребительских товаров (продовольственных и  непродовольственных), рынок услуг; непроизводственного характера и рынок личного недвижимого имущества, структуре потребительского рынка ключевую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку по его каналам произведенный продукт поступает в личное потребление, тем самым логически завершается процесс общественного воспроизводства и создаются условия для его возобновления.

Определяя потребительский рынок как экономическую категорию, можно выделить ряд показателей, характеризующих его развитие. К таким показателям относятся товарооборот и его товарная структура, производство и потребление товаров, денежные доходы населения, индексы цен обеспеченность населения товарами, товарные запасы, эффективность торговли и др.

За 2009 год объем розничного товарооборота, включая все каналы реализации, составил 55,9 трлн. руб. и увеличился по сравнению с 2008 годом на 3,0%. При этом розничный товарооборот торговли составил 53,2 трлн. руб.. или 103,3% к уровню 2008 года, организаций общественного питания - 2,7 трлн. руб., или 96,9%. Прогнозом на 2009 год был предусмотрен рост на 17%.

Выполнение параметров прогноза по темпам роста розничного товарооборота по областям и г. Минску характеризуется следующими данными, представленными в таблице.

2009 г. к 2008 г.

по прогнозу

фактически

Республика Беларусь

117

103

Области:

Брестская

116,5

101,4

Витебская

117,5

102,9

Таблица 2. Темпы роста товарооборота по областям и г. Минску.

Рисунок 4. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота.

Гомельская

117

102,3

Гродненская

116,5

103,1

г. Минск

117

102,7

Минская

118

106,3

Могиле вс кая

117

102,4

Всеми областями не обеспечено выполнение прогнозных темпов рос розничного товарооборота. Наибольший темп роста достигнут по г Минске области (106,3%).

В 2009 году розничный товарооборот на 71,7% формировался торговыми организациями, на 28,3% - индивидуальными предпринимателям торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киоска палатках и других объектах. Удельный вес товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков в целом по республике постоянно снижаете: Розничный товарооборот торговых организаций, включая общественно питание, в 2009 г. составил 40,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению предыдущим годом в сопоставимых ценах на 2,8%.

Организациями общественного питания за 2009 г. реализовано продукции на 2,7 трлн. рублей, что составляет 96,9% в сопоставимых ценах к 2008 . При этом продукции собственного производства реализовано на 2,5 трлн. руб. что составляет 91% в объеме товарооборота общественного питания.

Основным качественным показателем структуры розничного товарооборота является соотношение доли продовольственных и непродовольственных товаров, а также доли отечественных товаров в общем объеме товарооборота. В 2009 году опережающими темпами росла реализация непродовольственных товаров (105,8%) по сравнению с продовольственными (100,3%). Удельный вес продовольственных товаров в 2009 г. составил - 50%, непродовольственных- 50%, за предыдущий 2008 год - 49,5% и 50,5%> соответственно.(в процентах)

Исходя из данных рисунка 4 очевидно, что с 1995 года происходило постепенное снижение доли продовольственных товаров в общем объеме товарооборота. Это свидетельствует о повышение уровня жизни населения, поскольку люди могут позволить себе приобретать не только продукты питания, но и товары длительного потребления, предметы роскоши и другие непродовольственные товары. Тенденция была нарушена лишь в 2009 году когда произошло незначительное увеличение доли продовольственных товаров в общем объеме товарооборота (до 50%).

Доля продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота розничной торговой сети в 2009 г. составила 78,6%>, в том числе по продовольственным товарам 86,5%, непродовольственным - 67,6%.

Торговыми организациями розничной торговли и общественного питания за 2009 год продано продовольственных товаров на 27,9 трлн. руб., непродовольственных - на 28 трлн.руб., что составляет соответственно 100,3% и 105,8%) к уровню 2008 года. И если непродовольственные товары практически каждый отчетный период 2009 года (месяц, квартал, полугодие, год) обеспечили прирост по отношению к аналогичному периоду проник года, то продовольственные только 3 квартал, ноябрь, декабрь и год.

В 2009 году произошло снижение объемов продаж но отношению к 2С году по следующим товарным группам: масло растительное (90,5° макаронные изделия (94,5%), яйца (99%), соки (99,7%).

В 2009 году на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 4,9 трлн. руб., что в общем объеме рознично товарооборота торговых организаций составляет 12%. Наибольший удельный вес в ассортименте алкогольных напитков приходится на водку - 46,5%, затем на вина плодовые - 31,2% и пиво - 11,5%. Продажа ликеро-водочных изделий 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 14,4%, слабоалкогольных напитков - на 3,8%, пива - на 6,3%.

Поставка для населения г. Минска мяса и мясопродуктов (в пересчете н мясо) в 2009 году составила 153,8 тыс. тонн, или 107,2%) к 2008 году, молока молокопродуктов (в пересчете на молоко) - 679 тыс. тонн, или 101,7%о.

В 2009 году торговыми организациями продано непродовольственных товаров на 17,2 трлн. руб., что составило 62%> от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 8,4%. По основным товарным группам реализация по отношению к 2008 году снизилась за исключением бельевого трикотажа (110,6%), чулочно-носочным изделиям (103,4%о), табачным изделиям (104,1%»), синтетическим моющим средствам (153,8%), лекарственным средствам (107,2%), бензину (103,6%о). По отдельным товарным группам рост обусловлен перераспределением потоков покупателей с рынков в пользу торговых организаций (синтетические моющие средства, бельевой трикотаж и др.). На рынках, в торговых центрах население покупает около 18% продовольственных и 38%о непродовольственных товаров.

Значительна роль рынков и торговых центров в обеспечении населения отдельными товарами. Так, доля продажи мяса и птицы на рынках, в торговых центрах в общем объеме продажи в 2009 году составила 34%, колбасных


изделий - 16%, масла растительного — 39%, крупы - 49%). макаронных издел: - 45%, швейных изделий - 86%, чулочно-носочных изделий - 44%, обуви 59%о5 строительных материалов - 53%>.

Прогнозируется, что к 2010 г. физический объем рознично товарооборота, учитывая все каналы реализации, увеличится по сравнению 1999г. более чем на 70%, в том числе по негосударственному сектору - в 2 раза.

В 2009 году структура общего объема розничного товарооборота г формам собственности выглядела следующим образом.

Таблица    4.    Структура   розничного    товарооборота    по   формам собственности.

2009 г., млрд. руб.

В % к итогу

2009 год

2008 год

Общий объем розничного товарооборота

55913,4

100

100

в том числе:

государственная собственность

7977,4

14,3

14,7

республиканская

5284,5

9,5

9,9

коммунальная

2692,9

4,8

4,8

частная собственность

45866,4

82

82

смешанная      собственность, имеющая   в   уставном   фонде долю              государственной собственности

5251,2

9,4

9,6

иностранная собственность

2069,6

3,7

3,3

С учетом происходящего процесса реформирования торговли отмечается активизация инвестиционной деятельности. Так по итогам работы за 2007 год доля организаций торговли с иностранными инвестициями в общем товарообороте составила 2,3 %, тогда как в 2000 г. - 0,8%.

Товарные запасы по состоянию на 1 января 2010 составили 4,9 трлн. руб., что обеспечивает 43 дней торговли из расчета однодневного товарооборота декабря 2009 года. На 1 января 2009 года уровень товарных запасов состав! 40 дней.

В 2009 году объем платных услуг, оказанных населению через все каналы. реализации, составил 12,8 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 102,5% аналогичному показателю 2008 года.

Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в 2009 го, по отношению к 2008 году в сопоставимых ценах составили: бытовых - 115 (прогноз - 125%), транспортных - 92,9% (прогноз - 110%), культуры - 120,6' (прогноз -  117%), туристско-экскурсионных - 84,5% (прогноз - 135% физической культуры и спорта - 109,7% (прогноз - 124%), медицинских 120% (прогноз - 122%>),   санаторно-оздоровительных - 107,3% (прогноз 116,5%), образование - 109,1% (прогноз - 111%).

Таблица 6. Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь.

Показатель

2005

2006

2007

Магазины - всего, ед.

27943

29100

30966

в том числе: магазины самообслуживания

8810

9186

10541

с торговой площадью от 650 кв. м

210

212

230

с торговой площадью от 1000 кв. м

99

107

115

Торговая   площадь   магазинов   -всего, тыс. кв. м

2587,7

2674,8

2771

в    том    числе    магазинов самообслуживания

1228,9

1318,6

1602,7

Фирменные магазины, ед.

516

530

589

Торговые центры, ед.

205

260

324

Площадь торговых центров, тыс. кв. м

205,8

220,5

358,6

Торговые   объекты   в   торговых центрах, ед.

13627

16900

20119

Торговая   площадь   магазинов   и торговых центров - всего, тыс. кв. м

2793,5

2895,5

3129,6

Обеспеченность           торговыми | площадями на 1000 жителей, кв. м    2S6

308,5     322

Рынки, ед.                                     5о8

416       413

Количество   торговых   мест   на рынках, тыс. ед.

62,4

73,6

106,1

Магазины-склады - всего, ед.

156

161

175

в      том      числе      оптовых организаций, ед.

61

67

91

За последние три года наблюдается развитие инфраструктуры потребительского рынка в Республике Беларусь. Строятся и вводятся эксплуатацию новые магазины, фирменные центры, увеличивается их площадь. Наибольшими темпами происходит расширение сети магазинов самообслуживания. В 2007 году их стало на 1731 больше, или на 20°/ Практически на 60% увеличилось количество торговых центров в республике при этом расширяется и их торговая площадь

Изучая    развитие   потребительского   рынка    Республики   Беларусь необходимо также затронуть аспект внешней торговли, как составляющий элемент всего потребительского рынка.

Из данных таблицы 7 очевидно, что в 2007 году товарооборот Республики Беларусь составил 53,0 млрд. долларов и по сравнению с 200( годом увеличился на 26,0 % или на 10,9 млрд. долларов.

Основными торговыми партнерами Беларуси в 2007 году являлись Россия, Нидерланды, Украина, Германия, Польша, Великобритания и др. В приложении Г отражены основные торговые партнеры республики Беларусь в 2006 году.

В прошедшем году Беларусью импортировано товаров на 28,7 млрд долларов. Импорт вырос на 28,3 процента или на 6,3 млрд. долларов.

Торговые отношения с Европейским союзом развиваются достаточно динамично. Если при анализе внешнеторгового оборота за период 2000-2006 рассмотреть Европейский союз с учетом новых стран, вступивших в 2004г., ' на долю европейских стран в 2000 г. приходилось 24,3% общего белорусского товарооборота, в 2006 г. - 45,5%.в исследуемом периоде можно видеть стойкую динамику увеличения положительного сальдо торгового баланса, приложении Д отражена доля товарооборота со странами Европейского союза общем обороте Республики Беларусь в 2006 г.

Экспорт товаров Республики Беларусь составил 24,3 млрд. долларов увеличился на 23,3 процента или на 4,6 млрд. долларов. В страны СНГ экспорт увеличился на 30,5 процента или на 2,6 млрд. долларов и составил 11,2 млрд долларов, в страны вне СНГ -   вырос на 17,8  процента или на 2,0 млрд долларов, и составил 13,1 млрд. долларов.

Важный итог 2007 года - увеличение доли инвестиционного экспорта в общем объеме экспорта с 12,4 до 14,1 процента. Экспорт инвестиционных товаров составил 3,4 млрд. долл. США и возрос по сравнению с 2006 годом на 40,2 процента. Это свидетельствует о том, что Беларусь стала больше продавать за рубеж готовой сложнотехнической продукции.

Расширена география белорусского экспорта. В 2007 году впервые поставлена белорусская продукция в Уругвай, Катар, Боливию, Барбадос, Бенин, Доминику, Мавританию, Мьянму, Непал и др. (всего 14 стран) на общую сумму 5,5 млн. долларов.

Темпы роста импорта на 5 процентных пунктов превысили темпы рос экспорта. В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарам составило 4335,1 млн. долларов (при прогнозе в размере -720 млн. долларов) по сравнению с 2006 годом увеличилось на 1718 млн. долларов.

Отрицательное сальдо внешней торговли обусловлено, в первую очередь несбалансированностью торговли с Россией, а также источников формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие).

Развитие промышленности в республике Беларусь можно охарактеризовать следующими данными.

Из данных таблицы следует, что промышленность развивается стабильными положительными темпами. Наблюдается ежегодный рост прибыли от реализации товаров, работ, услуг. Однако рентабельность реализованной продукции снизилась на 2,5 процентных пункта в 2007 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано, прежде все г с резким подорожанием топливно-энергетических ресурсов, которые составляют основу промышленной деятельности.

Производство потребительских товаров в отпускных ценах в 2007 го; составило 22 768 млрд. руб.. что на 18,3% превышает производство 2006 год. В сопоставимых ценах производство потребительских товаров увеличилось i 8,2%, в том числе продовольственных товаров на 4,2%, непродовольственных на 11,7%, алкогольных напитков - на 15,6%.

Исходя   из   вышеизложенного,   можно   охарактеризовать   положение потребительского   рынка   Республики   Беларусь   следующим   образом: республике наблюдается закономерное стабильное развитие потребительского рынка, о чем свидетельствуют основные экономические показатели.

В Белоруссии рост потребительского рынка и экспорта способствую повышению инвестиционной привлекательности экономики. На внутренне: потребительском рынке республики на протяжении ряда лет удается сохранит положительную тенденцию увеличения объемов продаж ряда товаров сбалансированности спроса и предложения, а также высокую насыщенность организаций торговли товарами отечественного производства.

В развитии потребительского рынка республики приоритетными были и остаются вопросы обеспечения населения широким ассортиментом товаров высокого качества и различных услуг, внедрения взаимовыгодных форм сотрудничества торговли и промышленности, применения новых технологий организации торговли.

Придание потребительскому рынку характера сбалансированности и устойчивости, обеспечение его функционирования и развития, повышение роли данного рынка в экономике, предполагает определения конкретных критериев поведения для субъектов рынка потребительских товаров и услуг. Это особенно важно в условиях переходной экономики с присущими ей кризисными явлениями и несформировавшейся системы регулирования социально-экономических процессов.

  1.  Состояние и перспективы развития рынка потребительских товаров и услуг в Республике Беларусь.

Развитие торговли неразрывно связано с развитием потребительского рынка.   Торговля,   являясь   главным  элементом   потребительского  рынка, непосредственно зависит от тех изменений, которые происходят на рынке. Любые проблемы, возникающие на потребительском рынке, непременно затронут и торговую сферу. Также и слабые стороны торговли становятся сдерживающим    элементом    для    развития    потребительского    рынка. Преимущества торговли и потребительского рынка аналогично связаны между собой.

Среди основных преимуществ развития торговли в первую очередь следует отметить политическую, социальную и экономическую стабильность стране. При этом экономический рост в Беларуси — не статистический феномен а реальный факт, основными движущими силами которого являются рост производительности труда, повышение энергоэффективности и использования производственных мощностей. По данным Всемирного банка, в 1996-200' годах прирост ВВП составил 77,4%.

В условиях внутриполитической стабильности, низком уровне преступности и коррупции, отсутствии конфликтов межнационального или религиозного характера, создаются благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций, направляемых, в частности, на развитие торговой деятельности.

Развитие торговли посредством расширения инвестиционной деятельности в Беларуси осуществляется благодаря развитию и совершенствованию инвестиционного законодательства. Оно направлено на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. Работает шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности.

Все эти факторы являются неотъемлемым элементом расширения границ торговой активности как внутри страны, так и за ее пределами.

Выгодное экономико-географическое и геополитическое положе* также является одним из главных преимуществ расширения торговой деятельности, в частности, внешней торговли. Развитая сеть автомобильных железнодорожных магистралей между странами ЕС и СНГ является, свое рода, связующим звеном Западной и Восточной Европы в сфере торгов] путей сообщения. Беларусь является, своего рода, плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Торговля республики по своей структуре, масштабам произведет: становится экспортоориентированной. Постепенное устранение барьере приводит к удешевлению не только готовых импортируемых товаров и услуг, но и отечественной продукции, изготовленной с использованием импортныго сырья и оборудования. Кроме того, существенно повышается качеств продукции национального производителя за счет внедрения в производство новых современных технологий и мировых стандартов качества.

Беларусь, сегодня дает 30% мирового производства большегрузных автомобилей, 15% минеральных удобрений, 6% - тракторов. В данной ситуации развитию внешней торговли способствует расширяющийся промышленный, научно-технический и экспортный потенциал.

Немаловажную роль в развитии торговли и потребительского рынка в государстве играет человеческий потенциал. Сегодня на 1000 человек, занятых в реальном секторе экономики, приходится около 450 работников с высшим и средним специальным образованием. Такая высокая квалификация работников достигается благодаря созданной в стране системе подготовки кадров. Это способствует производству более качественной продукции и дает возможность представить более конкурентоспособный товар при выходе на мировые рынки и развитии внешней торговли республики.

Перспективы расширения торговли за пределы страны связываются с инновационным развитием и мобилизацией информационных ресурсов, как еще одним потенциальным источником развития потребительского рынка. Беларуси создан Парк высоких технологий для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национально экономики, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций. Развитию деятельности Парка высоких технологий способствует специально разработанная система льготного налогообложения, которое предусматривает освобождение от налогов и сборов и иных обязательны платежей в республиканский бюджет и в государственные внебюджетные фонды в части выручки от реализации информационных технологий и услуг и их разработке.

Инновационные методы организации, торговли непосредственно оказывают положительное влияние на ее развитии. Автоматизация, логистике современные технологии управления - современные подходы организаций торговли, способствующие ее совершенствованию и унификации. Применение инновационных подходов к организации торговой деятельности способствуй сокращению времени обслуживания покупателей, ускоряют пропускную способность организации торговли, позволяют изучать особенности спроса  те или иные товары и услуги в различные промежутки времени с помощью информации, возможность эффективного управления товарными запасами.

При этом следует отметить, что развитие торговой деятельности, внедрение новых форм и методов реализации товаров и услуг происходит на уровне государства, т.е. посредством указов и постановлений регулируется процесс модернизации торговой сферы, совершенствуется законодательная база, снижается фискальная функция государства, активизируется обновление и модернизация материально-технической базы.

В результате действий правительства либерализация современной торговли позволяет национальным производителям увеличить или наладить экспорт своей продукции, а также повысить прибыль. Это в свою очередь способствует      увеличению      налоговых      поступлений,      стабильности экономической    системы    и,    соответственно,    повышению    доходов благосостояния населения в целом.

Однако, как любая сложная система, потребительский рынок Республики Беларусь развивается неоднозначно, приспосабливаясь к сложившейся политической и социально-экономической ситуации в стране. В результате этого формируется ряд проблем, которые не позволяют в достаточной степе обеспечивать все потребности конечного покупателя.

Анализ функционирования потребительского рынка в Республики Беларусь в 1990 - 2007 гг. позволяет отметить следующие наиболее важные проблемы, решение которых позволит в ближайшей перспективе выйти торговле на новую, более совершенную ступень развития.

Ключевым критерием создания благоприятной среды для развита любого рынка является наличие конкурентной среды. Несмотря на то, что на потребительском рынке имеются субъекты хозяйствования различной форм; собственности, ведомственной и государственной принадлежности, развита конкурентная среда еще не создана, хотя динамика этого процесса н потребительском рынке положительная, особенно в процесса: разгосударствления.

Если в 1990 году негосударственная форма собственности в торговое секторе отсутствовала, то в 1995 году в общем объеме товарообороте организаций торговли предприятия негосударственной формы собственности составили 59,5%, в 2000 году - 65,2%, а в 2007 году - 82%. При этом естественно продолжался процесс снижения удельного веса реализации товаров через организации торговли государственной формы собственности.

Отмена «золотой акции» в некоторой степени способствует снятию барьеров на пути привлечения в страну иностранного капитала, должно поспособствовать улучшению инвестиционного имиджа Беларуси, что даст возможность прихода новых продавцов и покупателей на внутренний потребительский рынок.

Однако сегодня на потребительском рынке практически отсутствует конкуренция отечественных товаропроизводителей, основной задачей которой должно было стать удержание и развитие конкурентных преимуществ. большинства участников рынка главной задачей становится выживание при минимальном росте. Образование конкурентной среды предполагает не только увеличение количества участников, но также и создание равных ус лови организации деятельности для всех субъектов хозяйствования.

Важной особенностью в комплексе социально-экономических проблем потребительского рынка является преобладание общей тенденции снижения покупательной способности населения. Следствием такого дисбаланса являете то, что потребитель становится на второе место: спрос становится вторичен по отношению к товарному предложению. Покупатель, зачастую, не является хозяином положения на рынке, принимая условия продавца. В условиях рынка покупателя правила игры диктует товаропроизводитель, при этом во многих случаях игнорируя качество, отдавая приоритет количеству. Торговля сегодня не в состоянии предложить покупателю в необходимом ассортименте и количестве все те товары и услуги, которые он хочет. При этом объем неудовлетворенного спроса постепенно растет.

Однако такая проблема предполагает логическое решение, которое должно поспособствовать развитию торговли. Поскольку на белорусском рынке недостаточно тех или иных товаров и услуг, появляется широкое поле деятельности для внешних инвесторов. Привлечение дополнительных источников финансирования в торговую сферу будет содействовать появлению новых рабочих мест, повышению платежеспособности населения и в целом стимулированию экономического роста. В результате такого развития увеличится стоимость рабочей силы, что является негативным моментом для инвесторов, однако это даст толчок к постепенной замене человеческого капитала технологическим. Тем самым торговля станет выходить на новый интеллектуальный этап своего развития, где технологии станут занимать первое место.

Еще одной проблемой потребительского рынка является неразвитость
сельского потребительского рынка. В настоящее время формально и реально
управление данным сегментом рынка осуществляет потребительская
кооперация, объединенная в Белорусский союз потребительских обществ
(Белкоопсоюз).     Основу     потребительской     кооперации составляют некоммерческие    организации    -    118    потребительских   обществ    и облпотребсоюзов. В  количественном отношении это довольно мощная развитая структура. На ее долю приходится  12* 456 магазинов торгов площадью 1134,9 тыс.кв.м.

Тем не менее, качественные показатели потребительской кооперации на сельском потребительском рынке свидетельствуют о наличии серьезных финансовых, кадровых, управленческих, социально-демографических и других проблем. Если обслуживаемое население составляет 35% от обще численности, то в общем товарообороте 2007 года на ее долю приходите только 9,7%.

К основным причинам, которые препятствуют нормальному развитию сельского потребительского рынка, относятся:

1. сложная демографическая ситуация, для которой характерна
преобладание лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

2. низкая покупательная способность сельского населения;

3. высокие расходы функционирования сельского потребительского
рынка, прежде всего транспортные расходы, отсталая материально-техническая
база, дефицит и высокая стоимость топливно-энергетических ресурсов.

К перечню проблем, связанных с развитием потребительского рынка, можно отнести громоздкий организационно-управленческий механизм. Основным вопросом является оптимизация вертикальных и горизонтальных связей, выработки единой политики на внутреннем рынке и согласованности действий институтов государственного управления, создания эффективных организационных структур управления как на микроуровне управления, так и на уровне регионального управления.

В настоящее время регулирование потребительского рынка является компетенцией практически всех хозяйственных и общественных организаций. Это значит, что прямо и косвенно проблемы потребительского рыка затрагивают сферу деятельности 24 министерств, 8 комитетов, 9 объединений учреждений, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, около 1 общественных объединений: например, Белорусская торгово-промышленга палата, Общество защиты потребителей. Общество инвалидов и др.

Для того, чтобы координировать деятельность перечисленных субъектов управления, необходима единая методология управления потребительски; рынком, включая принципы, методы, стратегию и тактику, систему целей приоритетов, организационные схемы, технологию, информационное, научно и иное обеспечение.

До настоящего времени в республике не была разработана комплексная программа формирования и развития потребительского рынка как социально экономической системы, которая должна иметь межотраслевое государственное значение. Отсутствует единая методология формирования i развития рынка товаров и услуг и стратегия управления им.

Сильное влияние на состояние потребительского рынка оказывают внешнеэкономические связи. В наибольшей степени это проявляется через: объемы и товарную структуру импортных поставок, что в свою очередь влияет на качество и цены товаров.

Высокие тарифы, квоты, специфические пошлины и «тормозящие развитие» тарифные структуры становятся основным барьером при выходе на мировые рынки. Нетарифные барьеры - например, сложные таможенные процедуры и отсутствие прозрачности в процессе применения официальных правил и нормативов - тоже мешают белорусской экономике получать ожидаемые выгоды от торговли.

Также к проблемам развития торговли можно отнести несовершенство системы транспортных услуг, работы таможни, а также управления материально-техническим обеспечением и отсутствия логических структур.

Для   содействия    торговле       требуются    существенные       инвестиции, дополнительное техническое содействие и скоординированные многосторонние усилия.

В современных условиях развитие сопряжено с потерями. Открытое торговли дает возможность выхода на новые рынки и одновременно подвергают внутреннюю торговлю сильному негативному воздействию транснациональных корпораций. Таможенные ограничения являются мерой защиты для развит! стран и барьером при выходе на мировые рынки для развивающихся стран.

К сожалению, многие развивающиеся страны столкнулись с серьезные трудностями, стремясь реализовать выгоды, обеспечиваемые расширение торговли. Открывая границы для импортеров товаров и услуг, государств сталкивается с проблемой неконкурентоспособности продукции собственно! производства. Развитию внутреннего рынка в стране препятствует слаборазвитая инфраструктура, государственная политика, неспособна привлечь инвестиции и обеспечить экономическую уверенность, и даже географическое положение.

В настоящее время внешнеэкономический фактор оказывает существенное влияние практически на все направления: объемы товарооборота товарную структуру, качество и цены товаров, а также во многом формирует региональную специфику. Однако такое воздействие носит, в основном, спонтанный характер и не всегда отвечает интересам потребителей. Это определяет необходимость поиска форм и методов регулирования потребительских рынков, адекватных новым условиям - рыночным отношениям и открытому типу экономики.

  1.  Методы прогнозирования конъюнктуры рынка.

Для прогнозирования развития потребительского рынка используются методы экстраполяции, нормативный, экспертных оценок, балансовый. Метод балансовой связи применяется для разработки балансов спроса и предложения.

Порядок  составления  балансов  спроса  и  предложения  изложен  в Методических рекомендациях по подготовке республиканских балансов спроса и предложения, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь в 2003 г. Балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции используются при разработке прогнозов социально-экономического развития  Республики  Беларусь.

Прогнозные    балансы    спроса    и    предложения    составляются    на краткосрочный   (год,   квартал),   средне-   и   долгосрочный   периоды.  По материалам   прогнозных    балансов   производится    оценка   текущего прогнозируемого спроса, определяются варианты его обеспечения за счет национального   производства   или   импорта   рассчитывается   потребность внутреннего   рынка   в   товарах,   возможности   экспорта   и   расширения производственных мощностей; выявляется степень сбалансированности спрос и предложения, удовлетворения потребностей, размер неудовлетворенное спроса,    исследуется    конкурентоспособность   отечественной   продукции эффективность   работы    товаропроизводителей на внутреннем и внешнее рынках, разрабатываются рекомендации по устранению диспропорции между спросом и предложением, активизации или диверсификации производства защите отечественных товаропроизводителей и внутреннего рынка, снижении издержек производства и обращения, развитию рыночной инфраструктуры совершенствованию хозяйственного права, развитию сотрудничества Беларуси с другими странами.

Баланс   составляется   по   расширенной   (квартальный,   годовой)   и упрощенной (средне-, долгосрочный период) формам (2.2) фактические и ожидаемые цены приобретения соответственно, а для прогнозного периода — цены, по которым потребители (производители) готовы приобретать (продавать) продукцию в прогнозируемом периоде. Причем для прогнозирования цен предложения необходимо воспользоваться ценами предыдущего года и индексом-дефлятором для следующего года;

при продаже товаров населению (строка "Потребление домохозяйств") через сеть розничной торговли цены приобретения должны соответствовать розничны м;

- для обеспечения сопоставимое™ натуральной и стоимостной массы товаров в качестве, цен спроса, предложения, приобретения и розничных цен принимаются цены, оплачиваемые конечными потребителями, т.е. с учетом налогов, акцизов, пошлин, транспортных тарифов, надбавок.

При прогнозировании товарных ресурсов:

- предложение товаров на рынке за анализируемый период складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий и поступлений товаров на рынок из всех источников;

- объемы производства рассчитываются с учетом имеющихся сырья, производственных мощностей, целесообразности и возможности их закупки.

При прогнозировании товарных запасов:

учитываются    запасы    по    всем    каналам    товародвижения производители, оптовики, розничные организации;

- ожидаемые запасы на начало прогнозируемого периода определяют, используя формулу балансовой связи (Зн + П = Р + Зк);

- потребность товаров для нормализации запасов в оптовом и розничном звене определяется как произведение среднедневного объема продаж на норматив товарных запасов в днях товарооборота, рассчитанный для условий бесперебойной торговли.

При расчете итоговых статей "дефицит", "избыток":

♦      "избыток производства" — результат со знаком "+";

Разработка баланса спроса и предложения осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

1 этап — расчет прогнозных объемов и структуры спроса;

2 этап — прогноз средних цен приобретения;

3 этап — определение  перспективных  объемов  и структуры предложения продукции;

4 этап   —   расчет   товарных   запасов   на   начало   и   конец прогнозируемого периода.

5 этап — расчет дефицита или избытка в производстве и продаже на исследуемом рынке.

При проведении расчетов необходимо учесть следующие особенности. При прогнозировании спроса:

по потребительским товарам необходимо ориентироваться на рациональные нормы потребления;

товарам длительного пользования необходимо предусмотреть первичный и повторный спрос и специфику его проявления;

продовольственным товарам следует учитывать, что часть продукции, производимая в домашних хозяйствах, потребляется, не попадая на рынок продовольствия;

сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, фрукты) необходимо учесть тот факт, что часть произведенной продукции используется сельхозпроизводителями для собственных нужд (семена, корм и т.д.);

продукции производственного назначения учитывается неудовлетворенный спрос;

импортируемой продукции — возможность импортозамещения;

экспортируемым изделиям — опережающие темпы роста (при наличии спроса на внешнем рынке)

При прогнозировании средних цен:

- для ожидаемого и отчетного года целесообразно использоват




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47867. Предмет і метод політичної економіки 1.86 MB
  Сукупність економічних відносин між людьми у сфері виробництва розподілу обміну і споживання продукції що утворюють певну економічну систему. Юм Фізіократи 1718 ст питання походження багатства перенесено із сфери обігу в сферу виробництва. Основні риси виробництва Стадії суспільного виробництва Основні елементи процесу виробництва Праця –це свідома доцільна діяльність людини яка спрямована на створення тих чи інших благ з метою задоволення потреб.
47868. Проектний аналіз 1.67 MB
  Він дає інформаційну базу у вигляді проекту як спеціально оформленого інвестиційного плану чи результатів проведеної експертизи проекту для ухвалення рішення щодо включення проекту в інвестиційний портфель підприємства початку його інвестування постійного моніторингу реалізації. Аналіз інвестиційних проектів – це комплекс методичних та практичних прийомів розробки обґрунтування й оцінки доцільності реалізації проекту. Більшість проектів що виявилися збитковими могла бути не допущена до реалізації за умови якісного попереднього аналізу з...
47869. Міжнародна економіка. Конспект лекцій 905.5 KB
  Конспект лекцій містить зміст лекційного курсу, завдання до самостійного вивчення теоретичного матеріалу курсу, що вивчається в позааудиторний час, список рекомендованої літератури і ресурсів Інтернет, ілюстративний матеріал до лекцій
47870. Многочлени. Властивості многочленів 5.51 MB
  Ділення многочлена на лінійний двочлен. Розклад многочлена за степенями лінійного двочлена. Означення многочлена Вираз виду: Повністю визначається коефіцієнтами. Многочленомполіномомвід однієї змінної над областю цілісності К називається вираз виду 3 де довільне ціле невід’ємне число елементи К а деякі символи; називається степенем змінної або невідомого а м коефіцієнтом многочлена 3 або коефіцієнтом при .
47871. Основи геометрії 63.5 KB
  Історичний нарис обґрунтування геометрії Предмет основ геометрії. Відкриття неевклідової геометрії.
47872. Основи державного регулювання економіки 303 KB
  Об’єктивна необхідність і теоретичні основи державного регулювання економіки. Моделі державного регулювання економіки в зарубіжних країнах. Таким чином метою державного регулювання економіки є досягнення ефективного поступального та стабільного економічного соціального наукового розвитку України.
47873. МЕТОДИ НАВЧАННЯ 393.5 KB
  Методи цієї групи насамперед характеризують логіку руху змісту навчального матеріалу – від конкретного до загального, від загального до конкретного, за аналогією. Залежно від того, як логічно побудований зміст, виділяють індуктивний, дедуктивний, традуктивний, аналітичний і синтетичний методи навчання
47874. Зміст категорії ефективність управління 136.5 KB
  Зміст категорії €œефективність управління Результативність управління розуміється як його цільова спрямованість на створення потрібних корисних речей здатних задовольняти певні потреби забезпечити досягнення кінцевих результатів адекватних поставленим цілям управління.
47875. Кольори та їх значення 237.5 KB
  Тема: СИМВОЛІКА КОЛЬОРІВ План Особливе значення читання мови барв Кольорові асоціації Кольорова символіка країн світу Мета: сформувати естетичні уявлення про колір пояснити основну символіку кольору дізнатися про значення кольору в різних країнах Обладнання: навчальні плани програми підручники посібники для дизайну; ТЗН для мультимедіа презентації. Так в астрології промені Сонця що розкладені в спектр і дають 7 кольорів відповідали 7 основним планетам: червоний колір Марса синій колір Венери жовтий колір...